Волшебная скрипка гумилев сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Поэтическая лексика

Произведение написано хореем в восьмистопном размере и наполнено образными словами. Подобно другим работам мастера акмеизма в нем присутствует яркая рифма – звучная, но мелодичная.

Композиция стихотворения состоит из 6 катренов – четверостиший с перекрестной рифмой.

Первое четверостишие является вводным. Это обращение к герою произведения — мальчику. Далее, лицо, от которого ведется повествование – скрипач, начинает размышлять о будущем, и напряжение нарастает к четвертому катрену, на пятом оно спадает и в шестом четверостишии скрипач смиряется с неизбежностью желания ученика обладать волшебной скрипкой. Пафос слога и его напряжение сходит на нет.

анализ стихотворения н гумилева волшебная скрипка


Смотреть галерею

Тропы и образы

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Четвёртая часть стихотворения — новое обращение поэта к мальчику, которое заставляет художника слова, нарисовавшего картину смерти скрипача, внести изменения в ритм стихотворения. В первом стихе цезура расположена после второй и четвёртой стоп, а во втором стихе — после второй, четвёртой и шестой стоп. Проникновенно-искреннее обращение к мальчику приводит поэта к мотивированному изменению ритма, насыщению его паузами.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Для написания стихотворения Н.Гумилев выбрал хорей с перекрестным рифмованием, чередуя при этом мужскую и женскую рифму.

Произведение стало знаковым и наиболее известным в творчестве поэта. В нем юный автор, по мнению многих литературоведов, впервые проявил авторские способы самовыражения и продемонстрировал основы творческого мировоззрения.

LiveInternetLiveInternet

Метки:
гумилев анализ стихотворения поэзия поэт Серебряного века скрипка

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Азы акмеизма

Стихотворение Гумилева пронизано тоскливым чувством страха мастера за своего ученика, но при этом торжественностью описания сложностей пути, преклонения перед неизбежностью.

Тропы и образы

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилев знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Сколько боли лучезарной, сколько полуночной муки Скрыто в музыке весёлой, как полуденный ручей!

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Влияние Брюсова на Николая Гумилева

Сюжетная линия

Покровительственно обращаясь к некоему мальчику, поэт просит его, веселого и светлого юношу, не брать в руки скрипку и не начинать игру:

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры!

Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:

Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева.

Литературное направление и жанр

Отдавая дань своему учителю, Гумилев использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как аллегория поэзии – символистский образ, хотя лира, инструмент Аполлона, была бы более прямой

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой обращение к “милому мальчику”. Это ученик, преемник, начинающий поэт, который только просит о “счастье, отравляющем миры” (оксюморон). Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству.

Стихотворение Гумилева говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.

В стихотворении поднимается тема

поэта и поэзии. Основная мысль состоит в том, что поэт так же подчинен поэзии, как и поэзия подвластна ему. Поэт не выбирает этот путь, он следует своему призыву, даже если этот призыв губителен.

Стихотворение является пророческим по отношению к творцам 20 в., многих из них преследовали и убили “бешеные волки”.

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством.

Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвертая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой – смиряется с участью, уготованной его ученику, и передает ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Тропы и образы

Все стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора “эти взоры – два луча” отражает убежденность мальчика в своем пути.

Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: темный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилева “Волшебная скрипка” вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища.

Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьез опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них.

Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушенный и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдает ему опасный предмет.

Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: “Мальчик, дальше”.

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Все, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением.

Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилев создает квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса.

На ней нет “ни веселья, ни сокровищ”. Так ради чего же идти? Ради самого пути.

Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьет тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьется и вьется (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нем очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передается динамика.

Особенно много ее в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилев знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Сколько боли лучезарной, сколько полуночной муки Скрыто в музыке весёлой, как полуденный ручей!

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.

Тропы и образы

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Сплин и скрипка

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Для написания стихотворения Н.Гумилев выбрал хорей с перекрестным рифмованием, чередуя при этом мужскую и женскую рифму.

Произведение стало знаковым и наиболее известным в творчестве поэта. В нем юный автор, по мнению многих литературоведов, впервые проявил авторские способы самовыражения и продемонстрировал основы творческого мировоззрения.

Сюжетная линия

Покровительственно обращаясь к некоему мальчику, поэт просит его, веселого и светлого юношу, не брать в руки скрипку и не начинать игру:

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры!

Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:

Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Читайте также: