Почему дар поэта пушкин считает пророческим сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин не мог не осознавать своей миссии в русской литературе. Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества – это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа.

Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в его лирике.

образ поэта воплощен Пушкиным в стихотворении “Пророк”. Время написания – 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. “И тогда прилетел… один из серафимов, и в руке у него горящий уголь”.

Ангел “удалил беззаконие” и “очистил грех” Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Пушкин дает в “Пророке”

свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по другим его произведениям. Так, в “Подражаниях Корану” мы встречаем тот же образ одинокого путника:

И путник усталый на Бога роптал:

Он жаждой томился и тени алкал

В пустыне блуждая три дня и три ночи…

Концовка данного цикла стихотворений также перекликается с воззванием и призывом к пророку:

Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй…

Мужественная энергия стиха, призыв проповедовать правду людям роднят “Подражания Корану” с “Пророком”, но последний гораздо шире и богаче по содержанию.

Можно отметить также некоторые черты “Пророка” в более позднем стихотворении Пушкина “В часы забав иль праздной скуки…”. Духовное преображение поэта в этом стихотворении перекликается с физическим и нравственным преображением пророка, очищенного, опаленного в горниле человеческих страданий.

Явление “шестикрылого серафима” в “Пророке” помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия:

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход.

И дольней лозы прозябанье

Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, приобретает все большую ценность.

Наконец настает момент наивысшего духовного подъема, через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, истины. Взамен “грешного” языка серафим вкладывает в уста пророка “жало мудрыя змеи”, а вместо сердца вдвигает “угль, пылающий огнем”. Поэт-пророк слышит голос, повелевающий ему.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей –

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Суровым и торжественным воззванием, побуждающим поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии.

Стихотворение “Арион”, написанное в 1827 году, воссоздает в аллегорической форме трагические события декабристского восстания. Но если в “Пророке” автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в “Арионе” он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Певец Арион связан со своими друзьями общностью взглядов, он стремится помочь им в их благородном деле своей смелой поэзией. Но его друзья гибнут…

А поэт, несмотря на опасность, продолжает выполнять свою великую миссию, как истинный пророк. “Я гимны прежние пою”, – говорит пушкинский герой.

Раздумья о быстротечности жизни звучат в поздних произведениях Пушкина. Поэт предчувствует близкую гибель. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, оценить значение поэзии.

Своего рода поэтическим завещанием Пушкина оказалось стихотворение “Памятник”, написанное в 1836 году. По теме это стихотворение восходит к оде римского поэта Горация. Первый перевод оды был сделан М. В. Ломоносовым. В дальнейшем эти мотивы развивал Державин в своем стихотворении “Памятник”.

Но разные поэты по-разному оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества. Пушкин уверен, что к его памятнику “не зарастет народная тропа”. Он пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал “чувства добрые”. Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Концовка стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Она должна быть “послушна” “веленью Божью”, то есть голосу правды, и следовать к своей цели, не обращая внимания на “хвалу и клевету” невежественных глупцов.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении “Поэту” он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” мы встречаем те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца?

Гоненье ль низкого невежды?

Иль восхищение глупца?

Не надо думать, что Пушкин превозносил себя над людьми, говоря о “невеждах” и “глупцах”. Он просто подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, “куда влечет его свободный ум”. И тут Пушкин высказался однозначно.

Возьмем его стихотворение “Из Пиндемонти”. Быть свободным, по Пушкину – значит стоять в стороне от общественных волнений, не отождествляя себя ни с одной из социальных групп:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать;

Для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! Вот права…

Муза поэта преданно и отважно служила свободе, красоте, добру, справедливости. Это ли не сущность и роль истинной поэзии?

Духовной жаждою томим пророк пушкин анализ

Анализ стихотворений

История создания

Анализ стихотворения пушкина пророк

Жанр и направление

Анализ стихотворения пророк анализ

Композиция и тематики

Стихотворение не разбито автором на строфы. Несмотря на это, его можно условно разделить на 3 смысловые части:

Эти части можно назвать началом, завязкой и окончанием. Кульминация произведения остаётся незаконченной, если не вдаваться в подробности биографии поэта, читатель так и не узнаёт решения о принятии своей судьбы героем.

Стихотворения пророк анализ

  1. Предназначение поэта — главный мотив стихотворения. Пушкин рассуждает о своей роли, смысле жизни. Функция поэзии заключается в умении преподносить правду, затрагивать такие проблемы, о которых остальные боятся говорить.
  2. Немаловажной является тема поэта и поэзии. Для Александра Сергеевича стихосложение так же возвышенно и священно, как и Божьи законы и заповеди. С помощью стихов автор распространял лучшие качества: добродушие, заботу о близких, справедливость.
  3. Идея пророчества также освещена Пушкиным в стихотворении. Человек, которого выбрал Бог, обречён на одиночество, но он должен выполнить своё назначение, даже если ему придётся лишиться радости и счастья в жизни.

Образы и символы

Простому человеку не дано без опасения освещать правду, как этим занимался Исайя. По этой причине его посещает шестикрылый серафим.

Стихотворения пророк пушкина

Среди ангелов он является наиболее приближённым к Богу, из-за чего и выполняет его указания. Перерождение персонажа было мучительно и крайне болезненно. В конце стихотворения появляется Господь и говорит поэту о его важной роли. Он несёт образ наставника, который определяет дальнейшую жизнь персонажа и его предназначение.

К символам можно отнести пустыню и перепутье, на котором оказался поэт. В религиозных писаниях говорится, что пустыня является местом встречи человека и Господа, пространством для покаяния и осознания ошибок. Вероятно, по этой причине А. С. Пушкин выбирает именно это место для создания сюжета произведения.

Перепутье — место, где расходятся пути, означает опасения, сомнения. На расхождении дорог к действующему лицу приходит серафим, который помогает сделать правильный выбор.

Смысл и художественные тропы

Александр Сергеевич Пушкин хочет донести до читателя, что нужно бороться со страхом, следовать внутреннему голосу и своему жизненному предназначению. Это и является главной идеей стихотворения.

На примере поэта Пушкин демонстрирует эту тему. В Российской империи было множество проблем, о которых обычные люди не могли говорить, но писатели и поэты поднимали подобные проблематики в своём творчестве. Несмотря на жёсткую цензуру, которая была введена при Николае II, литераторы находили способы для её обхода. В этом и состоит роль пророка — нести правду в широкие массы.

Пророк пушкин анализ

Поэт использует средства художественной выразительности для создания и развёртывания темы. К ним можно отнести:


Задание 12 № 8030

12.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?

12.5. Какие страницы произведений русской литературы вам бы хотелось проиллюстрировать? (На материале одного или двух произведений).

12.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Большая роль в творчестве писателя отводится именно сказкам о животных. Ведь за образами животных скрываются известные человеческие пороки и недостатки.

Все сказки СалтыковаЩедрина подвергались цензурным гонениям. Ведь маски животных не могли полностью скрыть истинное содержание этих произведений. Перенесение психологических человеческих черт на животный мир наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Только лишь из-за того, что автор использует в своих произведениях маски животных, можно назвать их собственно сказками. По сути — это лишь слегка прикрытая политическая сатира.

— А это вы можете описать?

И Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною.

От первой до десятой главы перед читателем открывается трагедия Чело-века, Женщины, Матери, которую Ахматова раскрывает через свою собственную, личную.

Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем.

Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой, — это характерная черта антиутопии. Жестокая бесчеловечная действительность казарменного коммунизма исковеркала характеры, судьбы персонажей произведения.

Речь его героев построена по нормам времени, они пытаются говорить на языке лозунгов и указов. Смысловые сдвиги в рамках предложения, эпизода, всего сюжета в произведениях Платонова — это отражение сдвигов в пони-мании мира.

12.5. Какие страницы произведений русской литературы вам бы хотелось проиллюстрировать? (На материале одного или двух произведений).

Тема может быть раскрыта на примерах любимых произведений. В сочинении нужно раскрыть, почему именно этим страницам Вы бы уделили внимание, чем они Вас привлекают, какие струны души затрагивают. Сочинение по данной теме будет, по сути, представлять собой сочинение по личным впечатлениям о литературном материале.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

4 примера анализа стихотворения

За основу стихотворения поэт берет библейскую легенду об Исайе. Когда Исайя понял, что люди погрязли в грехах, и не пытаются стать на путь исправления, он впадает в отчаяние. Тогда Господь велел Исайю нести пророческую службу до самого конца человеческого существования.

Пушкин немного изменяет историю, поэтому у него главным пророком стал поэт.

Перед читателем представлена картина пустыни, по которой влечется путник. Неожиданно к нему спускается Серафим. Он наделяет путника умением слышать и видеть все вокруг. Тайны мира перестают быть для него тайнами. Но чтобы стать пророком, путнику необходимо пройти через мучения. Серафим меняет сердце путника на раскаленный уголь. Более того, он должен отречься от всех чувств, присущих человеку – любви, страха и жалости.

Можно подумать, что друзья-декабристы и являлись для поэта воплощением того самого пророка. Ведь они смело пошли против государя, не побоявшись расплаты. Они знали, что за подобные действия их ждет наказание в виде казни.

Жанр, размер

Композиция

По смыслу анализируемое стихотворение можно разделить на три части.

Первая часть стихотворения, которая является экспозицией произведения, рассказывает читателю о том, как лирический герой начинает свой нелегкий путь. В пустыне он оказывается из-за терзания душевных метаний. В этот момент он и встречает посланника с небес – Серафима.

Вторая часть произведения – завязка. Здесь идет речь о преображении путника: он начинает видеть, слышать, язык его меняется из лукавого на жало змеи, а сердце — на раскаленный уголь.

Заключительная часть стихотворения – кульминация. В этой части путник слышит голос Господа, который дает ему свое наставление и рассказывает о его предназначении.

Стихотворение не имеет точного итога, поэтому для читателя так и остается загадкой, принял ли лирический герой свою судьбу.

Образы и символы

Вторым образом в стихотворении можно выделить образ шестикрылого Серафима. Серафим – это самый приближенный к Богу ангел, поэтому именно он должен помочь поэту переродиться через боль и мучения в пророка.

Образ Бога так же присутствует в стихотворении. С ним автор знакомит читателя в самом конце, когда он говорит пророку о его предназначении. В его лице отчетливо виден наставник, который говорит человеку о его цели в жизни.

Что же касается символов, то здесь есть два символа – символ пустыни и перепутья.

Темы, проблемы

Главная тема стихотворения – это предназначение поэта. В произведении автор рассуждает о своей собственной жизни и своем предназначении. Главная роль поэзии – донести правду народу.

Так же затрагивается тема поэзии. Пушкин очень трепетно относился к своему творчеству, с помощью которого он старался донести людям правду. Так же благодаря своим произведениям поэт старался научить людей добру, любви к ближнему, гуманизму. Автор считает, что каждый поэт должен ставить перед собой именно такие цели.

Тема пророка – еще одна интересная тема стихотворения. Тот, кого выбрал сам Господь, всегда будет находиться в одиночестве, но у него есть великая миссия, которую он должен выполнить, отбросив страх и сомнения.

Тема любви показывает су самую самоотверженную любовь, которая должна руководить пророком при желании помочь людям.

Главной проблемой стихотворения является мученический путь пророка. Пророк наделен божественным даром, но взвалив на себя данную миссию, он обрекает себя на одиночество. Пушкин так же неоднократно оказывался преданным близкими ему людьми, которых любил и ценил.

Еще одна проблема стихотворения – это отношения пророка с окружающим миром. Бог является ему в пустыне, где нет никого. Тем самым автор показывает, что большинство людей не готово познать и принять истину. Пророк обречен на пожизненные мучения, потому что люди не хотят видеть и слышать истину, которую он несет.

Средства художественной выразительности

Благодаря их совокупности создается чувство торжественности и возвышенности.

Основная мысль

Когда серафим прикоснулся к ушам будущего пророка – ему стали слышны совсем новые, незнакомые звуки.

Затем божий посланник вырывает у путника язык, вкладывая вместо него жало змеи. Этот образ автор использует неспроста. Во-первых, считается, что змея – это символ мудрости, а, во-вторых, острого, жалящего языка, как огня боятся те, кто не желает слышать правду.

Наконец, ангел вынимает из груди странника сердце, а вместо него помещает горящий уголь.

Завершив свой ритуал, божественный посланник покидает путника. Перенесший неимоверные страдания, лишенный всего человеческого, грешного, тот лежит на земле, подобно трупу. Внезапно с небес доносится воззвание Господа:

По своей сути это произведение не что иное, как размышление на философские темы: о миссии поэта и о роли поэзии в обществе.

Незадолго до этого брат переслал Пушкину Закон Божий. Поэт настолько увлекся сюжетами из этой книги, что один из них решил сделать основой нового стихотворения. Выбранная им легенда гласила, что однажды пророк Исайя повстречал ангела, посланника Бога, серафима. Эта встреча стала для Исайи судьбоносной – ему открылась истина, и он стал проповедовать смертным Закон Божий.

В начале произведения перед читателем предстает обычный человек, томящийся в пустыне (пустыню нужно рассматривать, как неволю поэта). В финале он перерождается в пророка, наделенного особой миссией.

Несмотря на то, что образ пророка напрямую связан с евангельским героем, для пророка-поэта Пушкиным обозначена иная задача. Поэт, как пророк, должен глаголом жечь сердца людей, раскрывать перед ними всю красоту поэзии. Полное перерождение дает ему право осуществить эту цель.

Осознавая, что простой поэт не наделен способностью Исайи открыть людям истину, автор вводит в произведение образ серафима, посланного Богом. Ангел совершает действия, направленные на перерождение героя, и это перерождение сопровождается невыносимой болью и мучениями.

В последних строках слышится наставление Бога, которое определяет жизненный путь и цель, которую должен выполнить пророк.

Композиция

В стихотворении прослеживается классическая линейная композиция со всеми сопутствующими элементами.
В экспозиции читатель знакомится с человеком, бредущим по пустыне.
Завязка представляет собой встречу путника с серафимом.
Развитие действия начинается с манипуляций ангела, преображающих человека.
Кульминация показывает, как обессилевший от боли, новоиспеченный пророк, словно труп, лежит на земле.
Развязка представлена напутствием Бога своему новому посланнику.

Во второй части происходит преображение героя. У него появляется особый взгляд на мир и чуткий слух, позволяющий услышать до этого неслышимое. Он лишается грешного языка и человеческого сердца. Заканчивается произведение призывом Бога проповедовать людям истину.

Жанр

Стихотворение относится к литературному направлению классицизм. Здесь четко обозначены время и место действия. Но, поскольку повествование ведется от лица героя, то эмоции, переживаемые им, говорят о том, что в произведении присутствуют и элементы романтизма.

По роду стихотворение относится к философской лирике. По жанру его можно назвать элегией или духовной одой.

Размер и средства художественной выразительности

Автор использовал перекрестную рифму в первых четырех строках, парную – в следующих четырех и кольцевую – в последующих строках. Этот прием выбран сознательно, чтобы разнообразить произведение, сделать его сложнее и многослойнее.

В стихотворении очень много глаголов, благодаря которым читатель ощущает стремительность действия. Также они делают повествование необыкновенно жизненным и ярким.

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы понять, какую проблему поднимал Пушкин в стихотворении, читателю стоит обратить внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк стремится все делать во благо общества, так как в этом заключается его прямая миссия. Но, в начале произведения читатель видит совсем иной образ – отверженный герой бесцельно бредет по пустыне. Только с постепенным приобретением божественного предназначения ему открывается его истинная задача – доносить до людей истину, дарить прекрасное миру.

Таким образом, автор затрагивает проблему честного, открытого творчества. Главную мысль произведения Пушкин вложил в уста Бога: цель пророка (поэта) – в раскрытии своего таланта, в том, чтобы дать почувствовать людям всю силу и красоту поэзии.

Идея стихотворения заключена в том, что поэт своим творчеством должен зажигать сердца людей, не снимая с себя ответственности, возложенной Богом.

Пример анализа 3

История создания
Данное стихотворение имеет печальную историю создания.

После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Многие исследователи полагают, что казненные декабристы воспринимались великим гением как пророки – люди, видящие правду и не боящиеся пострадать за нее.

Опубликованное в 1828 году, стихотворение было весьма холодно встречено критикой. Многие решили: Пушкин совсем зазнался и превознес себя над обычными людьми. Однако на самом деле так поэт выражал свою скорбь.

Литературное направление

Произведение можно отнести к классицизму с элементами романтизма.

Оно затрагивает библейские образы, написано возвышенным языком, заставляет задуматься над серьезными философскими вопросами. С другой стороны, яркие картины и описания состояния самого лирического героя явно намекают на романтическое составляющее.

По роду литературы это философская лирика.

Проблематика

В стихотворении автор затрагивает проблему правдивого, открытого творчества.

Он сравнивает людей, не боящихся нести свет в общество и выступать даже против правительства, с настоящими пророками. В этом смысле не только декабристы, но и сам поэт относятся к таким божественным провидцам.

Тематика

В произведении затрагивается всего одна тема, невероятно важная для Пушкина и проходящая красной нитью по всему его творчеству – тема избранности поэта.

Люди, пишущие стихи, говорят от лица Бога, поэтому часто становятся гонимыми властью, осуждаемыми обществом. Однако их предназначение – нести правду, не боясь и не обращая внимания на ответные реакции.

Идея

Пафос

При прочтении гениального творения Пушкина читатель невольно проникается возвышенными чувствами.

В строчках ощущается гордость, торжественность, но в то же время и некий священный ужас перед действиями серафима, и смирение. Автор настолько тонко передал переживания поэта (творца), что, читая стихотворение, невозможно оставаться равнодушным.

Система образов

Центральный образ – шестикрылый серафим. Именно он является лирическому герою произведения, когда тот, томимый духовными поисками, оказывается на перепутье.

Ангел ведет себя совсем непривычно: он совершает с путником страшные действия, благодаря которым тот открывается господу и получает возможность нести божественную истину людям.

Кстати, перепутье тоже глубоко символичный образ. Это тот самый выбор, который совершает любой творец. Он оказывается у места, на котором еще не поздно повернуть назад, но именно тогда появляется божественный посланник.

Теперь уже обратной дороги нет, и как бы не реагировало общество, истинный пророк будет говорить, не боясь наказания. Таков его выбор и таково его предназначение.

Центральные персонажи

Центральный персонаж, опять же, серафим. Он активная фигура произведения, субъект происходящего действия.

Воинственный ангел становится проводником для будущего пророка: открывает истину, которую отныне может слышать и вещать лирический герой.

И хотя его действия пугающе жестоки, но ведь и правда познается сложно, ценой потерь, иногда даже жизни. Чтобы стать пророком, вещающим от лица самого господа, необходимо пройти через сложные испытания, – вот о чем говорит Пушкин.

Лирический герой

Лирический герой тут – художественная проекция самого Пушкина.

Вообще, образ пророка, скорее, собирательный, потому что большинство исследователей полагает: в нем автор воплотил черты погибших друзей-декабристов.

Однако он всегда воспринимал поэзию как способ говорить с народом от лица господа. И раз он сам творил, значит, пророческие качества были свойственны и ему.

Повествование ведется от лица лирического героя, которому постепенно открывается истина.

Сюжет

Глаза раскрываются, зрению становится доступно то, чего никогда не увидит обычный человек. Не зря автор вводит образ орлицы. Ведь всем известно, насколько хорошо и четко видят эти хищные птицы.

Затем серафим касается ушей пророка – и ему открываются новые, доселе неслышимые звуки.

Наконец, ангел вырывает человеческий язык и вставляет змеиное жало. Тоже очень значимый, яркий символ. Ведь змеи издавна воспринимались как мудрые, сакральные животные. Кроме того, правда очень часто жалит, кусает в самое сердце.

В завершение божественный посланник вынимает сердце человека и вставляет ему в грудь пылающий уголь.

Проделав кровавый ритуал, серафим отпускает новоиспеченного пророка. Лирический герой лежит в пустыне, подобно мертвецу, и вдруг слышит наставление Господа:

Композиция

Стихотворение имеет классическую линейную композицию.

Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано в традициях классицизма. Здесь мы видим характерное триединство – времени, места и действия.

Стихотворение переполнено глаголами, отчего действие развивается стремительно, и перед глазами изумленного читателя предстает яркая картина.

Рифма и размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, размером, который больше всего любил зрелый Пушкин.

перекрестная АБАБ (первые четыре строки),
парная ВВГГ (следующие четыре стиха),
опоясывающая ДЕЕД (стихи 11-14) и т.д.
Автор сознательно использовал такие приемы, чтобы сделать произведение многослойнее, разнообразнее, сложнее.

Средства художественной выразительности

Значение произведения

Стихотворение значимо для понимания всего творчества великого русского поэта. Оно определяет место поэта и поэзии. Эта тема красной нитью проходит по всему пушкинскому литературному наследию.

Актуальность

Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно невероятно образно, красиво и выразительно. Читаешь и представляешь картину прямо перед глазами.

Чему учит

Стихотворение учит правильному отношению к творчеству, пониманию поэзии и прозы, видению ее со стороны самого автора. Оно помогает воспринимать литературу и слышать голоса авторов.

Пример анализа 4

Тема

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов.

Средства выразительности

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Читайте также: