Сочинение по тексту приставкина что мы знаем о себе

Обновлено: 05.07.2024

Урок целесообразно провести в 10-начале 11 класса с целью формирования навыка написания сочинения.

На уроке отрабатывается умение определять проблему, позицию автора текста, видеть изобразительно-выразительные средства языка.

ВложениеРазмер
fotografii.docx 23.24 КБ

Предварительный просмотр:

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)- Болеет… - повторяла девочка.

(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)

• современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

• трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

• с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

• трудовая деятельность с мальчишеских лет;

• служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

• Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

• Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.

• Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

3.Работа по содержанию текста.

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

1. Мальчик скучал по родным.

2. Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

3. Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

4. Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.

- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

- Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

5.Сбор материала для сочинения.

-Ответьте на вопросы:

- От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)

- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).

-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

- Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )

- Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

6.Работа над художественными средствами.

- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.

- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

- Ещё какие средства использует автор?

• Градация ( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;

Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

• Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

• Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

7.Написание чернового варианта сочинения.

• Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

• Дать толкование слова Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.

I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия

II ряд - Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.

Пользуемся памяткой №1 Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.

-Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

Материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ части С.

Текст А. Приставкина

Сочинение по тексту

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат, и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(9)И словно бы всѐ ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи. (10)А Первушка Фѐдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колѐсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелѐнная на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всѐ это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронѐс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фѐдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объѐмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жѐлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фѐдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фѐдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941! (23)А пока ты есть, Первушка Фѐдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей. (А. Приставкин*)

Вступление. Проблема.

Музеи.. Это кладовые, где веками хранятся культурные ценности. В таинственной тишине музея человек погружается в другой мир, соприкасается с исторической тайной. Какое влияние оказывают исторические культурные ценности на человека? Об этой проблеме рассуждает писатель А.Приставкин.

Комментарий.

Его героя привлекла оригинальная опись 1641 года об оружии и пушкаре Первушке Федорове. Перед его глазами живо встали ожившие картины прошлого. Он явно представил пушкаря, сильного, синеглазого, в домотканой рубахе, уверенного в себе. Этот образ волнует рассказчика, человека духовно богатого, волнует, потому что пушкарь – образ собирательный, воплощение лучших качеств простого русского человека.

А еще дорог Первушка тем, что он – патриот родины, не покинул пищаль ни в 1641году, ни в 1941 году! Герой текста чувствует свое духовное родство с Первушкой, он сам- продолжатель патриотических традиций. Он понимает, что пока живы эти традиции, пока есть на земле Первушка и его преемники, будет жить земля русская.

Мужество таких людей спасало Россию от невзгод и страшных испытаний.

Позиция автора очевидна: музейное искусство помогает постичь прошлое, открыть и определить место в истории, сохранить преемственность поколений. В музее герой текста воспринимает пушкаря как родного, близкого по духу человека. Он понимает, какая лежит на нем самом ответственность за судьбу России.

Трудно не согласиться с позицией автора: музейное искусство показывает людям истину, укрепляет дух, позволяет постичь уроки прошлого. Оно помогает нам найти свое место в жизни, определить свои приоритеты. Я часто посещаю Тобольский музей, часто останавливаюсь возле кольчуги Ермака, колокола, высланного из Углича… начинаю представлять, каким был атаман…

Прочитав текст А.Приставкина, я поняла, какую важную роль играет искусство в постижении уроков истории, в самопознании человека. Стоит только заинтересоваться, каждая музейная вещь может рассказать удивительную историю. Глубинная связь с прошлым делает нас нравственно крепкими и стойкими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 11 классе

Комплексный анализ текста

Учитель русского языка и литературы

Я не только боялся писать о тех страшных

военных днях, я боялся прикоснуться к ним

даже памятью: это было больно.

А. Приставкин.

Научить детей строить сочинение по предложенному тексту;

Развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;

навык выполнения заданий части А (№10, 16, 19, 28, 29, 30), В 8.

Оборудование урока:

тексты для каждого ученика.

схема сочинения по предложенному тексту.

перечень средств художественной выразительности.

Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.

II . Анализ текста.

1. В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?

Анатолий Игнатьевич Приставкин:

современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

трудовая деятельность с мальчишеских лет;

служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

- Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.

- Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).

- Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)- Болеет… - повторяла девочка.

(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?

(По А. Приставкину)

А30. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

(повествование, потому что события чередуются во времени)

- Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)

- А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного).

Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было: по учебнику, стр. 402 повторить материал признаках художественного стиля; упражнение 534. Повторить средства эмоционального воздействия на читателя;

- Какими средствами пользуется автор для создания художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?

(средствами художественной выразительности).

- Какие средства художественной выразительности вы знаете?

IV . Анализ текста.

1. Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание части В 8 , оно может быть сформулировано таким образом: Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

2. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?

I . Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)

II . Комментарий актуальность, злободневность проблемы.

III . Позиция автора (не должно быть пересказа)

IV . Собственное мнение два аргумента

V . Выводы вернись к началу

Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?

(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки .

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

- Назовите ключевые слова в этом предложении ( дети не одиноки ). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

5. - Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).

- Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья - в виде прямого заявления проблемы).

Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.

- Что входит в комментарий?

Попробуй ответить на вопросы:

- Насколько актуально то, о чём пишет автор?

- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- По возможности коснись истории вопроса

- Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

6. Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора.

О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.

Работа над орфографией:

вставьте пропущенные буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила о правописании приставок?

1. приставки, которые пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)

2. приставки на –з, -с (рас-, раз-; без-, бес)

3. приставки на пре-, при-.

От чего зависит правописание приставок на з-, с-?

От чего зависит правописание приставок пре-, при-?

Это работа соответствует заданию А16 первой части ЕГЭ.

Работа над пунктуацией.

(доска) В последнем предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.

1. простое осложненное предложение;

2. сложносочиненное предложение;

3. сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью;

4. сложное предложение с подчинительной связью.

- Правильный ответ 3. Эта работа соответствует заданию А10 первой части материалов ЕГЭ. (чем осложнено первое простое предложение)

7. Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что война и дети - понятия несовместимые. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.

Почему рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?

(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)

А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)

У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.

Что такое история? Это наука, которая фиксирует все события, произошедшие в прошлом, в хронологическом порядке. Она нужна человеку для того, чтобы он лучше разбирался в настоящем, используя знания о том, что было раньше. Конечно же, понятно, что до нашего появления на свет прошло столько лет, сколько мы уж точно не проживем. Поэтому если мы будем чересчур детально и скрупулёзно изучать то, что было, мы все равно не успеем и уж точно не сможем создать то, что будет достойно упоминания через несколько сотен лет. Именно из-за этого в наших учебниках, музеях и головах находятся только основные даты, главные имена и масштабные события. Однако не все согласны с тем, что этих знаний достаточно. Например, писатель А.И. Приставкин полагает, что личность пушкаря не менее важна для истории, чем личность его императора. Так ли это?

Я считаю, что автор слишком эмоционально оценивает историю. Дело в том, что она по определению не способна удерживать в памяти всех тех, кто когда-либо был. У Первушки из девяти детей трое умерло в младенчестве, как несправедливо они забыты! Задача истории более глобальна, чем функция мемориальной доски. Эта наука должна собрать факты, чтобы мы могли установить причины и сделать выводы на будущее. При чем тут справедливость? Ценность памяти не в моральных аспектах, которые со временем кардинально меняются, а в том, чтобы человек не наступал на многочисленные грабли и взрослел, то есть не жег людей из-за веры и не торговал себеподобными. Когда-то работорговля и инквизиция, например, считались вполне себе справедливыми. Именно история научила нас, что это ни к чему хорошему не приводит, и люди пересмотрели свое отношение. Так стоит ли мерить историю по справедливости, если это понятие регулярно меняется, а история остается? Да, был Первушка на посту, спасибо ему на добром слове, но кто поставил его на пост? Кто создал систему, когда Первушки не безобразничают в кабаках, а стоят на страже? Это тот самый в ризе и вот этот в короне. Без централизации власти, без сильной личности во главе Первушки останутся, а вот государство – нет.

Читайте также: