Наша истинная национальность человек сочинение
Обновлено: 03.07.2024
Джордж Оруэлл, писатель
Национализм — это жажда власти, приправленная самообманом. Каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время (поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо уверен в собственной правоте.
Фазиль Искандер, писатель
Национализм — это когда свинья, вместо того чтобы чесаться о забор, чешется о другую свинью.
Герберт Уэллс, писатель
Наша истинная национальность — человек.
Джордж Бернард Шоу, писатель
Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости.
Жорж Клемансо, политик
Патриот любит свой народ, а националист ненавидит все остальные.
Махатма Ганди, один из идеологов движения за независимость Индии
Интернационализм предполагает национализм — не узкий, эгоистичный, жадный дух, который часто проходит под именем национализма, но национализм, который, в то время как он настаивает на своей свободе и росте, будет презирать достижение их за счет других наций.
Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других.
Даг Стэнхоуп, комедиант
Национализм только учит ненавидеть людей, с которыми ты никогда не встречался, а вместо этого люди начинают гордиться достижениями, в которых вообще участия не принимали.
Галина Старовойтова, политик
Национализм — это то же самое, что гордиться тем, что родился во вторник.
Артур Шопенгауэр, философ
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Аркадий Давидович, писатель
Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность.
Николай Добролюбов, литературный критик
Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Александр Сухочев, писатель
В местах, где собираются представители различных национальностей и рас, особенно вдали от родных земель, фактически отсутствует понятие нетерпимости. И именно в эти моменты начинаешь четко осознавать, что, как ни крути, родина у всех одна — планета Земля, и люди-то все одинаковы, вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз и Бога, в которого они верят.
Альберт Эйнштейн, физик-теоретик
Национализм — детская болезнь. Это корь человечества.
Ежи Лец, поэт
Национализм может быть огромным. Но великим — никогда.
Валерий Герасимов, русский публицист
Человечество многолико. Истинный национализм хранит красоту и разнообразие мира, генерирует динамику его всестороннего развития в позитивном направлении.
Мысль автора состоит в том, что всё общество, это в первую очередь люди с равными правами и свободами, независимо от биологических различий. Не существует национальностей лучше или хуже, нежели другие. Герберт Уэллс обращает внимание на проблему межнациональный отношений и межнациональных конфликтов.
Нельзя не согласиться с авторской позицией, ведь глупо оценивать человека по его расовой и национальной принадлежности. Общественно значимые качества всегда внутренние и только по ним можно судить о человеческой сущности.
Рассмотрим эту цитату с точки зрения социологии.
Национальность или народность — исторически сложившаяся совокупность людей на базе схожести языка и единства территории, развивающейся общности экономической жизни и культуры. Национализм — это идеология в основе которой лежит превосходство одних наций над другими, а следовательно разжигание межнациональных конфликтов. Межнациональным конфликтом называют столкновение противоположных интересов между представителями различных народностей. К причинам межнациональных конфликтов могут относиться прошлые столкновения интересов разных народов, этноцентризм, неравенство в достатке и уровне жизни т. д. Путями разрешения таких конфликтов могут стать: компромисс, использования экономических рычагов, организация международных комиссий, а также обучение культуре межнациональных отношения как способу предотвращения конфликтов.
Чтобы аргументировать свою позицию обращусь к ситуации с современном мире. Сейчас в США происходят протесты под тегом "black lives matter", связанные с ущемлением прав афроамериканцев. Поводом для начала послужило неправомерное убийство Джорджа Флойда, а причиной стало угнетение афроамериканцев несколько десятилетий назад. Безусловно, расистские предубеждения должны остаться в прошлом и не разрушать современное общество. Этот пример иллюстрирует, что ущемление определенной расы или национальности может приводить к социальным конфликтам, которые будут неблагоприятно сказываться на развитии общества.
Второй пример можно привести из истории. В 19 веке Британская империя была мощнейшей колониальной державой. В её подчинение находилось множество различных государств Африки, Северной Америки, Азии и Австралия. Однако с точки зрения современной социологии это является угнетением прав народов, проживавших на тех территориях. Каждая народность достойна того, чтобы обладать независимостью и не подчиняться другим государствам. Таким образом, множество восстаний привело к тому, что колониям была дарована независимость, а следовательно окончена доминация одной нации над другими. Этот пример иллюстрирует, что все люди равны между собой и одни национальности не могу считать себя лучше других.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что все нации должны быть равны. В современном мире абсолютно неприемлемы такие пережитки прошлого, как проявления национализма или дискриминация по иным биологическим критериям.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Этим утверждением великий английский писатель-фантаст хотел обратить наше внимание на то, что изначально все люди равны, вне зависимости от их расы и национальной принадлежности. Деление по национальному признаку, дискриминация национальных групп – всё это уже вторичные явления, которые противоречат гуманизму, человечности.
Я полностью согласен с этим мудрым изречением Герберта Уэллса. Когда, прикрываясь любовью к своей нации, люди переходят к притеснению других народов, это является признаком ненормальности, антигуманности. Нельзя делить людей по национальному признаку и навешивать на них какие-то ярлыки из-за этого.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания Уэллса. Человек – это биосоциальное существо, которое, наряду с инстинктами, обладает развитым мышлением и членораздельной речью, может осуществлять сознательную целенаправленную деятельность по преобразованию окружающего мира, созданию материальных и духовных благ. Национальность – это принадлежность человека к определённому народу, нации; или к национальному государству, этнической общности. Этносом называется совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение своей единой исторической судьбы. Этнос – это понятие обобщающее – и для народа, и для нации. Народом называется исторически сложившаяся общность людей, объединённых общими: языком, территорией расселения, культурой, менталитетом. Нация – это такая исторически сложившаяся общность, которая характеризуется не только общими языком, территорией и культурой, но и прочными хозяйственно-экономическими связями, единым самосознанием, устойчивой государственностью, развитой социальной структурой. Межнациональными отношениями называются отношения между народами (этносами), которые охватывают все сферы общественной жизни.
В заключении своих рассуждений, хотелось бы отметить, что главное в человеке — оставаться человеком в любой ситуации. А к какому народу он принадлежит, каков его цвет кожи – совершенно неважно. У всех нас одна изначальная национальность: человек.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Классный час: Наша истинная национальность - человек
Кл. руководитель: Назарова Лариса Васильевна
Цель: Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания. Задачи классного часа: Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы. Воспитывать интернационализм, гуманность, уважительное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности. Познакомить учащихся с понятием "толерантность".
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся и обработка анкет
1 . Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?
2. Зависит ли доброта от национальности?
3. Есть ли у тебя друзья других национальностей.
4. Есть ли у твоих родителей друзья иных национальностей!?
5. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг, национальность которого отличается от твоей национальности?
Оборудование урока: Интерактивная доска, компьютер для воспроизведения музыкального сопровождения. На доске — слова: Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Ход классного часа
Учитель Читает стихотворение С. Маршака " Всемирный хоровод ":
Стихи для ребят Всех народов и стран:
Для абиссинцев И англичан,
Для испанских детей И для русских,
Шведских, Турецких, немецких, Французских
Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк.
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, Что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и сёлах…
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберётся в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком, а дети – друг с другом!
Учитель. - О чём это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.)
Учитель. - Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.)
Учитель . –9 мая 2017года – значительная дата в истории нашей страны. 72 лет назад наша страна была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Многое успело произойти за более чем полувековой период. Изменилось общество, территориальные границы страны, её экономический и культурный облик. Но неизменными остаются уважение и беспредельная благодарность людям, отдавшим свои жизни служению Отчизне. На фронтах Великой Отечественной войны сражались люди разных национальностей и вероисповеданий. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
Учитель . - Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде. Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство и называется оно–толерантность.
Учитель. - А теперь попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность". Высказывания детей.
Учитель. - Чтобы понять, что такое толерантность, я расскажу вам притчу "Ладная семья"
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель: - Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность. Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. Ответы можете выбрать из предложенных слов: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Учитель. - В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, чёрный – второе. Младший брат сломал игрушку .
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты пытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться поддержкой.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты всё сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку с своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идёшь с ними гулять.
Учитель. - В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, украинцы, армяне, белорусы… Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому, что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательным к людям, невзирая на различия. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
-Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
" Золотые правила ":
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- Не делай другому того, от чего больно тебе.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
- Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? "Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его". – "Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. "Слон похож на веер!" — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" — воскликнул он. "Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье", — воскликнул четвертый. "Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!" Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею". – "Нет, на веревку!" – "Змея!" – "Стена!" – "Вы ошибаетесь!" – "Я прав!" Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки .
Творческая работа учащихся.
Учитель. -Вы убедились в том, что разнообразие, красота культур и обычаев других народов в том, что все народы талантливы и неповторимы. Каждый народ гордится своими героями. За один урок мы смогли рассказать только о маленькой части тех жемчужин, которые породила их родина. И мы все гордимся ими, т. к. они внесли вклад и в нашу культуру и науку.
Цель: 1) формирование уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
Задачи: Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы. Воспитывать интернационализм, гуманность, уважительное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности. Познакомить учащихся с понятием "толерантность".
Совместное мероприятие:
Наша истинная национальность – человек
Цель: 1) формирование уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
Задачи: Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы. Воспитывать интернационализм, гуманность, уважительное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности. Познакомить учащихся с понятием "толерантность".
Подготовительная работа:
1. Анкетирование учащихся и обработка анкет
1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?
2. Зависит ли доброта от национальности?
3. Есть ли у тебя друзья других национальностей.
4. Есть ли у твоих родителей друзья иных национальностей!?
5. Как отнеслись бы твои близкие к тому, что к тебе в дом пришел твой друг, национальность которого отличается от твоей национальности?
Оборудование урока: Интерактивная доска, компьютер для воспроизведения музыкального сопровождения. На доске — слова: Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Ход мероприятия
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм, а так же поговорим о том что такое толерантности и почему в настоящее время так остро встает вопрос толерантности.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто
Экстремизм и терроризм - это:
Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
О терроризме и формах его проявления.
В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах, в метро; похищения государственных деятелей, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный.
Все они носят явные черты политического терроризма.
получить денежный выкуп
освободить из тюрем арестованных боевиков
диктовать свою волю правительствам некоторых государств.
Каждый из вас хотя бы раз слышал о терактах. В мою память глубоко врезались события, происходившие 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека - среди них были и дети
Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества.
Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.
А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).
- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
- Из-за чего вы огорчались?
- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
- Что такое терпение?
- Что такое толерантность?
- В чем их схожесть?
- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?
- Все ли терпимо?
- Где границы терпимости?
Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.
Читает стихотворение С. Маршака
"Всемирный хоровод":
Стихи для ребят Всех народов и стран:
Для абиссинцев И англичан,
Для испанских детей И для русских,
Шведских, Турецких, немецких, Французских
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих Обеих Америк.
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, Что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и сёлах…
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберётся в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком, а дети – друг с другом!
Воспитатель. - О чём это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.)
Воспитатель. - Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.)
На фронтах Великой Отечественной войны сражались люди разных национальностей и вероисповеданий. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
- Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде. Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство и называется оно–толерантность.
Воспитатель - А теперь попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".
- Чтобы понять, что такое толерантность, я расскажу вам притчу "Ладная семья"
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.
Воспитатель: - Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность. Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. Ответы можете выбрать из предложенных слов: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Давайте поиграем.
Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, чёрный – второе.
Младший брат сломал игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты пытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться поддержкой.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты всё сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку с своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идёшь с ними гулять.
Воспитатель - В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, украинцы, армяне, белорусы… Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому, что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательным к людям, невзирая на различия. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
-Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести
"Золотые правила":
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- Не делай другому того, от чего больно тебе.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
- Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
Послушайте индийскую сказку
и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? "Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его". – "Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. "Слон похож на веер!" — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" — воскликнул он. "Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье", — воскликнул четвертый. "Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!" Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею". – "Нет, на веревку!" – "Змея!" – "Стена!" – "Вы ошибаетесь!" – "Я прав!" Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
Воспитатель. -Вы убедились в том, что разнообразие, красота культур и обычаев других народов в том, что все народы талантливы и неповторимы. Каждый народ гордится своими героями. За один урок мы смогли рассказать только о маленькой части тех жемчужин, которые породила их родина. И мы все гордимся ими, т. к. они внесли вклад и в нашу культуру и наук
Игра - “Дополни”.
“Быть толерантным - это значит. ” (все ответы записываются на доске).
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.
Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.
Читайте также: