Сочинение по картине кузнецова допрос салавата на башкирском языке

Обновлено: 05.07.2024

К слову, для башкирского народа Салават Юпаев считается героем. Следует отметить, что творец очень ответственно подошел к работе: он долгое время изучал деятельность этого выдающегося человека, побывал в местах его пребывания. Наверное, потому полотно получилось естественным и прекрасным.

На холсте изображены допрашивающие и, собственно, сам Салават. Он смело и гордо глядит им в глаза, источает решительность, смелость и благородство. По его волевому лицу видно, что он не скажет своим оппонентам ни слова.… А если и скажет, то уж точно не встанет пред ними на колени.

Цветовая гамма приятная, но не яркая. Судя по серым, каменным стенам, такое впечатление, что действие происходит в замке, в темнице, адаптированной под допросную. Возможно, где – то рядом находится темная комната, где содержится сам обвиняемый. Допрашивающие изображены в количестве трех человек. Присутствует и четвертый. Но он, очевидно гонец. Пожилой мужчина что-то шепчет на ухо тучному господину, наверняка, главному.

Несмотря на возможность изощренных пыток, которые, ему, скорее всего, предстоят, Салават не испытывает страха. На его лице не дрожит ни одной мышцы, взор решителен и слегка дерзок. Следует отметить, на этом сделан особый акцент – поскольку главный герой изображен лицом к зрителям, а представители власти – спинами.

Вполне очевидно, что палачи уже готовят орудия наказания. Это подсознательно передается зрителю. Предчувствует казнь и сам Салават. Однако его не страшит подобная участь. Ведь для героя лучше стойко умереть за правое дело, чем сдаться либо начать сотрудничать со своими противниками.

Салават сохраняет присутствие боевого духа. И, кажется, что он не дрогнет, какой бы вердикт не был вынесен. Он свысока смотрит на своих мучителей. Наверняка, им и не снилась подобная стойкость.

В целом, картина очень интересна. Она позволяет нам лицезреть исторический момент и проникаться состоянием главного героя, у которого стоит поучиться выносливости, смелости и умению сохранять самообладание даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Популярные сочинения

Салават Юлаев — национальный герой Башкирии. Он был соратником Емельяна Пугачева, участником Крестьянской войны, провел на каторге по подложному обвинению двадцать пять лет. Он слыл отважной, независимой личностью. Все вокруг считали Салавата предельно честным и справедливым. Его фигура была интересна многим писателям, поэтам, живописцам бывшего Советского Союза.

Башкирский народный художник Алексей Кузнецов проявил интерес к Салавату Юлаеву будучи совсем молодым, начинающим творцом. Он тщательно просматривал редкие документы, связанные с биографией Юлаева, изучал все места, где был некогда батыр, в своих карандашных зарисовках изображал одежду того века, чтоб его работы соответствовали изображенному времени.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Его взгляд твердый и суровый, но в нем не чувствуется ни капли страха. Он не боится приговора и готов принять любое решение с высоко поднятой головой. Он уверен в то, что он прав. Его не страшат ни гибель, ни боль.

О том, что Салавату будет уготовано страшное испытание намекают орудия пыток, показанные художником на заднем плане. Они спрятаны в темноте и ждут своего часа. Различима во мраке лишь дыба, блестят красные угли, на которых накаляются инструменты для пыток.

Но Салавата совсем не страшат приготовления к мучениям. Он глядит в глаза допрашивающих, не отводя ни миг взора. В его позе, строгой осанке чувствуется некий вызов. Этого человека нельзя сломить. Таковым и видели своего народного героя все башкиры. Поэтому данное полотно Алексея Кузнецова считается одной из лучшей из его работ, говорящих о глобальности взгляда на историю ее творца.

В своей картине Алексей Александрович старался представить будущим поколениям людей события прошлого и заставить подумать о будущем. Автор уверен, что после и после его смерти всегда найдутся люди, готовые встать на защиту своей Родины.

Участие в Крестьянской войне. Начало восстания

Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья.

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву


Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Пребывание в плену


Сочинение про салавата юлаева на башкирском языке 6 класс

Атаһы Юлай Аҙналин 1765 йылда Шайтан-Көҙәй улусы старшинаһы булып китә һәм үҙенең ғәҙеллеге менән Башҡортостан халҡы араһында ихтирам яулай. Атаһы улы Салауатҡа яҡшы белем һәм тәрбиә бирә, ул төрки һәм урыҫ телдәрендә уҡырға һәм яҙырға өйрәнгән. Салауат Юлаевтың әсәһе тураһында документаль мәғлүмәттәр һаҡланмаған, ә фольклор сығанаҡтарында әсәһенең белемле ҡатын булыуы әйтелә һәм ҡайһы бер материалдар буйынса уның исеме Аҙнабикә була.

1771—1773 йылдарҙа Юлай Аҙналин Польша конфедераттарына ҡаршы һуғышта ҡатнаша һәм күрһәткән батырлыҡтары өсөн кесе хәрби байраҡ менән бүләкләнә. Атаһы хәрби походтарҙа булған саҡта старшина вазифаһын Салауат үҙе башҡара.

1774 йылдың ғинуар — мартында Пермь провинцияһының көньяғында һәм Өфө провинцияһының төньяғында Салауат Юлаев ихтилал етәкселәренең береһе була. Уның ғәскәрендә 4 меңдән ашыу төрлө милләттәге кеше була, Салауаттың поход канцелярияһы ихтиласылар биләгән төбәктәрҙә мөһим хәрби һәм граждандар идараһы органы булып торған. Канцелярия мөрәжәғәтнамәләр һәм фармандар төҙөгән, суд эштәрен дә башҡарған. 1774 йылдың 12 ғинуарында Салауаттың отряды Пермь провинцияһының Красноуфимск ҡәлғәһен һуғышһыҙ ала, 18—25 ғинуарҙа Көңгөр ҡалаһын ҡамай. 19 февралдә Красноуфимск ҡәлғәһе эргәһендә секунд-майор Д. О. Гагрин, 3 һәм 10 мартта — Ҡазан губернаһының Сарапул ҡалаһы эргәһендә подполковник А. Ф. Обернибесов, 14 һәм 17 мартта Красноуфимск ҡәлғәһе һәм Себер даруғаһының Һыҙғы улусы Боғалыш ауылы янында секунд-майор А. В. Папава етәкселегендәге император ғәскәрҙәренә ҡаршы алыштарҙа ҡатнаша.

Апрель — майҙа Салауат Юлаев Өфө провинцияһы халҡын ихтилалсыларҙың Магнит ҡәлғәһенә[11] етеп килеүсе Төп ғәскәренә мобилизациялай, уны аҡса, аҙыҡ-түлек һәм кәрәк-яраҡ менән тәьмин итә. 6 һәм 8 майҙа Салауаттың 4 меңлек отряды Үрге Эҫем заводы янында, 31 майҙа Себер даруғаһы Әйле улусының Әйле пристане янында И. И. Михельсон етәкселегендәге хөкүмәт ғәскәрҙәре менән һуғыша

Июль — ноябрь айҙарында Салауат Юлаев Башҡортостанда баш күтәреүселәр хәрәкәте менән етәкселек итә. Кама буйҙарынан алып Ҡытау йылғаһы заводтарына тиклем барған һуғыштарҙа ҡатнаша. Август айында Өфө ҡәлғәһе ҡамауға алына: төньяҡтан Салауат Юлаев төркөмө, көньяҡтан — Ҡасҡын Һамаров, көньяҡ-көнбайыштан — Ҡәнзәфәр Усаев, төньяҡ-көнсығыштан — Туҡтамыш Ишбулатов төркөмдәре ҡамауҙа тора. Батырҙың отряды Ҡытау-Ивановка заводын ҡамауға ала. Сентябрь башында Ағиҙел һәм Буй йылғалары араһында Салауат Юлаев премьер-майор И. Г. Штерич етәкселегендәге хәрби көстәр менән һуғыша: 4 сентябрҙә Ҡазан даруғаһы Йәлдәк улусы Иваново ауылы янындағы алышта ҡатнаша.

Даими хәрби әҙерлек үткән ғәскәрҙәргә ҡаршы көрәш алып барыуы еңел булмай. Теүәл 1 йыл 15 көн дауам иткән һуғыш юлында, Салауат Юлаев 28 хәрби алышта ҡатнаша. 20 ноябрҙә Ҡытау-Ивановка заводы янында батырҙың отряды һуңғы тапҡыр хөкүмәт ғәскәрҙәре менән алыша.

Тотҡонда 1775 йылдың 2 ноябрендә Салауат Юлаев, атаһы Юлай Аҙналин менән бергә, Балтик Портына[21] (1762 йылға тиклем Рогервик ҡәлғәһе) мәңгелеккә һөргөнгә ебәрелә. Юлдары Өфөлә башлана һәм Минзәлә — Ҡазан — Түбәнге Новгород — Мәскәү — Тверь — Бөйөк Новгород — Ревель аша үтеп, Балтик Портында тамалана.

Салауат Юлаев 1800 йылдың 8 октябрендә (иҫкесә 26 сентябргә тура килә) һөргөндә Балтик диңгеҙе буйындағы Рогервик ҡәлғәһендә вафат була.

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.

Заговорили о нем в XX веке — на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республики (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Юлай Азналин и Салават Юлаев

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

Популярные сочинения

Салават Юлаев — национальный герой Башкирии. Он был соратником Емельяна Пугачева, участником Крестьянской войны, провел на каторге по подложному обвинению двадцать пять лет. Он слыл отважной, независимой личностью. Все вокруг считали Салавата предельно честным и справедливым. Его фигура была интересна многим писателям, поэтам, живописцам бывшего Советского Союза.

Башкирский народный художник Алексей Кузнецов проявил интерес к Салавату Юлаеву будучи совсем молодым, начинающим творцом. Он тщательно просматривал редкие документы, связанные с биографией Юлаева, изучал все места, где был некогда батыр, в своих карандашных зарисовках изображал одежду того века, чтоб его работы соответствовали изображенному времени.

Его взгляд твердый и суровый, но в нем не чувствуется ни капли страха. Он не боится приговора и готов принять любое решение с высоко поднятой головой. Он уверен в то, что он прав. Его не страшат ни гибель, ни боль.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

О том, что Салавату будет уготовано страшное испытание намекают орудия пыток, показанные художником на заднем плане. Они спрятаны в темноте и ждут своего часа. Различима во мраке лишь дыба, блестят красные угли, на которых накаляются инструменты для пыток.

Но Салавата совсем не страшат приготовления к мучениям. Он глядит в глаза допрашивающих, не отводя ни миг взора. В его позе, строгой осанке чувствуется некий вызов. Этого человека нельзя сломить. Таковым и видели своего народного героя все башкиры. Поэтому данное полотно Алексея Кузнецова считается одной из лучшей из его работ, говорящих о глобальности взгляда на историю ее творца.

В своей картине Алексей Александрович старался представить будущим поколениям людей события прошлого и заставить подумать о будущем. Автор уверен, что после и после его смерти всегда найдутся люди, готовые встать на защиту своей Родины.

Три жены и Екатерина Михайловна

Салават имел трех жен и двух родных детей. Одна из жен вместе с детьми досталась ему после смерти старшего брата. Как звали женщин и что с ними случилось после ареста мужа, данных не осталось. Известно лишь, что они были взяты в заложники еще до того, как Салавата настигли солдаты царской армии.

В легендах упоминается русская красавица Екатерина Михайловна, которая родила от башкирского героя сына. Но документальных подтверждений ее реального существования нет. Исследователи склоняются к тому, что Екатерина Михайловна – выдуманный персонаж.

Пугачевский бунт

История жизни и славы Салавата Юлаева неразрывно связана с трагическими событиями конца XVIII века и именем Емельяна Пугачева. В 1773 году на Урале вспыхнул крестьянский бунт под предводительством этого авантюриста, преступника и самозванца, умело воспользовавшегося безграмотностью народов Урала и Поволжья и их надеждами на лучшую жизнь.

Портрет-подленник Емельяна Пугечева

Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева. Портрет сделан в месте его содержания – в Московском остроге.

Емельян Пугачев, представившийся простому люду “чудом спасшимся царем-освободителем Петром III”, щедро раздавал “блага” всем, кто примкнул к его отрядам: вечную вольность, жалование из государевой казны, землю, освобождение от налогов и рекрутских наборов и прочее (отражены в его Манифесте от 31 июля 1774 года). И люди ему верили. По некоторым данным, в Крестьянское восстание 1773 – 1775 годов были вовлечены свыше 1 млн человек на Урале и в Поволжье.

Участие башкир и Салавата Юлаева в восстании под знаменами Пугачева – это, в первую очередь, борьба за собственные интересы, свою землю, знак протеста против различных притеснений и обмана, шедшего со стороны царских властей и заводчиков на протяжении многих десятилетий. Примечательно, что когда войска Пугачева в июле 1774 года направились в центральную часть России, на Москву, башкирские отряды предпочли остаться на родине, в Башкирии, и продолжать борьбу за свою землю. Подробнее о причинах восстания и ходе повстанческой борьбы.

Внимание! При копировании материалов с сайта “Салават Юлаев. Биография и творчество башкирского национального героя” ставится ссылка на первоисточник.

Памяти национального героя

Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2

Вы здесь: Путешествие по Башкирии > Отчеты о путешествиях по Башкирии > Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2

Начало здесь: “Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 1”

Музей Салавата Юлаева в Малоязе

Давайте продолжим нашу экскурсию по залам музея Салавата Юлаева в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан. Как я уже писал выше, в музее достаточно много копий исторических документов, в том числе созданных лично Салаватом или его приближенными. Вот, к примеру, наставление полковника Салавата Елаева (так в документе) атаману красноуфимских казаков М. И. Попову (Иванову) о том, как управлять Красноуфимском и его жителями. Записал полковой писарь Петр Лутохин.

Наставление полковника Салавата Елаева атаману красноуфимских казаков

“Естли кто похочет служить его императорскому величеству, то, осмотря ево, во всей справности оружие и принадлежащее к походу, то прямо ко мне при своих билетах отпускать”. (Цитата из Наставления Салавата)

Вот еще один документ: ордер (предупреждение) атамана И. С. Кузнецова и полковника С. Юлаева Осинской земской избе о мерах предосторожности в связи с прибытием карательного отряда секунд-майора Д. А. Гагрина из Казани в Кунгур от 26 января 1774 года.

ордер (военное донесение) атамана И. С. Кузнецова и полковника С. Юлаева Осинской земской избе

“…Из города Казани в город Кунгур пришла гусарская партия четыреста человек с пушками и протчими припасами – получен. И здесь в армии и в протчих селах и деревнях всякая предосторожность принета” (Цитата из ордера)

Помимо документов, представление о той смутной эпохе позволяют составить манекены в одеждах, оружие и амуниция повстанцев, макеты зданий, орудия пыток пленных казаков и крестьян.

Налучье, лук, колчан и стрелы


Налучье, лук, колчан и стрелы башкирского повстанца



Солдат царской армии времен Крестьянской войны 1773-1775 гг.

Солдат-пушкарь царской армии


Солдат-пушкарь царской армии

Орудие клеймения Салавата Юлаева

Еще один тяжелый во всех смыслах экспонат музея в Малоязе – это кандалы, в которые заковывались заключенные. Их порою одевали на человека один раз. И не снимали всю отведенную ему Богом и мучителями жизнь.

Весьма интересна 3d-панорама сражения бунтовщиков с правительственными царскими войсками. Полагаю, что ничего общего с реальными военно-историческими событиями эта объемная картина не имеет, тем не менее, накал борьбы передан неплохо.

В малоязском музее много картин (их копий), посвященных Салавату. Вот, к примеру, работа Н. П. Ванчухина “Поэт”:


Салават Юлаев и Емельян Пугачев, увы, автора картины назвать не могу, не запомнил.

Салават Юлаев и Емельян Пугачев на картине

Взгляд художника А. П. Лежнева на поимку Салавата. 1930 г., холст, масло. Правда, экскурсовод раскритиковала эту работу, поскольку “Салавата, стоящего на лыжах, нельзя было поймать”.


К сожалению, сабля и седло Салавата Юлаева в этом музее – не настоящие.

Сабля Салавата Юлаева

На рукоятке сабли – изображение волка, традиционного символического животного всех башкир. Есть версия, что слово “башкир” происходит от тюркского словосочетания “баш курт” или “баш корт”, то есть головной волк, вожак стаи.

И, наконец, гигантских размеров картины с видами деревень Текеево и Азналино – родовых гнезд Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина. К сожалению, обе деревни были сожжены царскими карателями после подавления пугачевского бунта.

Деревня Текеево, родина Салавата Юлаева


Деревня Текеево, родина Салавата Юлаева

И деревня Азналино.

Деревня Азналино - родина Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева

Нам удалось проехать к тому самому месту, где когда-то находилась деревня Текеево. Перейдите на эту страницу, чтобы продолжить занимательное путешествие по пути легендарного Салавата Юлаева. Вас ждут занимательный фоторепортаж и редкое видео.

Впервые статья “Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2” была опубликована на сайте “Путешествие по Башкирии“. Авторские права защищены!

Автор:
Ирек
Метки: достопримечательности, Музеи Башкирии, Путешествия, фотоотчеты

Статья написана: 01.06.2015, обновлена: 23.08.2017 1.06.2015

Добавить комментарий Отменить ответ

Башкирский поэт

Салават Юлаев также остался в истории как сэсэн – поэт-импровизатор. Оригиналы произведений до нашего времени не дошли, но его называют автором лирических произведений о родине, песен-призывов к бесстрашной борьбе с врагом. Сохранились предания о том, как песни Салавата вели в бой и притупляли боль от ранений.

Башкирский герой Салават Юлаев

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву


Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

Следствие и допросы

Следствие над Салаватом Юлаевым продлилось 339 дней, то есть почти год. Первый его допрос состоялся в деревне Калмыково, но протокол не сохранился. Из донесений карателей известно, что Салават сообщил тогда, что планировал скрыться в казахских степях.

16 декабря Салавата и Юлая Азналина, который находился под арестом в Челябинске, в железных кандалах направили в Казань, а 13 февраля 1775 года обоих этапировали в Москву в Тайную экспедицию Сената.

Картина Допрос Салавата

Юлай Азналин также был допрошен, но против своего сына ничего не показал. Кулый также проявил к коллеге-старшине милость, не оговорив того.

Салават признался в том, что руководил отрядами и брал крепости штурмом, но наотрез отказывался признавать за собой какие-либо убийства. Следствие это не устроило, поэтому Салават был направлен обратно в Оренбург, как сказали бы сейчас, на проведение дополнительных следственных мероприятий. Но ученые склоняются к мысли, что приговор был уже известен, а башкир возвращали на родину, чтобы жестоко наказать в устрашение всем.

Как выглядел Салават Юлаев?

О внешности национального героя Башкирии мы можем судить лишь по кратким описаниям в исторических документах. Например, в именной описи Уфимской провинциальной канцелярии от 2 октября 1775 года указано, что Салават Юлаев ростом в два аршина и четыре с половиной вершка, что равно 162 – 164 сантиметрам. Цвет волос и глаз – черный.

Прижизненных портретов Салавата нет и, скорее всего, никогда и не было. Мусульманская традиция того времени не поощряла создание изображений людей в каком-либо виде. Маловероятно также, что портрет повстанца мог быть написан художником-любителем того времени, например, из ставки Пугачева или участником допроса Салавата. Все-таки Салават не был единственным “бригадиром” Пугачева. А вот портреты самого “императора Петра III”, написанные художниками с натуры, существуют (смотрите ниже).


Репродукция картины Г. Мустафина “Салават Юлаев”.

Все образы башкирского героя Салавата Юлаева – это вольная трактовка и фантазия художников, литераторов и кинематографистов. Даже самые яркие и выдающиеся его портреты условны и не могут претендовать на истину. Внешность Салавата останется загадкой навсегда.

Портрет Салавата Юлаева. Художник Ф. Ф. Ислахов.

Портрет Салавата Юлаева. Художник – Ф. Ф. Ислахов.

Вероятнее всего, Салават имел типично азиатскую, башкирскую внешность. Был коренаст и приземист. Его участие в конных баталиях говорит в пользу той версии, что герой был хорошо развит физически, имел сильные руки и ноги.

Можно также предположить, что внешность героя вряд ли вызывала умиление и радость у современников, скорее, наоборот: страх и трепет. В столь юном возрасте бригадирами и доверенными лицами Пугачева мог стать, скажем так, лишь суровый на вид человек, не иначе. Но это, опять же, наши версии и предположения.

Арслан Мубаряков в образе Салавата Юлаева в кино

Образ Салавата в фильме 1940-го года “Салават Юлаев” (режиссер – Яков Протазанов) создал блестящий башкирский актер Арслан Мубаряков.

К слову, для башкирского народа Салават Юпаев считается героем. Следует отметить, что творец очень ответственно подошел к работе: он долгое время изучал деятельность этого выдающегося человека, побывал в местах его пребывания. Наверное, потому полотно получилось естественным и прекрасным.

На холсте изображены допрашивающие и, собственно, сам Салават. Он смело и гордо глядит им в глаза, источает решительность, смелость и благородство. По его волевому лицу видно, что он не скажет своим оппонентам ни слова.… А если и скажет, то уж точно не встанет пред ними на колени.

Цветовая гамма приятная, но не яркая. Судя по серым, каменным стенам, такое впечатление, что действие происходит в замке, в темнице, адаптированной под допросную. Возможно, где – то рядом находится темная комната, где содержится сам обвиняемый. Допрашивающие изображены в количестве трех человек. Присутствует и четвертый. Но он, очевидно гонец. Пожилой мужчина что-то шепчет на ухо тучному господину, наверняка, главному.

Несмотря на возможность изощренных пыток, которые, ему, скорее всего, предстоят, Салават не испытывает страха. На его лице не дрожит ни одной мышцы, взор решителен и слегка дерзок. Следует отметить, на этом сделан особый акцент – поскольку главный герой изображен лицом к зрителям, а представители власти – спинами.

Вполне очевидно, что палачи уже готовят орудия наказания. Это подсознательно передается зрителю. Предчувствует казнь и сам Салават. Однако его не страшит подобная участь. Ведь для героя лучше стойко умереть за правое дело, чем сдаться либо начать сотрудничать со своими противниками.

Салават сохраняет присутствие боевого духа. И, кажется, что он не дрогнет, какой бы вердикт не был вынесен. Он свысока смотрит на своих мучителей. Наверняка, им и не снилась подобная стойкость.

В целом, картина очень интересна. Она позволяет нам лицезреть исторический момент и проникаться состоянием главного героя, у которого стоит поучиться выносливости, смелости и умению сохранять самообладание даже в самых сложных жизненных ситуациях.

2 вариант

Алексей Александрович Кузнецов большой акцент на картине делает на личность по имени Салават Юлаев. Именно этот человек является очень значимым для народа Башкирии. Он пытался добиться того, чтобы на родной территории восторжествовала свобода. Салават участвовал в одном из восстаний, главой которого был Емельян Пугачев. В конечном итоге, законные силы оказались сильнее, и герой оказался в плену. Почти сразу борца за свободу отправили на допрос.

Допрос производится в помещении, расположенном где-то в подвале. Свет из окон очень тусклый, мало того, они расположены очень далеко. Этого освещения абсолютно недостаточно, по этой причине на столах зажгли свечи. Узник стоит в своем национальном одеянии, которое уже потрепано, местами даже порвано. На голове Салавата лисья шапка. Руки героя связаны веревкой и находятся за спиной, но героя это ни капли не напрягает. Выражение его лица источает твердость и уверенность в своей правоте. По нему сложно сказать, что он задержан.

Героя ничто не пугает. Во взгляде Салавата можно заметить гордость, он смотрит на чиновников как бы свысока. Герой не собирается раскаиваться в своих делах, он убежден, что всё делает правильно. Он готов сражаться дальше. Национальный герой знает, что справедливость восторжествует. Батыр стоит. Зритель видит Салавата в полный рост и может прочитать по его лицу все эмоции и настрой. В этом и заключалась задумка Алексея Александровича. Батыр осознает, что за ним его наследие и народ. Он чувствует эту ответственность.

Напротив героя располагаются местные чиновники, они сидят за столом и задают интересующие их вопросы. На столе лежат записи и бумаги. Все те, кто ведут допрос, олицетворяют твердость установленного в государстве строя. Можно заметить, что на допросе присутствует генерал. Он одет в белый костюм, через его плечо перекинута наградная лента голубого цвета. На его реакцию внимательно наблюдает человек, который встал рядом. Он ждет последнего слова генерала. Какой же вердикт он вынесет? Другой представитель царской власти очень внимательно смотрит на пленного, он хочет понять, чем тот руководствовался. Все, кто ведут следствие одеты в сюртуки, на их голове белые парики. Вся эта устаревшая форма и традиции раздражают героя, он хочет восстановить справедливость. Батыр желает, чтобы все были равны. Все, кроме допрашиваемого, напряжены. Потому как не знают, что от него можно ожидать. Личность непредсказуемая. Чиновники начинают злиться. Они очень много времени пытаются выбить показания или признание вины, но ничего не выходит. Также батыр не собирается выдавать своих сообщников. Салават не боится даже грядущих пыток. За спиной героя уже разведен огонь, палач уже готовится привести приказ в исполнение.

Допрос Салавата Кузнецова

Допрос Салавата Кузнецова

Популярные сочинения

Я ждал этого дня несколько месяцев. Но оказалось, что я еще не дорос для таких важных дел, как рыбалка. Нас в семье четверо детей, и я, конечно же, самый маленький. Будучи младшим в семье

Какая женщина, по вашему, является идеальной? Та, что хорошо готовит и умеет вязать? Или же та, что прекрасна, как кукла? А может быть та, что много читает, все время говорит умные вещи и всегда, знает, что делать?

Тема любви у всех творческих людей находится на почетном месте. Чувство любви помогло многим поэтам раскрыть свой талант, и создать большое количество прекрасных произведений

Личность героя сделала из художника настоящего историка. А. Кузнецов мечтал изобразить Салавата, и для этого посвятил много времени на то, чтобы картина выглядела максимально правдоподобно. Батыр, то, что его окружает, люди и предметы, его одежда, все соответствует историческим документам.

А то, что А. Кузнецов выбрал именно такой эпизод из жизни персонажа, показывает мне живописца, как творца, воспевающего силу обычных людей, верящих в превосходство своих взглядов и идей.

Единственный, кого зритель может хорошо рассмотреть – это Салават

Юлаев. Он стоит лицом ко всем, кто смотрит на картину. О чем говорит его гордый взгляд, несгибаемая поза?

Этот человек не первый раз стоит перед лицом невежества и черствости людей, которые не желают даже мысли допустить о свободе и равенстве народов. И каждый раз Салават чувствует, что только своим отношением и решительностью сможет повлиять на ход событий. Пусть не эти люди подумают и изменят свое решение, но будущим поколениям будет рассказана история, и у них есть шанс понять, что за свои права стоит бороться, несмотря на препятствия.

Поза батыра сама говорит о несломленной натуре, и желании ни

за какую цену не прогибаться под натиском угроз, подкупов и даже страхом пыток и неминуемой смерти. Выражение сурового лица все сказало палачам. Его огромные глаза уверенно смотрят на них как в будущее со смелостью не фанатика, а вождя, за которым стоят тысячи его сограждан.

Если обратить внимание на тех, от которых зависит будущее героя, то можно отметить два плана. На переднем расположены нахохленные и напудренные, обвязанные в ленты и в камзолах чиновники. Они видят угрозу их спокойствию в этом молодом человеке. Они знают уже, что приготовили ему, теперь выбирают средства поужасней, чтобы последние моменты жизни Салавата превратить в ужасные муки.

На заднем плане палачи, которые подготавливают свои изощренные орудия пыток. Их художник даже не пытается прорисовать в точных деталях, он выделяет их только как темное пятно. И этот прием оказался действующим.

Картина своей силой звучания разбудила во мне гордость за тех героев, что отдали все для счастья многим незнакомых им людям.

Об отце можно говорить долго и много, это был разносторонний человек, обладавший, кроме таланта художника, талантами актера, певца и, как выяснилось в последние годы жизни и после его смерти, талантом писателя. Я хотел бы выделить, на мой взгляд, самое сокровенное в его творчестве. То, что, несмотря на непростую судьбу, взлеты и падения, он пронес через всю жизнь. Это — любовь к Бурзянскому району Башкортостана.

В 1959 году он вместе со своим другом, художником В. Пустернаковым, решил спуститься на резиновой лодке по реке Нугуш. Никогда раньше он в этих местах не был.

Как и положено художникам, к поездке они готовились долго — несколько минут. Забыли нож и вместо него в поездке пользовались топором. Я помню дорогу от Стерлитамака до Большого Бретяка, по которой они ехали. Горы, поросшие лесом, высокие перевалы, пещеры прямо у дороги, но все это было только прелюдией. Когда они поплыли по реке, их обступила непроходимая тайга, места, где, казалось, человека никогда не было. Необыкновенная тишина, крики неизвестных птиц, гроза в горах, когда гром многократно множится, отражаясь от скал. Все это было впервые и произвело неизгладимое впечатление. Они видели лося, диких гусей, перепелок, глухаря, ловили рыбу в Нугуше — столько, сколько хотелось. Какие-то сказочные места.

Для этих людей то, что описывалось в легендах и эпосе не было сказкой, это было историей этих мест. Так змей ашдаха жил напротив деревни, на другой стороне Нугуша. Этому есть свидетельства, он живет в бездонном озере под горой, и трава не растет на тех местах, где он прополз. Озеро, из которого вышел конь Акбузат, и могила Бабсак-Бия находятся рядом с Шульганом и так далее.

Так возникла любовь. В этом большое значение сыграли люди, с которыми отец познакомился, — открытые, искренние, гостеприимные. Пчеловод Байгазин, первый председатель сельсовета Таип-агай, старый охотник Низамутдин Низамов, 16 раз ходивший один на медведя и вместе с другими охотниками около 40 раз. Он с большим юмором рассказывал о разных случаях на охоте, о поведении зверей. В моей семье до сих пор хранится туесок для меда, сделанный его руками. Среди новых друзей отца было много других веселых, неунывающих, несмотря на непростую жизнь, жителей этого горного района.

Отец — высокий, стройный, красивый — был для многих из них человеком из другого мира, представителем цивилизации. До него они не видели спиннинга, и он на берегу реки демонстрировал, как надо ловить щук. Они, в свою очередь, показывали древний способ лова на петлю — не менее эффективный. Они никогда не видели мольбертов, художников, пишущих пейзажи, портреты их соплеменников, он, любивший курай с детства и слышавший многих лучших ку-раистов со сцены, не думал, что может услышать что-то подобное игре братьев Шакира и Закира Габитовых из Галиакберово. Они задушевно вели старинные народные мелодии на веранде их дома, а эхо отражало от нугушевских скал звуки, преображалось в совершенно волшебную, чарующую музыку. В нее естественно вплавлялись вечерние звуки засыпающей деревни. Всем было чему поучиться друг у друга.

Восторг, восхищение перед тем, что он видит и слышит, превращало отца в жителя этих мест, у него там непроизвольно появлялся легкий башкирский акцент, он даже выглядел как-то по-другому. Помню, как отец красиво, очень проникновенно, с чувством пел башкирские песни.

Отец много сил и времени отдал изучению, пропаганде и защите народного искусства башкир. Изучая историю башкирского народа, он пришел к выводу, что племя бурзян одно из самых древних на Урале. Он считал Бурзян сердцем Башкирии, в котором чудом, благодаря естественной защите гор, труднодоступности, сохранилась наиболее древняя культура башкир.

Читайте также: