Сочинение по тексту замятина арапы

Обновлено: 04.07.2024

Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в 1921 году. Это было нелегкое для всех время, что и отразилось на проблемах, затронутых в произведении. Для начала следует отметить, что книга написана в жанре антиутопии, то есть в ней рассматривается “идеальное” для человеческого общества государство, его плюсы и минусы.

Основная проблема в романе – это поиски человеческого счастья. Автор описал идеальный полис будущего, обнесенный высокой стеной, в котором люди не имеют собственных имен и питаются пищей на основе нефти, словно подзаряжаясь энергией как роботы. По его мнению, все это является результатом стремительного научно-технического прогресса.

У людей строго регламентированный график жизни. Они просыпаются и засыпают по расписанию, встречаются с друзьями и вторыми половинками по талонам, читают книги по распоряжению свыше и т. д.

Замятин, наверное, впервые поднял такой вопрос, возможно

ли счастье в тоталитарном государстве, где все решается за человека и где каждый подчинен коллективному сознанию. Так, например, для главного героя произведения, инженера под номером Д-503 самое главное это общее благо и разумность действий. Он считает, что живет в идеальном полисе с достойным режимом.

Для него понятие “мы” происходит от Бога, а понятие “я” – от Дьявола. В вольнодумии он видит зло. Поэтому, когда ему на пути встречается упрямая I-330 он поначалу хочет донести на нее в Бюро Хранилищ.

С развитием сюжета появляется еще одна проблема – проблема любви и долга. Несмотря на то, что за Д-503 закреплена другая женщина, он увлекается жизнелюбивой I-330 и со временем начинает испытывать в ней запрещенные в его государстве чувства. Они проводят много времени вместе в Древнем Доме, куда бы никогда Д-503 не пошел по своей воле.

При этом ему приходится оставить беременную О-90, но он не перестает заботиться о ней и об их будущем ребенке. Единственной жертвой этого любовного треугольника становится I-330, которая искренне любит инженера “Интеграла” и страдает наличием чувств и эмоций.

Д-503, как и многие другие нумеры, подвергается процедуре Великой Операции по удалению души, после которой ничего уже не чувствует к ней и не помнит их взаимоотношений. Он с легкостью передает план “Мефи”, в котором задействована I-330 Благодетелю, таким образом, подписав ей смертный приговор. Когда ее пытают у него на глазах в Газовой Колоколе, ему кажется, что где-то он ее видел. В конце романа его любимая погибает, а он обретает утраченное равновесие и счастье после пройденной операции по удалению фантазии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Авторская разработка

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Замятин Е.И.

Большим детям сказки

На острове на Буяне -- речка. На этом берегу -- наши, краснокожие, а на том -- ихние живут, арапы.

Нынче утром арапа ихнего в речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь -- филейный. Супу наварили, отбивных нажарили -- да с лучком, с горчицей, с малосольным нежинским. Напитались: послал Господь!

И только было вздремнуть легли -- воп, визг: нашего уволокли арапы треклятые. Туда-сюда, а уж они его освежевали и на углях шашлык стряпают.

Наши им -- через речку:

-- Ах, людоеды! Ах, арапы вы этакие! Вы это что ж это, а?

-- А что? -- говорят.

-- Да на вас что -- креста, что ли, нету? Нашего, краснокожего, лопаете. И не совестно?

-- А вы из нашего -- отбивных не наделали? Энто чьи кости-то лежат?

-- Ну что за безмозглые! Да-к ведь мы вашего арапа ели, а вы -- нашего, краснокожего. Нешто это возможно? Вот, дай-ка, вас черти-то на том свете поджарят!

А ихние, арапы, -- глазищи белые вылупили, ухмыляются да знай себе -- уписывают. Ну до чего бесстыжий народ: одно слово -- арапы. И уродятся же на свет этакие!

1920

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Задание 1. Лингвистический уровень

2. Найдите в данном тексте предложения, где использован эллипсис . Объясните его роль.

3. В этом тексте есть неполные предложения? Чем они отличаются от эллиптических?

Задание 2. Содержательный уровень

І . Ответьте на вопросы к тексту (письменно)

2) А как арапы к краснокожим относятся?

3) Можно ли считать поведение краснокожих и арапов идентичным?

4) На какие нравственные и социальные явления указывает описанная ситуация?

ІІ . Рассмотрите и проанализируйте (устно) проблемы, затронутые в тексте:

А) Неравенство, объявленное одной группой людей относительно других, по принципу национального или этнического превосходства.

В) Готовность одних занимать жизненное пространство других вплоть до лишения жизни.

Ж) Какие еще вы увидели проблемы? (напишите)

ІІІ. Выберите одну проблему и составьте приблизительный план рассуждения о ней.

Задание 3. Творческий уровень

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, комментируя выбранную вами одну из поставленных автором проблем.

Соблюдайте композиционные части сочинения :

1)Упоминание названия текста и его автора.

2)Выделенная проблема.

3)Позиция автора относительно этой проблемы : Т-А-П (из текста)-В.

4)Ваша позиция относительно обсуждаемой проблемы : Т-А-П (лит)+П(ист-ж)-В.

5)Некое обобщение-резюме.

Допускается форма эссе, очерка, неких записок и т.д.

Справочный материал для Задания 1.

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены. Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

Уточняться могут все члены предложения .

Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

2) Э ллипсис - пропуск подразумеваемого слова: Я за свечкой – свечка в печку.

Однако не всегда опущение одного из членов в предложении является синтаксической фигурой (стилистическим приемом). Например, неполные предложения, характерные повседневной устной речи, в которых наблюдается опущение одного из главных членов предложения, в большинстве случаев не являются эллипсисом. Все дело в том, что в неполных предложениях хоть и наблюдается отсутствие одного из его главных членов, однако это сделано неумышленно. А когда в тексте присутствует эллипсис (стилистическая фигура), то данное опущение преследует определенную цель или служит для усиления эффекта, но без искажения общей мысли.

Эта фигура речи в литературных произведениях, будь то проза или поэзия, используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово. Этот прием способствует вовлечению читателя, хотя и постфактум, в творческий процесс создания данного произведения.

Примеры эллипсиса: -“Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое". В данном предложении опущено сказуемое (главный член предложения, обозначающий действие подлежащего), однако смысл сказанного нам полностью понятен.

- “…Большой взъерошенный медведь, Татьяна ах! а он реветь. ” В этом случае Пушкин для усиления эффекта использовал стилистическую фигуру речи эллипсис. Это в литературе, особенно в поэтическом жанре, используется довольно часто. Здесь не только происходит опущения одного из членов предложения, но и его замена междометием “ах”, что также является эллипсисом.

- “…Гуляй на свадьбе, потому – последняя она!” В этих строках, принадлежащих Твардовскому, пропущено слово “что”.

- “Ее жизнь была длиннее, чем моя". А здесь наблюдается опущение второстепенного члена предложения, дополнительного, которое выражено существительным в именительном падеже.

Обязательно сформулировать проблему, прокомментировать с опорой на исходный текст (привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы), сформулировать позицию автора, выразить собственное мнение, подтверждая 2 аргументами из литературы, сделать вывод.


В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).
В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических .

Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:
Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:
Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Официально-деловой стиль речи, имеет .

В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).
В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических .

Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:
Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:
Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Официально-деловой стиль речи, имеет .

На острове на Буяне - речка. На этом берегу - наши краснокожие, а на том - ихние живут, арапы.

Нынче утром арапа ихнего в речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь - филейный. Супу наварили, отбивных нажарили - да с луком, с горчицей, с малосольным нежинским… Напитались: послал Господь!

И только было вздремнуть легли - воп, визг; нашего уволокли арапы треклятые. Туда-сюда, а уж они его освежевали и на угольях шашлык стряпают.

Наши им - через речку:

Ах, людоеды! Ах, арапы вы этакие! Вы это что-ж, это, а?

Да на вас что - креста, что ли, нету? Нашего, краснокожего, лопаете. И не совестно?

А вы из нашего - отбивных не наделали? Энто чьи кости-то лежат?

Ну что за безмозглые! Да-к ведь мы вашего арапа ели, а вы - нашего, краснокожего. Нешто это возможно? Вот, дай-ка, вас черти-то на том свете поджарят!

А ихние, арапы, - глазищи белые вылупили, ухмыляются да знай себе - уписывают. Ну до чего бесстыжий народ: одно слово - арапы. И уродятся же на свет этакие!

Церковь Божия

Порешил Иван церковь Богу поставить. Да такую - чтоб небу жарко, чертям тошно стало, чтоб на весь мир про Иванову церковь слава пошла.

Ну, известно: церковь ставить - не избу рубить, денег надо порядочно.

Пошел промышлять денег на церковь Божию.

А уж дело к вечеру. Засел Иван в логу под мостом. Час, другой - затопали копыта, катит тройка по мосту: купец проезжий.
Как высвистнет Иван Змей-Горынычем - лошади на дыбы, кучер - бряк оземь, купец в тарантасе от страху - как лист осиновый.

Успокоил кучера - к купцу приступил Иван:

Купец - ну клясться-божиться: какие деньги?

Да ведь на церковь, дурак: церковь хочу построить. Давай.

Развел Иван костер под кустом, осенил себя крестным знамением - и стал купцу лучинкою пятки поджаривать. Не стерпел купец, открыл деньги: в правом сапоге - сто тыщ, да в левом еще сто.

Бухнул Иван поклон земной:

Слава тебе, Господи! Теперича будет церковь.

И костер землей закидал. А купец охнул, ноги к животу подвел - и кончился.

Ну что поделаешь: Бога для ведь.

Кликнул Иван клич: готова церковь Божия, все пожалуйте. Собралось народу видимо-невидимо. Сам архиерей в золотой карете приехал, а попов - сорок, а дьяков - сорок сороков. И только это службу начали - глядь, архиерей пальцем Ивану вот так вот:

Отчего, - говорит, - у тебя тут дух нехороший? Поди старушкам скажи: не у себя, мол, они на лежанке, а в церкви Божией.
Пошел Иван, старушкам сказал, вышли старушки; нет опять пахнет! Архиерей попам пальцем мигнул: заладили все сорок попов; что такое? - не помогает.

Архиерей - дьяконам: замахали дьякона в сорок сороков кадил: еще пуще дух нехороший, не продохнуть, и уж явственно: не старушками - мертвой человечиной пахнет, ну просто стоять невмочь. И из церкви народ, - дьякона тишком, а попы задом: один архиерей на орлеце посреди церкви да Иван перед ним - ни жив, ни мертв.

Поглядел архиерей на Ивана - насквозь, до самого дна - и ни слова ни сказал, вышел.
И остался Иван сам-один в своей церкви: все ушли, не стерпели мертвого духа.

1. Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 173.

2. Замятин Е.И. Избранное. М., 1989. С. 46.

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Е.И. ЗАМЯТИНА В РОССИИ О.В. Толмачева

После более полувекового забвения в 1986 году российскому читателю было возвращено творчество талантливого мастера художественного слова - Евгения Ивановича Замятина. Наследие прозаика настолько многообразно в плане представленных в нем жанров, оригинально с точки зрения решения проблем художественной формы и творческого метода, неоднозначно в

оценках прижизненной критики, что все это не могло не привлечь внимания к его творчеству современных читателей и литературоведов.

На острове на Буяне - речка. На этом берегу - наши краснокожие, а на том - ихние живут, арапы.
Нынче утром арапа ихнего в речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь - филейный. Супу наварили, отбивных нажарили - да с луком, с горчицей, с малосольным нежинским. Напитались: послал Господь!
И только было вздремнуть легли - воп, визг; нашего уволокли арапы треклятые. Туда-сюда, а уж они его освежевали и на угольях шашлык стряпают.
Наши им - через речку:
- Ах, людоеды! Ах, арапы вы этакие! Вы это что-ж, это, а?
- А что? - говорят.
- Да на вас что - креста, что ли, нету? Нашего, краснокожего, лопаете. И не совестно?
- А вы из нашего - отбивных не наделали? Энто чьи кости лежат?
- Ну что за безмозглые! Да-к ведь мы вашего арапа ели, а вы - нашего, краснокожего. Нешто это возможно? Вот, дай-ка, вас черти-то на том свете поджарят!
А ихние, арапы, - глазищи белые вылупили, ухмыляются да знай себе - уписывают. Ну до чего бесстыжий народ: одно слово - арапы. И уродятся же на свет этакие!

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


На острове на Буяне - речка. На этом берегу - наши краснокожие, а на том - ихние живут, арапы.
Нынче утром арапа ихнего в речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь - филейный. Супу наварили, отбивных нажарили - да с луком, с горчицей, с малосольным нежинским. Напитались: послал Господь!
И только было вздремнуть легли - воп, визг; нашего уволокли арапы треклятые. Читать полностью
+21 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> НаталияКиев 04.09.2011 95 13 комментариев

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с мансардой, 4 спальнями и террасой V011 "Мюррей"

Каркасный дом с эркером V422 "Бойсе"

Каркасный дом с 5 спальнями, сауной и террасой V035 "Ворланд"

Каркасный дом с гаражом V306 "Глендейл"

Комментарии

Спасибо за притчу. ( хотела поставить смайлик, но так и не определилась с выбором.) Смешанные чувства после прочтения.

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

. или указать адрес картинки в интернете:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения

Чаще всего на сайте читают:

Возможно уже писали такие посты, а я проглядела, но напишу еще раз, вооружен значит предупрежден. Вчера была дома в Москве по внучке соскучилась и дочке, внученька приболела, все было как всегда, внучка идет на поправку, дочка занималась делами домашними, а мы играли смеялись с внучкой всем было здорово. Ничего не предвещало бури и испорченного настроения пока не пришла вот такая СМС-ка

Вот читаю я посты частые, слезы девичьи, что жизнь замужем не ладится, что семья не крепится, а с каждым днем все более разлад, да ссоры и обиды появляются. А предки наши секреты знали, опыт древний, многовековой, как жить правильно. Вот только забыли мы опыт предков, забыли наставления, а потом дивимся, мол мужик хилый стал. Решила поделиться с вами - простые советы для семейного счастья, которыми многие сейчас пренебрегают.

Моей бабушке 90 лет, у нее 5 детей. Деда нет уже более 40 лет. Изменял, даже были дети на соседней улице. Это я к чему? К тому, что мне бабушка всегда говорит, что мол, если приперло мужику то самое, то даже если блины печешь, бросила и пошла. Народ, тока честно. Кто так делает? Кто бросает все и идеть, даже если совсем не хочется? Те, у кого "голова болит", тоже могут написать.

Дорогие мамочки, очень хочется услышать ваш опыт - как вы переживаете детскую неблагодарность. Хотя детскую уже нельзя сказать - деточке 16 лет. Не могу сказать, что она избалована излишествами, дорогие вещи дарятся в основном на большие праздники или надо заслужить. Хочу поделиться несколькими ситуациями - это уже край, накипело, поэтому реагирую очень болезненно.

Читайте также: