Проблема праздника сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Каждый сформировавшийся гражданин своей страны обязан знать, что такое традиция, поэтому данный вопрос всегда поднимается в письменных работах по русскому языку, в частности в ЕГЭ, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Каждый народ уважительно относится к своим традициям и бережно их хранит. Именно традиции формируют человеческое мировоззрение и приоритеты в жизни. Благодаря им человек становится достойным членом общества, который принесёт пользу своему государству.

Проблема

Что такое традиции и какое значение они имеют в жизни человека?

Отношение автора к проблеме

Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, которые исторически сложились и стали неотъемлемой частью жизни. Люди привыкли к ним и почитают на протяжении многих столетий. Традиции представляют собой всё то, что передаётся из поколения в поколение. Также существуют семейные традиции, которые издавна являлись обязательной составляющей сплочённой семьи и её благополучия. Приобщение детей с раннего возраста к семейным традициям развивает в них высокую нравственность и осознание ценности семейных взаимоотношений.

Аргументы

  1. Традиция – это один из способов познать самого себя.
  2. Традиция помогает людям объединиться внутри семьи или даже внутри целого государства.
  3. Традиция – это регулярное повторение каких-либо действий, которые происходят в одно и то же время.
  4. Все традиции имеют свои символы, уходящие корнями в далёкое прошлое.
  5. Традиции вызывают чувство гордости за свою Родину.
  6. Устоявшиеся традиции ассоциируются с семейными ценностями.
  7. Традиции имеют огромное значение для каждого человека в отдельности и для всего народа в целом.
  8. Каждая страна, нация и семья должны бережно хранить традиции.
  9. Наши традиции делают нас особенными и неповторимыми.
  10. Незнание культуры и традиций своего народа ведёт к разрушению связи между поколениями.

Благородная, благотворная, блестящая, блистательная, богатая, актерская, армейская, вековая, великая, великолепная, вечная, вольнолюбивая, вредная, высокая, героическая, глубокая, давняя, дедовская, добрая, долголетняя, древняя, живая, животворная, заведенная, завидная, здоровая, исконная, истинная, историческая, крепкая, многолетняя, неизменная, неукоснительная, обветшалая, патриархальная, подлинная, полезная, почтенная, прекрасная, привычная, прочная, рабская, святая, священная, славная, старая, старинная, стойкая, строгая, суровая, устойчивая, хорошая, чудесная, чудная, чуждая, яркая, закостенелая, заржавелая, боевая, буржуазная, военная, воинская, демократическая, деревенская, житейская, заводская, институтская, казачья, комсомольская, культурная, литературная, мещанская, морская, музыкальная, народная, национальная, полковая, реалистическая, революционная, религиозная, семейная, студенческая, сценическая, театральная, университетская, флотская, фронтовая, церковная, цеховая, школьная, величавая, величественная, ветхозаветная, волнующая, глубокая, глухая, далекая, забытая, легендарная, незабвенная, незапамятная, памятная, притягательная, святая, священная, седая, темная, богатая, великолепная, замечательная, зоркая, изумительная, исключительная, крепкая, невероятная, недурная, незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная, твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, хорошая, бессмертная, высокая, добрая, кровавая, темная, яростная, людская, народная, человеческая, всеобщая.

Обычай, ритуал, особенность, наследие, ценность, устав, предание, привычка, порядок, устой, обыкновение.

Примеры из художественной литературы

В своей балладе В.А. Жуковский решил соединить лирический мотив с национальной историей, бытом, традициями и обычаями русского народа.

Произведение начинается с описания старинного девичьего гадания. На Руси существовало поверье, что человек может узнать своё будущее накануне православного праздника Крещения. Но во времена Жуковского эта традиция стала уже скорее развлечением, при помощи которого девушки пытались увидеть жениха или узнать, когда выйдут замуж. Они кидали башмаки за забор, в надежде, что их поднимет прохожий – чей первый башмак попадал в руки к незнакомому человеку, той первой и было суждено выйти замуж. Ещё одно гадание заключалось в том, что в заранее подготовленные миски с крупами прятались разнообразные предметы, по которым угадывали будущую семейную жизнь гадающей. Но самым страшным и правдивым гаданием считалось гадание с зеркалом, в которое и смотрела Светлана.

Сюжет повествует не только об одном дне из жизни Светланы, но и представляет её светлый внутренний мир, страдающий от тоски по любимому. Девушка соглашается принять участие в гаданиях и отказывается от крещенских игр, не подходящих для её настроения. Она мечтает хоть что-нибудь узнать о своём женихе и одновременно боится, переживая бурю противоречивых эмоций.

Сюжет баллады берет свои истоки из народных поверий, которые составляют сущность русской души. Время происходящих событий выбрано писателем не случайно: праздники, гадания и обычаи подчёркивают искренность чувств Светланы. Девушка не утратила веру в счастье, и оно пришло к ней. Её судьба зависела от нравственных основ, заложенных в раннем детстве.

Н.В. Гоголь хорошо был знаком с украинскими традициями, поэтому предельно достоверно описал празднование Рождества и все рождественские обряды. В праздничный вечер было принято колядовать и прославлять Христа. Молодые девушки гадали, чтобы узнать своё будущее, юноши колядовали и участвовали в состязаниях, в каждой семье накрывался праздничный стол, во главе которого стояла кутья, символизирующая достаток в доме. Люди верили, что если загадать в рождественскую ночь желание – оно обязательно сбудется.

Вся повесть пронизана светлой и радостной атмосферой праздника. Автору удалось настолько живописно описать в своём произведении образ жизни украинцев, их быт, традиции и обычаи, что читатель, словно переносится в то время, сам становится участником происходящих событий.

Есть в романе и истинное воплощение национального характера, которым является Татьяна Ларина. Она тесно связана с народной жизнью, все её лучшие качества имеют народные истоки. Татьяна была воспитана простой крестьянкой, как и сам А.С. Пушкин, поэтому с раннего детства впитала в себя народную мудрость, озвученную устами Филипповны. Доказательством этого служит знание фольклора, сказок, песен и народных традиций. Именно близость к народу делает главную героиню чистой и искренней, в ней нет места для лицемерия и кокетства, свойственного другим представительницам светского общества.

Кроме быта дворянского сословия в романе правдиво изображена и жизнь крестьянского народа. А.С. Пушкин не описывает подробно ужасные сцены мучения крепостных, но нужными словами смог изобразить жестокие порядки, устоявшиеся в деревенском обществе. Мать Татьяны била служанок, отдавала крестьян в солдаты и издевалась над прислугой также легко, словно читала роман или солила грибы.

Писателю удалось показать в своём романе жизнь всех сословий современной ему России, причём все проблемы освещены глазами простого народа. Именно поэтому множество литературных исследователей по достоинству оценили гениальное творение великого русского писателя.

(1)Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал Едигей с особым чувством былого счастья. (2)После той страшной жары, от которой даже ящерицы прибегали на порог жилья, спасаясь от солнца, погода внезапно изменилась уже в середине августа. (3)Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада, по крайней мере по ночам можно было уже спокойно спать.

(4)Поистине отрадная пора стояла в том году в конце лета и начале осени. (5)Дожди в степях — редкое явление. (6)Каждый дождь можно запомнить надолго. (7)Но тот дождь запомнил Едигей на всю жизнь. (8)Сначала заволокло тучами, даже непривычно было, когда скрылась вечно пустынная глубина горячего, исстоявшегося степного неба. (9)И стало парить, духота началась невозможная. (10)Пока маневрировали да сцепляли вагоны, задыхался Едигей от духоты, как в бане солдатской. (11)Лучше уж солнце жарило бы. (12)И тут ливень хлынул разом. (13)Прорвало. (14)3емля вздрогнула, поднялась мигом в пузырях и лужах. (15) И пошёл дождь, яростный, бешеный, накопивший запасы прохлады и влаги. (16) Какая мощь! (17)Едигей побежал домой. (18)3ачем — сам не знает. (19)Просто так. (20)Ведь человек, когда попадает под дождь, всегда бежит домой или ещё под какую крышу. (21)Привычка. (22)А не то зачем было скрываться от такого дождя? (23)Он понял это и остановился, когда увидел, как вся семья Куттыбаевых — Абуталип, Зарипа и двое сынишек, Даул и Эрмек, — схватившись за руки, плясала и прыгала под дождём возле своего барака. (24)И это потрясло Едигея. (25)Не оттого, что они резвились и радовались дождю. (26)А оттого, что ещё перед началом дождя Абуталип и Зарипа поспешили, широко перешагивая через пути, с работы. (27)Теперь он понял. (28)Они хотели быть все вместе под дождём, с детьми, всей семьёй. (29)Едигею такое не пришло бы в голову. (30)А они, купаясь в потоках ливня, плясали, шумели, как гуси залётные на Аральском море! (31)То был праздник для них, отдушина с неба. (32)Так истосковались, истомились в степи по дождю. (33)И отрадно стало Едигею, и грустно, и смешно, и жалко было изгоев, цепляющихся за какую-то светлую минуту на разъезде.

— (34)Едигей! (36)Давай с нами! — закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал руками, как пловец.

— (36)Дядя Едигей! — в свою очередь, обрадованно кинулись к нему мальчики.

(37)Младшенький, ему всего-то шёл третий год, Эрмек, любимец Едигея, бежал к нему, раскинув объятия, с широко открытым ртом, захлёбываясь в дожде. (38)Его глаза были полны неописуемой радости, геройства и озорства. (39)Едигей подхватил его, закружил на руках. (40)Теперь они все вместе, объединившись, буйствовали под нестихающим ливнем.

(41)Эрмек подпрыгивал на руках Едигея, кричал вовсю и, когда захлёбывался, быстро и крепко прижимался мокрой мордашкой к шее Едигея. (42)Это было так трогательно, Едигей несколько раз ловил на себе благодарные, сияющие взгляды Абуталипа и Зарипы, довольных тем, что их мальчику так славно с дядей Едигеем. (43)И невольно обратил внимание Едигей, какой красивой была Зарипа. (44)Дождь разметал её чёрные волосы по лицу, шее, плечам, и, обтекая её от макушки до пят, ниспадающая вода щедро струилась по её телу, а глаза сияли радостью, задором. (45)И белые зубы счастливо сверкали.

(46)Уже через несколько минут при том большом ливне взыграли ручьи и потоки, сильные, быстрые, вспененные. (47)И тогда все стали бегать и прыгать по ручьям, пускать тазы и корыта по воде. (48)Старшие ребятишки даже катались по ручьям в тазах. (49)Пришлось и младших тоже усаживать в корыта, и они тоже поплыли.

(57)Едигей ничего этого не подумал бы, если бы ему не показалось, что Зарипа плачет. (58)Когда по лицу стекают струи воды как из ведра, трудно сказать, плачет человек или нет. (59)И всё-таки Зарипа плакала. (60)Она притворялась, что смеётся, что ей безумно весело, а сама плакала, сдерживая всхлипы, перебивая плач смехом и возгласами. (61)Абуталип беспокойно схватил её за руку:

— Что с тобой? (62)Тебе плохо? (63)Пошли домой.

— (64)Да нет, всё хорошо, — ответила Зарипа. (65)И они снова начали забавлять детей, торопясь насытиться дарами случайного дождя. (66)Едигею стало не по себе. (67)Представил, как тяжко, должно быть, сознавать им, что есть другая, отторгнутая от них жизнь, где дождь не событие, где люди купаются и плавают в чистой, прозрачной воде, где другие условия, другие развлечения, другие заботы о детях… (68)И чтобы не смутить Абуталипа и Зарипу, которые, конечно, только ради детей изображали это веселье, Едигей продолжал поддерживать их забавы. (69)Ценил Едигей в Абуталипе ум, сдержанность, но больше всего привязанность к семье, ради которой жил Абуталин, не сдавался, черпая в том силу.

(70)Едигей приходил к выводу, что самое лучшее, что может человек сделать для других, — так это воспитать в своей семье достойным детей. (71)И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.

(По Ч. Т. Айтматову*)

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема определения роли семьи в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет семья?)1. В семье человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость человеку лучше всего переживать в семье, вместе с родными и любимыми.
2. Проблема определения главной задачи родителей. (Какова главная задача родителей?)2. Главная задача родителей – воспитать достойных детей, ежедневно отдавая всего себя этому делу.
3. Проблема преодоления жизненных трудностей. (Как человеку пережить жизненные трудности и почувствовать себя счастливым?)3. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах необходимо искать поводы для радости. Чем тяжелее условия, тем меньше человеку нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №1: Проблема определения роли семьи в жизни человека

Какую роль в жизни человека играет семья? Почему каждому из нас так важно, чтобы рядом окружали родные и близкие? Ответы на эти вопросы найдем в тексте Ч. Айтматова.

Оба аргумента, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важную роль играет семья в жизни любого из нас. Автор считает, что в ней человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость лучше всего переживать вместе с родными и любимыми.

Я полностью согласен с мнением автора, ведь каждому из нас очень важно иметь семью, тех людей рядом, к которым можно обратиться в трудной жизненной ситуации, попросить помощи или совета. Родные и близкие всегда искренне порадуются твоим успехам.

Таким образом, семья – это важная составляющая в жизни человека. Родных надо беречь, ценить и любить. Тогда многие препятствия можно будет легко преодолеть.

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).


Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).


Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – "болезнь" планеты).


Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).


Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).


Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).


Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).


Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).


Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).


Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).


Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).


Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).


Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).


Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).


Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).


Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают "ядро" языка).


Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).


Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).


Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.


Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).


Проблема отсутствия идеологии.


Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).


Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).


Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).


Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).


Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).


Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).


Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).


Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).


Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).


Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).


Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).


Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).


Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие "культурный человек").


Проблема верности принципам.


Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).


Проблема совести (что такое совесть).


Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).


Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).


Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).


Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).


Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).


Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).


Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).


Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).


Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).


Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).


Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).


Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).


Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).


Проблема роли детства в жизни человека (детство – "сердцевина" человеческой жизни, где проявляется суть человека).


Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).


Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).


Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).


Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).


Проблема материнства (в чём суть материнства).


Проблема патриотизма (что такое патриотизм).


Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).


Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.


Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).


Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).


Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.


Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).


Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, "живую" книгу от "литературного попкорна").


Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).


Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).


Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).


Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).


Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).


Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).


Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).


Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).


Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают "цивилизованные вандалы" - люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).


Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).


Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).


Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).


Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).


Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).


Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере "скрещиваются" противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).


Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).


Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в "оружие" против этого человека).


Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).


Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).


Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).


Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).


Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).


Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).


Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).


Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).


Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).


Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).


Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).


Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).


Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).


Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).


Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).


Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).


Проблема духовной "глухоты" и "слепоты" человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).


Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).


Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).


Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).


Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).


Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).


Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).


Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).


Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).


Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).


Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).


Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека


( всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).


Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес - развлекательные программы).


Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).


Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).


Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)


Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)


Проблема благодарности (умение благодарить людей)


Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

8 готовых проверенных сочинений по тексту Бондареву (кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя), с кругом проблем и полным текстом для варианта №15 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

1. Проблема потребности в друге. (Зачем человеку нужен друг?) Авторская позиция: Друг, пусть даже необычный, загадочный, неизвестный, даёт человеку ощущение теплоты и света, дарит умиротворение и покой.

2. Проблема интуитивного узнавания духовно близкого человека. (Как мы узнаём близких нам по духу людей?) Авторская позиция: Порой человек не может разумно объяснить выбор духовно близкого человека. Мы интуитивно чувствуем духовное родство.

3. Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. (Стоит ли откладывать задуманное на потом?) Авторская позиция: Не совершённые вовремя поступки вызывают запоздалую горечь сожаления, когда уже невозможно вернуть упущенные возможности, когда происходит непоправимое.

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Стоит ли откладывать задуманное на потом? Какое чувство вызывают в человеке несовершённые поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя и сценариста Юрия Васильевича Бондарева.

Оба примера: нерешительность рассказчика, не исполнившего своей мечты познакомиться с близким по духу человеком, и увиденная вместо старичка чужая, незнакомая женщина, дополняя друг друга, вызывают в читателе сожаление о том, что герой упустил шанс приобрести близкого по интересам друга, которого ему так не хватало.

Авторская позиция заключается в следующем: нерешительность иногда становится причиной сожаления. Не совершённые вовремя поступки заставляют позднее горько сожалеть о том, что упустил свой шанс и не реализовал свои желания и мечты.

В заключение хочу подчеркнуть, что нужно обладать решительностью и уметь воспользоваться данным судьбой шансом, чтобы потом не сожалеть о нереализованных возможностях.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Почему одни люди нам близки, а другие кажутся чужими? И ведь нередко бывает так, что и те, и другие нам равно незакомы. Именно этой загадке — загадке духовной близости людей — и посвящен текст Ю. Бондарева.

Видя светящееся окно в деревянном домике, рассказчик представлял себе человека, который по вечерам работает у лампы: пишет или читает. Рассказчик привык к виду окошка и к своему воображаемому другу, и свет окна стал для него необходимой вещью, трогательным чувством домашнего тепла и духовной жизни. Он словно чувствовал этого человека, видел его внутренним взором: седенький старичок среди стеллажей с книгами у стола.

Рассказчик так и не поддался порыву постучать в окно и заговорить с этим человеком. Почему? Может быть, подсознательно он боялся, что этот угаданный им старичок-книгочей не существует? А может быть, просто не решился нарушить приличия.

Но самое удивительное — рассказчик все угадал. На мгновение он смог увидеть эту комнату — именно такую, какой она была в воображении рассказчика. Но было уже поздно — старичка уже не стало.

Автор считает, что, если человек ощущает с кем-то душевную связь, эти люди становятся как бы друзьями, пусть даже они незнакомы. Но такая связь позволяет им понимать друг друга, угадывать что-то о другом.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Может ли человек выжить в одиночестве? В таком случае его ждёт безрадостное существование. Каждый из нас нуждается в близком человеке и мечтает о взаимопонимании. Ю.В. Бондарев поднимает в тексте проблему потребности в друге.

По мнению автора, иногда достаточно просто знать, что где-то рядом живёт родственная душа и у этого человека всё в порядке. Так, рассказчик долгое время наблюдает за маячком в деревянном домике и представляет себе учёного или писателя, увлечённого своей работой. Он не решается познакомиться с этим человеком, но сама мысль о нём поддерживает героя, даёт силы жить, спасает от одиночества. Таким образом, рассказчик почувствовал духовную близость с незнакомцем, и это помогало ему в трудные моменты.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: друг, пусть даже самый необычный и неизвестный, даёт человеку ощущение теплоты и света, дарит умиротворение и покой.

В заключение хочется сказать, что человеку нужен друг, как воздух, вода и пища. Люди способны дарить друг другу тепло, и это удивительная особенность, о которой нельзя забывать.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Стоит ли откладывать задуманное дело на потом? Вот проблема, которую ставит в тексте автор Ю. В. Бондарев.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Зачем человеку нужен друг? Именно этот вопрос ставит перед нами автор предложенного для анализа текста.

Таким образом, друг нужен для того, чтобы чувствовать теплоту и умиротворение.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Зачем человеку нужен друг? На этот вопрос отвечает в своем тексте русский писатель Ю.В. Бондарев.

Рассуждая над проблемой потребности в друге, автор текста использует прием противопоставления.

Показав изменения, происходящие в душе рассказчика, автор текста выразил следующую мысль: человеку нужен друг по той причине, что наличие друга дарит ощущение спокойствия и умиротворенности, а отсутствие друга приводит человека к дискомфорту и несчастью.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, дружба способна сделать жизнь человека счастливой, настоящие друзья делают жизнь яркой и в то же время спокойной. Проблема потребности в друге находила отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей и поэтов.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что друг нужен человеку по той причине, что он дарит чувства спокойствия и умиротворенности.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Готовое сочинение ЕГЭ №8

Зачем человеку нужен друг? Именно этим вопросом задается Юрий Васильевич Бондарев.

Я согласна с авторской позицией. Дружба дарит тепло и поддержку, она придает жизни осмысленность. Вместе с другом чувство одиночества забывается, и жизнь становится веселее и интереснее.

Таким образом, дружбой, какой бы она ни была загадочной и необычной, нужно дорожить, ведь она дает все самое ценное человеку: теплоту, покой и поддержку.

Полный текст кружила январская метелица, скрипели мёрзлые (Бондарев Ю.В):

(1) Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2) Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6)Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты. * (12)Он пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15) Что случилось?

(16) Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20) Свет в окне не зажёгся.

(21) А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23) Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24) Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг. (По Ю. В. Бондареву*)

Читайте также: