Сочинение по данко на тему любовь к людям

Обновлено: 01.07.2024

Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя.
Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви.
Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете:

“Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”, и в отношении к старейшинам: “А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе”.
Племя жило по общим законам: “…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”. Ларра же отвечал, что он “хочет сохранить себя целым”, то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен. Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие.

судьбы – бестелесная тень, обреченная на скитания.
Ларра осознал свое “лучшее” право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток.
Данко изначально заявлен автором как “лучший из всех”, исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”.

Сердце героя вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их на “легкий путь”. Он был готов пожертвовать всем, чтобы помочь людям и ничего не требовал взамен.
Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры “не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого”.

Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: “Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь”.
Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям.

Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры.
Дарко и Ларра – два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: “Что я сделаю для людей?! – сильнее грома крикнул Данко”. Это неумирающий вопрос, который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.

Сочинение. Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?

Реакция на жертвенность Данко, сначала вызвала у всех негатив, они хотели его убить. Но после того, как сердце показало им путь, они охваченные счастьем, совсем позабыли кто ради них пожертвовал своей жизнью. Никто не обратил внимания на затухающее сердце. Главная мысль этого момента в том, что люди могут быть добрыми, заботливыми и понимающими когда вокруг нет темного леса, нет хаоса. Как только человека поместить в неблагоприятные условия, он из разумного человека превращается в самое настоящее животное думающее только о себе.

Мысль, которую Горький хотел донести до людей, скорее было служение обществу. В наше время к сожалению очень много людей которые похожи по характеру на осторожного человека. Нельзя насильно требовать подвиги, не всем людям это свойственно, но если Каждый из нас начнёт с себя, постарается стать чуточку добрее, милосерднее и главное найдет в себе силы, чтобы не бояться перемен, то сердца, которые готовы указывать путь человечеству будут сиять для всех веками.

История создания рассказа

Образ юнца, который смог спасти людей от когтистых лап деревьев и болот, появился у Горького, поскольку он был под впечатлением от странствий по Бессарабии и Румынии. Автор побывал там за четыре года до написания своего сочинения.

Но вскоре сам писатель рассказал, что образ героя был списан с образом шведского литератора Августа Стриндберга.

Кроме того, одним из кумиров Максима Горького является болгарский поэт Пенчо Славейков, который в своих произведениях изображал сильных духом людей.

Подвиг

Данко родился среди свободных счастливых людей, свято хранивших заветы предков. Но случилось несчастье: сильные враги завоевали земли племени. Родной народ отступил. Люди, привыкшие к простору, солнечному свету, вынуждены жить среди мрачных деревьев, топких болот. Начались болезни, накопилась усталость. Соплеменники Данко настолько упали духом, что готовы были пойти сдаваться врагу, тем самым лишиться независимости, стать рабами, предать древние заветы.

Постепенно силы начали покидать путников. Возникла усталость, раздражение, которое переросло в отчаяние. Сначала поднялся недовольный ропот, потом посыпались угрозы. Люди, слабые духом, перестали верить герою, обвиняя его во всем. Они хотели убить Данко, вернуться назад, сдаться врагу. Любовь к людям заставила забыть обиды. Чтобы разогнать тьму, осветить путь, Данко жертвует жизнью. Разорвав грудь, он вынимает пылающее любовью сердце. Потрясенные зрелищем умолкли стихии: закончилась гроза, перестали качаться деревья, стих ветер. Вырванное из груди сердце заставило людей пройти путь до конца, выйти на залитую солнечным светом поляну, обрести свободу.


Настал миг, когда нужно было сделать решительный шаг. У людей был выбор: повернуть назад и, скорее всего, попасться в лапы опасного врага, или пойти вперед через лесную чащобу. И люди решили идти вперед в пугающее будущее, но страх неизвестности останавливал их от первого шага.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

И вот среди некогда сильного и храброго племени оказался лишь один, способный сделать этот спасительный шаг: перед всеми явился Данко, готовый вывести людей из мрака.

В легенде показано превосходство героя над другими: его не только не сломили страшные обстоятельства, он, наоборот, зарядился энергией мужества и желанием помочь другим, чувствуя свою внутреннюю силу. К тому же Данко был очень красив. Но свою красоту он не использует корысти ради. Герой будто гипнотизирует своей молодостью и красотой поникших людей. Они внимают правильным словам. Кажется, что члены племени давно хотели услышать их и следовать им, но не было вокруг столь ответственного человека. Лишь Данко оказался таковым: он смог зажечь в людях огонь. Они верили ему, понимали превосходство юноши, ведь в его глазах горело пламя.

Данко стал единственным человеком, сумевшим сплотить племя ради их же спасения. Огромная любовь к ближним смогла зажечь огонек надежды. И он освещал дорогу каждому. А впереди был тот, кто ежесекундно подпитывал эту надежду своей огромной верой в людей. Именно вера помогла людям выбраться из затягивающего в свой мир навечно болота, благодаря своим собственным силам и решимости они смогли пробраться сквозь непролазную чащу дерев.

Но Данко нашел в себе силы прекратить обвинения и заставить двигаться дальше: он вырывает из груди сердце, которое светит ярче небесного светила, и, подняв его высоко над собой, освещает людям дорогу. Через этот прием гиперболы, автор пытался показать, какой безграничной была любовь Данко к людям, какое безграничное по доброте своей сердце он имел.

Увидевшие свет стали бежать, словно не видя больше опасностей вокруг. Великая преданность к людям и человеколюбие победили все темные силы, пытавшиеся их уничтожить.

Но конец произведения, несмотря на факт спасения людей, драматичен. И здесь дело даже не в смерти Данко, пожертвовавшего жизнью ради других. Трагизм состоит в отношении к поступку юноши: никто будто не заметил его смерти, все приняли случившееся как должное, и, увидев свет, заботились лишь о собственной шкуре. Апогеем бесчеловечности племени стала картина того, как какой-то осторожный человек, словно остерегаясь чего-то, раздавил ногой сердце спасителя и пошел вперед.

Данко подарил людям яркое солнце, траву, сверкающую росой после дождя, речку с отсветом золота от падающих лучей. Он подарил им жизнь. Спасенные же даровали ему забвение. Но даже та предосторожность не смогла полностью погубить память о бесконечно преданном людям юноше, и каждый раз перед грозой в полях на траве возникают голубые искорки — искры памяти о подвиге человека.

Сопоставление двух героев

Литераторы утверждают, что главы о Ларре и Данко не зря были в одном произведении. Персонажи сочетаются друг с другом, как Инь и Янь. Про Ларру, сына орла, можно сказать следующее:

  • эгоистичен;
  • самовлюблён;
  • груб.


Данко — это воплощение любви и обаяния. Для Ларры нет наказания хуже, чем одиночество. Но и Данко был одиноким человеком.

Юноша был не понят и убит обществом, хотя вырывал ради них сердце и, можно сказать, отдал им.

Он сделал всё, что было в его силах, но они растоптали и не отнеслись с должным уважением к герою.

Сюжет произведения

Жило одно племя на земле, которое с четырёх сторон было окружено дремучим лесом, а с четвёртой — была бескрайняя степь. Народ этот был забавный, могучий, свободолюбивый и храбрый. Но однажды пришла к ним беда: откуда-то издалека прибыли враждебные племена и выгнали их в непроходимый лес.

В лесу были плохо пахнущие болота и темнота, поскольку ветки деревьев так переплелись, что едва ли лучик солнца мог пробиться сквозь них. Люди стали погибать друг за другом. Плакали женщины и дети, а мужчины задумались и погрустнели. Этот народ был силён, и могли они пойти сражаться до самого конца с захватчиками, но они хранили заветы, а если умрут люди, то умрут и заветы.

Поэтому они всё время сидели и думали, но ничего на ум не приходило. Только идти обратно и стать рабами врагов. Но вдруг появился Данко и сказал, что если сидеть и ничего не делать, то умрут все. Надо действовать. И повёл их юноша сквозь лес мрачный.

Шли по дороге долго и всё никак выйти не могли. Начали нападать на Данко и обвинили во всём произошедшем. Злые, голодные, павшие духом, говорили, что ничтожен и вреден он для народа и должен погибнуть. Не давая отступить, окружили, кричали и рычали, словно дикие звери. Это были не благородные люди, а беспощадные твари.

Но не злился на них юноша и не испугался, а только пожалел, ведь без него погибнут они. Негодование вскипело в душе. Тогда разорвал свою грудь и вырвал Данко сердце, подняв над головой. Оно светилось, словно солнце, и лес теперь был освещён.

Побежал Данко вперёд, и остальные ринулись за ним. Продолжили свой путь, и вдруг лес расступился и остался позади, а народ оказался в степи под открытым небом. Картина была поистине захватывающая.

Рассмеялся парень, и упало на землю бездыханное тело. Но племя не заметило его смерти и не видели, как горит храброе сердце рядом с трупом.

Лишь один из них увидел это и наступил на него. Рассыпалось, как пепел, и погасло сердце героя Данко.

Подвиг Данко — это следствие любви к людям? (“Старуха Изергиль” А.М. Горького)

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Механика – это раздел физики, изучающий закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение Введение.. механика это раздел физики изучающий закономерности механического движения.. выполнение лабораторных работ по механике способствует развитию у студентов навыков самостоятельной работы и помогает..

Непротиворечивая система аксиом называется независимой, если никакая из аксиом этой системы не является следствием других аксиом этой системы При аксиоматическом построении теории по существу все утверж дения выводятся путем доказательства из аксиом поэтому к системе аксиом предъявляются.. система аксиом называется непротиворечивой если из нее нельзя логически.. если система аксиом не обладает этим свойством она не может быть пригодной для обоснования научной теории..

Секс — это не любовь. Но очень большая доля любви.. В сексе нет ничего постыдного, омерзительного,пошлого.Знайте секс это целый мир, столь же богатый своимитайнами и законами, как вся Солнечная.. Учитесь слушать музыку секса,учитесь исполнять ее на струнах своего чувства. .. Учитесь сексу.Помните секс это не любовь. Но очень большая долялюбви. И одно из самых сильных средств если и не..

Вера — это не Религия это — знание своих способностей и умение им пользоваться Вера это не религия это знание своих способностей и умение им.. вера это не религия это знание образное как пользоваться силой своих способностей..

Организация — это систематизирование, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей Цели и задачи менеджмента сущность управления основные понятия о менеджменте подходы к определению понятия менеджмент понятие об объекте и.. прежде чем начать изучать менеджмент необходимо сначала усвоить что такое.. организация это систематизирование сознательное объединение действий людей преследующее достижение определенных..
0.03

Бессмысленная жертва

Зря Данко отдал свою жизнь за своих соплеменников. Те, кто хотел жить, наверняка сами бы смогли способ выйти из леса, не было необходимости в его смерти. Ему стоило просто молча пойти дальше, после того как они начали звереть. Ему следовало оставить толпу озлобленных животных и идти, не обращая на них внимания. Естественный отбор сработал бы как надо. Животные не ценят труд настоящих героев, и к поступку Данко отнеслись, как к чему-то совершенно обычному. Точнее, к его результату.

Но, как бы то ни было, герой оставил после себя надежду, что люди впоследствии образумятся, иначе зачем им ещё мозг. Здравомыслящие люди бы просто пошли за ним. Молча, без гнева и ругани. Вот таких стоило спасти. Таких нужно беречь. А жертвовать своей жизнью ради безвольной толпы, готовой из-за бессмысленной гордыни и злобы разорвать на куски человека, в чём-то превзошедшего их, явно не стоит — не оценят.

Символично, что, по словам автора, у толпы в какой-то момент энергия иссякла, идти дальше не было сил. Зато на демонстрацию ненависти и оскорбления силы были.

Многие не замечают добра, воспринимают это как должное, при этом они не делают ничего для других, лишь используют их. Так и в легенде — никто даже не заметил смерти Данко, словно это не он совершил подвиг, вывел их из леса и тем самым спас от смерти, а они сами это всё сделали, а Данко просто шёл следом. Ну, вырвал он себе сердце, с кем не бывает? Но есть и те, кто, наоборот, очень ценят труд других. Именно благодаря им мир прекрасен, несмотря на все страдания в жизни.

Тема противостояния добра и зла вечна. Если бы люди были добрее друг к другу, страданий было бы меньше для всех, и, возможно, Данко не пришлось бы умирать.

Пример 1


Максим Горький, будучи еще совсем мальчишкой, страдая от издевок в школе, потому что семья была бедная, пообещал себе, что вырастет и будет помогать людям. В своем рассказе “Старуха Изергиль” автор не зря в конце рассказывает легенду о Данко, храбром юноше, спасшем целое племя. Эта история стала символом огромной любви к людям. Очень жаль, что в современном мире мало таких людей, способных на самопожертвование во имя человечества. Мы видим лишь голубые огоньки их когда-то былой храбрости.

Горький не описывает откуда и как появился этот юноша. Про племя, в котором жил Данко, он писал, что они были смелые, а также веселые люди. Но почему же такие смельчаки уступили свой дом чужакам, пришедшим невесть откуда. Племя ушло в лес, где угнетенное его теменью, страшными образами, а также запахом болот начало гибнут. Люди бесцельно слонялись по зарослям. Вдруг откуда ни возьмись взялся он, юноша-герой, юноша-спаситель. Данко вдохновил людей речами и повел за собой искать выход из леса. Люди, воодушевленные смелыми словами, последовали за ним. Юноша оказался единственным, кто смог сплотить людей, его безграничная любовь к людям зажгла огонек надежды, и все увидели эту искру в глазах парня. Однако через какое-то время, так и не найдя выхода, народ начал злиться на Данко, говорить, что он обманщик. Но любовь юноши к людям была безгранична, она дала ему поток силы. Данко верил, что только он сможет всем помочь, и настолько сильна была его вера, что не стало хватать в груди места для переполненного чувствами сердца. И тогда юноша вырвал его из своей груди, а оно светило так ярко, как огонь. Люди воспряли духом, они бежали за Данко, очарованные этим факелом, и даже не замечали вокруг никакой опасности. Любовь к людям побеждала тьму. Данко вывел всех из леса, он был счастлив этому, не смотря на то, что знал, что сейчас же и умрет. А что же люди? Как только увидели они просвет, тут же забыли про бесстрашного юношу и ринулись вперед. А Данко упал замертво. Кто-то из племени, видимо чего-то испугавшись, наступил на всё ещё пылающее сердце. Вот насколько бездушны оказались люди. Как только им не нужна стала помощь, они снова превратились в безликое грубое стадо.

Автор говорит о том, что и теперь перед грозой всегда видны голубые огоньки во тьме, которые видимо остались от сердца Данко. Они напоминают о его подвиге, который все-таки не был забыт, а стал передаваться из уст в уста.

Пример 2

Уметь любить людей — великий дар. Совсем не сложно любить родных и самых близких, но относиться с трепетом и уважением к каждому живущему рядом — поистине и божественный дар, и тяжёлое бремя. Ведь в общей массе своей люди не способны оценить такую любовь к себе. Они умеют извлечь выгоду из неё, но не умеют быть благодарными.

Проходят века, цивилизации сменяют друг друга, одни народы исчезают, другие появляются. Меняются границы на картах мира, меняются законы, образ жизни и манеры, одежда и облик городов. И только люди не меняются. В них по-прежнему живёт страх смерти, и забывчивость о чьей-то жертве тоже жива.

Знал ли об этом молодой Данко, когда предложил своему отчаявшемуся народу не сдаваться, идти вперёд? Чёрный лес казался бескрайним, люди устали. Из весёлых и сильных они превратились в задумчивых и плачущих. Они умирали, они готовы были стать рабами своих врагов, чтобы выжить. Данко все это время был рядом. В чем же он черпал свой оптимизм и стойкость? В любви! Он был награждён судьбой этим великим даром любви к людям. Он готов был на все, чтобы им помочь, вывести из леса, подарить им новую жизнь на новой земле. И он отдал себя в жертву ради этой цели. Ждал ли он благодарности и почитания? Нет. Знал ли он, что, получив желаемое, толпа забудет о нем? Знал, но даже это его не остановило. Данко вырвал свое пылающее сердце из груди, чтобы поднять его над головой и осветить дорогу. Он видел в чужих глазах ненависть и недоверие, но продолжал вести всех к счастью. Он вывел свой народ из леса и упал бездыханным. А что же люди? А люди повели себя очень предсказуемо. Они переступили через тело того, кто так самоотверженно их любил. А один человек из толпы, испугавшись чего-то, растоптал ещё светящееся сердце Данко. И рассыпалось оно на множество голубых искр. По легенде, которую рассказала старуха Изергиль, эти искры теперь всегда появляются перед грозой. Они символ жертвы, которую принёс Данко ради спасения своего народа, и символ его великой любви к человечеству.

Тяжёлые чувства оставляет у меня этот рассказ Изергиль. Я восхищаюсь Данко и негодую от поведения толпы. Это несправедливо, но так устроен человек. Главное, что выбор всегда есть. Каждый сам выбирает: делать или сдаваться, спасать или топтать, помнить или забывать, любить или ненавидеть. Этот выбор не зависит от обстоятельств, не зависит от мнения окружающих, от чужих поступков, этот выбор зависит только от тебя самого.

5 лучших сочинений про Данко

В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.

Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.

По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.

Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.

Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.

Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием.

Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.

Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.

Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.

Сочинение про Данко (старуха Изергиль)

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого, он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.

Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других.

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям.

Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

Сочинение с цитатами

В рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький воспевает сильных, храбрых и свободных людей. Рассказчик узнаёт от старухи Изергиль про смельчака Данко, который пожертвовал собой ради блага других людей.

Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы.

Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”.

Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.

Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.

Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты.

Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности. Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого. Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.

Гордыня и гордость (Легенда о Данко)

Проблема гордости и гордыни поднимается различными писателями во многих произведениях. Они демонстрируют то, чем отличаются эти понятия.

Ларра думал, что он может делать абсолютно все. Его поступки отличались эгоистичностью, желанием показать свое превосходство. Старуха Изергиль отмечает, что Ларру наказало племя за его гордость. Он был вынужден вечно жить на свете в поисках собственной смерти.

Совершенно по-другому описывается образ героя другой легенды – Данко. Он владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему думать о своих положительных чертах. Данко не кичится тем, что он повел за собой все племя.

Для него этот поступок был искренним желанием помочь близким людям. Честь и достоинство, свойственные Данко, способствовали тому, что ему удалось привести народ к свободе, хотя для этого ему и пришлось умереть.

Легенды о Ларре и Данко противопоставляются друг другу, реализуя мысль о том, что гордыня и гордость – противоположные качества.

Про что легенда о Данко

Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.

Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее.

Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.

О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.

Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.

Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца о сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.

Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.

Образ Данко – символ всепоглощающей любви и веры в людей, чистой и бескорыстной. Автор называет его “гордым смельчаком”, подчёркивая, что молодой человек совершил свой подвиг не только из-за человеколюбия, но и потому, что был уверен в своих силах и мужественен.

Повествование учит идти до конца в своих стремлениях и начинаниях. В каждом поступке должен быть смысл, мотивация, цель, которая приведёт к желаемому результату. Данко – образ сильной личности, победителя, человека с большой буквы.

Читайте также: