Раковый корпус солженицын сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Тема жизни и смерти, духовных исканий человека и поиск ответа на вопрос, чем жив человек в повести А. Солженицына "Раковый корпус". Лагерная жизнь, которой жили миллионы людей по всей стране в рассказе "Один день Ивана Денисовича". История Шулубина.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 03.06.2013
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Одна из главных тем повести - бессилие человека перед лицом болезни и смерти. Каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный, какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Наконец, в последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания - Шулубин. Если жизненная позиция и убеждения Русанова в романе противопоставлены той правде, которую понимает Косоглотов, то беседа с Шулубиным заставляет героя задуматься и о другом. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию, о которой он не задумывался.

В наш гнусный век…

На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник.

История Шулубина заставляет Косоглотова, а вместе с ним и читателя, задуматься еще об одной стороне вопроса распределения ролей в советском обществе.

Однако ни роман с Зоей, ни восхищение Костоглотова Вегой не приводят к соединению героев, потому что Олег, победивший даже свою болезнь, не в силах преодолеть отчужденности и душевной опустошенности, приобретенной в тюрьмах, лагерях и ссылке. Несостоявшийся визит к Веге демонстрирует герою, как далек он от обычной повседневной жизни. В универмаге Косоглотов чувствует себя пришельцем. Он настолько привык к жизни, где покупка масляной лампы - огромная радость, а утюга - невероятная удача, что самые обыкновенные предметы одежды и была выглядят для него непонятной роскошью, которая, тем не менее, доступна всем. Но только не ему, потому как его труд, труд ссыльного - практически бесплатный. И он может позволить себе лишь съесть палочку шашлыка и купить пару маленьких букетиков фиалок, которые в итоге достаются двум шедшим мимо девочкам. Олег понимает, что не может вот так просто придти к Веге, признаться ей в своих чувствах и просить принять его - такого, вечного ссыльного, к тому же больного раком. Он покидает город, так и не увидевшись, не объяснившись с Вегой.

солженицын раковый лагерный корпус

Подобные документы

Трагедия тоталитарной системы и возможность сохранения человеком истинных жизненных ценностей в условиях массовых репрессий сталинской эпохи. Государство и личность, вопросы смысла жизни и проблема нравственного выбора в повестях Александра Солженицына.

реферат [40,2 K], добавлен 03.11.2009

Основные факты биографии ведущего русского писателя Солженицына. Первая публикация повести "Один день Ивана Денисовича". Политические акценты романов "В круге первом", "Раковый корпус". Оценки произведений писателя и его награждение Нобелевской премией.

презентация [1,5 M], добавлен 30.11.2012

презентация [848,2 K], добавлен 18.12.2011

Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына через призму его рассказов и романов. "Лагерная" тема в его произведениях. Диссидентство писателя в произведении "Красное колесо". Интенциальное содержание авторского сознания Солженицына, язык и стиль автора.

дипломная работа [186,6 K], добавлен 21.11.2015

Краткая биографическая справка из жизни писателя. Заслуги перед Отечеством. Арест Солженицына в 1945 году. Роль повести "Один день Ивана Денисовича" в творчестве писателя. Публикации Александра Исаевича, отличительные особенности его произведений.

Своим произведением Солженицын дает предупреждение, предостерегает от страшных последствий этой раковой опухоли общества. Нужно ее убрать в корне, постепенно излечивая метастазы, иначе она приведет к полной гибели общества. В раковой опухоли автор символизирует как коммунистическое общество в целом, так и систему лагерей, порожденную им. За словами автора страна не может быть здоровой, имея такую опухоль.

Мы можем назвать это произведение историческим повествованием, ибо на его страницах отражены исторические события страны, описаны нравы и быт советского общества.

Большинство героев произведения тесно связаны с миром лагерей, через которые они прошли. В раковом корпусе собрались совершенно разные люди с разными взглядами, судьбами и характерами. Но всех их объединяет одна болезнь – рак. Из этой болезни они выходят по-разному – у одних наступает улучшение, а других выписывают умирать домой, ибо они неизлечимы. На примере одной больничной палаты Солженицын изобразил жизнь целого государства.

Находясь в больнице, пациенты, имея много свободного времени, проводят его в рассуждениях и спорах о жизни и смерти, о политике и идеологии.

Большинство героев произведения связаны с лагерями. Одни отбывали там срок, другие работали на лагеря. Поэтому у них разное мнение о системе, породившей этот ужас. Но все они жертвы системы и перед лицом смерти оказываются беспомощными.

Анализ роман Раковый корпус Солженицына

Несколько интересных сочинений

В данном великолепном романе, написанным замечательным писателем Булгаковым, рассказывается о событиях, которые автор пережил в период с тысяча девятьсот восемнадцатого по тысяча девятьсот девятнадцатый годы в городе Киев.

Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда

Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.

К Творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, че­ловека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести “Раковый корпус” – произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, кото-

Рой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он вос­питал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повес­ти.

это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, не­образованный; какую бы должность он ни занимал, когда его по­стигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопос­тавленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в рако­вом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обре­ченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял

Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назна­чения литературы.

Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных нацио­нальностей, профессий, приверженных Различным Идеям. Одним из таких пациентов был Олег Костоглотов – ссыльный, бывший зек, а другим – Русанов, полная противоположность Костоглото­ву: партийный деятель, “ценный работник, заслуженный Человек”, Преданный партии. Показав события повести вначале глазами Ру­санова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существо­вать Русановы с их “анкетным хозяйством”, с их приемами раз­личного предупреждения и будут жить Костоглотовы, Которые не принимают такие понятия, как “остатки буржуазного сознания” и “соцпроисхождения”.

Солженицын писал повесть, пытаясь пока­зать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, И с точки зрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взгляды схожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет по­казать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Ру­санов.

Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; ду­мать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов – выра­зитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через его разговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точ­нее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как и нет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По ее понятиям искренность в литературе вредна. “Литература – чтобы развлечь нас, когда у нас настроение Плохое*, – говорит Авиета, не понимая, что литература действительно учитель жизни.

И если надо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будет правды, так как никто не может точно сказать, что именно будет. А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и вряд ли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса, когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочей лошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскры­вает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишают права продолжать себя, ужасает его: “Сперва меня лишили моей

Собственной жизни. Теперь лишают и права… продолжить себя. Кому И Зачем я теперь буду.

Худший из уродов! На милость. На Милостыню. ” И Сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем, Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он оста­нется одним и тем же – оставить после себя кого-нибудь.

Косто-глотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его сис­тему ценностей, на его понятие жизни.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже по­влияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произ­ведение только выигрывает, так как человеку становится доступ­ным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-ни­будь из нас сможет до конца понять Костоглотова, Который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный под­ход, даже в зоопарке.

Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выбро­шены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь, изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, к которой они так долго стремились, которую они заслужили.

Дочь Русанова, Авиетта, во многом похожа на своего отца. Она умная и сильная. Авиетта – начинающая поэтесса, по ней сразу видно, что она добьется всего в жизни, и добьется она всего этого такими же способами, низкими и подлыми, как и её отец. Авиетта во многом копия своего папы, она думает только себе, о том, как бы пробиться в люди, ездит в Москву, чтобы показать себя и посмотреть на то, какая там в Москве мебель, мебель ей важнее даже собственного творчества. Она уверяет Демку, что искренность вредна в литературе и совсем не нужна, Авиетта считает, что лучше говорить людям неправду, чем рассказывать о том, как есть на самом деле.

Полной противоположностью отца является его сын Юра. Он рассказывает отцу историю о том, что один человек вез продукты, и посреди дороги началась буря, и ему пришлось оставить машину и идти в ближайший населенный пункт. Наутро оказалось, что пропала одна коробка, во всем обвинили шофера и посадили в тюрьму. Отец полностью согласен с приговором и говорит, что даже если взял и не он, то как так можно бросить государственное имущество. Его очень огорчает, что сын против и даже написал протест. По мнению Юры, человеку не оставалось ничего другого, иначе бы он умер. Это мучает Русанова, мучает, что он не смог привить своему сыну свою точку зрения.

Также мучает совесть хирурга Евгению Устинову. Она считает, что самые лучшие операции – это те, которых удалось избежать. Главный хирург Лев Леонидович мучается тем, что постоянно приходится обманывать больных, не говорить им правды об их болезнях. Говорить безобидные названия, как язва, гастрит, воспаление, полипы, вместо рака или саркомы. Так люди совсем не догадываются о том, что их ждет, им дарят ненужную надежду на то, что у них все хорошо. И это вранье также тяжелым грузом лежит на душе у врачей.

Зоя – молодая девушка, она одновременно учится на врача и работает в раковом корпусе, потому что бабушкиной пенсии им не хватает. Она молода, полна сил, все время занята, недаром Олег называет её Пчелкой. Зоя считает, что от жизни надо спешить брать, как можно раньше и как можно полней. В романе очень мало написано о внутреннем мире Зое, о её чувствах и эмоциях. Я считаю, что это потому, что Зое еще только предстоит понять смысл своей жизни.

Олег сам говорит, что жизнь его была слишком бедна удачами. Он привык не доверять всем, подозревать, спорить. Олег не может смириться с тем, что его лечат, но не объясняют. Он просит у медсестры Зои книгу о лечении рака, чтобы понять, что именно с ним делают. Он хочет узнать, в чем состоит метод лечения, какие перспективы и осложнения. Пытается выяснить у всех врачей, как же действует этот рентген. Он мечтает о том, чтобы остановить лечение, не хочет, чтобы его перелечили. Пытается уговорить врачей побыстрее выписать его, но получает отпор. Олег приехал в раковый корпус почти неживым, теперь он поправился, по крайней мере внешне, отлично себя чувствует и хочет пожить в этом прекрасном состоянии хоть годик, чем дальше мучить себя рентгеном. Костоглотов отрицательно относится к переливанию крови, он не хочет чужой… Олег вообще никому не доверяет, даже чужой крови.

Вскоре после пяти недель лечения Олега не узнать, лечение убило в нем былую жизнь, теперь, как он сам говорит, началось вредное леченье. В письме Кадминым он пишет, что не просит долгую жизнь, что не хочет ни Ленинграда, ни Рио-де-Жанейро, ему хочется лишь в скромный Уш-Терек. Он рассуждает о том, сколько же можно платить за жизнь, а сколько нельзя, какова верхняя цена жизни? И он понимает, что за сохранение своей жизни он платит самым дорогим, платит тем, что придает жизни краски. Он превращается в ходячую схему, он получает жизнь с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью, а для чего ему это. У него и так вся жизнь потеряна, и судьба ничего хорошего не предвещает, а в нем еще и убивают последние чувства, прелести жизни, искусственно убивают, прикрываясь тем, что спасают ему жизнь, а зачем такую жизнь спасать?

Старшая сестра Мита первая сказала ему, что, скорее всего, из-за смены Верховного суда всех ссыльных возвратят. Но Олег мало верит в это, слишком много уже было таких обещаний. Но когда он приходит за справкой в НКВД, комендант говорит ему, что да, кончится все это скоро: ссылки и отметки. И снова у Олега внутри загорается надежда, а может, он скоро и в Ленинград сможет приехать?

Вторая группа – это герои, которые под влиянием болезни и приближающейся смерти разочаровались в прежнем смысле жизни (Вадим Зацырко), кто строго судит себя за неправильно прожитую жизнь (Ефрем Поддуев, Шулубин) и смутно догадывается о существовании какого-то иного, нематериального смысла жизни.

Третья группа – молодые герои повести, которые только начинают задумываться о смысле жизни (Демка, Ася, Зоя).

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Проблематика повести Александра Солженицына Раковый корпус

Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже повлияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произведение только выигрывает, так как человеку становится доступным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-нибудь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный подход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выброшены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь, изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, к которой они так долго стремились, которую они заслужили.

Читайте также: