Сочинение на тему этика науки

Обновлено: 04.07.2024

Этика как отрасль знания является философской наукой, объект изучения которой – это мораль.

Обычно ее делят на две большие части: учение о моральной деятельности и учение об этических нормах. Если данное разделение применять к науке, то необходимо рассмотреть основные виды научной деятельности и нормы, которые возникают при этом. Для рационализации изложения необходимо ввести два понятия – научное деяние и объект научного деяния.

Объекты и деяния делятся на этически оцениваемые и этически нейтральные. К первым относятся сам процесс исследования (особенно, если он небезопасный для людей или для него нужны большие финансовые вложения), дискуссия касательно той или иной проблемы и публикация результатов. К этически нейтральным деяниям относятся те виды деятельности, в которых почти не задействованы межличностные отношения – подбор методов исследования, приборов, анализ литературы и т.д.

Объекты научного деяния делятся таким образом:

  • Этически нейтральные – методы, приборы, реактивы, исследуемый материал и т.д.
  • Этически оцениваемые – отдельные ученые, коллектив ученых, который работает над конкретной проблемой, совокупность коллективов, все научное сообщество в целом и человечество.

В научном процессе этически оцениваемые объекты совершают этически оцениваемые деяния, которые, в свою очередь, порождают этически оцениваемые отношения, в которых объекты становятся субъектами.
На рисунке 1 отображена схема всех возможных отношений.

Проблемы этики в современной науке

Рисунок 1 – Этически оцениваемые отношения:
1 - отдельный ученый; 2 - научный коллектив; 3 - совокупность коллективов; 4 - все научное сообщество в целом; 5 - человечество; I-личные отношения ученых; И - заочные отношения ученых внутри мира науки; III - отношения между миром науки, с одной стороны, и человечеством и природой - с другой; д. - дискуссия; п. - публикация; пр. - применение

Всего существует три класса этически оцениваемых отношений, каждый из которых создает один из разделов проблематики научной этики – в схеме они обозначены маленькими буквами на стрелках. Остановимся подробнее на классах данных отношений.

Основная проблема межличностных отношений в научном коллективе (I) – это этика дискуссий. Дискуссии могут быть даже заочными, однако при этом этические требования остаются прежними – потому что дискуссия ведется с личностью. Взаимоотношения внутри научного сообщества (II) регулирует этика публикаций. Взаимоотношения между ученым миром и всем остальным человечеством (III) активизируют проблему применения результатов научной деятельности, которая становится предметом исследования социальной (внешней) этики науки.

Основные этические научные нормы

Далее изучим основные этические нормы науки.

Первое, что необходимо рассмотреть – это этика научной дискуссии. В ней немного главных требований и, тем не менее, выполнение их обязательно.

Требования этики публикаций:

  1. Первое и основное требование – публикации подлежать только собственные идеи ученого. Если для того, чтобы подтвердить или проиллюстрировать идею необходимо привлечь работы других авторов, в работе обязательно должна быть ссылка на них;
  2. Важно доводить до сведения научного сообщества не только положительные результаты исследования, но и отрицательные, которые опровергают концепцию, предложенную автором;
  3. Публикация должна осуществляться в специализированных научных изданиях, которые рассчитаны на людей, разбирающихся в данной области знания. Это в особенной мере касается тех результатов, которые можно превратно понять, если у ученого отсутствует необходимая подготовка (для широкой публики существуют научно-популярные издания).
  1. Универсализм. Важно предполагать, что явления, изучаемые наукой, всегда протекают одинаково (при одинаковых условиях), а результаты научных исследований являются независимыми от вненаучных особенностей ученого – его социального статуса, политических убеждений, расовой принадлежности и т.д.;
  2. Коллективизм. По возможности, научное знание должно становиться достоянием всего научного сообщества;
  3. Бескорыстность. Основной стимул для исследовательской работы – это желание найти истину. Остальные же источники мотивации, вроде финансового успеха или славы – являются незначительными;
  4. Организованный скептицизм, который заключается в том, что: а) всегда необходимо проверять данные, на которые опирается исследование, а не брать их из других работ в готовом виде; б) в случае, если подтверждается, что идея ученого несостоятельна (т.е. является внутренне противоречивой или не согласуется с опытом), то нужно отыскать в себе мужество и отказаться от нее.

Проблема применения результатов научной деятельности

Первая мировая война была лишь началом сложных отношений общества и науки. Далее человеческому обществу пришлось столкнуться с огромным количеством проблем, вызванных путем сознательного введения достижений науки в практику и случайным выходом из повиновения разных систем высоких технологий (примеры являются общеизвестными). Эти обстоятельства обусловили появление социальной этики внутри этики науки.

Социальная этика науки является достаточно своеобразной областью знания. Несмотря на то, что она работает с точными, математически выраженными данными, она практически не дает никаких однозначных рекомендаций. Социальная этика науки только указывает на существующую проблему и показывает, какие варианты ее решения возможны. Проблемой же, по сути, является один вопрос: что должно определять научный прогресс – объективная логика развития науки или же социальная ответственность ученого? Из этого вопроса, соответственно, вытекают два других, которые его развивают и комментируют:

  • На ком лежит ответственность за отрицательное использование научных достижений: научном коллективе, который разработал то или иное новшество или же политическом руководстве, которое применило его?
  • Нужно ли завершать научные исследования, если со временем становится понятно, что последствия их применения на практике будут деструктивными?

В качестве заключения разговора о научной этике необходимо отметить, что несмотря на то, что соблюдение норм этики в научных исследованиях не гарантирует быстрых результатов мирового значения, однако при несоблюдении данных норм исследователь практически лишен шанса добиться серьезного успеха.

(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (3)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.

(4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.

(11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.

(13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации

(17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.

* Евгений Павлович Велихов

(род. в 1935 г.) — российский учёный, физик-теоретик.

Вариант сочинения ЕГЭ

В предложенном для анализа тексте Е. П. Велихов поднимает проблему этики в науке.

Сопоставляя эти примеры, мы можем понять, что этика должна учитывать стремительное развитие науки, чтобы направлять её и указывать верный, истинно гуманистический путь.

Позиция автора ясна и понятна: этические проблемы в науке непосредственно связаны с ответственностью учёных перед всем человечеством. Грань, за которой стираются всевозможные моральные нормы, чрезвычайно тонка, и именно этика не должна позволять её переступить.

Я полностью согласен с позицией автора. Наука способна привести мир к светлому будущему, в котором не будет места войнам, эпидемиям и голоду. Но, оставшись без нравственных ориентиров, она способна пойти на совершенно бесчеловечные эксперименты, призванные уничтожить главные духовные ценности и лишить людей свободной воли.

Таким образом, наука шагает вперёд, но учёные, занимаясь различными исследованиями, не должны забывать об ответственности за свои открытия. Наука должна развиваться на пользу всему человечеству, а не в угоду отдельным личностям. Соблюдение этических норм должно стать первоочередной задачей.

Варианты сочинений ЕГЭ 2021.

Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Проблема этики в науке по тексту Велихова.

Дата добавления: 13-09-2021

Похожие презентации:


Сочинение ЕГЭ русский , Текст Долининой

, как говорил Пушкин.

ревность — это неверие в себя.

)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы

, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

недоверие к тому, кого любишь

  • (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)

(13)Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим, —

в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда -раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

14 стр., 6515 слов

2017. Организация и проведение итогового сочинения

Владимира Железникова

Я думаю, во имя дружбы иногда нужно попытаться простить. На свете нет идеальных людей, и каждый из нас может оступиться, совершить ошибку. Моя лучшая подруга когда-то очень сильно меня обидела. Мне долго не удавалось простить её. Но, поняв, как она страдает от угрызений совести, поставив себя на её место, я решила забыть обиду. Это один из тех моих поступков, которыми я горжусь. Теперь наша дружба стала ещё крепче.

23 стр., 11234 слов

Прочитайте окончание рассказа мой некрасивый друг. рассуждение-размышление …

… причем в основном насекомых, вредящих человеку. Мой некрасивый друг Первый раз мы встретились в лесу. … не какой-то безграмотный человек. Это написал известный врач и биолог Конрад … насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как … рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, …

Размолвки и ссоры, к сожалению, нередки даже между самыми близкими людьми. Но настоящий друг никогда не станет мстить. Он всё поймёт и найдёт в себе силы для того, чтобы быть выше обиды. Ведь истинная дружба – бесценный дар судьбы.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Что такое дружба?

Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимоуважении. Настоящий друг ценит тебя, дорожит тобой. Ему незнакомо чувство зависти, он испытывает лишь радость, если оказывается, что ты в чём-то его превосходишь.

Как писать -рассуждение? Обучение сочинению-рассуждению

… со всем текстом сочинения. А еще помните: вы не должны делать категоричных выводов – вы просто исследуете проблему. Задумываясь о том, как написать сочинение-рассуждение, надо помнить, … может быть, постараться изменить ее или, наоборот, подтвердить. Структура сочинения-рассуждения Грамотно оформленное сочинение, как правило, состоит из трех частей. Предположим, вам задано сочинение-рассуждение на …

Таким образом, настоящая дружба – это, прежде всего, взаимоуважение. Думаю, она даётся лишь избранным, а потому является великим даром судьбы.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение: “тема любви в русской литературе”

Сочинения | Сочинения 11 класс. «Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко …

… с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда … преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает … по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. …

Сочинения открытого банка заданий фипи

Сочинение человек когда он человек без любви на свете жить не может

… и на сегодняшний день. Автор: А. С. Пушкин Произведение: Стихотворения Пушкина Это сочинение списано 124 625 раз Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд …

Задание №2378

(По Е.Г. Водолазкину)

Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) — российский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Этика (от греч. ἦθος [этос])— нрав или мораль, философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.[3] По своей сути нравственность и мораль являются синонимичными понятиями. Однако, в ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

ВложениеРазмер
referat_etika_nauki.docx 39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Успехи познания благостны,

Хотя и чреваты уронами,

Поскольку творения Фаустов

Люди! Вы отныне — братья!

Эра братства наступила:

Или — братские объятья,

Или — братская могила.

Вот на что в двадцатом атом

Мягко намекнул приматам.

Этика (от греч. ἦθος [этос])— нрав или мораль, философская дисциплина , предметами исследования которой являются нравственность и мораль .[3] По своей сути нравственность и мораль являются синонимичными понятиями. Однако, в ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

Этика в современной науке

Современная наука как сфера человеческой жизнедеятельности, оказывающая огромное влияние на условия его существования, не может избежать нравственного суда и быть свободной от этических оценок. Вторжение науки в мир человекоразмерных систем (экосистемы, медико-биологические и биотехнологические объекты, системы искусственного интеллекта и др.) создают принципиально новую ситуацию, которая выдвигает на повестку дня комплекс сложных мировоззренческих вопросов о системе и ценности самой науки, о перспективах ее прогрессивного развития и взаимодействия с другими формами культуры. Поэтому в настоящее время в условиях увеличения и разветвления способов взаимосвязи науки с жизнью общества, обсуждение этических проблем науки становится одним из важнейших способов осмысления, ее изменяющихся социальных и ценностных характеристик. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой направлениях: разработка профессиональной этики ученых и решение учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия результатов научных исследований в практике.

Этика науки – система представлений, отражающих содержание этической составляющей науки. Как особая дисциплина этика науки ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые используются в научном познании, а также анализирует конкретные коллизии нравственного характера, возникающие в ходе развития науки. Этика науки – это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность.

В отличие от профессиональной социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно характеризовать как внешнюю или социальную этику науки. При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности ученых тесно переплетены между собой.

Признание того, что наука не является нейтральной по отношению к социальному развитию, сразу ставит вопрос о социальной ответственности ученых перед обществом. В научном сообществе стал активно обсуждаться механизм общественного контроля за научной деятельностью, ее результатами и возможными сферами применения. В современных условиях, учитывая, что научно-технологические мощности настолько велики, что их воздействие может привести к катастрофам регионального или глобального характера, становится особенно острой тема распределения ответственности. Вопрос об ответственности в условиях современных технологических возможностей остается открытой проблемой, требующей серьезного анализа. Но, говоря о разработке конкретных механизмов ответственности, стоит заметить, что уже сам факт открытости научно-технических мероприятий для общественного контроля влияет на положение дел.

Этические вопросы специальных наук

В последние десятилетия интенсивно развиваются частные направления этики науки. Назовем некоторые из них.

Экологическая этика – это направление, исследующее социально-этические аспекты экологических проблем. Современная экология является ярким примером дисциплины, насыщенной ценностным содержанием. Экологический императив обязует нас запретить любые войны, поддерживать сохранность основных параметров природной среды - чистоты поверхности Земли, воздуха, Мирового океана. Невыполнение экологического императива есть нарушение важнейших природных констант, следствием которого явится неминуемое и необратимое разрушение биосферы, несовместимое с условиями жизни на Земле. Экологический императив как важнейший ориентир современного мышления требует радикального пересмотра политики, дипломатии, хозяйствования, образования и т.д.

Биомедицинская этика (биоэтика) – область исследований, касающихся нравственных аспектов современной медицинской науки и практики, медицинских технологий, политики здравоохранения. В последнее время биомедицинская этика интенсивно развивается, реагируя на новые возможности медицинской науки (такие как трансплантология и репродуктивные технологии), а также обсуждая традиционно острые вопросы эвтаназии, генной инженерии, технологии клонирования, о пределах манипуляции над человеческой психикой и многие другие темы.

Компьютерная этика – особая область исследований, занимающаяся этическими проблемами, возникающими в связи с развитием компьютерных технологий. Не секрет, что расширение компьютерных возможностей (особенно тех, что представлены глобальной сетью Интернет) служит не только во благо, но и влечет ряд негативных последствий. Происходящая сейчас информационная революция вызывает к жизни новые острые проблемы. Так, в сфере компьютерной этики обсуждаются такие вопросы как доступность и распространение сетевыми средствами различной социально и этически предосудительной информации (пропаганда насилия и т.п.), компьютерные преступления, ответственность ученых, занимающихся разработкой новых технологий и другие темы.

Таким образом, центр этического регламентирования современной науки смещается с общих оценок науки в целом с позиции добра и зла к дифференцированной оценке ее отдельных направлений и действий конкретных ученых, и выработке научным сообществом механизмов регулирования социальных последствий научной деятельности. [4]

В своей работе я подробнее остановлюсь на экологическом аспекте. Проблема ядерного оружия, появившаяся в середине 20 века, остро стоит до сих пор.

Ученые, прежде всего физики, были инициаторами ядерно- оружейных программ, их разработчиками и лидерами. Чем мотивировали они эти свои инициативы и участие в создании страшного оружия всеобщего самоуничтожения, в какой мере ученые ответственны за трагические последствия этой работы?

Приведу лишь некоторые вопросы, которые обсуждались и будут обсуждаться учёными, социологами, историками, да и не только ими, ещё очень долго, ибо ответы на них далеко не однозначны.

Этическая мотивация первоначальных ядерных инициатив

Авторы заявки, безусловно, думали о чрезвычайной силе и опасности своей

При этом он, как и некоторые другие участники проекта, например, Л. Д. Ландау, работали безусловно добросовестно и внесли существенный вклад в решение проблемы, но работали все-таки без энтузиазма и при первой возможности вышли из атомного проекта. [5]

"В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все просто. [6]

Нельзя не согласиться с великим учёным и гуманистом. Следует всегда прислушиваться к голосу совести, соотносить собственные действия, научные поиски с нравственностью и моралью.

В 21 век мы вступили с масштабными научными достижениями. Именно это заставляет нас – жителей всей Планеты – с тревогой смотреть на действительность. Мир стал опасен для жизни человека, локальные войны, террористические акты, самые изощренные формы убийств, снижающих ценность человеческой жизни, – вот, что предстаёт перед нами сегодня, вызывая чувство страха за будущее наших детей и внуков.

Все вопросы науки негласно регулируются нравственностью.

Влияние нравственных ценностей на науку может быть

Внутреннее воздействие науки и нравственности связано с творческим процессом научных коллективов (если отношения основаны на уважении, доверии, поддержке, то эта деятельность регулируется положительными нравственными ценностями; если же в коллективе царит недоброжелательность, подсиживание и угодничество – то это мешает научному творчеству и можно говорить об отрицательном влиянии нравственности на науку).

Научные открытия серьёзно влияют на общественную жизнь, и научное сообщество несёт ответственность за свои открытия – в этом проявляется внешнее воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими задачами, экономическими и техническими возможностями.

Сегодня перед человечеством стоит множество нерешённых вопросов, важным из которых нам представляется этот: преодолеет ли человечество эту трагическую реальность или оно обречено на самоуничтожение?

Фундаментальная задача всех наук остается той же самой от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера: бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании. Но поиск истины не может быть вне моральных принципов и норм.

Проблемы внешних нравственных ценностей на науку, то есть проблемы социальной ответственности ученых перед обществом за свои открытия – обсуждаются уже более пятидесяти лет со времени преступных действий США, сбросивших атомные бомбы на мирные японские города в в 1945 году, а также тонны диоксина на территорию Вьетнама в 60-х годах. В 1980 – 1990-х годах в связи с достижениями генной инженерии и молекулярной биологии ученые-генетики объявили мораторий на эксперименты, связанные с вмешательством в генетическую природу человека. Заслуга ученых в том, что они первые предупредили общественность о возможной опасности, связанной с экспериментами в этой области. Таким образом, социальная ответственность ученых влияет на выбор направлений исследования. Сегодня определены области, исследования, в которых предполагается приостановить ввиду сомнительности их достоинств.

Само стремление познать истину, которая станет основой дальнейшего развития человеческого мышления, должно объединять людей. Ведь истина науки не зависит о веры, расы, национальности, воли, желания людей. Такую идею провозгласил Гейзенберг еще в 1946 году, выступая перед студентами Геттингенского университета. Наука, по его мнению, является средством взаимного понимания народов, она интернациональна, она направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам, и в решении которых могут принять участие ученые самых различных стран и наций[3].

Важнейшим средством в ослаблении всех возникших проблем между наукой и нравственностью должна выступить наука философия. Было бы ошибочно умалять и недооценивать форму научности, присущую философии. Философия включает и учения, не ориентированные на результаты научного исследования, а отражающие многообразие интересов и потребность различных культур, социальных групп, потому содержит и вненаучные компоненты. На наш взгляд, именно философия, в основе которой лежит научная рациональность, способна подвергать системному историческому анализу формирующиеся в культуре нравственные принципы, направлять их по правильному пути.

Читайте также: