Сочинение по фильму храброе сердце

Обновлено: 02.07.2024


Фильм и история

Ладно, Изабелла — персонаж скорее символический (подробнее об этом чуть ниже). Но и сам легендарный герой — случись ему воскреснуть на три часа и посмотреть фильм — вряд ли узнал бы себя на экране. А может, и оскорбился: исторический Уоллес был не крестьянином, а дворянином — пусть и мелкопоместным. Да и килт он отроду не носил, и лицо синей краской не мазал. Для килтов эпоха слишком ранняя — они появились лишь в XVI веке, а для боевого раскраса — слишком поздняя: так красили лица воины-кельты, от которых к XIII столетию и следов не осталось.


Что лежит в основе сюжета?

В фильме есть все составляющие этого мифа. У Героя обязательно есть наставник, передающий ему идеалы и ценности, и завещающий ему некую миссию — данном случае это отец Уоллеса, который погиб за свободу Шотландии. Затем Герой обязательно отправляется в опасное путешествие, в ходе которого он должен доказать свой статус, т.е. совершить то, что не под силу обычным людям — и Уоллес побеждает англичан. Личная жизнь Уоллеса тоже становится понятнее, если рассматривать ее сквозь призму мифа о Герое.

В чем смысл образов Маррон и Изабеллы?

Два главных женских образа фильма исполнены глубокого символического значения. Маррон — воплощение идеального женского начала, архетип Богини. И если при жизни эта символическая сторона Маррон просматривалась не слишком явно, то после смерти ее функция становится очевидной. Являясь Уоллесу во сне, она вселяет в него отвагу и мужество. Маррон — воплощение лучшего, что есть в душе Уильяма. Им суждено воссоединиться на небесах, и потому Уоллес видит перед смертью в толпе свою покойную жену.



Образ Изабеллы отвечает другой мифологической ипостаси женщины — образу искусительницы. Она вводит героя в мир чувственной страсти, и в этом мире герой одерживает победу — на английский престол взойдет его сын. В отношениях с Изабеллой Уоллес выступает как воплощение мужской силы, абсолютной мужественности (и не только по сравнению с ее мужем).

Почему Уоллес гибнет?

Дело не только в том, что так было на самом деле (как видим, с фактами сценарист и режиссер обращаются достаточно свободно). В определенном смысле перед нами — добровольная жертва, восходящая в историческом контексте фильма к жертве Христа. Уоллес принимает мученическую смерть, но сломить его дух невозможно — и человек из плоти и крови становится легендой, символом. Погибая физически, он обретает подлинное бессмертие и становится примером для тех, кто продолжит его дело. Подобно тому, как отец стал наставником для Уоллеса, он сам вдохновит Роберта Брюса, которому и суждено освободить Шотландию.


В чем смысл фильма?

Интересные факты


Хотя некоторые СМИ утверждали, что сценарист фильма Рэндалл Уоллес является чуть ли не прямым потомком своего героя, это не так — он лишь однофамилец. А вот среди шотландских статистов потомки легендарного героя были.

Они могут отнять у нас наши жизни, но им ни за что не отнять нашу свободу!


Как и многие американские интеллектуалы, сценарист Рэндалл Уоллес окончил школу, университет и отучился год в семинарии (в отличие от многих голливудцев, он глубоко религиозен), имея лишь самое беглое представление об истории Шотландии, страны своих предков. Зачем изучать то, что совершенно бесполезно? Но когда его жена забеременела и Уоллес узнал, что у них будет сын, сценарист решил побольше узнать о своих предках, чтобы было что рассказать отпрыску о происхождении их семьи. Поэтому он купил билеты на самолет и вместе с супругой улетел в Эдинбург, чтобы поближе узнать Шотландию и ее обитателей.

Уоллес заслужил свое место на постаменте в Эдинбурге, когда в 1297 году 2300 шотландцев под его предводительством разбили в битве при Стерлинге многократно превосходящую по численности английскую армию. Восемь лет спустя Уоллеса предали его союзники, и он был по приговору короля Эдварда I повешен, обезглавлен и четвертован (так изощренно тогда наказывали за измену). Но зажженное им пламя не потухло, и в 1328 году Англия официально признала суверенность северной соседки. С шотландской стороны договор об этом подписал король Роберт Брюс – как некоторые полагают, один из тех аристократов, по чьей вине Уоллес окончил жизнь на плахе.

Кадр из фильма "Храброе сердце"

Кадр из фильма

Собрав в фильме преимущественно английских, ирландских и шотландских актеров, Гибсон мог не волноваться о том, чтобы его подопечные говорили с убедительным гэльским акцентом. Одной головной болью меньше в картине, которая в остальном состояла из сплошной головной боли. По признанию режиссера, он за время съемок от постоянного стресса похудел больше чем на пять килограммов, хотя не следил за диетой и ел все съедобное, что только попадалось ему на глаза.

Так, шотландские килты и британская военная униформа вошли в моду лишь в XVII веке, но они все же были использованы в картине, чтобы зрители легко могли различить солдат противоборствующих армий (в реальных средневековых сражениях, похоже, воины просто били тех, кто казался им незнакомым). По той же причине лица некоторых шотландцев, включая главного героя, были устрашающе раскрашены в стиле древних пиктов, не пустивших в Шотландию римские войска. В реальности эта традиция ко времени Уоллеса давно умерла.

Чтобы еще более подчеркнуть разницу между богатой Англией и бедной Шотландией, костюмеры использовали разные материалы, когда придумывали и кроили костюмы персонажей. Шотландских горцев одевали в простые наряды из дешевой кожи и меха, тогда как английские аристократы щеголяли в роскошных костюмах из шелка, бархата и камчи. Эти ткани, завезенные с Ближнего Востока во время крестовых походов, во времена Уоллеса как раз вошли в придворную моду.

Ранние сцены фильма в основном создавались в Шотландии. Так, родная деревня Уоллеса была сооружена у подножья горы Бен-Невис, самой высокой на Британских островах (она возвышается на 1344 метра выше уровня моря), а интерьеры замка шотландского аристократа Морнэ снимались в здании Эдинбургского городского совета. Однако основная работа над картиной проходила в Ирландии, в окрестностях Дублина и на студии Ardmore Studios в городе Бри, в 20 км от ирландской столицы. Поскольку замки на севере Европы строились по схожим планам, декораторам не нужно было прилагать особых усилий, чтобы выдать ирландские средневековые постройки за сооружения английских и шотландских архитекторов. Для превращения руин в полноценные здания голливудцы использовали надстройки из крашенного под камень латекса, чтобы не повредить древние достопримечательности.

Почему Гибсон предпочел родину своих предков родине Уоллеса? Во-первых, Ирландия предоставляла щедрые льготы для снимавших на ее территории кинематографистов. Во-вторых, местная армия была согласна предоставить тысячи солдат для съемок батальных сцен, а режиссер отчетливо понимал, что ему нужны дисциплинированные статисты, которые не превратят съемки в настоящее побоище.

Откуда взялись будоражащие кровь слова о жизни и свободе? Не из учебников и не из книг об Уильяме Уоллесе. Хотя эта битва подробно описана в хрониках, ни одна из них не упоминает о напутствии перед боем, и вполне вероятно, что полководец без него обошелся. Но то средневековый воин – голливудский же герой должен был сказать что-нибудь пафосное, в духе риторических изысков американских экранных генералов, и потому Уоллес-сценарист сочинил монолог, который бы заставил его самого рвануться на английские мечи и стрелы. Вот почему эта сцена получилась такой убедительной – даже самый отстраненный от зрителей временем и пространством экранный момент может их захватить, если сценарист нашел в нем точку соприкосновения со своей душой. Или со своим патриотизмом.

20-летию моего любимого исторического фильма посвящается.


Но насколько этот исторический фильм является историческим?

В смысле, насколько аккуратно и объективно отражены достоверные факты и насколько свободно трактуются те исторические эпизоды, которые и по сей день остаются камнем преткновения?

WHO IS Mr WALLACE?


В картине достаточно подробно показана жизнь будущего революционера. Уильям родился в семье простого фермера, влачившего довольно бедное существование. Согласно фильму, так продолжалось до тех пор, пока отец Уильяма не погиб от рук англичан. Только после этого трагического инцидента сирота попал на попечение к своему дяде, благодаря которому приобщился к наукам и военному ремеслу.

Но было ли всё так, как показал нам Мел Гибсон?

Конечно, достоверно задокументированных данных практически нет: согласитесь, фиксировать в 13-ом веке каждый шаг добропорядочного гражданина не было смысла; то ли дело опасный революционер! Но в одном историки единодушны: существует минимальная возможность того, что Уоллес был простым крестьянином. В худшем случае – он был сыном рыцаря. Некоторые исследования указывают на ещё более благородное происхождение: якобы Уоллес был наследником высокопоставленного аристократа из Шотландии.

Как видите, исторический портрет Уильяма уже имеет немало отличий от показанного на экране. Что неудивительно: сопереживать парню из низов, из народа куда проще, чем аристократу, вовлечённому в междоусобные разборки.

ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ


В фильме войска англичан показаны как организованные и одетые по единой форме одежды отряды. Не возьмусь судить о муштре и дисциплине, но что касается их униформы – очень сомнительно, что во времена Уоллеса войска Англии были одеты единообразно. Всеобщее распространение на Туманном Альбионе военная форма получила лишь в 17-ом веке. До этого солдаты хоть и состояли на постоянной службе, но о своём внешнем виде заботились сугубо самостоятельно.

Но куда интереснее обстоят дела с обновками у бунтарей-шотландцев.

Помните, как герои картины дерзко задирали подолы килтов и живописно демонстрировали англичанам свои белоснежные пятые точки? Да, сцена яркая, чего уж там. Да вот, увы, традиционный элемент мужского гардероба Шотландии в 13-ом веке был крайне слабо распространён. Подобно военной форме, килты стали популярны лишь в веке 17-ом.

Справедливости ради замечу, что такая фантазия была оправдана элементарной необходимостью различать в кутерьме экранных битв шотландцев и англичан.

МИФИЧЕСКИЙ МЕЙКАП


Ещё одна историческая неаккуратность в фильме, которая, как ни странно, тоже стала культовой и ушла в народ. Речь об эпизоде, в котором шотландцы делают на своих лицах боевой устрашающий раскрас.

Выдумка? Не совсем.

Да, воины-горцы действительно красили лица небесно-голубым цветом, дабы устрашить неприятеля. Но подобная практика была распространена ещё во времена, когда Британские острова топтал сандалий римлянина. Правда, указом Императора Гонория Британия получила независимость от Рима ещё в 410-ом году, так что очень маловероятно, что спустя 1000 лет эта традиция была жива.

Но, конечно, уж больно сочная это была деталь в портрете нации, чтобы от неё так просто отказаться. Вот Гибсон и припомнил былое. Зато сегодня ни одно спортивное мероприятие с участием Шотландии не обходится без нанесения фанатами на свои лица раскраса, подобного тому, что был на Гибсоне.

БИТВА НА МОСТУ. НО БЕЗ МОСТА


Что значит, не помните такой? Что значит, не было там никакого моста?

И вправду, в картине главная битва, подарившая Шотландии, как тогда казалось, независимость, происходила в чистом поле. По признанию самого Гисбона, это было сделано в угоду кинематографической привлекательности.

Как же было на самом деле?

На самом деле судьбоносное сражение произошло именно на мосту через реку Форт. Английская кавалерия пыталась перейти реку по мосту, но оказалась атакованной шотландцами, вооружёнными длинными копьями. Подоспевшее английское подкрепление лишь усугубило и без того бедственное положение дел: под натиском мост просто не выдержал и рухнул. Остатки армии были добиты ополченцами или сгинули в ближайшем болоте при попытке бегства.

Ну куда это годится? То ли дело стенка на стенку!

ЖУТКАЯ ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ


Фильм заканчивается драматичной сценой казни несгибаемого патриота: героя обезглавливают и, как подсказывает позже голос за кадром, части его тела, в назидание, были отправлены в четыре конца Королевства.

Было ли всё именно так? Сразу обмолвлюсь, что Гибсон старался следовать историческим фактам до последнего. Но уж больно крамольной и жуткой выглядит его казнь, чтобы показать её на экране.

Оглашаю весь список сотворённого над Уильямом. Слабонервным и с богатой фантазией можно переходить к следующей главе про любовь.

ЛЮБОВЬ ПО НАБОКОВУ


Если какие-то вещи оказались справедливо непоказанными (как в случае с полной версией казни), то что-то было выдуманно по полной. И речь пойдёт, увы, о любовной линии между Уильямом и Принцессой Изабеллой, которая из Франции.

К сожалению, не было между ними никакого романа. Как и не помогала она ему информацией о перемещении англичан. И обезболивающее перед казнью тоже не предлагала. И причина весьма банальна.

Дело в том, что на момент казни 35-летнего Уильяма ей не было и 10 лет!


Как видите, с точки зрения исторической достоверности вторая режиссёрская работа Мела Гибсона имеет мало общего даже с подтверждёнными фактами: по признанию актёра и режиссёра, до 80% сюжета – вымысел сценаристов.

Зато как произведение художественное – картина являет собой идеальный образчик воодушевляющего и трогательного фильма о герое, ставившем свободу и любовь выше благ и даже собственной жизни.

Исторический фильм о мстителе, который благодаря своей одержимости местью обидчикам стал из обычного землевладельца вершителем судьбы своего народа.
Прекрасный фильм о средневековой Шотландии и шотландцах.
Чрезмерный (временами) пафос впечатление от фильма не портит.
Такое впечатление, что сценарием для этого фильма послужила знаменитая "Баллада о борьбе" Высоцкого из отечественного фильма о Робин Гуде.
Абсолютно бескопромиссное и неполиткорректное кино. И это здорово!

P.S. Просто удивительно, как австралиец Гибсон не любит англичан. Помните фильм "Патриот" об американской войне за независимость?


В глазах храбрость, в душе воля к победе, в теле стремление к свободе, в уме - чувство патриотизма, в сердце - боль за свой народ и свою страну. И где-то рядом любовь к женщине. С мыслью об этом родился, жил, боролся и умер Уильям Уоллес.

Мел Гибсон не многими своими режиссерскими работами поразил общественность, их эмоциональной насыщенностью, глубиной и силой. Храброе сердце - фильм, снятый по мотивам эпической поэмы "Деяния сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря Элдерсли", где и режиссером и главным героем является сам Мел Гибсон.

Уильям Уоллес (Мел Гибсон) - возглавил восстание северного народа Шотландии, когда в нее вторглась английская армия в 1296 году. Юг возглавил Эндрю Моррей, который в основном сражении погиб. Эндрю Моррей, как и Уильям Уоллес сражался за независимость Шотландии без каких-либо материально-политических интересов, а лишь с желанием помочь своему народу и чувством глубокого патриотизма.

Основная битва, которую Мел Гибсон в 1995 году снял лучше, чем сняты 10-ки других сражений в современных фильмах с применением спецэффектов – битва при Стерлингском мосту. В этой битве – благодаря боевым заслугам, военной смекалке и стремлению победить Уильяма Уоллеса незначительное войско Шотландии разгромило 10-титысячную армию Англии (граф Суррей). В этой битве погиб соратник Уильяма – Де Морей.

В фильме подробно показаны склоки, предательства, продажность всех окружавших короля в Шотландии элитных чинов. И как в этой сложной обстановке Уоллес, назначенный Хранителем Шотландии смог продвинуться дальше и бороться за независимость своего народа. Мел Гибсон очень сильно передал зрителю напряжение, нарастающее по ходу фильма в действиях главного героя, его окружения, армии, мирных жителей. Как ни критикуют плаксивость некоторых голливудских моментов – но Мел сделал фильм по-своему, как представляет себе борьбу за свободу, как представляет себе жертвенность ради своей страны, ради ее будущего.

Контраст эмоций, силы боевых сражений, профессиональной самоотдачи Мела Гибсона, как актера, пропитывание зрителя чувством гордости за существование таких людей, чувство благодарности…Все эти может быть громкие слова показывают зрителю, что такое кино, что такое насыщенное кино, для зрителя от маленького до самого взрослого.

Ведь мало кто и в современном мире может почувствовать настоящую свободу…на всех этапах развития человечества люди пытались ее сохранить…

Читайте также: