Сочинение про афинский театр

Обновлено: 02.07.2024

Одним из величайших достижений свободных эллинов было создание театрального искусства. Слова театр, драма, сцена – греческого происхождения.

Спектакль греческого театра был “думой о жизни”; здесь на орхестре совершались важные, захватывающие события, сталкивались мощные характеры. Все это во имя утверждения идей, во имя тех нравственных выводов, которые венчали действие и придавали ему глубоко нравоучительный смысл.

В этих суждениях о жизни главное место занимал хор. Он, возглавляемый корифеем, чередой движется по орхестре,

протяжно распевая стихи. Хор поддерживает героя в его правой борьбе, осуждает его ошибки, корит за преступления, впадает в отчаяние при бедствиях, рыдает над погибшими – и во всех случаях сохраняет образ мыслей, свойственный народу.

Ведь хор состоял из граждан города Афин и был символом живого участия народа в драматических действиях. Не включенный в сюжет трагедии, хор создавал эмоциональную атмосферу, в которой пребывал герой, и эта атмосфера менялась по ходу событий: стихи, песни и пляски хора то окрашивались в торжественные и ликующие тона, то выражали созерцание и покой, то нагнетались до трагических

Хор, наряженный в маскарадные костюмы “всадников”, “птиц” или “облаков”, в шутках и играх, в прыжках и плясках создавал ту атмосферу всеобщей свободы и праздничности, в которой голос поэта-обличителя звучал особенно сильно и страстно. Но сколь ни различны были спектакли трагического и комического театра, общее между ними было то, что Аристофан исходил в своих издевках из тех же народных суждений, из тех же высоких идеалов, во имя которых писали свои героические творения Эсхил и Софокл.

В античном театре играть было трудно, спрятаться не за что: ни занавеса, ни декораций. Вся сила – в слове, чувстве, мысли автора и актера. Волны и скалы существуют лишь в воображении актеров и зрителей, над головой – небо и облака, ветер развевает туники и волосы, зрители также сидят под открытым небом, на ступенях амфитеатра.

Натурализм позднейшего театра не имеет ничего общего с этой естественностью.

Театр в древнегреческой культуре имеет большое значение. Как говорили в те времена, народ требовал хлеба и зрелищ. С помощью зрелищных сцен власть управляла массами, доносила свои мысли относительно развития государства и современных проблем. Поэтому воспитательное значение театра нельзя недооценивать, так как философы выражали свои мысли с помощью представлений.

Героями в спектакле были в основном вымышленные персонажи мифов и легенд, но их высказывания касались современного мира. Власть поощряла к просмотру спектаклей даже необеспеченных граждан полиса (то есть города). Таким выдавались специальные скидки для посещения театра. Но женщинам и детям не разрешалось ходить на спектакли.

По мнению Аристотеля, в искусстве мы наблюдаем реалии бытия, оно побуждает людей задумываться над ним и в то же время дает наслаждение от просмотра. Через призму театрального искусства люди воспринимали жизнь как сцену, где все они актеры и после очередного спектакля должны спрятаться за кулисами. Поэтому каждый задумывался над своим предназначением в жизни.

Спектакли в древнегреческом театре начинались очень рано, а заканчивались поздно вечером. Это были комедии, трагедии и даже драмы на самые разнообразные темы. Актерами были обычные граждане, которые имели желание играть. Однако до каждого спектакля готовились специальные атрибуты – разные маски, декорации и костюмы.

Авторами спектаклей в Древней Греции были политические деятели, философы. Знаменитым драматургом был Софокл и Эсхил, поэтом-комедиантом – Аристофан. Они использовали театр как метод распространения информации, донесения до народных масс своих мыслей и взглядов, побуждали зрителей к переосмыслению просмотренного.

Начиная с древнегреческого театра, это искусство все более сильно развивалось до нашего времени. Оно и сегодня не исчезло, а наоборот приобретает все большей популярности и расцвета. Однако театр сейчас не имеет того воспитательного влияния, которое наблюдалось во времена античности. Люди посещают его ради эмоционального удовлетворения, культурного проведения времени. Зрителям нравится этот вид искусства, потому что здесь происходит живая связь между ними и актерами. Однако каждый спектакль всегда несет в себе поучительную роль, имеет свою мораль.

Античный театр, посвященный богу Дионису, был главной сценой как Афин, так и всей Эллады. Он функционировал на протяжении нескольких столетий. Здесь родилась трагедия и сформировались ключевые традиции драматургии той эпохи.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники - Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.

театр диониса в афинах

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон – он выступал прямо на легендарной афинской сцене.

Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

акрополь театр диониса

Организация торжеств

У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.

За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.

древний театр диониса

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Орхестра, скены, декорации

Специально для актеров строились палатки для переодевания – скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.

древняя греция театр диониса

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

дионис бог театра

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис - бог театра, то выходившие на сцену - его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

театр диониса

Стоимость посещения

Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков – переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).

театр диониса греция

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

Давайте заглянем в афинский театр. Именно в Греции родился этот вид искусства. Театр существовал практически в любом греческом городе. Даже самом маленьком. Бывало так, что количество зрительных мест в театре было больше, чем число жителей этого города. Например, в греческом городе Эфесе театр вмещал 60 000 человек.

В театре Диониса

Афинский театр

В ходе этих религиозных торжеств люди наряжались сатирами. Так назывались божества, похожие на козлов с рогами, бородой, хвостом и копытами, и исполняли песни, прославляющие Бога Диониса. Козёл по-гречески звучит как Траге, а песня — ода, отсюда слово трагедия или по-гречески это называлось трагодия переводится как песнь козлов. Действительно сатиры, а точнее люди, которые их изображали, распевали песни, которые впоследствии стали исполняться в греческих театрах.

Греческие сочинители пьес

Уже в V веке до н. э. в Греции появились профессиональные драматурги, то есть сочинители пьес для театра. Они писали пьесы, как трагического, так и комического содержания. Трагедия считалась высоким жанром. Было принято смотреть именно трагедии. Только трагические произведения, которые кончались, как правило не очень хорошо, писал отец греческого театра — отец трагедии Эсхил.

Комедия в Греции считалась низким жанром. Изо всех греческих комедий до нас дошли только произведения афинского драматурга Аристофана. Но пьесы Аристофана ставятся в театрах и до сегодняшнего дня. И даже для современного человека они смешны. Аристофан изображает людей в обычных ситуациях:

  • дома;
  • на рынке;
  • в гостях;
  • описывает, как они ссорятся, как они мирятся, как любят друг друга.

Из чего состоял греческий театр

  • круглая площадка, на которой выступали актёры. Она располагалась в центральной части — называлась Орхестра. Потом, гораздо позже, уже не в Греции, а в других странах на эту площадку стали сажать музыкантов, отсюда появилось современное слово оркестр, но в греческом театре музыкантов на орхестре не было. Фактически там играли только актеры;
  • за спиной у актеров, позади орхестры располагалось небольшое здание, которое называлось Скене. В скене хранили костюмы, хранили маски, там могли переодеваться актеры, там же они отдыхали, если на данный момент им не нужно было исполнять роли. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад и слово скене стало знакомой нам всем с вами сценой;
  • зрительные места, на которых как раз и сидели люди, пришедшие в театр, назывались Театрон. То есть театр — это не место, где что-то показывают — это место, где как раз нужно на что-то смотреть.

Когда слово орхестра и слово скене поменяли свои значения, весь этот комплекс, все то, что связано с игрой актеров и зрителями, пришедшими посмотреть на эту игру, стали называть театром. Так это слово существует уже больше двух с половиной тысяч лет.

Актеры древнего театра

В греческом театре играли только мужчины. Женщины в театре играть не могли. Но как же взрослые мужчины могут играть роли женщин, детей, стариков, ведь никто же им не поверит. Для того, чтобы обозначить, какую роль они играли, греческие актеры носили маски. Таких греческих масок до нас дошло немало. Они были самыми разными. Актер за время исполнения своей роли мог сменить десяток таких масок. Были добрые и злые, грустные и веселые, маски могли изображать старика или старушку, женщину или мужчину, ребенка, кого угодно актер мог играть, просто сменив маску.

Как проходили представления

В греческом театре появились и первые спецэффекты. Например, для того, чтобы изображать бога актеры надевали высокие сандалии. Они сразу оказались выше, чем все остальные люди, которые находились на сцене, и всем, и зрителям в первую очередь, становилось ясно, что это Бог. Такие высокие сандалии назывались Котурнами и в театре применялись после этого ещё очень и очень долго. Но вообще, несмотря на маски и спецэффекты греческий театр был реалистичным. Существовало так называемое правило трех единств:

  • единство времени;
  • места;
  • действия.

Поэтому действие в пьесе должно было проходить в то же самое время, что оно проходило бы и в жизни, иными словами, если герои пьесы должны были прожить восемь или десять часов своей жизни, то это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль столько же. Поэтому представления в греческом театре нередко шли по многу часов и заканчивались только с заходом солнца. Хорошо еще, что такие представления проходили не каждый день, а только во время праздников.

В театре играли не только актеры. Обязательным участником театральной постановки был хор, который объяснял зрителям смысл происходящего, спорил с актерами и выражал свое мнение, правы эти действующие лица или нет. Поэтому такое театральное представление было, как бы, состязательным. У актеров была своя партия, а у хора своя.

Греческий театр, как вы понимаете, был не только местом для развлечения. Он был политическим клубом. Там поднимались такие острые вопросы, которые даже не осмеливались выносить на рассмотрение народного собрания. Поэтому греки любили свой театр, но даже, если бы, им не нравились представления, все равно в театр ходить было положено. Это было, по сути, одной из обязанностей афинского гражданина.

Читайте также: