Сочинение пасха в кубанской семье

Обновлено: 02.07.2024

Изначально, будучи воинами-защитниками, кубанские казаки отличались особой религиозностью и приверженностью православной вере и ее традициям, ведь их предки проливали кровь в борьбе с иноземцами, желающими обернуть их в свою веру. Особенное место среди православных праздников занимала Пасха – Воскресение Христово, праздник праздников, торжество жизни над смертью, каждому дающее надежду на спасение. Отмечался он в разное время по-разному, но неизменно на особом душевном подъеме, о чем рассказали нам участники нашего экспресс-опроса.

А.В. Репиха, начальник архивного отдела администрации района:

- Моя бабушка рассказывала, что обязательным было участие в праздничной всенощной службе, где освящались куличи и крашенки. Когда возвращались из церкви, будили всех домочадцев, даже самых маленьких, сообщали радостную весть о воскресении Христа и садились за стол разговляться после Великого поста. Одно из освященных яиц делилось между всеми членами семьи, сначала надо было съесть кусочек освященного яйца и только потом взять целое себе. Считалось, что это поможет сохранить дружбу и целостность семьи, она будет крепче. Еще бабушка рассказывала, что муж и жена христосовались с детьми, родителями, кумовьями, родственниками, со всеми, но друг с другом не христосовались. Правда, больше нигде ни описания этого обычая, ни объяснения ему я не встречала.

- Готовясь к проведению наших традиционных Новомихайловских встреч, которые на этот раз будут посвящены празднику Пасхи, мы собирали информацию о том, как отмечали этот праздник. Борис Карпович Павлюк рассказал, что его отец в течение нескольких лет был церковным старостой. Было это в 50-е годы прошлого века, сами понимаете, тогда православные праздники широко не отмечались. Тем не менее, церковная община негласно собиралась вместе за праздничным столом. Все было очень чинно, пристойно, из крепких напитков допускалось только немного церковного вина. Вместе пели песни, обязательными атрибутами праздника были гармонь и балалайка.

Н.Г. Иванкина, член Союза журналистов, жительница Крыловской:

- В нашей семье Пасха отмечалась всегда. У этого дня была особенная атмосфера. Накануне, в Вербное воскресенье, бабушка ходила в церковь, чтобы освятить вербочки, а возвращаясь, стегала нас этими веточками, чтоб были крепки здоровьем и духом. На Пасху бабушка обязательно пекла куличи и красила яйца, шла в церковь, на всенощную, а мы – дети - ждали ее дома. Освященные куличи и крашенки делили на всех. А потом мы тщательно пемзой оттирали руки (краска в то время была очень въедливая) перед тем, как пойти в школу. Было время, когда руки у детворы в школе проверяли, чтобы выяснить, кто дома отмечает Пасху. Но нас это никогда не останавливало: Рождество и Пасха в нашем доме были великими праздниками, несмотря ни на какие запреты и порицания. Потом вся наша большая семья собиралась у маминых родителей (их дом был у реки): дети катали яйца с горок, все дружно отмечали праздник на природе – поближе к речке, подальше от посторонних глаз. А еще обязательно фотографировались.

Эти традиции в нашей семье сохраняются. Сейчас я – бабушка – пеку куличи по семейным рецептам, вместе красим яйца, все обязательно освящаем в церкви, и внуки с удовольствием участвуют и в подготовке к празднику, и в освящении куличей.

рисунок на тему Пасха в кубанской семье

Пасха

Так уж исторически сложилось, что Пасха в кубанской семье – это было нечто особенное. Это был всем праздникам праздник! Его отмечали с размахом, со всей широтой и искренностью казачьей души, раздольно и хлебосольно. Давайте побываем на кубанской Пасхе – хотя бы визуально.

Как кубанские казаки встречали Пасху

Основательная подготовка к празднованию Пасхи у кубанцев всегда начиналась в Чистый четверг. В этот день станичники совершали следующие предпраздничные действия:

  • хозяйки делали генеральную уборку в доме, все тщательно чистили и мыли;
  • дом украшался расписными вышитыми рушниками и разноцветными лентами. Отчасти это – украинская традиция, но будем помнить, что кубанцы – переселенцы с Украины;
  • в этот же день кубанцы ходили в баню всей семьей;
  • ну и итогом Чистого четверга была покраска яиц и выпечка куличей.

Дождавшись субботы, вечером станичники шли в храм – разумеется, всей семьей. Обычно народу в этот вечер собиралось много, и не все могли поместиться внутри храма. Но не беда. Существовала казачья традиция – разжечь в церковном дворе костер, и все, кто не мог войти в храм, собирались вокруг огня. Такой костер считался необычным, он посвящался Христу и Его Воскресению.

  • на его розжиг годились исключительно сухие ветви дуба и вербы. Считалось, что на них висит нечистая сила, которая обязательно сгорит на святом пасхальном костре;
  • традиция гласила, что в костер обязательно нужно было бросить рассохшуюся бочку или старое колесо от телеги;
  • костер должен был гореть всю ночь, пока в храме шла служба, и быть большим, чтобы его могли видеть издалека.

Были и другие непременные правила и обычаи:

  • в первый день Пасхи всякий желающий мог взобраться на колокольню и позвонить в колокол. Считалось, что это действо обязательно принесет звонящему и его близким здоровье и богатство;
  • конечно же, в эту ночь казаки приносили в храм куличи, крашеные яйца, а также всяческую другую снедь для освящения. Даже не приносили, а привозили возами, потому что считалось, что освящена должна быть вся еда, предназначенная для праздничного стола. Церковный двор, заставленный телегами с праздничной провизией, всегда был обычным зрелищем в кубанских станицах в Пасхальную ночь;
  • после окончания службы (ранним утром) народ выходил из храма, костер гасили, и все отправлялись по домам – праздновать Пасху в кругу семьи.

Как кубанские казаки праздновали Пасху

Скажем вначале о праздничном пасхальном столе. О, тут есть, о чем сказать! Чего только не было на том столе! Тут каждый старался, как мог, в меру своего достатка. Упомянем лишь о традиционных кубанских блюдах и напитках:

  • само собой – пасхальные куличи. Причем, не один, а сразу несколько, каждый из которых приготовлен по особому рецепту;
  • конечно же, крашеные яйца. Причем, самые разнообразные – и куриные, и гусиные, и утиные;
  • жареные поросята – с разнообразной начинкой и без всякой начинки. Без них кубанский пасхальный стол – не стол;
  • запеченные ягнята – также с начинкой и без начинки;
  • помимо них – большой жареный кабан;
  • помимо всего этого – буженина, несколько видов домашних колбас, сливочное масло, сметана, домашний сыр;
  • отдельно стоит сказать о сале – куда же без него кубанцам, которые, как мы знаем, этнические украинцы;
  • всяческая зелень и прочая легкая закуска – само собой;
  • и так же, само собой, на стол ставилось множество спиртных напитков. Особенно – разнообразных водок.

Но, что характерно, при таком изобилии никто в этот день не объедался и не напивался допьяна. Все старались себя блюсти, ибо считалось, что в этот великий день Бог видит все и всех.

пасха в кубанской семье

Конечно, одним щедрым застольем празднование Пасхи у кубанцев не обходилось. Что еще считалось необходимым сделать в эти праздничные дни?

А что же сейчас?

пасха в кубанской семье поделки своими руками

А сейчас у кубанцев – примерно то же самое. Особенно в станицах. Правда, 40 дней никто уже Пасху не празднует, да и костров в церковных дворах никто не разводит, но первые ее дни обычно проходят очень пышно и торжественно. На возах, конечно, никто провизию для освящения в храм не привозит, зато привозят на машинах. Ну и пасхальные кубанские столы по-прежнему богаты и изобильны. И это – замечательно. Давайте все вместе порадуемся за станичников-кубанцев.

Пасхальные торжества начинались с Вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, куклы). Детям покупали игрушки и обновы.

В подготовке, играх и гуляньях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалем) и сырную пасху — обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста.

На Пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.

Второй день Пасхи

Большинство жителей станицы участвовали во всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Богослужение продолжалось всю ночь, отсюда и название.

Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом свечения куличей и иной пасхальной пищи.

Традиция посещения кладбищ

Празднование Пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская Православная Церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни, и посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.

Однако традиция посещения родных могил именно на Великий день крайне устойчива у казаков.

Для умерших ставили приборы, накладывали еду и оставляли до Родительской субботы.

Пасхальные приметы и традиции на Кубани

Праздновали Пасху семь дней.

В первый день обязательно шли к родителям, и потом уже — к остальным родственникам.

В конце недели шли на хуторское кладбище, где угощали друг друга принесенной едой, оставляли ее на могилах или отдавали нищим.

Во время встреч со знакомыми люди христосовались и обменивались крашенками.

Первое полученное красное яйцо потом весь год хранили за иконой и им разговлялись. Скорлупки собирали и относили к реке либо закапывали.

Сало, крошки, соль, мак — все, что было освящено на Пасху, собирали в узелок для лечения животных. Узелок вешали в курятнике, чтобы несушки не дохли.

Интересное поверье было у жителей станицы Воронежской — они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который цветет около минуты.

В других станицах и хуторах Кубани за папоротником шли седьмого июля — в ночь на Ивана Купалу.

канун светлого Христова воскресения. И в каждом доме хозяйки суетятся вокруг печей, занимаясь приготовлением пасхальных яств. По всей России начинают красить и расписывать яйца, создавая, зачастую, настоящие произведения искусства, и готовить сырные пасхи. Однако на Кубани вместо сырных пасок пекли высокие сдобные хлебы — куличи. Из каждого окна станичных изб доносились невероятно соблазнительные запахи свежей выпечки, заставляя бурно реагировать истомившееся на постной пище желудки прохожих.

У каждой хозяйки были свои особые рецепты приготовления куличей. Тесто ставили в теплом месте, чтобы оно хорошо подошло, при этом старались удалить остальных домочадцев, чтобы те ненароком не вмешались и не испортили весь процесс. Ведь не секрет, что сквозняк от открываемой двери может привести к непоправимому — тесто не поднимется и хлебы получатся жесткими и невкусными. Одним словом, дело это было серьезное и требовало достаточного опыта, огромного количества времени и усилий. Но вот, наконец, все было готово и в субботу вечером, собрав яйца и пасхи в корзину, все отправлялись в церковь на всенощнуюю — их святить. Наступала Пасха. Ее величали Великим днем.

Во время пасхальной утрени зажигают четыре смоляных перетирка. По числу сторон храма. По четырем же сторонам стоят на холсте изображенные иконы, освященные восковыми фитилями, которые сокрыты от взора. На них изображен Спаситель молящимся, несущим крест, распятым и, наконец, воскресшим. Зрелище величественное.

На пасхе всегда стоит поросенок с красным яйцом в зубах. Под пасхою вы найдете кусков несколько сала, лакомого блюда казака.
На протяжении всей следующей за Христовым Воскресением недели повсюду царило веселье. Слышались песни, смех и поскрипывание качелей ("релей"). Молодые казаки состязались в удали, устраивая кулачные бои, а девушки имели возможность еще раз показать всю свою красу, грациозно кружась в хороводах. То тут, то там можно было увидеть веселые компании молодежи, с увлечением играющие в битки и игру, получившую название "катания яиц".

Первое яйцо, полученное в Христов день, по поверью, никогда не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие хранили его в течение целого года — до новой Пасхи. Пасхальным яйцам и даже их скорлупе приписывали магическую силу. Их берегли для защиты от грозы, обеспечения урожая арбузов, лечения домашних животных и иных неотложных нужд.

А вслед за Пасхой начиналась так называемая Красная горка — пора весенних свадеб. Казалось, сама природа своими щедрыми дарами весны благословляла молодых на благополучную и счастливую семейную жизнь.

Читайте также: