Сочинение право на образование гарантия развития личности и государства

Обновлено: 30.06.2024

о проведении республиканского конкурса творческих работ (эссе*) на тему:

1. Общие положения

1.2. Организатором конкурса является Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике (далее – УПЧ в ЧР).

1.3. Цель Конкурса –

  • повышение правовой культуры и правосознания подрастающего поколения на примере массовых нарушений прав человека во второй мировой войне,
  • формирование активной гражданской позициии духовно-нравственных ориентиров, патриотического сознания школьников;
  • расширение исторических знаний и представлений о Великой Отечественной войне;
  • воспитание уважения и гордости за участников Великой отечественной войны;
  • вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность с целью повышения мотивации к изучению права, повышение практической направленности полученных знаний, воспитание чувства долга и гражданской ответственности.

* Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции

2. Организация и порядок проведения Конкурса

2.2. Конкурс проводится в период с 20 октября по 20 ноября 2020 года.

2.3. Участники Конкурса должны представить творческую работу, выполненную в жанре эссе.

2.5. Для подведения итогов Конкурса создается Конкурсная комиссия.

2.6. Конкурсная комиссия определяет победителя и призеров конкурса.

2.7. Присланные на Конкурс работы авторам не возвращаются, рецензии не выдаются.

3. Требования к содержанию и оформлению конкурсной работы

3.1. Конкурсная работа должна раскрыть заданную тему и отражать понимание автором исторической ценности победы в Великой Отечественной войне.

3.2. Требования к оформлению конкурсной работы: работа должна быть выполнена на русском языке, не превышать 5-7 страниц текста (формат А4, шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5). Прилагаемые к работе (по желанию автора) схемы и другой иллюстративный материал должны соответствовать формату А4.

3.3. На титульном листе конкурсной работы должны быть указаны:

- наименование и почтовый адрес образовательного учреждения;

- фамилия, имя, отчество, класс автора работы;

- место проживания (почтовый индекс, домашний адрес) автора работы;

- телефон (моб./ дом.), электронный адрес автора работы;

- фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя, оказавшего методическую и консультативную помощь;

- год написания работы.

3.4. Работа должна быть авторской. Исключается полное или частичное копирование работ других авторов. В случае использования цитат, закона, нормативных актов в тексте должны присутствовать ссылки на используемые источники. Переписанные и скачанные с интернета работы не присылать.

4. Подведение итогов Конкурса

4.1. В срок до 30 ноября 2020 г. Конкурсная комиссия проверяет, оценивает и отбирает лучшие работы.

4.2. При подведении итогов будут учитываться следующие критерии:

- соответствие тематике конкурса;

4.3. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса и открытым голосованием определяет победителя и призеров конкурса. Решение Конкурсной комиссии принимается большинством голосов от числа её членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Конкурсной комиссии. Решение Конкурсной комиссии является окончательным.

4.4. Комиссия определяет победителя и призеров конкурса.

4.5. Победитель и призеры конкурса награждаются дипломами и поощрительными призами УПЧ в ЧР.

4.6. Награждение победителя и призеров проводится в торжественной обстановке в офисе УПЧ в ЧР.

  1. Итоги конкурса публикуются на сайте УПЧ в ЧР и в газете «Вестник

5. Организационное и финансовое обеспечение конкурса

Организационное и финансовое обеспечение конкурса осуществляется за счет средств организатора.

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе творческих работ (эссе*) на тему:

1. Общие положения

1.2. Организатором конкурса является Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике (далее – УПЧ в ЧР).

1.3. Цель Конкурса - повышение правовой культуры и правосознания подрастающего поколения, формирование активной гражданской позиции, вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность с целью повышения мотивации к изучению права, повышение практической направленности полученных знаний, воспитание чувства гражданской ответственности.

1.4. К участию в Конкурсе допускаются учащиеся 9-11-х классов средних общеобразовательных учреждений Чеченской Республики, представившие в указанные сроки индивидуальные работы, соответствующие заданной теме конкурса и требованиям главы 3 настоящего Положения.

2. Организация и порядок проведения Конкурса

2.1. Конкурс проводится Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике среди учащихся 9 - 11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

2.2. Конкурс проводится в период с 1 октября по 20 ноября 2019 года.

2.3. Участники Конкурса должны представить творческую работу, выполненную в жанре эссе.

* Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

2.5. Для подведения итогов Конкурса создается Конкурсная комиссия.

2.6. Конкурсная комиссия определяет победителя и призеров конкурса.

2.7. Присланные на Конкурс работы авторам не возвращаются, рецензии не выдаются.

3. Требования к содержанию и оформлению конкурсной работы

3.2. Требования к оформлению конкурсной работы: работа должна быть выполнена на русском языке, не превышать 5-7 страниц текста (формат А4, шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5). Прилагаемые к работе (по желанию автора) схемы и другой иллюстративный материал должны соответствовать формату А4.

3.3. На титульном листе конкурсной работы должны быть указаны:

- наименование и почтовый адрес образовательного учреждения;

- фамилия, имя, отчество, класс автора работы;

- место проживания (почтовый индекс, домашний адрес) автора работы;

- телефон (моб./ дом.), электронный адрес автора работы;

- фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя, оказавшего методическую и консультативную помощь;

- год написания работы.

3.4. Работа должна быть авторской. Исключается полное или частичное копирование работ других авторов. В случае использования цитат, закона, нормативных актов в тексте должны присутствовать ссылки на используемые источники. Переписанные и скачанные с интернета работы не присылать.

4. Подведение итогов Конкурса

4.1. В срок до 30 ноября 2019 г. Конкурсная комиссия проверяет, оценивает и отбирает лучшие работы.

4.2. При подведении итогов будут учитываться следующие критерии:

- соответствие тематике конкурса;

4.3. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса и открытым голосованием определяет победителя и призеров конкурса. Решение Конкурсной комиссии принимается большинством голосов от числа её членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Конкурсной комиссии. Решение Конкурсной комиссии является окончательным.

4.4. Комиссия определяет победителя и призеров конкурса.

4.5. Победитель и призеры конкурса награждаются дипломами и поощрительными призами УПЧ в ЧР.

4.6. Награждение победителя и призеров проводится в торжественной обстановке в офисе УПЧ в ЧР.

4.7. Итоги конкурса публикуются на сайте УПЧ в ЧР и в газете «Вестник

5. Организационное и финансовое обеспечение конкурса

Организационное и финансовое обеспечение конкурса осуществляется за счет средств организатора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Государственные гарантии реализации права на образование

Предполагается, что государственные гарантии направлены на создание условий и средств, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану права на образование всех и каждого. Однако проблемы с реализацией права на образование могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.

Очевидно, что в условиях многонационального государства интересы различных социальных слоев могут быть обеспечены только путем дополнения и развития федеральных норм в региональном законодательстве, разрабатываемом с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других особенностей регионов. При этом важно, чтобы содержание норм регионального законодательства соответствовало нормам Конституции РФ и федеральных законов в области образования, а дополнение и конкретизация последних применительно к специфике того или иного региона осуществлялись строго в пределах компетенции субъектов Федерации.

На рубеже веков в России была проведена серьезная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с требованиями федеральных законодательных актов. Следует отметить, что в результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации нескольких решений по вопросам суверенитета республик, находящихся в составе Российской Федерации, вышеуказанные нормы законов субъектов Российской Федерации утратили юридическую силу. 190 В этих постановлениях Конституционного Суда были разъяснены отдельные положения Конституции Российской Федерации в части уточнения конституционного статуса этих республик (как субъектов Российской Федерации), юридической силы издаваемых ими нормативных правовых актов и их соотношения с федеральным законодательством. Кроме того, Конституционный Суд установил, что республики в составе Российской Федерации не вправе вводить свое, республиканское, гражданство.

Таким образом, учитывая исключительную роль образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического российского общества и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства, можно констатировать, что на законодателях субъектов Федерации, разрабатывающих образовательно-правовые нормы применительно к региональным особенностям, лежит особая ответственность по обеспечению государственных гарантий права на образование.

Обучение на родном языке

Сходная ситуация наблюдалась в 90-е годы и с вопросом о государственных гарантиях получения образования на родном языке, который для России как многонационального государства является весьма значимым. Конституция РФ относит право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При том что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68), Конституция РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68).

В ст.11 указанного Закона установлено, что в целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке, а также создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке, учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке; а также разрабатывать с участием подведомственных образовательных учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на обучение на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.

Основываясь на федеральном законодательстве, субъекты Федерации вправе разрабатывать и принимать свои правовые акты, регулирующие разные аспекты жизнедеятельности конкретных малочисленных народов, традиционно населяющих их территории. В законодательстве России сегодня имеются нормы, аналогичные по своей сути и многим положениям Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств, в частности и по вопросам использования национальных (родных) языков.

Законы о языках приняты во всех республиках в составе Российской Федерации. В них устанавливается, что на территории республик гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения и языковой суверенитет личности независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Закрепляется право граждан республики на выбор языка общения, воспитания и обучения. Кроме того, законы о языках некоторых субъектов РФ предусматривают наличие института ответственности за нарушение законодательства о языках, зачастую устанавливая основания такой ответственности и санкции. В ряде же субъектов РФ (республик) законы о языках не формулируют состав подобного правонарушения.

В то же время языки народов России различаются как по своим культурно-цивилизационным характеристикам, так и по степени их использования в практической жизни. Этим обусловлено разнообразие учебных планов школ, функционирующих в конкретных этнокультурных условиях. В зависимости от этих условий родной язык может выступать в совершенно не схожих качествах: как язык обучения по всем общеобразовательным предметам с I по XI классы, по ступеням обучения (начальная или основная школа), как предмет преподавания по ступеням обучения, как факультативный курс и т.д.

Доступ к образованию

1) равенство всех граждан в получении образования;

2) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

3) обязательность получения всеми детьми и подростками основного общего образования;

4) свобода выбора языка обучения;

5) свобода и плюрализм в образовании, свобода выбора образовательных учреждений и форм получения образования;

6) бесплатность основных видов образования;

7) материальная поддержка обучающихся и воспитанников со стороны государства.

Помимо перечисленных основных принципов, опосредованное влияние на образовательно-правовой статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру российской системы образования в целом:

1) единство федерального культурного и образовательного пространства;

2) защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) демократический государственно-общественный характер управления образованием;

4) широкая автономия образовательных учреждений, наличие академических свобод;

5) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

6) научный характер образования, его постоянное развитие и совершенствование;

7) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

8) совместное обучение лиц мужского и женского пола.

При условии наполнения данных принципов конкретным правовым содержанием они являются надежной основой, позволяющей обеспечить соответствующий правовой статус российских граждан и как субъектов образовательного права, и как субъектов образовательных правоотношений. В теории права данные понятия не являются тождественными, поскольку субъект права рассматривается лишь как потенциальный участник соответствующих правоотношений. Применительно к сфере

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России… С. 58—59; 62 Алексеев С.С. Общая теория права в 2-х томах, т. 2. М., 1982. С. 140 образования субъектом права является любой носитель права на образование, а субъектом или участником правоотношений является обучающийся, состоящий в образовательных правоотношениях с образовательным учреждением (организацией).

Правовой статус гражданина как субъекта образовательного права прежде всего включает право на поступление в образовательное учреждение (организацию). В случае его успешной реализации носитель права на образование становится обучающимся, то есть правомочным участником образовательных правоотношений и обретает отраслевой образовательно-правовой статус, который в свою очередь является значимым условием реализации гражданином права на образование. То есть право на поступление в образовательное учреждение (организацию) представляет собой важнейшее из образовательных прав граждан, ключевое право, в процессе реализации которого обеспечивается доступ к образованию.

В соответствии с Рекомендациями по организации приема в первый класс все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. При отказе администрации принять ребенка (по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении) муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Существенное влияние на возможность реализации принципа доступности высшего профессионального образования в настоящее время оказывают также различия в культурном, образовательном и экономическом положении различных групп населения. При формальном равенстве прав далеко не каждый гражданин России, имеющий законченное среднее (полное) общее образование, на практике располагает реальными возможностями поступить в вуз и обучаться в нем.

С учетом этого законодатель предусмотрел ряд мер, направленных на выравнивание образовательных возможностей граждан. Так, согласно закону правом на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов) обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, а также граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий (п. 3 ст. 16 Закона).

В данном случае применяется так называемый принцип позитивной дискриминации, предполагающий предоставление преимуществ по социальному статусу за счет ущемления прав основной массы граждан. В соответствии с этим принципом преимущества предоставляются строго определенному кругу лиц и на ограниченное время, за которое государство должно изыскать иные возможности выравнивания. Однако в России эти льготы имеют характер бессрочных, к тому же постоянно расширяется круг лиц, чей социальный статус предполагает предоставление такого рода преимуществ.

Выравниванию образовательных возможностей граждан могла бы способствовать система личного социального образовательного кредитования. Создание такой системы было предусмотрено п. 6 ст. 42 Закона, но с принятием Федерального закона от 20.08.2004 №122-ФЗ данная норма утратила силу. Однако эту роль может сыграть готовящийся в настоящее время законопроект о государственном образовательном кредите.

Весьма перспективным с точки зрения обеспечения равных возможностей доступа к высшему и среднему профессиональному образованию является эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), результаты которого должны засчитываться школами как результаты итоговой аттестации выпускников, а вузами — как результаты вступительных экзаменов. Целью этого эксперимента, кроме прочего, является создание более объективных условий приема в вузы, повышение доступности среднего и высшего профессионального образования. Достижение этой цели должно обеспечиваться за счет совершенствования механизмов приема и введения независимой государственной оценки учебных достижений выпускников.

Содержание государственных гарантий в региональном законодательстве в настоящее время в целом соответствует нормам Конституции РФ и федерального образовательного законодательства. В то же время их реализация, особенно реализация права на получение образования на родном языке, обеспечивается в различной степени. В этих условиях чрезвычайно важно выработать правовые механизмы реализации государственных гарантий и обеспечить соблюдение права на образование и связанных с ним прав при реализации государственных интересов в сфере образования.

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прави свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Учебная программа по курсу "Образовательное право" была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это - также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.
Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.
Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:
закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;
создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или груп

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО, рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Позднее, международное сообщество подтвердило это стремление в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Также Всеобщая декларация прав человека закрепила приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Всеобщая декларация прав человека как документ высокого нравственного гуманистического значения только закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться государства-участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный, для членов-государств ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования установила равенство в получении образования независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. В Конвенции были подтверждены основные принципы Всеобщей декларации прав человека относительно бесплатности, общедоступности, обязательности начального образования, а также идеи относительно среднего и профессионального образования. За родителями было закреплено право выбора образовательного учреждения для своих детей, право обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями.

Права родителей, закрепленные Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования были подтверждены и в Пакте.

Государства-участники Пакта взяли на себя обязательства по установлению минимума требований для образования, развитию сети школ всех ступеней, установлению удовлетворительной системы стипендий. Пакт обязал государства-участников постоянно улучшать материальные условия преподавательского состава образовательных учреждений.

Конвенция о правах ребенка подтвердила общедоступность образования, бесплатность и обязательность начального образования. Конвенция возложила обязанность на государства-участники обеспечивать доступность среднего образования, как общего, так и профессионального на бесплатной основе; обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого; принимать меры для регулярного посещения детьми школ, а также по снижению числа детей покидающих школы. Конвенция о правах ребенка закрепила право ребенка на доступность информации и материалов в области образования. Согласно Конвенции, школьная дисциплина должна поддерживаться только с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства.

Цели образования были значительно расширены, в частности образование должно быть направлено не только на полное развитие личности ребенка и воспитание у него уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, на основе принципов понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами, но и на воспитание уважения к своим родителям, своей культурной самобытности, языку, ценностям, национальным ценностям страны проживания, страны происхождения, другим цивилизациям, а также уважения к окружающей природе.

Конституция Российской Федерации (ст. 43) гарантирует каждому человеку общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Положения ст. 43 Конституции не только соответствуют международным стандартам в области образования, но и превосходят уровень его требований.

- гуманистический характер образования;

- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства;

- защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

- автономность образовательных учреждений.

Право на образование в Российской Федерации, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя:

- право на дошкольное образование;

- право на начальное общее образование;

- право на основное общее образование;

- право на среднее (полное) общее образование;

- право на профессиональную подготовку;

- право на начальное профессиональное образование;

- право на среднее профессиональное образование;

- право на высшее профессиональное образование;

- право на послевузовское профессиональное образование;

- право на дополнительное образование.

- право на уважение человеческого достоинства;

- на свободу совести;

- на свободу информации;

- на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

- на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

- право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

- право на охрану здоровья.

Важно также отметить, что Закон предоставляет право выбора обучающимся в гражданских образовательных учреждениях на получение военной подготовки. Военную подготовку могут пройти обучающиеся только на факультативной основе и с согласия самих обучающихся и (или) их родителей (законных представителей). При этом, данный вид образовательной деятельности осуществляется за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Значительный массив прав обучающихся связан непосредственно с получением образования:

- право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);

- право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;

- право на ускоренный курс обучения;

- право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

- право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- право на участие в управлении образовательным учреждением;

- право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;

- право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;

- право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

- право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);

- право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).

- учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями) и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;

- учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;

- в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;

- учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;

- учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Кроме того, законом закреплено право на получение общего образования в различных формах (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерната).

- право на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

- право на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

- право на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

- право на уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

- право на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

- право на бесплатное образование (в пределах, установленных законом);

- право на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

- право на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

- право на получение дополнительных образовательных услуг;

- право на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования.

Контент-анализ Уставов общеобразовательных учреждений, в части закрепления в Уставах прав обучающихся, представлен в таблице * .

Во всех анализируемых Уставах, закреплены следующие права и свободы учащихся:

- право на уважение человеческого достоинства;

- свободное выражение взглядов и убеждений;

- право на участие в управлении образовательным учреждением.

Количественный анализ соотношения закрепленных прав и обязанностей (с учетом норм-запретов) учащихся, показывает ситуацию явно не в пользу прав. В совокупности в Уставах закреплено 29 прав учащихся и 33 обязанности (включая нормы-запреты). Также вызывает недоумение юридическое закрепление в Уставах моральных обязанностей. В восьми из четырнадцати Уставов присутствует норма, позволяющая директорам школ самостоятельно своими приказами определять права и обязанности учащихся. На наш взгляд, закрепление таких полномочий за директорами школ противоречит принципу демократического характера управления образованием.

* Таблицы см. в приложении. Звездочками в таблице отмечено наличие норм в Уставах.

Читайте также: