Сочинение на тему булгаковская москва в романе мастер и маргарита

Обновлено: 28.06.2024

Это сочинение ученицы 11 класса, в котором она отражает свое видение Москвы и москвичей в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Данная работа может быть использована в качестве методического материала при подготовке к урокам литературы.

ВложениеРазмер
moskva_i_moskvichi_v_romane_m.docx 15.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Во все времена Москва считалась одним из красивейших городов России. Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и другие архитектурные сооружения привлекали и будут привлекать своей красотой. В столице всегда можно было получить качественное образование и работу. Это служило причиной для переезда многих людей из других городов и деревень. В том числе оказался Михаил Афанасьевич Булгаков. В 1921 году без денег, без вещей он переезжает из Киева в Москву.

Для того чтобы показать главные пороки москвичей, Воланд и его свита устраивают сеанс разоблачительной черной магии.

Действительно, квартирный вопрос сильно волновал москвичей, отодвигая все человеческие качества на задний план. Поплавский, дядя покойного Берлиоза, приехал в Москву не на похороны племянника, а с целью завладеть квартирой номер 50. Также в течение двух часов председателю домкома поступило 32 заявления. В них заключались мольбы, угрозы, доносы, обещания покончить жизнь самоубийством и даже признание в тайной беременности.

Некоторые пороки Булгаков рассматривал конкретно на человеке, а не среди массы. Например, Никанор Иванович Босой оказался взяточником, Степа Лиходеев – лентяем и алкоголиком, Варенуха – доносчиком, Рюхин (хоть это и не порок) – бездарным писателем.

Но были среди москвичей и непорочные, чистые люди – Мастер и Маргарита. В конце романа Воланд также убивает их во благо. Им тяжело жить среди порочных людей Поэтому, покинув тела, их души соединились в другом мире.

Роман “Мастер и Маргарита” стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. Он писал его на протяжении двенадцати лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму, Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.
Через весь роман проходят образы москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов, которые очень хорош знал. Кроме того, Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома, продавцов и просто уличных зевак.


Роман открывается знакомством читателя с представителями “пишущей братии”: председателем Массолита М. А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления, приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос.

Мы сразу понимаем, что это “творение” было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти.
Булгаков показывает нам, как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование

слову партии и вождя. Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время.

Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко, он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры, а настоящего поэта от подделки.
Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, “высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше…” Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду остается только одно – убить его тело.
Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха.

Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда.

Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту, Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.
Одним из ярких “московских” персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого “великого” взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка, либо звонок от влиятельного человека.

Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение, большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали.
Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что он всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым. И этот герой был справедливо наказан Воландом.

Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он взял взятку советскими червонцами, которые в “нужный” момент превратились в доллары. Босого арестовали.

Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.
Для того, чтобы показать главные пороки москвичей, Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: “В бельэтаже послышался голос: “Ты чего хватаешь?

Это моя! Ко мне летела!” и другой голос: “Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!” и вдруг послышалась плюха”. Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе.

Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.
Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья, забыв обо всем на свете: “И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось, – шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов”.
Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, падки до денег и т. д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, что замечает и Воланд.
Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость, сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому оторвали голову за надоедливость.
Автор подчеркивает реальность своего повествования детальным описанием одежды москвичей. Так, мы видим, что Берлиоз был одет “в летнюю серенькую пару…приличную шляпу пирожком…сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе…” Иван Бездомный был “в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках”.
В то страшное время, которое описывает Булгаков, все москвичи были охвачены страхом перед иностранными шпионами. Мы понимаем это уже из первых сцен романа. Берлиоз и Бездомный принимают Воланда за иностранного засланца.

Это символично: для советского человека зарубежный шпион приравнивался к самому Дьяволу.
На страницах романа есть и лучшие представители Москвы – Мастер и Маргарита. Мастер воплощает собой образ настоящего художника, противостоящего толпе. Он подобен Иешуа.

Но этот герой не достоин света, так как, в отличие от Га-Ноцри, не претерпел до конца и отрекся от своего детища – романа. Всепоглощающую любовь и большую преданность олицетворяет собой Маргарита. В этом образе писатель нарисовал идеальную спутницу гения.
Важно то, что лучшим героям Булгакова нет места в лживой и продажной Москве. Они заслужили покой, который невозможно получить в этом городе. Формально их тела умирают, а по сути эти герои уходят в другую реальность, оставив Москву ее жителям.

Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных событий и происшествий. Обстановка давила на людей, делала их одинокими, несчастными, неспособными оценить настоящее творчество, потворствовующими низкопробному искусству.

Дом литературы занимается бюрократией : перекладывают бумажки из стороны в сторону, уделяют внимание несущественным формальностям, заполняют никому не нужные бланки и решают свои " квартирные вопросы " . Мир литературы, в котором есть все, кроме самой литературы, отталкивает мастера, он ужасается их порядкам и такому служению искусству, поэтому его не удивляет, что на пороге он видит " девицу со скошенными от постоянного вранья глазами " и редактора, смущенно хихикающего и смотрящего, будто у человека щека раздута флюсом, как будто ничто больше не могло их привлечь в молодом литераторе.

Недостатки и несовершенства той Москвы так и бросаются в глаза : бывший дом великого Грибоедова переименовали в дом Массолита, где каким - то странным способом, " на глаз ", определяют писатель человек, или нет. Наличие у него удостоверения для них решающий аргумент в этом вопросе. Дом Герцена и вовсе превратили в ресторан.

" Ассоциация литературы " в лице Берлиоза и Латунского, разных критиков и " выдающихся " литераторов, предстает ограниченной, приземленной, даже отсталой, так как их сфера интересов распространяется на гастрономию больше, чем на писательство: им бы главное поесть что " порционных судачков " и " яйца -коккот " , а там гляди и до творчества дело дойдет. " Членский билет с золотой широкой каймой " вызывает у них вожделение, нездоровый интерес, так как его наличие обеспечит их потребности, сделает их привилегированными особами и в своих глазах они поднимутся на небывалую высоту .

Мир критиков и литераторов - это " змея ", которая чуть не задушила талант мастера: принесенный им на рецензию роман не мог тронуть их души, потому что у них они отсутствуют, но зато в большой степени в них присутствует насмешничество, после которого даже у сильных духом людей опускаются руки. Безысходность толкает их уничтожать свои рукописи, как это попытался сделать мастер со своим романом. Шайка подлецов и трусов, которые трясутся только над своими теплыми местечками и думают исключительно о своих забавах несправедливо вершат судьбами гениев, которых мир мог просто не узнать, если бы эти завсегдатаи не дали им дорогу. Неслучайно, именно по такой Москве " гастролирует " Воланд. Даже " царь тьмы " взирает на это разнузданное общество с грустью, казавшаяся приличной публика варьете ужасает своей глупостью, алчностью, пошлостью : драка за падающие деньги, невиданные заморские платья приводят их в иступление, они, как бешеные, идут на поводу у своих желаний. " Люди не изменились " - к такому выводу приходит видавший немало на своем веку Воланд.

Таким образом, фантасмагорический роман " Мастер и Маргарита" показывает нам нравы москвичей того времени, Москву, которая погрязла в " болоте ", из которого просто необходимо выбраться, пока Воланд не воспользовался ситуацией и не стер их ее жителей с лица земли.

2 вариант

В произведении Михаила Булгакова каждый элемент является продуманным. Выбор мест действия не является исключением. Москва в тридцатые годы была самым развитым городом страны. Жители Москвы были образом современников Булгакова. Скорее всего, поэтому он и выбрал столицу, как основное место действия.

Описывая Москву, писатель использует и цвета, и даже запахи. Например, начало романа приходится на жаркий май. Столица будто раскалена, это вызывает у читателя ощущение тревоги и переживания. Другой эпизод – встреча мастера с Маргаритой. Темный переулок, несуразные желтые стены домов, множество идущих людей, все это является символом невыносимого одиночества, которое переживали оба героя до их встречи.

Бывший дом Грибоедова, а теперь дом Массолита не скрывает своих недостатков. Например, вход туда, а значит и принадлежность к писательскому обществу, определяется по специальному удостоверению. А дом Герцена и вовсе превратился в ресторан.

Других членов культурного общества, таких как Лиходеев, Варенуха и Римский, Булгаков изобразил с иронией. Образ каждого из них пропитан ложью и подлостью. От Воланда они получили по заслугам. Но они взывают не только отвращение, но и жалость. Казалось бы, представители культурного общества должны быть одухотворенными, но на самом деле они трусы и подлецы.

На представлении Воланда¸ собрались приличные люди, высшего общества, но они без малейших раздумий поддались искушению, как и ожидал темный маг. Несмотря на то, что они понимали, что это фокусы, устоять все равно не смогли.

Михаил Булгаков сочетает в своем романе мистические события с бытовыми. Воланд и его свита теряются на фоне обычных людей.

Москва и её жители являются важной частью романа Булгакова. Без этих образов, ему не удалось бы показать чувства автора и Маргариты, а также отсутствие изменений среди ценностей людей, со времен Ершалаима до Москвы тридцатых годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита

Популярные сегодня темы

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов

Я даже не удивляюсь тому, что жизнь Онегина в деревне была простой и здоровой. Так обычно и бывает, когда городской житель, приехав на природу (и не на пикник, а на каникулы), наслаждается.

Фамилию Менделеев, наверное, слышал каждый человек, хоть раз посещавший урок химии в школе. Поскольку, в его честь названа таблица периодических элементов, являющаяся основой химии, и по сей день, а также школьные учебники пестрят другими его открытиями.

История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. Одним из них был пьяница в возрасте и без жилья. Второй-молодой мужчина крестьянских кровей попал в портовый город

оффорт Андрея Харшака на Москву Булгакова

Но, если вы очень-очень внимательно проанализируете творчество М.Булгакова, сверяя указанные автором географические координаты с картой Москвы, то заметите, что в этих произведениях, действие ограничивается территорией исторического Чертополья, местности, где уютно расположилась Старая Москва, отделенная радиусами Пречистенской набережной и Тверской улицы.

Как ни странно, но Кремль и Красная Площадь, несмотря на свое историческое значение, потрясающую архитектуру и культурное наследие, никогда не интересовали писателя с зональной точкой зрения и если они где-то упоминаются, то, скорее, вскользь.

Булгаковская Москва в акварели Геннадия Калиновского

(Булгаковская Москва в акварели Геннадия Калиновского)

Лестница ведущая к "Нехорошей квартире" по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, 5-й этаж, кв. № 50

(Лестница ведущая к "Нехорошей квартире" по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, 5-й этаж, кв. № 50)

На самом деле такого адреса не существует, хотя дом №10 – вполне реален более того, в одной из коммунальных квартир Михаил Афанасьевич когда-то даже жил, и окна бывшего жилья писателя хорошо просматриваются зеваками с улицы. В честь этого бессмертного произведения и творческого наследия в целом, на этот дом после смерти драматурга прикрепили именную табличку, а чуть позже открыли Государственный музей писателя.

встреча на Патриарших прудах

(Встреча на Патриарших прудах)

Следующее знаковое место романа, где собственно говоря, и завязывается сюжетная линия – Патриаршие пруды, некогда любимое место отдыха москвичей. Правда, в наши дни от паркового комплекса остался один пруд, по берегам которого открыто множество кафе с названиями, скопированными из романа.

Но Патриаршие пруды нужно рассматривать только в контексте со Спиридоновкой, по которой Иван Бездомный кинулся догонять Коровина, иначе все теряет смысл. Дело в том, что эта улочка, петляющая из стороны в сторону, некогда шла по берегу извилистой речушки Черторый, которая сегодня заключена в коллекторные, проложенные аод водой под Москвой.

Этот ручей москвичи издавна считают проклятым местом, а Козье болото, на котором вначале была возведена Патриархальная Слобода, потом церковь и Патриаршие пруды, наоборот, несла позитивную энергию. Двойственность места настолько впечатлила до глубины души верящего в потусторонние силы Булгакова, что он выбрал для погони за Сатаной именно этот участок Москвы где испокон веков противоборствует позитивное и негативное начало.

образ Москвы в "Мастер и Маргарите"

(Образ Москвы в "Мастер и Маргарите")

А теперь хочется поговорить о целостном образе Москвы в произведениях писателя, ведь он очень изменился, утратив свое добродушие и купеческий размах, яркость красок и умение прощать. Облик города, который прославляли веками, был практически стерт, вместе с монастырями и соборами, уничтожен под коваными сапогами и сожжен в вечерних кострищах.

Да, эти события не описаны Булгаковым, читатель видит лишь к чему привела утрата Москвой своей жизненной мощи. Этот факт, кстати, четко прослеживается на протяжении всего романа, смотрите, как подчеркивает его слова Маргариты;

Москва начала XX века

(Москва начала XX века)

Москва 1920-х годов

(Москва 1920-х годов)

Читайте также: