Сочинение по картине христос в пустыне

Обновлено: 30.06.2024

"На картине мы видим Иисуса сидящего возможно на вершине Назаретской горы. "

Скорее, где-нибудь в Крыму. Вглядитесь в картину. В центре её человек (не богочеловек, а именно, человек), но изображение далеко от реализма. Кто же пойдёт в пустыню "в красной рубашоночке" (такой цвет носили тогда римские патриции, а не иудеи) и босяком? Там в таком обмундировании ни пройти, ни посидеть: днём нестерпимая жара, ночью - холод собачий.
Скорей всего картина выражает внутреннее состояние самого художника - одиночество и скорбь. Не вижу я в изображении Спасителя ни божьей искры, ни внутренней борьбы, ни победы над ниспосланными искушениями. По мрачному и трагическому выражению лица и позе, понять о чём думает персонаж невозможно: может, скорбит по умершим близким, а может думает думу Раскольникова.
Не верю я критикам, верю лишь своему впечатлению от картины.

Троянда, благодарю за отзыв. Читал Ваше замечание с улыбкой на лице. Такая симпатичная женщина, а ход мыслей, как у опытного сыщика. "Кто же пойдёт в пустыню "в красной рубашоночке" (такой цвет носили тогда римские патриции, а не иудеи) и босяком? Там в таком обмундировании ни пройти, ни посидеть: днём нестерпимая жара, ночью - холод собачий. )))". Мне подумалось, что явись перед Вами сам Иисус, то и тогда бы Вы засомневались. А что над Иисусом должен светиться нимб постоянно и всюду? А вообще Ваше восприятие картины заслуживает внимания. Спасибо.
С уважением Николай

Нет, нимба не должно быть.
Должна быть правда, чтобы задеть зрителя.
Напряжённую скорбь нельзя выдавать за победу над искушениями.

Троянда, победа над искушением может иметь разные лики от грустно-задумчивого до философски-назидательного. Да мало ли что бывает в таких случаях))))).

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

На полотне – панорамное изображение бескрайней каменистой пустыни. Кажется, здесь никто не ходил раньше. Видимо, Христос всю ночь брел по пустыне и только под утро, совсем усталый и измученный, опустился на камень.

Первые лучи утреннего солнца уже осветили землю, но Христос остается безучастным к красоте просыпающейся природы. Голова его опущена, и он ничего не видит перед собой – следы глубоких раздумий и переживаний видны во всем его облике.

Ноги Христа изранены, руки мучительно сжаты, фигура сгорблена. Одежда Христа написана сдержанно, скупо, и это позволяет художнику сделать образ убедительнее, выделив лицо и руки героя. В них – не только страдание, но и невероятная сила воли, а также решимость идти по пути, ведущему к Голгофе. В возвышенном образе Христа глубоко верующий Крамской выразил свои сокровенные мысли, а многие даже видели в облике Христа черты самого художника.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.




Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.


Прочитать полностью >>




Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.


Прочитать полностью >>




Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы


Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины; обогатить лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины); научить анализировать обусловленные содержанием лексические единицы.

Оформление: портрет И.Н. Крамского, портрет Л.Н. Толстого, портреты П.М. Третьякова,

Н.А. Некрасова, картины.

Взалкал- испытал, почувствовал, голод;

Святой город- Иерусалим;

Заповедает- предпишет, велит;

Не преткнешься - не споткнешься, не ударишься;

На доске: В человеческом сердце рядом с горем личным часто лежат страдания за общественные несчастья, поскольку есть у каждого чуткости к страданию за общественные бедствия, настолько он человек.

Ход урока:

1.Проверка готовности.

3.Беседа о художнике Крамском Иване Николаевиче.

-Что вы знаете об этом художнике?

Родился в 1837г в городе Острогожске Воронежской губернии. Предводитель бунта 14.

Руководитель передвижной выставки. В юности - ретушер, сблизился с молодыми художниками, которые уговорили поступить в академию. Организовал дома вечера, на которых художники обсуждали проблемы искусства.

-Какие картины Крамского вы знаете?

Учитель: В портретах художник продемонстрировал необычайную проницательность в понимании людей, внимание к их духовному миру.

4.Новая тема.

Рассказ ученицы о жизненной позиции художника.

( 40 дней Христос держит пост в пустыне).

--- Сейчас мы послушаем библейский текст, но прежде прочитаем слова, которые встретятся в тексте. (чтение слов на доске).

--- Чтение библейского текста учеником.

--- Почему художник обращается именно к этому библейскому сюжету?

( Важный период в жизни Иисуса, первое испытание, взятое добровольно после сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение богу).

--- Просмотр картины (видеофильм).

Учитель. Будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом маленьком существе, в смиреной простоте, неразлучной с истинным величием и силой.

Жить для себя возможно только в мире

Но умереть возможно для других

И смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь ему нужна.

Не скажет он, что гибель бесполезна.

Его судьба давно ему ясна.

Может именно потому такое мучительное раздумье, что судьба ясна. Посмотрите еще раз на этого сильного духом богочеловека. Он сможет принять единственное верное решение. Он пожертвует своей жизнью ради спасения человечества.

На экзамене Крамской вместе со своими друзьями отказался писать картину на сюжет скандинавского мифа. Им хотелось писать реальную жизнь. И вдруг обращается к библейской теме. Почему?

( Иисус Крамского – это не только сын Бога, он ведь и сын простой женщины, поэтому близок нам, людям. У каждого человека в жизни бывают мучительные раздумья о том, как правильно поступить).

5. Описание картины по вопросам домашнего задания.

1.Назовите композиционные и художественные средства, к которым обратился художник, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья.

Лексика: фигура сгорблена, мучительно сжаты, раздираемый сомнениями, внутренняя борьба, сделать выбор.

2 Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

Лексика: делит плоскость пополам, фигура господствует в пространстве.

3. Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какие чувства вызывает она? Помогает ли пейзаж понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

Лексика: сидит на камне, слилась с камнями, серые, мрачные, маленький человек, огромная каменная пустыня, страшно холодные серые камни, пустынная почва мертва, острые камни, не ступала нога человека.

.Лексика: изранены об острые камни, сгорблена, мучительно стиснуты, страдание, сила воли, готовность.

6. Работа с искусствоведческим текстом.

1.Выразительное чтение учеником.

2.Можно ли считать текст самостоятельной единицей? (Да.)

3.Какова основная мысль этого текста? В какой части она содержится? ( Основная мысль- оценка своеобразной и смелой трактовки Крамским евангельского сюжета. Она содержится в первом абзаце).

4.Найдите фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке сюжета.( 2 абзац- говорится, что Крамской лишил Христа атрибутов божественности и придал ему черты своего современника, мысли и чувства, свойственные самому художнику).

5.Прочитайте 5 абзац. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Не противоречит ли названию картины? (в 5-м абзаце Крамской хотел подчеркнуть, что Христос- прежде всего Богочеловек и ему присуще все человеческое: противоречивые мысли, страдания, сомнения. Но ведь и человек создан по подобию Божьему, значит должен отвечать перед совестью, стремиться к духовному совершенству. Служить идеи или жить для себя? Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека. В этом нет противоречия).

6.Каков тип этого текста: описание, повествование или рассуждения?

7.Из каких частей состоит рассуждение?

8.Найдите тезис (1 часть), аргументы и факты ( 2,7ч.), вывод(8ч)

9.Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие в размышление.

10.Почему Машковцев включает в свой текст такую объемную цитату Крамского, которая сама может существовать как текст?

11.Можно ли сказать, что в статье присутствует 2 автора?

7. Работа по группам

2 группа. Чем привлекает меня образ Христа, созданный Крамским?

4 группа. С какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

Ответы детей

Вывод: В основе картины мучительное усилие Христа осознать в себе единство божественного и человеческого. Художник отчасти изобразил самого себя со своими раздумьями, мыслями о смысле жизни.

Цель: научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины; обогатить лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины); научить анализировать обусловленные содержанием лексические единицы.

Оформление: портрет И.Н. Крамского, портрет Л.Н. Толстого, портреты П.М. Третьякова,

Н.А. Некрасова, картины.

Взалкал- испытал, почувствовал, голод;

Святой город- Иерусалим;

Заповедает- предпишет, велит;

Не преткнешься - не споткнешься, не ударишься;

На доске: В человеческом сердце рядом с горем личным часто лежат страдания за общественные несчастья, поскольку есть у каждого чуткости к страданию за общественные бедствия, настолько он человек.

Проверка готовности.

Беседа о художнике Крамском Иване Николаевиче.

Что вы знаете об этом художнике?

Родился в 1837г в городе Острогожске Воронежской губернии. Предводитель бунта 14.

Руководитель передвижной выставки. В юности - ретушер, сблизился с молодыми художниками, которые уговорили поступить в академию. Организовал дома вечера, на которых художники обсуждали проблемы искусства.

Какие картины Крамского вы знаете?

Учитель: В портретах художник продемонстрировал необычайную проницательность в понимании людей, внимание к их духовному миру.

--- Наташа подготовила материал о жизненной позиции художника. (Крамского постоянно

( 40 дней Христос держит пост в пустыне).

--- Сейчас мы послушаем библейский текст, но прежде прочитаем слова, которые встретятся в тексте. (чтение слов на доске).

--- Чтение библейского текста учеником.

--- Почему художник обращается именно к этому библейскому сюжету?

( Важный период в жизни Иисуса, первое испытание, взятое добровольно после сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение богу).

--- Просмотр картины (видеофильм).

Учитель. Будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом маленьком существе, в смиреной простоте, неразлучной с истинным величием и силой.

Жить для себя возможно только в мире

Но умереть возможно для других

И смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь ему нужна.

Не скажет он, что гибель бесполезна.

Его судьба давно ему ясна.

Может именно потому такое мучительное раздумье, что судьба ясна. Посмотрите еще раз на этого сильного духом богочеловека. Он сможет принять единственное верное решение. Он пожертвует своей жизнью ради спасения человечества.

На экзамене Крамской вместе со своими друзьями отказался писать картину на сюжет скандинавского мифа. Им хотелось писать реальную жизнь. И вдруг обращается к библейской теме. Почему?

( Иисус Крамского – это не только сын Бога, он ведь и сын простой женщины, поэтому близок нам, людям. У каждого человека в жизни бывают мучительные раздумья о том, как правильно поступить).

5. Описание картины по вопросам домашнего задания.

1.Назовите композиционные и художественные средства, к которым обратился художник, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья.

Лексика: фигура сгорблена, мучительно сжаты, раздираемый сомнениями, внутренняя борьба, сделать выбор.

2 Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

Лексика: делит плоскость пополам, фигура господствует в пространстве.

3. Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какие чувства вызывает она? Помогает ли пейзаж понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

Лексика: сидит на камне, слилась с камнями, серые, мрачные, маленький человек, огромная каменная пустыня, страшно холодные серые камни, пустынная почва мертва, острые камни, не ступала нога человека.

.Лексика: изранены об острые камни, сгорблена, мучительно стиснуты, страдание, сила воли, готовность.

6. Работа с искусствоведческим текстом.

Выразительное чтение учеником.

Можно ли считать текст самостоятельной единицей? (Да.)

Какова основная мысль этого текста? В какой части она содержится? ( Основная мысль- оценка своеобразной и смелой трактовки Крамским евангельского сюжета. Она содержится в первом абзаце).

Найдите фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке сюжета.( 2 абзац- говорится, что Крамской лишил Христа атрибутов божественности и придал ему черты своего современника, мысли и чувства, свойственные самому художнику).

Прочитайте 5 абзац. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Не противоречит ли названию картины? (в 5-м абзаце Крамской хотел подчеркнуть, что Христос- прежде всего Богочеловек и ему присуще все человеческое: противоречивые мысли, страдания, сомнения. Но ведь и человек создан по подобию Божьему, значит должен отвечать перед совестью, стремиться к духовному совершенству. Служить идеи или жить для себя? Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека. В этом нет противоречия).

Каков тип этого текста: описание, повествование или рассуждения?

Из каких частей состоит рассуждение?

Найдите тезис (1 часть), аргументы и факты ( 2,7ч.), вывод(8ч)

Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие в размышление.

Почему Машковцев включает в свой текст такую объемную цитату Крамского, которая сама может существовать как текст?

Можно ли сказать, что в статье присутствует 2 автора?

7. Работа по группам

2 группа. Чем привлекает меня образ Христа, созданный Крамским?

4 группа. С какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

Ответы детей

Вывод: В основе картины мучительное усилие Христа осознать в себе единство божественного и человеческого. Художник отчасти изобразил самого себя со своими раздумьями, мыслями о смысле жизни.

Иван Крамской. Христос в пустыне.

Если не видели, то можете провести эксперимент. Сходите в Третьяковку и попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете эмоции других и реагируете на них.

Поэтому вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Христос в пустыне. деталь

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Действие происходит на рассвете. А значит, он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда превратилась в лохмотья от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Ссылка на бесплатный курс

Человечный Христос

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.

Иванов явление Христа народу деталь

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь). 1837—1857. Третьяковская галерея, Москва

Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.

Христос в пустыне фрагмент

Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.

Но что это за выбор? О чем Христос думает?


Интересно художник поработал с масштабами на картине. Пейзаж, окружающий фигуру Христа, напоминает рельеф гористой местности, а сам Иисус похож на огромного исполина, возвышающегося до небес. Очень красиво играет красками небо: сверху чуть голубое, ближе к поверхности розовое, почти фиолетовое. Художник изобразил сгущающиеся сумерки, наступающую ночь.

Читайте также: