Сочинение по наблюдениям 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания.

Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

” деловые” ( например,” Наш кабинет труда”) и эмоционально – образные ( например, ” Наша Мурка”, ” В саду осенью”). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( ” Яблоко”, “Часы”, “Кукла”) или по прошлым наблюдениям ( “Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.

2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: ” Как сделать скворечник” ( на уроках труда), ” Как посадить дерево”.

3. Описание картин природы и других сложных

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.

Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа ” Наш поселок”, ” Лес осенью”, “Закат солнца” не новость и не редкость в школе.

Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок.

Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.

План может быть составлен как до, так и после зарисовок.

Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно — задача учителя.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них — это упражнения в связной речи — рассказы, пересказы, сочинения.[3] У спехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.

Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во

внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Систематическая работа по развитию речи позволит достичь следующих предметных результатов : обучающиеся 4 класса научатся

- понимать тему текста и определять её границы;

- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;

- делить текст на логически законченные части;

- выделять главную мысль и составлять план текста;

- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;

- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- распознавать значения незнакомых слов.

В начальной школе ученики знакомятся с основными видами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания).

Наблюдательность очень важна для развития речи. Работая над развёрнутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения , чёткости в словесном оформлении своих знаний.

Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема — это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея — это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.

Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

Следующим шагов в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект, каркас. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Дети четвертого класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.

Рекомендуется план из трех-пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению, тогда план может перестраиваться, совершенствоваться.

Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.

План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.

Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.

Кульминацией работы является написание сочинения. В четвертом классе для написания сочинения выделяется – один урок и двадцать минут второго урока.

Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные этапы уроков письма сочинений.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Данный вид сочинения имеет свои особенности и тематику. Особое значение здесь имеют вопросы для подготовительной работы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения учащихся, помочь им выразить свои мысли и свое отношение к фактам, событиям, которые составляют основу сюжета.

Сочинение по наблюдению тесно связано с чтением научно-познавательных статей, которые помогают младшим школьникам описывать окружающий мир. В процессе чтения статей и наблюдений обобщается определенный круг знаний, формируются элементы научного мировоззрения, осваиваются жанры сочинений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.
  2. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.
  3. Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.
  4. Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Оборудование урока:

  • выставка рисунков,
  • памятки для проверки сочинения,
  • орфографические словари Д. Ушакова,
  • вазы с веточками, цветами (стоят перед каждым учащимся на парте),
  • стихи советских поэтов.

Предварительная подготовка к уроку:

  • экскурсия в осенний лес;
  • поездка в Болдино;
  • беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа.

Урок русского языка в 4 классе

Сочинение по наблюдениям

Учитель нач. классов: Береза О.В.

Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.

Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.

Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Оборудование урока:

памятки для проверки сочинения,

орфографические словари Д. Ушакова,

вазы с веточками, цветами (стоят перед каждым учащимся на парте),

стихи советских поэтов.

Предварительная подготовка к уроку:

экскурсия в осенний лес;

поездка в Болдино;

беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа.

I Вводная беседа.

Ребята, что вы заметили сегодня, когда шли в школу? (Земля замерзла; на деревьях почти нет листьев, а вчера шел маленький снежок).

О чем это говорит?

(Что скоро будет зима).

А совсем недавно мы с вами шли в школу, на 1-е сентября и была совсем другая погода. Какая?

(Все было зеленым; солнышко светило и т.д.).

Но мы, ребята, с вами наблюдали за природой все это время и видели ее изменения!

(Что деревья меняли свой наряд и т.д.).

Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами?

(Описать то, что наблюдали; какие изменения произошли в природе осенью)

Почему важно было наблюдать?

(Чтобы написать сочинение о чувствах, вызванных этим явлением)

А кроме наблюдений, где мы еще встречались с осенью?

(Ездили в Болдино, ходили на экскурсии, читали стихи и т.д.)

III . Чтение стихотворений (отрывки).

1. Ходит осень по дорожке,

Прочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросит

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый. (В. Авдиенко)

О чем говорится в этом стихотворении?

(Что осень – унылая, но очаровательная пора)

2. Лес, точно терем расписной…

(до слов…Лес пахнет дубом и сосной…) И. Бунин

Что вы представили себе, слушая это стихотворение?

(Обычно осень – время увядания природы, а здесь очарование огненно – золотистого и багряного цветов. Мы ощущаем прозрачный и бодрящий воздух)

А с чем сравнивает поэт лес?

IV . Лексическая подготовка.

В стихотворении говорится, что деревья приобрели разноцветные краски. А за какими деревьями вам пришлось наблюдать?

Что вы можете сказать про березу?

(с нее листочки сыплются; резные листочки; сыплются, как дождь, потому что их на березке много и они мелкие)

(листочки похожи на лесные фигурки; листья плавают медленно, плавно, потому что они крупные)

За ивой наблюдали.

(листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки)

Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью?

А какие еще слова, вызывающие действия, можно будет использовать в своей работе?

(листочки кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут и т.д.)

Да, полетели листья по ветру, как птицы; запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы по земле.

Ребята, а что вы можете сказать о земле?

(укрыта золотым ковром и т.д.)

А про воздух, что вы можете сказать?

(он бодрящий, холодный и т.д.)

А если прислушаться, что еще можно услышать осенью?

(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами)

Вывод: Да, только осенью можно по – настоящему оценить красоту деревьев. Эту красоту воспевали не только поэты, но и художники.

(картины художников) Левитан, Поленов.



Великолепную красоту мы с вами видели, когда ездили в Болдино. Вспомните нашу поездку.



Еще ребята, вы сами были художниками и писали свои картины. Посмотрите, какие они чудесные у вас получились!

(картины детей на доске).

V . Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения.

Итак, мы с вами наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсии, собирали языковой материал по теме, и сейчас будем писать сочинение. Но сначала составим структуру сочинения.

Из скольких частей она будет состоять?

Основная часть.

Структура сочинения:

Основная часть.

О чем будем писать во вступлении?

(О том, что наступила осень)

Какая осень?

(Волшебница, золотая, красавица, очаровательная, печальная и т.д.)

(Слова – помощники записаны на доске).

О чем мы должны написать в основной части?

(описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)

Когда мы будем описывать осеннюю природу, что нам для этого будет нужно?

(немного фантазии)

Дайте название основной части сочинения?

(осенняя фантазия, осенние зарисовки, осенняя сказка и т.д.)

О чем мы будем рассказывать в основной части?

(как опадают листья с деревьев, кустарников; как осень без красот и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле и т.д.)

Какие листья вы видели осенью?

(багряные, золотистые, лиловые, пурпурные, красные, бурые и т.д.)

(слова записаны на доске).

Осенью можно бесконечно любоваться и восхищаться красотой деревьев. Но почему же некоторые считают, что осень унылая пора?

(идут дожди, нельзя гулять во время дождя, мало греет солнышко)

Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

Как вы закончите сочинение?

Как осень влияет на ваше настроение?

I . Наступила красавица осень.

II . Осенняя фантазия.

Деревья осенью.

Осенний ковер.

III . За что я люблю осень.

Наступила красавица осень.

Осенняя фантазия.

деревья осенью

осенний ковер

За что я люблю осень.

VI . В своем сочинении вы должны отразить испытываемые чувства, рассказать об этом так, чтобы читающий все увидел своими глазами, прочувствовал ваше отношение, понял ваше настроение, представил себе красоту увядающей растительности. Чтобы сочинение получилось хорошее, необходимо добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.

VII . Написание сочинения.

С чего начнем сочинение?

(Эпиграф выбирают из книг советских поэтов).

Зачитать 2 – 3 эпиграфа.

VIII . Проверка написанного (по памятке).

Памятка 1

Соответствует ли содержание текста теме?

Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построено предложение?

Интересно и понятно ли все изложение слушателям?

Памятка 2

Проверь, не пропустил ли ты буквы?

Правильно ли написал безударные гласные?

Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

Не уверен – спроси учителя!

Памятка у каждого учащегося на парте.

Зачитать 2 – 3 сочинения.

IX . Итог урока.

(Свои сочинения учащиеся вывешивают на доску в виде листочков, веточек и т.д.)

Каждый из вас, ребята, увидел прелесть осени по – своему, поэтому и сочинения получились разные.

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Об осени очень много написано стихов, рассказов, песен и т.д. Вы можете обратиться в библиотеку и взять книги про осень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для учеников 4 класса.

Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.

Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.

Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Предварительная подготовка к уроку:

экскурсия в осенний лес

1. Предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
- Рассмотрите листья этого дерева.
- Какого они цвета?
Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Прием фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.

3.Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра, как падает листок с дерева и т.п.

4. Развитию речи учащихся, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников.

беседа об осенних изменениях в природе на уроках окружающего мира

беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкй дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Итак, пейзаж – это изображение природы.

Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещённые солнцем.

Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека.

И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится.

Много интересного вы рассказали о нашей Родине, о её красоте.

Наша природа-красавица часто меняет наряды.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

О каком времени года говорит поэтесса Е. Трутнева ?

Совершенно верно, о красавице-зиме.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

А это что за время года ? Конечно же весна.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Белые. Пушистые

В небе облака.

Какое это время года ? Да, это яркое лето.

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

Догадались, ребята? Конечно же это осень.

Так описывают родную природу поэты. Давайте теперь посмотрим, как же её изображают наши известные художники. Художник, рисующий природу, называется пейзажистом.(рассматриваем репродукции картин известных пейзажистов)

I. Мотивация.

Ребята, что вы заметили сегодня, когда шли в школу?

(Земля замерзла; на деревьях почти нет листьев, а вчера шел маленький снежок).

О чем это говорит?

(Что скоро будет зима).

А совсем недавно мы с вами шли в школу, на 1-е сентября и была совсем другая погода. Какая?

(Все было зеленым; солнышко светило и т.д.).

Но мы, ребята, с вами наблюдали за природой все это время и видели ее изменения!

(Что деревья меняли свой наряд и т.д.).

Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами?

(Описать то, что наблюдали; какие изменения произошли в природе осенью)

Почему важно было наблюдать?

(Чтобы написать сочинение о чувствах, вызванных этим явлением)

А кроме наблюдений, где мы еще встречались с осенью?

( ходили на экскурсии, читали стихи и т.д.)

III. Чтение стихотворений (отрывки).

1. Ходит осень по дорожке,

Прочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросит

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый. (В. Авдиенко)

О чем говорится в этом стихотворении?

(Что осень – унылая, но очаровательная пора)

2. Лес, точно терем расписной…

(до слов…Лес пахнет дубом и сосной…) И. Бунин

Что вы представили себе, слушая это стихотворение?

(Обычно осень – время увядания природы, а здесь очарование огненно – золотистого и багряного цветов. Мы ощущаем прозрачный и бодрящий воздух)

А с чем сравнивает поэт лес?

IV. Языковая подготовка.

В стихотворении говорится, что деревья приобрели разноцветные краски. А за какими деревьями вам пришлось наблюдать?

Что вы можете сказать про березу?

(с нее листочки сыплются; резные листочки; сыплются, как дождь, потому что их на березке много и они мелкие)

(листочки похожи на лесные фигурки; листья плавают медленно, плавно, потому что они крупные)

За ивой наблюдали.

(листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки)

Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью?

А какие еще слова, вызывающие действия, можно будет использовать в своей работе?

(листочки кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут и т.д.)

Да, полетели листья по ветру, как птицы; запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы по земле.

Ребята, а что вы можете сказать о земле?

(укрыта золотым ковром и т.д.)

А про воздух, что вы можете сказать?

(он бодрящий, холодный и т.д.)

А если прислушаться, что еще можно услышать осенью?

(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами)

Вывод: Да, только осенью можно по – настоящему оценить красоту деревьев. Эту красоту воспевали не только поэты, но и художники.

V. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения.

Итак, мы с вами наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсии, собирали языковой материал по теме, и сейчас будем писать сочинение. Но сначала составим структуру сочинения.

Читайте также: