Сочинение на тему религия и наука

Обновлено: 05.07.2024

Выбирая тему реферата, я остановился на теме взаимоотношения науки и религии, считая её одной из актуальнейших тем на современном этапе развития истории и на протяжении всей истории развития человечества. Можно сказать, что все люди на Земле подразделяются на три категории:

1. Тех, кто безоговорочно верит в Бога.

2. Тех, кто придерживается взглядов чистой науки.

3. Тех, кто считает что, наука и религия не противостоят друг – другу, а дополняют.

Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии.

Они дают многим людям понимание смысла жизни, цели своего существования на Земле. Вместе с тем, некоторые ищут смысл жизни не в слепой вере в Творца и творение, но и пытаются найти его в научных познаниях.

Рассмотрим на конкретных примерах обе стороны процесса.

2.Понятие религии

Впоследствии акцент был смещен. Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум уступил место интеллекту – простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Вера - это тоже разум, более того, народная мудрость, концентрированная в тысячелетиях истории. И если, как пишет В.Л. Гинзбург, "передний фронт физики ушел так далеко от человека", что не в состоянии объяснить ему свои открытия, то это всего лишь ущербность переднего фронта, не более того. Когда идеи А. Эйнштейна стали использоваться атеистами, то раввин Нью-Йорка срочно телеграфировал ученому, спрашивая его: "Верите ли Вы в Бога?". Телеграфный ответ Эйнштейна был таков: "Я верю в Бога Спинозы, который обнаруживается во всеобщей гармонии всех вещей, а не в бога, который интересуется судьбами и делами людей". Ответ вполне успокоил раввина. Б. Спиноза же был отлучен от церковной общины за религиозное свободомыслие, за отождествление Бога с "Природой творящей", но не за атеизм. Таким образом, нет оснований считать Эйнштейна, равно как и Спинозу, атеистами. Что касается И.П. Павлова, который упоминается в статье академика Гинзбурга, то в таком сокровенном для каждого человека вопросе, как тысячелетняя вера предков, не стоит полагаться на суждения пусть даже самой замечательной женщины. Павлов был интуитивно, а быть может, и вполне сознательно, воцерковленным человеком. С атеизмом надо быть осторожней. Мы насытились им до отвращения. Пусть он останется частью интимного мира человека, как и вера. Кстати, математически стройную концепцию Лейбница о вездесущности Бога разрушили не физики, а успехи дарвинизма и геологии. Однако эти успехи, как сейчас уже очевидно, оказались сильно преувеличены.

Современник Спинозы и крупнейший ум средневековья Б. Паскаль предупредил нас: "Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной". Это предупреждение и сейчас остается актуальным. В.И. Вернадский также был убежден, что "отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии или искусства невозможно".

Науки бурно развиваются, но вечные истины о добре и зле, внушенные нам религией, непреодолимы. В месте с тем в Мировой истории были факты гонения науки религией (типичный пример – средневековая инквизиция), хотя даже в то время наука делала большие успехи.

Инквизиция, преследовавшая науку, не могла остановить процесс научного познания мира.

Успехи науки в познании мира побуждают многих верующих людей серьезно задуматься над истинностью основ религиозных утверждений, а некоторых из них и порвать с религией.

Развитие науки наглядно демонстрирует эффективность научного подхода к познанию и освоению мира,— подхода, основанного на изучении фактов, строгих доказательствах и практической проверке любых умозаключений. Его характерными чертами являются также динамизм, отрицание слепой веры как основы для любых выводов и заключений, настойчивый поиск естественных причин и естественных закономерностей любых явлений природы и общества, отчетливое понимание относительного характера достигнутого знания, бесконечного разнообразия и качественной неисчерпаемости реального мира, диалектический подход к осмыслению окружающего, убежденность в принципиальной познаваемости всех происходящих в мире явлений.

Опыт истории человечества показывает, что уровень развития естествознания, господствующие в данное время научные идеи, подход к решению актуальных научных проблем определяют не только глубину и широту знаний. Все это оказывает весьма существенное влияние как на стиль мышления человека, так и на его отношение к окружающему миру и понимание им своего места в нем. Это обстоятельство приобретает особенно важное значение в современную эпоху, эпоху научно-технической революции и бурного научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой и проникает буквально во все стороны нашей жизни.

Аналогичную позицию занимает и современная русская православная церковь. Чем основательнее научное познание природы, утверждает, например, митрополит Никодим, чем больше познает человек величие мироздания, тем больше свидетельствует ему премудрость, благость и всемогущество создателя всей вселенной.

И хотя наука неизменно и убедительно вскрывает полную несостоятельность любых попыток обоснования религии с помощью современных естественнонаучных данных, на некоторых верующих или неустойчивых в своем мировоззрении людей подобная фальсификация научных данных нередко производит определенное впечатление.

Разум - благословление человека и его несчастье; он принуждает его все время решать неразрешимую задачу. Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой.

Все опрошенные утверждают, что верят в Бога, но что под этим подразумевают, остается неизвестным. К сожалению, их об этом не спросили, как и о причинах наступления весны после зимы.

Вместе с тем нет оснований считать, что все высокообразованные люди являются в настоящее время неверующими или не исповедуют какую-либо религию. Например, известный космолог Жорж Леметр (1894— 1966) был даже католическим священником. Согласно опубликованным в 1998 году данным опроса членов Национальной академии наук США, верующими назвали себя 7% опрошенных. К сожалению, у нас нет подобных сведений, касающихся членов Российской академии наук.

Я рассмотрел два различных взгляда на взаимоотношение науки и религии и теперь, рассмотрим их синтез.

4. Взаимоотношение науки и религии

Незримая грань между наукой и религией занимает наш ум, поскольку она разделяет две важные стороны человеческой природы – физическую и духовную. Наука никоим образом не должна отрицать духовный опыт, равно как и религиозная вера не может исключить свободу развития. Наука и религия не могут заменить друг друга, равно как и не должны быть вульгарно соединены, т.е. сведены к научной религии или религиозной науке. Две неотъемлемые части мировой культуры – наука и религия, в сущности, имеют одинаковые корни, питаемые способностью человека удивляться и задавать вопросы. Первая разрабатывает рациональный подход к разгадке тайны мироздания, который позволяет нам детально изучать окружающий нас мир. Вторая берет начало, с одной стороны, в том священном ужасе, который внушает нам величие Вселенной, с другой, в желании познать Создателя и наше место в осуществлении Его замысла. Скорее, речь должна идти о двух способах познания - рассудочном и интуитивном. Здесь мы обнаруживаем связь между вдохновением, интуицией и откровением.

Представляя грань между наукой и религией в виде моста, естественно задать вопрос: какие аспекты научного поиска и формирования религиозной веры находятся на крайних точках этого моста?

Среди таких аспектов наш опыт выделяет интуицию, воображение и веру. Интуиция – это кажущееся мгновенным понимание, быстрое и не заставляющее себя ждать прозрение. Интуитивное понимание со стороны кажется прямым знанием или пониманием без рациональной работы мысли и выводов. В действительности интуиция зачастую является результатом глубоких раздумий и анализа, равно как и наблюдений. Интуиция может, хотя и не всегда, вытекать из логических или систематических рассуждений. Интуиция – такая же часть научного познания, как вдохновение или откровение, - является частью религиозной веры.

Воображение связано с мечтой, откровением свыше, как в смысле видения (познавания), так и предвидения. Наука часто начинается с вопроса, для ответа на который и на основании которого мы в своем воображении разрабатываем гипотезу. Наше воображение может просветить нас, подсказав, что это возможно, при этом совсем не обязательно, чтобы мы знали, каким образом это возможно. Следовательно, воображение есть источник нашего творческого начала, нашей способности синтезировать на основании нашего реального опыта новые образы, связи и постигать явления, которые имеют мистическую природу или находятся за пределами нашего опыта. Воображение в равной степени связанно и религией, и религиозной верой, и с естественной научной любознательностью.

Незнакомые, озадачивающие результаты наблюдений побуждают человека исследовать разные версии, которые частично основываются на его физической интуиции. Вопросы происхождения человека, планет Солнечной системы и Солнца, развитие Вселенной и земной окружающей среды, место самого человека в ней – это вопросы, ответить на которые наша интуиция едва ли сможет, но воображение позволяет нам и даже заставляет изыскивать ответы, пользуясь ощущениями и другими познавательными средствами, какими бы ограниченными они нам не казались. Может ли случиться так, что интуиция не будет ограничиваться пониманием физических сторон нашего опыта, ибо существует духовная интуиция, которая помогает нам обосновывать наше физическое понимание Вселенной через духовную и религиозную веру?

Каким образом наши научные и религиозные наблюдения дополняют друг друга?

Люди опять пришли к пониманию Вселенной как системы всех систем, все части которой взаимно интегрированы таким образом, что понимание одного участка или отрезка обязательно требует если не понимания, то хотя бы признания важности всех остальных отрезков. При таком холистическом (целостном) подходе, а не просто подборе объектов и процессов мы все сильнее осознаем неразрывность материальной и идеальной сторон бытия. Я уверен, что эта связь будет положена в основу обсуждения нашего научного и религиозного опыта, а эти две составные части нашего опыта взаимно дополняют и поддерживают друг друга.

Сегодня во всем мире усиливается критика европоцентризма, сциентистских и технократических доктрин, растет внимание к вненаучным, или ненаучным, видам знания: мифам, вере, интуиции, социальным утопиям, к религиозно – нравственному опыту Востока. Причем нередко утверждается (особенно на уровне коммерциализованной массовой культуры), будто лишь религия способна исчерпывающе объяснить фундаментальные законы мироздания. Иными словами, под сомнение ставиться критерий научности знания, выработанный в многовековой борьбе разума против церковного догматизма и сыгравший ключевую роль в становлении европейской культуры. Эти сдвиги зафиксированы во многих зарубежных и отечественных историко-методологических исследованиях.

В поиске ориентиров в жизни каждый принужден вторгаться в круг темных и глубоких взаимосвязанных вопросов миропонимания – вопросов, в которые обязан вникать любой, но более всего образованный человек. Желательно составить свое суждение независимо даже от глубины проникновения в суть проблемы и знакомство с деталями.

В свое время отечественные атеисты довольно легкомысленно, не предвидя всех последствий, решили заменить богочеловечность на человекобожие. Однако земной небожитель – явление не надежное и быстропортящееся: вдруг оказывается, что он злой и тиран или еще что-нибудь со светлым образом приключится. К тому же практика обожествления земных владык дорого обходилась народам со времен фараонов, восточных деспотов и римских императоров.

Поклоняться лучше всего тому, кого никогда не видел и не увидишь при жизни, т.е. символу – абсолютному, вечному и совершенному или чистому принципу.

Отделив церковь от государства, тогдашние власти поступили правильно, но присоединение к государству материализма принесло мало пользы, как государству, так и материализму.

Человеческое мышление, порождающее понятия и смыслы, явно выходит за пределы нейрофизиологии и биохимизма, поскольку, скажем, биохимия мозга сходна с механизмами такого же рода у других животных.

То, что в конечном итоге поддерживает материальные формы существования, пока длится их манифестация в мире, далее не разложимое и неопределимое в науках о природе, - называется энергией. Такая всепроникающая сила, поддерживающая космический порядок, структур и поток универсума, известна в древних космогониях и в качестве воли Демиурга, в неоплатонизме – как эманация Бога, у индусов – как шакти, а в иудо - христианской традиции – как всемогущество Господа.

Когда религия и наука исповедуют веру в бога, первая ставит бога в начале, а вторая в конце всех мыслей. Религия и наука ни сколько не исключают друг – друга.

Незримая грань между наукой и религией занимает наш ум, поскольку она разделяет две важные стороны человеческой природы – физическую и духовную. Наука никоим образом не должна отрицать духовный опыт, равно как и религиозная вера не может исключить свободу развития. Наука и религия не могут заменить друг друга, равно как и не должны быть вульгарно соединены, т.е. сведены к научной религии и ил религиозной науке. Две неотъемлемые части мировой культуры – наука и религия, в сущности, имеют одинаковые корни, питаемые способностью человека удивляться и задавать вопросы. Первая разрабатывает рациональный подход к разгадке тайны мироздания, который позволяет нам детально изучать окружающий нас мир. Вторая берет начало, с одной стороны, в том священном ужасе, который внушает нам величие Вселенной, с другой, в желании познать Создателя и наше место в осуществлении Его замысла.

6. Список литературы

1. Высшее образование в России. №4, 2001 г.

2. Вестник Российской Академии Наук, 2000, том 70, №1.

3. Вестник Российской Академии Наук, 2000, том 70, №.2.

4. Наука и жизнь №7, 2000.

5. Общественные науки и современность, 2001 №5

Современная наука выродилась, она не ставит задачу сформулировать цель существования человечества. В настоящее время она описывает видимый процесс жизни. А в суть углубиться просто не может. Так как не признаёт Бога.

Вот что пишет о вершине современной науки - философии, в книге "Живой огонь " русский мыслитель Павел Павлович Глоба:
" Несколько слов о философии, претендующей на знание мира в целом. В наше время она сводится в основном к изучению взглядов различных философов от древности до наших дней, к их сопоставлению и противопоставлению.
Обсуждаются вопросы: кто первый выдвинул ту или иную идею, кто, у кого, когда и какие взгляды позаимствовал, к какой школе принадлежит данный философ и т. д. Другая особенность современной философии чрезмерная увлеченность новыми, непонятными другим людям терминами, что нередко отпугивает неспециалистов и, как известно всегда свидетельствует о глубоком кризисе любой науки. Интересно, что ученые-философы, начинающие знакомиться с древними традициями, всегда отмечают, что раньше самые сложные проблемы описывались самыми простыми словами.

Религия тоже использует модель мира, но в отличие от науки она всегда имеет дело с миром в целом. В разных религиях эта модель может быть более или менее подробной, но всегда предлагается объяснение причин, вскрытие глубинных взаимосвязей самых различных на первый взгляд явлений (в первую очередь это относится к древним традициям).
В отличие от науки, исходящей от человека, религия, как правило, дана человеку свыше, как уже готовая система (или сформулирована многими поколениями людей и прошла длительную проверку - если кому-то так больше нравится). Поэтому отметать религию, особенно развитые древние традиции, по меньшей мере несерьезно для человека, желающего познать мир. "

Одна из древнейших традиционных религий ( а, возможно, и самая древняя) - зороастризм. Считает: нужна не только вера, но и знания!
Убедительно пишет об этом зороастриец Павел Павлович Глоба:
" . слепая вера в Бога . часто не выдерживает столкновения с действительностью. Особенно это касается убеждения в том, что все происходит только по воле Бога. Сталкиваясь с несправедливостью, в первую очередь по отношению к самому себе, слепо верящий человек часто не может объяснить, почему Бог допускает это, и может прийти к мысли о том, что Бога нет ("Я так верил, а теперь. "). Очень часто силы зла специально устраивают подобным людям такие ситуации, тщательно скрывая, впрочем, свое истинное лицо.

Смысл данного высказывания состоит в том, что религия, искусство и наука тесно между собой связаны и составляют единую систему. Известный ученый Альберт Эйнштейн в высказывании поднимает проблему источника культурного развития.

Нельзя не согласиться с автором, ведь все элементы культуры берут начало от одного источника. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что наука занимает главенствующее положение в обществе, а культура и наука отошли на второй. Эти три понятия связаны между собой, но на данный момент развиваются отдельно друг от друга.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Духовная культура – это результат творческой умственной или физической деятельности. Элементами духовной культуры являются религия, искусство и наука. Религия – это взгляды, основанные на вере в сверхъестественное. Она возникла еще тысячелетия назад, когда не было ни науки, ни морали, ни политики. У религии есть множество функций:

1) регулятивная, которая заключается в установлении моральных рамок;

2) мировоззренческая, которая формирует картину окружающего мира;

3) коммуникативная, которая обеспечивает общение между верующими.

Искусство – это форма деятельности, в результате которой образуется новый совершенный продукт. У искусства множество функций:

1) повествовательная, которая заключается в передаче информации о текущем времени;

2) информационно-коммуникативная, которая обеспечивает общение между людьми;

3) эстетическая, которая заключается в художественном мышлении.

Наука – это форма духовной жизни, в которой открываются новые знания об окружающем мире. Она имеет схожие функции с религией и искусством, но способы постижения истины отличаются. Главной целью науки является нахождение абсолютной истины с помощью проведения экспериментов. В то время как главная цель религии основана на вере в бога, а искусства – на отображении субъективного взгляда на жизнь.

Обратимся к примерам из истории. В XVI веке Джордано Бруно отстаивал теорию Николая Коперника, которая гласит о том, что наша планета вращается вокруг Солнца. Это мнение послужило его инквизиции. В тот отрезок времени наука полностью зависела от религии и искусства. Люди отдавали большее предпочтение религии.

Джордано Бруно

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что все элементы духовной жизни общества имеют один источник и составляют единое целое. Религия, искусство и наука похожи и имеют схожие функции.

Бог не умер! Дебаты о существовании Бога. Джон Окс

На повестке дня важный вопрос: каковы взаимоотношения между религией и наукой, раз уж мы как общество практикуем и то и другое в нашей жизни? Являются ли их язык познания и средства поиска адекватными и соразмерными? Существуют ли вопросы, на которые ищут ответ и наука и религия? И если да, то может ли это быть взаимодополняющим решением, не вечно же им враждовать друг с другом? Означает ли приход научной эры неизбежный упадок религии? Есть ли вопросы, на которые наука ответит с готовностью, и есть ли пределы, за которые она не выходит? И то же самое касается и религии. Один из выводов таков: хотя наука и религия в широком понимании несоизмеримы, перекрывающиеся области у них есть. Другой будет таким: они не враги друг другу. Научное познание не является враждебным духовному поиску. Так же и правильно направленная религия не вредит научному познанию о мире.

Что есть наука и каковы её пределы?

Что есть религия и где её границы?

Мы, возможно, вступаем на спорную территорию, но в основном религия не слишком эффективная, когда речь заходит о практически измеримых вещах. Когда? Где? Сколько? И все в таком роде или останется без ответа, или религиозный контекст ответа не удовлетворит. Историю этого мы игнорируем на свой страх и риск. Кажется, что есть основания полагать, буд-то роль информатора религия может уступить науке. Кто как не наука определит конкретную болезнь, расскажет об истории Вселенной, возрасте горной породы, предскажет вероятность результата сочетания различных химикатов между собой.

Границы

Так может ли наука дать окончательный ответ по поводу конечной реальности? Это пограничный вопрос. Ученые мужи сняли бы свои ученые шляпы перед тем, как начать глаголать по вопросу, ответы на который так скудны у них. И не все ученые, к сожалению, понимают и уважают эту границу. С другой стороны, если религиозный человек у власти заявляет, что его Писание отрицает тот факт, что Земля движется, или что Вселенная существовала в бесконечном цикле колеса времени, то научный мир так же может протестовать. Если религия с претензией утверждает, что галактик не существует, то ученый в своем праве сказать, что это далеко не так. Опять таки, вот она граница. Как минимум, человек с сильными религиозными убеждениями должен не торопиться навязывать количественной науке качественную веру.

Возможно, это будет длинный путь по дороге смирения. Как ученый должен постесняться утверждать, что физический мир есть, а другого нет, Бога нет, сверхъестественной реальности нет, так и верующий должен сделать паузу перед тем, как объявить ложным конкретный научный вывод. В конце концов, так ли верно их же толкование собственных полномочий? Как предложил Августин, аномалия может быть свидетельством, но не наука ошиблась, а религиозный авторитет. История конфликта Галилео Галилея и Римской Курии тоже показательна. С одной стороны, для материалиста ошибочно заявлять в приказном порядке, что нет никакого сверхъестественного вмешательства в мир. Это вторжение в чужие палестины. А для верующего, с другой стороны, по вере заявлять, что нет случайных сил, действующих в природе, тоже есть нарушение границ.

Где пересекаются наука с религией, и как к этому относиться?

С другой стороны, игнорирование генетических исследований по причинам алкоголизма или неврологических исследований недальновидно для человека религиозного. Пожалуй, можно даже утверждать, что нравственный императив большинства религий – это поиск истины, куда бы он ни привел. Кто-то поспорит с тем, что, отказавшись от религиозного основания, мы придём к тому, что последствия научных открытий снизят стоимость и качество человеческой жизни. Если глупо отрицать религиозный опыт, то глупо и не обращать внимания на растущие доказательства общего происхождения жизни на Земле.

Заключение: науке и религии суждено быть друзьями

Понимание химии мозга молящегося дает ли менее пользы тем, кто молится с верой? Может быть понимание мозговых процессов, сконструированных на возможность получения и духовного и физического опыта, повысит степень веры? Многие верующие ученые обнаружили, что откровения от религии и основные научные открытия дополняют друг друга. Галилео Галилей хорошо разбирался в вопросах границ и взаимных дополнений науки и религии. В своем письме к герцогине Кристине (1614 год), он говорит о христианской религии:

Если мы позволим науке и религии работать вместе, особенно, что касается ограниченного круга вопросов, где их поля деятельности пересекаются, то результат будет очень хорош. Мы можем созерцать не только ту истину, что Бог (или боги, Брахма, и т.д.) создал все, но можем поражаться, как именно он создал всё. Если мы учтем подробности этого дизайн-проекта, то широкий спектр некогерентного станет когерентным. Смысла станет больше. Если уважить границы, то, как наука помешает религии? Исторический ответ – религия будет информировать науку. Это было в случаях с Роджером Бэйконом, Коперником, Галилеем, другими учеными, что творили ранее. Ответ заключен в том, что если уважать границы, то наука даст информацию религии. Если мы предположим, что писания или религиозные авторитеты есть истина, то наука может помочь понять, как толковать выявленные истины. Как сказал один верующий, вся правда есть Божья правда.

Таким образом, наука и религия созданы друг для друга. Если ученые и религиозные деятели будут уважать разумные границы, позволять скромности и разуму преобладать в местах пересечения сфер, если будут уведомлять друг друга по важным друг для друга вопросам, то наука и религия поцелуются не раз как любящие братья, хоть и двоюродные.

Перевод: Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Читайте также: