Сочинение по картине ряннеля горные кедры

Обновлено: 02.07.2024

Виртуальная лекция – портрет

Тойво Васильевич Ряннель

Родился 25 октября 1921 года в деревне Тозерово Петроградской губернии в ингерманландской крестьянской семье.
Родителями Тойво Васильевича были финны-ингерманландцы, которые в 1930-х гг. в числе других народов были подвергнуты репрессиям и высланы из родных мест. Уже в 1931 г. семья Ряннелей — родители и четверо детей — была заброшена в Сибирь.

В апреле 1931 года вместе с семьёй был выслан в Удерейский (ныне Мотыгинский) район Красноярского края. Учился в Южно-Енисейской политехнической школе. В 1939 году по особому разрешению спецкомендатуры поступил в Омское художественное училище, в котором проучился до третьего курса (1941), когда был мобилизован на фронт, но вскоре отозван.
Работал преподавателем черчения и рисования в Южно-Енисейской средней школе. Сначала он преподавал рисование в местной школе, а затем стал работать в геологической партии техником-геодезистом. В его рюкзаке всегда были краски, карандаш, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Зарисовки из этих поездок стали материалом для его первых картин.





В 1946 году переехал в Красноярск. С 1947 года член Союза художников СССР и секретарь региональной организации Союза. По приглашению руководителя республиканской организации был приглашён в Москву в организованный академиком И. Э. Грабарём институт повышения квалификации художников-фронтовиков. В 1974 году художнику присвоено звание заслуженный художник РСФСР, а 20 декабря 1991 года — народный художник РСФСР.

Главное место в творчестве Тойво Ряннеля прочно занял пейзаж. Он много путешествовал по Красноярскому краю, понимал и любил его природу — побывал на Таймыре, в низовьях Енисея, в Саянах, в Туве, а позднее и в Хакасии, на Кузнецком Алатау.








С 1965 г. персональные выставки Тойво Ряннеля проходили не только в Красноярске, но и в Омске, Барнауле, Краснодаре, Новосибирске, Москве, Нальчике и Грозном. В восьмидесятые годы его работы выставлялись в Англии, Швеции, Норвегии, Франции и Словении

В 1974 году художнику присвоено звание заслуженный художник РСФСР, а 20 декабря 1991 года — народный художник РСФСР.

Литературное творчество

Переезд в Финляндию

В 1995 году вместе с семьёй как репатриант переехал в Финляндию, где жил в Ванта.





Произведения Т. В. Ряннеля находятся в собраниях художественных музеев России, частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции, Финляндии, России. Более ста картин хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова.

Скончался на 91-м году жизни 15 марта 2012 года в Вантаа .

В 1946 году впервые участвовал в профессиональной художественной выставке, посвящённой 30-летию памяти Василия Сурикова. В 1959 году — первая персональная выставка.

В шестидесятые годы — участник выставок
в Омске, Барнауле, Красноярске, Новосибирске, Москве, Краснодаре, Ставрополе, Нальчике, Грозном; многих республиканских, всесоюзных и международных выставок.
В восьмидесятые годы — выставки в Англии, Швеции, Норвегии, Франции, Словении.
В 2001 году в Красноярске прошла выставка, посвящённая 80-летию художника.
В 2011 году в Красноярске прошла выставка, посвящённая 90-летию художника.
В 2011 году Юбилейная к 90 летию выставка в Хельсинки.

- Давным-давно жили в этих местах огромные великаны. Миром управляли, суд свой вершили. Правили справедливо и милостиво. За что люди почитали их и шли, со всяческими нуждами не раздумывая. Виднейший среди них был князь Такмак. Ладный да могучий богатырь, не раз выручал он бедняков, обиженных вызволял. – начал Тойво. Глянул на братьев: Суло весь подобрался, подсел рядышком. А Вяйне даром что маленький, тоже тянется. Значит интересно: - Случилось так что однажды гуляя по своим землям встретил он девушку пригожую. Девушку такой редкой красоты, такого нрава ласкового, да кроткого, что тут же полюбил, упал на колени и просил руки ее и сердца. Улыбнулась юная красавица, сказала, что и Такмак ей по нраву пришелся, но решать ей судьбу свою, не дадено ибо она дочка грозного царя Енисея, зовут ее Лалетина. А Енисей известен своей суровостью и своеволием, вот и сейчас он дал зарок, что не отдаст замуж меньшую дочь, пока не устроит судьбу старшей Базаихи. А у Базаихи нрав гадкий, злобный и женихи все обходят ее стороной, невзирая на щедроты Енисея. Засмеялся Такмак сказал что не сможет отказать ему славному, да знатному богатырю грозный царь и поспешил на встречу к Енисею. Приветливо его встретил Енисей, показал клады свои, да сокровищницы подземные. Вот сколько добра он накопил за долгие годы и золото самородками и каменья самоцветные грудами и руды для многих затей полезные и вовсе несчитаны. Бери, не хочу. Смеется царь, богатством своим тешится. Но вот дошли до сватовства и враз посумрачнел его лик. – Слово сказано, не видать ни кому Лалетины пока старшая дочь у него на руках. - Как не просил, как не упрашивал Такмак, как не рыдала у его ног Лалетина, царь оставался непреклонен и тогда в сердцах решился богатырь на речи дерзкие супротив властелина, сказав, что сам устроит их с Лалетиной судьбу без дозволения царственного господина, поворотил коней и призвал свою свиту в обратную дорогу. Но не стерпел такой обиды царь Енисей, догнал обидчиков и мигом обратил богатырей в каменных истуканов. Дочерей своих в реки, что у подножия гор тех текут. Своенравная Базаиха, которой тоже Такмак приглянулся у ног каменного Такмака примостилась. А вот робкая Лалетина далече, хоть и не за девятью горами, но вовек не увидеть ей гордого возлюбленного, не коснуться своими водами его стоп.
- Грустная получилась сказка. – сказал тут же устроившийся на нарах покрытых домашним одеялом рыжий Вильгельм, - Не добрая. Мне больше нравятся сказки с хорошим концом, где все кончается весельем и свадебкой.
- Но такое в жизни случается редко – возразил Тойво.
- Так причем здесь жизнь – не унимается Вилька, - сказки для того и создаются, что бы поддержать в трудную минуту, сил человеку добавить, к новому воодушевить, а здесь скажите пожалуйста кого эта сказка поддержит? Решительно ни кого! Чему научит?
- Может она мудрости учит, терпению? – предположил Тойво.
- Да какой там мудрости? Сплошная гордыня и самодурство. А терпение это, какое-то старорежимное слово, сейчас, когда нет богачей и помещиков…
- А мне сказка понравилась! - как то разом прервав излияния Вильгельма, высказался Суло, - Она красивая! Только я не пойму, почему Енисей и Базаиху в речку превратил, ведь она вроде была не причем.
- Почему, почему, - ворчливо передразнил Вилька, - Надоела она ему своими глупыми вопросами, больно много болтала лишнего, терпение его лопнуло. Вот почему.

Более тридцати лет пролежало в запасниках Красноярского художественного музея одно из самых известных полотен замечательного сибирского живописца Тойво Ряннеля "Горные кедры". Картина со временем обветшала, и вот, в связи с предстоящим в октябре 80-летием мастера, за ее восстановление взялся художник-реставратор Дмитрий Ильин. Успеет ли он закончить работу? Увидят ли зрители картину на юбилейной выставке?
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
. Я знаю, придет художник.
Он будет совсем мальчишкой.
Он будет писать, как надо, -
Без грязи и без прикрас.
Он, если увидит дождик,
То просто напишет дождик.. .
А если увидит корни
Старых разбитых кедров -
Значит, напишет нас.

И художник пришел. И создал свою самую знаменитую картину, ставшую символом времени и воплощением наиболее ярких достижений сибирского пейзажа. В монументальном полотне "Горные кедры" гармонично соединились требования эпохи и внутренний романтизм самого художника.

Как родился замысел картины? В мемуарной книге "Незваный гость" Тойво Ряннель вспоминает: "Работая в геодезических экспедициях на плоскогорьях Восточной Сибири, я сильно подружился с кедром - это дерево забирается на высокие горные перевалы, к снежникам и ледникам, где рождаются реки". Постепенно, в течение нескольких лет, в художнике зрело желание написать пейзаж о горных кедрах, выстоявших в борьбе за существование. Самые выразительные кедры он обнаружил на перевалах Западных Саян - на перевале Амбук и у истоков Оленьей речки и Большой Ои. Долго искал композицию, формат холста, цветовые аккорды, оптимальную меру условности в изображении.


И вот в 1959 году работа была завершена. Незадолго до этого мастерскую художника посетила группа московских писателей, в том числе и Юрий Казаков, на которого "Горные кедры" произвели огромное впечатление. "Я присутствовал при рождении великой картины", - писал он позднее. Высоко оценили работу и такие друзья, как художник Рудольф Руйга ("Аж завидки берут") и столбист-педагог Иван Беляк ("Ты даже не понимаешь, что ты сделал! "). Но особенно окрылил художника успех картины на состоявшейся вскоре персональной выставке. Зрители толпились возле холста, громко выражали свое восхищение.

Оборудование: ПК, интерактивная доска.

Материалы к уроку: карточки для работы в группах, учебное пособие “Литературное путешествие по Красноярскому краю”, презентация в слайдах, тест – краб, шишки кедра.

Цель: дать ученикам общее представление о поэтическом, живописном и повествовательном образе кедра в произведениях красноярских авторов, показать связь искусства слова с искусством живописи.

  • Образовательные: учить раскрывать идею авторского произведения, понимать смысл прочитанного; развивать умение видеть в произведении художественные приемы, как средство описания эмоционального отношения автора к природе.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, образное мышление, связанные с окружающей природой; расширять кругозор детей о красоте и богатстве родного края.
  • Воспитательные: формирование коммуникативных качеств; патриотических, эстетических.

Ход урока

1. Организационный момент.

Утро доброе, ребята: вам, и мне, и всем гостям!

Может, будет сложновато,
Но ведь справимся, друзья!
В добрый путь и в добрый час
Позову я вас сейчас!

- Что-нибудь мешает перед началом урока?

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

Слайд 1. Виктор Журавлёв “Кедрачи, кедрачи” на фоне картины Т. Ряннеля “Горные кедры”. Приложение 1.

1. Чтение стихотворения учителем.

- С каким литературным жанром встретились? (Стихотворение, поэзия)

- Да, стихотворение – это искусство слова!

- В чём заключена главная мысль стихотворения? (Автор тоскует о детстве, о родных местах, о тайге, о кедрах).

- Прочитайте слова – обращения к кедрам. (Кедрачи, друзья, гордость Сибири)

- С каким настроением автор думает о кедрах?

- Как думаете, почему рядом разместилась именно эта картина Тойво Ряннеля, художника нашего края?

- Что можете сказать о кедрах вы?

- Попробуйте описать увиденное вами с помощью карточки – опоры.

Работа в группах. (2 – 3 мин)

На интерактивной доске даны начала предложений. С помощью карточек с ключевыми словами дети составляют описание картины.

- С каким жанром искусства работали сейчас? (живопись, искусство живописи).

Приложение 1. Слайд 2 (фамилии авторов, произведения которых используются на уроке)

- Знакомы ли вам фамилии авторов и названия их произведений? (Да, Виктор Журавлёв написал стихотворение “Кедрачи…, Т. Ряннель – картину “Горные кедры”, Н.И.Волокитин?)

- А что объединяет все произведения? Какова их общая тема? (кедры – символ Сибири, красота просторов сибирских).

- Может, кто- то из вас знаком с творчеством или биографией Николая Ивановича Волокитина? (выступления детей)

Приложение 1. Слайд 3 (портрет и биография)

Приложение 1. Слайд 4. (ключевые слова к 1 – 2 абзацу)

2. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

- Прочитайте ключевые слова. (Чтение вслух)

- Можно сказать, что присутствует сказочный зачин? (…Рассказывали, что когда – то давным-давно…)

- Это художественное средство автора.

Чтение вслух 1 – 2 абзаца. Подтверждение предположений.

  • Взгорье
  • Казак
  • На круг выводил
  • За поскотину

Приложение 1. Слайд 5. Абзац 3.

Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух.

- О чём пойдет речь? (описание кедра)

- Найдите и прочитайте, какими словами автор описывает кедр.

- Что означает выражение “Давно нет в живых, а кедр стоит…”? (много времени, лет прошло, а кедр живет).

Приложение 1. Слайд 6. Абзац 4 – 5.

Чтение ключевых слов “про себя”, затем вслух.

- О чём пойдёт речь? (о шишках, как их добывали, сбивали)

- Что нового узнали из прочитанного?

- Что делает Евсей Кузьмич с шишками? (всегда собирает опавшие)

Приложение 1. Слайд 7. Абзац 6.

Чтение ключевых слов вслух

Чтение абзаца вслух.

Приложение 1. Слайд 8. Абзац 7 – 8.

Чтение ключевых слов, затем чтение абзаца.

  • раскидистый
  • диковинный зелёный собор

3. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста).

- С какими жанрами работали на уроке? (поэзия, живопись, рассказ)

- А давайте ненадолго тоже станем художниками и нарисуем хоровод вокруг кедра!

(рисование на интерактивной доске в программе Power Point)

- Спасибо! Теперь у нас появилась своя иллюстрация к рассказу Н.И.Волокитина.

- Займите свои места за компьютерами, на рабочем столе найдите и откройте “Тест Краб”. Вспомните правила работы с тестом. Вам удобно, комфортно?

Рефлексия: кто недоволен своим результатом? Хочется его улучшить? (В этом случае дать возможность повторить тест).

Работа в группах 1 – 2 мин. Карточки с заданием “Собери пословицы”. Приложение 4.

Кто срубил дерево – того проклянут дети,

Сломить дерево – секунда,

а вырастить – годы.

кто посадил дерево – того похвалят внуки.

Кто деревцо посадит,

Выбери хорошее дерево,

будешь под тенью сидеть.

тот человеку друг.

Одно дерево –

Как дерево не гни,

оно всё вверх растёт.

не тёмный лес.

Выступает от группы 1 человек, зачитывает выбранный вариант.

На интерактивной доске зафиксированы “разобранные пословицы”. При проверке с помощью способа “перетягивания” пословицы восстанавливаются.

- Общую тему пословиц заметили? (о деревьях, о бережном отношении к природе, ко всему живому)

Читайте также: