Сочинение по исповедь толстого

Обновлено: 02.07.2024

"Невольно мне представлялось, что там где-то есть кто-то,
который теперь потешается, глядя на меня, как я целые 30-40 лет жил,
жил учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и как я теперь, совсем
окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она,
— как я дурак дураком стою на этой вершине, ясно понимая, что ничего в жизни
и нет, и не было, и не будет. А ему смешно. "
(Исповедь, Гл.4, абзац 6)

"Но есть ли или нет этот кто-нибудь, который смеется надо мной,
мне от этого не легче. Я не мог придать никакого разумного смысла
ни одному поступку, ни всей моей жизни"
(Исповедь, Гл.4, абзац 7)

Думаю подобные состояния посещали почти каждого человека.
Не так они уж и глупы - и не так наивны.

И тем еще дорого это произведение, что оно очень искренне и от души написано и поднимает вопросы, которые мы сами тысячу раз себе задавали…

Исповедь графа Толстого состоит из 16 частей или глав.
Каждая из глав посвящена своей теме.

Первые 3 главы посвящены совершенствованию самоё себя (где с тонким юмором описано это самосовершенствование).
Оно имеет место быть (совершенствование), но при выбрасывании из него замысла Творца, принимает довольно прискорбно-ироничный вид, так как суть выброшена…

Очень бы хотелось разобраться в этом душевном состоянии, которое посещает может многих, но хотелось, чтоб не посещало.


Потому этот труд дорог мне, что он очень искренне написан и потому что мы сами задавали себе тысячу раз эти или подобные вопросы, как и многие из живущих на Земле…

Исповедь графа Толстого состоит из 16 частей.

Первая из них посвящена совершенствованию самоё себя и что из этого получается, если выбросить душу… Позволю себе предвосхитить события и процитировать некоторые строки из 5-ой части Исповеди, где Лев Николаевич негодует на духовные начала Вселенной…

Не знаю почему Толстого так раздражали некоторые объяснения нашего существования, как например в 12 и 13 абзацах 5 части Исповеди – и эти объяснения он считал неприемлимыми – такие как :

Из игнорирования человечеством этих духовных начал (см. жизнь вокруг себя) вовсе не следует плохость самих духовных начал – если ученики плохи, то из этого не следует, что и математика порочна в своем начале – так же и с духовными учениями….

К великим свершеньям!, без всякой души!
Что в быстрых победах всегда хороши.
А ум и душа замедляют наш шаг! -
Нет!, - даже не ум!, - а скорее душа.

Что спросит, склонясь над победой твоей -
"А чем заплатил? - не продал ли друзей?
И близких своих?, - или свой идеал?
В борьбе за победу ты их не отдал?"

Отряд что-то буркнул в досаде на Душу,
Что бабские бредни не гоже им слушать!
Победа! - вот цель до конца наших дней!
С Душой не успеешь по жизни за ней!

"А ты не спеши. - отвечает Душа, -
В своих рассужденьях про скорость и шаг.
- Кривою дорогой ведь дольше идти?,
Хоть ты ускоряешь свой шаг на пути..

Кривая дорога не очень быстрей
Но все устремляются к счастью по ней!
А чем она лучше прямого пути?,
Что вместе с Душою ты можешь пройти?"

Но быстро отряд удалялся вперёд.. -
Кто в гонке к победам и Душу поймет?
Кому это надо? - да бабские бредни! -
Что бросил отряд по дороге намедни.

Далее (в конце 1-ой части Исповеди) говорилось и неком нравственном совершенствовании, которое не сильно понятно в чем заключалось, но при выбросе из него души, быстро сводилось к желанию превосходства над другими людьми, о чем прекрасно с иронией и очень глубоким смыслом пишет сам граф Толстой :

На этом заканчивается 1-ая часть Исповеди и юношеское неокрепшее, но очень искреннее совершенствование Льва Николаевича Толстого…


ГЛАВА 2-ая – ПИСАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

стих мой, но о том же самом

«Путь одиночества в ночи // в ночи жизни
Не сладкий путь…
И только свет твоей свечи // свет души путника
Не даст свернуть…

Крутой подъем и низкий спуск –
Души обрыв…
Все проходили мы не раз,
В себе всё скрыв… //не выставляя на люди

Но человек не должен оставаться один!, что к сожаленью в век конформизма и не редкость…

«Я шел в ночи совсем один, стих мой
Как дикий пес,
Хвост опустив, совсем без сил
Удел свой нес…

Ну а далее во 2-ой части Исповеди Льва Толстого (которую знатоки считают лучшим произведением Л.Н,Толстого) показана ПОСРЕДСТВЕННАЯ писательская среда, куда он попал после службы в армии и по которой почему то Лев Николаевич стал судить почти о всех писателях и поэтах, как о людях ничтожных, пустозвонных и самолюбивых – таких возможно предостаточно в любой сфере деятельности, не только в писательской. При этом очень точно и с тонкой иронией критикуя эту среду, он почему то совершенно забывет о Гете и Шекспире, Пушкине и Гейне, о прекрасных картинах и мировых (или даже рядовых) шедеврах, поднимающих душу над действительностью наших материальных проблем и сложных схем…

– так что поэты и где-то и пишут интуитивно – они открытый канал для мировой мысли и поэзии (словами Пастернака) – и почему это высмеял Лев Толстой, свалив в одну кучу посредственность и серьезных людей, непонятно…


ГЛАВА 3 – ПРОГРЕСС

Поскольку человек единственное из существ, которыму необходимо осмысленное существование, Лев Николаевич Толстой очень тонко описал эту подмену веры (выбросив однако слово Бог) – ведь человеку необходимо во что-то верить – в Высшие силы, в себя, в материализм неконец – это необходимость человеческого существа – это его естество – таким его создал Бог…

Это очень точные и мудрые слова – т.е уважение к Творцу должно превышать уважение к наукам, им же созданным… Это понятно. Творец первичен – всё созданное им – это лишь производные…

Мне лично, как современному человеку, тоже не очень приятны слова, что мы всё время должны трепетать перед Всевышим… Но одно дело в чем то отстаивать свою индивидуальность, где то не до конца соглашаться, что мы просто рабы или живые игрушки Бога, а совсем другое дело – отрицать Бога!

Это всё равно как иногда спорить со своим реальным отцом или отрицать отца вовсе! Мы тоже ж иногда спорили со своими родителями – но не отрекались же от них? Это очень серьёзные вещи, которые довольно трудно понять современному нигилистично настроенному человеку.

Не могу здесь не привести свой стих об Исповеди Льва Толстого не ради любования надеюсь, а ради сути… :

Вчера я Исповедь прочла
О том, как жил Толстой -
Как в апогее понял он, // в расцвете жизни
Что у него застой. // в жизни застой

Что больше некуда спешить
Хоть всё и хорошо // вроде как
Что час расцвета уж прошел -
А час тоски пришел.

Не греют слава и семья //признание самого Толстого
И даже денег звон
И то, что он во тьме "дурак"
Внезапно понял он.

Как будто кто-то подшутил,
И даже свысока
Смеется издали над ним,
Глядя на "дурака". // признание из Исповеди, часть IV "Невольно мне представилось, что есть кто-то.

А "дураку" так тяжело,
Что трудно рассказать,
И он как будто всем назло
Встает с утра опять.

Живет по схеме - как должно' // знак апострофа показывает ударение
Как вроде все живут
Но улыбаться тяжело -
И крылья не растут. // от переизбытка якобы людского счастия.

Дракон его как будто ждет
В колодце без окон
А он, за кустик удержась,
"Мед лижет языком. " // цитата из Исповеди - часть IV

Но кустик скоро упадет //наши современные представления о Мире.
А вместе с ним и жизнь.
Но что то шепчет изнутри -
"Покрепче мол держись!"

И вроде хочет он спросить :
"За что держаться мне?, -
За куст?, что мышка уж грызет,
Как в детства страшном сне. "

И в пик отчаянья к нему
Приходит зов души,
Что надо даже не умом,
А сердцем больше жить. // часть ХII, с 1-го абзаца

И он внимает глубине
И верности души
И хочет у нее спросить
Как дальше ему жить?

И ищет Бога он душой,
Как дети в темноте
Свой ищут угол небольшой -
И не найдут нигде.

Но шаг за шагом к вере шел
И Бога он искал,
Чтоб в мире праздном и чужом
Иметь свой идеал

И вроде Бога и нашел,
Как смысл Бытия,
Но только Бог не объяснил
От "А" всё и до "я". //часть ХV, конец 3 абзаца "И мне, полагавшему истину в единении любви,
невольно бросилось в глаза то, что само вероучение разрушает то, что оно должно произвести.

И он задумался опять,
Что "смысл" в жизни есть? // Лев Николаевич Толстой задумался.
И что "добро", и что есть "зло"?
И долг, и (. ), и честь.

И почему Бог не един? //и вероисповедований много и их нетерпимости друг к другу немало.
И всё не просто так?
И смысл опять не объясним,
А он опять "дурак".

Не он дурак, а Мир не прост -
Сумбурен и не прям -
И Бог порой в делах не чист //в Пятикнижье не раз Авраама подбивал лгать…
А в чем то и упрям. //не говоря уж о сжигании людей - спор Авраама с Господом
о грешниках и праведниках

Но Бог – Творец…
Свой идеал возможно ищет Он // как создать житие на Земле
В душе не только и людей
Есть свой Армагеддон. // возможен и такой поворот событий

И надо вместе нам искать,
И выход сей найти, // людям, и не только людям.
Хоть может в жизни и не раз
Поспорим на пути. // пути поисков и познания истины.

«Жизнь в Европе и сближение мое с передовыми и учеными
европейскими людьми утвердило меня еще больше в той вере
совершенствования вообще, которой я жил, потому что ту же
самую веру я нашел и у них. Вера эта приняла во мне ту
обычную форму, которую она имеет у большинства
образованных людей нашего времени.

В 80-90-е годы русская литература, как и вся культурная жизнь России, развивались под знаком все возрастающего влияния Л. Н. Толстого. Гениальный писатель, открывший новую эпоху в национальном художественном творчестве, неустанно ищущий философ, создавший собственное учение и имевший последователей, он отличался необыкновенной жизненной активностью. Во время Крымской войны он становится ее участником, затем пишет севастопольские и кавказские рассказы. В конце 50-х – начале 60-х годов в период подъема общественного движения и возбуждения крестьянского

вопроса он бросает литературу, открывает школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, пишет “Азбуку”, разрабатывает свои педагогические принципы и методику начального образования.

Таким оставался он и до конца жизни.

С середины 70-х годов, еще во время работы над “Анной Карениной”, Толстой, подобно герою этого романа Левину, начинает мучительно, “до головных болей”, размышлять над философско-религиозными проблемами, пытается постичь смысл человеческого бытия.

Осенью 1879 года он пишет “Исповедь”, в которой излагает, начиная с детства и до последнего времени, свое отношение

к религии, раскрывает свои мучительные сомнения в истинности господствующей церковности, в которой обнаружил и ложное, и истинное начало. “Откуда взялась ложь и откуда взялась истина? И ложь, и истина переданы тем, что называется церковью”. Эта мысль подтолкнула Толстого к пересмотру “священных преданий и писаний”, к анализу всей богословской догматики православной церкви. С марта 1880 года он работал над обширным трудом “Соединение, перевод и исследование четырех евангелий”.

Исследование этих текстов привело писателя к мысли о том, что во вселенной господствует высшая воля, и цель человеческого существования должна состоять в том, чтобы согласовать с ней свои помыслы и действия. “Я вернулся к вере в ту волю, – писал Толстой в “Исповеди”, – которая произвела меня; я вернулся к тому, что главная и единственная цель моей жизни есть то, чтобы быть лучше, то есть жить согласно с этой волей”.

“Исповедь” подвела итоги исканий и формирования мировоззрения писателя. Поиск истинной веры привел его к решительному отторжению существующей церкви. Толстой пришел к заключению, что церковь создана не Богом, она – “сама себя учредившая иерархия, и в противность всем другим считающая себя святою и непогрешимою”.

И далее: “Церковь, все это слово, есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими”. Современная церковь исказила учение Христа, изъяв из него нравственные заповеди.

Признавая учение Христа на словах, церковь в то же время санкционирует общественное неравенство, поддерживает государственную власть, основанную на насилии, войнах.

Еще в 50-х годах у Толстого возникло убеждение в необходимости новой религии. В 1855 году он записывал в дневнике: “Вчера разговор о Божественном и вере навел меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа”. Это “соответствие” новой религии развитию человечества заключалось, по мысли Толстого, в том, что Божественная воля совпадает с законами природы, естественностью человеческой жизни, определяет ее нравственный смысл.

На вопрос, как жить и как согласовать человеческое существование с высокими этическими канонами “новой” веры, писатель попытался ответить в большой работе, озаглавленной “О жизни”. Этот огромный философский трактат (в 2237 листов текста) посвящен размышлениям о жизни и смерти. Эти вопросы всегда занимали писателя и особенно захватили его после тяжелой болезни, перенесенной в 1886 году. “Хочу жить для себя, – писал он, – и хочу быть разумным, а жить для себя неразумно”.

Идея нравственного усовершенствования человека принимается им как доминирующая в его этически-религиозном учении. Жить духовной, истинной жизнью значит отрекаться от праздного, исполненного “утех” существования, трудиться, смиряться, быть милосердным, верить в добро и делать добро. Учение о нравственном самоусовершенствовании основывается на пяти заповедях Христа из Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея).

Важнейшей для учения о самоусовершенствовании стала заповедь о непротивлении злу насилием.

Исходя из этих вечных нравственных истин, Толстой оценивал современную ему жизнь – государственную власть, церковь, семью. Как человек и мыслитель, он был исполнен глубокого сочувствия к людям угнетенным, страдающим, людям работающим и нищенски живущим. Боль за них рождала чувство негодующего протеста против всяческих несправедливостей, насилия, произвола; и в конечном итоге – против всего строя жизни, при котором произвол и несправедливость являются нормой.

В ряде статей Толстой выступает против всех институтов насилия: милитаризма (“Карфаген должен быть разрушен”), буржуазных отношений (“Что же нам делать?”), официальной церкви (“В чем моя вера?”). Философско-этический поиск привел мыслителя к решению социальных вопросов. В трактате “Что же нам делать?”, название которого как бы перекликается с названием романа Чернышевского, Толстой выступает против устоев капиталистического общества, противоречащих естественному развитию человека. Корень зла он видит в растлевающем влиянии “золотого тельца”, идеологии чистогана, “имеющих свойство порабощать людей”.

Однако противодействовать капитализации общества можно, по его убеждению, если каждый человек будет зарабатывать себе на жизнь личным трудом и жить “по-божьи”.

При всем глубоком гуманизме учение Толстого носило утопический и противоречивый характер. Осознавая бедственное положение народа и искренне сочувствуя ему, возмущаясь роскошью и богатством привилегированного общества, великий художник не видел реального пути преодоления социального неравенства. О его мучительных сомнениях и исканиях свидетельствовали и дневниковые записи того времени: “Неужели люди, теперь живущие на шее других, не поймут сами, что этого не должно и не следует”. Позднее, посетив имение сына, он опять пишет о потрясавшей его картине рабства народа: “И здесь, и у Ильиши… и у него те же люди, обращенные в рабов, работают на него.

Как разбить эти оковы”.

По мере оформления учения противоречия между идеями Толстого и его семейной и личной жизнью становились все сильнее, “…со мной случился переворот, – писал он, – который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым, настоящим делом”.

Бесстрашно честный писатель решился на разрыв с тем привилегированным классом, к которому он принадлежал по рождению и всей предыдущей жизни.

Активная общественная позиция и страстные поиски разрешения общечеловеческих и собственно российских проблем определили его значение в духовной жизни страны, его влияние на умы и души современников. А. А. Кизеветтер, вспоминая об этом, особо подчеркнул обличительный характер выступлений великого художника: “Толстой проповедовал философию непротивления злу, а в основе своей натуры он был прирожденным бунтарем-протестантом. Восстать против господствующего течения – вот в чем состояло всегда непосредственное влечение его души, и восстать бурно, гневно и стремительно, чтобы все вздрогнули и почуяли, какая неудержимая сила протестующего напора надвинулась на них. Вот эта-то бунтующая сила вызывала общее трепетное восхищение от выступлений Льва Толстого – учительных и обличительных…


Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 23.

Сагитов Рашит 11.12.2014 22:05:46

Я считаю "Исповедь" величайшим творением русского гения. Значение этого произведения, по моему мнению, выше всего остального, написанного им, ибо ставит самый главный вопрос человечества: "В чем смысл жизни?" Ни один мыслитель,философ, писатель на Земле не обнажил так ярко и беспощадно этот вопрос. Почему это произведение было под запретом в России до революции 1917 года, и был полностью опубликован в СССР только один раз, в полном 90 томном собрании его сочинений? Потому что мысли, заложенные в этом сочинении, не укладываются ни в какие теории науки и религии. "Какой может быть смысл в полете запущенного кем-то или чем-то камня? Разве жизнь человека не похожа на этот камень?" - как бы задает он себе вопрос. Весь смысл жизни человека определяется только его сознанием. Ни богатство, ни слава не имеют никакого значения. Рашит Сагитов.

Lvyonok Yasnopolyanskiy 07.10.2016 15:33:22

Исповедь в церковном лжехристианстве обозначает одно из т.н. церковных "таинств", а именно "таинство" покаяния. Церковный идолопоклонник каялся перед попами и намалёванными на досках идолами, в надежде получить "свыше" прощение и отпущение грехов. Рассказ о своих прегрешениях был содержанием исповеди, покаяние — её смыслом, а отпущение грехов — целью.

Чтобы передать весь ужас своего состояния, Толстой пересказывает восточную притчу о путнике, застигнутом в степи разъярённым зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодец, на дне которого видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать путника. И он ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нём. Руки его ослабевают, он чувствует, что скоро должен упасть, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна чёрная, другая белая, равномерно подтачивают ствол куста и он вот-вот оборвётся.

Мыши, чёрная и белая, — день и ночь, дракон — это смерть, хрупкий кусты — это жизнь. Очень прозрачная аллегория.

Но это был только очередной этап и в жизни писателя, и в его поисках истины.

*****
ПО КНИГЕ:
Панченко А. Несколько страниц из истории русской души // Толстой Л. Н. Исповедь. В чём моя вера? — Л., 1991. С. 346-360.
______________________________________________

Характеристика понятия и сущности исповеди. Анализ влияния религиозных воззрений великого русского писателя Л.Н. Толстого на его творчество. Идея взаимосвязанности человека и мира, бережного отношения первого ко второму в "Исповеди" Л.Н. Толстого.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 29.09.2018
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Смысл названия данного произведения и прост и сложен одновременно. Что же такое - исповедь? Исповедь как определенная религиозная стратегия в жизни верующего представляет собой сознание человеком всех своих греховных мыслей и деяний, раскаяние в них с обещанием исправления; исповедь совершается перед священником и является внешним выражением религиозного таинства покаяния.

Идея взаимосвязанности человека и мира, бережного отношения первого ко второму глубоко нравственна и крайне актуальна для сегодняшних поколений, когда человечество в гордом своем возвышении над природой отпало от нее и сделало свое существование весьма проблематичным.

Общество, где человек превращен в средство достижения целей, где материальное потребительство поглощает духовную сущность личности, где люди не обладают должной культурой общения и лишены реальных демократических прав, - такое общество, согласно Толстому, обрекает себя на неизбежную гибель. Эти мысли не только не утратили, но приобрели еще большую значимость в новом тысячелетии.

толстой исповедь человек мир

Список использованной литературы

2. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.

3. Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

5. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. М.: Дет. лит., 1989.

6. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. / коммент. Л. Д. Опульской. М.: Худож. лит., 1983. Т. 16. Публицистические произведения. 1855-1886.

7. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем. Л., 1968. Т. 13. Кн. 2.

Подобные документы

Особенности словесного искусства первой половины XIX вв. Толстого Л.Н. Характеристика произведений "Детство" и "Отрочество". Язык произведений Толстого как сложное литературное явление. Процесс художественного завершения и обновления литературных стилей.

реферат [43,0 K], добавлен 07.05.2015

Основные этапы жизни и творчества Н.И. Толстого. Анализ работы "Язык и народная культура: очерк по славянской мифологии и этнолингвистике". Роль исследований Н.И. Толстого для становления русской этнолингвистики как самостоятельной научной дисциплины.

реферат [34,5 K], добавлен 01.01.2010

Безличные предложения как вид односоставных предложений. Синтаксические преобразования предложений при переводе с русского языка на английский, переводческие трансформации. Особенности перевода безличных предложений в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

дипломная работа [450,6 K], добавлен 13.11.2016

Проблема перевода безличных предложений с русского языка на английский. Общие проблемы и особенности художественного перевода романа Л.Н. Толстого "Война и мир" на английский язык. Предложения, описывающие оценку действия с морально-этической стороны.

курсовая работа [66,9 K], добавлен 05.05.2012

Формирование пласта лексики, восходящей к религии. Семантические процессы в религиозной лексике. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики религиозного стиля. Состав и роль лексики с религиозной семантикой в произведениях Л.Н. Толстого.

Читайте также: