Сочинение на тему публицистический стиль

Обновлено: 20.05.2024

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов.

ВложениеРазмер
teksty_i_sochineniya..doc 186 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для написания сочинений и задания к ним

  1. Являются ли образование и культура двумя разными сферами цивилизации или это одна и та же сфера?
  2. Какая область культуры сегодня особенно актуальна?
  3. В чем состоит, по мнению автора, главная проблема нашей эпохи?
  4. Что такое этические знания?
  5. Почему необходимо сделать этические знания лично значи мыми для каждого?

Общечеловеческие ценности и культура

Образованный человек должен быть культурным. Образование и культура не две разные сферы цивилизации, которые нужно соединить, а одно и то же. Образование - часть культуры, но часть особая, которая служит средством передачи всей культуры в ее структурной полноте от одного поколения к другому .Особенно актуальна сегодня область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности.

Недостаточно лишь знать, что такое хорошо и что такое плохо. Следует сделать этическое знание лично значимым для каждого. Хотя

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вари ант ответа.
  1. Культура как особая сфера цивилизации.
  2. Образование как часть культуры.

3) Ценностные ориентации личности.

  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

1) Пока человек еще не вступил в большую жизнь, нельзя до пустить, чтобы он оставался ко всему равнодушным.

  1. Достаточно знать, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Само по себе знание, в котором воплощается ценностная ориентация личности, не является важным для человека.
  3. Моральные ориентиры человека меняются на протяжении всей истории человечества.
  1. Какое утверждение противоречит мнению автора, выска занному в тексте? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Образование - часть культуры, которая служит средством пе редачи всей культуры в ее полноте от одного поколения к другому.
  2. Особенно актуальна сегодня область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности.
  3. История о крашена в красны й цвет, цвет крови. Но ее не было бы больше, если бы общечеловеческие ценности оказались полностью перечеркнутыми.

4. Какую проблему автор считает главной проблемой нашей эпохи?

5. Считает ли автор выполнимой задачу борьбы с человеческим равнодушием? В каком абзаце содержится ответ на этот вопрос?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема, затронутая в тексте? Выскажите свое мнение и аргументируй"те его.
  2. Согласны ли вы с мнением автора, что сегодня актуальна та область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности?
  3. Разделяете ли вы точку зрения автора о том, что этическое знание следует сделать лично значимым для каждого человека?
  4. По мнению автора, над общечеловеческими ценностями в последнее время стало модным посмеиваться. Так ли это, с вашей точки зрения? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее.

Языковой анализ текста

  1. Назовите предложение первого абзаца, которое присоединя ется к предыдущему с помощью лексического повтора.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

2. Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

Возможный вариант сочинения-рассуждения

Данный текст посвящен теме ценностной ориентации личнос ти. То, что связано с ценностной ориентацией личности, автор относит к области культуры и считает эту область сегодня особенно актуальной.

Я думаю, что моральные ориентиры чрезвычайно важны для человека. Тема, затронутая автором, на мой взгляд, важна и акту альна особенно в наше время, отличительной особенностью кото рого многие считают то, что нравственные и моральные устои в об ществе пошатнулись.

Чтение текста и выполнение заданий

О нравственной составляющей образования

Я как-то задумался над тем, что наше образование во многом лишено нравственной составляющей. Откуда это засилье рациональ ности, все более делового подхода к жизни и к знаниям? Думаю, это во многом идет от того, что нам преподают в школе и в институ те. В нас воспитывают самомнение, веру в то, что мы являемся ца рями природы, мы могучие, умные, мудрые, нам ведомы все тайны, мы все можем. Но это далеко не так. Люди во многом прими тивные создания, они чрезвычайно мало могут по сравнению с жи вотными. Вот, например, божьи коровки собираются, перелетают из нашего региона на Дальний Восток, там распределяются по аре алам, а осенью каким-то образом объединяются и возвращаются в свои родные места. Как у них осуществляется связь между со бой? Без всяких мобильников каким-то образом оповещаются де сятки тысяч особей! Наши сотовые телефоны с ретрансляторами, со спутниками - грубые, примитивные устройства.

Я думаю, что, когда ученикам преподают, допустим, биологию или ботанику; у них должно возникать чувство благоговения, смирения перед могуществом, красотой, тайной и окончательной не познаваемостью природы. Мы вовсе не должны претендовать на положение хозяев мира - и это касается не только биологии, но и физики, и литературы.

Это и есть иррациональная сторона образования, которое дол жно формировать не только то полушарие, что отвечает за логику, знания, но и другое, обеспечивающее нравственную составляющую любой нашей деятельности, которая необходима в том числе и для того, чтобы мы ощущали себя всего лишь небольшой, вовсе не са мой совершенной частью огромного удивительного мира.

Проверка понимания прочитанного текста

1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Несовершенство современного образования.
  2. Нравственная составляющая образования.
  3. Человек как часть огромного удивительного мира.

2.Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Мы должны претендовать на положение хозяев мира.
  2. Когда ученикам преподают, допустим, биологию или ботанику, у них должна возникнуть уверенность, что мы являемся царя ми природы.

3) Мы вовсе не должны претендовать на положение хозяев мира — и это касается не только биологии, но и физики, и литературы.

3.Какое утверждение противоречит мнению автора, высказанному в тексте? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Наше образование характеризуется наличием нравственной составляющей.
  2. Прикоснуться к прекрасному сегодня можно, в основном, в сфере образования.
  3. Нравственная составляющая образования необходима для того, чтобы мы ощущали себя лишь небольшой, вовсе не самой совершенной частью удивительного мира.

4. В каком абзаце автор дает ответ на вопрос: от чего зависит все более деловой подход сегодня к жизни и к знаниям?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам проблемам

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию,

проблемам, отраженным в тексте

Языковой анализ текста

  1. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, выпишите их, определите, с какой целью автор употребляет слова в переносном значении.
  2. Найдите в тексте вопросительные предложения, определите, являются ли они риторическими вопросами. Чем вы можете объяснить обилие вопросительных Предложений в тексте?
  3. Какие слова высокого стиля и с какой целью используются в тексте?
  4. Укажите синтаксические средства выразительности, которые употребляет автор
  1. Назовите предложения второго абзаца, которые присо единяются к предыдущему с помощью местоимения.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

Возможный вариант сочинения-рассуждения

Данный текст затрагивает значимую тему: о нравственной стороне образования. В связи с темой автор, используя антитезу, поднимает вопрос о рациональной и иррациональной стороне образования.

Именно иррациональная сторона образования, как совершенно справедливо считает Д. А. Гранин, есть основа любой деятельности человека. А если это так, то эта составляющая важна и значима. С эти нельзя не согласиться.

1. Чтение текста и выполнение заданий

Интеллигент: кто он?

Что же удерживает интеллигенцию в пределах интеллектуаль ной личной свободы? Ведь если интеллигент не подчиняется вне шним воздействиям, то не означает ли это, что он оказывается без руля и без ветрил? И что может объединять людей, не зависимых от внешних причин, не подчиняющихся навязанным им условиям? Не означает ли интеллектуальная свобода обреченности интелли гентов на полное одиночество?

Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессив ной идеологии вовсе не означает слабость, а, напротив, свидетель ствует о силе интеллигента, его способности сопротивляться, от стаивать свою честь, порядочность, завоевывать репутацию и быть, самое главное, личностью. Сила эта в нем самом — совесть. Со весть может объединить его с другими людьми совести, ибо со весть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу. Если человек под чиняется совести, то это означает, что в нем достаточно силы противостоять внешним требованиям.

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящена статья? Выберите правильный ва риант ответа.
  1. Интеллектуальное рабство образованных людей.
  2. Обреченность интеллигенции на полное одиночество.
  3. Что отличает интеллигента от других людей.
  4. Об интеллектуальной свободе интеллигента.

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

Выявление позиции учащегося по отношении к содержанию, проблемам, отраженным в теисте

Языковой анализ текста

  1. Укажите в первом абзаце предложение, которое присоединя ется к предыдущему с помощью местоименной замены.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Используя информацию первого и третьего абзаца текста, сформулируйте. какие основные вопросы автор затрагивает в тексте.
  2. Запишите, какой теме посвящен текст.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и пере числены основные мысли текста.
  4. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли текста, выявляя при этом авторскую позицию. Используя следующие язык вые клише: по мнению автора, важное значение имеет . ; автор о б ращает внимание на то, что . запишите ваш комментарий.
  5. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции, используя следующие языковые клише: по моему мнению, злобод не в н остъ затронутой автором проблемы заключается в том, что. ; я считаю, что.
  6. Используя выявленные вами средства выразительности, сформулируйте выводы об особенностях языка текста.
  7. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть] конкретизированы основные мысли текста и прокомментирована вами авторская позиция, указаны языковые средства выразительности и их роль, а также высказана собственная точка зрения на затронутые проблемы.
  8. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.
  9. Напишите заключение. В заключении может быть указано, какую основную мысль хочет донести автор до читателя, а также в чем убеждает вас все изложенное в тексте.

Возможный вариант сочинения-рассуждения.

В заключение хочется подчеркнуть, что затронутые в тексте вопросы побуждают к размышлению. С помощью обилия ритори ческих вопросов, из которых состоит весь предпоследний абзац, автор приглашает читателей к диалогу. Свою точку зрения Д. С. Лихачев выражает ярко, эмоционально, используя эпитеты (злодейское государство, зафрахтованный человек; властная, тираничная партия), афоризмы ( без руля и без ветрил), неологизмы (образованец) антитезу ( интеллектуальная свобода - интеллектуальное рабство) . Образности языка способствует привлечение внимания читателя к поставленным проблемам.

Сочинение в публицистическом стиле представляет собой определенную сложность, особенно для учащихся начальной и средней школы. Оно обладает массой специфических особенностей, ведь в публицистическом стиле пишут преимущественно журналисты и представители СМИ. Однако и сочинение составить реально, нужно только знать некоторые особенности, о которых мы поговорим подробнее.

сочинение в публицистическом стиле

Специфика стиля

Для начала следует разобраться в самом понятии публицистики. Этот термин образовался от латинского publicus, что в переводе означает "общественный". Но не нужно ходить далеко, ведь всё намного проще – данное понятие пошло от слова "публика". Потому цель публицистических произведений и в целом этого стиля речи – передать обществу информацию с намерением воздействовать на него, разбудить желание совершать какие-либо действия.

Публицистика имеет прямое отношение к журналистике. К произведениям, которые пишутся в данном стиле, относятся практически все, что публикуются в печатных и электронных изданиях – статья, очерк, фельетон, судебная речь

Чтобы написать сочинение в публицистическом стиле, необходимо учитывать все его особенности.

публицистический стиль примеры

Стиль речи и его характерные черты

Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.

Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.

как написать сочинение рассуждение

Элементы аналитики

Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего рассуждает. А этот процесс невозможен без анализа того или иного явления.

У многих возникает вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение. На самом деле всё просто. Во-первых, нужно определить проблему. Во-вторых, проанализировать её, оценить, каким образом её можно решить. После этого сделать соответствующие обобщения и выводы.

Перед тем как написать сочинение-рассуждение, надо усвоить, что все мысли необходимо излагать последовательно и логично. Также желательно использовать общенаучную терминологию, если это уместно по отношению к той или иной теме.

Эмоциональность – главный жанровый элемент

Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.

публицистический стиль 7 класс

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как "инфляция совести", "паразит на теле общества", "баланс экономических сил" и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.

написать в публицистическом стиле

Структура

И, наконец, о том, какую структуру должно иметь подобное произведение. Конечно же, необходима вступительная часть. Нужно ознакомить читателя с темой и как можно ближе подвести к раскрытию главных аспектов запланированной работы.

Следом идет содержательная часть, то есть основная. Здесь необходимо разъяснить суть сочинения, раскрыть заданную тему. И, конечно же, заключение, в котором традиционно подводят итоги сказанного и делают выводы. Учитывая всю жанровую специфику, можно просто расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль.

Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: "Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том…" Далее следует обобщение того, о чем ранее шла речь. Так получится грамотно закончить свою мысль, доведя её до логического конца.

Основные стилеобразующие черты
Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на ее эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" (Балли Ш. Французская стилистика. - М. , 2001. С. 281). К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность темы, освещаемой средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики.

Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальные формы его выражения, общепонятные и в то же время отличающиеся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации, принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в "Российской газете" публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В "Независимой газете" иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Все это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

Иначе обстоит дело, когда журналист в телерепортаже или газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике использует юридическую лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля, входят в язык массовой информации (так называет публицистический стиль профессор Ю. В. Рождественский) . Именно эти случаи имеются в виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является важной чертой публицистического стиля.

Публицистический стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции с целью воз­дей­ствия на слу­ша­те­лей и чита­те­лей при осве­ще­нии собы­тий общественно-политической жизни.

Узнаем, что такое пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи в рус­ском язы­ке, ука­зав его цель, сти­ле­вые чер­ты, жан­ры, харак­тер­ные язы­ко­вые сред­ства, отли­ча­ю­щие его от дру­гих книж­ных сти­лей речи. Приведем при­ме­ры тек­стов пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль — это язык общественно-политической лите­ра­ту­ры и средств мас­со­вой инфор­ма­ции: газет, жур­на­лов, радио и телевидения.

Публицистику назы­ва­ют лето­пи­сью совре­мен­ной жиз­ни обще­ства. С этой точ­ки зре­ния мож­но утвер­ждать, что она отра­жа­ет теку­щую историю.

Публицистический стиль речи

Нет такой темы, кото­рая ни инте­ре­со­ва­ла бы жур­на­ли­стов. Публицистика обра­ще­на к зло­бо­днев­ным поли­ти­че­ским, соци­аль­ным, куль­тур­ным, фило­соф­ским, быто­вым про­бле­мам обще­ства. С этой пози­ции отме­тим, что пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи реа­ли­зу­ет­ся для выра­же­ния досто­вер­ной и исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции чита­те­лей о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жизни.

В Германии завер­ши­лись пар­ла­мент­ские выбо­ры. Как сооб­ща­ет теле­ка­нал ARD , соглас­но пред­ва­ри­тель­ным дан­ным Федеральной изби­ра­тель­ной комис­сии стра­ны по ито­гам под­счё­та дан­ных всех 299 окру­гов после под­счё­та 100% бюл­ле­те­ней во всех окру­гах побе­ду одер­жа­ла Социал-демократическая пар­тия Германии — она полу­ча­ет 25,7% голо­сов ( лидер — Олаф Шольц).

С дру­гой сто­ро­ны, этот стиль речи при­зван не толь­ко инфор­ми­ро­вать, но и воз­дей­ство­вать на свою ауди­то­рию, фор­ми­ро­вать у чита­те­лей опре­де­лен­ный взгляд на обсуж­да­е­мые собы­тия и живо­тре­пе­щу­щие вопро­сы внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та, то есть в конеч­ном ито­ге вли­ять на миро­воз­зре­ние обще­ства. Учитывая выяв­лен­ную функ­ци­о­наль­ность, опре­де­лим, что такое пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи.

Публицистический стиль — это функ­ци­о­наль­ная раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся для инфор­ми­ро­ва­ния о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жиз­ни и созда­ния опре­де­лен­но­го мне­ния у читателей.

В свя­зи с зада­чей воз­дей­ство­вать на людей пуб­ли­ци­сти­ке при­су­щи харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • при­зыв­ность
  • яркость
  • эмо­ци­о­наль­ность

Этот функ­ци­о­наль­ный стиль речи чаще все­го оформ­ля­ет­ся в виде моно­ло­га об опи­сы­ва­е­мом явле­нии или про­бле­ме. Например, автор ста­тьи о рус­ском писа­те­ле Ф. М. Достоевском ведет дове­ри­тель­ный раз­го­вор со сво­им читателем.

Герой наших дней

Публицистический стиль

Аналитические: кор­ре­спон­ден­ция, ста­тья, рецензия.

Художественно-публицистические: зари­сов­ка, очерк, эссе.

Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музы­каль­ные ком­по­зи­ции, направ­лен­ные на реше­ние соци­аль­ных проблем.

  • акту­аль­ность
  • опе­ра­тив­ность
  • инфор­ма­тив­ность
  • объ­ек­тив­ность
  • при­зыв­ность
  • соче­та­ние логич­но­сти с образностью
  • откры­тая оценочность
  • реклам­ность
  • ясность
  • чет­кость
  • доступ­ность
  • стан­дарт­ность
  • образ авто­ра
  • общественно-политическая лек­си­ка
  • соче­та­ние лексико-стилистической осо­бен­но­сти науч­но­го сочи­не­ния и ора­тор­ской речи
  • соче­та­ние непри­нуж­ден­ной живой раз­го­вор­ной речи и чет­кой упо­ря­до­чен­но­сти лите­ра­тур­но­го языка
  • тро­пы
  • эмоционально-экспрессивная лек­си­ка
  • афо­риз­мы
  • чужая речь

Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи исполь­зу­ет­ся для осве­ще­ния собы­тий в раз­лич­ных сфе­рах общественно-политической жиз­ни. В соот­вет­ствии с этим его жан­ро­вый диа­па­зон доста­точ­но широк. В уст­ной речи пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль исполь­зу­ет­ся в выступ­ле­ни­ях адво­ка­тов, ора­то­ров на митин­гах и собра­ни­ях, выступ­ле­ни­ях поли­ти­че­ских и обще­ствен­ных дея­те­лей по теле­ви­де­нию и радио.

Преобладающей фор­мой пуб­ли­ци­сти­ки явля­ет­ся пись­мен­ная речь, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся в жанрах:

  • пуб­ли­ци­сти­че­ская статья
  • очерк
  • замет­ка
  • интер­вью
  • репор­таж
  • эссе
  • порт­рет­ный очерк
  • путе­вые заметки
  • пам­флет
  • фелье­тон

Жанры публицистического стиля

Языковые средства публицистического стиля

Основу пуб­ли­ци­сти­ки, как и любо­го сти­ля речи, состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лек­си­ка рус­ско­го язы­ка. Вместе с тем пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль отли­ча­ют харак­тер­ные язы­ко­вые средства.

В свя­зи с осве­ще­ни­ем важ­ных или зло­бо­днев­ных собы­тий для пуб­ли­ци­сти­ки харак­тер­на общественно-политическая лек­си­ка (депу­тат, выбо­ры, пар­ла­мент, обо­ро­но­спо­соб­ность, кон­сен­сус), упо­треб­ле­ние морально-этических слов (согла­сие, состра­да­ние, мило­сер­дие, веж­ли­вость), тор­же­ствен­ных слов, фра­зео­ло­гиз­мов и рече­вых штам­пов (Отчизна, дер­жа­ва, вос­пря­нуть, пре­одо­леть, одер­жать побе­ду, сто­ять насмерть, дер­жать руку на пуль­се).

В текстах пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля для реа­ли­за­ции функ­ции воз­дей­ствия на чита­те­лей неред­ко исполь­зу­ют­ся эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные сло­ва, части­цы, меж­до­ме­тия, вос­кли­ца­ния, рито­ри­че­ские вопро­сы, побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния. В пуб­ли­ци­сти­ке часто упо­треб­ля­ют­ся повто­ры и инвер­сия.

Видеоурок

Читайте также: