Пока в россии длится пушкин метелям не задуть свечу сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В этот день – 10 февраля (28 января по старому стилю) 1837 года великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее.

Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге.

А.С. Пушкин – этим все сказано.

Нет, наверное, такого человека, на которого не повлияло его творчество. Его великолепные сказочные герои начинают жить в наших сердцах ещё с детства.

А.А.Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884.

26 мая 1880 года

(К памятнику Пушкина)

Исполнилось твое пророческое слово;

Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,

И легче дышится, и мы дерзаем снова

Всемирно возгласить: ты гений, ты велик!

Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?

На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк как сирота,

Всех громогласней тать, убийца и безбожник,

Кому печной горшок всех помыслов предел,

Кто пл_ю_ет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник.

Пушкину


Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь.
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Анна Ахматова

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Анна Ахматова
ПУШКИН

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть.

..И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает – здесь конец.
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе. Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад.
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя, –
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край.
. Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!

Николай Доризо
Посвящение

Все в нем Россия обрела —
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, —
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка — ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония — суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, —
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.
Все в нем Россия обрела, —
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, —
Все в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось!

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен.
Все было очень просто: у Троицкого моста
он встретил Натали.
Их экипажи встали,
она была в вуали,
в серебряной пыли.
К несчастью, Натали была так близорука,
Что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен. Под дуло пистолета,

не поднимая глаз,
шагнул вперед Данзас и заслонил поэта.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел.
Остался он на месте и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасен.

Все дуэли Пушкина:

1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.

Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина девушку

Лошакову (между прочим далеко не красавицу) на балу.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.

Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж
`кюхельбекерно и тошно`.

Итог: Вильгельм в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из
министерства юстиции.

Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа

и тот его избил.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.

Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов

и Денисевич сделал ему замечание.

1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то,

что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.

Причина: не поделили ресторанный оркестрик при казино,

где оба предавались азартной игре.

Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского

советника Ивана Ланова.

Причина: ссора во время праздничного обеда.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша,

хозяина дома, где он гостил в Молдавии.

Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос

супруга Балша, Мария.

Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.

Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же

секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли.
Итог: дуэль отменена.

Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.

Причина: Саша не поверил, что бывает град весом в 3 фунта

(а градины такого веса все-таки бывают, прим. мое) и обсмеял отставного капитана.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези.

Причина: Саша домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба

Александр Зубов. Причина:

Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты.

Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо) а сам Пушкин от
выстрела отказался.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо.

Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из
руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.

Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер

Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.

Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему

за это допрос с пристрастием.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства

в Петербурге Лагрене.

Причина: неизвестная девушка на балу.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова.
Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграмами Пушкина, в частности тем,

что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина.

Причина: недовольство стихами Пушкина о себе.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных

дел Семена Хлюстина.

Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта.

Итог: дуэль отменена.

Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье.

Итог: дуэль отменена.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1836-37 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса.

Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена

Баба щурится из избы,
В небе жаворонки,
Только десять минут езды
До ближней ярмарки.

У него ремесло - первый сорт
И перо остро.
Он губаст и учён, как чёрт,
И всё ему просто!

Жил в Одессе, бывал в Крыму,
Ездил в карете,
Деньги в долг давали ему
До самой смерти.

Очень вежливы и тихи,
Службой замученные,
Жандармы его стихи
На память заучивали.

Даже царь приглашал его в дом,
Желая при этом
Потрепаться о том, о сём
С таким поэтом.

Он красивых женщин любил
Любовью не чинной.
И даже убит он был
Красивым мужчиной.

Великий Рим! ты в скорби час
Постиг, что́ Гения утрата,
Ты слезы лил, когда погас
Твой лебедь сладостный Торквато.
Ты б и теперь, великий, дал
Народу грустному десницу
И нашей скорби колесницу
Ты б с нами вместе провожал!

Главу ты гордую склонял
Пред тем, кто истинно был славен;
Везде талант ты ободрял
И мнил, что гений всюду равен.
Так, благородный гражданин!
Тебе совместны эти чувства,
И чтит душою славянин
Тебя, как колыбель искусства.

Но вы, упадшие душой,
Челом поникшие разврату!
Вас веселит преступный бой,
Вы нашей тешитесь слезой;
Вы рукоплещете собрату
Преступнику, кто сокрушил
Своей рукою дерзновенной
Кумир, для русского священный,
И Русь в унынье погрузил.

Убийца Гения, он мнил,
Что, стоя смерти на пороге,
Он не убийство совершил,
Коль жизнь его была в залоге.
Враждою сильной пламенея,
Преступник жертвовал собой
И в дикой ярости злодея
Он равным зрел неравный бой!

Отринутый презреньем света,
Пришлец бесславный, всем чужой,

Он поднял руку на поэта
И, став при двери гробовой,
Свершил удар, но рок ужасный
Ему отсрочил казни час,
Он жив а лебедь наш прекрасный
В начале дней своих погас!

Погас! и смолкли дивны звуки;
Не взвеселит он больше нас,
В нем заглушили песни муки,
И страшен был последний час!
Как пальма, смятая грозою,
Сокрыв страданье от людей,
Он лишь к друзьям взывал с мольбою
Слова последние: скорей!.

Так, наше солнце закатилось!
Так, луч поэзии погас!
Того уж нет, кем Русь гордилась,
Кто дивный светоч был для нас!
Чья песнь, как проповедь святая.
Пленяла русские сердца,
Тем жизнь окончена земная;
Он в лоне мира и Творца.

Ликует смерть, похитив славу,
Убийца в ужасе стоит!
Объяла горесть всю державу
И песнь надгробная звучит!
Могила свежая разрыта;
Земля, гордясь, готовит сень,
И, белым саваном покрыта,
Нисходит к ней святая тень.

Свершилось все: певец угас!
Он спит под сенью благодатной!
Да будет Меккою для нас
Святой Горы песок отрадный!!а
Да будет тих величья сон,
Как в час явления денницы
Заря осветит небосклон,
Так светит луч его гробницы.

Туда зовет родная тень!
Туда душа моя несется!
И, мнится, там светлее день,
И сердце славою упьется!
Туда, туда. но не дерзнет
Стопа убийцы вслед за мною
Переступить святых ворот
И прах его омыть слезою!

Злодейству места с славой нет!!
Тобой там воздух заразится;
И под пятой завянет цвет,
И кровь святая задымится!!
Твой жребий Каина удел!
Бежать тех мест, где злодеяньем
Ты положил себе предел
И осудил себя изгнаньем!

Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки.
У него ремесло первый сорт,
и перо остро.
Он губаст и учен, как черт,
и все ему просто:
жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти.
Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!
Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том о сем
с таким поэтом.
Он красивых женщин любил
любовью не чинной,
и даже убит он был
красивым мужчиной.
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.
(Б. Окуджава)

И впредь шуметь его глаголам
По городам по всем, по селам,
По всей родной земле шуметь,
Будить к добру булат и медь,
Бессмертным эхом кочевать,
И жечь сердца, и врачевать.
(Е. Исаев)

8 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке. Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

9 Идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную землю.. Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

10 В библиотеке школы оформлена выставка литературы, посвященная этой скорбной дате. На выставке представлена литература из фонда библиотеки школы: произведения А.С. Пушкина и литература о нём. Произведения А.С.Пушкина: Пушкин А. С. Драматические произведения. Проза / А. С. Пушкин. – М.: : Просвещение, с. - ( Школьная библиотека ). 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Драматургия. Проза / А. С. Пушкин. - М. : Правда, с. 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Евгений Онегин / А. С. Пушкин. - М. : Художественная литература, с. - ( Классики и современность ). 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Евгений Онегин. Стихотворения / А. С. Пушкин. - Л. : Лениздат, с. - ( Школьная библиотека ). 2 Р 1 П 91 В сборник избранных произведений Александра Сергеевича Пушкина ( ) входит роман в стихах " Евгений Онегин ", а также стихотворения разных лет.

11 Пушкин А. С. Избранные произведения / А. С. Пушкин. - М. : Детская литература, с. 2 Р 1 П 91 В " Избранные произведения " вошли : поэмы " Цыганы ", " Граф Нулин ", " Полтава ", " Медный всадник "; драматические произведения " Борис Годунов ", " Скупой рыцарь ", " Моцарт и Сальери ", " Русалка "; роман в стихах " Евгений Онегин "; проза " Повести покойного Ивана Петровича Белкина ", " Пиковая дама ", " Капитанская дочка "; эпиграммы и стихотворения разных лет. В конце книги даны " Словарь мифологических имен и названий " и алфавитный указатель. Пушкин А. С. Исторические заметки / А. С. Пушкин. - Л. : Лениздат, с. 2 Р 1 П 91 В книге собраны прозаические произведения А. С. Пушкина, воссоздающие историческую жизнь России XVIII века. Наряду с художественной прозой " Капитанская дочка ", " Арап Петра Великого " в сборник вошли сочинения " Пушкина - историка : " История Пугачева ", " История Петра ". Подготовительные тексты ", Заметки по русской истории XVIII века. Сравнивая изображение Петра 1 или Емельяна Пугачева в художественной прозе и исторических трудах Пушкина, читатель получает широкое представление об историзме творчества гениального русского писателя. Пушкин А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин. - М. : Советская Россия, с. 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Маленькие трагедии / А. С. Пушкин. - М. : Советская Россия, с. 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Повести Белкина. Дубровский. Капитанская дочка / А. С. Пушкин. - Л. : Лениздат, с. 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина / А. С. Пушкин. - М. : Советская Россия, с.

12 Пушкин А. С. Поэмы / А. С. Пушкин. - М. : Художественная литература, с. - ( Классики и современность ). 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Поэмы / А. С. Пушкин. - М. : Детская литература, с. - ( Школьная библиотека ). 2 Р 1 П 91 В книгу входят поэмы А. С. Пушкина - " Полтава " и " Медный всадник ". Пушкин А. С. Проза. Драматические произведения / А. С. Пушкин. - Л. : Лениздат, с. 2 Р 1 П 91 В книгу вошли " Повести покойного Ивана Петровича Белкина, " Капитанская дочка ", а также драматические произведения : " Борис Годунов ", " Скупой рыцарь ", " Моцарт и Сальери ", " Каменный гость ". Пушкин А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин. - М. : Художественная литература, с. - ( Классики и современники ). 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Стихотворения. Евгений Онегин / А. С. Пушкин. - М. : Детская литература, с. - ( Школьная библиотека ). 2 Р 1 П 91 Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы / А. С. Пушкин. - М. : Современник, с. - ( Классическая библиотека " Современника "). 2 Р 1 П 91

13 Пушкин А. С. Стихотворения // Русская лирика XIX века.. - М. : Художественная литература, с. - ( Классики и современность ). 2 Р 1 Р 89 Пушкин А. С. Южные поэмы / А. С. Пушкин. – М.: Детская литература, с. 2 Р 1 П 91 В книгу входят четыре романтические, так называемые " южные " поэмы Пушкина, написанные во время южной ссылки поэта : " Кавказский пленник ", " Братья разбойники ", " Бахчисарайский фонтан ", " Цыганы ". Пушкин о литературе. Избранное. - М. : Детская литература, с. 2 Р 1 П 91 В сборник вошли отрывки из стихотворных произведений поэта, тексты критических статей и заметок, извлечения из его писем. относящиеся к вопросам литературы. О нем: Друзья Пушкина. Переписка ; Воспоминания ; Дневники : В 2- х томах. - М. : Правда, с. 83(2 Р )1 Д 76 В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А. С. Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передается атмосфера трудной и прекрасной жизни великого поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги. Все подборки материалов предваряются биографические очерки о друзьях Пушкина.

14 Жизнь Пушкина : Переписка ; Воспоминания ; Дневники : В 2- х томах. т.1. - М. : Правда, с. 83(2 Р ) Ж 71 В двухтомнике собраны документы и материалы, рассказывающие о Пушкине на всем протяжении его жизненного и творческого пути. Главное место отведено письмам самого поэта, его дневниковым и мемуарным записям, а также произведениям, в той или иной степени носящим автобиографический характер. Новиков И. А. Пушкин в Михайловском : Роман / И. А. Новиков. - М. : Художественная литература, с. 2 Р 6 Н 73 Роман " Пушкин в Михайловском " - вторая часть дилогии И. А. Новикова " Пушкин в изгнании ". В нем рассказывается о псковской ссылке поэта - годах, когда окреп и возмужал его гений. Палиевский П. В. Русские классики. Опыт общей характеристики / П. В. Палиевский. - М. : Художественная литература, с. 83(2 Р )1 П 14 Книга известного критика и литературоведа П. Палиевского представляет собой опыт сжатого обозрения русской литературы классического периода. Тынянов Ю. Пушкин / Ю. Тынянов. - Л. : Художественная литература, с. 2 Р 6 Т 93 Тынянов Ю. Пушкин / Ю. Тынянов. - М. : Художественная литература, с. 2 Р 6 Т 93

1. Загадка бабушки здесь

2. Загадка пышной свадьбы здесь

3. Семейные тайны Гончаровых здесь

5. И офицер Рейха, и крёстные принцев здесь

2. Загадочный Григорий Пушка здесь

8. Отелло Рязанской губернии здесь

12. Род Ганнибалов здесь

13. Шалые Ганнибалы здесь

9. "А Лёвушка наш рад, что брату своему он брат" 1 и 2

12. Леони, или Возмездие здесь

13. "«Моя бесценная Катерина Ивановна" здесь

4. "Пленителен образ отважной жены" здесь

6. А справедливы ли слова поэта? здесь

8. "И с нею только мне не скучно" 1 и 2

9. "Что за преданный был слуга!" здесь

10. "Ходит маленькая ножка" здесь

11. "Предмет стихов моих невинных" здесь

12. "От вас беру воспоминанье" здесь

13. "С Гомером долго ты беседовал один" здес ь

14. "Александр Сергеевич очень любили моего тятеньку" здесь

15. "Я поручен его наблюдению" здесь

16. "Он Пушкина убил!" здесь

17. "Пустое сердце бьётся ровно" здесь

18. "Становятся мерзавцами более и более" здесь

19. "Об отъезде Геккерна никто не жалеет" здесь

20. И ещё немного о Карамзиных здесь

4. "Вы любите кота?" здесь

5. "Кто умное действующее лицо?" здесь

6. "Москва коронует поэта" здесь

7. "Писать стихи да ссориться с царями" здесь

8. "С моим тёзкой я не ладил" здесь

9. Пушкин "наводнил Россию возмутительными стихами" здесь

10. "Вотще рвалась душа моя" здес ь

11. "Я сам себя хочу издать или выдать в свет" здесь

12. "Пушкину позволили выехать из деревни" здесь

13. "Где вольность и закон?" здесь

14. "Нет, я не льстец" здесь

15. "Избави, Бог, и нас от этаких судей " здесь

16. "Вести себя благородно и пристойно" здесь

17. "Снова тучи надо мною собралися в тишине" здесь

18. "Голова у меня закружилась" здесь

19. Путешествие в Арзрум здесь

20. На пороге новой жизни здесь

21. "Участь моя решена. Я женюсь…" здесь

22. "Ах, что за проклятая штука счастье!" здесь

23. "Пора моих литературных трудов настаёт" здесь

24. "Большую потерю предвещает. " здесь

26. "Неотъемлемая часть души" здесь

27. "В кругу милых воспоминаний" здесь

28."О чём шумите вы, народные витии?" здесь

29. "Царское Село закипело и превратилось в столицу" здесь

30. "Вот я в Петербурге" здесь

31. "Тоска без тебя" здесь

32. Когда поэт высмеивает здесь

33. Феофилакт Косичкин против Булгарина здесь

34. Хоть и немного событий. здесь

35. "Мои желания - покой" здесь

36. Встречи и разлуки здесь

37. "Талант и доброе сердце" здесь

38. "Ленился" ли Пушкин? здесь

39. Жаркое лето 1833-го здесь

40. Начало пушкинской Одиссеи здесь

41. "Не дай мне Бог сойтись на бале…" здесь

42. Симбирские встречи здесь

43. "Последняя цель моего путешествия" здесь

44. Снова Болдино здесь

45. …И радость встречи здесь

46. "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры" здесь

47. "В мертвящем упоенье света" здесь

48. Под высочайшим надзором здесь

49. "На днях я чуть было беды не сделал" здесь

50. "Я приеду к тебе" здесь

51. И снова дороги. здесь

52. Трудное время здесь

53. О неосуществлённом и неосуществившемся здесь

54. "И, кажется, вечор ещё бродил я в этих рощах" здесь

55. Среди забот и утрат здес ь

56. Начало последнего года здесь

57. Приезд оказался прощальным. здесь

58. "Удостоенные её доверенности" (Пушкин и кавалерист-девица) здесь

59. На Каменном Острове (Последнее лето) здесь

60. "Мы живём теперь на Мойке" здесь

61. "А мне приснился сон. " здесь

62. "Но не хочу, о други, умирать…" здесь

63. "Чуть затаившийся пожар" здесь

64. "Одна из величайших человеческих трагедий" здесь

65. "Я получил три экземпляра анонимного письма" здесь

66. "Все военные приёмы и дипломатические хитрости" здесь

67. "Есть ещё возможность всё остановить" здесь

68. "Восстал он против мнений света" здесь

69. "Перед нами разыгрывается драма" здесь

70. "Его Величество принимал камер-юнкера Пушкина" здесь

71. "Я обязан оберегать свою честь и имя" здесь

72. "Вот уж наступает новый год" здесь

73. "Вся эта туча стрел. " здесь

74. "Эта удивительная свадьба" здесь

75. В светских сетях здесь

76. "…Разрывать его благородное сердце" здесь

77. "Безнаказанно и беспрестанно мучить и оскорблять" здесь

79. Несостоявшийся портрет здесь

80. "Чаша переполнилась" здес ь

81. За день до дуэли здесь

82. "Если б я это знал!" здесь

83. Утро дня дуэли здесь

84. "Итак, оглашены условия дуэли…" здесь

85. "Судьбы свершился приговор" здесь

86. "Грустно тебе нести меня?" здесь

87. Вечер дня дуэли здесь

88. "Трогательное чувство национальной, общей скорби" здесь

89. "Горькая сладость" прощания здесь

90. “Кончена жизнь!" здесь

91. "Тишина уже нарушена" здесь

92. "Теперь его имя у всех на устах" здесь

93. "Правду твою не скрыв в сердце твоем" здесь

94. "Он производит смуту и по смерти" здесь

95. "Тень чего-то прекрасного" здесь

96. "Всё стекалось к церкви" здесь

97. Последняя дорога здесь

98. "У гробового входа" здесь

99. Над вечным покоем здесь

100. "За нашего Пушкина!" здесь

101. "Я оплакиваю друга" здесь

102. "Судить военным судом. " здесь , 2 часть

103. "Посмертный обыск" здесь

104. "Воля государя императора" здесь

105. "Но таково ли было об нём ваше мнение?" здесь

106. "Чему же дивиться, что все ужаснулись, что все были опечалены и все оскорбились?" здесь

Каждое поколение прочитывает творения Пушкина по-своему, открывает его для себя будто впервые, с позиций своего времени определяет ценность его творчества. Сегодняшним школьникам бывает очень непросто понять и принять философские идеи великого поэта. Урок-размышление в 9 классе “Пока в России Пушкин длится…” подводит ребят к признанию Пушкина – поэта и человека – своим современником, к пониманию того, что к автору “Евгения Онегина” можно всегда прийти за поддержкой, за советом, за мудростью.

Учитель берет в руки томик пушкинских стихотворений, открывает свое любимое и находит в раскрытой книге засохший цветок. Спрашивает у девятиклассников, какие ассоциации возникают у них при виде этого цветка; с какими предметами, ощущениями устанавливаются связи; какие картины из прошлого, настоящего рисуются в их воображении. Учащиеся вспоминают историю любви, рассказанную Тургеневым в повести “Ася” (где образ засохшего цветка имеет символическое значение). Далее девятиклассники обращаются к стихотворению А.С.Пушкина “Цветок” и размышляют, что делает это стихотворение таким понятным каждому из нас ( / - пауза, _________ логическое ударение):

Цветок // засохший, / безуханный,/
Забытый в книге вижу я;//
И вот уже мечтою странной/
Душа наполнилась моя:/

Где цвел?/ когда? / какой весною?//
И долго ль цвел?/ и сорван / кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда / зачем? //

На память / нежного ль свиданья, //
Или разлуки роковой, //
Иль одинокого гулянья //
В тиши полей, / в тени лесной? //

И жив ли тот, // и та жива ли?
И нынче где их уголок? ///
Или уже они увяли, //
Как сей неведомый цветок? ///

И в прошлом, и в настоящем, и в будущем всегда были, есть и будут “тот” и “та” - знакомые нам или чужие – с нежными свиданиями, одинокими гуляниями, неизбежным увяданием… Пушкин умеет так полно выражать картины и настроения, что содержание его произведений становится бесконечным: взятым из прошлого, легко парящим через настоящее, устремленное в будущее.

Обращаясь к теме урока, обозначая цели, учитель просит учащихся высказаться по поводу утверждения Д.Самойлова: “Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу”. И тут же вспоминает слова самого Пушкина:

Кто б ни был ты, о мой читатель.
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.

Эти крупицы может найти каждый человек, а людям творческим они просто необходимы. Для поэтов, музыкантов, художников пушкинская поэзия – источник вдохновения.

Однажды повесть “Метель”, как осколок андерсеновского зеркала, попала в самое сердце композитора Георгия Свиридова, и появилась прекрасная музыка. Учащиеся слушают свиридовскую “Тройку”. Подбирая слова к этой мелодии, приходят к мысли о том, что каждый человек может сбиться с пути, но если ты уж поехал, надо держаться, не останавливаться. Кто едет, тот и правит.

Великие поэты и писатели к творчеству Пушкина припадают, как к живительному роднику. М. Цветаева: “Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили…Я поделила мир на поэта и всех, и выбрала – поэта…” ). А. Твардовский: “…источник,… из которого потом пить всю жизнь”. Ч. Айтматов: “…(Пушкин) явился в образе чудесного дня, озаренного солнечным морозом… “Мороз и солнце! День чудесный…”

А работам талантливых художников числа нет: рисунки к сказкам А.С.Пушкина В.Конашевича (рисунок 1), репродукции картин В.Васнецова (“Песнь о вещем Олеге”, рисунок 2), М.Врубель “Моцарт и Сальери” (рисунок 3), К.Рудаков “Последнее объяснение Онегина и Татьяны” (рисунок 4), М.Добужинский “Дуня у постели Минского” (рисунок 5), С.Герасимов “В Бердской слободе” (рисунок 6), А.Бенуа “Погоня” (рисунок 7). Но особенно поражает графика Н.Кузьмина (“Онегин на балу” - рисунок 8) и Н.Рушевой (“Письмо Татьяны”, рисунок 9). В их рисунках заметны переклички с летящими, неостановимыми в своей энергии и порывистости росчерками пушкинского пера. Пушкин любил, когда все просто, коротко и ясно. И рисунки этих художников тоже лаконичны. Краткие, емкие линии созданы как бы на едином дыхании, без отрыва пера от бумаги. Так писал и сам Пушкин.





Русский кинематограф тоже стал все чаще обращаться к творчеству поэта. Вспомнить хотя бы недавний показ фильмов “Барышня-крестьянка”, “Русский бунт”, которые завоевали награды на престижных фестивалях ( можно продемонстрировать фрагменты из фильмов).

“А как вы понимаете произведения Пушкина?” – так звучит следующий вопрос, заданный классу. Учащимся предлагается поработать в группах. Выразительно читая пушкинские тексты, девятиклассники отвечают на вопрос: “Что эти строки открывают в поэте?” и “собирают” общее мнение о том, что делает поэта понятным и близким современному читателю?

1 группа анализирует отрывок из стихотворения “Домовому”:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!

Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
1819

Один из учащихся дает ответ: “Как град Китеж скрылся от полчищ Батыя в озере Светлояр, так за этими строками скрывается русская душа Пушкина – представителя древних духовных традиций. Нам понятен поэт, потому что и в нас продолжают жить русские суеверия”.

2 группа работает со стихотворением “Напрасно я бегу к сионским высотам…”:

Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
1836

Один из учащихся обобщает высказывания одноклассников: “Понятно каждому человеку стремление Пушкина достичь совершенства, но сделать этого практически невозможно. Каждый христианин, как и глубоко верующий в Бога поэт, осознает это”.

3 группа обращается к отрывку из пушкинской “Осени”:

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть.
1833

Примерный ответ учащегося: “ Очень актуально звучит последнее предложение в наши дни. Вопросы, которые затрагивает Пушкин в своем творчестве, волнуют нас и современное мировое сообщество, и от вопросов этих никуда не уйти. Найти бы правильный ответ – вот в чем задача”.

4 группа произносит слова, которые очень многим людям помогают жить:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
1825

Учащиеся отмечают умение и желание поэта утешить каждого из нас, отогнать грусть и печаль, взбодрить, поддержать хорошее настроение. Именно это и делает Пушкина особенно близким нам.

5 группа ищет ответы на поставленные вопросы в стихотворении “Дар напрасный, дар случайный…”:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Цели нет предо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
1828

Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу о том, что Пушкин в этом стихотворении – обыкновенный человек, который подвержен человеческим слабостям.

Учитель оценивает ответы девятиклассников, вручая за лучшие высказывания особый знак (например, изображение пера). А дальше задание усложняется, так как учащиеся обращаются к одному из самых трудных для понимания текстов – пушкинскому “Пророку”. Читаем это произведение вместе с великим русским актером В.Аксеновым, делимся своими впечатлениями.

Как звучат пушкинские строки? Какие образы возникли в вашем воображении, когда вы слушали великого артиста? Что-то поняли из этого стихотворения? Легко ли сразу понять мысли поэта? Почему?

Над словарем стихотворения учащиеся работают в группах. Каждой группе для анализа дается одна часть (5 смысловых частей в стихотворении – 5 групп в классе). Консультанты расшифровывают непонятные слова и выражения, далее учащиеся переводят на современный русский литературный язык каждую часть стихотворения и отвечают на вопрос, как поняли Пушкина.

1 часть – 1 группа.

?? Пророк / букв. “говорящий будущее” / - 1. Истолкователь воли Бога, провозвестник. 2. Тот, кто предсказывает что-нибудь.

/ В Библии есть сцена, где пророк Исайя рассказал о своем видении: он стоял пред престолом Бога, вокруг которого находились серафимы о шести крылах; один из них взял клещами горящий уголь и прикоснулся к устам пророка, очистив их огнем от всего порочного. После этого Бог посылает Исайю к людям, и тот обличает порок и беззакония, возвещает грядущий суд /.

Немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд этот библейский сюжет переосмыслил в своей работе “Пророк Исайя” (рисунок 10).


Этим же ветхозаветным сюжетом воспользовался и Пушкин как своего рода исходным материалом.

?? Как вы думаете, от чьего лица ведется повествование? / Пророка /.

?? А что за человек этот Пророк? /Древний, живущий среди природы, знающий все ее тайны. С таким вот человеком и отождествляет себя Пушкин/.

?? Что значит выражение “духовная жажда”?/ Это переносное, метафорическое выражение, означающее “поиски истины” /.

Томим (томить) / мучить, изнурять /

?? Какой аллегорический образ понимается под “пустыней мрачной”?

/ Бесплодная, бесполезная жизнь человека/.

Влачился (книжн., устар.) / мучительно проживал жизнь/

Шестикрылый серафим / высший чин в небесной иерархии, наряду с херувимами и престолами, первый приближенный к Богу ангел, выполняющий его поручения и охраняющий престол. Имеет 6 крыльев: 2-мя закрывает свое лицо, 2-мя – ноги, 2 крыла предназначены для полетов /.

Вот таким мы можем его видеть на миниатюре XVIII века (рисунок 11).


Перепутье - первичное значение – перекресток путей

/ положение человека, колеблющегося в выборе пути /

Перевод. Изнуренный поисками смысла жизни, не определившийся в жизненном выборе, я мучительно проживал день за днем, пока мне не явился серафим.

(На доске по ходу анализа стихотворения составляется таблица).

2 часть – 2 группа.

То, что происходит дальше, проиллюстрировал Михаил Врубель в 1905 году. “Шестикрылый серафим” - так он назвал свою работу (рисунок 12).


Перстами (ст.-сл. форма ) - пальцами

Зеницы – глаза

Отверзлись (устар.) – открылись

Испуганной орлицы – глаз орла – символ зоркости, поэт обращает внимание на внешние, зрительные признаки: это глаза широко открытые, настороженные, полные страха от внезапно открывшегося мира, преображенного и незнакомого

Вещие (высок.) – предвидящие будущее, мудрые

Внял (устар.) –услышал, усвоил, понял

Содроганье (книжн.) – движение, волнение

Гады морские (устар., прост.) – пресмыкающиеся, морские чудовища

Перевод. Когда серафим коснулся своими пальцами глаз человека, они широко раскрылись, и он увидел мир, которого раньше не замечал. Когда коснулся ушей, услышал полет ангелов, прорастание лозы, ход морских чудовищ.

Мир открывается теперь не в красках, а в звуках. Для их понимания нужна сверхчеловеческая мудрость.

Второй дар серафима ставит человека на более высокую ступень.

3 часть – 3 группа.

Уста – губы, рот

Приник – плотно прижался

Грешный – порочный

Празднословный – пустой

Лукавый – коварный, хитрый

Десница – правая рука

Перевод. Прижавшись к губам, серафим вырвал порочный, коварный язык человека и поместил в рот жало мудрой змеи.

4 часть – 4 группа.

Трепетное – пугливое

Отверстую – открытую, разомкнутую

Водвинул – поместил

Перевод. В разрубленную мечом грудь серафим помещает пылающий огнем уголь, вынув пугливое сердце.

Так мучительно происходит превращение человека в Пророка.

5 часть – 5 группа.

Глас – голос

Воззвал – обратился

Восстань – встань

Виждь - увидь

Внемли – услышь

Исполнись – проникнись

Глаголом - словом

Перевод. Когда серафим заменяет человеческое сердце пламенеющим углем – символом вечного горения - напряжение достигает высшей точки – смерти.

Воскресить Пророка может только Бог. Герой встает уже обновленным: его превращения в Пророка начинались с легкого прикосновения, потом становились все более ощутимыми, и, наконец, человек прошел через страшные страдания и смертные муки. Только теперь он имеет право глаголом жечь сердца людей.

На доске – таблица:

Теперь он должен глаголом жечь сердца людей.

?? Что значит “жечь сердца”?

(Пробуждать в человеческих душах совесть. Ведь человек является высшим и любимым творением Бога. В реальной жизни люди часто забывают об этом и теряют свое лицо. Пророк и должен жечь сердца словом, чтобы люди помнили о человеческом в человеке).

Итогом урока станут ответы девятиклассников на самые трудные вопросы: судьба Пушкина каким-то образом отражается в этом стихотворении и какое место занимает “Пророк” в творчестве писателя? Учащиеся скажут о любителях словесности, которые считают, что в “Пророке” отражаются гонения, жизненные невзгоды, преследующие Пушкина до 1826 года, года появления “Пророка”. Но есть мнение, что в этом произведении судьба поэта не отражается, а предчувствуется и прозревается; говорится о тех тяжелых испытаниях и муках, которые поэту предстоит перенести.

Все перипетии пушкинской судьбы – в его творчестве, которое можно сравнить с полноводной рекой. В лицейский период Пушкин находится в поиске своего голоса, в первое семилетие после Лицея (1816–1823) он испытывает усвоенные с юности представления о жизненных ценностях, во второе семилетие (1823–1830) строит собственную картину мира.

И вот здесь наступает момент, когда река выносит нас в море, стихи растекаются, и мы остаемся с вечным вопросом: “Куда нам плыть. ”

Выходом в море и путеводителем становится “Пророк”. И мы сегодня вместе с Пушкиным, избравшим путь обличителя и борца, понимаем, что плыть всем надо в одном направлении в сторону совершенствования человека, человеческого общества.

Об этом же слова нашего современника Михаила Дудина:

Что из того, что лжепророки лживы?
Извечная поэзия с тобой
За жизнь и честь ведет смертельный бой.
И мир живет, пока в том мире живы
Твоей души прекрасные порывы,
Оплаченные пушкинской судьбой.

Откликом учащихся на урок-размышление станет домашняя письменная работа под названием “Мой Пушкин”.

Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: какие пушкинские строки особенно нравятся? Почему? Какие строки заставляют задуматься, удивляют, поражают, волнуют, вызывают противоречивые чувства? Слова С.Маршака “У каждого возраста свой Пушкин” помогут кому-то определиться с идеей сочинения.

Учитель выражает уверенность в том, что все работы будут выполнены только на “хорошо” и “отлично”, и обращает внимание на следующие строки, предлагая подобрать эпиграф к прошедшему уроку:

…По всей Руси в теперешние дни,
Как первый гром, звучат слова поэта,
И в наше Завтра шествуют они.
С.Смирнов

И в каждом сердце, Пушкин, вы прочтете
Свои стихи.
Они у нас в почете.
Р. Гамзатов

Как сердце бедное унять?
Скорей бы пушкинская сила
Его наполнила опять.
Я.Смеляков

Искренние строки поэтов ХХ века учитель рекомендует девятиклассникам использовать в своих сочинениях.

4514961_pushkin_memorial (400x533, 29Kb)

Перечисляя умерших друзей, Пушкин размышляет, почти физически переходя из бытия в небытие:

Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему.

Оплакав в стихах смерть друга, пишет:

И смерти дух средь нас ходил
и назначал свои закланья.
И мнится, очередь за мной,
зовёт меня мой Дельвиг милый.

4514961_Pyshkin_i_Delvig (245x206, 7Kb)

Нам трудно примириться с фактом этой дуэли, с её исходом, с этой вселенской несправедливостью свершившегося. Лучше всех эти чувства выразила Белла Ахмадулина:

Но как же так? По всем приметам,
Другой там победил, другой,
Не тот, кто на снегу примятом
Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой
Всегда дурак был на виду,
Меж тем, как человек великий,
Как мальчик, попадал в беду?

4514961_na_dyel_1_ (481x601, 69Kb)

Но представим себе на минуту, что было бы, если бы случилось наоборот — Пушкин застрелил бы Дантеса. Как это отразилось бы на отношении к нему современников и потомков? А. Кушнер представил себе такую картину:

4514961_Jorj_Dantes (400x515, 95Kb)


Если бы Пушкин убил Дантеса,
Что началось бы: погиб повеса!
Нет, в самом деле, каков сюжет!
В храме на Невском рыдала б месса,
Съехался б весь петербургский свет.

Кавалергарды бы шли за гробом.
Жалась бы, плача, толпа к сугробам:
Что за красавчик! А как любил!
А и убит-то он эфиопом.
Приревновал его и — убил.

Дома у Пушкина мрак и слёзы.
Выйти из дома нельзя: угрозы,
что ни гвардеец — то мститель. Царь,
церковь — всё против него, отбросы
публики, и клевета, как встарь.

Нет, Пушкина невозможно представить в роли убийцы. Он ведь участвовал в дуэлях и до Дантеса, и никого не убил. Вспоминается еще из стихов Инны Кабыш: "Мартынов не убит в июле. Убит поэт. Всё обошлось".

4514961_Ymiraushii_Pyshkin_1968 (600x422, 70Kb)

Умирающий Пушкин. Рис. Нади Рушевой

4514961_Kozlov (400x278, 40Kb)

Пушкин в гробу. А. Козлов

4514961_posmertnaya_maska (600x340, 46Kb)

4514961_02 (558x383, 49Kb)

4514961_67037329_SDC12865 (700x525, 137Kb)

Трудно представить, что здесь лежит Пушкин, что здесь покоится его прах. Кажется, что он растворён в воздухе, которым мы дышим, он в хлебе, который мы едим, в вине, которое пьём. И стихи его не стоят на полке, они всегда с нами, растворены в нашей крови.

4514961_v_nashei_krovi (500x375, 92Kb)

4514961_ne_zadyt_svechy (306x421, 28Kb)

Какое счастье, что у нас был Пушкин!
Сто раз скажу, хоть присказка стара.
Который год в загоне мастера
и плачет дух над пеплищем потухшим.

Топор татар, Ивана и Петра,
смех белых вьюг да темный зов кукушкин.
Однако ж голь на выдумку хитра:
какое счастье, что у нас был Пушкин.

Который век безмолвствует народ
и скачет Медный задом наперед,
но дай нам Бог не дрогнуть перед худшим,
брести к добру заглохшею тропой.


Какое счастье, что у нас есть Пушкин!
У всей России. И у нас с тобой.

4514961_i_y_nas_s_toboi (469x700, 64Kb)

4514961_eto_ya (700x509, 183Kb)

Литература:

Читайте также: