Сочинение про лекарственные растения на башкирском

Обновлено: 05.07.2024

Лекарственные травы — Лекарственные растения обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Наиболее широко… … Википедия

На рождество крестителя собирают лекарственные травы. — На рождество крестителя собирают лекарственные травы. См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Растения и лекарственные травы — Согласно Алану Лео, травы и растения классифицируются следующим образом: Солнце: Миндаль, ясень, лавр, омела, олива, рис, виноградная лоза, ладан и другие ароматические травы, можжевельник, мужские растения пиона и мака, ноготки, розмарин, шафран … Астрологическая энциклопедия

лекарственные растения — Таблица 33. Лекарственные растения: 1 — аралия маньчжурская (1а — лист, 1б — часть соцветия, 1в — плоды); 2 — алоэ древовидное (2а — стебель с листьями, 2б — соцветие); 3 — амми зубная (3а — верхняя… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ — ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, растения, к рыми пользуются при лечении различных б ней. Использование растений для лечения было известно человеку уже в самой глубокой древности. Многие растения содержат фармакологические, действующие на животный… … Большая медицинская энциклопедия

Лекарственные растения — I Лекарственные растения являются источником получения лекарственного сырья. В качестве лекарственного сырья используют высушенные, реже свежесобранные части (листья, траву, цветки, плоды, семена, кору, корневище, корни) лекарственных растений.… … Медицинская энциклопедия

Лекарственные растения — обширная группа растений, используемых в медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Литературные источники свидетельствуют об употреблении Л. р. в Древней Ассирии, Египте, Индии, Китае примерно за 3000 … Большая советская энциклопедия

Лекарственные растения — Аир болотный. Аир болотный. Лекарственные растения являются источником получения лекарственного сырья. В качестве лекарственного сырья используют высушенные, реже свежесобранные части (листья, траву, цветки, плоды, семена, кору, корневище, корни) … Первая медицинская помощь - популярная энциклопедия

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ — труп па культивируемых и дикорастущих р ний, используемых в мед. и вет. практике для лечения и профилактики болезней. Мн. Л. р. применяют также в пищевой и парфюмерно косметич. пром сти, их разводят как пряные и декор. культуры. Леч. действие Л.… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Травы лекарственные — цельное травянистое растение или растение без корня, или листья с цветками, или верхушки растений, или листья с черешками и развитыми цветками, или листья со стебельками и неразвитыми цветами. Т. собирают в хорошую погоду, стараясь при сборе… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО: Халилова Гулькай Ахматовна
Конкурс: Лучший урок с использованием ИКТ
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Организация: МОБУ СОШ №18 г.Белорецк, Республики Башкортостан
Адрес организации: Республика Башкортостан,

г.Белорецк, ул.Молодежная, 61
Методическая разработка урока.

Тема: Лекарственные травы. Глагол (Повторение).

Цель : 1. Рассказать о лекарственных растениях, объяснить им целебные свойства и научить узнавать . Повторить изученный материал по глаголу .

2. Развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы , обогащение словарного запаса учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к природе .

Слова для активного изучения:

Дар ыу үләндәре-лекарственные травы

Юл япрағы- подорожник, әрем-полынь

Йүкә сәскәһе-липовый цветок

Иғтибар итмәйбеҙ-не обращаем внимания

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, башкирско-русские словари, выставка книг о лекарственных растениях.

Организационный момент.

– Приготовление учеников к уроку.

-Здравствуйте ученики! Добрый день! Садитесь.

Психологический настрой.

– Дорогие дети! Посмотрите, пожалуйста, на улицу. День сегодня такой чудесный, солнечный…. И наши настроения соответствует этому, мы веселые, полны энергии. Посмотрите друг - на друга и улыбнитесь. Ведь сегодня вы пришли на урок получить знание, узнать что-то новое.

О чем сегодня будем говорить, вы мне скажите сами, а для этого внимательно слушайте и смотрите на слайды, рисунки. Оценки будут зависеть от того, сколько жетонов получите за участие, за правильные ответы, за работу (можно кого- ни будь из учеников поставить ответственным за это)

Фонетическо-артикуляционное упражнение .

- Прежде чем начать урок потренируем наши речевые органы, чтобы правильно произносить и читать звуки, буквы.

hello_html_5ea9d3f7.jpg

-чтение по цепочки.

-Обратить внимание на рисунок .

Объяснение нового материала.

-Ре бята, я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать и подумать о чем речь пойдет сегодня на уроке.

hello_html_567aa741.jpg

hello_html_m5b5ca4ad.jpg

hello_html_63582877.jpg

-Значит, как вы догадались , о чем пойдет речь сегодня на уроке.

-А теперь открыли тетради, записали число и тему (учитель открывает доску , где написана число и тема урока)

Словарная работа.

hello_html_m43cd9233.jpg

-Чтение и усвоение слов по слайду

-Записывают слова в словарники.

Из этих слов, найти глаголы

Проверка домашнего задания (по слайдам).

hello_html_37b0b607.jpg

hello_html_m7c3d25b6.jpg

hello_html_27d90d3.jpg

hello_html_631cf86e.jpg

Работа над текстом.(текст на башкирском языке).

-Чтение текста учителем.

hello_html_m12e69443.jpg

-чтение по цепочке.

-ответить на вопросы:

А)Каких лекарственных трав вы встретили? Выписать их.

hello_html_3776b39.jpg

Б)Найти в тексте глаголы и определить их местоположение в предложение. (В башкирском языке глагол обычно стоит на последнем месте)

hello_html_1d4eac8e.jpg

Физкултьминутка.( повторить движениями на слайде)

hello_html_m747fe2c0.jpg

(сдувают с деревьев листья).

hello_html_m66939e6.jpg

(круговые движения руками ).

hello_html_m52905b43.jpg

(машут руками как крыльями)

Закрепление нового материала.

Посмотреть на экран.

Составить предложения по каждому слайду.

hello_html_m12bd6016.jpg

-Лекарственным травам относится.

hello_html_61ba0736.jpg

-В лечебных целях используют.

hello_html_m5b3f58f7.jpg

-В Красную книгу занесены.

Дополнительный материал.

- Обзор выставки книг и журналов о лекарственных травах(краткое ознакомление).

9. Обобщение урока.

-Что нового для себя узнали на уроке?

-Понравился ли урок? Какие пожелания будут? И.т.п.

10. Домашняя работа.

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Тема: Лекарственные травы. Глагол (Повторение).

Класс: 5 (гос.баш.язык)

Цель: 1. Рассказать о лекарственных растениях, объяснить им целебные свойства и научить узнавать. Повторить изученный материал по глаголу .

2. Развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, обогащение словарного запаса учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к природе. Урок предназначен для учителей башкирского языка, работающих в русских школах.

Особое внимание уделяется для усвоения как можно больше новых слов, применять их на практике.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 413 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2014 8343
  • DOCX 3.7 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Халилова Гулькай Ахматовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Я живу в Башкортостане. Это край дремучих лесов, просторных степей, край мёда и кумыса. Здесь издавна живёт трудолюбивый народ. Башкиры умеют и отдыхать, и хорошо работать. С давних пор возникли народные промыслы: бортничество, пчеловодство, скотоводство,рыболовство. Я хочу рассказать о башкирском меде, так как в этом году я с мамой ездил в Мелеузовский район в д. Сыртланово и мне там Марат Аллаяров агай рассказал, как он разводит пчел, мне это заинтересовало.

Башкирский мед- это биологически активный продукт, собираемый пчелами из нектара медоносных растений. Наш мед богат ферментами, гормонами, витаминами, в нем около 20 аминокислот, минералов, он имеет неповторимый, прекрасный аромат. Первенство по целебному качеству занимает мед липовый, собираемый из цветов уральских лип. Не менее популярен мед цветочный, гречишный. Он богат железом и белками. Свойства дают возможность башкирскому меду сохранить свои качества надолго, даже тогда, когда нектар густеет. За высокое качество наш мед, участвовавший на международных выставках (в 1900 году в Париже, в 1961 году в Эрфруте, в 1971 году в Москве), был награжден медалями.

Особую ценность имеет башкирская пчела, разводимая во всех районах Башкортостана. А еще в наших лесах обитают дикие пчелы. Они меньше домашних по величине, легче переносят болезни и морозы, могут собирать мед и в плохую погоду. Круглый год дикие пчелы живут в одном месте, в дупле. Летом происходит роение, и рождается новая семья.

В густых лесах жили дикие пчёлы, они являются предками домашних пчёл. В первое время люди собирали только готовый мёд. Потом люди стали в стволе дерева выделывать дупло- бортнить. Б ортевики натирали дупла душистыми травами, приклеивали кусочки сот, куда трудолюбивые пчёлы собирали мёд. Так возникло бортничество. Специальные люди бортники, забирались на дерево и получали ценное богатство- душистый, янтарный мёд, полезный для человеческого организма.

Постепенно человек превратил диких пчёл в домашних. Он стал содержать их в улье и ухаживать за ними. Я слышал, что домашние пчёлы больше дают мёда, чемдикие. Поэтому учёные Башкортостана работают над выведением более выносливых домашних пчёл.

Мне пришлось увидеть пасеку, где стоят улья– пчелиные домики. Я заметил, что пчёлы очень трудолюбивы, живут и работают сообща. Марат агай рассказал мне, что летом улья стоят на пасеке- в саду, поле, где растёт много медоносных растений: гречихи, липы, подсолнечника. А на зиму ульи с пчёлами переносят в омшаник.

Пчеловоды ухаживают за пчёлами. Летом они добывают душистый, очень ценный продукт - башкирский мёд, ценимый по всей России и во всём мире.

Хохлатка плотная – декоративное и медоносное растение; дымянка лекарственная – кормовое растение, дымянка Шлейхера – ядовитое растение.

Тығыҙ яҙ йондоҙо — декоратив һәм баллы үҫемлек; дарыулы тиле кишер — мал аҙығы үҫемлеге, Шлейхер тиле кишере — ағыулы үҫемлек.

Декоративные растения, баранец обыкновенный — лекарственное растение; ликоподий (споры П.) — детская присыпка.

Декоратив үҫемлектәр, ябай көкөртлөкәй — дарыу үҫемлеге; ликоподий (К.ү.һ. споралары) — балалар һибелмәһе.

П. выращивают как комнатные декоративные растения, щитовник мужской — лекарственное растение, молодые листья орляка съедобны.

А.һ. декоратив бүлмә үҫемлеге булараҡ үҫтерелә, ир туйыр абағаһы — дарыу үҫемлеге, ҡаҙаяҡтың йәш япраҡтары ашарға яраҡлы.

Декоративные растения (ветреничка, водосбор и др.), медоносные растения (адонис, калужница и др.), лекарственные растения (виды адониса, аконита, живокости и др.).

Декоратив үҫемлектәр (елбегәй, һыуйыйыр үлән һ.б.), баллы үҫемлектәр (һаҙ томбойоғо, һары умырзая һ.б.), дарыу үҫемлектәре (айыутабан, ҡамсат сәскә, һары умырзая төрҙәре һ.б.).

Пищевые растения (брусника, голубика, клюква болотная и др.), лекарственные растения (толокнянка обыкновенная, черника и др.).

Ашарға яраҡлы үҫемлек (ҡыҙыл көртмәле, күк көртмәле, һаҙ мүк еләге һ.б.), дарыу үләне (ябай ҡоро көртмәле, көртмәле һ.б.).

На территории РБ в составе А.р. более 500 видов, в том числе культурные растения, лекарственные растения (пустырник пятилопастный, крапива двудомная, лопух большой, череда трёхраздельная, полынь горькая и др.), а также сорные райония и виды районий (амброзия), вызывающие аллергич. заболевания.

БР-ҙа А.ү. составында 500-ҙән ашыу төр, шул иҫәптән культуралы үҫемлектәр, дарыу үҫемлектәре (бишҡалаҡ арыҫлан ҡойроғо, ике өйлө кесерткән, ҙур дегәнәк, өс бүлемле эт дегәнәге, әсе әрем һ.б.), шул уҡ ҡый үләндәре һәм аллергик ауырыуҙар тыуҙырыусы үҫемлек төрҙәре (амброзия) бар.

Ботанич. З. “Усень-Ивановский" и др. основаны для сохранения генофонда, ценных фитоценозови рационального использования растений, в том числе лекарственных растений, редких видов растений.

Өҫән-Ивановка заказнигы һ.б. ботаник З. генофондты, ҡиммәтле фитоценоздарҙы һаҡлау һәм үҫемлектәрҙе,шул иҫәптән дарыу үҫемлектәрен, үҫемлектәрҙең һирәк төрҙәрен, маҡсатҡа ярашлы файҙаланыу өсөн булдырылған.

Медоносные, декоративные растения; содержат дубильные вещества, флавоноиды, применяются в народной медицине, Л. вязолистный – лекарственное растение.

Баллы һәм декоратив үҫемлектәр; составында дуплау матдәләре, флавоноидтар бар, халыҡ медицинаһында ҡулланыла, ҡарама япраҡлы Е.ҡ. – дарыу үҫемлеге.

Кормовые растения (бескильница расставленная, клевер земляничный, ячмень Невского и др.), золототысячник болотный — лекарственное растение.

Мал аҙығы үҫемлектәре (мамығүлән, ҡайын еләге клеверы, Невский арпаһы һ.б.), һаҙ һарыгүҙе — дарыу үҫемлеге.

Среди С.р. есть декоративные растения (мн. папоротники и плауны), лекарственные растения (щитовник мужской, хвощ полевой и др.), пищевые растения (ламинария, орляк и др.).

С.ү. араһында декоратив үҫемлектәр (абаға һәм көкөрт үләндәре), дарыу үҫемлектәре (ир туйыр абағаһы, баҫыу ҡырҡбыуыны һ.б.), ашарға яраҡлы үҫемлектәр (ламинария, ҡаҙаяҡ һ.б.) бар.

Декоративные растения (жирянка, пушица и др.), лекарственные растения (багульник, толокнянка и др.), пищевые растения (брусника, клюква и др.), ядовитые растения (арктоус, подбел и др.).

Декоратив үҫемлектәр (майлы үлән, мамыҡбаш күрән һ.б.), дарыу үҫемлектәре (ҡоро көртмәле, һаҙанаҡ һ.б.), ашарға яраҡлы үҫемлектәр (ҡыҙыл көртмәле, мүк еләге һ.б.), ағыулы үҫемлектәр (арктоус, тәлмәрйен япрағы һ.б.).

Научная деятельность посвящена изучению структурно-функц. организации митохондриального генома высших растений, культуры клеток и тканей, биотехнологии с.-х. и лекарственных растений.

Фәнни эшмәкәрлеге ҡатмарлы төҙөлөшлө үҫемлектәрҙең митохондриаль геномының структур-функциональ ойошторолоуын, күҙәнәктәр һәм туҡымалар культураһын, а.х. һәм дарыу үҫемлектәренең биотехнологияһын өйрәнеүгә арналған.

Среди Б. есть пищевые растения (бурачник лекарственный, медуница неясная и др.), медоносные растения (синяк обыкновенный), декоративные растения (незабудка полевая, оносма зауральская, синяк обыкновенный и др.), красильные райония (воловик лекарственный, оносма простейшая и др.), сорные растения (асперуга простёртая, липучка обыкновенная, нонея русская).

К.к.һ. араһында ашарға яраҡлы үҫемлектәр (ҡыяр үлән, биҫтау үләне һ.б.), баллы үҫемлектәр (йылан көпшәһе), декоратив үҫемлектәр (сәпсек күҙе, урал аръяғы оносмаһы, йылан көпшәһе һ.б.), буяу үҫемлектәре (дарыулы үгеҙтел, үтә ябай оносма һ.б.), ҡый үләндәре (йәйпек ҡырлан, ябай һырлан, урыҫ нонеяһы) бар.

Декоративные растения (виды лилии, рябчика, тюльпана и др.), лекарственные растения (ландыш майский, чемерица Лобеля и др.), ядовитые растения (виды вороньего глаза, купены, чемерица).

Декоратив үҫемлектәр (ләлә, сыбар сәскә, тюльпан һ.б. төрҙәре), дарыу үҫемлектәре (Лобель аҡһырғағы, май ынйы сәскәһе һ.б.), ағыулы үҫемлектәр (ҡарға күҙенең, сөләймән мөһөрөнөң төрҙәре, аҡһырғаҡ).

В изучаемых флорах отдельно исследуются редкие виды растений, реликты, эндемики, наличие кормовых, лекарственных, медоносных и др. растений.

Өйрәнелгән флораларҙа үҫемлектәрҙең һирәк төрҙәре, реликттар, эндемиктар ҡарала, мал аҙығы үҫемлектәре, дарыу үҫемлектәре, баллы үҫемлектәр һ.б. булыуы айырым тикшерелә.

В Институте биологии под руководством Е.В.Кучерова проводятся системат. иссл. распространения мн. видов кормовых растений, лекарственных растений, эндемиков, редких видов растений, на основе которых были созданы схематич. карты их распространения, выявлены части границ А. мн. видов (водяной орех, жабрица Ледебура, пролесник многолетний, скрученник приятный и др.), проходящие по территории РБ (см. карту).

Биол. институтында Е.В.Кучеров етәкс. мал аҙығы үҫемлектәре, дарыу үҫемлектәре, эндемиктарҙың күп төрөнөң, үҫемлектәрҙең һирәк төрҙәренең таралыуы буйынса даими тикшеренеүҙәр үткәрелә, улар нигеҙендә үҫемлектәр таралыуының схематик карталары төҙөлә, БР территорияһы аша үтеүсе күп төрҙәр (һыу сәтләүеге, Ледебур туғажманы, күп йыллыҡ зәңгәр умырзая, күркәм үрмәҫ әшәлсә һ.б.) А. сик өлөштәре асыҡлана (ҡара: карта).

В Ботаническом саду-институте с 50-х гг. 20 в. ведутся иссл. таксонометрич. состава эфирномасличных районий флоры респ. (Е.Н.Клобукова-Алисова), по интродукции эфирномасличных декоративных растений, лекарственных растений и др. (И.Е.Анищенко, О.А.Кравчук и др.), с 90-х гг. — биологии, генетики, экологии и структуры популяций хвойных пород (В.П.Путенихин, Н.В.Старова, З.Х.Шигапов и др.).

Ботаника баҡса-институтында 20 б. 50-се йй. алып респ. флораһыныңэфир майлы үҫемлектәренең таксонометрик составы (Е.Н.Клобукова-Алисова), эфир майлы декоратив үҫемлектәрҙең, дарыу үҫемлектәренеңһ.б. (И.А.Анищенко, О.А. Кравчук һ.б.) интродукцияһы, 90-сы йй. башлап ылыҫлы тоҡом популяцияларының биологияһы, генетикаһы, экологияһы һәм структураһы (В.П. Путенихин, Н.В.Старова, З.Х. Шиһапов һ.б.) буйынса тикшеренеүҙәр үткәрелә.

В БГМУ (Ф.С.Зарудий, Д.Н.Лазарева, Х.М.Насыров, Т.И.Плеханова и др.) исследовали биохим. особенности и фармакол. свещества витаминоносных растений, районий сем. норичниковых, хим. состав дикорастущих лекарственных растений.

БДМУ-ла (Ф.С.Зарудий, Д.Н.Лазарева, Х.М.Насиров, Т.И.Плеханова һ.б.) витаминлы үҫемлектәрҙең, һаҫығүлән һымаҡтар ғаиләһе үҫемлектәренең биохимик үҙенсәлектәре һәм фармакол. сифаттары, ҡырағай дарыу үҫемлектәренең химик составы тикшерелә.

Поэтому лучше проконсультироваться с врачом, так как лекарственные растения имеют свои показания, противопоказания и предостережения к применению.

Шуға күрә иң тәүҙә табип менән кәңәшләшергә кәрәк, сөнки дарыу үләндәрен ҡулланыуҙа ла сикләүҙәр бар.

В качестве регионального компонента Б.о. в вузах изучаются дисциплины: природа РБ, лекарственные растения РБ, фауна РБ и др.

Б.б.б.б. төбәк компоненты сифатында вуздарҙа БР тәбиғәте, Башҡортостан Республиканың дарыу үләндәре, Башҡортостан Республиканың фаунаһы һ.б. дисциплиналар өйрәнелә.

Также участники семинара познакомятся с применением лекарственных растений в озеленении пришкольной территории и опытнической работой на участках.

Семинарҙа ҡатнашыусылар мәктәп яны участкаһын йәшелләндереүҙә дарыу үләндәрен ҡулланыу һәм участкаларҙа тәжрибә эшмәкәрлеген алып барыу алымдары менән танышасаҡ.

Читайте также: