Сочинение по картине андрей матиз разговор

Обновлено: 02.07.2024

Цель : продолжить работу над живописным произведением; роль цвета и композиции (размещение фигур и предметов для понимания смысла картины, её настроения); развитие творческих способностей детей.

Предметные: учиться устно анализировать сюжет картины; составлять устный описательный рассказ по картине.

Личностные: развивать умение размышлять, фантазировать; допускать существование различных точек зрения.

Тип урока: открытие новых знаний

Приветствие учеников и гостей.

Ребята, как вы думаете, по названию картины можно определить его тему?

Постановка учебной задачи

Это вопрос и будет главной темой нашего урока.

Что нужно сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

- вспомнить, что такое тема произведения;

- узнать название картины;

Открытие новых знаний

Картина, называется "Разговор"

Предположите, что изображено на картине.

Разве можно услышать разговор на картине?

Посмотрите картину ( показать черно- белый вариант)

Посмотрите внимательно на картину.

Обсудите в парах, на картине изображены близкие люди? Из чего это видно? Рассмотрите, как они одеты. (Женщина в халате, мужчина в пижаме).

Мы выяснили, что на картине изображены близкие люди, как вы думаете, кто изображен? (жена Матисса и сам художник).

Как расположены обе фигуры? (лицом друг к другу)

Что художнику помогает создать настроение?

Смотрим цветное изображение.

Посмотрите на картину:

1) Когда происходит этот разговор: утром или вечером? Почему? (утром, т.к. днём пижамы не носят)

2) Люди радостно общаются или поссорились? Посмотрите на позы людей

(судя по напряженным позам людей и атмосфере тягостного молчания, они находятся в ссоре, кроме того, очень неудобно общаться, когда один человек сидит, а другой стоит)

3) Какое настроение создаёт синий фон? Сумрачное и напряженное? Или спокойное и мечтательное? (безрадостное, тягостное, напряженное настроение)

4) Какое настроение привносит вид из окна в эту картину?

(вид из окна обостряет ощущение конфликта, но даёт надежду, что всё закончится хорошо и люди помирятся)

5) Что подчеркивает ссору людей? Или даёт надежду, что они помирятся? (за окном находится ярко освященная зелёная лужайка, красновато – коричневый от солнца ствол дерева и три клумбы ярко – алых цветов, очевидно, тюльпанов)

Художник поместил цветы в ярко-голубые овалы. Для чего? (чтобы мы почувствовали присутствие голубого летного неба).

Составление хокку по впечатлениям от картины.

Поговори со мной

И станет легче на душе.

Какой вывод мы можем сделать? (всё, что изображено на картине, очень важно для понимания её смысла, только по названию можно определить тему, но трудно определить основную мысль).

Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Можем ли мы сказать, что достигли целей?

Разговор, Анри Матисс - описание картины

Как и многие произведения в творчестве Матисса, эта картина лишена перспективы, выполнена крайне скупыми художественными методами, схематична и на первый взгляд проста до бесхитростности. Это простая бытовая сцена — муж и жена разговаривают утром у себя дома у окна с видом на садик.

При хорошем воображении можно представить себе художника, мирно беседующего со своей второй половиной. Но с тем же успехом на их месте может быть любая другая пара, ведь внешность персонажей изображена предельно схематично, как впрочем, и весь окружающий их антураж. В этом и состоит особенность этого полотна. Здесь показаны не конкретные люди и особая ситуация, а архетипы, собирательные образы миллионов семейных пар, сотен тысяч одинаковых мирных утренних разговоров, гигантское количество стандартных комнат и похожих друг на друга садиков.

Интересны методы, которыми пользуется художник. Фигура мужчины кажется состоящей исключительно из прямых линий и чередующихся полос — темное, светлое, темное, светлое. Возможно, таким образом мастер хотел передать двойственную природу мужчины, сочетание в нем добра и зла, прямолинейность мыслей и действий. Женская же фигура вся составлена мягкими текучими линиями, она погружена в черноту — это тайна, мистика, глубокая загадка. Цвета открытые, яркие и чистые, объемы не передаются — картина плоская, а выразительность достигается за счет использования локального цвета.

Растущее дерево и пышное цветение в садике всегда воспринималось как символ жизни, беспрерывное развитие. Насыщенный синий цвет стены, на котором изображены персонажи, очень любим художником и часто повторяется в его полотнах. Его можно интерпретировать как символ космоса, вечности. Тогда становится понятен смысл картины — вечная жизнь, связанная брачными узами пара, любовь и ненависть, будущее и бесконечное развитие как основа существования человечества.

Картину “Разговор” Написал французский художник и скульптор Анри Матисс в период между 1908 и 1912 годами. Она – воплощение стиля, основоположником которого являлся Матисс – фовизма.

Цвет – как способ лучше выразить мысли

Фовизм происходит от французского “дикий”; именно так окрестили живописцев экспозиции 1905 года за революционно новый подход в искусстве. Сильные локальные цвета, обособленные формы, отказ от светотеней и перспективы. “Разговор” Матисса – дитя этих канонов.

Московский коллекционер С.И.Щукин едва ли не первым напрочь влюбился в стиль Анри Матисса, став его заказчиком вопреки отговорам.

В 1912 “Разговор” экспонировался в Лондоне и тогда же был куплен Щукиным в частную коллекцию, которую национализировали после революции. Предметы искусства распределили между московским Музеем ИЗО и ленинградским Эрмитажем. “Разговор” оказался в последнем.

Простота сюжета и композиции этого полотна обманчивы. Мастер слишком много знал об истории живописи и прочих искусств, чтобы выразить свои мысли ясно и очевидно.

“Разговор” – голос наследия старых художников: композиция его характерна иконографической схеме “Благовещения” (Возрождение). Окно в центре сюжета, яркий синий фон, некое таинство созвучны с фресками в Падуе, о которых так любил говорить Матисс.

Сюжет кажется очень банальным: сам живописец, его жена Амели, фигуры и лица их крайне схематичны. Но в полотне – особое толкование действительности. Люди воплощают мужское и женское начала, образ “Древа Жизни” по центру – олицетворение всего живого.

Завораживающие оттенок и количество синего относят к морской пучине, где зародилась жизнь. Зеленый – природа и плодородная Земля.

Плоскость всех элементов говорит о неважности изображения каждого из них, но связи между ними. Многовековой, из истоков.

Матисс также не пользуется чертежными инструментами, чтобы сделать композицию более “правильной”. Он делает это на глаз, интуитивно, опираясь на визуальную память произведений старых мастеров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспек урока русского языка во втором классе по УМК "Перспективная начальная школа". Развитие речи ведётся по картине Матисса "Разговор". На уроке достигаются предметные результаты и формируются УУД.:

Достижение предметных результатов:

  • анализировать живописное произведение: роль цвета и композиции для понимания смысла картины, её настроения;
  • составлять описательный рассказ, используя терминологию художника;
  • закреплять умение образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса;
  • находить значимые части слова.

Тема: Развитие речи. Работа по картине А. Матисса "Разговор". Образование слов с помощью приставки и суффикса.

Достижение предметных результатов:

анализировать живописное произведение: роль цвета и композиции для понимания смысла картины, её настроения;

составлять описательный рассказ, используя терминологию художника;

закреплять умение образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса;

находить значимые части слова.

2. Формирование УУД:

личностные УУД: осознавать свои возможности в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

познавательные УУД: формирование умения различного способа поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

коммуникативныеУУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Оборудование: Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс: учебник: в 3 ч.; часть 3, видеопроектор, презентация, тетради.

Основные этапы урока

Содержание, вид учебной деятельности

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.

1. Работа с пословицей (слайд № 3)

Умная беседа длинную дорогу сокращает.

- К какому жанру относится это произведение?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

2. Развитие умения интонационного чтения.

- Прочитайте с интонацией удивления

- Прочитайте с интонацией огорчения

- О чём именно спросил (ученик)?

- Прочитайте, выделите интонацией:

что сокращает дорогу ?

что сокращает беседа?

что делает беседа?

3. Части слова.

слова признаки, от каких слов они образовались? С помощью чего? (выделить в словах суффиксы) Что такое суффикс?

слово - предмет, которое стоит в начальной форме (выписать); подберите к нему синонимы (разговор, речь, болтовня). Самый часто употребляемый синоним - разговор.

от какого слова оно образовалось? С помощью чего? Что такое приставка? (выделить в слове приставку)

- А сейчас мы с вами отправимся в Музейный дом и познакомимся с картиной французского художника А. Матисса "Разговор", мы будем учиться анализировать живописное произведение.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осознанное построение высказывания о способах образования слов; умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

III. Работа по картине А. Матисса "Разговор"

Цель: дать возможность изучить новый материал: анализировать живописное произведение, осознать роль цвета и композиции для понимания смысла картины, её настроения; составлять описательный рассказ, используя терминологию художника. Развивать творческие способности учащихся

1. Первичное знакомство с картиной (слайд № 4)

- Как думаете, можно ли по названию картины определить тему, а тема картины это то, что на ней изображено.

- Предположите, что может быть изображено на этой картине?

- Рассмотрите её и выразите своё впечатление одним словом:

словом, обозначающим предмет,

словом, обозначающим признак предмета.

2. Анализ сюжета картины

- Изображены близкие люди? Из чего это видно? (подсказка: рассмотри, как они одеты)

- Когда происходит разговор (утро, день, вечер)?

- Люди радостно общаются или они поссорились? Посмотрите на позы людей: они напряженные, чувствуется атмосфера тягостного молчания. Они в ссоре. И кроме того неудобно общаться, когда один стоит, а другой сидит.

- Какое настроение создаёт синий фон: сумрачное и напряжённое или спокойное, мечтательное?

- Какое настроение привносит вид из окна?

- Он подчёркивает то, что люди поссорились или даёт надежду, что они помирятся?

- Обратите внимание, художник поместил яркие цветы в голубые овалы, чтобы мы почувствовали голубизну утреннего неба.

Физминутка (слайды № 5, 6 )

3. Обобщение по беседе

- Нужно ли в названии картины уточнить, какой это разговор? Например, назвать её "Трудный разговор" или "Ссора" или мы можем определить и без этого ?

- Что же в картине позволяет нам догадаться о произошедшей ссоре?

контраст фона стены и многоцветного пейзажа за окном

Вывод- всё на картине важно для понимания её смысла.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осознанное построение высказывания в устной форме о сюжете картины, осуществление анализа приёмов сравнения.

Коммуникативные: составление рассказа с использованием выразительных средств языка, соблюдая орфоэпические нормы и законченную интонацию предложения, аргументация своего мнения.

IV. Повторение изученного

Цель: проверить уровень усвоения и понимания материала: графическое обозначение частей слова; закрепление знаний о способах образования новых слов.

1. Работа со скороговоркой (слайд №8 )

- Прочтите и определите жанр.

Всех разговоров не переговоришь и не выговоришь.

- Какие звуки чаще всего повторяются? Дайте характеристику.

- Какой буквой обозначаются?

- Запишите скороговорку, найдите и объясните все трудные случаи написания слов.

2. Работа с однокоренными словами.

- Выпишите однокоренные слова. Докажите.

- Разбор слов по составу.

3. У. с.49 №54

Регулятивные: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя.

Познавательные: осознанное построение высказывания в устной форме о способах проверки сомнительных написаний, анализ состава слов;

Коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулирование выводов.

V. Итог урока

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

1. Рефлексия (слайд № 9)

- Какова была цель урока? Мы её выполнили?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- За что ты можешь себя похвалить?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

- Оцените работу класса и свою работу.

- Урок окончен! Всем большое спасибо!

Личностные: формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: построение понятных речевых высказываний: формулировка и аргументация собственного мнения.

Тема: Развитие речи. Работа по картине А. Матисса

Развитие речи. Работа по картине

А. Матисса "Разговор". Образование слов с помощью приставки и суффикса.


Почему будет легко понять Матисса?

– Сейчас придумано определение синестезии, но тогда был только фовизм — ну очень амоционально насыщенная живопись кучки отщепенцев, разочарованных вялостью импрессионизма. Художникам хотелось энергии и страсти. Работы выходили в основном типичными красно-рыжими, ведь отбивать тему страсти красным научились столетия назад. Но Матисс работал чтобы бросаться в глаза: использовал ещё синий, зелёный и не только приятные и сексуальные переживания. Своего добился: полотна на первых порах были удостоены сравнения с ведром краски, брошенным в лицо нежному зрителю, ну а после такого успех был неизбежен.

– Художник ответил России взаимностью когда ему исполнилось 63 года. После 39 лет брака с мадам Амели Матисс художник переключился на 22-летнюю уроженку Томска Лидию Делекторскую. Свою семью Матисс не оставил, просто добавил новенькую. Мадам Матисс тоже не оставила супруга. Её положению ничто не угрожало: кто будет угрожать собственному дому, мастерской и бухгалтерии?

Кто же эти люди и о чем их разговор?

Вот и основная версия: художник и его законная супруга мадам Амели Матисс обсуждают нововведения в лице Делекторской. Матисс похож на бородача в пижаме, а образ женщины нельзя считать однозначно.

Если вводные верны, то разговор сугубо деловой. Модель покровительственно-зависимых отношений, когда постаревший мэтр в погоне за последними физическими впечатлениями заводит юную музу, оказывается невероятно эффективной для всех сторон: золотая этакая пенсия души для одного и радость служения для двух других участников. Удача для художника, если устаревшая, но почитаемая супруга становится секретарем, агентом и нянькой. Художники, имевшие супругу-менеджера, как правило уходили обеспеченными людьми, оставляли наследство и добрую память. Лишённые такого гаранта, перед смертью старались вдрызг со всеми рассорится и сдохнуть в какой-нибудь хибаре без отопления.

Теперь представим, что полосатый — это вовсе не Анри Матисс, а просто самодовольный мужик, который решил завести молодое дополнение к жене. Ведь такая повадка проявляется и у совсем малых дарований, которые не выставляются, не издаются, и вообще не поняты. Конечно же, из-за того, что опередили современников на миллионы лет, а вовсе не потому, что отдали всё время б***ству, а не ремеслу.

А быть может, сидящая женщина и есть Лидия Делекторская. На портретах можно заметить общие черты. И вот Матисс объясняет положение вещей Лидии. Что его либидо принадлежит преимущественно цвету и форме, а жена Матиссу — не просто друг, но соратник и критик, равный то есть. И тогда двоеженство художника хочется видеть явлением чисто техническим на фоне его могучего по тем временам профеминизма. Ведь с женщиной не бывало более серьезного партнерства, чем сожительство.


Портрет Лидии Делекторской написан в 1947 году, это пример позднего, предельно упрощённого стиля Матисса

Или это символ Окончательного разговора и воплощение страха одиночества:

– Дорогой, я всё решила, я ухожу от тебя к Моне!

– Он же умер!

– Мане умер, дорогуша, Мане! А Моне ещё как здравствует.

– Какой Мане, дорогой? И чего не спишь? А я за гитарой!

Ну-ну, а что же говорят цвет и форма?

Принцип, который Матисс показывает графически, на словах кажется громоздким и неуклюжим. Но это, в принципе, вообще всё, что нужно для понимания живописи.

Как Матисс заставил вас заниматься ерундой вместо настоящих дел

Так вот, со временем оптимизатор Матисс не рос в ширину, а спускался на глубину, в сферу чистых идей, где, если верить Дэвиду Линчу, и водится самая большая рыба.

После утомительной болезни, в 1941 году художник изобрёл новую примитивную методику работы, экономящую время и силы. Матисс начал составлять свои композиции из фрагментов цветной бумаги. В его версии техника получила название papiers decoupes — бумажные обрезки. Обрезки стали одним из предвестником самой интригующей и пророческой художественной практики XX века.

Пройдёт ещё много лет, и разрезки увлекут музыкальных задротов. Электронщики начнут записывать треки clicks’n’cuts из ритмически организованных микро-сбоев аппаратуры, аудиощелчков и звуковых отходов.

Читайте также: