Сочинение по картине дон

Обновлено: 30.06.2024

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

В начале повествования перед нами предстают картины мирной жизни, неспешно течет время в тихом патриархальном мирке. Казаки заняты созидательным трудом, без которого немыслимо представить их жизнь. Разумный труд дорог казакам не только из-за необходимости пропитания, вовсе нет. Для казачества труд так же естественен, как смена времен года, как погодные явления, как сама жизнь. Но это не простые хлебопашцы, они чувствуют превосходство, гордясь своим сословием, пренебрегают простыми крестьянами, мужиками. Казаки не очень религиозны, больше подчиняются обрядовости. Хотя еще крепки нравственные устои, казаки не склонны обуздывать свои страсти. Падение Аксиньи не особо тревожит Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует. Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, гораздо сильнее любовной.

Здесь Дон еще тихий, ведь казаки консервативны, революционные идеи не то что не привлекают, они смешат. Весь уклад царской России, все устои государственности кажутся простому казачеству незыблемыми. Аполитичность казаков, их ограниченность в районах собственных хуторских представлений, безусловно, повлияли на крах всей государственности. Невыносимое наказание понесли они за свою недалекость – разрушены миры и судьбы, не стало целого сословия.

В то же время, казаки чувствуют свою ответственность по отношению к выполнению воинского долга. Родители загодя приобретают для сынов обмундирование, оружие, растят лучших коней. Казачата с детства владеют шашкой, с детства готовятся к будущему служению Отечеству. Старик Мелехов привозит непутевому сыну все снаряжение перед отправкой на фронт, несмотря на то, что был сердит и с сыном не общался. Никто из казаков не отлынивает от исполнения воинской повинности. Ветераны рассказывают молодежи о доблести, проявленном ими героизме, встречах с представителями царской семьи. Все воспоминания бережно хранятся и передаются в семьях.

Революция и гражданская война страшным ударом, потрясением разбила казачество на два воюющих непримиримых лагеря. Разлом прошел по патриархальным огромным семьям, да он прошел по душам и сердцам людей. Лишь бедные матери не знали ненависти к белым и красным, к своим сынам. Кого ненавидеть – старшего или младшего, сына или мужа, брата или отца?!

Поражают картины жестокости, которые беспристрастно изображает Шолохов. Жуткие избиения жен мужьями, равнодушие окружающих, их расправы с воинскими противниками показывают звероподобность казаков.

Автор отобразил не только быт казаков, но и его особый язык. В донском диалекте нашли отображение род занятий казаков, его отношение к воинскому сословию.

Писатель показывает нам душу Григория Мелехова, как типичного представителя казачества в эпоху разлома. Его мировоззрение меняется, как меняется мир вокруг. Это искалеченная судьба человека, рожденного для труда и любви.

Произвол советской власти по отношению к казачеству приводит к уничтожению его как класса. Михаил Шолохов взывает к читателям: будьте людьми, имейте любовь к окружающим. Писатель показывает всю пагубность войны, те ужасные последствия, к которым она приводит. Новый мир оказался ничуть не добрее и справедливей разрушенного. Эта тщета и гордыня человеческая выливается в кровавые слезы целого народа. Лишь взаимоуважение, любовь, прощение могут созидать новое.

  • Автор: М. А. Шолохов
  • Произведение: Тихий Дон
  • Это сочинение списано 92 201 раз

Без труда донских станичников представить нельзя. На сенокос выходит весь хутор, одетый по-праздничному. Помолясь, начинают косить, работают дружно до самой темноты. А вечером собираются у костра, чтобы подкрепиться нехитрой похлебкой. И наши герои счастливы, потому что работа им не в тягость, а в радость.

В романе показано и то, как умеют веселиться казаки во время свадьбы. Шутки, прибаутки, поговорки сыплются как из рога изобилия, обряд проходит по всем правилам, как в старые времена.

Отношение к женщине, матери является нравственным мерилом казачества. Яркие женские героини в романе Аксинья и Наталья такие разные, но так похожа их судьба: безмерная любовь к Григорию, смерть детей, их гибель. Они яркое воплощение образа казачек, для которых главное – семья, дети, любовь. Такова и мать героя Василиса Ильинична, посвятившая свою жизнь сохранению семьи, воспитанию детей. Она согревает своим теплом разных людей, в ее сердце нет места ненависти ни к белым, ни к красным. Она против бессмысленной бойни, которая происходит на её глазах.

Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа. Каждая деталь на этой картине имеет свое значение. Недаром нарисован Князь Донской, стоящим на фоне Кремля и вновь отстроенных белоснежных церквей с золотыми куполами – это символ веры в будущее, возрождения города после очередной войны.

Надетые на нем доспехи, не покрытая шлемом голова и правая рука на сердце – это знак верности своему народу, единства с ним, готовности

Изображенный без шлема князь и голубая гладь воды на заднем плане, как бы усиливают ощущение спокойствия и дают понять, что войны нет. В его устремленном вперед взгляде видна сила и спокойствие, готовность отстоять свой народ от очередных набегов и защитить Русь от врагов. Несмотря на всю грозность, суровость вида и военное одеяние чувствуется внутренняя доброта персонажа, свойственная русскому человеку.

2 вариант сочинение-описание 4 класс

На картине В. Маторина “Дмитрий Донской” мы видим важную историческую фигуру. На величественном фоне России-матушки изображен

На переднем плане полотна художник изобразил самый значимый образ этой картины – портрет князя. Используя благородные золотистые оттенки Маторин передает красоту сияющих доспехов Донского. Его одеяние очень опрятно и мужественно, как подобает великим князьям того времени. На левую руку накинут красный плащ, украшенный драгоценными камнями и подчеркивающий статус Дмитрия Донского.

Его выражение лица спокойно и серьезно, выражает достоинство целой страны. Рука расположена на груди, в области сердца. Значит, что он готов постоять за Русь.

На заднем плане картины мы видим мирное голубое небо, усыпанное облаками. Пара больших церквей ясно дает понять, автор изобразил именно Россию. Также мы видим берег реки, крепость, лодки, людей, но это не создает какой-то шумный образ, напротив, от этой репродукции исходит умиротворение.

Мне понравилась эта картина своим настроем, который художник умело передал через полотно. Использованные цвета, выбранный портрет и пейзаж необычайно гармонируют между собой. Рассматривая репродукцию, невольно хочется восхищаться Дмитрией Донским.

Дмитрий Донской на фоне кремля на картине Маторина

Об авторе: Виктор Викторович Маторин (родился в Пензе в 1971 году)- современный российский художник. В 2000 году он окончил Московскую Государственную академию живописи, ваяния и зодчества. Среди его работ немало пейзажей, натюрмортов, портретов. Но наиболее ярко проявилась творческая индивидуальность художника в жанре исторических картин. На картине Дмитрий Донской можно увидеть исторический персонаж на фоне строящихся стен кремля и белокаменных храмов. Дмитрий Донской из всех русских правителей, когда-либо властвующих на нашей земле, считался самым справедливым. После смерти отца с 1359 года он стал князем Московским, а с 1363 года еще и великим князем Владимирским. Дмитрий Иванович был из рода Рюриковичей. Донским его стали называть после победы его войск в Куликовской битве, которая проходила недалеко от реки Дон.

Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина: описание и анализ художественного полотна

Россия всегда славилась своими мудрыми правителями, великими полководцами и славными защитниками Отечества. Изображённый на картине Дмитрий Донской сочетал в себе все эти качества. Он правил на Руси сравнительно недолго, но сумел многого добиться. Великий князь во главе войска храбро сражался с врагами, отстаивая свои земли. Он объединял разрозненные княжества. В его правление были отстроены белокаменный Московский Кремль вместо сгоревшего деревянного и монастырские храмы.

На полотне перед нами предстает храбрый и мужественный воин в сияющих металлических доспехах, прикрывающих его грудь от вражеских стрел. В левой руке он держит красный плащ, расшитый по краям драгоценными камнями. Правая рука лежит на груди, символизируя этим верность и преданность своему народу. На лице можно прочесть решимость, твердость и уверенность в правильности своих деяний.

Из исторических летописей мы знаем, что великий князь Дмитрий Иванович прожил всего тридцать восемь лет. Но на холсте изображен мужчина гораздо старше этого возраста. Возможно, этим художник хотел подчеркнуть мудрость этого человека. У него длинные рыжеватые усы, густая с проседью борода и волнистые темно-русые волосы, в которых тоже появилась седина. На загорелом мускулистом лице уже проявились морщины. Его светлые брови слегка нахмурены, а карие глаза смотрят сурово. Несмотря на это, в нем чувствуется внутренняя доброта и чуткость к людям.

Дмитрий Донской изображен на фоне голубого неба с многочисленными облаками, белокаменных церквей и стен кремля. Это вид на Москву той эпохи. Мы видим, как возводятся крепостные стены и башни. Внизу возле кремлевских стен можно увидеть множество лодок на Москве-реке. На набережной какое-то оживление: передвигающиеся люди, лошадиные повозки. Возможно, на лошадях и на лодках подвозят строительные материалы.

Образ Дмитрия Донского получился у автора величественным, мужественным и уверенным в себе. Герой полотна олицетворяет собой мощь и силу духа русского народа. Благодаря художнику мы можем больше узнать об исторических событиях и великих людях, живших до нас на русской земле.

В этом произведении мастерски показана неразрывная связь природы с человеком. Человек целиком и полностью зависит от природы, как она развивается, какие человек при ее помощи удовлетворяет свои потребности.

Роман является настоящей эпопеей. Именно здесь в достаточной мере прослеживается соотношение первостихия природы со средой обитания человека. Практически все герои этого романа стремятся и преследуют светлые чувства. При описании природы сопоставляется совершенства человеческого существоввания, люди очень жестоки. В этом произведении прослеживается их неразрывная связь с землей, они на ней работают. Лучше всего взять яркий эпизод, который повествует о том, что главная героиня романа Аксинья очень устала от непосильного труда, женщина остановилась для того, чтобы восстановить силы. При этом она уселась на землю совершенно неподвижно и жадно вдыхала запахи леса. А в лесу пахло ландышем, этот аромат смог навеять ей воспоминания о прошлом, она вспоминает о чудесных молодых годах, но, к сожалению, их не вернуть.

Совершеннно по-новому предстала природа перед героем Лихачевым. Мужчина, идя на смерть, замечает красоту весеннего леса. Бурые почки набухают, а он их срывает и сует в рот. При этом у героя глаза полны тумана, постепенно они отходят от мороза, а небритые уголки губ приятно улыбаются.

Коммунист оказывается в довольно трагической ситуации, однако, только такая характеристика героя помогает проникнуться его безысходностью.

Самым драматическим сюжетом является проклятие Натальи Григория, она давно устала от его измен, женщина просит Бога, чтобы он наказал обидчика. Движения природы отлично совпадают с чувствами женщины, в результате чего гроза.

Григорий Мелихов показан довольно сопереживающим мужчиной, он порезал косой утенка, в результате чего ему очень жаль, он очень любит природу.

Самым главным героем в этом произведении является Дон-батюшка. Его образ сильно меняется в зависимости от людей и времени. Вообще Дон символизирует надежды и спокойствие… Река продолжает свое течение несмотря на то, какие тяготы приходится переживать людям.

То он спокойно протекает под солнцем, то становится совсем неуправляем, разливается и выходит из берегов. Вот и образ Григория Мелехова подобен бурной реке, его характер гармонирует с самим Тихим Доном. Он переживает и душевно скитается и не может понять смысла жизни.

Шолохову удается показать через пейзажи достаточно глубокие чувства героев. Этот роман, действительно, произведение с очень глубоким смыслом.

В романе-эпопее противопоставляются естественная, нормальная жизнь вечной природы и взбаламученная, исполненная неразрешимых противоречий, ненадежная, всегда готовая оборваться жизнь людей. Название произведения — устойчивое фольклорное сочетание, использовавшееся литераторами и до Шолохова. Ho у него оно звучит с горькой иронией. Герои “Тихого Дона” связаны с землей, трудятся на земле и хотят трудиться. Однако в силу сложившихся исторических обстоятельств они оторваны от земли, в буквальном смысле слова потеряли почву под ногами. И уже природа наделяется чертами страшной, конечной человеческой жизни. Трижды — в связи с мнимой гибелью Григория, смертью Петра и его вдовы Дарьи, заразившейся дурной болезнью и утопившейся, — трупный запах назван васильковым (многообразными запахами вообще пронизано все произведение). Лед на Дону, “трупно синея, вздувался”. Ho эти штрихи не делают природу неестественной, тем более отвратительной. Вздувающийся лед упоминается в таком описании оттепели: “…сутки шел дождь, с обдонской горы по ерикам, шалая, неслась вода; на обнажившихся от снега мысах зазеленели прошлогодняя травка и мшистые плитняки мела; на Дону заедями пенились окраинцы… Невыразимо сладкий запах излучал оголенный чернозем” (кн. 2, ч. 4, гл. VI). Дарья, готовясь проститься с жизнью, впервые обращает внимание на красоту окружающей природы: “…кубыть глаза открылись! Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну — господи, красота-то какая! А я ее и не примечала…” Теперь ей бросается в глаза даже крохотный цветок повители, который “источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли. Дарья смотрела на него с жадностью и изумлением, словно впервые видела этот простенький и невзрачный цветок; понюхала его, широко раздувая вздрагивающие ноздри, потом бережно положила на взрыхленную, высушенную ветрами землю…” (кн. 4, ч. 7, гл. XIII).

Григорий после гибели Аксиньи, похоронив ее “при ярком утреннем свете”, “твердо веря, что расстаются они ненадолго”, чувствует на голове и лице солнечные лучи. “Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (кн. 4, ч. 8, гл. XVII). Образ черного солнца не раз встречается в мировой литературе, в том числе в XX в. (например, в стихах О. Мандельштама). В “Тихом Доне” это особенно емкий и мрачный символ. Для человека, окончательно прощающегося с жизнью, уже и величественная, прекрасная, светлая, сияющая природа одевается в единственный цвет — цвет траура. Григорий не может чувствовать ее красоту, как Дарья, потому что та еще только поняла ее, только начала жить по-настоящему — внутренне богатой жизнью, а у Григория, испытавшего все самое страшное, что мог испытать подобный ему человек, не осталось никаких внутренних сил для обычных, простых радостей.

Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.

В поэтике образа Аксиньи преобладает мотив цветения, мотив весны; в образе Натальи – мотив холода, льда, снега. Детали природного мира, окружающего Наталью, грустные: это тоскливо, мертвенно пахнущие травы.

Масштабам чувства Аксиньи и Григория соответствуют такие образы природы, как ветер, лес, степь, Дон, ароматы цветов.

Картины природы, связанные в конце с Григорием, его судьбой, обретают трагический смысл: выжженная палами степь, черное солнце, символизирующее всю глубину горя Григория.

Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен темный, черный цвет, свидетельствующий о печали, утратах. Это образы черной тучи, черной тишины, черной полыни, темного леса, черной, выжженной палами степи, черного неба и черного диска солнца. Черный цвет от обозначения определенного конкретного явления и предмета вырастает до философского обобщения, символа.

Многозначен образ Тихого Дона – и как реки (воды) и как донской земли, казачьего края.

Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконечна, ней есть нечто бессмертное.

Самые сложные психологические состояния, острейшие идейные и моральные коллизии, движение времени, жизнь и изменения в жизни, переломы в настроениях и судьбах отдельных людей и массы народа Шолохов может наглядно передавать через сравнения и ассоциации с природными явлениями.

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию.

Наряду с сопоставлениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи автор использует сравнения из мира природы.

В изображении народного характера образ природы играет решающую роль. Пейзажи представляют землю, взрастившую крестьян, поэтизируют труд в природе. Свойства народного характера формируются условиями жизни и труда. Люди земли представлены богатырями, способными к противоборству со стихиями и сотрудничеству с животворящими силами природы. Эти черты раскрываются в трудовых пейзажах и в картинах, изображающих преодоление героями стихий. Чувство природы в крестьянском характере определяет состав личности: казаки М. А. Шолохова, участвуя в истории, тянутся к земле. Ценности труда, семьи и дома для них главные; земледельцы в повседневном труде не утрачивают способности эстетически воспринимать красоту природы. Персонажи М. Шолохова обладают житейской мудростью и богатым эмоциональным миром, который открывается в философски и психологически наполненных картинах природы.

Заключение

Прочитав произведения М. А. Шолохова и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать несколько выводов.

Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях М. Шолохова заключается в том, что они имеют композиционное значение при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев, а также часто автор обращается к пейзажу в целях предварения описываемых событий.

Роль пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства, глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения на происходящие события и свое отношение к ним.

Авторское восприятие природы передается при помощи различных изобразительно-выразительных средств языка: олицетворений, метафор, эмоционально-окрашенных эпитетов, необычных сравнений, анафор.

Для творческой манеры М. Шолохова наиболее характерны следующие типы психологического пейзажа: авторский символико-психологический пейзаж; пейзаж-впечатление, воспоминание; рассредоточенное в тексте изображение природного процесса, идущего в параллели с человеческим сюжетом; пейзаж-сравнение, входящий в состав рассуждения автора или героя.

Природа у Шолохова как художника-мыслителя является зеркалом, благодаря которому он познает историю, народ и личность. Повествователь в эпопее мыслит природными образами, поэтому самым распространенным приемом осмысления действительности являются сравнения с природой.

Излюбленная шолоховская гамма включает голубой, золотой, розовый, зеленый цвета, с которыми связаны покой и положительные эмоции; часто употребляются черный, желтый, красный, темно-синий, лиловый, имеющие устойчивую негативную окраску, связанные с трагедией, смертью, тревогой.

Шолоховское художественное осмысление природы связано с фольклорной и классической традицией. В период радикального отношения к природе художник оставался на традиционной пантеистической, природозащитной позиции. Воспевая природу, писатель защищал ценности земледельческой культуры.

Список литературы

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. – 8 с.

3. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Просвещение, 1980. – 290 с.

4. Диброва Е.И. Словарь языка Михаила Шолохова. – М., 2005. – 377 с.

5. Долгов К.М. Эстетика природы. – М., – 1994, – 230 с.

6. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира Шолохова для века прошедшего и настоящего // Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – С. 56.

8. Костин Е.А. Философия и эстетика русской литературы. – Вильнюс: Изд-во VAGA, 2010. – 431 с.

9. Ларин Б.А. О Шолохове // Михаил Шолохов. Сборник статей. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. – С. 9-11.

10. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова. О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. – М., 1992. – 16 с.

11. Муравьева Н.М. Проза М.

12. А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика. – Борисоглебск: БГПИ, 2007. – 381 с.

13. Ничипоров И.Б. Человек и природа в новеллистике М.А. Шолохова 1920-х гг // Литература и культура в контексте Христианства. Образы, символы, лики России: материалы V Междунар. науч. конф. г. Ульяновск. 22 – 25 сентября, 2008 г. / Ч.1. / сост., отв. ред. проф. А.А. Дырдин. – УлГТУ Ульяновск, 2008. – С. 270-274.

14. Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. – М.: ООО Дрофа, 2001. – 290 с.

15. Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 352 с.

19. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. – М.: Современник, 1980. – 368 с.

20. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 1. – М.: Художественная литература, 1986. – 174 с.

21. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 2. – М.: Художественная литература, 1986. – 395 с.

22. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 3. – М.: Художественная литература, 1986. – 235 с.

23. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 4. – М.: Художественная литература, 1986. – 243 с.

24. Шолохов М.А. Донские рассказы. Судьба человека. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – 432 с.

25. Шолохов М.А. Письмо М. И. Гриневой, 28 декабря 1933 г., ст. Вешенская М.А. Шолохов. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 150 с.

26. Шолохов М.М. Об отце. Воспоминания-размышления разных лет. – Ростов-на-Дону: Донской издательский Дом, 2011. – 224 с.

Забудем о постперестроечных призывах отринуть все то, что было создано до 1991 года, в том числе — и творчество Шолохова.

Потому что всегда, когда автор считает нужным сделать паузу, оттенить, выделить, украсить сюжет, когда ему необходимо задать настроение или усилить впечатление от происходящего в той либо иной главе, в тексте появляются описания природы. Природы разной, изменчивой — разнятся времена года, пейзажи; Шолохов пишет о географически разных местах. Но изменению сюжета всегда сопутствуют картины природы. Причем описания эти тоже очень динамичны; они дышат, позволяют почувствовать цвет, запахи, ощутить движение масс воздуха так, словно бы читатель видит все это глазами шолоховских персонажей.

Пейзажные зарисовки Шолохова можно условно разбить на четыре основные группы.

Первая группа — это описания природы, помогающие передать психологическое напряжение сюжета. Вот, например, как ведет себя природа перед свадьбой Григория Мелихова с Натальей Коршуновой:

Предчувствием беды, тоской и каким-то надрывом веет от этого пейзажа. И отец Григория, стремящийся во что бы то ни стало соблюсти честь семьи, женить сына, как положено казаку, отвадить его от греховной любви к Аксинье, в душе понимает — напрасно. Не будет Григорию счастливой жизни с Натальей, все кончится плохо и для нее, и для него. А вместе со старшим Мелиховым понимает это и читатель и, несмотря на последующее яркое описание разгульной и вроде бы веселой свадьбы, предчувствует — быть беде.

Внутреннее напряжение, тяжесть, безнадежность. Так и есть — идет Первая мировая война. Казаки, и Григорий Мелехов в их числе, ведут тяжелые бои, кровавая свистопляска засасывает людей, озлобляет их, превращает в животных, и скупое описание осенних садов, где деревья словно бы кровоточат, лишний раз подсказывает читателю — все плохо, а будет еще хуже, близится не просто беда, а нечто такое страшное, чему и названия-то нет.

Лавр Корнилов едет в Москву, чтобы возглавить верные монарху войска, едет спасать Россию, свою Родину, без сомнения, горячо любимую им. Он профессиональный военный, закаленный в боях и прошедший через огонь и воду. Он уверен, что сможет свершить задуманное, оттого на душе у него светло и благостно, и Шолохов передает это через светлый и чистый умиротворяющий пейзаж.

СТИХИ ВПРОЗЕ.

Третья группа природных описаний используется Шолоховым тогда, когда автор стремится усилить трагедийность описываемого, дать прочувствовать читателю весь ужас происходящего.

Война идет уже третий год. В привычном и устоявшемся мирке казачьего хутора все разладилось.

Вот так же жестокие ветры отнюдь не благих перемен очень скоро подхватят жителей хутора и понесут их по пустым дорогам России, развеют по чужим краям, разведут по разные стороны баррикад, толкнут на братоубийство.

А вот как начинается XXVIII глава пятой части романа:

Вроде бы и обычный пейзаж. Но веет от него чем-то жутковатым, чем-то таким, от чего сжимается сердце. И верно: вечер этот — последнее, что видят в своей жизни красногвардейцы Подтелкова. Скоро, очень скоро начнется самое ужасное, начнется то, из-за чего Гражданскую войну и называют худшей из бед, — братья будут убивать братьев.

Описания природы Шолохова ставят его в один ряд с классиками русской литературы: Тургеневым, Аксаковым, Гоголем. По сути шолоховские пейзажи — стихи в прозе, гениальная лирическая поэзия жесткого прозаика-реалиста. И здесь Шолохов намного превзошел многих и многих собственно лириков.

Пейзаж вокруг Аксиньи

Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.

Читайте также: