Сочинение по картине бородинская панорама 5 класс ф рубо

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ф. Рубо. Панорама Бородинской битвы

Триумфальная арка. Архитектор О.И.Бове
Кутузовский проспект.
Современное фото.

По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья.
Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.

Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков.
На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры.
На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.

На фрагменте изображены французские позиции.
На переднем плане — левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье.
На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.

Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки.
Правее батареи Раевского — группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де-Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал-квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен.
На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем — сам генерал-майор Н. М. Бороздин.
На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.

На переднем плане фрагмента — левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры.
На заднем плане располагаются резервы русской армии. Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки.
Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден.
М. И. Кутузов

На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым.
По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона.
Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.

Вновь перед нами северо-западная окраина деревни Семеновское, где русские войска под командованием только что прибывшего сюда на смену раненому П. И. Багратиону генерала Д. С. Дохтурова ведут бой с неприятелем.

2. Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.

3. Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг. Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес. Сошлись и кинулись колоться.

4. У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.

6. Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы.

8. В центре кавалерийской схватки - руский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей

Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.

Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.

10. У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.
Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными.

моменты Бородинского сражения, изображенные на панораме Ф.А. Рубо / Рабочие материалы к сочинению Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова / Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает "железный" генерал Д.С. Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии / Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана / . Семеновские (Багратионовы) флеши / . Командный пункт Наполеона / . Атака саксонских кирасир / . Кавалерийский бой во ржи / . Подвиг неизвестного героя / . Горки - командный пункт русского главнокомандующего, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова / . Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы / .

Ответ или решение 1

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии / Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.
Схватка русских гренадер с дивизией Фриана / Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский - "выжили французов из гнезд, в которых они не успели еще отсидеться".
Семеновские (Багратионовы) флеши / Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И. Багратион, русские оставили укрепления. Напалеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Командный пункт Наполеона / Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха.
Атака саксонских кирасир / Корпус Латур-Мобура атакует. Но их пути - Семеновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.
Кавалерийский бой во ржи / Самый динамичный и напряженный фрагмент панорамы. Неприятель отброшен назад. Горит село Бородино.
Подвиг неизвестного героя / Русский кирасир мужественно отбивается от неприятелей.
Горки - командный пункт русского главнокомандующего, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова / 67-летний полководец спокойно и уверенно руководит сражением. Кутузов стремится сохранить резервы. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов.
Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы / С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Актуальность : 1) Растущий интерес молодежи к боевым сражениям;

3) 200-летие Бородинского сражения.

Глава 2. Гордость музея – панорама.

2.1. Создание панорамы.

Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской - 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение,ее автор - выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.)(Приложение 2). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама - особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг.). Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы "Бородинская битва" имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту - 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве.

2.2. Фрагменты панорамы.

I. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо .(Приложение3).Бой за деревню Семеновская. У барабана - генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П. Багратиона.

II. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А.Рубо. (Приложение4).Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

III. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

IV. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение6).Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

V. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение7).У леса - захваченные французами знаменитые русские укрепления - Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона. Вдоль оврага - артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французской пехоты.

VI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение8).На опушке леса - корпуса французских маршалов Нея и Даву, захват их дорого обошелся французам - 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конногвардейская батарея. Готовится мощный обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

VII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение9).Вдали, слева - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты - Наполеон. На вороном коне - командир кавалерийского корпуса генерал Латур-Мобур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

VIII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

(Приложение10).Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг. На опушке леса - Итальянская гвардия. За рекой Колочей - командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

IX. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение11).“Бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. Здесь грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры. На втором плане - драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан. Вдали горит село Бородино, захваченное французами.

X. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение12).Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-й пехотной дивизии.

Цель моей работы было определение для нынешнего поколения значение отечественной войны 1812 в истории нашей страны и народа. Для осуществления цели я постарались рассказать о важности создания великого по объему и значимости монумента памяти, о подвигах русских воинов в эти суровые военные годы. Музей панорама бородинская битва является единственным музеем, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года, а сама панорама блестящий образец военной исторической живописи начала 20 века.Для потомков музей является историческим подлинником, где вместе выступают добро и зло, мужество и слабость, свободолюбие, стойкость, великая любовь к родине и своему народу. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок.

Читайте также: