История создания романа евгений онегин сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года.

Сохранившиеся рукописи “Евгения Онегина” показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в свое создание, как упорно и тщательно, заменяя по многу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее

точного и поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности.

Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе. В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах-дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа.

В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует

нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства поэта, его волнение. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность. В известных строчках:

Гонимы внешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга…

Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит зимние снега с гор, и снега бегут от нее, превращаясь в мутные ручьи…

Все действие романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, все же благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью. Своеобразный характер придает “Евгению Онегину” и постоянное участие в романе самого поэта. Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и в Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина (“его я свято берегу”), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души –

Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

Пушкин Создал особую форму лирического романа. Стихи в “Евгении Онегине” не текут непрерывным потоком, как почти во всех пушкинских поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек – строфы, по четырнадцати стихов (строк) в каждой, с определенным, постоянно повторяющимся расположением рифм. Этой сложной, трудной формой, при которой ход изложения должен был бы постоянно прерываться, Пушкин пользуется с величайшим искусством.

Она помогает ему с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению, а когда ему нужно вести непрерывный рассказ, он делает это так мастерски, что мы вовсе не замечаем перехода от одной строфы к другой.

Сюжет “Евгения Онегина” очень прост и хорошо известен. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что теперь они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме.

Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами – ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

На эту простую сюжетную схему нанизано в “Евгении Онегине” множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. И все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” насыщено лирическими излияниями автора, по большей части очень грустными…

В течение восьми лет работы над романом Пушкин несколько раз изменял и содержание его и композицию. Надо сказать несколько слов об этих изменениях. “Евгений Онегин” начат был Пушкиным в период перелома в его творчестве, когда он уже разочаровался в романтизме, в его “возвышенных” героях и сюжетах, но не пришел еще к новой, реалистической задаче – познания самой жизни, отражения ее в существенных, типических чертах.

В эту переломную эпоху (1823-1824) Пушкин написал много мрачных, злых, раздраженных стихотворений, таких, как “Сеятель”, “Демон”, “Разговор книгопродавца с поэтом” и другие. Он решительно отошел от своих прежних, столь любимых им самим и читателями романтических героев и героинь, в которых так поэтически и искренне выражались его собственные высокие чувства и думы. Но этот отход, это разочарование в романтизме он ощущал очень болезненно, так как не дошел еще до того, чтобы увидеть поэтическую прелесть в описании, изображении простой жизни, простых, обыкновенных людей,- он еще по старой романтической привычке относился к этой простой жизни насмешливо, иронически.

Так он и начал в 1823 году свой роман, где хотел полемически, в споре с господствовавшим тогда возвышенным романтизмом показать обыкновенных людей, обыкновенную жизнь во всей ее прозаической наготе, без всякой идеализации, без всякого романтического прикрашивания.

Героем романа он сделал не какого-то таинственного “пленника”, или хана Гирея, или изгнанника Алеко, а петербургского молодого франта, героиней – провинциальную барышню, не очень красивую, с деревенским, непоэтичным именем. Весь тон рассказа сначала был насмешливый. “Я на досуге пишу новую поэму, “Евгений Онегин”, где захлебываюсь желчью”,- сообщал Пушкин друзьям в 1823 году. В письме к брату в 1824 году он называет начатый им роман своим лучшим произведением. “Не верь Н. Раевскому, который бранит его’, – пишет Пушкин,- он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал”.

Издавая в 1825 году отдельной книжкой первую главу “Евгения Онегина”, Пушкин в предисловии называет себя, как автора этого произведения, “сатирическим писателем”. “Сатира” эта была направлена против романтической теории “возвышенного предмета”, “возвышенного героя”.

Но вот прошло время, Пушкин понял необычайную важность верного, точного, без прикрас изображения простой, обыденной жизни, окружающей нас, важность познания с помощью искусства реальной действительности, какая она Друг Пушкина Николай Раевский приезжал в конце 1823 года в Одессу, и Пушкин читал ему первые главы “Евгения Онегина” есть, и продолжал писать свои роман уже спокойно, без “желчи”, без полемики, без нарочитого, “сатирического”, “цинического” выпячивания самых прозаических подробностей жизни.

Роман “Евгений Онегин” сделался первым подлинно реалистическим Русским романом.

Как писалась книга

1831 год — это дата завершения романа, в 1833 его начали публиковать. Пушкин описал в своём произведении события с 1819 года по 1825 год.

Это эпоха походов русской армии после победы над французами и восстания декабристов. Русское общество активно развивалось, а правил Царь Александр I.

В центре сюжета всей книги положена любовная история. Главные освещённые проблемы — это чувства и долг.

Проблематика рассказа

В книге показаны не только психологические и социальные недостатки, но и проблемы всей системы. К примеру, раскрыта драма матери Татьяны, которую насильно выдали замуж. В основном к темам, которые описал автор в своей книге, относятся:

Хандра Онегина

  • Хандра Онегина. Это ещё один проблемный вопрос. Главная причина — отсутствие смысла жизни. Зачем он живёт? Сколько дам он успел поменять? Отсутствие цели в жизни, бессмысленность существования — это те чувства, которые крепко засели в сознании Евгения.
  • Эгоизм. Его в полной мере раскрывает главный герой. Осознав, что в существующей реальности никому он не нужен Онегин полюбил себя больше всего на свете. Поэтому ему абсолютно всё равно, что будет с Ленским (он только развевает скуку) и с Татьяной (она может отнять свободу), он думает только о себе, и за это наказан. В конце книги персонаж остаётся в полном одиночестве.

Интересные факты

Евгений Онегин и его история создания имеют свои особенности. Основными из них являются:

Структура произведения

Особенности композиции

Знакомство Ленского с Онегиным

Они в произведении подчёркнуты глубоким смыслом содержания. В первой главе читатель знакомится с главным персонажем и его жизнью в столице. Вторая является завязкой сюжетной линии, поскольку в ней происходит знакомство Ленского с Онегиным. Третья часть — это встреча с Татьяной и развитие основного сюжета.

После написания Лариной письма далее последует разговор с главным героем. Онегин ухаживает за невестой друга, и тот вызывает его на дуэль. Татьяна видит вещий сон. Т

ворческой кульминацией романа считается гибель Владимира во время дуэли. В итоге Ольга становится женой другого, а её сестра выходит замуж за генерала.

Главные герои и их характеристика

Пушкин не делит своих персонажей на плохих и хороших. В книге главные герои представлены неоднозначно. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Основные персонажи:

Татьяна Ларина

Правдивая подача материала

Общество 19 века в России

Изображена та среда, в которой жили персонажи Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Воспроизведена атмосфера городских дворянских салонов, в которых провёл молодость главный герой.

Евгений Онегин — это произведение, наполненное глубоким смыслом, несмотря на кажущуюся лёгкость и простоту композиции. В. Г. Белинский отзывался о книге как об энциклопедии русской жизни, подчёркивая масштаб семилетнего труда. За яркими главами скрыта смена приёмов и чёткий замысел нового на то время литературного произведения, вобравшего в себя огромный исторический, общественный, бытовой и литературный материал.

Любви все возрасты покорны. Глава VIII. Строфа XXIX

Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям: В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют — И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвой след: Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают лес вокруг.

Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне все вам скучно, А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.

Другой. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… Ты в сновиденьях мне являлся Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно… нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное… Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю… Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…

Письмо Онегина к Татьяне

Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал… Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я…

Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной — И слышу гневный ваш укор. Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор, Глядеть на вас веселым взглядом.

Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И все, что радует, живит, Все, что ликует и блестит Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно И все ей кажется темно?

Быть можно дельным человеком. Глава I. Строфа XXV

Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.

Зачем же так неблагосклонно. Глава VIII. Строфа IX

Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонно Хлопочем, судим обо всем, Что пылких душ неосторожность Самолюбивую ничтожность Иль оскорбляет, иль смешит, Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговоры Принять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры, И что посредственность одна Нам по плечу и не странна?

Но грустно думать, что напрасно. Глава VIII. Строфа XI

Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой. Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Кого ж любить? Кому же верить?. Глава IV. Строфа XXII

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин? Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.

Сюжет

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. — Глава 1, I

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. — Глава 1, V

Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Учёный малый, но педант… — Глава 1, V

Еще бокалов жажда просит, залить горячий жир котлет! — Глава 1, XVII

Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. — Глава 1, XXV

Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей — Глава 1, XLVI

Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. — Глава 2, XIV

Привычка свыше нам дана, — замена счастию она! — Глава 2, XXXI

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. — Глава 4, VII

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин? Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его. — Глава 4, XXII

Мечты, мечты! где ваша сладость? — Глава. 6, XLIV

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! — Глава 7, XXXVI

Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана — Глава 8, XI

Любви все возрасты покорны… — Глава 8, XXIX

А счастье было так возможно, Так близко. — Глава. 8, XLVII

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. — Глава 8, XLVII

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
      Знакомство с Татьяной
  2. Разговор с няней
  3. Письмо Татьяны к Онегину
  4. Объяснение в саду
  5. Сон Татьяны. Именины
  6. Посещение дома Онегина
  7. Отъезд в Москву
  8. Встреча на балу в Петербурге через 2 года
  9. Письмо к Татьяне (объяснение)
  10. Вечер у Татьяны
  11. Онегин и Ленский:
      Знакомство в деревне
  12. Разговор после вечера у Лариных
  13. Визит Ленского к Онегину
  14. Именины Татьяны
  15. Дуэль (Смерть Ленского)

Первая глава

После написания первоначальный текст несколько раз перерабатывался поэтом. Пушкин добавлял новые и убирал старые строфы из уже законченной главы. В свет она вышла в феврале 1825 года.

Действующие лица

Литература

Главы пятая, шестая и седьмая

Последующие главы были написаны примерно за 2 года – с 4 января 1826 по 4 ноября 1828 года. В печатном виде они появились: 5 часть – 31 января 1828 года, 6 – 22 марта 1828 г., 7 – 18 марта 1830 г (в виде отдельной книжки).

Интересные факты связаны с пятой главой романа: ее Пушкин сначала проиграл в карты, затем отыгрался, а потом и вовсе потерял рукопись. Спасла положение лишь феноменальная память младшего брата: Лев уже читал главу и смог восстановить ее по памяти.

История создания романа евгений онегин

Однако труды не прошли даром: произведение стало одним из самых популярных ещё при жизни поэта.

Прощание с юношескими идеалами

В начале своего литературного путешествия Пушкин вдохновлялся идеями романтизма. Склонность к этому направлению происходила из увлечения поэзией Байрона. Но в своём величайшем романе писатель ориентировался на реализм, и тенью первого увлечения оставались лишь образы главных героев и лирическое начало.

Влияние Байрона

Английский поэт и романтик стал для Пушкина кумиром и противником. Ранние произведения русского писателя были пронизаны читательскими впечатлениями. Поэт буквально сходил с ума от творчества Байрона.

История создания евгения онегина кратко

Начало работы

 эпоха создания романа евгений онегин

В истории создания есть интересный факт об исчезнувшей главе. Часть её была уничтожена самим поэтом, который не хотел вновь становиться объектом внимания властей. В путешествиях героя был фрагмент, кратко рассказывающий о военных поселениях недалеко от Одессы. В этой части главы рассуждения писателя приняли резкий характер и его личное отношение передалось герою. Публикация подобного отрывка могла стать фатальной для Пушкина.

Первая глава романа была завершена поэтом в Одессе. И он сразу начал писать вторую, завершив её в декабре 1823 года.

Через несколько месяцев она была дополнена новыми строфами и доведена до совершенства. На юге была создана и часть третьей главы до письма Татьяны. Поэт завершил её уже в Михайловском.

Энциклопедия эпохи

Великий труд

Пейзажем произведения становятся события первой четверти XIX века. В романе Пушкина отражён период развития русского общества до восстания декабристов.

 евгений онегин история создания

Это было время правления Александра I и его заграничных походов, вдохновлённых победой над Наполеоном.

Сюжет величайшего творения Александра Сергеевича был простым и ясным. Движущей силой для героев романа стала любовь и связанные с ней трудности.

Произведение не было лишь милой историей о терзаниях юных сердец. Книга стала энциклопедией жизни русского общества.

И для этого было несколько причин:

  1. Многозначность и тематическая широта.
  2. Детальное описание моды и окружающего мира.
  3. Композиция из нескольких сюжетных линий.
  4. Глубина характеров персонажей.
  5. Отражение ценностей и интересов людей того времени.
  6. Жизнь крепостной деревни.
  7. Портрет московского дворянства.
  8. Характеристика петербуржской интеллигенции.

Письмо Онегина было создано в Царском Селе и ознаменовало финал работы. Поэт хотел добавить ещё одну главу, где рассказывалось о поездке Онегина на Кавказ и его гибели. Но от неё остался лишь неполный набросок.

Художественные особенности

Евгений онегин википедия

  1. Слияние литературных направлений. Проблемы главных персонажей и их характеры восходят к романтизму. Ему же свойственен образ героя, разочарованного и оторванного от общества. Пейзажи романа отражают действительность того времени. Дворянство и его интересы также становятся частью реализма.
  2. Цельность глав. Пушкин определял свой роман как разомкнутый во времени. Отрывки произведения самостоятельны и имеют завершённый характер, но могут продолжаться, соединяясь в одну большую историю.
  3. Онегинская строфа. В каждом отрывке по 14 строк, что свойственно сонету. Первый стих рифмуется с третьим, а второй с четвёртым. С пятой строки начинается попарное созвучие, с девятой кольцевое. Последние 2 стиха рифмуются между собой. Только письма героев и песни написаны в другом размере.

Виссарион Григорьевич Белинский назвал роман портретом общества и народным произведением, отразившим тонкости русской культуры.

Критик подчёркивал историчность поэмы, даже при условии отсутствия в ней реальных личностей того времени.

Выход книги

Роман издавался по частям в отдельных выпусках. Его отрывки появлялись в журналах и становились особым событием в литературном обществе. Главы выходили в печатном виде на протяжении 7 лет:

 история создания евгения онегина

Полный роман вышел в одной книге через год. В нём появились примечания и отрывки из путешествия Онегина. Второе издание было выпущено типографией Ильи Ивановича Глазунова незадолго до смерти писателя в январе 1837.

Сплетение реализма и романтизма подарило драматической истории достоверных персонажей и превратило поэму в энциклопедию русской жизни.

Читайте также: