Сочинение по картине ге петр 1 допрашивает царевича алексея петровича

Обновлено: 06.07.2024

Николай Ге написал несколько авторских повторений картины, одно из которых было приобретено Александром II — в настоящее время оно принадлежит коллекции Государственного Русского музея[4].

История

Сам Ге так писал об этом в своих воспоминаниях[8]:

По мере того как Ге работал над картиной, он изучал исторические документы, связанные с деятельностью Петра I. По-видимому, он обсуждал их со своими друзьями и знакомыми — в частности, с историком и публицистом Николаем Костомаровым. В результате первоначальное идеализирование личности Петра I сменилось более реалистичной оценкой, связанной с пониманием жестокости и страданий, которыми были оплачены успехи преобразований петровской эпохи[9]. Сам Николай Ге так описывал эту ситуацию[10]:

Во время выставки картина понравилась императору Александру II, который тоже выразил желание её купить — при этом никто не осмелился сообщить ему о том, что картина уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Тем не менее, художник заявил, что без согласия Павла Михайловича он этого делать не будет, и в результате оригинал был отдан Третьякову, а для Александра II было написано авторское повторение, которое впоследствии перешло в коллекцию Русского музея[12].

Царь, отказавшийся от царевича

Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году. Картина художника Богдана Виллевальде, 1884 год

Сюжет и описание

На картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович. Пётр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей[13]. На полотне представлена психологическая трактовка исторической драмы. Царевич Алексей, недовольный жёстким и деспотическим стилем, в котором проводились реформы Петра I, бежал в Западную Европу, но был оттуда возвращён и обвинён в подготовке захвата власти в России. С ведома его отца, Петра I, Алексей Петрович был заключён в Петропавловскую крепость, где умер от пыток 26 июня [7 июля] 1718 года[14].

Несмотря на внешнее спокойствие Петра I и царевича Алексея, их внутреннее состояние полно переживаний и душевного напряжения. По-видимому, между ними произошло бурное обсуждение, в результате которого Пётр I ещё более уверился в предательстве сына, которое подтверждается документами, разложенными на столе (одна из бумаг упала на пол). Прежде чем вынести приговор, Пётр I всматривается в лицо сына, всё ещё надеясь увидеть на нём признаки раскаяния. Алексей же под пристальным взглядом отца опустил глаза — уверенный в том, что Пётр I не решится приговорить к смерти собственного сына, он молчит и не просит о прощении[14].

Царевич Алексей Петрович

Иоганн Готфрид Таннауер. Портрет царевича Алексея Петровича. Русский музей
Алексей Петрович Романов (1690 — 1718, Санкт-Петербург) — царевич, старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной.

Царевич Алексей первые годы своей жизни оставался на попечении бабушки, Натальи Кирилловны, и матери, Евдокии Федоровны; отец его слишком занят был кипучею общественною деятельностью, от которой отдыхал не у семейного очага, а на воинских потехах или в Немецкой слободе. По смерти Натальи Кирилловны (в 1694 г.) в жизни царевича главное место заняла мать его, что имело влияние на те дружеские отношения, в каких он находился к ней и в позднейшее время. Шести лет царевич Алексей стал учиться грамоте по Часослову и букварю у Никифора Вяземского. В сентябре 1698 года, по заточении царицы Евдокии в Суздальский монастырь, царевич лишился материнского присмотра и перевезен к тетке, Наталье Алексеевне, в село Преображенское. Здесь, однако, под руководством учителя своего Н. Вяземского и воспитателей Нарышкиных (Алексея и Василия) он мало чем занимался.

ФУЗЕЛЕРЫ Пехотных полков, с 1700 по 1720 год. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов]. Цветное изображение.

Фузилер драгунского полка 1700-1720гг. XIXв. Литография, акварель. Государственный исторический музей

в 1708 году царевич предлагал царю статьи об укреплении московской фортеции, об исправлении гарнизона, о составлении нескольких пехотных полков, о сыске и обучении недорослей, если он в том же году набирал полки при Смоленске, отсылал в Петербург шведских полоняников, извещал о военных действиях против донских казаков с Булавиным во главе и ездил осматривать магазины в Вязьму, в 1709 г. приводил полки к отцу в Сумы, — то в позднейшее время далеко не выказывал такой деятельности и все менее и менее пользовался доверием царя. Заграничные поездки царевича едва ли принесли ему существенную пользу. После первой из них (1709—1712 г.) царевич дурно обращался с женою, предавался пьянству и продолжал дружить с попами. После второй — он вступил в связь с Евфросиньей Федоровной, пленной, принадлежавшей его учителю Н. Вяземскому. Вместе с тем он стал обнаруживать непослушание, упрямство, а также отвращение к военному делу и начал помышлять о побеге за границу.

Несмотря на опасение царевича, Толстому удалось уговорить его ехать обратно в Россию (14 окт.), причем во время возвращения Алексей Петрович получил разрешение жениться на Евфросинье Федоровне, но не за границей, а по вступлении в пределы России, для того, чтобы меньше стыда было. Первое свидание отца с сыном произошло 3 февраля 1718 г. Вслед за тем царевич лишен права наследовать престол, начались пытки и казни (Кикина, Глебова и мн. друг.). Розыск первоначально производился в Москве, в половине марта месяца, затем переведен в Петербург.


Николай Николаевич Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872. Русский музей

Дело царевича Алексея

Кристоф Бернард Франке. Портрет царевича Алексея, сына Петра I, отца Петра II.

Смерть

На основании всплывших фактов царевич был предан суду и осуждён на смерть как изменник. Следует отметить, что связи Алексея со шведами остались неизвестными суду, а обвинительный приговор был вынесен на основании других эпизодов, которые по действовавшим в тот период законам карались смертью.Царевич умер в Петропавловской крепости 26 июня (7 июля) 1718 года, согласно официальной версии, от удара. В XIX веке Н. Г. Устряловым были обнаружены документы, согласно которым, царевича незадолго до смерти (уже после вынесения приговора) пытали, и эта пытка могла стать непосредственной причиной его смерти. Согласно записям канцелярии, Алексей умер 26 июня. Пётр I опубликовал официальное извещение, где говорилось, что, выслушав смертный приговор, царевич пришёл в ужас, потребовал к себе отца, просил у него прощения и скончался по-христиански, в полном раскаянии от содеянного.

От кронпринцессы Шарлотты царевич имел двух детей: дочь Наталью, род. 12 июля 1714 г., и сына Петра, род. 12 окт. 1715 г. От Евфросиньи Федоровны Алексей Петрович также должен был иметь ребенка в апреле 1717 г.; судьба его остается неизвестной.

Изменник Алексей просит прощения у отца – Петра I

Портрет царевича Алексея Петровича. Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло. Музей-усадьба Кусково.

Иоганн Пауль Людден. Портрет царевича Алексея Петровича. Конец 1720-х гг. ГИМ

Эскизы и повторения картины

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
(эскиз, 1870, ГТГ)

В Третьяковской галерее также находится одноимённый эскиз этой картины (1870, холст, масло, 22 × 26,7 см, инв. Ж-593), который был приобретён у наследников А. А. Куренного в 1970 году[1][20].

Существует несколько полноформатных одноимённых авторских повторений картины. Одно из них находится в Государственном Русском музее (1872, холст, масло, 134,5 × 173 см, инв. Ж-4142), куда оно поступило в 1897 году из Эрмитажа[21]. Другое повторение, также датированное 1872 годом, находится в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте[1][4]. Оно поступило туда из коллекции великого князя Николая Константиновича[22][23] (по некоторым сведениям, ранее это полотно было в коллекции его отца, великого князя Константина Николаевича[24]). Кроме этого, недатированное авторское повторение находится в Государственном музее изобразительных искусств Туркменистана в Ашхабаде[1].

Известны также и уменьшенные авторские повторения этого полотна[1][4]. Одно из них, датированное 1874 годом, находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (холст, масло, 58,4 × 74,3 см, инв. Ж-211)[13]. Другое уменьшенное повторение, также датированное 1874 годом, принадлежит коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Ещё одно уменьшенное повторение, датированное 1878 годом, находится в частной коллекции в Киеве[1][4].

Отзывы и критика

Статью о 1-й передвижной выставке опубликовал и художественный критик Владимир Стасов, который также рассматривал картину Ге как одно из лучших представленных произведений. В частности, он писал[26]:

Еще ни одна из прежних картин г. Ге не носила такой печати зрелости и мастерства, как эта. Сила и колоритность письма даже в таких мелочах, как, например, разноцветный ковер на столе, простота и необыкновенная правда каждой подробности, начиная от головы Петра и до его пыльных сапогов и кафтана, делают эту картину одною из русских драгоценностей, наравне с лучшими историческими картинами нового западного искусства.

При этом, в отличие от Салтыкова-Щедрина, Стасов более критично относился к личности Петра I, считая его тираном и деспотом, а царевича Алексея — жертвой[27], и именно с этой точки зрения он критиковал композицию картины Ге[3].

Жанр произведения — историческая живопись. Его идея появилась у художника в связи с приближением 200-летия Петра Первого. Художник изобразил драматический момент истории: неразрешимый конфликт между Петром и его сыном, царевичем Алексеем, который не принимал стиль правления и реформы отца. Его побег в Европу не увенчался успехом. Царевича вернули и обвинили в намерении захватить российский престол. Участь Алексея Петровича была трагичной: он скончался в Петропавловской крепости от мучений.

Композиция картины диагональная. Фигуры стоящего Алексея и сидящего Пётра задают линию диагонали. Она просматривается и в направлении плит шахматного пола. Ге долго размышлял над композицией. Поначалу он думал изобразить царя на фоне открытого окна, но посчитал этот вариант слишком картинным и сделал фоном стену с камином. В действительности Пётр был обращён лицом к этой стене.

На переднем плане — оба героя. Слева — Алексей, справа — Пётр. Внешне они спокойны, но на лицах отражено душевное напряжение. Очевидно, только что между ними только что состоялось бурное объяснение, которое выявило для Петра предательство сына. На это указывают и бумаги на столе, один лист лежит у ног царя.

Лицо самодержца налито кровью, он пристально смотрит на царевича, надеясь увидеть в нём хотя бы тень раскаяния для смягчения приговора. Алексей бледен. Он стоит, слегка наклонив голову, смотрит в пол, уклоняясь от взгляда Петра. В нём нет раскаяния, он надеется, что отец не применит к сыну крайней меры. Пётр сидит в кресле, закинув нога на ногу, левой рукой нервно сжимает подлокотник. Лицо, повёрнутое к сыну, выражает страдание.

Бросается в глаза пол, его чередующиеся в шахматном порядке чёрные и белые плиты: намёк на шахматную партию, которую царевич проиграл.

Центром композиции служит угол стола, разделяющий Петра и Алексея. Документы на столе, свидетельствующие об измене, символический траурный цвет скатерти подчёркивают пропасть, разверзшуюся между отцом и сыном.

Задний план — сумрачная стена с камином, рядом стульев и картинами. Обстановка достаточно скромная для дворца. Пётр не любил излишеств.

В цветовой палитре картины доминирует чёрный и красный цвет: чёрный костюм Алексея, красно-чёрные узоры скатерти, красное кресло. Костюм царя тёмный, почти чёрный, с красными манжетами. Мрачность красок разбавляют белые плиты пола, зеленоватые сиденья стульев на заднем плане и светлые краски пейзажа на стене.

Свет в картине приглушён, в комнате сумрачно. Фигура Алексея, будто в лёгкой дымке, освещена бледнее, чем Пётр. Создаётся впечатление, что царевич уже в мире теней. Свет, падающий справа, контрастно высвечивает лицо царя, придавая ему жизненность.

Идея произведения — показать психологическое напряжение Петра-отца, вынужденного в государственных интересах поступиться отцовскими чувствами.

Картина экспонируется в Третьяковской галерее. Павел Третьяков приобрёл её до показа публике. Полотно было предъявлено на передвижной выставке в 1871 году и стало сенсацией. Под большим впечатлением от произведения Ге был сам Перов.

Год написания: 1871
Размер: 135,7 × 173 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Быстрый переход:

Вариант 1 - Кратко

14 предложений/ 138 слов

Пётр исподлобья взирает на сына. Во взгляде правителя сквозит осуждение. Алексей не решается поднять глаз на отца. Оба мужчины облачены в камзолы, дополненные жабо и кружевными манжетами. На ногах у царя высокие коричневые сапоги. Царевич же одет в туфли, чулки и короткие брюки-кюлоты. Всё чёрного цвета.

Пол дворцового зала имеет интересный шахматный рисунок. На покрытой цветастой скатертью столе стоит чернильница, лежат правительственные бумаги и треуголка Петра. Позади виден камин, стоящие в ряд у стены белые стулья и висящие над ними картины.

Вариант 2 - Подробно

18 предложений/ 244 слова

Пётр I уверенно и грозно сидит на широком, обитом красным бархатом стуле. Слева от него возле покрытого цветастой скатертью стола, понурив голову, стоит бледный и худой Алексей. Понимая, что судьба его предрешена, царевич не решается поднять взгляд на отца.

Пётр изображён в тёмном камзоле, испод которого выглядывает белый воротник-жабо и кружевные рукава. Правитель деловито закинул ногу на ногу и исподлобья взирает на царевича. Алексей облачён во всё чёрное. Такой цвет одежды героя является невольным символом скорой смерти царевича.

Внимание зрителя привлекает необычный пол комнаты дворца, состоящий из чёрных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке. На столе, рядом с которым сидит царь, стоит чернильница и лежит треуголка Петра. Здесь же разбросаны правительственные бумаги, вероятно, подтверждающие измену Алексея.

На заднем фоне полотна изображён каменный камин. По обе стороны от него в ряд разместились белые стулья. Над стульями висят картины.

Доподлинно неизвестно, была ли встреча Петра I и царевича Алексея в действительности или она стала лишь плодом воображения художника. Тем не менее Ге удалось настолько реалистично изобразить все подробности этого события, что у зрителя создаётся впечатление, будто он на самом деле стал очевидцем судьбоносного разговора.



К тому же он многое скрывал. Алексей был осужден за заговор против отца и умер в тюрьме.

Картина иллюстрирует лишь маленький, но очень важный эпизод — допрос царевича Алексея. Это происходит в одной из комнат императорского дворца. Художник использовал как темные, так и светлые краски, чтобы передать обстановку помещения. На заднем плане видны темные стены комнаты с различными картинами на них, вдоль стены стоящие стулья, большой камин, а посередине стоит стол с яркой и очень красивой скатертью на нем.

Видно, что комната освещается при помощи окна, поэтому света не очень много и помещение и светлое, и темное одновременно. Николай Николаевич изобразил Петра 1 на месте, где больше всего света, а Алексея в тени. Мне кажется, что художник сделал это для того, чтобы передать то напряжение, которое царит между отцом и сыном. Царевич многое таит, поэтому художник и изобразил его в тени.

Пётр 1 удобно расположился на стуле, положив ногу на ногу. Его правая рука упирается в колено. Скорее всего, он был занят каким-то важным государственным делом, так как на столе, стоящем рядом, лежит много бумаг, грамот, одна из них упала на пол и даже немного помялась, также на столе стоит чернильница с пером. Пётр одет в зелено-изумрудный камзол с алыми манжетами, коричневые ботфорты. Он строго смотрит на сына, пытается взглянуть ему в глаза, но не может, потому что они стыдливо опущены вниз.

Алексей стоит, немного облокотившись рукой на стол и смотрит в пол. Царевич выглядит очень болезненно. На его лице и грусть, и строгость.

«Знает он, молодой наследник,

Но не может поднять свой взгляд:

Этот день для него последний —

Художник Н. Н. Ге смог передать самый напряженный момент — момент молчания. Но мы знаем, чем закончится этот конфликт между отцом и сыном:

«Но до боли души тоскуя,

Отправляя тебя в тюрьму

По-отцовски не поцелуя,

Николай Николаевич передал настроение и душевное состояние обоих героев так реалистично, что, смотря на эту картину, осознаешь, как было тяжело в тот момент и одному, и второму. Конечно, я думаю, что Пётр мог бы погуманнее отнестись к своему сыну, но это его решение.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сведений, что Пётр лично допрашивал Алексея, нет. Художник придумал сцену, в которой царь и претендент на престол показаны как отец и сын.

Сюжет картины

В одной из комнат дворца Монплезир встретились Пётр I и его сын Алексей. Сведений о том, что подобное действительно имело место, нет. Более того, в 1718 году, когда царевич был возвращен из Европы, здание ещё строили. Ге сосредоточился на психологической дуэли, манкировав достоверностью.

Даже сидящий Пётр производит впечатление энергичного, взвинченного. Алексей же — словно тающая свеча. Участь его предрешена. Резкий угол стола и разбегающиеся линии пола разводят героев.

Монплезир.jpg

Картина готовилась специально к первой выставке передвижников в 1871 году. Павел Третьяков купил её ещё до экспозиции — сразу после того, как увидел полотно в мастерской. На выставке же картина произвела впечатление на Александра II, пожелавшего её купить. При этом никто не осмелился сообщить императору, что она уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II.

Контекст

Алексей сговорился с австрийцами, сбежал в Италию и решил там дождаться смерти отца, чтобы затем взойти на российский престол при поддержке австрийцев. Последние же готовы были поддержать царевича с расчётом на интервенцию российской территории.

1.jpg

Возвращённого Алексея лишили права на престолонаследие, заставив дать клятву об отказе от престола. Сразу после торжественной церемонии в Успенском соборе Кремля началось следствие по делу царевича, хотя ещё накануне ему было объявлено прощение на условии признания всех совершённых проступков. Алексея судили и приговорили к смерти как изменника. После его кончины в Петропавловской крепости (по официальной версии, от удара, по наиболее вероятной — от пыток) Пётр заявил, что Алексей, услышав приговор, раскаялся и почил с миром, по-христиански.

Судьба автора

Следующие работы Ге уже не вызывали таких восторгов. Близкие по духу, в том числе и Лев Толстой, поддерживали живописца, а критика, публика и покупатели — нет. Приобретать полотна Ге отказывался даже такой прогрессивный коллекционер, как Павел Третьяков. Удручённый и разочарованный, живописец решает оставить суетный Петербург и едет на купленный им хутор Ивановский Черниговской губернии.

Сразу после смерти художника в 1894 году его дети, опасаясь за судьбу художественного наследия, переправили всё в Ясную Поляну. Толстой обещал им убедить Третьякова купить всё и поместить в галерее. Коллекционер обязался подготовить отдельное помещение и выставить работы Ге, однако этого так и не произошло.

Читайте также: