Доктор кох в обязанности которого входило лечить обывателей сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Первая задача пишущего — правильно понять про­блематику текста и не допустить фактических ошибок при формулировании одной из проблем. Если проблема­тика текста охватывает ряд проблем, то следует выбрать из них одну, которая является более интересной, по ко­торой сформирована собственная позиция. Возможно, что в тексте рассматривается главная проблема, а ещё ряда проблем автор лишь касается. Выбор в таком слу­чае остаётся за экзаменуемым, однако не следует выби­рать ту проблему, которая лишь косвенно связана с тек­стом. Надо выбирать проблему для рассмотрения так, чтобы у проверяющего не было сомнения в том, что эк­заменуемый правильно понял исходный текст.

Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. Иногда экзаменуемые расширяют или сужа­ют проблему. Часто это связано не с тем, что они не по­няли проблему, а с тем, что не сумели её правильно сформулировать. Попробуем сформулировать пробле­мы исходного текста.

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку ка­жется.

Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, зна­чит, знайте, что на самом деле вы затратите на до­рогу не меньше сорока.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам ка­жется.

Из таблицы видно, что при формулировании про­блем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: су­зить или расширить формулировку проблемы.

Фактическая ошибка при формулировании пробле­мы может быть связана с неверным пониманием текс­та. Опасность искажённого понимания текста возраста­ет тогда, когда в нём широкий подтекст, для осознания которого необходимо либо в отдельных случаях умение вскрывать аллегорию, либо владение широкими знани­ями. Без этого экзаменуемый искажает смысл текста и ошибается в формулировке проблемы. Например, обра­тимся к другому тексту В. Солоухина:

(о чем текст?) Проблема

Доктор Кох, в обязанности которого входило ле­чить обывателей небольшого городка, сидел за перего­родкой, никого к себе не пускал, и сам не выходил на­встречу.

Примеры похожих учебных работ

(о чем текст?) Проблема

Напишите пожалуйста по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. .

. Петербургом, в Царском Селе. Вы находитесь на странице вопроса " Напишите пожалуйста сочинение по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. И какие лит-ные примерыМой друг Борис ", категории "русский язык ". Данный .

Методические аспекты проблемы использования исторических документов в ходе обучения .

. работы с историческими документами. В 1960-е - 1980-е гг. значительный вклад в создание методики использования источников на . связанные с организацией подготовки письменных работ (докладов, сочинений, рефератов) на основе изучения источников. В 1920-е .

Постановка проблемы примеры. Учимся писать Проблема текста (Как сформулировать проблему)

. ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


 Проблема, куда ты спряталась? Как сформулировать проблему текста?

Проблема, куда ты спряталась? Как сформулировать проблему текста?

1.Что такое проблема текста? Проблема – это вопрос, над которым размышляет ав.

1.Что такое проблема текста? Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор текста. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Если в исходном тексте присутствует риторический вопрос, то, как правило, его можно использовать в сочинении в качестве проблемного вопроса.


Способы формулирования проблемы

Способы формулирования проблемы

Как определить проблему текста? Выявите главную мысль текста (авторскую позиц.

Как определить проблему текста? Выявите главную мысль текста (авторскую позицию). Запишите её в виде законченного предложения. Попробуйте сформулировать вопрос, на который это предложение будет являться ответом. Этот вопрос и будет являться проблемой данного текста.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Это означает, что вы должны сформулировать одну из главных проблем, которую автор ставит в тексте. Нельзя писать автор касается проблемы или затрагивает проблему. Так говорят о проблеме, если она не является основной.

 Определите проблему текста по авторской позиции

Определите проблему текста по авторской позиции

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, опр.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыг.

- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыгну! - отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса. Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках - двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками. - А на каблуках слабо?- продолжал я. - На каблуках. - засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было. Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал. Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего. (Г.Андреев)

1. Позиция автора: Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о.

1. Позиция автора: Трагедии можно было бы избежать, если бы герой задумался о своей ответственности за происходящее. Проблема: Проблема ответственности человека за свои поступки. 2. Позиция автора: Герой понимает, что косвенно виноват в гибели девушки, и теперь он испытывает муки совести. Проблема: Проблема совести.

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спрос.

Авторская позиция: Авторская позиция такова: человеку кажется, что времени у.

Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, най.

Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво. И я рисовал когда-то. От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчеркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе. Это была грозная тетрадь. Северный город был деревянным. В тетрадке было очень много, очень много заборов. Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены желтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. Около забора стояли люди. Это были конвойные и часовые с винтовками. Деревья были черными и голыми. Зелень исчезла. (В.Шаламов)

- Что анализирует автор, раскрывая проблему? Автор анализирует детские рисун.

- Что анализирует автор, раскрывая проблему? Автор анализирует детские рисунки в тетрадке. - На что он обращает внимание? На то, как меняются картинки в тетрадке. - Как они меняются? Город становится мрачным, когда человек лишён физической и духовной свободы. - При каких условиях это возможно по отношению к человеку? В условиях тоталитарного режима. Какую проблему поднимает автор? Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка.

Какова авторская позиция? Текст В.Шаламова относится к художественному стилю.

Какова авторская позиция? Текст В.Шаламова относится к художественному стилю, поэтому нет чётко заявленной позиции автора. Но её помогает понять композиция рассказа, средства выразительности, присутствующие в тексте. Позиция автора такова: В.Шаламов осуждает тоталитарный режим, который губительно влияет на восприятие мира ребенком.

 Поработаем с проблемой текста

Поработаем с проблемой текста

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. 1. Авторская поз.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Сформулируйте проблемный вопрос на основе авторской позиции. Авторская позици.

Авторская позиция: Формулируя свою точку зрения, Д.Гранин вспоминает знамени.

Авторская позиция: Авторская позиция выражена словами: «Трусость и бесстраши.

Авторская позиция: С.Михалков убеждён: «Без некоторых книг, не пережитых в д.

Авторская позиция: Философ И.Ильин даёт парадоксальное, на первый взгляд, оп.

Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с.

Авторская позиция: У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Проблемный вопрос: Какова роль детства в жизни человека? Какова значимость такой поры, как детство для человека? Проблема роли детства в жизни человека.

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого горо.

- Почему доктор Кох не хотел лечить людей? - Чем он занимался? - Как относили.

- Почему доктор Кох не хотел лечить людей? - Чем он занимался? - Как относились люди к доктору, который не хотел лечить их насморки и грыжи? - В каких условиях доктору приходилось заниматься наукой? Проблема: проблема создания условий для исследований (в каких условиях человек должен заниматься наукой?); - проблема отношения людей к тем, кто способен сделать научное открытие. (Как нужно относиться к учёным?)

Найдём ошибки при формулировании проблемы текста

Найдём ошибки при формулировании проблемы текста

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на куль.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из мно­жества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по вро­ждённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В од­ном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удаст­ся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает за­висть и агрессия. (По Н. Самвеляну )

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проб.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проблема истории человечества и воору­жённых конфликтов.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проб.

Пример из сочинения Комментарий эксперта В данном тексте поднимается проблема истории человечества и воору­жённых конфликтов. Непониманиепроблемы. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста слово­сочетание(история человечества).

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвиг.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта В тексте Н.Самвелянвыдвиг.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжени.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П.Самвеляна.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжени.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста П.Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста(культура, покушение на культуру, уничтоже­ние культуры)и опираясь только на информацию последнего предло­жения.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключает.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключает.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования пробле­мы(проблема отношения человека к культуре)формулируется позиция автора.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, чт.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, что история человечества-это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничто­жал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, чт.

Пример проблемы из сочинения Комментарий эксперта Проблема текста в том, что история человечества-это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничто­жал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации тек­ста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на куль.

История человечества — это история его культуры, потому и по­кушение на культуру (а общечеловеческая культура состоит из мно­жества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по вро­ждённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В од­ном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удаст­ся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает за­висть и агрессия. (По Н. Самвеляну )

 - проблема отношения человека к культуре; - проблема покушения на культуру.

- проблема отношения человека к культуре; - проблема покушения на культуру.

Работа над текстом сочинения на ЕГЭ

Сочинение — это текст, который несет информацию. О чем эта информация? О том, что вы хорошо поняли текст, видите проблему, поднятую автором, и имеете насчет нее свою точку зрения. Таким образом, работа над сочинением начинается со знакомства с авторским текстом, его осмысления. На наш взгляд, наибольшие затруднения при работе над сочинением возникают именно по причине непонимания исходного текста, неумения вычленить из него важную и полезную информацию! Ваша задача — научиться этому.

Разберем основные понятия

Прежде всего, следует разобраться с тем, что такое текст и как его надо понимать.

Текст (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.

Анализ текста — разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.

Основная мысль текста, признаки

Разберем пример. Прочитаем текст В. Солоухина.

В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашел, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а ее остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.

Таким образом, текст имеет ряд признаков:

  1. Текст всегда выражен в устной (например, публичное выступление) или/и письменной форме (сочинение, повесть, письмо, статья и др.).
  2. У текста есть структура, которая осмысленно создается автором с целью облегчения восприятия текста читателем или слушателем; у текста есть начало, продолжение (основная часть, которая может включать несколько микротем), конец.
  3. Все элементы текста расположены в определенном порядке: от авторского замысла зависит схема развертывания основной мысли, порядок расположения микротем.
  4. Тексту свойственна связность, то есть между предложениями, абзацами и микротемами текста существует смысловая связь.
  5. Текст — это цельное речевое произведение, его элементы объединены общей темой, мыслью, его можно озаглавить.
  6. Главное свойство и назначение текста — передача информации.

Главная цель текста

Разберем пример.

Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит.

Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (В. Костомаров)

Что же передает нам автор текста, известный филолог В. Костомаров? 1. Часовая стрелка движется. 2. Ее движение незаметно. 3. Незаметно меняется и язык. 4. Сейчас изменение русского языка стало заметным. 5. Автора пугает изменение языка. 6. Общество хочет изменить уклад жизни. 7. Сила этого желания велика, поэтому мы хотим изменить язык.

Это основные единицы смысла — микротексты. Если вдуматься в смысл текста, то видно, что в целом авторский замысел можно свести к следующему: с изменением жизни меняется язык, но стремительные изменения русского языка сегодня пугают автора и его единомышленников (автор не использует местоимение я, а пишет мы). С помощью мыслительной операции обобщения мы, не принимая во внимание детали, вычленили главную информацию.

С точки зрения автора, текстовая информация (главная или передающая детали) всегда существенна, и автор рассчитывает на определенный эффект и ее воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и узнает это, испытает какие-то чувства, захочет со вершить действие. В приведенном выше фрагменте текста замысел автора в том, чтобы передать читателю информацию о языковых изменениях и вызвать обеспокоенность ими.


Информация, содержащаяся в тексте

Текст всегда рассчитан на понимание, а значит, на извлечение информации, содержащейся в нем. А информация в тексте может быть различной:

1) фактуальная информация — это констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);

2) концептуальная информация — это информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (вспомним аналитические статьи, художественную прозу, стихотворения, ораторскую речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;

Разберем пример. Посмотрим, как три вида информации совмещаются в тексте.

Слова и воздух этих сказок Настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного — новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства. (Ю. Бондарев)

2) концептуальная информация — эти сказки соответствуют природе детей, поражают воображение, они просты и приносят радость в зрелом возрасте;

3) подтекстная информация — автор любит сказки К. Чуковского, они ему напоминают о детстве, и он считает, что другие люди так же относятся к этим сказкам.


Понимание проблемы текста

Опасность искаженного понимания текста возрастает тогда, когда в нем широкий подтекст, для понимания которого необходимо либо в отдельных случаях уметь вскрыть аллегорию, либо владеть широкими знаниями. Без этого искажается смысл текста, что приводит к ошибке в формулировке проблемы. Рассмотрим это на примере другого текста В. Солоухина:

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.

  • Прочитав текст В. Солоухина, я еще раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.
  • Проблема, которую хотел показать нам В. Солоухин, такова: общество не всегда создает условия, необходимые для научных исследований.
  • Автор текста поднимает важную проблему: следует ли ученому-медику заниматься лечебной практикой или ему надо концентрировать внимание на исследованиях.
  • Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.


Извлечение смысла из текста

Извлечение смысла из текста — процесс порой трудный. Здесь важно помнить о двух нюансах:

1) осмысливая текстовую информацию, очень осторожно выходите за рамки текста, ведь подтекстная информация, как, впрочем, и концептуальная, рассчитана на тех людей, у которых есть фоновые знания, отсутствие же их может привести к неправильной интерпретации текста;


Сигналы смысла текста

  • значения отдельных слов;
  • способы соединения слов между собой;
  • порядок слов;
  • знаки препинания и др.


Скрытая информация, подтекст

Таким образом, читая, надо учиться видеть подтекст — скрытую информацию. И от этого умения видеть подтекст, а вместе с тем и не приписывать тексту то, чего в нем нет, зависит наш уровень понимания.

Уровень понимания текста — это уровень проникновения в глубь авторского замысла. Различают четыре уровня понимания текста:

— уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;

— уровень общего понимания текста: читатель (слушатель) понял общий смысл, но не осознал детали;

— уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;

— уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление.

Конечно, следует стремиться так понять текст, чтобы достичь глубинного, четвертого уровня.

Ситуация, в общем-то, трагическая. Свое любимое дело человек вынужден делать тайком и урывками, подвергаясь нападкам - и вполне обоснованным - за то, что он не делает свое официальное, порученное ему, тоже очень нужное, но не любимое им дело. Человек не на месте.

В капиталистическом обществе это расхождение между призванием и выполняемой работой с достаточной остротой осознается немногими, ибо для большинства вопрос стоит более жестко: получить бы хоть какую-нибудь работу.

Чтобы более успешно обсудить последствия такого несоответствия и пути его преодоления, воспользуемся определенной моделью соотношения потребностей и возможностей общества, с одной стороны, и личности - с другой. Представим себе общество как систему вакантных мест или позиций, которые должны быть заполнены, заняты живыми людьми. Каждое место определяется списком обязанностей, определенной ролью, которую должен играть занявший его человек. Выполнение всех ролей обеспечивает бесперебойную работу социальной машины. Но, во-первых, несовершенство общества порождает несовершенные роли, на выполнение которых трудно подыскать добровольных актеров. Во-вторых, роль, выполнение которой требуется данным местом, может просто оказаться не по душе человеку: ведь люди-то именно живые, то есть обладающие своими потребностями и возможностями, которые могут не совпадать с формой места, оказаться слишком маленькими или слишком большими для него или просто иметь иной покрой.

Верно, философ не решает вопросы профориентации. Но без философии нельзя выйти на такие исходные рубежи, которые обеспечат успех в выборе своего места в жизни.

Однако ведь Э. Ильенков настаивает на том, что в принципе общество может развить у каждого все способности: чуть больше - чуть меньше. Простите меня, но это утопия. Это, конечно, возможно в принципе в том смысле, что из Пушкина можно было бы ценой колоссальных усилий очень талантливых педагогов сделать неплохого математика (правда, очень сомневаюсь, что только чуть хуже, чем поэта). Но нужно ли? Конечно, если зайца бить, он спички начнет зажигать. Но согласитесь, что гораздо разумнее растить инженера из ребенка, тянущегося к конструктору, чем из такого, который стремится лепить и рисовать. И очень полезно было бы знать зависимость этих разных ориентации и типов реакции от генетических, природных особенностей.

Мы не можем идти на поводу любых склонностей, ибо стремимся воспитать личность, гармоничную внутренне и находящуюся в органическом согласии с интересами общества. Следовательно, развитие узко специализированного таланта не самоцель.

А если у человека есть природные склонности к математике и совсем нет таковых к гражданским, мировоззренческим проблемам? Это уже недостаток. Вот тут-то и становится ясным, что мало выявить природные достоинства, надо еще так организовать социальную среду, чтобы она исправила природные недостатки. И не только тут.

Сторонник точки зрения Э. Ильенкова давно мог бы возразить мне, что ведь и склонность к математике или к другой области деятельности, диагносцируемая, скажем, у десятилетнего (или даже у трехлетнего) ребенка, - не чистый дар наследственности, но и сложный продукт общественной среды.

Верно. В своей полемике я хотел показать только то, что нельзя сбрасывать со счетов природную специфику людей, и отнюдь не собираюсь объявлять ее знание панацеей от всех бед.

Можно представить себе следующую схему учета и биологических задатков и воздействий социальной среды в формировании человека.

Но это единственный путь, на котором можно покончить с формализмом в обучении и воспитании, этой питательной средой конформизма.

А впрочем, не по такой ли схеме извечно строил человек свои отношения с природой: сначала взять ее дары, то, что у нее уже есть, а потом изобрести, создать самому то, что природа не предусмотрела. Также, видимо, есть смысл относиться и к своей собственной природе - природе человека. Сначала максимально использовать те задатки, которые делают личность наиболее пригодной к выполнению определенной общественной роли, а потом дополнить, развить в ней недостающие, но нужные обществу свойства путем организованного социального воздействия.

Не разумнее ли попытаться понять смысл работы каждого?

Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все находится в Нем

Глава XIX. (Что) Он не бывает ни в месте, ни во времени, но все находится в Нем Но если благодаря вечности Твоей Ты был, и есть, и будешь, а быть в прошлом не то же, что быть в будущем, и быть не то же значит, что быть в прошлом или в будущем, то каким образом вечность Твоя всегда

Глава XVII. ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Человек истинный и человек трансцендентный

Человек Маркса и человек Достоевского

Человек Маркса и человек Достоевского Маркс в своей исторической теории рассматривал человека как существо экономическое. Однако успех его теории, несмот­ря на ее полную беспомощность в предвидении событий, дока­зывает как раз обратную истину: человек не есть

Почему мы родились именно в этом месте и в это время?

Почему мы родились именно в этом месте и в это время? Почему мы родились именно в этом месте и именно в это время, а не в какие-то другие? Потому что это правильно, это нужно либо для того, чтобы мы приобрели необходимый личный опыт, либо для того, чтобы могли помочь другим,

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи,

Е.Б.Поршнева О МЕСТЕ "ГУНФУ" В НАРОДНОЙ СЕКТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ (на материале буддийских сект)

Е.Б.Поршнева О МЕСТЕ "ГУНФУ" В НАРОДНОЙ СЕКТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ (на материале буддийских сект) В традиционном Китае широкое распространение получила система психофизической тренировки, подразделявшаяся на ряд относительно самостоятельных систем, имевших общее

Глава II КАЖДЫЙ ВЕЛИК НА СВОЕМ МЕСТЕ

Глава II КАЖДЫЙ ВЕЛИК НА СВОЕМ МЕСТЕ В соответствии с философией санкхья[22] природа есть взаимодействие трех сил, которые на санскрите называются саттва, раджас и тамас. Их проявления в физическом мире можно назвать равновесием, действием и инертностью. Тамас — темнота и

Сан Стефано Ротондо: топография на месте иконографии

Глава 3. Сидеть на одном месте.

Глава 3. Сидеть на одном месте. «Когда мы сидим на одном месте на своей подушке для медитации, мы становимся своим собственным монастырём. Мы создаём пространство сострадания, которое даёт возможность возникнуть всем вещам – печалям, одиночеству, стыду, желанию,

Медитация: сиденье на одном месте.

Медитация: сиденье на одном месте. Пусть ваше тело удобно усядется на стуле или на подушке. Примите такую позу, которая будет устойчивой, с выпрямленным туловищем, соединённую с землёй. Сядьте, как сидел Будда в ночь своего просветления, – с великим достоинством, с

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен материал, который будет полезен учителю и ученикам 11 класса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит речевые клише, задания, образцы сочинений.

1. Формулирование проблемы текста.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Задачи : выбрать одну из рассматриваемых проблем, чётко её сформулировать .

Объём : 2-3 предложения.

Речевые клише :

В этом тексте автор поднимает (затрагивает, ставит, освещает) проблему…

В современном мире проблема … представляет особую актуальность.

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

Прочитав текст (чей?), я ёщё раз убедился, что проблема … была актуальна всегда.

Проблема, которую хотел нам показать (автор), такова: …

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это …

Работа с текстами.

1. Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.

Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого -то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В.Солоухин).

Тема текста: время.

Проблемы: широкая – человек и время

узкая – почему люди опаздывают

точная – восприятие времени человеком

2. Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.

Примеры формулировки проблемы:

Прочитав текст В.Солоухина, я ещё раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.

Проблема, которую хотел нам показать В.Солоухин, такова: общество не всегда создаёт условия, необходимые для научных исследований.

Автор текста поднимает важную проблему: следует ли учёному-медику заниматься лечебной практикой, или ему надо создать условия для концентрации внимания на исследованиях.

Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.

В этом тексте автор ставит проблему отношения людей к великим исследователям.

3. Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно даёт главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приёмы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику. (Е.А. Крашенинникова).

Темой текста является:

1) одиночество; 2) отношение к людям; 3)социальная полноценность; 4)общение.

Проблемой текста является:

1) преодоление одиночества;

2) значение общения в жизни человека;

3) проблемы в общении;

4) достижение душевного комфорта.

4. В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашёл, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а её остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.

Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование.

Задачи : растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её, сказав об отношении общества к ней, её отнесённости к определённому типу проблем, её актуальности, новизне; объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Цитирование обязательно.

Ошибки : чрезмерное цитирование; подмена комментария пересказом; вычленяется одна проблема, а комментируется другая; допускаются фактические ошибки.

Речевые клише :

Внимание автора привлекает…

Автор с грустной иронией (печалью, грустью, радостью, скорбью, восхищением, сочувствием, одобрением, неодобрением, осуждением…) пишет… .

Важно охарактеризовать проблему, какая она: актуальная, нравственная, социальная, философская, житейская, вечная, экологическая, этическая и т.д.

Работа с текстом .

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду. (Евгений Осетров).

Известный писатель и библиофил Евгений Осетров пишет об истории возникновения книги и поднимает проблему отношения людей к книге в древние времена.

Замечания . Названа тема, сформулирована проблема. Прокомментирована проблема отношения к книге, важность исторического подхода к рассмотрению проблемы, который применяет автор. Правильно понят моральный смысл текста и его воспитательное значение. Искажений смысла в работе нет. О верной интерпретации текста говорят уместные ссылки на конкретные предложения. Экзаменуемый пытается понять причину интереса автора к данной проблеме.

Настоящая работа в этом направлении началась лишь в 90-е годы. На заседании Государственной комиссии по реституции культурных ценностей, состоявшемся в апреле 1996 года, было решено подготовить реестр культурных ценностей России, утраченных в годы войны. (Н.Никандров)

Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста.

Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, иными словами, основная мысль текста.

Задачи: понять мнение автора относительно вычлененной проблемы, объяснить причину возникновения такой позиции. Цитирование!

Объём: 2-5 предложений.

Авторская позиция в публицистическом тексте обозначена более чётко. Выявление авторской позиции в художественном тексте может быть затруднено. В таком случае обращаем внимание на эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, оценочные слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение и т.д.), дают оценку описываемым фактам. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.

Речевые клише:

Автор считает, что…

Автор глубоко убеждён в том, что…

Позиция автора сформулирована весьма чётко:…

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:…

Автор убедительно доказывает, что…

Автор уверен в том, что…

… - вот позиция автора.

Работа с текстом.

Фрагменты сочинений.

Мнение автора предельно понятно: М. Лобанов считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный учёный, по мнению автора, аккумулирует накопленный человеческий опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на базе этого делает обобщения. В тексте однозначно негативно оценивается отрыв науки от моральных устоев.

Замечания. Названа тема, правильно сформулирована проблема. Позиция автора сформулирована верно, авторские аргументы прокомментированы.

2). Автор прочитанного мною текста рассуждает о том, что такое наука.

Автор считает, что наука связана с жизнью.

Замечания. Экзаменуемый расширил проблематику текста. Позиция автора сформулирована очень общо.

2. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести человек принципов…

Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли ещё что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Задание. Сформулируйте проблему и позицию автора.

4. Выражение согласия/несогласия, частичного согласия с автором. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Задачи: одобрить или не одобрить позицию автора;

сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме и путям её разрешения; сформулировать тезис будущей аргументации.

Объём: 1-2 предложения. Цитирование.

Я разделяю мнение автора и считаю, что… .

Трудно спорить с автором в том, что… . И моя позиция состоит в … .

Думаю, что следует согласиться с автором в том, что… .

Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что… .

Мне близка позиция автора относительно… . Я тоже считаю, что … .

Я не разделяю мнение автора и хочу выразить свою точку зрения.

По моему мнению, автор не совсем прав. Я хочу ему возразить и высказать свою точку зрения.

Внимание! Даже в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес.

Работа с текстом.

Да понятно: собирать тени нелегко. Зато со словами живой речи дело, наверное, обстоит лучше? Вот, скажем, народный язык, его местные говоры, областные наречия и диалекты. Они же ещё живут; с ними всё видимо, всё ясно… Это – русский язык, а мы тоже русские люди.

Было время, наречия эти резко отделялись друг от друга и не менялись веками: ведь жители разных частей нашей родины – тверяки, псковичи, вологжане, куряне – почти никогда не встречались и даже не слышали друг друга. Теперь не то: наша жизнь с её железными дорогами, почтой, радио, телеграфом, книгами, газетами всё сильней и сильней стирает все языковые рубежи. Областные говоры и сегодня влияют на общерусский язык. В них гораздо крепче, чем в городской речи, сохраняются следы прошлого. Не приходится удивляться, если языковеды спят и во сне видят: хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?

Русский язык! Какой долгий путь развития прошёл он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Л. Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью сферы употребления – территорией распространения.

Л.Успенский, автор прочитанного мною текста, поднимает важную тему – отмирание диалектных слов, сближения говоров друг с другом и с языковой нормой. Автор излагает своё видение проблемы использования диалектизмов в речи людей. С одной стороны, как пишет Успенский, говоры ещё живут, они представляют интерес для науки, однако с другой стороны, их трудно понимать людям, живущим в иной местности. Действительно, раньше говоры значительно отличались друг от друга. Теперь же уровень образования, использование средств коммуникации, как тех, о которых пишет автор, так и новых, вплоть до электронной почты, позволяют людям овладеть литературной нормой. И жители столицы, и сельчане воспринимают речь телеведущих, деятелей культуры, политиков и равняются на них. Это приводит к постепенному исчезновению диалектизмов.

Таким образом, видно, что мы с автором текста, исследователем нашего языка Л.Успенским, единомышленники: мы оба понимаем, что диалектных слов в нашей речи встречается с каждым годом всё меньше, однако они представляют интерес для тех, кому не безразлично прошлое нашей страны.

Задание. Найдите в сочинении вступление, формулирование проблемы, комментарий проблемы, позицию автора, выражение согласия с автором, формулирование собственной позиции, аргументы, вывод. Что вам понравилось в сочинении, что бы вы исправили, с чем не согласны?

5. Доказательство справедливости собственной позиции. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Задачи: подобрать не менее 2 доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами. Цитирование.

Аргумент – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить.

Тезис

Довод 1 Довод 2




Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира

Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив.

Если же он, наделённый от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству.

Лишь в творчестве и деятельности проявляется истинная красота.

Человек прекрасен в минуты творческого подъёма, эмоциональной напряжённости.

Красота человека с богатым внутренним миром не меркнет со временем.

Примеры из жизни известных актрис, которые, не обладая внешними данными, отвечающим принятым представлениям о красоте, добились успеха и считаются звёздами, в том числе исполняют роли красавиц (например, Алиса Фрейндлих).

Примеры из жизни великих людей, родных и знакомых, которые даже в преклонном возрасте сохранили способность удивляться, любить, жить яркой эмоциональной жизнью и могут быть названы красивыми.

Логические (более сильные)

Психологические (менее сильные)

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

факты, не вызывающие сомнения;

выводы науки (в том числе и научные аксиомы);

положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

данные, полученные экспериментальным путём и др.

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

личная уверенность пишущего;

ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы);

примеры, вызывающие эмоции;

показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;

прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

Тезис и вывод могу быть сформулированы в 1-2 предложениях. Переход от тезиса к доводам может осуществляться с помощью фраз:

Попытаюсь доказать это.

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.

Связь между аргументами можно установить с помощью вводных слов:

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, а вывод – итак, следовательно, таким образом.

Я считаю, что всё в нашей жизни определено теми установками, которые сформированы в детстве. Во-первых, именно в детстве формируется характер человека. Во-вторых, события детства многие помнят всю жизнь, детские впечатления самые яркие. В- третьих, в детские годы происходит грандиозное по объёму накопление опыта, который ребёнок черпает из книг, рассказов родителей и учителей, игр с друзьями.

Задание. Дополните доводы иллюстрациями.

Задание. Подберите несколько пословиц, афоризмов, примеров из художественной литературы к каждой теме, чтобы потом использовать их для аргументации:

Читайте также: