Как писать сочинение на олимпиаде по литературе

Обновлено: 30.06.2024

Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.


Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе

Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.

Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.

На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.

Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.

Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.

Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.

Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.

Типы заданий и критерии оценки

Сюжет.

Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета:

эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц;

хронотоп - это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени. это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета;

  • типы героев, органичные или чуждые хронотопу;
  • характер конфликта в произведении

(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).

(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях);

* мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).

Композиция.

Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста.

Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения.

Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту.

Разграничим два понятия:

СУБЪЕКТ РЕЧИ СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ
тот, кому принадлежит речь в данном отрезке текста = тот, “кто говорит” Речь тот, кому принадлежит сознание в этом же отрезке = тот, “кто думает” Скрытая за ней мысль

Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием.

* А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”.

Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания.

Как же развести речь и скрытую за ней мысль?

Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:

  • прямая речь;
  • несобственно-прямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности, свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально принадлежит другому субъекту;
  • косвенная речь.

Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются

“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ” “РАССКАЗЧИК”
внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и сообщает о событиях со стороны * романы Л.Толстого, Ф.Достоевского является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем и себя называет в первом лице: “Я” * А.С.Пушкин “Повести Белкина”

При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким:

авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции).

Стилистика.

Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок.

* М.Шолохов “Судьба человека”.

Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой

Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления)

Тур

1. Какое из этих слов является фамилией литературного героя:

Ответ. 4

2. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге:

Ответ. 3

Ответ. 1

Ответ. 4

7. В одном из пяти перечисленных ниже произведений не встречается исторический персонаж, который встречается в четырех остальных. Укажите это произведение:

Ответ. 2

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад

А. С. Пушкин

1. Прочитайте фрагмент из стихотворения М.Ю. Лермонтова:

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах.

Выберите все правильные утверждения:

1) В стихотворении есть строка, написанная четырехстопным амфибрахием

2) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным дактилем

3) Перед нами верлибр

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

4) Перед нами дольник

До́льник — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

5) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным анапестом

Ответ. 1, 5

2. Укажите всех героев одного автора:

Ответ. 2, 4

3. Отметьте все правильные утверждения

1) А.С. Пушкин (1799 – 1837) мог встретиться с И.С. Тургеневым (1818 – 1883)

3) Петр Первый мог быть личным цензором А.С. Пушкина

Ответ. 1, 4

Ответ. 2, 5

5. Выберите из списка героев тех, у кого совпадают имена и отчества (по типу Иван Иванович):

1) Обломов (Илья Ильич)

2) Дядя Фамусова (Максим Петрович)

3) Паратов (Сергей Сергеевич)

4) Скалозуб (Сергей Сергеевич)

5) Лужин (Пётр Петрович)

Ответ. 1, 3, 4, 5

6. В истории литературы есть немало произведений разных авторов, названных одинаково (как правило, эти совпадения названий не случайны). Отметьте такие произведения:

1) Кавказский пленник

(Рассказ Александр Михайлович Гликберг (Саша Чёрный), А. С. Пушкин поэма, М. Ю. Лермонтов стихотворение, Л. Н. Толстой рассказ)

2) Война и мир (Л. Н. Толстой роман, В. В. Маяковский поэма)

3) Доктор Живаго

4) Пророк (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. Некрасов. )

Ответ. 1, 2, 4

Блок 3. Задания с вводом ответа (5 заданий по 6 баллов)

1. Запишите фамилию героя, характеристика которого в этом перечне встречается дважды:

1)«И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

2) “Он сердцем милый был невежда”

3) “Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!”

4) “Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело.

Ночь целую с кем можно так провесть!”

5) “Богат, хорош собою,

Везде был принят как жених.”

Ответ. Ленский

2. Расположите героев по хронологии, опираясь на время написания произведений (ответ дайте в виде последовательности цифр)

1) Загорецкий (Антон Антонович) Горе от ума 1823

3. Запишите термин (во множественном числе), которым можно было бы объединить эти слова:

Ответ. псевдонимы

4. Перепутались названия пушкинских произведений. Восстановите их первоначальный вид и запишите через запятую по алфавиту (ориентируясь на первое слово):

Кавказский смотритель, Медный гость, Скупой пленник, Пиковая дочка, Станционный всадник, Каменный рыцарь, Капитанская дама.

Ответ. Кавказский пленник, Каменный гость (или Гость), Капитанская дочка, Медный всадник (или Всадник), Пиковая дама (или Дама), Скупой рыцарь, Станционный смотритель,.

5. Все строки стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп – кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите эти строки и укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.

Старик сидел, покорно и уныло

Поднявши брови, в кресле у окна.

На столике, где чашка чаю стыла,

Сигара нагоревшая струила

Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,

Сквозь этот легкий и душистый дым,

Смотрело солнце вечно молодое,

Но уж его сиянье золотое

На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой

Отмеривали время. На закат

Смотрел старик с беспомощною верой.

Рос на сигаре пепел серый,

Струился сладкий аромат.

Ответ. 4

Тур

Как подготовиться к олимпиаде по литературе

Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.


Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе

Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.

Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.

На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.

Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.

Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.

Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.

Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Автор статьи - кандидат филологических наук Э. М. Зобнина.
Эта статья - для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

Образец вступительного сочинения:

Мы, конечно, не берёмся утверждать, но, возможно, Гоголь, Булгаков, Есенин и Цветаева сами бы схватились за голову от заданий по литературе, с которыми сталкиваются простые ученики на олимпиадах или на ЕГЭ. Если вы решились взяться за литературную классику и показать свои знания на практике, то вам пригодятся семь советов Кати Муратовой, которая уже успела поучаствовать в олимпиаде по этой дисциплине.

1. Поймите суть предмета

Что такое литература, каковы её задачи и цели. Забудьте вечные вопросы школьных учителей о том, что же хотел сказать автор. Всё, что автор хотел сказать, он уже записал на бумаге (ну или напечатал на машинке или клавиатуре) и опубликовал. Ваша задача — грамотно интерпретировать его мысли, соединив все составляющие художественного произведения в единой концепции.


2. Не бойтесь ошибиться

3. Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе

В написании творческого тура очень важно вписаться в формат, поэтому вам необходимо хорошо разбираться в жанрах и их характерных признаках: язык, объём, синтаксические конструкции и прочее. Ваша задача здесь — применить литературное знание в особенном, нефилологическом контексте. Вашими главными помощниками в её выполнении станут эрудиция и креативность.


4. Взгляните по-иному на черновик

Не советую писать работу сначала на черновик целиком. Время на олимпиаде ограниченно, и вы можете не успеть перенести всё на чистовик. Я использую черновик только для составления плана работы и записи определённых мыслей, которые не хочу потерять.

5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний

При выборе произведения на анализ (а обычно вы можете выбрать между прозой и стихотворением) останавливайтесь не на том, что вам нравится больше, а на том, о чём вы можете больше сказать. Или на том, к чему вы лучше подготовлены. Например, я раньше всегда выбирала прозаическое произведение. Это было до того, как я начала готовиться основательно и научилась анализировать лирический текст благодаря нашему педагогу. Но даже при этом условии я всегда читаю оба представленных текста. На олимпиаде вам попадаются разные авторы, эпохи и темы, и, выбирая объект своей работы, стоит учитывать их. (По статистике, лирику выбирают реже, но процент удачных работ по ней превышает их количество по прозе.)

6. Не дайте себе погрязнуть в методичке и не забывайте о концепте

Выбросите планы по анализу художественных произведений, которые вам дали учителя, или хотя бы не бойтесь их не придерживаться. Да, указанное в них с большой вероятностью пригодится, но по отдельности и в любом другом порядке. Начать анализ нужно с того, что вас зацепило, что кажется самым важным и интересным в этом произведении. Выстраивая композицию работы, составьте собственный план и помните — все наблюдения должны быть подведены к общей концепции. Если они с ней не связаны, они, скорее всего, не нужны.


Не начинайте писать анализ сразу. Я всегда очень переживала, когда видела, что другие участники олимпиады приступают к своей работе быстрее меня. На самом деле это не очень правильно. Когда вы практикуете медленное чтение, отмечаете в тексте то, что вас зацепило, записываете какие-то идеи в черновик, а затем создаёте общую концепцию и план — это занимает какое-то время. У меня обычно уходит около 40 минут. Не кидаясь писать сразу, вы страхуете себя от дополнительных ошибок. Когда вы пишете без предварительной подготовки, велика вероятность, что вы построите неграмотную композицию, будете повторяться или начнёте противоречить сами себе, потому что ваши мысли будут скомканными и мгновенными, а не продуманными заранее.

Олимпиада — это хороший шанс, поэтому если вам хочется им воспользоваться, то просто попробуйте! Я в вас верю, всё получится!

Что мне мешало?

Я всегда откладываю всё на последний момент. И это в моём случае касается не только подготовки к олимпиаде. Если я знаю, что могу выучить или сделать что-то за определённое время, я оттягиваю до того момента, когда ровно этот промежуток времени остаётся до дедлайна (или его даже не остаётся вообще). Мне сложно собраться и просто начать, хотя я знаю, что это мне нужно.


ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение и осилить все тексты

Я могу либо на 101%, либо никак. В этом пункте комплекс отличницы даёт о себе знать и заставляет меня страдать перфекционизмом.

Я сравниваю себя с другими. Это тоже отголоски вышеупомянутого комплекса, но, кроме того, результат родительских и учительских сравнений детей и учеников друг с другом. Даже когда тебя ставят кому-то в пример, а не ругают, у тебя в голове сохраняется модель мышления, в которой ты себя с кем-то регулярно соотносишь.


О СПЕЦИФИКЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Могут ли олимпиадные задания пересекаться со школьной программой?

Прямое пересечение со школьной программой невозможно. В XVIII и даже в XIX веке не так уж много произведений, отвечающих критериям олимпиады. К тому же задача школьника – в объяснении/анализе/интерпретации именно незнакомого текста. Однако знание школьной программы тоже необходимо: произведения для анализа часто опираются на классическую литературу и ее осмысление (в этом году были отсылки к Лермонтову в рассказе Н. Катерли или смена надписи на памятнике Пушкину в рассказе М. Осоргина).

Какую роль в заданиях творческого тура играет работа с визуальным контентом (иллюстрации, живопись) и как он связан с литературой?

Начинающему филологу важно уметь вписать текст в контекст – например, визуальной культуры эпохи. На олимпиаде может попасться задание, где нужно соотнести пейзажи Тургенева с работами передвижников; или обложки символистских журналов с опубликованными в них текстами; или художественные работы футуристов с их экспериментами в литературных произведениях. Хорошо, если школьник может осмыслить литературу через кино, живопись, музыку, театр. Почти все инструменты филологического анализа применимы и к анализу визуальных искусств, например разговор о художественном пространстве, о композиции, деталях, метафорах.

Как оцениваются задания, за какие ошибки (логические, фактические, речевые) снижаются баллы?

При оценивании аналитического задания логические ошибки учитываются в критерии № 2 (композиция работы, цельность и связность текста), фактические – в критерии № 4 (историко-культурный и литературный контекст), речевые – в критерии № 5 (общая речевая грамотность).

В творческом задании критерии сильно зависят от типа задачи. Важный критерий в этом туре – соответствие предлагаемому жанру, коммуникативной задаче. Стилистические средства стоит выбирать, исходя из нее.

Какие общие подходы к анализу текстов можно выделить? Можно ли описывать в анализе свои эмоции?

Эмоции могут послужить отправной точкой, но строить весь анализ на них не стоит. Предметом разбора должны быть скорее не эмоции сами по себе, а то, какими средствами писатель создает ту или иную эмоциональную палитру.

Разбор должен основываться на рассмотрении разных элементов и уровней текста: сюжет, система персонажей, точка зрения, повествовательная структура – в прозе; субъектная структура, композиционные приемы, образный строй, ритмическая, рифмическая, строфическая, интонационная организация текста – в лирике.

Хронотоп – широко используемый в литературоведении термин. Если он вам жизненно необходим при анализе и при этом позволяет сказать что-то важное о произведении, запретить его использование никто не может. Просто помните, что термины – не повод для академического щегольства.

Как анализировать произведение в историко-культурном контексте, особенно если оно написано неизвестным тебе автором?

Цель олимпиадного сочинения (в отличие от сочинения ЕГЭ) – не проверка знаний, а выявление уровня литературного развития, умения читать на языке образов. Поэтому (при наличии, между прочим и знания школьной программы) какое-то представление об эпохе, времени, жанре у автора сочинения должно быть. Но все эти знания имеют фоновый характер. В сущности, перед вами стоит простая задача: как можно более точно прочесть и понять текст и нешаблонно, интересно, привлекательно рассказать о своем прочтении.

ВОПРОСЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕКСТАМ ИЗ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА – 2021

Подскажите, пожалуйста, будет ли засчитываться идея о том, что Охо-хо – это некое прошлое? Можно ли считать Охо-хо воспоминанием об ушедшем Хозяине?

Наверно, все-таки нет. Это, как уже говорилось при разборе, домовой, спутник Хозяина, если хотите, его Гений. И он исчезает после смерти Хозяина.

Можно ли в стихотворении рассматривать образ золотистого зайчика как ребенка автора? Ведь он оказался в трамвае без билета, не на своем жизненном пути.

Каково значение образа Шатуна?

Кажется, у него нет самостоятельного значения. Этот персонаж – элемент гротескного коллективного образа научной (и отчасти бессмысленной) работы.

Уместно ли говорить о жанре рождественского/святочного рассказа?

Вот это точно! Намек на рождественское/новогоднее чудо здесь, безусловно, есть.

Об этом говорилось при разборе. Это рассказ о странностях человеческой психологии, когда идею, смысл жизни можно найти даже в таком несерьезном занятии, как демонстрация похожести на Поэта, – и о движении времени, которое необратимо меняет нас.

. и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Уместно ли было сравнение Раскольникова и Телятина, которые разделяли людей на два типа?

Скорее неуместно. Это как раз ассоциация по случайному признаку. Одна сходная точка – не совпадение рисунка.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ?

Что почитать для того, чтобы научиться интертекстуальному анализу?

Лучшая учеба – чтение интересных конкретных разборов произведений разных родов и жанров, в том числе известных классических.

Какие материалы использовать для подготовки к олимпиаде?

Список материалов, рекомендуемый Центральной предметно-методической комиссией по литературе для подготовки к олимпиаде:

Книги и статьи

1. Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. Л., 1985.

3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. (Глава 6)

4. Жолковский А.К. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009.

5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

6. Кучина Т.Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 93–96.

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. (Любое издание)

8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

9. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.

10. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г.М. Фридлендер. Л., 1973.

11. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

12. Сухих И.Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.

13. Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998. (разделы о творчестве Пушкина и Чехова)

14. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.

Словари и справочные издания

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь-справочник. М.: Дрофа, 2006.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.

Интернет-ресурсы

3. Арзамас

4. Горький

5. Полка

Каналы в YouTube

2. Канал Армена Захаряна (Армен и Федор)

Читайте также: