Сочинение по малахитовой шкатулки бажова

Обновлено: 05.07.2024

Настасья - супруга мастера Степана. Бережная, терпеливая хозяйка верная своему мужу. После его смерти Настасье достается малахитовая шкатулка. Драгоценности, которые в ней находятся, стоят больших денег, поэтому Настасья бережет шкатулку и не продает ее даже в самых трудных для себя ситуациях. Воспитывает троих детей после мужа. На продажу шкатулки решается лишь после того, как в их доме произошел пожар.

Танюшка - дочь Настасьи. Независимая, гордая девушка. По характеру она очень любознательная и пытается разгадать все тайны, которые не подвластны ее уму. Бережно хранит малахитовую шкатулку. Занимается рукоделием и вышиванием.

В сказе то и дело встречает на своем пути чудесные, непознанные явления. Например, при виде малахитовой шкатулки вор, который пытается пробраться в их дом, слепнет. Кроме того, надев драгоценные камни, видит зал с малахитовыми стенами и зеленоглазую красавицу. Также незнакомка дарит ей таинственную пуговицу, к которой смело можно обращаться за советом в трудных ситуациях.

Очень легко играет с мужчинами, например, с Паротей или Турчаниновым. Знает себе цену и способна дать отпор любому возражению или упреку в свой адрес. Считает себя особенной, ни на кого не похожей девушкой. Например, когда вместе с Турчаниновым приезжает во дворец, она не оказывает должной чести царице, считая, что сама достойна не меньших похвал. В конечном итоге, неизвестно, куда она пропадает. Автор оставляет этот вопрос открытым.

В образе Танюшки Бажов угадывает черты самобытного русского народа: с одной стороны, своенравие, гордость, а с другой, трудолюбие и преданность мастера своему делу.

Странница - женщина, случайно забредшая в дом к Танюшке. Добрая, мудрая, проницательная. Она видит потенциал юной девушки и учит ее вышивать. Кроме того, она показывает, как надо обращаться с драгоценными камнями и показывает девушке пример того, что может произойти, если малахитовой шкатулкой грамотно пользоваться. Также оставляет Тане пуговицу, которая станет ей советчиком в любых нелегких ситуациях. Через ее образ автор показывает своеобразие творческого пути мастера. Видно, как нелегко бывает освоить искусство и чтобы это произошло необходимо учиться и прикладывать немало усилий.

Паротя - иностранец, который управлял заводом. Когда то был учителем музыки. Паротя - это его прозвище, которое он получил за то, что умел выговаривать лишь одно слово - пароть. Слабохарактерный, жадный и алчный. Его прозвище по сути также является говорящим: в жизни своей он делал людям подлости и пакости. Выкупает шкатулку из-за ее цены, пытаясь угодить супруге, но той они не подходят. В семейной жизни у него тоже не все гладко: выясняется, что у жены есть любовник. В итоге, Паротя пытается неуклюже ухаживать за Таней, но той не особо нужны его знаки внимания. Этот образ - полное противопоставление высокому искусству, которое должен уметь понимать человек. Паротя - это, скорее, бездумная машина по зарабатыванию денег.

Турчанинов - владелец приисков. Некрасивый барин, которому особо похвастаться было нечем: по словам автора, у него не было ни росту, ни голосу. Влюбляется в Танюшку и предлагает ей поехать в Петербург, а там показывает царице. Из того, как он ведет себя перед высоким приемом видно, что он тоже нисколько не понимает высокую цель искусства, так как не узнает Татьяну, пока она не сбрасывает шубу. Турчанинов - невежественный человек, не способный видеть больше, чем обычный приземленный горожанин. И тут даже высокий статус и почетный привилегии в обществе не могут помочь.

Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.

Скрытый смысл в том, что подарена эта шкатулка, как выяснилось не Степану – горняку, добывающему малахит. Потому как умер он вскоре, не воспользовавшись ими.

И жене его Настасье, которой подарил Степан эти драгоценности, были они в тягость. Не смогла носить их Настасья. Было мало, тяжело, холодно, туго, велико. Не для нее, выходит, предназначила Хозяйка медной горы свой дар. Встает вопрос, для чего тогда передала она их Степану?

После его смерти осталась одна Настасья растить троих детей, двух сыновей и дочь Танюшку. Не продала шкатулку только по просьбе дочери, которая души в украшениях не чаяла, ценила их как память об отце. Ни на кого не была похожа, женихов отвергала, потому что было в ней что-то неподвластное пониманию крестьянского народа. Как выяснилось впоследствии, Татьяну не понимало и высшее сословие вплоть до царицы.

Не от мира сего родилась девушка, не ласковая с людьми и с родной матерью. Ей и только ей впору пришлись драгоценности из малахитовой шкатулки, ее они оберегали, ей помогали принимать решение, как будто сама Хозяйка медной горы родила ее, а не Настасья. Как будто сама Хозяйка в облике странницы явилась в их дом, чтобы обучить девочку искусному рукоделию, равных которому еще не было.

И только со странницей была Татьяна мила и приветлива. Только ее странница называла доченькой, и Танюшка не противилась этому.

Своенравность, некоторыми считающаяся чудачеством, девушки не отпугивало, однако мужчин, которые табуном ходили перед ее окнами. Но равного себе она не видела, как не видела себя в будущем чьей-то женой, матерью, живущей среди знакомых ей людей.

Предназначение свое видела Татьяна в труде, в небывалом таланте вышивки шелком. Понимала, что не зря так тянет ее к малахиту, к подаренным отцу драгоценностям, к страннице и ее науке.

Исчезает Танюшка в малахитовой комнате царицы не просто так. А потому, что не было места ей среди всех этих людей. Как будто из другого мира пришла она на Землю. И вот теперь пришло время возвращаться.

Нет в этой сказке удивления Татьяны волшебным событиям, происходящим с ней. Потому, что где-то в подсознании, есть понимание того, что не принадлежит она к этому миру.

2 вариант

Скрытый смысл в том, кому была подарена эта шкатулка. Ни Степану т. к он ими не воспользовался, умер. Его жена, которой он их подарил, тоже не была в восторге от них. Они ей были, то тяжелые, то холодные, то большие. Видно не ей предназначались эти драгоценности. Вопрос, зачем Хозяйка медной горы подарила их Степану?

Когда Степан умер, осталась его жена Настасья, одна с тремя детишками, двумя сыновьями и дочкой Танюшкой. Не продавала мать шкатулку только из – за дочери, которая любила эти украшения, ценила их как память об отце. Девушка была загадочна, как для крестьянского народа, так и для высшего сословия, даже для царицы. Всех женихов отвергала.

Девушка была груба с людьми и с родной матерью. Настасье не нравилось такое поведение дочери. Она жаловалась соседям на дочь. Зато ей все украшения, которые были в подаренной шкатулке, были в пору, они оберегали и помогали в принятии решения. Казалось, что она была дочерью Хозяйки медной горы, а не Настасьи. И Хозяйка появилась в их доме в образе странницы, и обучила девочку рукоделию.

Таня была приветлива с этой женщиной, и когда эта женщина назвала ее доченькой, Танюшка не возмутилась.

Трудный характер девушки не отпугивал женихов, они за ней ходили толпами, атаковали двери её дома. Она не видела себе равного, как не представляла себя, чей — либо женой, матерью.

Татьяна считала, что её предназначение было в труде, и в вышивке шелком. Она понимала, что её тянет малахиту, драгоценностям, к страннице и ее науке. Девушка исчезла в малахитовых покоях царицы, не было ей места среди людей, она была с другого мира. Танюшка выбрала свою судьбу, удалиться во владениях Хозяйки Медной Горы.

Девушку не удивляли события, которые с ней происходили, как – будто она знала, что она с другого мира, и ей надо вернуться домой, в царство малахита и драгоценностей. Сказка учит нельзя опускать руки в трудной жизненной ситуации, нельзя унывать, надо бороться за мечту и верить в чудо. Надо быть трудолюбивым.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Популярные сегодня темы

Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.

Рассказчик любил подкармливать хлебом пасущихся лошадей и часами смотреть на добрых и умных животных. Бывало, что пьяный конюх забывал про привязанных на лугу лошадей

Природа нашей страны удивительна, допуская, что по территории, наша страна, самая большая, и по всему ее обширному пространству раскинулись реки, леса, горы со своей индивидуальной красотой.

Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.

Скрытый смысл в том, что подарена эта шкатулка, как выяснилось не Степану – горняку, добывающему малахит. Потому как умер он вскоре, не воспользовавшись ими.

И жене его Настасье, которой подарил Степан эти драгоценности, были они в тягость. Не смогла носить их Настасья. Было мало, тяжело, холодно, туго, велико. Не для нее, выходит, предназначила Хозяйка медной горы свой дар. Встает вопрос, для чего тогда передала она их Степану?

После его смерти осталась одна Настасья растить троих детей, двух сыновей и дочь Танюшку. Не продала шкатулку только по просьбе дочери, которая души в украшениях не чаяла, ценила их как память об отце. Ни на кого не была похожа, женихов отвергала, потому что было в ней что-то неподвластное пониманию крестьянского народа. Как выяснилось впоследствии, Татьяну не понимало и высшее сословие вплоть до царицы.

Не от мира сего родилась девушка, не ласковая с людьми и с родной матерью. Ей и только ей впору пришлись драгоценности из малахитовой шкатулки, ее они оберегали, ей помогали принимать решение, как будто сама Хозяйка медной горы родила ее, а не Настасья. Как будто сама Хозяйка в облике странницы явилась в их дом, чтобы обучить девочку искусному рукоделию, равных которому еще не было.

И только со странницей была Татьяна мила и приветлива. Только ее странница называла доченькой, и Танюшка не противилась этому.

Своенравность, некоторыми считающаяся чудачеством, девушки не отпугивало, однако мужчин, которые табуном ходили перед ее окнами. Но равного себе она не видела, как не видела себя в будущем чьей-то женой, матерью, живущей среди знакомых ей людей.

Предназначение свое видела Татьяна в труде, в небывалом таланте вышивки шелком. Понимала, что не зря так тянет ее к малахиту, к подаренным отцу драгоценностям, к страннице и ее науке.

Исчезает Танюшка в малахитовой комнате царицы не просто так. А потому, что не было места ей среди всех этих людей. Как будто из другого мира пришла она на Землю. И вот теперь пришло время возвращаться.

Нет в этой сказке удивления Татьяны волшебным событиям, происходящим с ней. Потому, что где-то в подсознании, есть понимание того, что не принадлежит она к этому миру.

Образ Настасьи Петровны Коробочки является достаточно противоречивым. С одной стороны, она — заботливая помещица, знает всех своих крестьян по имени и обеспечивает им нормальный уровень жизни. С другой стороны, характер её не привлекает читателей. Мы видим, что она необразованная, глупая, жадная, упрямая и вечно на всё жалуется, лукавит, чтобы слушатель из жалости уступил ей. С сожалением Гоголь пишет, что эти черты характера свойственны не только Коробочке, но и другим представителям господствующего класса России.

Автор: Мария Семёнова

Заветная шкатулка

Мои школьные друзья — школьное сочинение

В школе я общаюсь со многими ребятами. У нас очень дружный класс. Мы часто собираемся у кого-нибудь из нас дома, иногда ходим на дискотеки или в кино. Но настоящих друзей у меня только двое. Вернее, это друг и подруга — мои одноклассники Денис и Саша.Дениса я знаю уже давно. Мы с ним еще с детского сада дружили. А Саша пришла к нам в шестом классе. Она оказалась общительной и быстро влилась в наш коллектив. Она заводная, обаятельная. В классе ее любят. Раньше Саня жила в Москве. Она много рассказывает нам об этом городе, о своих друзьях, которые там остались. Ее очень интересно слушать. Мы с Д

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина — сочинение

Онегин и Печорин — представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них — герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия. Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров — всё это общее для наших героев. Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин — столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным

Сочинение по сказке Бажова “Малахитовая шкатулка”. Многообразны традиции народной сказки в “Малахитовой шкатулке”. Здесь и приемы перехода от реального к фантастическому, троекратные повторы эпизодов, контрастные образы различных общественных и нравственных сил.

Резко контрастны, например, образы в “Хрупкой веточке” и “Таюткином зеркальце”. В своих сказах Бажов наделяет людей труда положительными, а представителей господствующих классов – только отрицательными качествами. Владельцы заводов, их прислужники

всех мастей и рангов изображаются в “Малахитовой шкатулке” в резких сатирических тонах, гротескно: уродлив их внутренний мир, уродлива и их внешность (образы приказчиков Северьяна, Яшки Облезлого, заграничной барыни, заводчика Турчанинова и др.).

Новизна и оригинальность “Малахитовой шкатулки” во многом обусловлены и особенностями ее фантастики. Для сказов об историческом прошлом рабочих более естественными и органичными были фантастические формы, сложившиеся в условиях самой фабрично-заводской действительности. Эти формы Бажов и черпал в рабочих преданиях и легендах. Он раскрыл и причины

Например, “образ ящерицы как воплощение Хозяйки горы достаточно ясен для всякого, кому случалось видеть выход углекислой меди или ее разлом. По цвету, а иногда и по форме здесь сходство очевидно”,- писал Бажов. Он отмечал, что синий туман над некоторыми месторождениями драгоценных камней подсказал горняку фантастический образ бабки Синюшки, блики заката в горах – образ Великого Полоза, золотые вкрапления в кварце – образы змеевок.

Писатель считал необходимым сохранить всю эту специфику рабочего фольклора.

Глубоко разработал Бажов тему труда-творчества, труда-искусства в цикле сказов о камнерезе Даниле и его сыне Мите (“Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”). В этом цикле прослежен весь путь крепостного рабочего-художника, весь процесс его духовного развития. Данила с детских лет остро чувствует красоту природы, воспринимает ее во всем богатстве красок, удивительно ярко о ней рассказывает.

Отданный в учение мастеру Прокопьичу, Данила вынужден тратить свои душевные силы и талант на изготовление по барскому чертежу изощренно-безвкусной малахитовой чаши “со всякими штуками”. “Неживой” получается у Данилы и задуманная им самим по образцу “дурман-цветка” малахитовая чаша.

И все же правы исследователи бажовских сказов, подчеркивавшие в образе камнереза Данилы благородство, духовную цельность и красоту. Этот образ “зовет к одухотворенному высокими целями творчеству”. Ведь во имя этого творчества, мечтая “полную силу камня самому поглядеть и другим показать”, отказывается Данила от всего личного и уходит от родных и близких ему людей в волшебное царство Хозяйки Медной горы. Уходит, чтобы овладеть секретами высокого мастерства.

Живой, творческий труд наполняет радостью и дает ощущение подлинного человеческого счастья и другим героям бажовских сказов. С детских лет, оказывается, “на выдумки мастер” и сын Данилы – Митя. Но в отличие от отца он не копирует, не подражает природе, а стремится воплотить ее в оригинальных художественных образах. Поэтому так правдоподобна и так поэтична “хрупкая веточка” с ягодами крыжовника, выточенная Митей.

Хозяйке Медной горы незачем показывать Мите готовые образцы искусства. Она лишь помогает ему найти необходимый материал для изготовления задуманной им вещи. Митя преодолевает в своем творчестве ремесленничество и натурализм.

И совсем другое мы читаем, когда речь идет о рабочих. Бажов пишет о Тане – дочери горняка Степана: “Красавица, про каких только в сказах сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые”. Идеальны и портреты бажовских волшебниц, олицетворяющих характеры русских женщин.

Хозяйка Медной горы превращается в “девицу красоты неописанной”, а бабка Синюш-ка – “красной девкой оборачивается”: “А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя”. Все это, как и мотивы борьбы добра и зла в произведении, навеяно народной волшебной сказкой. Но борьба эта наполнена социально-историческим содержанием, Отражает конкретные классовые противоречия и конфликты. В торжестве умельцев над враждебными силами писатель воплотил мечту рабочих “об иных временах, иных условиях жизни”.

Эту мечту, связующую прошлое и нашу современность, с замечательной ясностью выразил дед Слышко в сказе “Дорогое имячко”: “Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые расти станут”.

Большую роль в сказах Бажова играет повествователь. Смена рассказчиков в “Малахитовой шкатулке” соответствует смене изображаемых исторических периодов. Каждую эпоху представляет новый повествователь: о старой жизни он рассказывает по преданию, от имени крепостного рабочего, о действительности, более близкой к нам, и о современности – как свидетель, а порой и участник событий, о которых идет речь в том или ином произведении.

Повествователь передает в произведении своеобразие времени – его идейных устремлений, языковых форм. Например, у деда Слышко свой стиль речи, особый синтаксис и Особая лексика (он широко использует образные выражения рабочих, терминологию различных производств). Старый рабочий, человек большого жизненного опыта, дед Слышко “изнутри” раскрывает социально-психологический и нравственный облик людей своего класса. Ему “поручает” Бажов характеризовать людей и их отношения, в его уста вкладывает оценки самых разнообразных явлений жизни.

Рассказывая о бурных событиях начала XX века, (“Солнечный камень”, “Богатырева рукавица”, “Орлиное перо”, “Далекое глядельце” и др.), Бажов соответственно рисует и новый образ повествователя – человека нового мировоззрения.

Общие в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной.

Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки.

Как и Данила, исчез Митя. Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей. Рода и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей. Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.

Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней. Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушкапоскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.

Произведения уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. И жизнь им предстоит долгаяпредолгая.

Читайте также: