Сочинение про институт благородных девиц

Обновлено: 05.07.2024

У многих из нас Смольный институт для благородных девиц ассоциируется с аристократизмом, утонченными барышнями и хорошим образованием. Однако романтизм этого учебного заведения — скорее выдумка, чем правда.

На самом деле воспитанницы в Смольном постоянно мерзли и дрались за кусок хлеба, да и вообще это заведение было больше похоже на тюрьму…

Смольный институт благородных девиц стал первым образовательным заведением в России для женщин. Его основали при дворе в 1764 году, чтобы готовить фрейлин и будущих жен для знатных особ.

Выпускницы института должны были уметь вести светские беседы, танцевать, музицировать, шить и соблюдать правила этикета. Однако вряд ли бы вам захотелось стать воспитанницей института благородных девиц. И вот почему.

1. Оторванность от семьи

Девочки проводили в Смольном 12 лет жизни: с 6 до 18 лет, а их семьи подписывали бумаги, согласно которым не имели права забрать их домой до совершеннолетия. Никаких каникул и встреч с родными, девочкам категорически запрещалось покидать стены института во время обучения.

2. Публичные унижения

С наставниками запрещено было спорить, задавать вопросы, а за малейшую провинность подвергали публичному унижению. Девочку, плохо заштопавшую чулок, могли заставить ходить весь день с этим самым чулком, пришитым на рукав. А тех, кто провинился серьезнее, вынуждали есть за столом стоя.

3. Жизнь за высоким забором

Выросшие за высоким забором института девушки действительно понятия не имели о множестве повседневных вещей. Они, например, думали, что шатающийся пьяный мужик на улице чем-то болен и ему нужно помочь. Их полностью ограждали от любых контактов с внешним миром.

4. Культ смирения

Готовить благородным девицам не позволялось, они могли лишь наблюдать за процессом со стороны, а работать на кухне было делом кухарок.

5. Плохое питание и холод

6. Отсутствие возможности уединиться

На протяжении всего времени обучения институтки редко оставались наедине с собой. Они спали в настоящих казармах, где вплотную друг к другу стояло по 20-30 кроватей, обедали и учились в общих комнатах, да и с родными встречались в редкие дни приема в общих залах под надзором воспитательниц. Надо ли говорить, как тяжело приходилось многим из девушек?

7. Низкий уровень образования

Бывшие воспитанницы вспоминали, что уроки проходили примерно так: в комнату входил молодой человек, а учитель рассказывала, как нужно себя с ним вести — стоять с опущенными глазами и прямой спиной. И хотя теоретически им преподавали историю, математику и физику, на самом деле знания девушкам давались поверхностные.

8. Ношение униформы

Все институтки выглядели одинаково. Они одевались, как в армии, по уставу, одинаково укладывали волосы, затягивали корсеты и даже ходили строем. Любое отступление от установленной формы одежды строго каралось.

9. Нездоровый культ обожания

В стенах института царил довольно странный культ обожания своих одноклассниц. Поскольку мужчин в стенах заведения почти не было, а наставницы считали, что девушки должны были тренировать навык любви, их фактически вынуждали влюбляться друг в друга. Обычно культом для обожания выбирали кого-то из старшеклассниц, в чью честь разрисовывали сердечками тетрадки и вздыхали вслед, когда та проходила по коридору.

10. Дедовщина

Жили институтки далеко не мирно. Старшие издевались над младшими, тех, кто поскромнее, жестко дразнили, шпыняли и устраивали бойкоты. Ну а что вы хотели, в таком-то количестве разновозрастных девушек?

Словом, жизнь в институте благородных девиц была полна муштры, лишений и страданий. И оказаться на их месте не захотела бы ни одна современная девушка.

Материалы по теме

Сегодня читают

Комментарии

Моя няня училась в СМОЛЬНОМ. Была настоящей аристократкой и красавицей. Вспоминала театральные представления, прекрасную еду включая ананасы и фиолетовую с горчинкой клубнику э которые им подавали,

Моя бабушка училась в Смольном. И была представлена при дворе. В итоге 4 языка плюс латынь. Домоводство, бух. учет и агрономия, ветиринария. медицина, философия, психология, астрономия и множество чего для грамотного управления имением. И вот жизнь. В начале войны дед, как партийный был направлен из Москвы и принял в Подмосковье огромный колхоз, чтобы укрепить дух и рубежи престольный, а сам ушел добровольцем на фронт. Бабушка осталась за него. И вот горожанка, дворянка и институтка справлялась с хозяйством колхоза и примкнувшими сёлами до самой победы и ещё два года спустя. Голод, тяжеленный труд и условия, дизертиры, а скорее просто бандиты. Из Москвы одни приказы и тяжеленный оброк. Как председатель она практически являясь ещё и агрономом, бухгалтером , врачем, судьей и политработником. Во время войны усыновила двух оставшихся без родителей детей. Это к своим четверым. Двое своих старших сыновей в это время воевали на фронте. Дядя Вася погиб. Потом вернулся дед и дядя Костя и вся семья вернулась в Москву. Не сломалась, не очерствела. Когда вспоминала учебу в Смольном, рассказывала нам забавные историии из своей жизни и своих подруг, всегда лучилась теплом и улыбкой.

Моя бабушка она было 1904 г.р.училась в закрытом пансионе. Не в смольном конечно но для зажиточных горожанок. Она рассказывала примерно то же самое. И холод и голод. Правда отпускали на каникулы рождественские но не всех.

история Смольного института, фото № 1

Это архиважное для государства дело было поручено Ивану Бецкому. Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.

история Смольного института, фото № 2

история Смольного института, фото № 3

М.Леонтьева - первая начальница Смольного института

история Смольного института, фото № 4

история Смольного института, фото № 5

история Смольного института, фото № 6

история Смольного института, фото № 7

история Смольного института, фото № 8

Комната для умывания

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Девочек "среднего возраста" называли по цвету их форменного платья "голубыми", а девочек "старшего возраста" — "белыми", хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

Условия в институте были спартанские, поскольку И. Бецкой был уверен, что только в здоровом теле обитает здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.

В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками "мертвечиной", и миниатюрный постный пирожок.
Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение" - посты сократили. до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе "каникулы", симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим и притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдику, архитектуру и физику. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводству, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали. После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы

история Смольного института, фото № 9

история Смольного института, фото № 10

история Смольного института, фото № 11

холл жилого корпуса

урок игры на арфе

история Смольного института, фото № 12

история Смольного института, фото № 13

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.

А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. О них и о нравах, царивших в Смольном я расскажу в следующей публикации.

Смольный институт благородных девиц — это первое в России образовательное учреждение для женщин. Институт был создан по приказу Екатерины Великой в 1764 году. Целью заведения и всей идеи было дать стране умных образованных женщин, которые потом станут хорошими матерями и произведут на свет полезных и одаренных членов общества. Считалось, что воспитанницы Смольного института — это утонченные девушки с изысканными манерами, просвещенные и одаренные творчески. Учиться же в самом заведении было признаком роскоши, хорошего тона и гарантией выгодного замужества или возможности стать фрейлиной императрицы. Но принес ли такой стратегический план настоящую пользу стране, и какими на самом деле были воспитанницы этого заведения?

10 причин, по которым никому не захотелось бы учиться в институте благородных девиц

Автор ролика, приложенного ниже, рассказывает о десяти причинах, по которым ни одна современная девушка не согласилась бы поступить в Смольный институт. Девочки учились там 12 лет, а потому, чтобы в 18 стать фрейлиной или выйти замуж, девочек в возрасте 6 лет отправляли из родительского дома в Смольный. Но в отличии от современных закрытых школ там не было каникул, и воспитанницы не могли покинуть территорию института раньше положенного срока. Девочкам нельзя было ездить к родителям, но сами родители могли навестить дочь в указанный день под присмотром классных дам. Так девочки были с малых лет ограждены от семьи, устаревших устоев.

10 причин, по которым никому не захотелось бы учиться в институте благородных девиц

Режим дня и обстановка института походили на армию или тюрьму. Девушки рано ложились спать, рано вставали, жили по расписанию и под постоянным зорким взглядом воспитательниц. Считалось, что они должны привыкать к тяготам жизни, а потому содержались в холоде, носили скромные платья и спали на жестких кроватях с тонкими одеялами. Умывание ледяной водой, зарядка в холодном дворе и тонкие кружевные платья зимой — одно из заблуждений того времени, что холод помогает сохранять свежесть и красоту.

10 причин, по которым никому не захотелось бы учиться в институте благородных девиц

Готовили в институте из рук вон плохо, а также использовали несвежую провизию, из-за чего ученицы всегда были голодными и истощенными. Казалось, что пища для ума важнее, но и тут Смольный подкачал. Целью института было не дать качественное образование, а вырастить кроткую жену, которая может лишь поддержать тему разговора. По этим причинам знания давались поверхностно, а в основном львиная доля уроков уходила на привитие девушкам культуры и манер, которые были нужны для жизни в высшем обществе.



Институт благородных девиц был создан при Воскресенском Смольном новодевичьем монастыре. Архитектор Ф.Б. Растрелли.


На левом берегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоит устремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбль относящихся к нему зданий.


Давным-давно в Петербурге существовало предание о том, что императрица Елизавета Петровна (1709—1762) хотела тихо закончить жизнь в монастыре и повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748 году состоялась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, и денег на завершение постройки по плану архитектора не хватало. По своему прямому назначению монастырь так никогда и не использовался.



Джакомо Кваренги. Фасад Смольного института (ок. 1806)

После смерти Елизаветы Петровны распоряжаться судьбой Смольного монастыря уже стала Екатерина II. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, ". дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества"





Карл Петрович Беггров - Вид Смольного института.

Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены (немного из французского, еще меньше из русского, плюс наличие определенного религиозного воспитания) и пройти отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих.


Между прочим, после 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.



Смольный институт. Дортуар. Выпускной альбом института 1889 года.

Помимо "государственных" мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей (кстати, Каховские были пансионерками Николая I), так и просто богатыми людьми. И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. А в 1770 г. гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги, полученные за имение, в уплату содержания в Смольном девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы.


Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые. За тех, кто не мог получить какую-либо стипендию, вносили плату родные. В начале XX века это было около 400 рублей в год. Количество мест для таких учениц, однако, все равно было ограничено.



Преподаватели Смольного института.

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

За исключением первых лет существования Смольного и короткого периода инспекторства Ушинского, диалоги между преподавателями и девушками не поощрялись. Задавать вопросы по изучаемой теме тоже не полагалось.



Смольный институт.В швейной мастерской.Выпускной альбом института 1889 года.

Оценки ставились по двенадцатибалльной шкале, по результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия - где-то банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы, где-то - шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.

Обязательными были уроки физкультуры (немного гимнастики) и танцы. Впрочем, учитывая, что в стенах института запрещалось бегать или играть в подвижные игры, а ежедневные прогулки были короткими, избытка физической активности не было.



А. Белоусов, Луг перед Смольным. Девушки на коллективной прогулке

Умение изящно приседать в реверансе в Смольном XIX века ценилось больше успехов в математике, за хорошие манеры прощали неудачи в физике, ну а исключить могли за вульгарное поведение, но уж никак за неудовлетворительные оценки. Единственной из наук, считавшейся священной, было изучение французского языка.

Критерии вульгарности и непристойности определялись на месте заинтересованными лицами. Иногда, охраняя институток от греховных пороков, воспитатели доходили до идиотизма: седьмую заповедь (запрет прелюбодеяния) заклеивали. Встречается в мемуарах и факт, что для изучения литературы использовалась строго отцензуренная классика, в которой зачастую пропусков было больше, чем собственно цитат.



Смольный институт. Девочки на занятиях.

Встречи с родственниками были ограничены четырьмя часами в неделю (двумя приемными днями). Особенно тяжело приходилось девочкам, привезенным издалека. Они не видели своих родных месяцами и годами, а вся переписка строго контролировалась классными дамами, которые читали письма перед отправкой и после получения

Основным критерием отбора классных дам, обязанных следить за достойным воспитанием девочек, обычно был незамужний статус.



Урок игры на арфе. Выпускной альбом института 1889 года.

Телесные наказания для воспитанниц не были приняты, однако с теми, кто совершил какой-либо проступок, особенно не церемонились: окрик, брань, наказание - таков был привычный арсенал средств и методов институтской педагогики. Обычными считались наказания, когда нарушительницу позорили перед всем институтом: снимали передник, прикалывали неубранную бумажку или рваный чулок к платью, оставляли стоять посреди столовой во время обеда. Совсем тяжело приходилось детям, страдающим, скажем, энурезом - такая воспитанница должна была идти на завтрак с мокрой простыней поверх платья, что считалось страшным позором не только для нее лично, но и для всего дортуара. После этого девочки, чтобы подобного несчастья больше не случалось, обычно будили одноклассницу ночью. Народу в комнате было много, каждая ученица пару раз распихивала несчастную, можно представить, как "положительно" этот метод сказывался на нервах и без того униженного ребенка.



Смольный институт. Урок рукоделия.

Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, не по уставу завязанный бант на переднике или выбившийся локон из строгой прически. Очень высоко здесь ценилось полное подчинение правилам и обычаям институтской жизни, на что указывает само определение воспитанниц, отличавшихся послушанием и отменным поведением - "парфетки" (искаженное французское "parfaite" - совершенная). Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского "благонравия" и считалось "дурным поведением". Поэтому шалуний и строптивиц называли "мовешками" ("mauvaise" - дурная). Даже внешность учениц была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов (младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы), аккуратная форма. Она состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.



Смольный институт. Урок пения. Фото1889 г.

Цвет формы зависел от класса обучения. Первоначально, при Екатерине II, воспитанницы носили соответственно платья коричневого ("кофейный" класс, самый младший), голубого, серого и белого цветов. Первым трем возрастам полагались белые передники, самым старшим выдавались зеленые. С уменьшением срока обучения на Николаевской половине серые платья были "сокращены", а белому классу начали выдавать зеленые с белым передником. На Александровской половине голубого класса не было. Те же самые цвета - кофейный, синий, зеленый - чаще всего использовались и в других институтах. Пепиньерки обычно носили серые платья. (Пепиньерками назывались девушки, оставшиеся после окончания основного курса для получения дальнейшего образования и дальнейшего карьерного роста до классной дамы. Им читали дополнительный курс педагогики и в качестве практики использовали как помощниц воспитательниц).



Смольный институт. Воспитанницы на уроке.

Выпускницы сдавали экзамены по всем предметам. Настоящими испытаниями, на которых распределялись награды, были инспекторские, публичные (в некоторых институтах с присутствием царских особ) - простой формальностью: лучшие ученицы рассказывали заранее заученные билеты.

По результатам обучения выдавались награды и шифры. Шифр - это металлический вензель царствующей императрицы, он носился на левом плече на банте из белой в цветную полоску ленты. Цвет полос зависел от учебного заведения. В случае, если институтка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, которым шифр был присвоен как знак придворного звания, то бант был двойным, из институтской ленты и голубой фрейлинской. (Такое часто случалось на Николаевской половине Смольного, в других институтах - почти никогда). Еще вручались золотые и серебряные медали разной величины (или порядка).



Шифр для лучших выпускниц Смольного института

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.


Несколько часов девочки танцевали друг с другом, не имея возможности посмеяться или подурачиться, чтобы не быть наказанными. Изредка (и отнюдь не везде) устраивались балы с приглашением кавалеров-родственников (родство считалось обязательным условием), а кое-где (о распущенность!) и воспитанников дружественных мужских учебных заведений ("Юнкера" Куприна). А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предрассудительным веселиться, когда идут бои.



Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.

Даже мужчин, допущенных перед очи институток, пытались оптимизировать. Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.



Смольный институт. На досуге. Фото 1889 г.



Смольный институт. Преподаватели.

Обожание императора, поощряемое руководством, вообще переходило всяческие границы - институтки собирали и тщательно хранили "кусочки жаркого, огурца, хлеба" со стола, за которым обедал царь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти "талисманы" у себя на груди. "Со мной делайте, что хотите, - говорил Александр II воспитанницам московского Александровского института, - но собаку мою не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было, говорят, в некоторых заведениях". Однако, говорят, девушки не только отрезали шерсть с домашнего любимца Александра, но даже ухитрились вырезать в нескольких местах дорогой мех от шубы.



Смольный институт. Урок рисования. Выпускной альбом института 1889 года.


Обычное меню середины XIX века в Смольном:

-Утренний чай с булкой
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок
- Вечерний чай с булкой

В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками "мертвечиной", и миниатюрный постный пирожок.



Смолянки в столовой .Выпускной альбом института 1889 года.

Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение" - посты сократили. до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.



Смольный институт. Преподаватели.

В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе "каникулы", симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.



Смольный институт. Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.


Специфическое отношение к немногочисленным мужчинам и доходящее до абсурда мнение институток о правилах приличия доставляли много хлопот врачам. Сама идея о раздевании в присутствии лица другого пола заставляла стеснительных девиц терпеть боль до конца. Периодически - трагического.



Смольный институт.Последний выпуск 1917 года




Смольный институт. Катание с горки .Фото 1889 г.




Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер .Выпускной альбом института 1889 года.




Девочки за шитьем.




Хор воспитанниц Смольного института.




Смольный институт. Чаепитие с гостями. Выпускной альбом института 1889 года.




Смольный институт. Урок гимнастики. Фото 1889 г.




Смольный институт. Помывочная.Фото 1889 г.




Воспитанницы Смольного института на прогулке.




На катке.Фото 1889 г.

Читайте также: