Сочинение по тексту гранина я стоял у окна вагона

Обновлено: 02.07.2024

(1)Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. (2)Поля, перелески, столбы, волны проводов, стога сена, кусты, просёлки — и так час за часом. (3)Рядом, у следующего окна, стоял мальчик. (4)Он смотрел неотрывно. (5)Мать позвала его в купе, он схватил бутерброд и снова прилип к стеклу. (6)Она попробовала усадить его к окну в купе, но он не согласился. (7)3десь, в коридоре, ему никто не мешал, он был безраздельным хозяином своей подвижной картины. (8)Я уходил, разговаривал со своими спутниками, возвращался и заставал его в той же позе. (9)Что он там высматривал, как ему не надоело, ведь это было совершенно бессюжетное зрелище, не то что экран телевизора. (10)Теперь я смотрел не в окно, а на него. (11)Кого-то он мне напоминал. (12)Ну конечно, та же поза, те же грязноватые стёкла. (13)Они-то и помогли мне вспомнить мои детские путевые бдения. (14)С той же жадностью и я ведь простаивал часами перед теми же стёклами, заворожённый мельканием путевых картин. (15)Оттуда, не из близи, несущейся навстречу, а из далей, еле плывущих, почти недвижимых пространств, из лесной каймы на горизонте, серых туманных полей возвращались устремлённые к ним детские мечтания. (16)В тех смутных, расплывчатых картинах я был путешественником, был охотником и одновременно медведем, был журавлём, шагающим по болоту. (17)Бесконечная смена берёзок, елей, лесных проталин, деревень, пашен — и снова лес, просеки, изгороди — всё это тогда почему-то не усыпляло, а возбуждало воображение. (18)Я растворялся в огромности этой земли, она входила в сознание, откладывалась на всю жизнь. (19)Спустя десятилетия у окна поезда, постукивающего по рельсам Германии, а то и Китая, где каждый клочок обработан, откосы железнодорожных насыпей сплошь засеяны, в моём восприятии присутствовали впитанные детской душой просторы, эти стояния у окна.

(20)Вдруг в бесформенной зыбкости воспоминаний, глядящих из закатного окна, обозначилось что-то. (21)Это был мужик, огромный, в жёлтой рубахе, с колом в руках. (22)Смутно вспомнились станционный палисадник, несколько телег, лошади с холщовыми торбами на мордах.(23)Но всё это: и привокзальная площадь с деревянными мостками, и перрон, и станционный колокол — всё было как бы задником, а впереди, подняв кол, мужик бежал за пареньком, который, прикрыв голову руками, мчался вдоль перрона по ходу поезда. (24)Он бежал, прихрамывая, лицо его было обращено к вагонам, на какой-то миг глаза наши встретились.(25)Ужас был в его взгляде, крик о помощи, а перрон был пуст, мне показалось, что я единственный человек, единственный свидетель, которого он увидел; я наклонился к краю рамы, но в окно уже вошли огороды с чучелами, шлагбаум, и станция исчезла, как исчезали все другие станции. (26)Догонит ли его этот с колом, что будет с ним, за что он его так — ничего этого я никогда не узнаю. (27)Помню своё отчаяние, которое росло оттого, что поезд не останавливается, мчится всё дальше, а там, может, парня догнали и бьют, и никто этого не видит, не знает, и я не могу никого позвать, показать. (28)Кажется, я действительно закричал, побежал к отцу, который был в купе, никто ничего не понял из моих объяснений, и я понял, что ничего не могу им объяснить. (29)Кажется, так оно было, но с уверенностью не могу сказать, да и какое это имеет значение. (30)Значение же имели огромные глаза этого паренька, мужика того я узнал бы, а от парня остались только ужас, заполнивший всё окно, и невозможность вмешаться, помочь, закричать. (31)И опять пошли перелески, колыхания проводов, песчаные тропки в зелёной траве, голубые поля льна, серебряные — овсов, красные — гречихи, золотистые — ржи, сизые — капусты, ельники, клевера, рыжие стада — огромный мир, который заботливо старался смыть ту случайную картинку. (32)Она затерялась в памяти. (33)Но сейчас, глядя в такое же пыльное, в грязных потёках окно, я с завистью вспомнил своё мальчишеское отчаяние.

Даниил Александрович Гранин (1919-2017) - советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Как много важного и ценного выносит человек из своего детства! Именно здесь берут своё начало все хорошие и дурные качества, которые затем проявляются в нас. И особенную ценность имеют воспоминания детства, которые и для взрослых очень важны.

Мне кажется, автор поднимает в своём тексте именно эту проблему – проблему ценности детских воспоминаний. Стараясь передать их особенную яркость и незабываемость, писатель рассказывает о происшествии, свидетелем которого когда-то был он сам во времена своего детства. Автор повествует об эпизоде, когда он ехал в поезде, смотрел в окно и увидел внезапно двух человек, один из которых гнался за другим с колом. Автор замечает, что и теперь узнал бы того человека, который преследовал. Что же касается того, который убегал, то его лица он не запомнил и даже не заметил. В памяти осталось лишь ощущение ужаса и беспомощности. Обсуждая эту тему, автор подчеркивает особую эмоциональность и яркость воспоминаний детства.

Анализируя это своё воспоминание, он особенно останавливается на избирательности детской памяти: сам полустанок, на котором всё это произошло, автор помнит вскользь, нечётко помнит и пейзаж, который был до и после этого происшествия. А вот само происшествие, поскольку оно было очень эмоциональным и ярким, он запомнил на всю жизнь. И это яркость и сила восприятия и сейчас кажется огромной ценностью для писателя. В предложении 33 Д. Гранин говорит о том, что теперь он вспоминает своё чувство с некоторой завистью. Хотя тогда ему было страшно, он испытывал отчаяние. Но противоречие тут кажущееся, потому что

завидует сегодняшний писатель непосредственности и силе чувства, которые присущи ребёнку. Автор считает, что детские воспоминания, которые живут в каждом из нас, очень важны и влияют на личность взрослого человека.

Мне кажется, мне тоже удастся сохранить на всю жизнь многие воспоминания из моего детства, особенно те, которые произвели на меня сильное впечатление. Я надеюсь, что это поможет мне более ярко и непосредственно воспринимать всё, что происходит и будет происходить в моей жизни.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Ответы ( 1 ):

В чём разница восприятия мира ребёнком и взрослым? И как тогда детские воспоминания способны воздействовать на уже взрослого человека? Именно эти вопросы возникли у меня после прочтения текста Д. А. Гранина.

Рассказчик бесцельно наблюдает в окно поезда пейзаж, который не меняется час за часом. И замечает у следующего окна мальчика, который рассматривает этот пейзаж неотрывно. Просто прилип к стеклу, не меняя позы. Автор размышлял "Что он там высматривал, как ему не надоело, ведь это было совершенно бессюжетное зрелище, не то что экран телевизора." Но вдруг осознает, что этот мальчик напоминает ему себя в детстве. И понимает, чем мальчику так интересен пейзаж: он наполнен воображением, детскими мечтами. В нем " я был путешественником, был охотником и одновременно медведем, был журавлём, шагающим по болоту. " И эти детские воспоминания, эти ощущения скорее, сохранились у рассказчика на десятилетия. Вот и сейчас ярко обозначилось одно из них, как подняв кол, мужик бежал за пареньком. А в глазах паренька был ужас и просьба о помощи. Какое отчаяния эта картина вызвала у ребёнка, смотрящего в окно! Ребёнка, который стремится помочь. Ребёнка, который никак не может помочь.

Теперь, глядя в пыльное окно, Гранин с завистью вспомнил своё мальчишеское отчаяние.

Эта последняя строчка, эта фраза "с завистью", думаю, является определяющей в тексте.

Ведь отсюда авторскую позицию можно выразить следующим образом: там где взрослый видит однообразные картинки, ребёнок видит яркий интересный мир. Воображение, мечты и эмоции у взрослого подавленны опытом. Ребёнок же открыт. Он готов мечтать, он готов сильно чувствовать. Он восприимчив, он живёт.

Именно поэтому даже отчаяние вспоминается " с завистью". Ведь с возрастом и эмоции становятся фоном. Потому так важны детские воспоминания. Самые чуткие, самые яркие. Те, что тебя незаметно, но неизбежно, сформировали. Те, что напомнят, как умел чувствовать.

Конечно, я согласна с позицией автора. Детские воспоминания поднимают лучшее, что в нас есть.

Задание №1835.
Речь. Языковые средства выразительности. ЕГЭ по русскому

Прочитайте текст и выполните задание.

(17) Бесконечная смена берёзок, елей, лесных проталин, деревень, пашен — и снова лес, просеки, изгороди — всё это тогда почему-то не усыпляло, а возбуждало воображение.

(18) Я растворялся в огромности этой земли, она входила в сознание, откладывалась на всю жизнь. (19)Спустя десятилетия у окна поезда, постукивающего по рельсам Германии, а то и Китая, где каждый клочок обработан, откосы железнодорожных насыпей сплошь засеяны, в моём восприятии присутствовали впитанные детской душой просторы, эти стояния у окна.

(20)Вдруг в бесформенной зыбкости воспоминаний, глядящих из закатного окна, обозначилось что-то. (21)Это был мужик, огромный, в жёлтой рубахе, с колом в руках. (22)Смутно вспомнились станционный палисадник, несколько телег, лошади с холщовыми торбами на мордах. (23)Но всё это: и привокзальная площадь с деревянными мостками, и перрон, и станционный колокол — всё было как бы задником, а впереди, подняв кол, мужик бежал за пареньком, который, прикрыв голову руками, мчался вдоль перрона по ходу поезда. (24)Он бежал, прихрамывая, лицо его было обращено к вагонам, на какой-то миг глаза наши встретились. (25)Ужас был в его взгляде, крик о помощи, а перрон был пуст, мне показалось, что я единственный человек, единственный свидетель, которого он увидел; я наклонился к краю рамы, но в окно уже вошли огороды с чучелами, шлагбаум, и станция исчезла, как исчезали все другие станции. (26)Догонит ли его этот с колом, что будет с ним, за что он его так — ничего этого я никогда не узнаю. (27)Помню своё отчаяние, которое росло оттого, что поезд не останавливается, мчится всё дальше, а там, может, парня догнали и бьют, и никто этого не видит, не знает, и я не могу никого позвать, показать. (28)Кажется, я действительно закричал, побежал к отцу, который был в купе, никто ничего не понял из моих объяснений, и я понял, что ничего не могу им объяснить. (29)Кажется, так оно было, но с уверенностью не могу сказать, да и какое это имеет значение. (30)Значение же имели огромные глаза этого паренька, мужика того я узнал бы, а от парня остались только ужас, заполнивший всё окно, и невозможность вмешаться, помочь, закричать. (31)И опять пошли перелески, колыхания проводов, песчаные тропки в зелёной траве, голубые поля льна, серебряные — овсов, красные — гречихи, золотистые — ржи, сизые — капусты, ельники, клевера, рыжие стада — огромный мир, который заботливо старался смыть ту случайную картинку. (32)Она затерялась в памяти. (33)Но сейчас, глядя в такое же пыльное, в грязных потёках окно, я с завистью вспомнил своё мальчишеское отчаяние.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Список терминов:
1) фразеологизм
2) вводные слова
3) лексический повтор
4) парцелляция
5) профессиональная лексика
6) метафора
7) эпитет
8) сравнение
9) противопоставление

Показать ответ
9367

Читайте также: