Сочинения нетрадиционных жанров в системе речевого развития в школе

Обновлено: 04.07.2024

Существует несколько жанров сочинений, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные жанры:

Сочинение-описание – перечень признаков объекта описания. Описание может быть научным и художественным, объективным и субъективным, детальным или образным. Структура описания обычно строится от общего к частному: общее описание предмета -> описание характерных признаков -> описание отношения к предмету. Часто используются прилагательные.

Сочинение-повествование — изложение последовательности событий, в результате которого получается рассказ. Структура повествования: завязка -> кульминация -> развязка. Часто используются глаголы и наречия времени.

Сочинение-рассуждение – логическое изложение собственной аргументированной точки зрения. В основе любого сочинения-рассуждения лежит проблема. Структура рассуждения: проблема -> аргументы-> вывод. Часто используются побудительные и вопросительные предложения, оценочные суждения, вводные слова и фразы.

Нетрадиционные жанры:

Сочинение-реклама – изложение достоинств предмета в понятной, лаконичной и интересной форме. Особенности – важность заголовка, “живой” текст, интересные, запоминающиеся факты, простота восприятия на слух.

Сочинение -дневниковая запись – опус в литературно-бытовом жанре. Повествование обязательно ведется от первого лица. Повествуется о текущих событиях, при чем повествование здесь соседствует с описанием и рассуждением. Записи всегда датируются.

Сочинение-эссе – произведение небольшого объема, в котором автор передает свои личные впечатления. На первом плане в эссе всегда личность автора.

Сочинение-письмо – текст, написанный адресату, разговор с отсутствующим. Для данного жанра сочинений характерно наличие вводных слов, обращений, информации личного характера, эмоциональность, открытость.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ

Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого.

Алгоритм эссе пять-шесть абзацев, где 1 абзац – вступление, 2 абзац – проблема, 3 абзац – описание проблемы, 4 абзац – отношение автора, 5 абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт, можно брать газеты, даже ТВ, 6 абзац – заключение. Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.

Специфика жанра эссе:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

СОЧИНЕНИЕ ПО МЕТАФОРЕ

  1. Состоит из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности.
  2. Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
  3. Первое слово каждой строки – название стихотворения.

Например:

Зима – белоснежное покрывало, Зима – сладких мандаринок вкус, Зима – свежий морозный запах, Зима — ледяная снежная королева, Зима – скрипучий снег под ногами, Зима – чувство праздничного веселья.

Сочинение-даймонд/диаманта – мини-сочинение в форме творческой работы, состоящей из семи строк, где первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы; вторая – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному;

4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Зима Серая, мрачная Печалит, морозит, волнует Зима холодная. Лето жаркое. Радует, бодрит, веселит Светлое, ясное Лето

Диаманта – сочинение-миниатюра в форме семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением; полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

Сочинение-монофон – это творческая работа, состоящая не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами). Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под.) или двуслоговыми (например, около, напротив). Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Сочинение-сага или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 кеннингов. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.

Сочинение-идентификация или сочинение-метаморфоза (превращение).

Сочинение-метоморфоза Однажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в сувенир. И я стою себе в серванте никто меня не трогает. Раз в неделю протирают с меня пыль и всё. И до следующей недели нет до тебя дела. А так нужно убирать в неделе, мыть посуду, летом пошагать по огороду. А так я словно в раю. Но когда приходишь в себя понимаешь, что такого быть не может, что это всё бурная фантазия.

Сочинение-сиквел (продолжение) – творческая работа, которая продолжает сюжет известного художественного произведения.

Сочинение-приквел (предыстория) – творческая работа, которая рассказывает о событиях, которые произошли ранее событий художественного произведения. Приквел является как бы продолжением наоборот – с одной стороны он использует популярность и идеи первоначального произведения, но не является его прямым продолжением. Как правило, в приквеле рассказывается предыстория героев или мира описанных в художественном произведении.

Сочинение-мидквел (дополнение) – это творческая работа, которая дополняет сюжет художественного произведения, не продолжая, а именно дополняя, то есть событие идет не линейно, а как бы в сторону, и происходит это событие одновременно с тем, что описывается в художественном произведении.

Сочинение-интерквел – творческая работа, рассказывающая о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями, например, эпопеи.

Сочинение-триквел – это творческая работа, по форме являющаяся сиквелом сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.

Сочинение-квадривкел – это творческая работа, по форме являющаяся четвертой степенью продолжения произведения.

Сочинение-ремейк, римейк (англ. remake – переработка) – творческая работа, представляющая собой новую версию или интерпретацию ранее изданного художественного произведения. Наиболее близкие формы – ретейк и интертекстуальность.

Сочинение-экфра́сис (др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) – сочинение-описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте.

Виды сочинений.

Существует несколько видов сочинений в зависимости от источников материала и от используемого стиля.

Классификация сочинений в зависимости от источника информации:

  • Сочинение, основанное на личном опыте,
  • Сочинение, основанное на литературном тексте,
  • Сочинение, основанное на кинофильме / музыкальном произведении и прочее,
  • Сочинение, основанное на картине или цикле картин
  • Сочинение, основанное на различных источниках информации

Классификация, основанная на стиле сочинения:

  • эмоционально-образные сочинения,
  • сочинения в документальном стиле,
  • сочинения в научном стиле

Сочинение-рассказ (сочинение-повествование)

Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).

Однако на первом этапе обучения написанию сочинений есть смысл больше поработать над традиционными типами сочинений, добиться свободного владения каждой из трёх жанровых форм, научиться осознанно их выбирать в соответствии с заданной темой.

Жанры литературы

Литературный жанр — это произведения, скрепленные общими структурными особенностями и стилистическими признаками.

Жанры литературы приобрели свою классификацию благодаря литературным родам. Они подразделяются на эпические, лирические, драматические, лиро — эпические.

Выпускное сочинение по литературе Формулировки тем, их жанровое воплощение. — презентация



Выпускное сочинение по литературе Формулировки тем, их жанровое воплощение

Итоговое сочинение: выбор жанра Жанр – определяющий текстообразующий фактор.Жанр – определяющий текстообразующий фактор. Жанр – это форма организации словесно- речевого материала, которая задается сходством текстов в 3-х аспектах:Жанр – это форма организации словесно- речевого материала, которая задается сходством текстов в 3-х аспектах: — тематическом; — структурно-композиционном; — лингвостилистическом.



Жанровая типология школьного сочинения Отзыв Отзыв Рецензия Рецензия Литературно-критическая статья Литературно-критическая статья Публицистическая статья Публицистическая статья Литературоведческая статья Литературоведческая статья Эссе Эссе Сказка Сказка Дневник Дневник Очерк Очерк Синквейн Синквейн

Жанровая типология школьного сочинения Разновидности литературоведческой статьи 1. Анализ эпизода литературного произведения 2. Характеристика литературного героя 3. Сопоставительная характеристика персонажей 4. Анализ и интерпретация стихотворного текста 5. Анализ и интерпретация прозаической миниатюры



Жанры итогового сочинения Литературоведческая статья Литературоведческая статья Эссе Эссе Публицистическая статья Публицистическая статья



Анкета жанра Параметры характеристики: коммуникативная цель; функция; содержание; языковые особенности; ведущие стилевые черты. Описание параметров:

Литературоведческая статья Литературоведческая статья – научно-популярный жанр; реализуется в форме, адаптированной к школьной практике. В основе текста – модель научного рассмотрения какой-либо литературоведческой проблемы. Рассмотрение проблемы может быть комплексным или осуществлено в одном из аспектов: -тематика и идейный смысл произведения; -особенности его поэтики; -специфика авторской постановки и интерпретации (авторской позиции и пафоса).

Литературоведческая статья: анкета жанра ЦЕЛЬ: представить научный взгляд на выбранный аспект исследования литературного произведения. ФУНКЦИЯ: информативно-аналитическая. СОДЕРЖАНИЕ: аспектный анализ и его результат – научный вывод по итогам анализа рассмотрения проблемы. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: в основе – научный стиль в сочетании с публицистическим. ВЕДУЩИЕ СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: аналитичность, логичность, объективность, аргументированность, конкретность и обобщенность.



Эссе Эссе (франц.) – опыт, набросок. Жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто субъективную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основатель жанра – М. Монтень.

Публицистическая статья Публицистическая статья – сочинение относительно небольшого объема, посвященное актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества, в котором автор открыто заявляет свою позицию. Служит способом передачи социально значимой информации и – одновременно – полемически заостренной индивидуально-авторской позиции.

Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. В процессе работы над сочинением формируется речевая компетенция, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания.

В современной методике существуют различные жанры школьных сочинений. По тематике (содержанию) различаются сочинения на литературную, лингвистическую и свободную тему; по источнику информации – сочинения на основе жизненного опыта, просмотренных телепередач; по объему – сочинения– миниатюры, этюды, изложения. В соответствии с типами речи выделяются сочинения – повествования, сочинения – описания, сочинения –рассуждения.

Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений является небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающий эффект следует учитывать в широкой практике. Кроме того, в последнее время становятся популярными сочинения в жанре рецензии, эссе, отзыва, репортажа, интервью, путевых заметок, дневниковых записей, писем, юмористических рассказов и др. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения, т.е. эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.

Многое интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Так, привлекает внимание прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини – сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем – ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

Интересной представляется творческая работа, написанная по первой строке Мастера. Учащимся может предлагаться не только первая строка, но и последующие несколько предложений или какой–то другой отрывок. Здесь важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения прочитываются, после чего ребята знакомятся c аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера, что следует подчеркнуть в анализе специально.

В школьной практике используется также сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение. Приведем примеры нескольких вариантов “экспозиций” на тему “Моя родина”.

“С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове “Родина?”

“Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря “моя родина”. В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне. ”

“Мой город… Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья”.

К сожалению, большинство учащихся в последнее время признаются, что они затрудняются в написании творческих работ, особенно сочинений по литературе. У них не воспитана потребность воплощать свои мысли в художественные образы. Нередко они связывают свое отрицательное отношение к сочинению с невозможностью открыто, правдиво высказать свое мнение по тем или иным вопросам, так как учитель авторитарно определяет ход рассуждения, подавляет самостоятельность мысли. В связи с этим литературное сочинение из творческой работы превращается в заурядную и трафаретную форму проверки знаний. Учитель принимает элементарное воспроизведение текста, а творческий уровень работы, владение художественным словом зачастую не учитываются.

В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения. Одной из таких забытых форм является ведение дневника. На уроках литературы нередко приходится прочитывать дневниковые записи поэтов и писателей. Учащиеся узнают, что дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. Высказывания многих известных писателей объясняют, какое большое значение придавали они дневниковым записям. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что его "путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник".

Учащиеся понимают, что человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника. Думается, что целесообразно вернуться к такой форме творческих работ учащихся.

Впервые с образцом дневниковых записей школьники знакомятся при изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Очень важно обратить внимание на содержательную сторону журнала Печорина, на особенности композиции, на приемы раскрытия внутреннего мира героя. Каждая дневниковая запись характеризует и самого пишущего. Это проявляется в языковых средствах, которые тоже могут быть подвергнуты анализу.

Приводим пример отрывка из дневниковых записей Печорина:

. Мне грустно. Неужели мое единственное назначение на земле –разрушать чужие надежды. Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего–то нового. Смешно и досадно!

Предлагаем учащимся следующие вопросы:

– Как оценивает Печорин свое поведение?

– Какие слова выражают эту оценку? (Играл роль топора; моя любовь не принесла никому счастья; ничем не жертвовал для тех, кого любил; смешно и досадно).

– Какие эмоциональные средства использует герой?

– Как этот фрагмент записи помогает понять внутреннее состояние души Печорина?

После анализа образца дневниковой записи учащимся могут быть предложены темы для составления дневника каких–либо литературных персонажаей, например, из романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

“Наконец – то кандидат мой и прибыл! Приехал, душа моя, в такой чудный день. Заживем мы теперь с Аркадием на славу: он по хозяйству помогать мне будет, пока ему это не наскучит. Не дождалась ты, Машенька. А как бы мы втроем зажили! С тобой бы читали мы вместе, играли в четыре руки на фортепиано, пели бы дуэты, как раньше было.

Что – то взгрустнулось мне в то время, как я бесконечно рад приезду моего бесценного Аркаши.

По дороге домой он расспросил меня о хозяйстве. Ох уж это хозяйство! Какие же хлопоты у меня в этом году с этими мужиками! И наемные тоже: настоящего старанья нету, только сбрую портят. Но пахали, впрочем, ничего”.

Отрывок из дневника Е. Базарова (15 июня).

“Был на балу. Собрание глупых и пустых людишек. Но постойте, была там одна особа. На других баб не похожа. Что за фигура, что за плечи! Давно я таких не видывал. Высоко она себя ставит. Губернатор с Ситниковым перед ней так и лебезят. Аркадий от нее без ума. Да что взять с нежного юнца?

(16 июня). Сегодня посетил с Аркадием эту Одинцову. Не оценил я ее вчера. Совсем не ожидал такой женщины в ней увидеть. Герцогиня, владетельная особа! Спокойна и холодна, как лед. Да и умна тоже. Странное действие производит. Вот уж никогда не думал, что бабы испугаюсь. И что это со мной сегодня?”

“. Сейчас уже почти полночь. Я не могу спать. Сколько мыслей в голове, страха и сомнений! Этот разговор с Базаровым . Неужели он и вправду думает обо мне так. “ Вы непогрешительно правильно устроили свою жизнь, в ней не может быть места ни скуке, ни тоске”. Как он ошибается! Скука и тоска. Я знаю эти чувства лучше других. Я жила с ними неделями, месяцами. Да, я не хотела казаться окружающим тоскующей и скучающей, и многие, должно быть, обманывались, предполагая, что это – моя манера себя держать, мои аристократические замашки. Но душа моя была одинока. За две недели общения с Евгением она вдруг ожила, встрепенулась, воскресила надежды. А завтра, когда Базаров уедет. Снова пустота.

Два чувства борются во мне сейчас: желание жить, сознание уходящего, ускользающего счастья и холодное, жестокое ко мне самой, ставшее частью моего существования, спокойствие. И я дорожу этим спокойствием, не могу отказаться от него и . боюсь, боюсь своих волнений, своих желаний, своих чувств к этому человеку. Я страшусь своего будущего. Сделать шаг назад? – там пустота. Заглянуть вперед – страшная бездна. Лучше останусь стоять на месте. ”

Выполнение такой творческой работы помогает учащимся “приблизить” к себе героя, почувствовать его переживания, не понятые при поверхностном чтении.

При обучении такой форме сочинения следует предупредить о необходимости сохранения колорита речи героя, атмосферы эпохи. Такая работа дает представление не только о знании текста, понимании сложности и противоречивости характера персонажа, но и просто учит вести дневник, помогает преодолеть страх перед белым листом бумаги.

В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое и жанр письма. Его полезно возвращать, как и дневники. Письмо – полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале можно практиковать письма–обращения к какому–нибудь персонажу, письма–признания таланта какого–то человека, воображаемые письма одного героя другому.

Эпистолярный жанр, бесспорно, не из легких. Он должен отвечать определенным требованиям. Общеизвестны слова Цицерона: "Письма – это беседы с отсутствующими друзьями". Все в них имеет значение: и дата, ибо она должна соответствовать реальному ходу событий, и языковые средства, которые помогут воссоздать нравственные идеалы, духовную жизнь героев. Пишущий должен хорошо представить себе характер персонажа, привычки, образ мыслей и манеру говорить.

Такая работа стимулирует аналитическое чтение, включает в себя элементы литературно–художественного мастерства. Использование подобных творческих заданий позволяет педагогу затронуть и этическую сторону воспитания, то есть обратить внимание на то, что письмо, как правило, характеризует не только адресата, но и адресанта. Составляя сочинение на указанную тему, учащиеся должны учитывать эту особенность письма как вида общения. Особенность формулировки тем требует от учащихся составления письма по воображению на основе текста произведения. Оно ставит пишущего в позицию героя, позволяет ему глубже осмыслить духовный мир персонажа. Приведем пример письма–послания.

Почти прошло с тех пор, когда

На увлекательных страницах романа

Явилась в свет и ослепила

Своим умом и красотой,

Сердца и души покорила

И удивила добротой.

Сквозь пыль годов тебе посланье

Рукой несмелою пишу,

Чтоб рассказать тебе желанье,

И ты пойми меня, прошу.

Давно ты стала идеалом,

Примером женской чистоты,

Соединив в себе недаром

Богини милые черты.

Хранила свято. Только грустно,

Что не свершил Господь чудес:

Ведь ты “другому отдана

И будешь век ему верна”.

Какой пожар в душе и муки,

Татьяна, ты перенесла,

Спасаясь от тоски и скуки,

Но ты жива, да, ты жива.

Ты научила поколенья

Неопытных влюбленных дев,

Как воспитать в себе тертенье

И вихрь страстей сокрыть от всех.

Теперь поведаю желанье,

Открою тайные мечты:

Хочу, о милое созданье,

Хорошее знание содержания, интерес к произведению вызывают и такие творческие работы, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли. Например:

– Что произойдет в доме Фамусова после отъезда Чацкого?

– Какой вам представляется судьба Евгения Онегина?

– Возродится ли Раскольников для новой жизни?

Эта форма литературного творчества школьников требует большого такта, необходимости соблюдения принципа историзма, предостережения учащихся от возможных натяжек.

В статье описаны виды творческих работ учащихся, которые принадлежат к числу недостаточно разработанных, но, вместе с тем, побуждающих учащихся к самостоятельной оценке художественного произведения.

Такие сочинения могут носить полемический, дискуссионный характер, но именно в этом движущая форма обучения, органически слитая с воспитанием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нетрадиционные виды сочинений на уроках русского языка и литературы

Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира .

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно - речевых умений учащихся. Оно позволяет решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

В последнее время учителя-словесники стали активно вводить в практику инновационные формы работы и предлагать учащимся нестандартные виды сочинений. Например, такие: сочинение-монофон, сочинение-сага, сочинение-метаморфоза, сочинение-нарратив, сочинение-фанфик, сочинение-сиквел, сочинение-приквел, сочинение-мидквел, сочинение-римейк/ремейк, сочинение-ремикс, сочинение-экфрасис, сочинение-скетч и другие.

Сегодня я расскажу вам о некоторых из них.

Всего 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец – это то, что называют мини-сагой. Неплохой ограничитель – чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей. Сколько уже? 40? Так осталось совсем ничего… даже нет времени подумать… или вздохнуть…

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МИНИ-САГИ:

КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ?

Он был баловнем судьбы. Дорогая квартира, дача, автомобиль. Одежда – из Парижа, аксессуары – из Милана. Топовые рестораны и клубы столицы. Его любила лучшая из женщин. Они никогда не расставались.

Он не работал, лишь иногда ходил на фотосессии. Она его содержала. Никогда не упрекала. И он был счастлив.

Он… Йоркширский терьер Кузя.

Я - головная боль. Я прихожу внезапно, когда меня совсем не ждут. Сначала я едва заметна, но через несколько минут жертва готова на все… Я мучаю, мешаю работе, порчу людям настроение… Я коварна и глуха к мольбам…

Я - головная боль, убей меня, приняв таблетку!

То есть нарратив - это, скорее, не объективное, а субъективное повествование. Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, - в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего

Я чувствую себя кувшином, стоящим у источника с живительной влагой. Я с жадностью поглощаю чудодейственные, волшебные капли и чувствую, как становлюсь богаче. Мудрая, животворящая вода делает меня чище, благороднее, умнее. Этой мудрости так много, что часть её проливается мимо меня в поисках своего кувшина. Я наполняюсь знаниями, мыслями, опытом. И вот уже из горлышка вылетают брызги, не затронувшие ни сердце, ни разум.

Сейчас мой кувшин полон до краёв, но источник не иссяк. И я с радостью отпускаю свою воду, потому что вижу, как нуждается в ней окружающая меня молодая поросль.

Пейте, растите, возвышайтесь телом и душой! И да не иссякнет никогда источник живой мудрости!

Сиквел – художественное произведение (роман, фильм), которое продолжает сюжет другого известного художественного произведения.

Нередко сиквелы имеют одинаковую с основным произведением название, отличаясь лишь номером: например, Человек-паук 2, Человек-паук 3, Шрек 2, Шрек ИИИ и тому подобное.

Экфра́сис (др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.

По объекту описания экфрасисы подразделяются на прямые и косвенные.

Требования к монофону:

· В монофоне должно быть не менее 50 слов.

· Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами).

· Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука.

· Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

· В составлении монофона поможет любой словарь.

Весна… Ветер волнует ветки, вдыхая в воздух волшебную влагу. Всё возрождается вновь. Весенний венок, вплетенный в волосы, вдохновляет. Вы великолепны! Вслушайтесь: всплеск волн, вода, вытирающая ваши воспоминания. Ветерок ворошит влажные волосы. Воспоминания вынужденно возвращают вас во времена волнительных вечеров. Вы влюблены! Влюблены во всё. Во всплеск весёлых волн, вершины-великаны, вечный водоворот времени.

В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко анализируются особенности текстов подобного характера, предлагаются варианты организации подготовительной работы учащихся к созданию сочинений такого плана.

ВложениеРазмер
statya_zhanry_1.docx 84.31 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврентьева Ю. В.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ

Аннотация: В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко анализируются особенности текстов подобного характера, предлагаются варианты организации подготовительной работы учащихся к созданию сочинений такого плана.

Ключевые слова: сочинение, нетрадиционные жанры, литературный блог, литературный форум, статья в Википедию, страница веб-сайта.

To the undergraduate 2 courses of the

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

doctor of Philology, Professor in the

Department of literature and methods of teaching literature

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Abstract: the article presents several varieties of non-traditional genres, school essays in literature, tailored to relevant to modern students in the environment of virtual communication. Briefly discusses the features of texts of this nature provides you with the organization of the preparatory work of students to create works of such a plan.

Key words: compositions, non-traditional genres, literary blog, literary forum, an article in the Wikipedia page of the web site.

LEARNING TECHNOLOGY WORKS NON-TRADITIONAL GENRES IN LITERATURE CLASSES IN THE MODERN

Лаврентьева Ю. В.,

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Технологии обучения сочинениям нетрадиционных жанров

на уроках литературы в современном социокультурном контексте

Наша методическая идея заключается в признании необходимости включения в методические системы изучения художественных текстов на уроках литературы нетрадиционных жанров сочинения, ориентированных на ситуации виртуального общения, весьма популярного у современных учащихся, знакомого и интересного им, учета, таким образом, современного социокультурного контекста обучения литературе в целом. Виртуальное общение как один из наиболее существенных социокультурных факторов развития речевой среды современных учащихся уже на протяжении более двух десятков лет сохраняет статус динамично изменяющегося вида дискурса с ярко выраженной ориентацией на интересы пользователей среднего и старшего школьного возраста, которые составляют широко представленную в нем возрастную категорию. Более того, легко закрепляющиеся здесь креативные находки отдельных коммуникантов с относительно большой скоростью получают дальнейшее распространение, определяя в конечном итоге речевую моду общения в Сети. Таким образом, динамично развивающийся и отражающий коммуникативные потребности различных возрастных категорий пользователей Интернет-дискурс рассматривается нами как весьма эффективное и продуктивное средство развития речевых способностей учащихся в творческой интерпретации прочитанного и проанализированного ранее литературного материала, предусмотренной работой над сочинением.

Интернет-дискурс может предложить современному учителю целый комплекс специфических речевых жанров, ориентированных на определенные модели виртуального общения, которые в методике обучения литературе становятся нетрадиционными жанрами сочинений. Среди них особого внимания заслуживают:

– блог Григория Печорина (проблемы молодежи); комментаторы – Евгений Онегин, Дмитрий Рудин, Евгений Базаров;

– блог Наташи Ростовой (проблемы семьи, материнства); комментаторы – Элен Курагина, Анна Каренина, Васса Железнова;

– блог Катерины Кабановой (проблемы любви); комментаторы – Эмма Бовари, Анна Каренина, Татьяна Ларина и др.

Круг таких тем и проблем, а также выбор героев безграничен, но должен при этом учитывать читательский опыт старшеклассников, не отклоняться от школьной программы.

«Друзья! С удивлением замечаю, что в последнее время в специализированных книжных магазинах и собственно везде, где есть прилавки с книгами, все большим спросом начинают пользоваться произведения наших классиков. Так ли это? И с чем это может быть связано? Поделитесь своими размышлениями по этому поводу.

Я тоже нередко становлюсь невольным очевидцем подобной картины. Связываю это с резким падением уровня и качества современной литературы, создаваемой пишущей братией. Народ же русский, как известно, – одна из самых читающих наций. Так что совершенно неудивителен тот факт, что мы стремится к лучшему, качественному чтению (филолог, 32 года);

Что касается стилистического оформления сочинения в данном жанре, то от учеников требуется соблюдение подчеркнуто объективного тона изложения, отсутствие оценочности, акцент на информативной насыщенности текста, подчиненности его основной коммуникативной установке – дать предельно сжатое, но при этом полное, исчерпывающее описание объекта и предмета речи.

Итак, работа над сочинением в рамках литературного образования современных учащихся не должна исключать социокультурного контекста их развития, одним из наиболее существенных факторов которого сегодня является виртуальное общение, Интернет-дискурс с новыми для методики школьного преподавания литературы речевыми жанрами, что требует их осмысления в учебно-методическом аспекте, включения их в процесс литературного обучения старшеклассников в целом.

Согласно В.В. Виноградову, речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. Человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь как психический процесс, по определению Рубинштейна С. Л., это деятельность общения посредством языка. Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения.

Развитие речи учеников – это процесс освоения речи: ее восприятие, способы выражения мыслей посредством языка и речевых механизмов.

Основные условие для успешного развития речи учеников в начальных классах: дети должны испытывать потребность в общении; должна быть развитая речевая среда, которая бы питала формирующуюся речь школьника, изучающего языковые средства; должен использоваться значимый материал, составляющий содержание речи; нужно овладеть теоретическими знаниями о закономерностях языка; нужно постоянно корректировать речь, подчинять ее изучаемым правилам, приобретать культуру речи.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Система речевого развития подразумевает использование речевых ситуаций, организацию речевой среды, проведение словарной работы, использование синтаксических упражнений, организацию работы с текстами, интонациями, исправления и совершенствование речевой компетенции.

Все это базируется на правилах лексики и грамматики, стилистики, фонетики, а также на принципах словообразования. Работа проводится также в соответствии с теорией речи и текста. Она не изучается в школу, но при этом является основой для методики развития речи учеников.

Сочинение как средство развития речи

Речь младших школьников можно развивать в процессе написания сочинений.

Уже с первого класса дети работают над сочинениями. Сначала они оформляются в виде небольших устных высказываний. Затем они перерастают в форму ярких эмоциональных рассказов. Постепенно сочинение превращается в настоящую интеллектуальную работу. Сочинение формирует интеллектуальные способности, учит контролировать эмоции, приучает школьников оценивать пережитое и размышлять над ним, формирует наблюдательность, учит делать выводы, сравнивать.

Сочинения дают возможность детям более глубоко осознавать собственные чувства, побуждения.

Сочинения классифицируют на разные параметры. В зависимости от источника, можно поделить на те, которые составляются об увиденном, пережитом, об услышанном. Также бывают те, которые основаны на книгах, фильмах или картинах. Еще одна группа – это те, что включают в себя разные источники. И последняя группа – это сочинения, написанные на основе воображения учеников.

Если говорить о самостоятельности или несамостоятельности, то можно выделить коллективные сочинения, на общую для всего класса тему и индивидуальные.

Если говорить о жанровой принадлежности, то сочинения могут принимать форму рассуждения, описания или повествования. В начальной школе редко сочинения принимают вид повествования или другого жанра в чистом виде. Обычно школьники пишут в смешанном жанре.

  1. Повествование характеризуется тем, что описываемые в нем события протекают последовательно и связаны между собой. Эти сочинения обладают сюжетом, они похожи на рассказы. Повествование – это наиболее живой, подвижный жанр для сочинений.
  2. Описание характеризуется в том, что можно указывать признаки явлений и предметов. Цель описания — предоставить ребенку наиболее полные и точные сведения о предметах. Элементы описания обычно встречаются в текстах повествовательного типа.
  3. Рассуждения – это связное повествование, которое использует различные приемы доказательства чего-либо: сопоставления, суждения, наглядные примеры, выводы.

Если говорить о стиле, то сочинения могут быть деловыми и образными. Образными обычно являются рассказы о произошедших событиях и описания красивой природы. Деловые – это наблюдения, отчеты и планы, описания дел, объявления, задачи по математике и т.п.

Сочинения также можно классифицировать по темам. Это могут быть следующие тематики: описание природы России; трудовая деятельность; профессии для города и деревни и т.п.

Также сочинения могут принимать форму письменных и устных. Они могут быть домашними, классными или смешанного типа.

Если говорить о целях проведения, то сочинения могут быть контрольными или обучающими.

Первое, что делает при подготовке преподаватель – это определяет тему. Тема – это предмет, обозначающий то, о чем пойдет речь. Тема позволяет отобрать материал, найти подходящие признаки и факты, а также явления, которые отражаются в сочинении.

От того, как тема будет сформулирована педагогом, как школьники ее понимают, зависит полнота ее раскрытия в тексте. Тема неразрывно связана с идеей. Идея – это мысль автора, которая выражается в художественных образах.

Детям нравятся образные и яркие заглавия. Ведь понимание темы часто зависит от того, как ее преподнести: сухо или эмоционально, художественно или лаконично.

Если во время работы над сочинением дети не только выполняют задание педагога, а испытывают более глубокие и серьезные побуждения – стремятся о чем-то рассказать, то это будет побуждать их к творчеству. В таких работах обязательно будет место идейному содержанию, которое непрерывно сливается с темой.

Но если ученики пишут на слишком широкую тему, они могут потеряться и не раскроют ее достаточно глубоко и определенно. Они могут описывать конкретные детали, слабо их связывая между собой.

Поверхностное раскрытие темы – это один из распространенных недостатков сочинений детей. Но он не единственный. Дети не всегда способны обнаружить границы темы. Они могут писать обо всем, что хоть как-то напоминает указанную тему. Другими словами, они недостаточно точно понимают суть темы.

Работая над сочинением или рассказом, дети могут использовать один из двух подходов: от материала к теме, от темы через наблюдения к материалу.

Чтобы ученики развивались гармонично, они должны использовать оба способа. В первом случае педагог помогает детям готовиться, иногда долгое время. Учит их наблюдать, копить факты и материал, обдумывать его. Подобным образом сочинения пишутся о прогулках и походах, когда дети описывают пережитое или увиденное.

В других случаях детям предлагают тему, начинается работа над планом подготовки к ее описанию. Дети накапливают материал, отбирают наиболее важные его компоненты, систематизируют данные. После этого пишется текст.

Некоторые темы подразумевают использование двух вариантов работы.

  1. Первое условие для написания хорошего сочинения – это грамотная организация работы над темой, понимание этой темы и ее раскрытие.
  2. Следующий шаг в работе над сочинением – это составление плана. План – это обязательная часть работы как над устными, так и над письменными сочинениями. Любое речевое высказывание основано на плане. Это своего рода каркас или проект сочинения. План может принимать форму устного, письменного или даже картинного.

Обучение работе с текстом по возрастам

В первом классе функцию плана выполняют вопросы преподавателя. Дети просто на них отвечают, составляя связанные по смыслу предложения. Во втором классе школьники с помощью вопросов учителя составляют план.

В третьем классе они начинают работать коллективно, опираясь на составленный или самостоятельный план.

В четвертом классе дети самостоятельно составляют план на заданную тему.

План рекомендуется делать из трех – пяти пунктов. Дошкольники должны сами составлять планы – готовые им не выдаются. Иначе это будет препятствовать развитию мышления. Обычно план составляют перед написанием сочинения. Но иногда его можно составить и заранее. Например, если подразумевается длительная подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать.

Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения по картинкам должен составляться перед тем, как он будет написан. Даже перед тем, как будет рассмотрена картина. Могут быть два варианта: план по рассмотрению картины и план рассказа, основанного на сюжете картины.

План сочинений об экскурсиях составляют на основе того, как проходила сама экскурсия или по плану наблюдений. План можно уточнять перед тем, как дети приступят к написанию работы.

Накопление материала – это еще одна подготовительная ступень к работе над сочинением. Нужно различать два способа накопления и канала: общее развитие, эрудиция, более широкий круг компетенций и процесс целенаправленного сбора или отбора материала. Также сюда включается накопление материала, подчинение его конкретной цели, определенной теме выступления или сочинения.

Первый вариант более непрерывный и постоянный. Второй протекает достаточно быстро, иногда задолго до процесса написания сочинения и даже еще до выбора конечной темы. Подготавливаясь к теме перелетных птиц, сложно ограничиться во времени.

А чтобы подготовиться к теме погоды в феврале, нужно хотя бы месяц подготовки. Детей водят в музеи и на выставки, изучение материалов продолжается на основании разных материалов: каталогов, проспектов и альбомов. Часто проводятся обсуждения и дискуссии. Дети долго время проводят наблюдение и исследование.

Материалы для будущих сочинений не только накапливают в сознании детей, но и записывают в виде заметов, зарисовывают и составляют из него словарики, подбирают опорные слова. Продолжительность сбора такого материала значительно больше, чем время для выступления или для написания текстов.

Сбор материалов заканчивается систематизацией и выделением главных аспектов, что должно использоваться обязательно с отсечением второстепенных и лишних деталей. Параллельно со сбором этого материала, с его расположением можно подготовиться. Это включает в себя подготовку словаря, запоминание правописания отдельных слов, составление словосочетаний или отдельных предложений, а также текстовых фрагментов.

Естественно, что во время подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, что проявляется в индивидуальности всех учеников, в их интересах, в одаренностях и способностях.

Кульминация работы – это процесс написания сочинения. Во 2 классе процессу уделяется целый урок. В третьем классе для сочинения уделяется урок и еще 20 минут следующего занятия.

Этапы работы с текстом

Обычно подготовка к сочинению и сам процесс по написанию занимает больше времени, чем другие виды работ. Накопление материала на тему проведенной экскурсии проводится задолго до самого написания.

За явлениями природы наблюдения проводятся в течение недели или даже месяца. Картину обычно рассматривают непосредственно перед написанием сочинения. Иногда план составляется заблаговременно, поэтому урок по написанию текста рассматривается, как итоговое занятие всей проведенной работы.

Если к сочинению долго готовились, то процесс построение урока во многом определяется процессом подготовки. Можно выделить некоторые главные этапы уроков письма сочинения:

  1. Обозначение темы, его задач, обсуждение этого с учениками.
  2. Беседа, с помощью которой материал упорядочивается.
  3. Составление плана.
  4. Подготовка к написанию текста: дети составляют отдельные словосочетания, фрагменты текста.
  5. Подготовка к орфографически грамотному написанию сложных слов.
  6. Написание.
  7. Самопроверка, исправление ошибок.

Развивать речь детей младшего школьного возраста во время занятий по русскому языку при работе с сочинением можно, используя три группы методов: имитация, коммуникации и конструирование. Все эти группы можно сочетать в работе педагога и учащихся.

Они хорошо друг друга дополняют. В целом они позволяют создать основу для системы развития речи учеников, которая прочно связана с обучением русскому языку, литературе, риторике и помогает вести активную социальную деятельность ученикам.

Дети выбирают слова и другие языковые средства, моделируют образцовые текст, создают на основе этих моделей предложения и текст, обобщают правила и даже занимаются творчеством – пересказывают и письменно излагают, стараясь творчески дополнять и изменять, инсценировать и драматизировать.

Обучение по образцу подразумевает использование широкого набора типов и приемов ученических работ: это множество типов пересказа прочитанного, это письменные изложения разных типов: с использованием языкового разбора текста, с иллюстрированием и жанровым изменением.

Методы по образцу включают в себя и более мелки упражнения частного характера: дети составляют предложения или элементы текста по модели или типу данного. Они отрабатывают правильное произношение, учатся применять паузы и интонацию, учатся пользоваться ударением по образцу учителя.

Также они учатся понимать замысел автора – писателя, основываясь на артистическом исполнении разных рассказов и письменных сочинений, учитывая прочитанное.

Они учатся использовать в рассказе стилистику, содержание и композицию. Знакомятся с этими особенностями для других жанров: для очерка, для отзыва, для газетной заметки, для характеристики. Также они учатся составлять деловые бумаги: писать заявления и объявления, деловые письма и телеграммы.

Методы обучения сочинительству

В начальных классах часто используют имитационные методы. Но этого недостаточно: ведь работа с образцами помогает лишь подготовить учеников к следующим методам речевого развития.

Методы коммуникации основаны на теории речевой деятельности, например на анализе речевых актов: при этом учитывается каждая ступень: ситуативная ступень, мотивация, восприятие речи слушающим, обратная с ним связь.

Эти методы подразумевают использование разных приемов и обучающих средств, а также типов упражнений. Педагог создает речевые ситуации или выбирает их из жизненного потока. Он устраивает ролевые игры, организует трудовую деятельность, проводит экскурсии и походы, организует наблюдения за картинами.

Также широко используются и другие способы накапливать впечатления и материал. Сюда можно включить любой тип деятельности, которые вызывает у ребенка потребность к высказыванию. Это же относится и к ведению записей в дневниках, рисование, создание воображаемых сказочных сюжетов, выбор разных жанров работы: выступления по радио, доклады, ведение телепередач, рекламная деятельность.

Коммуникативные умения и навыки

Эта методика подразумевает, что ученики должны обладать целой системой умений, которые реализуются в разного рода устных и письменных речевых упражнениях. Сюда включаются семь групп таких навыков:

  • навыки, которые связаны с темой, с ее пониманием и нахождением для нее границ;
  • навыки подчинять свои сочинения конкретному замыслу, способные выражать в них свою мысль, эмоции, отношения;
  • навык собирать, накапливать материал, находить в нем главное и второстепенное, учитывая тему и замысел;
  • способность систематизировать материал, составлять по нему план, использовать композицию;
  • способность подготавливать текст: подбирать слова в соответствии с темой, использовать нужные сочетания, фразы, подготавливать фрагменты текста в устном варианте;
  • способность составлять текст в устной речи: импровизировать, а в письменной – писать без грамматических ошибок, правильно располагать текст на листе и делить его на отдельные абзацы;
  • способность совершенствовать, исправлять написанное, осуществлять редакцию, проверять на орфографические ошибки.

Конструирование текста

Конструирование – это метод синтетического характера. Он работает в связи с первыми двумя. При обучении детей по образцам, проводится анализ и моделирование.

В последствии ученики начинают конструировать собственные тексты, опираясь на эти модели. Конструирование также имеет прочную связь и с коммуникативным методом. Ведь он позволяет обеспечить мотивацию в речи, делает ее действенной, определяет личностные и социальные функции речи.

Конструирование текста подразумевает использование большого набора типов речевых упражнений, приемов. Многие из них обладают подготовительной и вспомогательной функцией: они внедряются в подготовительный процесс речевых упражнений на всех их этапах.

Эта работа со словами и словосочетаниями носит логический характер. Ребенок должен оперировать с понятиями, строить их определения, сравнивать разные предметы или природные явления, учитывая их признаки.

Также дети моделируют структуру текста, подчиняют собственный текст этой модели. Они способны его редактировать, отрабатывая типы связи в нем. Они учатся составлять тексты разной смысловой функциональной модели и разных жанров.

В следующей статье рассмотрим педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.

Читайте также: