Сочинение по лермонтову 10 класс презентация

Обновлено: 05.07.2024

Горько видеть столь несчастливого человека, как Печорин. Страшно ему самому
было осознавать, что он приносит другим людям лишь несчастья. Больно от
того, что сам великий поэт был в личной жизни несчастливым. Но
лермонтовские размышления о любви заставляют нас, молодое поколение
двадцать первого века, задуматься над тем, как любить, чтобы быть
счастливым самим , приносить счастье любимым, не ломать судьбы других
людей.

8. Сочинение (Примерно так пишут эссе) `В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь по

10. Дума - Лермонтов М.Ю. 1838

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее -- иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию -- презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты -- его паденья час!

• Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

• Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

14. Различают следующие виды тем:


проблемные,
сопоставительные,
обзорные,
темы, связанные с раскрытием особенностей
мастерства писателя,
анализ литературного произведения (лирики,
драмы, эпических произведений),
анализ эпизода,
сочинение по цитате,
смешанные,
свободные.

15. Варианты вступления и заключения

Исполнилось 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова, а мы попрежнему обращаемся к его поэтическому слову. Оно волнует и
заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого бытия,
которые когда-то так же, как и нам сегодня, не давали покоя великому
поэту.

Произведения М.Ю. Лермонтова позволяют нам, людям XXI века,
лучше понять окружающий мир и своё место в нём. Каждый читатель,
соприкасаясь с творчеством великого поэта, находит отражение
своих мыслей и чувств, восхищается красотой художественного
слова, над которой не властно время.

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста.

Сочинение о функциях морфем. Подготовка к сочинению 15.1 ОГЭ по русскому языку. Егораева

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 15.1.

Сочинение о роли выразительных средств. Подготовка к сочинению 15.1 ОГЭ по русскому языку. Егораева

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сочинение 15.1.


Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.


Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения.

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П.


План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера

Цель: познакомить ребят с системой работы при составлении сравнительной характеристики героев.Задачи:- определить алгоритмы сравнительной характеристики- раскрыть особенности алгорит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Темы сочинений по творчеству М.Ю.Лермонтова

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Лирика М.Ю.Лермонтова в моём восприятии.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

Человек и природа в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.

Трагедия одиночества М.Ю.Лермонтова.

Родина в лирике М.Ю.Лермонтова.

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова (по выбору учащегося).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 670 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2015 12397
  • DOCX 14.5 кбайт
  • 41 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чумагина Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В данной презентации отображены основные моменты жизни и творчества М. Ю. Лермонова. Может быть использована на занятии,посвященном ознакомлению с жизнью и творчеством великого поэта. При помощи презентации обучающиеся совершат виртуальную экскурсию в дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тарханах и г. Пятигорск, познакомятся с репродукциями картин поэта. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова носят улицы, скверы, библиотеки в России и постсоветских республиках.Во многих городах России установлены памятники поэту,которые увековечили памятьо нем.

Содержимое разработки

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841

Родители М.Ю.Лермонтова М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 г. В Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой ( урожденной Арсеньевой). Юрий Петрович пленил свою богатую невесту внешней красотой и редким добродушием. Мария Михайловна вышла замуж , несмотря на протесты своей матери.

Родители М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 г. В Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой ( урожденной Арсеньевой). Юрий Петрович пленил свою богатую невесту внешней красотой и редким добродушием. Мария Михайловна вышла замуж , несмотря на протесты своей матери.

 М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов

Отец поэта, Юрий Петрович, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Его предки происходили от испанского герцога Лермы, который некогда в силу обстоятельств был вынужден покинуть родной край и бежать в Шотландию. Мать Лермонтова – Мария Михайловна – была богатой и знатной дворянкой.

Отец поэта, Юрий Петрович, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Его предки происходили от испанского герцога Лермы, который некогда в силу обстоятельств был вынужден покинуть родной край и бежать в Шотландию.

Мать Лермонтова – Мария Михайловна – была богатой и знатной дворянкой.

Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Она увезла внука в своё имение Тарханы в Пензенской губернии. Семейная драма наложила отпечаток на характер Лермонтова. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом.

Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Она увезла внука в своё имение Тарханы в Пензенской губернии.

Семейная драма наложила отпечаток на характер Лермонтова. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом.

Она убедила его не делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.

Она убедила его не делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.

 Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Арсентьевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.

Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Арсентьевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.

Тарханы





Комната для творчества

Комната для творчества




Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой. В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый ревматизм надолго приковывал мальчика к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Когда Лермонтову исполнилось 10 лет, бабушка увезла мальчика на Кавказ лечить ревматическую болезнь.

Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой.

В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый ревматизм надолго приковывал мальчика к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Когда Лермонтову исполнилось 10 лет, бабушка увезла мальчика на Кавказ лечить ревматическую болезнь.

Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский пансион

Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский пансион

1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике. 1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению. Из воспоминаний

1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами

Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике.

1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению.

Из воспоминаний

Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень годился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.

Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень годился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.

Через год, в 1832 году, Лермонтов ушёл из университета и выехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где также отличился, успешно выдержал экзамен при переходе в старший класс и по окончании был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

Через год, в 1832 году, Лермонтов ушёл из университета и выехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где также отличился, успешно выдержал экзамен при переходе в старший класс и по окончании был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

 Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк. Тебе,Кавказ, суровый край земли, я посвящаю снова стих небрежный. Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной; От юных лет к тебе мечты мои Прикованы судьбою неизбежной, На севере, в стране тебе чужой, Я сердцем твой-всегда и всюду твой!

Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк.

Тебе,Кавказ, суровый край земли, я посвящаю снова стих небрежный. Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой-всегда и всюду твой!

1837 год Первая ссылка на Кавказ

Первая ссылка на Кавказ

27 января 1837г. на Черной речке, в пригороде Петербурга, состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен…

27 января 1837г. на Черной речке, в пригороде Петербурга, состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен…

Вид Пятигорска. Картина М.Ю. Лермонтова 1837г.

Вид Пятигорска. Картина М.Ю. Лермонтова 1837г.

1840 год Вторая ссылка на Кавказ

Вторая ссылка на Кавказ

Домик Лермонтова в Пятигорске .

Домик Лермонтова в Пятигорске .


Кабинет поэта

Кабинет поэта

Картины поэта

Картины поэта




В апреле 1841 г. Лермонтов пытался выйти в отставку. Не получив положительного ответа, опять вынужден был уехать на Кавказ.

В апреле 1841 г. Лермонтов пытался выйти в отставку. Не получив положительного ответа, опять вынужден был уехать на Кавказ.

На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели отставного майора Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль.

На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели отставного майора Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль.

15 июля 1841 года Лермонтов был убит на дуэли в окрестностях Пятигорска у подножия горы Машук .

Великий поэт был убит. А он даже не выстрелил, подняв вверх дуло пистолета, тем самым показав, что стрелять не намерен.

Дуэль М.Ю. Лермонтова

Дуэль М.Ю. Лермонтова

Трагическая гибель Лермонтова на дуэли с Мартыновым не была случайностью. Поэт, видимо, предчувствовал смерть и не сопротивлялся судьбе.

Трагическая гибель Лермонтова на дуэли с Мартыновым не была случайностью. Поэт, видимо, предчувствовал смерть и не сопротивлялся судьбе.

Лермонтов прожил неполных 27 лет. Но то, что он создал за свою короткую жизнь, ставит его в ряд величайших поэтов мира.

Лермонтов прожил неполных 27 лет. Но то, что он создал за свою короткую жизнь, ставит его в ряд величайших поэтов мира.

Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах

Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах

Памятник в Кисловодске

Памятник в Кисловодске

Памятник в Москве

Памятник в Москве

Памятник в Санкт-Петербурге

Памятник в Санкт-Петербурге

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Основные темы и мотивы лирики М.Ю Лермонтова Автор работы: Кротикова Л.И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Лирика Лермонтова Лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира. Характерная черта лирики Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание.

Главный образ темы отрицания Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота и маскарадность света.

В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходит тема гордого одиночества, непонятости В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходит тема гордого одиночества, непонятости

Тема одиночества, непонятости

Тема гордого Тема гордого одиночества, непонятости расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности.

Мотив усталости и безысходности

Мысли поэта о Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения. Автор показывает его пассивность, пустоту жизни, однообразие, бесцельность и безрадостность.

Тема судьбы молодого поколения

Поэт задумывается о будущем своей родины. В поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей. Поэт задумывается о будущем своей родины. В поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей.

Тема родины

Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале, изменения человеческой души, трагические моменты жизни. Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале, изменения человеческой души, трагические моменты жизни.

Тема природы

Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания… Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания…

Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность - центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вне его.

Тема самопознания

"Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный. "), 1829

Продолжают эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого Продолжают эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях.

Читайте также: