Каменская л я школьное сочинение по литературе

Обновлено: 04.07.2024

Цели урока : обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего; развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением; этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробудить желание к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества, подвести ребят к мысли об отрицательном воздействии таких человеческих качеств как апатия, лень, безынициативность.

Предварительное домашнее задание:

Оборудование : портрет И.А. Гончарова; на доске – форма плана к сочинению.

Эпиграф к уроку : Жизнь – есть сон.

Вступительное слово учителя.

Работа над вступлением к сочинению.

Определение содержания основной части сочинения.

Работа над заключением.

Составление плана сочинения.

Подведение итогов урока.

Вступительное слово учителя

Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Определение содержания основной части сочинения

В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом!

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

Работа над заключением

Конечно же актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II .Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III. Сны современного общества.

Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

Домашнее задание

Список литературы

Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / C оставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

Криволапов В.Н. Еще раз об обломовщине //Русская литература.–1994. — №2. – с. 36-38.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59.

Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

Рыбасов А. И.А. Гончаров. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 376 с.; ил.

Справочник школьника: Литература / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1999. – 384 с.

Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. / Под редакцией Е.А. Шкловского. – М.: Олимп, ООО Издательство АСТ, 1997. – с. 35-38.

248001, г.Калуга, ул. Ленина, д. 74
























весна

От спячки зимней мир почти проснулся,

Объявление!

Дорогие друзья!

МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ! ПРИХОДИТЕ!

Для вашего удобства мы готовы подобрать необходимые вам книги и выдать их в удобное для вас время.

Для этого вам достаточно позвонить по телефону:

(4842) 57 51 09 – для отдела библиотечного абонемента (ул. Ленина, 74)

(4842) 55 10 65 - для отдела нестационарного обслуживания (ул. Пухова,41)

Калужская областная детская библиотека работает для вас, соблюдая все необходимые профилактические меры.

Мы заботимся о вашем здоровье!

Подробная информация размещена в разделе "О библиотеке", подраздел "Важные документы".

Каменская Л. Я. Школьное сочинение по литературе. (Темы и жанры сочинений последних лет): Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1994. - 175 с.

Урок подготовки к сочинению-рассуждению с опорой на литературный материал(роман И. А. Гончарова "Обломов"). Поэтапный анализ частей сочинения сопровождается анализом текста романа.

Оценить 5452 0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области

Конкурс учебно-методических разработок

Автор: учитель русского языка и литературы

Новосадова Надежда Васильевна

Сопроводительная информация об авторе

Новосадова Надежда Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

Учитель русского языка и литературы

Образовательная: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;

Воспитательная: этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Предварительное домашнее задание:

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа над вступлением к сочинению.

3.Определение содержания основной части сочинения.

4.Работа над заключением.

5.Составление плана сочинения.

1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.

Учитель: Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

2.Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

3. Определение содержания основной части сочинения

Учитель: В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Ответы учащихся: Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

Учитель: Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом:

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Вопросы учителя: Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

4. Работа над заключением

Ответы учащихся: Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Ответы учащихся: Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

5. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

6. Подведение итогов урока

Вопросы учителя: Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Вопросы учителя: Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?

Ответы учащихся, содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

7. Домашнее задание

Список литературы

Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59

Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

Рекомендации Т.А.Калгановой из пособия УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Авторы В. А. ЧАЛМАЕВ, Т. Ф. МУШИНСКАЯ, С. Л. СТРАШНОВ, Н. И. ЛАСКИНА, И. И. ЧЕРНОВА, И. О. ШАЙТАНОВ, Н. Л. КРУПИНА, Т. А. КАЛГАНОВА.

Школьное сочинение — это текст, и должно обладать всеми его признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостыо.

Из теоретических сведений о тексте вытекают определенные правила, помогающие написать сочинение:

— определяется тема и основная мысль работы, обдумывается и записывается заглавие или формулировка темы; если даны готовые формулировки нескольких тем, выбирается та, которая заинтересует и, при хорошем знании художественного произведения, можно отобрать необходимый материал для раскрытия темы;

— чтобы точно определить тему, а не писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы, и писать именно об этом; тем самым выполняется одно из требований к сочинению —соответствие теме;

— решение поставленной в формулировке проблемы — это и будет основная мысль сочинения, доказываем правильность своего решения, используя текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические факты и другой литературный материал;

— при этом рассуждения будут самостоятельными, это значит, что надо опираться на текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев, конечно же, необходимо толковать текст в соответствии с известными в литературоведении взглядами и оценками, но рассуждения и доказательства будут свои, они будут вытекать из художественного текста, именно это придаст работе самостоятельный характер;

— показать в сочинении знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме, используя теоретико-литературные понятия, литературную критику и другие необходимые материалы; все это определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы;

— обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения; это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений;

— составить план сочинения, сделать это в черновике, в чистовик его лучше не переносить; план поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью; план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов;

— в каждом пункте плана записать примеры и цитаты, необходимые для раскрытия темы; план составить в форме либо назывных, либо полных повествовательных предложений; можно дать отдельные пункты в виде цитат или полностью составить цитатный план;

— цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения; однако не стоит перегружать работу цитированием;

— основную идею сочинения можно выразить эпиграфом, для которого надо взять строчки из прозаического или стихотворного произведения, из письма, дневника писателя, из критической статьи, либо это будет афоризм, пословица, поговорка, но можно писать сочинение и без эпиграфа;

— выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написать их с красной строки.

Важным требованием к сочинению является стилевое единство и выразительность повествования; чтобы добиться этого, нужно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи (научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие).

Сочинения на литературную тему в форме дневника, письма необходимо писать от имени автора работы. Это позволяет без труда использовать текст художественного произведения и другой литературный материал.

Не стоит писать работы перечисленных жанров от имени героев художественных произведений, так как это затрудняет работу с текстами и другими литературными материалами.

Разумеется, что к языку и стилю ученического сочинения не могут предъявляться такие же требования, как к подлинно научным, публицистическим и художественным произведениям.

Однако независимо от жанра работы и избранного стиля речи мы добиваемся в сочинении:

— соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;

— точного подбора слов для выражения мыслей;

— простоты изложения, исключения вычурных фраз и выражений, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов;

— выразительности и эмоциональности речи, вызывающей у читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства;

— точности в изложении литературных и исторических фактов.

Сочинение рекомендуется писать с черновиком, который надо тщательно проверить. Объем работы строго не регламентируется; как правило, она пишется на 5—7 листах.

Сочинения различных жанров

Написать любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.

По всей видимости, сочинение можно писать в различных жанрах прозы, при этом сохраняется специфика школьного упражнения.

Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.

Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.

Можно предложить следующие приемы обучения:

— выяснение своеобразия жанра, освоение теории;

— чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас образцами;

— сравнение статей разных авторов, посвященных одному произведению;

— составление примерных вопросов, помогающих освоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики;

— составление примерных вопросов, помогающих ученикам написать работу в определенном жанре;

Читайте также: