Сочинение по обществознанию философия

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху. В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является "связующим звеном", которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную "картину мира".


Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека.

Автор ставит проблему проявления нравственных и моральных качеств индивидом. Автор считает, что человек должен поступать по отношению к др.


Тит Ливий Высказывание посвящено сущности и функциям такого источника права как закон. Смысл высказывания состоит в том, что не суще.

Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых пре.

Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном или.

Главная идея выбранного мной высказывания заключается в том, что главной задачей такой науки как экономика является удовлетворение постоян.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ.

Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или н.


Пьер Буаст Высказывание посвящено специфическому воздействию на поведение людей общественного мнения, выступающего как инст.

В данном высказывании автор затрагивает проблему роли государства в регулировании экономики. Проблема весьма актуальна, так как мировой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое свобода и почему, по мнению французского мыслителя, человек приговорен быть свободным? Попытаюсь поразмышлять над этими вопросами и определить, насколько прав автор этого высказывания.

Свобода – это своеобразный способ человеческого бытия, обусловленный наличием у людей права осуществлять выбор решений и совершать поступки, исходя из своих целей, идеалов, интересов и оценок.

Итак, с мнением автора я согласна, далее попробую привести примеры.

Если обратиться к историческому прошлому, можно увидеть, то, что люди всегда стремились быть свободными, всегда боролись за свободу, за свои права, за свою жизнь. Например, в XIX веке российский император Александр Освободитель, даровал личную свободу своему народу, сделав, решительный шаг он освободил, крестьян от крепостной зависимости, а американский президент Авраам Линкольн отменил рабство в Америке, освободив, таким образом, чернокожих невольников. Эти знаменательные события произошли не на пустом месте, этому предшествовали многочисленные восстания, кровавые и беспощадные бунты, воспетые поэтами идеи вольнодумства, гражданские войны и т.д., все эти потрясения были только потому, что человек желал свободы, желал воли, ведь человек с рождения приговорен быть свободным.

Какова же свобода людей в современном мире?

Известно, что в современном мире существует ряд законодательных актов устанавливающих свободу и права человека. Опираясь на эти акты можно сделать вывод о том, что человек в современном мире неограничен в своей свободе, т.к. он имеет её в таких сферах как, экономическая, политическая, духовная и социальная. В сегодняшней жизни никто не заставит тебя забыть о Боге, не говорить на родном языке, забыть свою культуру и историю, никто не посмеет решать за тебя как жить, что делать, как это было в советском государстве, где господствовал тоталитарный режим. Никто не вправе управлять тобой, потому что человек приговорен быть свободным. Но нельзя и забывать, о том, что каждый из нас должен учитывать общепринятые ограничения и запреты для того чтобы в обществе не начались хаос и произвол.

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании Ф. Патрици поднимает проблему сущности познания. Автор считает, что процесс познания – это тесная связь чувств и разума, то есть без этих двух элементов познание в полном объеме не может существовать.
Я не могу не согласиться с позицией автора. Ведь в процессе получения знаний о мире , то есть познании, человек использует и свой разум, и чувства. Приведу теоретическое объяснение. В обществознании выделяют два уровня познания: чувственное и рациональное. При чувственном познании человек познает о внешних характеристиках объекта, а в процессе рационального – он делает определенные выводы об этом объекте. В свою очередь чувственное познание подразделяется на ощущение, восприятие, представление, а рациональное – на понятие, суждение и умозаключение.

Само е познание подразделяют на множество видов: житейское, социальное, мифологическое и другие, но ключевым будет являться научное познание, целью которого является получение рационального, точного знания о явлениях, происходящих в мире. Оно же так же подразделяется на два уровня: теоретическое и эмпирическое. В научном познании эти два уровня безусловно связаны: будь то гипотеза подтверждается экспериментом, или же теория обосновывается классификациями, сравнениями или другими методами эмпирического познания.

Так, в древности люди считали, что Земля – плоская. Они делали этот вывод на основе того, что не представляли Землю другой формы, так как физически не могли видеть ее шарообразную форму.

Тем более они не могли обосновать свою точку зрения теоретически, объяснить, почему они так считали. Они лишь опирались на свои ощущения, то есть чувственное познания. Таким образом, такое познание привело не к истинному знанию этих людей, а к заблуждению, что обесценивает пройденный процесс познания.

Таким образом, для достижения какого-либо результата в процессе , необходимо совмещать рациональный и чувственный формы , только в этом случае мы придем к тому результату познания, который нас может удовлетворить, будет иметь смысл и может быть применим в реальной жизни.

ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель

Эссе на тему “Познание”.

Наверное каждый из нас знает, ну или хотя бы догадывается, что такое познание. Если спросить обычного человека об этом, то он скорее всего ответит, что познание ­– это когда люди открывают для себя что-то новое и неизведанное. Или познание – это когда люди взаимодействуют с окружающим миром. Также можно сказать, что результатом познания будет являться знание. Можно дать точное определение слову познание. Познанием называется процесс осмысления и накопления данных, а также постижение действительности, полученных в ходе взаимодействия людей с окружающим миром.

Проблема познания мира появляется из-за некоторых трудностей познания. Таким образом, данная проблема разделила ученых на три группы: оптимистов, скептиков и пессимистов. Оптимисты утверждают о том, что мир можно познать. Пессимисты же, наоборот, говорят что мир постичь невозможно. А скептики сомневаясь говорят, что в принципе познать мир возможно. Наука о познании выделяет две формы. Это чувственное и рациональное познание. К чувственному познанию относят ощущение, восприятие, представление. К рациональному познанию относят понятие, суждение и умозаключение. Эти познания связаны с мышлением человека.

В качестве примера познания можно привести такой пример. Если человеку дать попробовать чай, то он сразу может ответить, что это именно чай, а не молоко или вода. Потому что человек познал весь вкус и цвет этого напитка. Это пример чувственного познания, а если говорить точнее, то ощущение и представление. Человек уже знает вкус чая и поэтому выпив его ощущает его вкус. А также он знает как выглядит чай, значит он представляет какой он. Примером рационального познания можно привести суждение, то есть мысль, которая что-то отрицает или что-то утверждает. Например утверждение “Земля является третьей планетой Солнечной системы”. Этот пример является истинным суждением рационального познания.

Говоря о познании можно сделать вывод о том , что в процессе познания не надо полностью доверяться органам чувств, ведь они всего лишь делают наш мир красивым и выразительным. Что-то увидеть или ощутить недостаточно, нужно еще это обдумать, то есть подключить рациональное познание. Таким образом, чтобы познать мир нужно включать и чувственное и рациональное познание.

Глава IV. Философия познания

4.1. Философия познания

Основные проблемы и понятия гносеологии

Проблема возможности, способов и путей познания мира составляет содержание особого раздела философского знания – гносеологии

(от греч. gnosis — познание и
logos
– учение), или философской теории познания. Она стремится выявить общие и необходимые свойства и закономерности любого познавательного процесса, составить целостные представления о нем. Понятно, что для этого гносеология должна исследовать самые разные виды познания – начиная с обыденного, повседневного и кончая сложнейшими формами мистического и научного познания. Правда, исторически сложилось так, что гносеологию интересовало в первую очередь именно научное познание, которое считалось эталоном для других видов познавательной деятельности. Однако с течением времени область интересов гносеологии постоянно расширяется за счет обращения философии к анализу вненаучных способов познания.

Почему возможен процесс познания?

В истории культуры существовали и существуют различные философские теории познания, но все они так или иначе исхог дят из некоторых общих постулатов (аксиом), объясняющих, почему вообще возможно человеческое познание. Важнейшими из них можно считать следующие.

1. Познание

3. Познание возможно потому, что и познаваемый мир, и познающий его человек обладают необходимыми для этого свойствами. Разумеется, сам мир безразличен к познавательным интересам человека, но он как бы позволяет познавать себя. Такая милость природы заключается в том, что в ней существуют упорядоченность явлений, их необходимые, общие и закономерные свойства. Подобная организованность мира способствует ее обнаружению. И, напротив, легко представить, что абсолютно хаотичный, каждодневно и непредсказуемо меняющийся мир не давал бы человеку никакой возможности для своего познания: разум не мог бы зацепиться за что-то стабильное и закономерное.

Познаваем ли мир?

Стержнем всех гносеологических проблем является вопрос о познаваемости мира

– может ли человек в принципе получить достоверное знание о любом предмете и явлении действительности? В истории философии можно найти разные ответы на этот вопрос, но их можно объединить в два основных варианта -оптимистический и пессимистический.
Гносеологический оптимизм
считает, что границ познания не существует, что человеческому разуму доступны все явления реальности (на этих позициях стоят, например, марксистская философия и классическая наука). Такая точка зрения во многом подтверждается созидательной деятельностью человека: успешная практическая переделка мира была бы невозможна, если бы нам не удавалось узнавать законы бытия и функционирования вещей. Например, сумел бы химик синтезировать новое вещество, если бы его знание о составе и структуре желаемого соединения расходились с его реальным строением?

Гносеологический пессимизм

(от греч.
skeptikos
— рассматривающий) представляет собой течение, сторонники которого (античные скептики, Юм и др.) сомневаются в возможности достоверного познания мира. Так, древнегреческие скептики Пиррон, Агриппа и другие сформулировали 15 гносеологических аргументов (тропов). В них довольно убедительно доказывалась относительность нашего знания о вещах в силу их постоянной изменчивости. Например, один из аргументов говорит о том, что
одинаковые
вещи вызывают у разных людей
неодинаковые
представления – тогда какое же именно представление можно считать достоверным?

Познание- это способность человека узнавать что-то новое, неизведанное. (ЕГЭ по русскому)

С его помощью люди познают закономерности жизни. Именно познание помогает человеку совершенствоваться и развиваться. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту К.Г.Паустовского и к художественной литературе.

В нем автор пишет, что счастливыми являются только те люди, которые обладают знаниями. Перед образованным человеком открыты все дороги, он начинает видеть мир в новых красках.

Ведь по мере роста познаний увеличивается сила воображения. Недаром Паустовский сравнил путешествие со знаниями. Ведь оно всегда сопровождается непрерывным потоком новизны, проникновением в область значительного и прекрасного.

Таким образом, познание-это постижение закономерностей, в ходе которого мы узнаем новое об окружающем нас мире.

Проблема познаваемости мира

Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Он был сформулирован еще античными авторами, тогда же сложились и основные походы к его решению:

  • познавательный оптимизм,
  • познавательный пессимизм,
  • скептицизм.

Познавательный оптимизм основывается на убеждении в безграничности познавательной способности человека. Хотя мир огромен и сложен, последовательно подходя к процессу его изучения человек способен в конечном итоге познать все явления окружающей реальности, выявить и описать, и проникнуть в сущность всех объектов, процессов, закономерностей, определяющих существование вселенной. Сторонники познавательного оптимизма признают, что в настоящее время знание человека о мире далеко от своей завершенности, но видят в этом не причину для разочарования в познании, но напротив, мотивацию к его дальнейшему изучению, рассматривая познание как одну из величайших ценностей человечества.

Агностицизм или познавательный пессимизм напротив отрицает способность человека познать мир. Различными философами приводятся разные аргументы – мир нельзя познать в принципе, человеческие представления о мире никогда не будут соответствовать реальности, каждый человек строит свой образ мира, каждый из которых не эквивалентен другому и самому миру и т.д.

Пожалуйста помогите написать сочинение рассуждение 15.3 на тему: что такое познание ?

Читайте также: