Сочинение по тексту приставкина что мы знаем о себе
Обновлено: 05.07.2024
Урок целесообразно провести в 10-начале 11 класса с целью формирования навыка написания сочинения.
На уроке отрабатывается умение определять проблему, позицию автора текста, видеть изобразительно-выразительные средства языка.
Вложение | Размер |
---|---|
fotografii.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)- Болеет… - повторяла девочка.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где же папа?
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(42)- Затерялся, да?
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)
• современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
• трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
• с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
• трудовая деятельность с мальчишеских лет;
• служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
• Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ
• Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.
• Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.
3.Работа по содержанию текста.
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
1. Мальчик скучал по родным.
2. Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.
3. Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.
4. Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.
4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.
- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.
- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.
- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
- Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
5.Сбор материала для сочинения.
-Ответьте на вопросы:
- От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)
- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).
-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)
- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).
- Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )
- Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)
6.Работа над художественными средствами.
- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?
Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:
-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.
- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
- Ещё какие средства использует автор?
• Градация ( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;
Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)
• Парцелляция. (Предложения 64-67).
( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?
• Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.
7.Написание чернового варианта сочинения.
• Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
• Дать толкование слова Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.
Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.
I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия
II ряд - Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.
III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.
Пользуемся памяткой №1 Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.
-Чему учит рассказ?
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
Материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ части С.
Текст А. Приставкина
Сочинение по тексту
(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат, и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.
(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.
(9)И словно бы всѐ ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи. (10)А Первушка Фѐдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колѐсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелѐнная на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.
(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всѐ это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронѐс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.
(15)— Ах ты, Первушка Фѐдоров, — приговаривал я про себя.
(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объѐмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жѐлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фѐдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фѐдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941! (23)А пока ты есть, Первушка Фѐдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей. (А. Приставкин*)
Вступление. Проблема.
Музеи.. Это кладовые, где веками хранятся культурные ценности. В таинственной тишине музея человек погружается в другой мир, соприкасается с исторической тайной. Какое влияние оказывают исторические культурные ценности на человека? Об этой проблеме рассуждает писатель А.Приставкин.
Комментарий.
Его героя привлекла оригинальная опись 1641 года об оружии и пушкаре Первушке Федорове. Перед его глазами живо встали ожившие картины прошлого. Он явно представил пушкаря, сильного, синеглазого, в домотканой рубахе, уверенного в себе. Этот образ волнует рассказчика, человека духовно богатого, волнует, потому что пушкарь – образ собирательный, воплощение лучших качеств простого русского человека.
А еще дорог Первушка тем, что он – патриот родины, не покинул пищаль ни в 1641году, ни в 1941 году! Герой текста чувствует свое духовное родство с Первушкой, он сам- продолжатель патриотических традиций. Он понимает, что пока живы эти традиции, пока есть на земле Первушка и его преемники, будет жить земля русская.
Мужество таких людей спасало Россию от невзгод и страшных испытаний.
Позиция автора очевидна: музейное искусство помогает постичь прошлое, открыть и определить место в истории, сохранить преемственность поколений. В музее герой текста воспринимает пушкаря как родного, близкого по духу человека. Он понимает, какая лежит на нем самом ответственность за судьбу России.
Трудно не согласиться с позицией автора: музейное искусство показывает людям истину, укрепляет дух, позволяет постичь уроки прошлого. Оно помогает нам найти свое место в жизни, определить свои приоритеты. Я часто посещаю Тобольский музей, часто останавливаюсь возле кольчуги Ермака, колокола, высланного из Углича… начинаю представлять, каким был атаман…
Прочитав текст А.Приставкина, я поняла, какую важную роль играет искусство в постижении уроков истории, в самопознании человека. Стоит только заинтересоваться, каждая музейная вещь может рассказать удивительную историю. Глубинная связь с прошлым делает нас нравственно крепкими и стойкими.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 11 классе
Комплексный анализ текста
Учитель русского языка и литературы
Я не только боялся писать о тех страшных
военных днях, я боялся прикоснуться к ним
даже памятью: это было больно.
А. Приставкин.
Научить детей строить сочинение по предложенному тексту;
Развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;
навык выполнения заданий части А (№10, 16, 19, 28, 29, 30), В 8.
Оборудование урока:
тексты для каждого ученика.
схема сочинения по предложенному тексту.
перечень средств художественной выразительности.
Организационный момент.
Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.
II . Анализ текста.
1. В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?
Анатолий Игнатьевич Приставкин:
современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
трудовая деятельность с мальчишеских лет;
служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
- Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.
- Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).
- Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)
Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)- Болеет… - повторяла девочка.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где же папа?
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(42)- Затерялся, да?
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?
(По А. Приставкину)
А30. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный; описание
2) публицистический; повествование и рассуждение
3) художественный; повествование
4) разговорный; описание
(повествование, потому что события чередуются во времени)
- Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)
- А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного).
Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было: по учебнику, стр. 402 повторить материал признаках художественного стиля; упражнение 534. Повторить средства эмоционального воздействия на читателя;
- Какими средствами пользуется автор для создания художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?
(средствами художественной выразительности).
- Какие средства художественной выразительности вы знаете?
IV . Анализ текста.
1. Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание части В 8 , оно может быть сформулировано таким образом: Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
2. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?
I . Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)
II . Комментарий актуальность, злободневность проблемы.
III . Позиция автора (не должно быть пересказа)
IV . Собственное мнение два аргумента
V . Выводы вернись к началу
Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?
(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки .
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
- Назовите ключевые слова в этом предложении ( дети не одиноки ). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
5. - Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).
- Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья - в виде прямого заявления проблемы).
Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.
- Что входит в комментарий?
Попробуй ответить на вопросы:
- Насколько актуально то, о чём пишет автор?
- Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- По возможности коснись истории вопроса
- Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
6. Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора.
О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.
Работа над орфографией:
вставьте пропущенные буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила о правописании приставок?
1. приставки, которые пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)
2. приставки на –з, -с (рас-, раз-; без-, бес)
3. приставки на пре-, при-.
От чего зависит правописание приставок на з-, с-?
От чего зависит правописание приставок пре-, при-?
Это работа соответствует заданию А16 первой части ЕГЭ.
Работа над пунктуацией.
(доска) В последнем предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.
1. простое осложненное предложение;
2. сложносочиненное предложение;
3. сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью;
4. сложное предложение с подчинительной связью.
- Правильный ответ 3. Эта работа соответствует заданию А10 первой части материалов ЕГЭ. (чем осложнено первое простое предложение)
7. Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что война и дети - понятия несовместимые. В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.
Почему рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?
(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)
А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)
У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.
Что такое история? Это наука, которая фиксирует все события, произошедшие в прошлом, в хронологическом порядке. Она нужна человеку для того, чтобы он лучше разбирался в настоящем, используя знания о том, что было раньше. Конечно же, понятно, что до нашего появления на свет прошло столько лет, сколько мы уж точно не проживем. Поэтому если мы будем чересчур детально и скрупулёзно изучать то, что было, мы все равно не успеем и уж точно не сможем создать то, что будет достойно упоминания через несколько сотен лет. Именно из-за этого в наших учебниках, музеях и головах находятся только основные даты, главные имена и масштабные события. Однако не все согласны с тем, что этих знаний достаточно. Например, писатель А.И. Приставкин полагает, что личность пушкаря не менее важна для истории, чем личность его императора. Так ли это?
Я считаю, что автор слишком эмоционально оценивает историю. Дело в том, что она по определению не способна удерживать в памяти всех тех, кто когда-либо был. У Первушки из девяти детей трое умерло в младенчестве, как несправедливо они забыты! Задача истории более глобальна, чем функция мемориальной доски. Эта наука должна собрать факты, чтобы мы могли установить причины и сделать выводы на будущее. При чем тут справедливость? Ценность памяти не в моральных аспектах, которые со временем кардинально меняются, а в том, чтобы человек не наступал на многочисленные грабли и взрослел, то есть не жег людей из-за веры и не торговал себеподобными. Когда-то работорговля и инквизиция, например, считались вполне себе справедливыми. Именно история научила нас, что это ни к чему хорошему не приводит, и люди пересмотрели свое отношение. Так стоит ли мерить историю по справедливости, если это понятие регулярно меняется, а история остается? Да, был Первушка на посту, спасибо ему на добром слове, но кто поставил его на пост? Кто создал систему, когда Первушки не безобразничают в кабаках, а стоят на страже? Это тот самый в ризе и вот этот в короне. Без централизации власти, без сильной личности во главе Первушки останутся, а вот государство – нет.
Читайте также: