Сочинение по картине пименова даешь тяжелую индустрию

Обновлено: 02.07.2024

Продолжение цикла статей о коллекции ГТГ на Крымском валу. Предыдущий обзор посвящён полотнам А.А.Дейнеки.

Лица металлургов, мягко говоря, красотой не блещут. Но зато как прекрасно Штеренберг изображает завод! Восхитительно дана дальняя голубизна и перспектива железной конструкции! Металлические формы написаны красивыми насыщенными цветами – синими и черными!

До Пименова ещё никто не изображал тяжелую промышленность подобным образом. Художники ОСТовцы, к которым принадлежал Юрий Пименов, работали не внутри отдельной маленькой темы. Они расширяют тематику картин и представляют яркий живой рассказ о действительности.

Пётр Вильямс. Портрет В.Э. Мейерхольда, 1925 год

Ещё один представитель ОСТа, Петр Вильямс, написал портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Художнику было всего 23 года. Вильямс был не единственным, кто писал Мейерхольда. Радикальный новатор, изобретатель новых форм и целых направлений театра, Мейерхольд вовлекал в свою работу художников и неизменно вызывал у них интерес.

Два портрета Мейерхольда находятся в Русском музее. Один написал Борис Григорьев. Режиссёр представлен на портрете как Арлекин, герой некой постановки, с цилиндром. Фигура маэстро у Григорьева полутанцующая, гротескная.
Автор другого портрета Мейерхольда — Александр Головин. В нём Всеволод Эмильевич сидит у зеркала в гримёрной. Головин изобразил Мейерхольда очень корректно и обыграл его отражение в зеркале.

В Третьяковской галерее хранятся два других портрета Мейерхольда, не только Петра Вильямса, но ещё и Петра Кончаловского.

Вильямс написал парадный портрет театрального деятеля, парадный портрет человека новой эпохи. Изображён художник и комиссар, идеолог и вдохновитель конструктивистского театра. Он резко поворачивает голову и перед нами появляется его выразительный профиль.

П.Вильямс. Портрет Мейерхольда.

П.Вильямс. Портрет Мейерхольда.

Мейерхольд представлен крупным планом в самом центре композиции. В его позе заключена собранность, уверенность в себе и решительность. Это соответствует жеским ритмам театральных конструкций на заднем плане. Вильямс акцентирует чеканный профиль лица с характерным открытым лбом, крупным носом и тонкими губами. Подобно полководцам на парадных портретах, режиссёр обозревает поле будущего сражения.

Стиль одежды говорит о многом. Мейерхольд одет в коричневое кожаное пальто. Это особый стиль первого революционного десятилетия. Такой костюм является средним между военной формой и гражданской одеждой. Только синий шарф и бабочка под воротником белоснежной рубашки намекают на артистическую деятельность и богемный статус героя.

Давид Штеренберг в коллекции ГТГ

Давид Штеренберг учился в Париже, поэтому его работы сильно подвержены влиянию фовизма и кубизма. После возвращения в Россию в 1917-м году он пересмотрел свои увлечения и пришёл к фигуративной живописи.

Аниську мастер написал с натуры. Это деревенская девочка работала помощницей в доме Штеренберга. Штеренберг обзавёлся прислугой подобно многим руководящим деятелям, хотя это противоречило официально провозглашенной отмене эксплуатации в советской обществе.

Фигура девочки представлена строго фронтально, наподобие иконных образов. За ней в обратной перспективе изображена поверхность стола с краюхой хлеба на тарелке (ещё один в прошлом литургический мотив). Очевидное сопоставление круглой тарелки с головой девочки создаёт подобие нимба.

Если бы стол был дан в традиционной перспективе, то зритель не смог бы оценить аскетизм этого интерьера и драматизм ситуации.

Интересно графическое решение картины. Волосы Аниськи и краюха хлеба повторяются по рисунку. Есть цветовые переклички — цвет валенок и волос. Голубизна тарелки отражается в стене, Штеренберг выбирает различные оттенки коричневого цвета для пола и стола.

Но у вас все равно есть один вопрос! Вот ножка стола, а за ней должна быть стена. Рядом с ножкой стола не хватает синего треугольника. Для образности картины наличие этого присутствующего в натуре треугольничка абсолютно ничего не прибавит. Художнику нужен был лаконизм.

По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников.

Читайте также: