Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича сочинение

Обновлено: 29.06.2024

Событие происходит в 968 году. Как известно, на русские княжества постоянно нападали восточные племена. В это время впервые напали печенеги. В городе в этот момент отсутствовал князь Святослав. В Киеве была лишь его мать с внуками: Олегом, Владимиром и Ярополком. Женщина вместе с детьми Святослава заперлись в Киеве, и они не могли оттуда выбраться. Печенеги осадили Киев. Население не имело возможности оказаться за пределами города, люди мучились от жажды и голода.

Можно утверждать, что отрок-киевлянин совершил истинный подвиг, проявив невероятное мужество, отвагу и героизм. Юноша смог спасти жителей города. Это свидетельствует о безграничной любви киевлянина к родной земле.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 03.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 28.10.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 17.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Сен 24, 2017 | 1 комментарий

Повесть временных лет — это летописный свод, что знакомит нас с подвигом отрока киевлянина, а именно, об этом пересказе нам и нужно написать сочинение. Чтобы написать сочинение, мы прочитали летопись Повесть временных лет и узнали о подвиге отрока киевлянина, при этом не только о подвиг отрока киевлянина мы узнали, но и хитрости воеводы.

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы переносит нас в древние времена в 968 год, во времена, когда правил Святослав, а на русскую землю впервые напали печенеги.
В то давнее время Святослав — киевский князь, часто совершает походы и вот был он походом в Пареяславце, далеко от Киева. А в это время под Киевом собрались печенеги. Княгиня закрыла ворота города, но люди голодали и нужно было что-то делать. Вот здесь древнерусская литература и повествует о подвиге отрока-киевлянина.

Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем заключался подвиг отрока киевлянина?
Отрок киевлянин — это тот мужественный человек, который вызвался выйти из города, пробраться через печенегов и призвать помощь. И ему это удалось. Так как он знал язык печенегов, его принимали за своего, а когда раскусили, отрок уже плыл по реке и стрелы печенегов его не доставали.

Далее мы узнаем о хитрости воеводы Претича. Она заключалась в том, что воевода затрубил, пришел к печенегам и рассказал, что это только часть войск Святослава, сам князь идет с большим войском сзади. Испугались печенеги и отступили. Повесть временных лет, знакомя с подвигом отрока-киевлянина и хитростью воеводы, заканчивается тем, что князь все-таки возвращается в Киев и прогоняет печенегов в степи. Но здесь мы видим, что автор рассказа не поддерживает Святослава, осуждает его и тому подтверждением являются слова повести, где автор говорит о том, что князь ищет чужие земли, в то время как свои земли не защищает.

Отрок и воевода изображены мужественными, храбрыми героями, которые смогли защитить город в отсутствие князя, хоть и пришлось им воспользоваться хитростью и притворством.

Вариант 1

Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр, чтобы привести на помощь войска воеводы Претича. Город Киев остался без защиты войска князя Святослава, который находился в то время в походе.

В работах Андрея Иванова идея патриотизма занимает одно из важнейших мест.

В центре картины юный герой, он сбросил одежду перед тем, как войти в реку. В этом его беззащитность перед вражеским войском. Несмотря на внешнюю уязвимость, юный киевлянин бесстрашен и полон решимости.

Молодой киевлянин будто озарён ярким сиянием вечернего солнца на фоне темных силуэтов печенегов.

Писатель подчеркивает прекрасный и самоотверженный поступок киевлянина через красоту и силу его тела. Главная и жизненно важная цель для него привести помощь, чтобы спасти Киев от вражеского нашествия. В руке киевлянина уздечка и это не случайно. По летописи Нестора, юный киевлянин пробирается во вражеский стан якобы в поисках своего коня, зная их язык. На плече киевлянина развевается огненно-красная ткань. Алая, развевающаяся ткань будто знак, предупреждающий о смертельной опасности, о пролитой крови. За спиной киевлянина черный мечущийся конь, потерявший своего всадника. В образе коня художник выразил дьявольскую тёмную силу.

Молодого киевлянина окружает мрачный фон. Небо затянуто черными тучами. Деревья грозно расставили свои ветви. Природа противится всему происходящему, противится кровопролитию.

На заднем плане картины стены осаждённого Киева. Войны печенеги на фоне светлого образа юноши изображены не так красочно. Их темные лица обезображены злобой, жестокостью и ненавистью. Образы печенегов отталкивают и вызывают неприязнь. В отличие от юноши, которому сопереживаешь и опасаешься за его жизнь. Стрела, пущенная всадником сзади попадает во врага, умирающего у ног киевлянина. Раненый печенег протягивает руку, прося о помощи юношу. Но ничто не может остановить героя на пути за подмогой. В этом проявляется настоящий патриотизм русского воина.

Мрачное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Хочется верить и надеяться, что добро рано или поздно одержит победу над злом, юноша достигнет противоположного берега Днепра и осаждённый город с её жителями будет спасён.

Вариант 2

Написана данная картина известным художником Ивановым в 1810г. В основу сюжета полотна положены летописные события, повествующие о юноше-герое, который спас киевский народ от враждебных печенегов. Основная идея создания данного шедевра, это безусловная пропаганда и восхищение патриотическим отношением русского народа к родной земле.

В центре картины изображен обнаженный молодой человек. Этот внешний вид не случаен, он символизирует беззащитность главного героя перед лицом врага. Единственным элементом его одеяния является алый шарф, переброшенный через одно плечо, как символ всех кровавых жертв, которыми станут участники этого противостояния.

В руке юноши видна узда, по легенде он ищет своего коня, чтобы добраться до берега реки и сообщить о враге. У ног героя лежит побежденный печенег. Лицо его скорчено от смертельных мук, весь его внешний вид, в котором превалируют темные тона, противопоставлен яркому и светлому образу молодого человека. Кроме того, побежденный человек одет, волосы на голове и борода его растрепаны и неопрятны, юноша же в своей наготе, демонстрируя молодую мраморную кожу невинен и прекрасен в этом.

В руке врага видна стрела, которая должна была поразить нашего героя. Справа видна фигура стрелка-печенега, который готовиться выпустить очередную стрелу в юношу. На заднем фоне картины видны развалины старого Киева, в которых скрываются еще оставшиеся в живых жители. Так же среди пыли, поднятой воинами, участвующими в сражении, можно различить другие вооруженные фигуры, некоторые из которых, изображены сидящими верхом на лошадях.

Спаситель киевского народа изображен в движении, все его мышцы напряжены, левая нога и рука отведены в сторону, как и голова. Он спешит, и оглядывается по сторонам в поисках верного друга и, пытаясь избежать опасностей. Позади него видна фигура коня. Он черный, словно демон, преследует он юношу.

Мне данная картина очень понравилась. Поражает мастерство художника в изображении тел людей, мимики, позволяющих отчетливо представить испытываемые героями чувства. Известно, что образ данного юноши заинтересовал других живописцев, а также стихотворцев. Мне было бы интересно познакомиться и с другими вариантами воспроизведения событий, изображенных с такой детализацией Ивановым.

Вариант 3

Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях, которые происходили в 968 году. В данной летописи рассказывается о том, как юный житель Киева помогал своим войскам в войне с печенегами. Он бесстрашно бросился через печенежское войско к родной реке Днепр, чтобы привести на место главного воеводу того времени Притича. В то страшное время Киев был беззащитен. Так как князя Святослава не было в это время.

Художник в своих произведениях высоко возносит патриотизм.

На картине видим изображенного главного героя, который снял свою одежду, чтобы переплыть реку. Мы видим его беспомощность в данный момент перед врагом. Но в его взгляде читается бесстрашие и отвага. Юноша освящен последнем лучом заходящего солнца. Это выделяет его на фоне печен. Он изображен на картине, как последняя надежда на победу.

Парень изображен на темном и грустном фоне. Все небо серое и жуткое. Ветви деревьев как мечи, выпрямили свои ветви, а листья грустно опустились в низ. Природа плачет от кровопролития данной войны.

Спасителя окружает мрачный фон. Небо мутное и пасмурное. Вот пойдет дождь. Природа огорчена происходящей войне между людьми, показывая своим видом, что она против кровопролития.

На заднем плане видно стены захваченного Киева. Печенежские войны темный и мрачные. В их лицах читает злоба и ненависть к киевскому народу. Смотря на картину, начинаешь сопереживать герою. У ног молодого юноши лежит раненый печенег, стрела вонзена ему прямо в горло. Он просит помощи у парня. Но он не преступен. Киевлянина ничего не остановит, он бежит за помощью.

Тяжелое настроение от данного произведения искусства меняется на светлое. Когда смотришь на картину, верится, что молодой парень доберется до другого берега и Киев одержит победу над печенегами.

Грустное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Глядя на картину, появляется луч надежды. Верится, что парень доберется к другому берегу и все же приведет подмогу на войну с печенегами.

Вариант 1

В центре картины изображен молодой юноша. Он обнажен, его тело слегка прикрыто красной тканью. Образ наполнен светом, изображен в ярких тонах, которые прекрасно гармонировали с окружающим полчищем печенегов.

Врагов автор изображает в темных, грязных красках, чтобы мы могли увидеть на картине противостояние добра и зла, храбрости и злодейства.

А.И. Иванов любил эпоху античности, поэтому, особое внимание уделил образу юноши. Он рисует его мощное, мускулатурное тело, с сильными ногами, с крепкими руками. Парень бежит к реке, на его ногах нет обуви. Он спешит вскочить на своего коня и позвать на помощь. Знание языка печенегов позволяет ему тайком прокрасться сквозь вражеское войско и осуществить задуманное.

Глядя на картину, перед нами открывается явная борьба добра и зла, противостояние хорошего и плохого. Юноша стремительно бежит вперед. У его ног лежит умирающий печенег. На лице врага недовольство от поражения. Он сер и озлоблен. Его борода потрепана, а тело измазано. Образ юноши совершенно противоположен. Его черты лица, утонченные и благородные. Его поступок можно назвать настоящим подвигом.

На заднем плане картины мы видим разбитый Киев. Жители города измучены военными действиями. Они ожидают помощи и освобождения. И вся надежда на этого молодого парня, который, несмотря ни на что, спешит выполнить свою миссию. Красный шарф на шее киевлянина символизирует его внутренний порыв, его стремление к победе.

Картина А.И. Иванова наполнена волевыми, благородными качествами человека, который пытается спасти остальных жителей города.

Вариант 2

Полотно Александра Иванова появилось в интересное для России время, когда страна готовилась к войне с Наполеоном и патриотические настроения в обществе были весьма актуальны. Художник обратился к отечественной истории и запечатлел храброго юношу, который сумел позвать на помощь, в то время как печенеги осаждали город… ” И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: “Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам”. И сказал один отрок: “Я проберусь”, и ответили ему: “Иди”.

В центре полотна – фигура прекрасного юноши. Он светел и напоминает античных героев: мускулист, уверен в себе, отважен. Бежит босиком, держа в руках уздечку. Он — в поисках коня, говорит на языке печенегов и хочет переплыть на другой берег Днепра, чтобы попросить подмогу. Киевлянин спешит, ибо боится не успеть. В него уже летела стрела, которая попала в печенега, теперь лежащего у его ног.

Враг — некрасив: лицо его искажено, кожа смугла, борода — клочками. А киевлянин чист, бел, на челе его — интеллект, ведь он на свой страх и риск идет к великой цели. Он обнажен и, кажется, совсем открыт для всех, ибо оружие врага мощное, да и доспехами он защищен. Героя ничего не может остановить, потому что он желает во что бы то ни стало выполнить слово, которое дал.

На заднем плане — Киев, где находятся ожидающие жители. Справа — стрелок, который может попасть в юношу. За его спиной — темный конь — символ возможного несчастья. Красная лента — кровавый след войны. Скоро наступит утро, и его могут увидеть не только русские, но и печенеги.

А. И Иванов, обратившись к легенде, сумел показать остроту момента и дал возможность взирающим на него почувствовать гордость за деяния предков.

Вариант 3

Перед нами картина художника Иванова. Она посвящена подвигу молодого жителя Киева, о котором есть еще и притча. Эта история случилась еще во времена Киевской Руси. Однажды, в отсутствие в Киеве правителя князя Святослава и его воинов, город осадили печенеги.

На картине мы видим этого юношу. Он почти раздет – ведь ему пришлось переплывать Днепр. А тяжелая одежда помешала бы. Это красиво сложенный юноша, на его теле видны сильные мускулы. Волосы у него кудрявые, темные.

В руке у него уздечка. Это часть плана. Юноша шел среди печенегов. Он спрашивал всех, не видел ли кто потерявшегося коня.

На картине киевлянин, как молния, бежит по лагерю печенегов, у его ног лежит один из врагов. Этот печенег умирает. В него попала стрела, которая предназначалась молодому киевлянину. Когда печенеги наконец поняли, кто такой этот юноша, то стали стрелять. Но было уже поздно.

Исторические хроники события, изображенного на картине

Андрей Иванович Иванов (1775, Москва – 12 [24] июля 1848, Санкт-Петербург) – русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова.

Древнерусская литература – Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI – начала XIII века касались русской истории и её связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами – печенегами (объединение тюркских и других племён в заволжских степях), половцами – и борьбы за киевский престол.

Основной темой литературы XIII–XV веков была национально-патриотическая. Большое значение приобретает идея княжеской власти, героическая борьба с поработителями. Литература XIV–XV веков отражает тему борьбы княжеств за объединение вокруг Москвы.

Семнадцатым веком завершается древнерусская литература.

Осада Киева печенегами (968) – описана в Повести временных лет. Согласно летописи, это было первое в истории нападение печенегов на Русь (в 875 году Аскольд провёл успешный поход против печенегов, в 915 году печенеги заключили мир с Игорем, а в 920 году он провёл поход против них).

Согласно летописи, в то время как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Первого Болгарского царства, печенеги вторглись в Киевскую Русь и осадили её столицу – Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.

Доведённая до крайности, мать Святослава Княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним.

Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.

Лидер печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд – это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.

Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае (ныне в составе Румынии).

Что изображено на полотне?

На картине художник в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку. Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва.

Описание картины говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши. Что же это за момент? Разберем его более подробно. Сюжет произведения Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов.

Описание картины и ее жанр

Робкий юноша превращается в настоящего воина, который смог совершить подвиг и спас своих соплеменников.

Вариант 2

Произведения древнерусской литературы — это настоящий памятник истории, тем далёким событиям, которые отдалены от нас несколькими веками бесконечно ценного времени. Художественное полотно Андрея Ивановича Иванова раскрывает перед нами яркий эпизод минувшего вероломного нападения печенегов на прекрасную столицу всея Руси Киев-град.

Мирная, спокойная жизнь простых горожан прервалась с наступлением сил печенежского хана Кучюга. Люди оказались в панике, они не ожидали столь яростного и дерзкого наступления. На этой картине Андрея Ивановича Иванова мы видим, как юный киевлянин отвлекает на себя печенегов, чтобы подкрепление смогло прийти вовремя. Изображённый юноша хорошо сложен, прочерченные мускулы на его руках и ногах свидетельствуют о его недюжинной физической силе и ловкости. Юноша обладает густой шевелюрой из вьющихся каштановых волос.

Внешность молодого человека достаточно привлекательна: высокий лоб, правильные черты лица, целеустремлённые, выразительные глаза, прямой, ровный нос, узкий рот. Сам юноша наг и прикрыт только красной тканью. В руках он держит уздечку от потерявшегося коня. Под его ногами лежит умирающий от стрелы печенег, поднявший руку, моля о пощаде. Наш герой бежит до Днепра, чтобы оторваться от противника. Сзади изображён чёрный, мечущийся во все стороны конь, потерявший своего всадника. За конём нарисовано дерево, разделяющее события слева и справа. Справа, за спинами вооружённых до зубов, коварных печенегов виднеется башня великого и прекрасного Киев-града.

Мне картина понравилась из-за атмосферы патриотизма, мужества, отваги и бесстрашия вокруг неё.

Вариант 3

Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь.

Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.

Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.

Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию.

Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.

На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой.

Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.

Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

Повесть временных лет — это летописный свод, что знакомит нас с подвигом отрока киевлянина, а именно, об этом пересказе нам и нужно написать сочинение. Чтобы написать сочинение, мы прочитали летопись Повесть временных лет и узнали о подвиге отрока киевлянина, при этом не только о подвиг отрока киевлянина мы узнали, но и хитрости воеводы.

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы переносит нас в древние времена в 968 год, во времена, когда правил Святослав, а на русскую землю впервые напали печенеги.
В то давнее время Святослав —

киевский князь, часто совершает походы и вот был он походом в Пареяславце, далеко от Киева. А в это время под Киевом собрались печенеги. Княгиня закрыла ворота города, но люди голодали и нужно было что-то делать.

Вот здесь древнерусская литература и повествует о подвиге отрока-киевлянина.

Какой подвиг совершил отрок-киевлянин? В чем заключался подвиг отрока киевлянина?
Отрок киевлянин — это тот мужественный человек, который вызвался выйти из города, пробраться через печенегов и призвать помощь. И ему это удалось. Так как он знал язык печенегов, его принимали за своего, а когда раскусили, отрок уже плыл по реке

Далее мы узнаем о хитрости воеводы Претича. Она заключалась в том, что воевода затрубил, пришел к печенегам и рассказал, что это только часть войск Святослава, сам князь идет с большим войском сзади. Испугались печенеги и отступили. Повесть временных лет, знакомя с подвигом отрока-киевлянина и хитростью воеводы, заканчивается тем, что князь все-таки возвращается в Киев и прогоняет печенегов в степи.

Но здесь мы видим, что автор рассказа не поддерживает Святослава, осуждает его и тому подтверждением являются слова повести, где автор говорит о том, что князь ищет чужие земли, в то время как свои земли не защищает.

Отрок и воевода изображены мужественными, храбрыми героями, которые смогли защитить город в отсутствие князя, хоть и пришлось им воспользоваться хитростью и притворством.

История человечества знает много примеров героизма и храбрости. Они дошли до нас благодаря летописцам, устному творчеству, мифам и легендам. Это очень важно для грядущих поколений: потомки должны гордиться своими национальными героями, даже если события происходили более тысячи лет назад! Не все знают о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, и в какие времена это случилось.

Изучение на уроках литературы

Цитатный план

Подвиг отрока-киевлянина лучше воспринимается детьми, если педагог им рекомендует составить план произведения. Желательно, чтобы это был цитатный план: достаточно использовать фразы из текста, отображающие содержание эпизода. Это может выглядеть так:

- пришли печенеги на Русскую землю;

- осадили город силою великою;

- кто бы смог перебраться на ту сторону;

- люди сдадутся ли печенегам;

- сели в ладьи и громко затрубили;

- за мною идет войско;

- дал Претичу коня, саблю и стрелы;

- Святослав вернулся в Киев.

Памятник, сооруженный в честь победы князя Святослава Игоревича над печенегами доныне высится над берегом Днепра в Запорожье.

отрок киевлянин

Каждая часть повествования легко запоминается и пересказывается, благодаря применению цитатного плана. Педагог может предложить ученикам прочитать произведение по ролям. На подобных уроках дети начинают понимать значение появления письменности, книг, летописей для ставшей христианской Руси. О том, какой подвиг совершил отрок–киевлянин, сегодня знают многие школьники благодаря урокам литературы и истории. В честь этого подвига построен Софийский Собор.

цитатный план подвиг отрока киевлянина

Книги и летописи

Легенда о подвиге отрока

Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на Киевское княжество покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать – княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.

Древнерусская литература подвиг отрока-киевлянина

Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.

Отрок-киевлянин и подвиг

С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.

какой подвиг совершил отрок-киевлянин

Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.

Воевода Претич и его хитрость

Люди на противоположном берегу заметили, что отрок-киевлянин бросился в воду и поплыл по направлению к ним. Они пошли на ладьях навстречу к нему, подняли его на борт и доставили в дружину. Отрок сообщил, что если не подойдут завтра к городу воины, то людям придется сдаться печенегам. Воеводой был Претич, и он предложил подойти в ладьях к городу, захватить княжну Ольгу и княжичей, умчать на противоположный берег. Если же они этого не сделают, не спасут княжичей, то Святослав не простит этого и погубит их. Настоящий подвиг совершил отрок-киевлянин, сообщив о тяжелом положении Киева.

План воеводы

По плану Претича на рассвете дружина села в ладьи и с трубными звуками двинулись к Киеву. Люди в городе, услышав звуки труб, закричали. Печенеги кинулись врассыпную, во все стороны: им показалось, что это пришел сам князь Святослав. Из города вышла княгиня Ольга со своими внуками, свитой и направилась к ладьям. Князь печенегов, заметив это, вернулся к ладьям самостоятельно и спросил Претича о том, кто они такие? На что получил ответ, что это люди с другой стороны Днепра. На вопрос печенежского князя, не Святослав ли он, Претич ответил, что они – это передовой отрад, а за ними движется огромное войско во главе с князем Святославом. Он специально так сказал, чтобы напугать печенежского князя. Это и решило все противоречия: печенег предложил Претичу дружбу и тот принял ее. Они пожали друг другу руки и обменялись доспехами: князь получил щит, меч и кольчугу, а Претич – коня, стрелы и саблю.

отрок - киевлянин и подвиг

Победа над врагами

Несмотря на перемирие и отступление печенегов от города, опасность быть захваченными оставалась. Враг остался стоять плотным становищем на реке Лыбедь, и жителям невозможно было вывести напоить коней. И тогда решили жители Киева послать к Святославу гонца со словами о грозящей им опасности. Они упрекали князя в том, что воюя и заботясь о чужой земле, он оставил свою родную сторону. А печенеги чуть не взяли в плен и его мать, и его детей. Жители звали князя на помощь, просили защитить. Как только дошли до него эти вести, Святослав вместе со своею дружиною быстро воротился в Киев, где его встретила мать и трое сыновей.

подвиг совершил отрок-киевлянин

Он очень сокрушался о том, что пришлось пережить им всем. Святослав собрал всю свою дружину и прогнал далеко в поле всех печенегов. После чего наступило мирное время.

Теперь на вопрос о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, каждый может сказать, что он спас жителей древнего города и семью князя Святослава. Это сегодня называется патриотизмом и любовью к Родине.

Читайте также: