Сочинение по картине неравный брак

Обновлено: 18.05.2024

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.

Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.

Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди

Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.

Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.

Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.





Предыстория

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Неравный брак фрагмент картины жених

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Неравный брак фрагмент картины невеста

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

Неравный брак фрагмент

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Неравный брак картина Пукирева фрагмент

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Неравный брак фрагмент Пукирев

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

Священник

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

неравный брак картина цена

Версия Николая Варенцова

Андрей Александрович Карзинкин — московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год


Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Автор

Популярные сочинения

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.

Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.

Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди

2 вариант

Невеста одета в шикарное платье, напоминающее об ужасном дне в ее жизни. Организованный праздник не приносит ей радости. В одной ее руке наблюдаем свечу, а другую она протягивает священнику, чтобы он надел кольцо. Зритель может предположить, что она смирилась с судьбой, поэтому она бессильна в данной ситуации. Девушка рассчитывает, что брак поможет ее родственникам.

Не молодой жених производит плохое впечатление. Наблюдается контраст между пожилым мужчиной и замечательной девушкой. Предположительно, что мужчина несколько раз был женат, поэтому он производит впечатление ловеласа. Он пристально наблюдает за будущей женой, посмеиваясь над ней. Видно, что он черствый, самоуверенный, эгоистичный человек. Он заботится о своих интересах, а чувства будущей супруги его мало интересуют. Автор смог умело подчеркнуть высокое положение мужчины, его богатство и статус в обществе.

Рассматривая полотно начинаешь жалеть бедную красавицу, так как она выходит замуж за бездушного старика. Жених смотрит равнодушно на будущую супругу во время венчания. Неизвестно, как он отнесется к ней в браке. Зритель предполагает, что семейная жизнь данной пары продлиться не долго, так как мужчина скоро умрет. Главное, что художник смог передать смысл неравного брака — корыстный расчет без счастья и настоящей любви.

Описание настроения картины Пукирев - Неравный брак

Популярные сегодня темы

Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.

Творчество Федора Павловича Решетникова многогранно и своеобразно. Он был одним из самых известных сатириков, мастером карикатур и создателем замечательных скульптур юмористического характера.

Неравный брак картина Пукирева

Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.

Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.

Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Неравный брак фрагмент картины жених

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Неравный брак фрагмент картины невеста

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

Неравный брак фрагмент

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Неравный брак картина Пукирева фрагмент

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Неравный брак фрагмент Пукирев

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

В XIX веке не редки были случаи, когда небогатые родители находили для своей невесты богатого жениха, который мог быть гораздо старше её по возрасту, в целях поднятия своего собственного благосостояния и положения в обществе.

На картине мы видим процесс таинства венчания в церкви. Престарелый жених берёт в жёны совсем юную девушку. Невеста, которая чувствует себя обречённой на супружескую жизнь с человеком, к которому не испытывает никаких чувств, выглядит опустошённой. Она безвольно поднимает руку, чтобы священнослужитель надел на её палец кольцо. Вторая рука со свечой поникла. Рядом стоит жених, будущий супруг, за которого её отдали против воли.

В центре картины три фигуры — жених, невеста и священник. Фигура священника в контексте сюжета так же важна. Исподлобья он смотрит на бедную невесту, опустившую глаза. Он сочувствует заплаканной девушке, но ничего не может с этим поделать. Здесь уже всё предрешено и никто не сможет помешать происходящей несправедливости.

Не меньший интерес вызывают фигуры, которые находятся за спинами венчающихся. По левую сторону стоят представители жениха. Военный с любопытством и улыбкой рассматривает молодую невесту. Рядом стоит старая женщина — сваха. По правую сторону стоят представители невесты. У всех на лице написано недовольство тем, что происходит. Они демонстративно отворачиваются от сцены и хмурят брови, выражая своё несогласие и возмущение. Самый крайний мужчина справа — автопортрет самого Василия Пукирева. На картину самого себя он поместил, чтобы показать личное отношение к тому, что в его время царят такие нравы, которые противны здравому смыслу и всему человеческому.

Картина заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать невесте. Участь её предрешена. Теперь она будет вынуждена жить с человеком, которого не только не любит, но может даже ненавидит. Совсем в молодом возрасте она мечтала о высокой и искренней любви, счастливом браке, детях от любимого мужа, но всем её планам теперь просто не суждено сбыться, так как за неё её судьбу решили родители и тот человек, что стоит рядом и обладает большим влиянием.

Василий Пукирев своей работой в очередной раз указал на недостатки общества, и сделал ещё один шаг к тому, чтобы этот пережиток прошлого стал мало-помалу исчезать из культуры и обычаев в России. Невеста — это символ несправедливости, тот, чей образ должен указать людям на уничижительное отношение к женщинам, чтобы таких, как эта бедная девушка, больше никогда не было.



Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого.

На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.

Браки по расчету




Трагическая судьба натурщицы

Богадельня Мазурова Москва

Поговаривали, что судьба Прасковьи сложилась трагично. Рано овдовев, она не получила ни богатства, ни влияния в обществе. В последние годы женщина одиноко жила в приюте. Хранителем её тайн оказался художник Василий Сухов. Что стало причиной её пребывания в богадельне – так и осталось не известно.

Прасковья Матвеевна Варенцова.


Прасковья Матвеевна Варенцова

Венчание

Трудно понять психологию одряхлевшего вояки, ведь, скорее всего, и у него когда-то была дочь, которую он стремился удачно выдать замуж. За плечами долгая жизнь, в которой было много хорошего, как у любого человека. Откуда же такая черствость, бездушность по отношению к юному созданию?

Описание

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты. В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца. Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец. Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание. Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо – сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Невеста

Самый значимый персонаж картины — молодая девушка — написан художником особенно тщательно. Невеста — совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

Сочинение-описание по картине “Неравный брак”

Мы находимся в церкви, она полна гостей знатного рода. Самой выделяющейся фигурой является невеста. Поскольку она в белом платье. В платье цвета чистоты и невинности. Она несказанно молода и ей едва ли есть 18 лет. Несмотря на то, что венчание один из самых важных и счастливых дней в жизни каждой девушки, она невесела. Даже руку со свечой не в силах поднять. По всей видимости, она много плакала, что ей даже не в радость богатое одеяние и украшения. Она не осознает как хороша она в этот момент, она полностью отрешена от происходящего. Ей ясно одно , что молодость и красота будут загублены. Как мы можем понять, что это, скорее всего навязанный родственниками брак. Просто нашлась хорошая партия. А о счастье никто не позаботился. Ведь какая удача найти жениха на девушку-бесприданницу!

Контрастным невесте написан жених: неприятный старик, у которого и от седых волос практически ничего не осталось. Он одет в старомодный черный фрак, из под которого виднеется повязанный бант и стоячий белый воротничок. Все это скорее подошло бы молодому щеголю, нежели ему. Кажется, что с помощью одежды герой пытается омолодить себя. Слушая священника, старик отводит глаза на молодую невесту, а она не смеет поднять головы. Видно, что герой чрезвычайно доволен таким исходом дела, возможно, ему не впервой вступать в брак.

За спинами пары видны гости на их лицах совершенно разные эмоции. Стоит отметить, что мы можем заметить лишь одну женщину кроме невесты. Это сухонькая старушка. Прямо за невестой – молодой человек. Возможно это ее шафер. Он осуждает эту свадьбу. Представляется, что этот мужчина со скрещенными руками сам хотел взять девушку замуж, но ему отказали. Или просто был влюблен в нее и не предпринял никаких действий. А возможно это ее брат, у которого не было слова на семейном совете. Этому мужчине совершенно неприятно видеть, слышать и принимать, то что происходит перед ним.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Пикареву настолько живо удалось показать ситуацию, что даже сейчас, человеку, смотрящему на картину, становится неприятно и непонятно от такой ситуации. Жалко молодую девушку, жалко мужчину за ее спиной. Ведь неизвестно как сложится ее жизнь дальше…

Комментарии[ | ]

Признание

Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца — его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.

Сломанные судьбы нищих девушек

Это явление было обыденно для того времени. Материальное благополучие волновало родителей больше, чем симпатии юной дочери. Зачастую ради этого они старались выдать её за богатого, хоть и уже пожилого мужчину, годившегося ей разве что в дедушки. Забота о личном счастье девушки была для них на последнем месте.



Василий Пукирёв “Неравный брак”

Бывало и так, что и сама молодка, стремясь преодолеть изматывающую нищету, искала себе зажиточного старика.

Как появился сюжет

Автобиографическая картина

Внимание поклонников притягивает и силуэт статного мрачного красавца, скрестившего руки на груди, что расположился позади невесты. Найти в нём черты, схожие с самим Василием, не составляет труда. Подле него находится тот, кто единственный смотрит прямо на посетителей музея. Считают, что это образ Петра Шмелькова – друга художника по училищу.

Может быть, это и есть объяснение тому, что сюжет так трогает зрителя, хотя картина написана художником практически одномоментно. И вот почему автор отсутствовал на ставшей успешной для него выставке осенью 1863 года, а вместо этого скрылся за границей. Это подтверждает и рисунок карандашом с собственноручной надписью Владимира Сухова.

Скорее всего, так оно и есть, ведь доподлинно известно, что девушка Софья прожила с Карзинкиным долгую и счастливую жизнь, родив ему троих детей.

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Предыстория[ | ]

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками[1].

Крах и кончина творца

Новое в блогах


Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

Неравный Брак…Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.


Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?


Брак Купца Корзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей . Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?…

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.



Могила Пукирева.

Бледна, едва дыша, потупив очи, Держа свечу дрожащею рукой, Стоит невеста. Чист и непорочен Прелестный лик. С подавленной тоской Протянута рука навстречу року В обличье обручального кольца, Готового сковать её без сроку Веригами постылого венца Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем Обласканным судьбою и царём; Сияет крест Владимира на шее, И чин, и власть, и деньги – все при нём. Сейчас священник, в ризу облачённый, Надев кольцо на полудетский перст, Захлопнет дверцу клетки золочёной. Бедняжка! В ней нести тебе свой крест. Твой милый здесь же, близко – за тобою, Но вам не быть с ним мужем и женой. Как много вас, униженных судьбою, С немилыми обходят аналой!(Г.Солодилов)

Примечания[ | ]

Аналогичные картины



Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

Читайте также: