Сочинение к эминов серинлик аюдаг

Обновлено: 02.07.2024

Крым знаменит своей природной достопримечательностью - горой, которая своим обличием напоминает медведя, склонившегося над морем и пьющего из него воду. Такая необычная форма образовалась в результате процессов, происходящих внутри земли. Бушевавшей магме, собиравшейся вырваться на поверхность земли, не хватило напора, и она смогла лишь приподнять земную кору.

Но сердцам туристов, посещающих эти места, гораздо ближе более романтичная версия происхождения Медведь - горы. Существующее предание гласит о том, что когда-то этот морской берег населяли неимоверных размеров медведи, правил которыми очень сердитый старейший медведь. Однажды случилась страшная буря, разбившая о скалы корабль. В его обломках обитателями медвежьей стаи был найден сверток, в, который была завернута маленькая девчушка. Медведи приняли ее в свою общину. Спустя годы, девочка выросла, став прекрасной девушкой.

В это время произошло еще одно кораблекрушение, в результате которого к берегу был прибит челнок, на чьем борту находился юноша. Девушка, обнаружив его, спрятала ото всех в недоступном медведям месте, где она его навещала, принося еду и питье. Тогда юноша и поведал ей о том, как обитают люди в его родных местах.

За все время своего общения молодые люди влюбились друг в друга. Поэтому, когда юноша отремонтировал свою лодку, они уплыли вместе. Придя с очередной охоты, обитатели медвежьей стаи не обнаружили свою любимую воспитанницу. Грозный предводитель стаи бросил взгляд на море и заревел в отчаянии. После этого вожак решил осушить морскую гладь и окунул в него огромную морду, пытаясь втянуть воду. То же самое сделали и остальные. Образовавшееся течение стало притягивать назад к берегу лодку. Почувствовав это, девушка стала петь. Все медведи, за исключением своего предводителя, подняли головы, слушая столь прекрасное пение.

Спустя тысячелетия окаменевший предводитель медвежьей стаи, продолжает лежать на берегу.

Покрывавшая его тело шерсть со временем преобразовалась в густой лес, окаменевшая голова стала острой скалой, а бока напоминают отвесные скалы. Спину медведя, высота которой составляет почти 600 метров, периодически укрывают облака.

Время происхождения горы доподлинно неизвестно, но однажды там побывал один из молодых ялтинских археологов, который обнаружил у ее подножия коллекцию, состоявшую из орудий труда. Материалом, из которых эти орудия были изготовлены, был кремний, которому около 800 тысяч лет. Конечно же, эти орудия могли оказаться там совершенно случайно, так как были обнаружены в слое более позднего времени, и не могут являться доказательством пребывания в Крыму людей в те далекие времена. Но подобные же орудия были найдены другим археологом, неподалеку от этого места.

Известно точно, что на юго-западной части склона горы обитали тавры. Жили они там много столетий до первых веков нашей эры. Эти места были хорошо изучены учеными, которые установили, что местные жители грубо выравнивали почву на горе, для того, чтобы возводить здесь огороды и строить свои жилища.

Высоко в горах было обнаружено святилище язычников, украшенное статуэтками греческих богов. Статуэтки выполнены из серебра и бронзы. Также были найдены фигурки святых языческих животных, стеклянные украшения и глиняная посуда.

Гора Аю-Даг является историческим памятником, где проводятся туристические экскурсии.

Несмотря на отсутствие каких-либо удивительных пейзажей, эта гора наиболее богата материалом, ценным для археологов. Это делает ее столь привлекательной для туристов.

Несколько столетий назад на гору вели дороги, а поляны возле вершины населяли люди, строившие там каменные жилища. Гора является труднодоступной, видимо, поэтому люди чувствовали себя там в безопасности. Среди леса были обнаружены бившие из-под земли ключи, которые позволяли возделывать здесь огороды и выращивать плодовые деревья. Источники иссякли позже, в результате оползня или землетрясения, вынудив людей спуститься к морскому побережью.

Сейчас подножие горы также окружают родники, возродившиеся после древней природной катастрофы.

Совершая восхождение на гору, особо выносливые туристы могут спуститься к морю по одной из тропинок. Здесь есть маленький пляж, где можно хорошо отдохнуть.

Местные жители особо гордятся тем, что в свое время Медведь - гору посетил А. С. Пушкин, которым были написаны поэтические строки об этом замечательном месте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Къырымтатар тили дерснинъ парчасы

Дерснинъ макъсады: азыр суаллер эсасында метин язмагъа, суаллерге джевап бермек ичюн, догъру сёзлер сечмеге огретмек; халкъ агъыз яратыджылыгъына урьмет ашламакъ.

Бекленильген нетиджелер: талебелер азыр суаллер ярдымынен метин икяе этелер, джеваплар ичюн догъру сёзлерни сечип алув беджерикликлерини пекителер;

Дерснинъ чешити: нутукъ инкишафы дерси

Дерс кетишаты:

Тешкилий дакъкъа.

Селямлашув. Дерске азырлыкъны тешкерюв.

Мотивация

- Биз къайда яшаймыз?

- Къырым ярымадасы нелернен белли?(Денъиз, орман, багъ-багъчалар, дагъларнен)

- Дагълар насыл ола?(Дагълар юксек, дагълар къуветли, дагълар чаталлы)

Бильгилерини актуаллетирюв ве дерс макъсадыны къоюв.

-Ресимде нени коресинъиз? (дагъны, денъизни)

-Бу дагъ неге ошай? (Балабан аювгъа)

-Бу дагънынъ адыны айта билесинъизми?(Аювдагъ)

Дерс мевзусы узеринде иш

А) Суаллерге джевап

-Къырымнынъ энъ белли дагънынъ ады недир?

- Не ичюн бу дагънынъ ады Аювдагъ?

Б) метинни дерсликтен окъув с.53

В) Синонимлер тапмакъ

Белли, балабан сезлерине маналары якъын олгъан сёзлер тапынъыз. (Намлы, буюк)

Г) Дерсликте берильген суаллерге толу джевап бермек.(агъзавий)

Д) Джевапларны мустакъиль дефтерге язмакъ.

Е) Мультимедия тахтадан джевапларны тешкерюв. Слайд 4

5 . Рефлексия Слайд 5

Къырымнынъ энъ белли ………….

Багъны бакъсанъ –багъ олур, ……….

Оджа Мартынова А.У.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 693 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.01.2019 522
  • DOCX 15.9 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мартынова Асене Усеиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


30.01.2019 18:48


Кязим Эминов прожил яркую плодотворную жизнь и оставил после себя богатое наследие. И нам остается только предполагать, сколько бы мог сделать этот человек, если бы не безвременная и трагическая его кончина. Кязим Эминов – заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Он является Членом союза художников СССР с 1960 г. Он также является лауреатом 1-й степени Всесоюзного фестиваля молодежи в Москве в 1957 г. Его работы приобретались Государственным музеем искусств г. Ташкента и музеем рукописей им. Алишера Навои, Дирекцией художественных выставок и панорам. Талант его был многогранным.

Семья Эминовых во время депортации попала в село Паркент, расположенное в 40 километрах от Ташкента. Туда же попали и мои родители. Естественно, они знали друг друга и общались между собой. В начале 50-х годов Кязим-агъа со своей семьей переехали в Ташкент, но они часто приезжали навещать своих родителей. Я любил в детстве рисовать. И вот во время одного из приездов Кязим-агъа, отец собрал все мои альбомы, и мы пошли в гости на консультацию к тогда уже известному художнику. Я уже не помню, конечно, содержание нашей беседы. Но в моей детской памяти сохранилось воспоминание о Кязим-агъа как о глубоко интеллигентном человеке.

Еще один или два раза мне довелось быть свидетелем, как Кязим-агъа рисовал на природе. Паркент расположен в живописных предгорьях Чаткальского хребта. И художник неоднократно приезжал сюда на этюды, одновременно навещая родителей. И вот однажды, это было в морозный снежный день, мы, группа ребят, увидели, как Кязим-агъа, расположившись в районе поймы реки Паркент-сай, рисовал картину с видом на Чаткальский хребет. Нам было интересно, наблюдать за всем этим процессом. Мы иногда задавали ему вопросы, и он нам на них отвечал. Все это казалось нам каким-то таинственным и необычным.

Одним из полотен, связанных с паркентским бытом и его окрестностями картина “Сукок”. Сукок – это одно из горных таджикских сел, расположенных выше Паркента. Мне не раз приходилось быть в этом дивном уголке природы. При неоднократных наших экскурсиях, совершаемых во время школьных каникул, я часто замечал, что сельские женщины – таджички одеты несколько иначе, чем узбечки. И вот это неуловимое различие присутствует на этом полотне при взгляде на женщину у реки.

Хотелось бы сказать и о картине “Участковый милиционер”. Мы 10-12-летние ребятишки, носившиеся по улицам Паркента, часто видели в центре поселка и в других его частях импозантного вида милиционера с “буденновскими усами”. Ну, конечно же, это всеми уважаемы наш Гъанивой-ака, как его называли местные жители, паркентский милиционер. Старожилы Паркента, конечно же, помнят его хорошо. Он пользовался уважением среди местного населения, был в общем-то добрым человеком, но всегда мог урезонить любого нарушителя общественного порядка. Я долго всматривался в черты лица, мастерски и правдиво исполненные художником. И мысли перенесли меня в далекое детство 50-х годов. Вот оно магическое действие реалистического искусства, которое может заворожить тебя и перенести на столько лет назад!

От полотен, созданных художником, веет бесконечной любовью к Крыму и особенно к его южнобережью, откуда сам был родом художник. Большинство картин осталось в музеях Узбекистана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эр бир халкънынъ озь тили, тарихы, дини бар, бу – миллетимизнин тамырыдыр. Эгер де бир де бириси джоюлса, бу миллет ер юзюнден ёкъ олуныр. Бунынъ ичюн не япмакъ керек?

Эбет бу вазиеттен къуртулмасы озюмизге багълы.

Тиль , урф – адетлер, эдебият, музыка, медениет - къырымтатар халкъынынъ рухий зенгинлигидир. Бу сырада тиль энъ муим ерни ала, не ичюн дегенде тильнен халкъ озь дюньябакъышыны, бедиий ве медений зенгинликлерни келеджекте эвлятларгъа мирас къалдыра. Биз къырымтатар тилини – ана тили деймиз . Инсан дюньягъа кельгенинен, онъа ана озь сютюнен, сёзлеринен, айненилернен тувгъан тильге севги ве меракъ ашлай. Аналарымыз къолунда тек догъуп осьтюрмек дегильде, тувгъан тильде лакъырды этмеге огретмек боюнуны борджудыр . Афсузки чокъ ана – бабалар озь къоранталарында рус тилинде лаф этелер. Яшлар арасында да озь ана тилинде дегиль башкъа тилинде лаф этмек мот деп саялар. Онынъ ичюн къырымтатар тили башкъа тиллерге бакъкъанда къуветсиз корюне.

Сюргюнликте къартана , къартбабаларымыз исе тувгъан тилимизни озь аилелеринде сакълап Ана Ватанымызгъа кетирдилер. Шимди исе биз озь юртумызда ана тилимизни джоймакъ арефесинде турамыз. Миллет халкъ олып озь ана тилинде лаф этмесе, миллетке, халкъкъа зарар ола. Бизлер миллет олып ана тилимизни миллет оларакъ ёкъ этемиз.

Тувгъан тиль – бу индже , назик бир йиптир, бизни эдждатларымызнен багълагаъан. Бизим улу эдиплеримиз: Ашыкъ Умер , Якъуп Шакир Али, Бекир Чобан -заде , Эшреф Шемьи- заде , Исмаил Гаспринский, Номан Челебеджихан , Идрис Асанин ве башкъалары бу гузель ве зенгин тилимизде шиирлер , эфсанелер, , масаллар, романлар ве дестанлар яраткъанлар. Оларнынъ эсерлери бизге мирасдир.Бу эдебий мирас исе бизни халкъымызнынъ тарихинен багълай . Къырымтатар языджылары ве шаирлери озь эсерлеринде бизим тувгъан тилимизни дюльберлигини, аэнеклигини ве зенгинликни косьтерелер.

Сюргюнлик деври языджыларындан миллий арекетте энъ фааль эштирак эткенлер Эшреф Шемьи –заде, Идрис Асанин, Сеитумер Эминдир. Аслында озь халкъына, къаны- джанынен садыкъ олгъан такъдиринен яшагъан, онынъ келеджеги ичюн янып-куйген Идрис Асанин о дередже кениш бильгили, окъумыш инсан ки, онынъ эр бир меселеге мунасебети ве фикирлеринен, чыкъаргъан хулясалары ве теклифлеринен разылашмакъ, оз фикринде къатты тургъанына, озь гъаелерининъ омюрге кечирилювинде айрыджа къатийлик косьтергенине сукъланмакъ мумкюн дегиль эди. Идрис Асанин эр не къадар миллий арекетнинъ фааль етекчилеринден бири олса да, о иджат адамы оларакъ эвеля шаир, языджы эди. О, озь шиирлеринде энди тек вакъианы тарифлемекнен къалмай, вазиеттен къуртулув чарелерини де изалап башлай.

Бу дюньянынъ инджесидир

Меним азиз тувгъан Илим.

Сен олмасанъ, мен де ёкъым…

Бинъ яшайыкъ, Ана тилим!

Гурбетликте Идрис Асанин озь Ана тили язгъан.

- Догъмиуш тильге урьметсизлик- миллет хорламакътыр., - деген къартларымыз.

Ана тилимизнинъ бугунки вазиети пек къыен бир вазиетте, бизни джиддий бакъмагъа меджбур эте. Миллетимизнинъ энъ муим байлыгъыны, аслында миллет оларакъ къалмакъ ичюн энъ эсас шартлардан энъ муимини джоймакътамыз.Бу кетиште биз, озь-озьюмизни миллет оларакъ гъайып эте, миллетлер сырасындан чыкъарамыз.

Биз бугунь бирликте арект этип, келеджегимизни озюмиз къорчаламакъсакъ, биз озь тилини, динини, медениетни ве урф –адетлерини бильмеген сюрю оларакъ, башкъа миллетлернинъ аягъы астында къалып орьселенеджекмиз.

Тувгъан тилимизнинъ догъгъан ери Къырымдыр. Некъадар маниелерге огърасада огърасада эбедий къалгъаныны истейимиз.

Февральнинъ 21 – Халкъара ана тили куню. Озь ватаныны, халкъыны, ана-бабасыны севген инсан- озь ана тилини де севе.

Ана тилимизнинъ келеджегимиз бизим къолумызда. Биз тилимизнинъ, медениетмизнинъ ве урф – адетлеримизнинъ девамджыларымыз. Ана – бабаларымыз бизни догъру тербия бердилер, олар бизге ана тилимизни урьмет этмекни, севмекни ве тувгъан тильде сербест лаф этмеге огреттилер.. Биз къырымтатармыз, озь ватанымыз Къырымда яшаймыз. Келинъиз ана тилини севейик, огренейик, ана тилинде лаф этейик. Эпимиз ана тилинни сакълап къалмагъа, яшатмагъа тырышайыкъ, Озь тилин, адетлерни кутькен, къорчалагъан халкънынъ омюри де узун олур.

Мен истеим ки бизим тилимиз сокъакъларда, койлерде, шеэрлерде – бутюн Къырым топрагъында сербест янъырасын! Ватанны чечеклендирмек, оны гузеллендирмек, тильге къавий земин азырламакъ бизим боюнымиз борджудир.

Во время войны. Слева направо: Сеитумер Эмин, Джеббар Акимов, Керим Джаманаклы

После освобождения Крыма советскими войсками он вернулся к работе в газете. А 18 мая его и весь крымскотатарский народ выслали из Крыма.

Когда настанет этот день

на нашей голубой планете,

когда не будет страшных войн,

когда не будет зла,

когда на всех концах земли

нам улыбаться будут дети.

Когда не будут ни в кого

стрелять из-за угла,

когда не будут убивать

ни в чем невинную пичугу.

Когда капканы уберут

во всех земных лесах,

когда не будет человек ютиться где-то по лачугам.

Когда не будет горьких слез

В его больших глазах,

когда друг другу люди лгать на всей планете перестанут,

когда природу понимать научатся они,

когда мы все поймем язык берез, ромашек и платанов,

когда повсюду вместо пуль засвищут соловьи.

Когда понять язык людей волчонка научу,

когда любимая моя ни разу в жизни не заплачет, –

тогда и станет этот мир

таким, как я хочу.

В местах изгнания Сеитумер Эмин оказался в узбекистанском Бекабаде. Он работал на строительстве Фархадской гидроэлектростанции бетонщиком. Позже по его инициативе здесь был создан ансамбль. После отмены режима спецпоселений Эмин стал директором кинотеатра, не раз организовывал встречи с крымскотатарскими поэтами, на которых звучали стихи о родном Крыме…


О чем, о ком вы, вести черные?

Закрыты сокола глаза.

Над караулами почетными

О чем вы, струны телеграфа?

Виски мне ломит.

Но повторяется сократно:

Вчера. Сегодня. Амет-Хан.

Не верю! Будет непогода,

Плоды и травы град побьет,

Покуда жив его народ!

Летом 1987 года писатель – как и тысячи его соотечественников – участвует в московских акциях крымских татар.

Сеитумер Эмин во время московских акций 1987 года

Спустя несколько месяцев он – один из организаторов Таманского похода крымских татар.

Обложка книги Сеитумера Эмина

Среди чужих полей

Не сел бы соловей

Что слагала эти строки.

В усталом сердце лед,

Любимый мой народ?

С последним криком:

Кто вспомнил бы,

Что жил на свете я?

Любимый мой народ?

И месяц не взойдет,

В небе над Яйлой,

К себе не призовет.

Меня нежно назовет,

Любимый мой народ?

Где есть отец и мать,

И слова написать.

И морской прибой

Быть самим собой.

Любимый мой народ?

Замечательный поэт и прозаик, патриот Крыма и своего народа Сеитумер Эмин скончался 21 марта 2004 года, похоронен в Новороссийске. Спустя десять лет на его родине в Албате усилиями соотечественников ему был воздвигнут памятник.

Памятник Сеитумеру Эмину на родине

Изображение 16x9

Гульнара Бекирова

Читайте также: