Задунова т с искусство писать сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости систематизировать и обобщить приемы, виды работы, дидактический материал по подготовке к написанию сочинения. Следует обратить внимание и на тот факт, что сочинение является той формой работы учащихся, которая является аттестационной в ОГЭ и ЕГЭ.

ВложениеРазмер
priemy_raboty_pri_podgotovke_k_napisaniyu_sochineniya-rasskaza_po_risunku_v_5_klasse.docx 158.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка на тему:

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 пгт Суходол

Кирдина Марина Леонидовна

  1. Введение
  2. Сочинение – обучение связной речи
  3. Дидактические материалы по использованию различных приемов сочинения
  4. Заключение
  5. Список источников

5-й класс - самый важный этап:

если сейчас ребенок не познает радость творчества,

то позднее вряд ли что удастся

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости систематизировать и обобщить приемы, виды работы, дидактический материал по подготовке к написанию сочинения. Следует обратить внимание и на тот факт, что сочинение является той формой работы учащихся, которая является аттестационной в ОГЭ и ЕГЭ.

Цель данной работы – анализ материалов и приемов, раскрывающих системно-деятельностный подход к написанию сочинения в 5 классе в контексте требований ФГОС.

На реализацию данной цели направлены задачи, непосредственно раскрывающие приемы работы над сочинением:

- обозначить условия успешной работы над сочинением;

- рассмотреть различные приемы обучения сочинению;

- подобрать дидактический материал, способствующий системно-деятельностному подходу к реализации ФГОС.

Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилям. Поэтому детей нужно учить конкретным умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.

В работе рассматриваются приемы обучения написанию сочинения-рассказа. Такой жанр повествования наиболее интересен пятиклассникам, многогранен, универсален.

2. Сочинение – обучение связной речи

Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления, речи, то возможность эмоционального самовыражения обучающегося, выражение отношения к окружающему миру. В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

  • умение осознавать тему, определить ее границы;
  • умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
  • умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;
  • умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
  • умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
  • умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • умение проверять и совершенствовать написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются:

  • по опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);
  • по типу текста (описание, повествование, рассуждение);
  • по жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п. );
  • по стилю (художественный, публицистический, научный);
  • по цели: диагностические, обучающие (подготовительные), проверочные (контрольные)
  • по месту выполнения работы: классные, домашние, классно-домашние, домашне-классные
  • по форме речи: устные, письменные

Работа над сочинением определена следующими этапами:

  1. подготовка к сочинению;
  2. организация написания сочинения;
  3. проверка и оценка;
  4. анализ работ.

Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Приемы работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Работу над сочинением-рассказом предполагают предварительные рассмотрения тем и вопросов, используя традиционные форма и методы.

Речь как предмет изучения

Игровые ситуации, при которых возможна выработка

условий для того, чтобы язык стал средством общения

Знакомство со стилями речи

Упражнения, связанные с сопоставительным анализом текстов, задания на определение стиля речи

Сочинения по данному началу

Общее знакомство с типами речи

Решение познавательных задач речевого характера

Тренировочные упражнения по определению типов речи Поисковая работа (найти отрывки, относящиеся к тому или иному типу речи)

Формирование понятий о тексте

Знакомство с абзацем как частью текста

Упражнения, которые учат при обдумывании темы будущего сочинения решать вопрос о его стиле, типе речи Составление и анализ плана сочинения

Определение основной мысли текста

Сочинение по данному началу

Изучение типов речи

Отработка навыков написания сочинений:

-описание предмета , картины , животного;

-рассуждение по предложенной теме

Соединение типов речи в тексте

Упражнения на обдумывание основной мысли текста, отбор материала, его организация , выбор языковых средств

Совершенствование речевых умений

Составление алгоритма написания сочинения

Сочинения о себе и своей жизни

Опыт написания заметки в школьную газету

Особый интерес, высокую результативность вызывают современные подходы к выбору приемов обучению писания сочинения-рассказа.

Групповой метод . Класс делится на группы, учащиеся высказывают свое впечатление о предложенном тексте, рисунке. Вариант групповой работы:

1 группа: ученики подбирают и записывают синонимы к представленным на доске словам;

2 группа: ученики составляют словосочетания , описывающие героев;

3 группа: ученики подбирают глаголы , представляющие действие на рисунке.

Рефлексивное чтение. Сопоставление рисунка и текста. Учащиеся должны доказать свою точку зрения, высказать мнение.

Ролевой подход. Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Учащиеся обыгрывают предполагаемые диалоги героев. Возможны варианты развития событий, изображенных на рисунке.

- Обратите внимание, мы начали подбирать рабочий материал к нашему сочинению. Так

как наш рассказ - повествование, нам необходимы глаголы. Но не просто глаголы, глаголы-говорения. (по цепочке).

1.Сказал, рассказал, поведал, проговорил, поделился, возразил, согласился, невнятно промямлил, произнес, пообещал, задался вопросом, заключил, завершил, изложил , объяснил, пояснил, изъяснил, подытожил, растолковал, обратил внимание , оповестил , предостерег…

-Нам ещё нужны и Глаголы - Действия. (по цепочке)

2. Передохнуть, хаживать, постукивать, отплясывать, подпеть, напилить, размахиваться, поглядывать, пришивать, переходить, писать…

(Учащиеся записывают глаголы в таблицу).

Работа над сочинением – это одна из тех областей методики, в которой не может быть единого стандарта, где допускается большая вариантность в подходе к обучению. Поэтому возможно использование элементов различных образовательных технологий, как традиционных, так и современных. Развитие связной речи неизбежно должно опираться на воспитание вкуса к меткому, выразительному слову, без которого меркнут самые яркие чувства, теряют свою силу хорошие мысли, снижается ценность наблюдательности.

3. Дидактические материалы по использованию различных приемов сочинения

C:\Users\skiffedorov\Downloads\scrn_big_01.jpg

Приведу примеры элементов некоторых уроков, на которых использованы различные приемы обучения написанию сочинения-рассказа.

Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.

Таким образом, графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Памятка авторам рассказов (соавторам художников)

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Далее обучающимся предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

Следует работа над типом речи сочинения.

Какой тип речи характерен для данного рассказа?

Почему именно повествование?

Какова композиция (построение) рассказа?

Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

Какие вопросы можно задать к этому тексту?

Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

Какой общей мыслью объединены рисунки?

Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

Развитие критического мышления

Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

Попробуйте озаглавить рисунки.

Что получилось в результате?

C:\Users\skiffedorov\Downloads\image175.jpg

Групповой метод . Учащиеся должны составить словосочетания, которые могли бы стать началом рассказа Запишите опорные словосочетания для начала рассказа ( Однажды – это было зимой -. . . , Как-то в морозный ясный день. . . , Дело было так. . . )

Кто эти путники?

К берегу нашей реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Кто там в кустах

Над водою сидит?

Кто там за рыбой

Ученики отвечают на вопросы:

- О чем это стихотворение? Кто из вас был на рыбалке?

-Какие чувства у вас возникали, когда вы ходили на рыбалку?

- Были ли у вас случаи, когда вас не брали на рыбалку?

- Может ли быть рисунок иллюстрацией к этому стихотворению?

Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером, описать то, что изображено на рисунке (природу, героев, их настроение).

Автор-ведущий: Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошёл в дом. Дети уже сидели за столом. Отец подошёл к старшему сыну и сказал…

Отец.- Коля, пойдём завтра ловить рыбу?

Коля .-Пойдём, я после ужина накопаю червей.

Автор .-Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:

Малыш.- И я с вами.

Автор.- Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал взять его.

Коля - Ладно, возьмём тебя, если ты рано проснёшься.

Автор -Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лёг спать. Наступило утро. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже около забора. Андрюша быстро встал, оделся, схватил удочку, ведёрко и побежал вдогонку за рыбаками.

Малыш -Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких я червей накопал!

Отец - Не,сынок, ты ещё маленький. Подрастёшь – тогда и будешь ходить с нами на рыбалку. Оставайся дома.

Коля - Андрюша, не обижайся, мы возьмём тебя на рыбалку в другой раз.

Автор -Малыш очень обиделся. Он стоял, вытирая слёзы рукой. К нему подошла сестра и сказала…

Сестра -Андрюша, пойдём играть!

Автор - А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя…

Малыш- Зря старался. Я столько трудился, а они… не взяли.

Сестра -Андрюша, пойдём вместе со мной цветы собирать. Я тебе венок сплету.

Автор - Андрюша согласился. А вечером радостно встретил отца и брата с рыбалки.

Словарную работу можно провести в форме эстафеты. Первый ученик называет существительное; второй подбирает зависимое слово и тд. Ученик составляет словосочетание

Рыбалка-рыболов-рыбак-рыболовные принадлежности (снасти);

Рюкзак, плетень (забор);

Расстроен, огорчён, обижен;

Фигура, поза, краски, цвет, композиция.

Повествование считается самым распространённым и самым простым из типов речи; не случайно именно рассказы о событиях мы находим в древнейших фольклорных произведениях. Повествование — изображение событий или явлений, следующих одно за другим. Поэтому в нём обязательно должны быть указания на то, как протекают действия во времени. В тетрадях для 5 и 6 классов есть упражнения, вырабатывающие привычку употреблять в повествовании такие указания. Вот пример такого упражнения (5 кл., упр. 20).

20. Прочитайте отрывок. Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие - одно за другим. Вставьте на месте пропусков слова, указывающие на время: потом, вскоре, сперва, однажды, пока, когда, потом.

Когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:

— Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

они заговорили о чём-то другом, и пришла пора Пуху и Пятачку идти домой. Они пошли вместе .Они плелись по тропинке на краю Дремучего Леса, оба молчали; но они дошли до речки и стали помогать друг другу перебираться по камушкам, а бок о бок пошли по узкой тропке между кустов, у них завязался Очень Умный Разговор.

Погружение в проблему.Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания. Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.

Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается: внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Задание 1. Сочинения различаются (Т.А. Ладыженская):

1) на лингвистическую тему;

2) на литературную тему (на основе изучаемых литературных произведений);

3) на свободную тему;

· по типу создаваемых текстов:

· по форме и стилю речи:

3) на основе книжного или разговорного стиля речи.

· по источнику получения материала:

1) на основе литературных источников (сочинения по литературным произведениям)

2) на основе жизненного опыта.

Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим. грамматическим, стилистическим и др.

Дополнительное задание: назвать еще и другую классификацию (со ссылкой).

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

На заметку .

Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).

Процесс подготовки к сочинению:

-подготовка на специальном уроке развития речи.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4.Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) На самостоятельно выбранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме Рассуждение на тему дискуссионного характера Рассуждение, требующее раскрытия понятия

Основная литература (учебники, учебные пособия):

1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., 1974.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Учебное пособие для педагогических институтов. - М., 1987.

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991.

5. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. /Составитель Т.П. Сальникова. - М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы.// РЯШ 2006.− №2

2. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. — М., 1969.

4. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19.

5. Калмыкова Ю.А. Методика проведения лексико-синтаксической подготовки к сочинению //РЯШ. −1983. −№4

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение.1985.- 237 с

7. Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость.// РЯШ. −2004.−№1.

8. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4.

9. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12.

10. Храмова Г.И. Учимся писать сочинение-рассуждение.// Русский язык в школе. −1995.− №10.

В качестве пожелания:

1.Основная литература (учебники, учебные пособия) – 4-5 источников. Обратите внимание: Работа над сочинением по картине.

3.Нормы оценки изложений и сочинений (хранить у себя в портфолио).

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе — 100—150 слов,

в VI классе — 150—200 слов,

в VII классе — 200—250 слов,

в VIII классе — 250—350 слов,

в IX классе — 350—450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:

в V классе — 0,5—1,0 страницы,

в VI классе — 1,0—1,5,

в VII классе — 1,5—2,0,

в VIII классе — 2,0— 3,0,

в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

– богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Л.А. Худякова систематизирует и описывает сочинения по картине в зависимости от жанра картины.

Цель подобной систематизации у Худяковой Л.А. – показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картины.

Натюрмортный жанр представляет широкие возможности для работы над описанием предмета. Натюрморт – это отражение действительности в образах предметного мира. Художник в натюрморте изображает различные предметы труда, быта, питания, трофеи охоты, цветы, овощи, фрукты. Картина, посвященная миру вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, в натюрморте живописец передает форму и материальность предмета, его объем, вес, фактуру, цвет.

Натюрморт как жанр живописи специфичен. Он выявляет выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт изолированного от контекста быта изображения вещей заостряет и обновляет их образ, привлекает к ним внимание. Как правило, художники выбирают для натюрмортов старинные вещи, сохраняющие аромат эпохи, или, напротив, предметы современной жизни, привлекающие романтикой новизны. Художники, стремящиеся передать дух времени, запечатлевшийся в вещах, предельно точно передают "физиономию" вещи вплоть до мельчайших деталей, поэтому они легко узнаются и в этом плане доступны учащимся для восприятия и описания.

Использование натюрмортов для создания речевых произведений учащихся на родном языке помогает развитию наблюдательности, эстетического восприятия окружающей жизни, воспитанию бережного отношению к миру вещей, среди которых мы живем, мастерство живописца открывает новое знание о предметах. которые могли казаться давно известными в силу своей привычности. Богатство форм и красок воздействует на эмоции детей и возбуждает у них желание облечь свои мысли и чувства в слова.

Таким образом, высказывания учащихся по натюрморту способствуют расширению их словарного запаса, активизируют уже имеющийся пассивный словарь, обогащают их речь изобразительно-выразительными средствами.

Анималистический жанр и описание животного.

Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся V класса описанию животного. Для этой цели используются картины, которые, отвечая требованиям программы по развитию связной речи имеют познавательно-воспитательное значение. Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (от англ. – animal – животное), т.е. художникам, изображающим животных. Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников анималистов.

Пейзаж и сочинение- описание природы

Пейзажная живопись показывает человеку ту естественную среду природы или города, в которой он живет, и поэтому она особенно близка и понятна ему, являясь художественным осознанием объективной красоты и выразительности природы, пейзажная живопись обогащает, таким образом, естественное чувство природы, заложенное в каждом человеке, выражая его переживания и чувства. Видя пейзаж и восхищаясь им, человек начинает еще острее ощущать красоту природы, еще больше понимать и любить ее. Это происходит потому, что художник изображает дорогое и близкое ему. Художник-пейзажист видит в природе то, что до него не замечалось.

В настоящий момент, в методике преподавания русского языка, как в кругах ученых-методистов, так и в кругах практикующих школьных учителей существует достаточно значительное количество методик сочинения по картине (методики подготовки к написанию сочинения по картине). Все эти методики, в том числе и рассмотренные нами выше, имеют одну общую особенность – в них содержится утверждение о том, что сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся; выделяют сочинения по картине и среди других видов сочинений.

Наибольший интерес для на представляет методика подготовки к написанию сочинения по картине, разработанная методистом Л.А. Ходяковой. Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.

Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

В силу вышеизложенного, методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой для нас представляет большой научный интерес.

На сегодняшний день такой вид упражнения по развитию речи учащихся, как сочинение используется достаточно редко. Это связано с тем фактом, что в действующих программах по русскому языку этому виду работы отведено мало часов.

Однако, значение сочинения, и в особенности сочинений по картине, подчеркивалось еще в методических работах, учебниках и монографиях советского периода. Одной из немногих методических работ современного периода посвященная методике сочинений по картине, является монография Л.А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка".

В кругах ученых-методистов и практикующих учителей русского языка сложилось традиционное понимание сочинения, подчас не полное, достаточно обобщенное.

Одно из наиболее приемлемых определений школьного сочинения представлено в учебном пособии А.В. Текучева.

При анализе наиболее известных классификаций сочинений мы пришли к выводу, что большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты. Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.

При рассмотрении методических работ, посвященных методике сочинения по картине, мы пришли к выводу, что наибольший интерес для нас представляет методика Л.А. Ходяковой.

Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.

Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

В силу вышеизложенного, методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой для нас представляет большой научный интерес.

При разработке уроков, мы использовали пейзажную живопись, стараясь подобрать наиболее доступные для понимания школьников полотна, с наибольшей силой воздействия, интересным идейным содержанием.

Методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой дала для разработки уроков богатый материал – возможность свободно ориентироваться в этапах работы по картине, подбирать необходимый материал в соответствии с жанровым и идейным содержанием картины.

Рассмотренная нами методика сочинений по картине наиболее планомерно раскрывает обучающие возможности сочинения по картине.

Список использованной литературы

Научная и методическая литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., "Просвещение", 1974.

3. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

4. Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998

5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

6. Ладыженская Т.А. система обучения сочинениям в 4-8 классах. М., "Просвещение", 1972.

7. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: просвещение, 1990.

8. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

9. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

10. Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.

11. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

12. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В. Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

13. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

14. Петрановская Л. "Как я провёл лето" по-новому // Русский язык. – 2001. -

15. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. /Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

16. Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра "научная рецензия" // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.

17. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

18. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12

19. Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ю.Н. Караулова. – электронное издание.

20. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.Н. Ожегова. – электронное издание.

21. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. – электронное издание.

3.Ссылки на использованные интернет-ресурсы и сайты (без указания автора).

Сочинение по картине в действующих программах по русскому языку в V классе

В V классе по действующей программе по учебному комплексу под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта предусматривается в течение года написание пяти сочинений, из которых 2 сочинения по картине:

Первое в начале II-й четверти; второе, тоже в начале II-й четверти - сочинения-описания картины.

В V классе в программе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой предусматривается написание 2-х сочинений по картине во время изучения темы "Лексика", во второй четверти.

В действующей школьной программе по учебному комплексу М.Т. Баранова И Т.А. Ладыженской в V классе включает в себя написание 6-ти сочинений по картине.

Далее мы предлагаем разработку собственного урока – подготовки написания сочинения по картине И.С. Остроухова "Золотая осень", выполненную в соответствии с рекомендациями методики Л.А. Ходяковой:

Тема урока: Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова "Золотая осень"

1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания

по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему "Осень".

3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин И. Остроухова, И. Левитана, В. Поленова

"Золотая осень"; пьеса из цикла "Времена года" П.И.Чайковского

Звучит пьеса из цикла "Времена года" П. И. Чайковского "Осенняя песня"

1. Выразительное чтение стихотворений.

1. Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

· О каком времени года идет речь?

· Какие цвета осени отметили поэты? (багрец, золото, лиловый, багряный)

· Объясните значение этих слов.

· Какой мы видим осень, читая строки поэтов? (Пламенная, яркая, богатая оттенками цветов, волшебная, огненная)

· Мы увидели, как поэты "раскрасили" осень с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукции известных художников, обратим внимание на краски и почувствуем переданное ими настроение.

И. С. Остроухов. Золотая осень В. Д. Поленов. Золотая осень

Описание: осень 001
Описание: осень 002

Золотая осень И. И. Левитан.

Описание: осень 003

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 89415
Количество таблиц: 7
Количество изображений: 7

В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

-По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

-По месту оформления: классные и домашние

-По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

-Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

-Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

-Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

-Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

-На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

-На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра – это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.

Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.[11]

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

Далее мы приведём пример, урок в процессе которого ребята учатся основам построения сочинения-повествования по сюжетным рисункам.

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Цели такого урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

-повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

-активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

-способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.

Итак, пятиклассникам зачитывается текст образец, на его основе в процессе анализа совместно с учениками составляется памятка соавтора:

Памятка авторам рассказов (соавторам художников).

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Теперь ребятам предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

Далее следует работа над типом речи сочинения.

-Какой тип речи характерен для данного рассказа?

-Почему именно повествование?

-Какова композиция (построение) рассказа?

-Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

-Какие вопросы можно задать к этому тексту?

-Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

-Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

-Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

-Какой общей мыслью объединены рисунки?

-Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

-Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

-Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

-Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

-Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

-Попробуйте озаглавить рисунки.

-Что получилось в результате?

-По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

-Какое правило памятки мы уже выполнили?

-Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел.

-Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке?

-Возможно, что события развивались именно так до начала действия. Можно об этом рассказать в вашей работе?

-Все, о чем мы сейчас услышали, происходило до того события, которое изображено на рисунках художника. Мы с вами домыслили, придумали это, опираясь на определенную нами главную мысль рассказа. Такая часть рассказа, в которой характеризуется обстановка, предшествующая действию, называется экспозицией. Поскольку в составленном нами плане не отражена экспозиция, давайте добавим еще один пункт в наш план. В данном случае наш рассказ будет начинаться с экспозиции, но бывает и так, что экспозиция следует за завязкой рассказа.

-Расскажите о том, как развиваются события, что происходит.

-А где же кульминация и развязка?

-Какими словами мы закончим свой рассказ, чтобы главная мысль нашего рассказа была отражена?

-Итак, мы составили рассказ по рисункам В.Сутеева, стали его соавторами. Понравилась вам эта работа?

Самостоятельное составление рассказа.

Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Цели, которые ставят учителя, давая в первые дни сентября задание, написать сочинение о лете: проверить остаточные знания по русскому языку и настроить школьников на рабочий лад. « Прибавим к этому хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них.

При выставлении первой отметки принимается во внимание:

-Соответствие высказывания теме

-Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде

-Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи

При оценке грамотности учитываются:

-орфографические и пунктуационные ошибки

-грамматическая правильность речи

-соблюдение норм словообразования

-норм согласования, управления

-норм построения предложений той или иной структуры [3]

Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинальность, построение и язык ученических сочинений и т.д.; читает 1-2 наиболее удачных сочинения (или их части); организует редактирование (коллективное или самостоятельное) нескольких отрывков из сочинений. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений (если в этом есть необходимость.) [3]

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

4. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

5. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

6. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

8. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

11.Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

12.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12

Читайте также: