Сочинение на тему магжан жумабаев

Обновлено: 04.07.2024

Магжан Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Столь распространенные в наши дни экзистенциальные мотивы довольно явственно просматриваются в его творчестве. После долгих лет замалчивания Магжан Жумабаев открылся нам заново.

Магжан Бекенулы Жумабаев родился 25 июня 1893 года в урочище Сасыккуль Сарыайгырской волости Петропавловского уезда. Умер 19 марта 1938 года в Алма-Ате. Магжан происходил из зажиточной семьи, его отец Бекен был бием, волостным управителем. С четырех лет он начинает изучать восточные языки и литературу. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны Миржакипа Дулатова и Ахмета Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах". Магжан поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. В годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества "Бирлик" ("Единство"), редактирует его рукописный журнал "Балапан".

С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912). Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращающегося к истории. В стихотворении "Прошлое" Магжан называет имена героев борьбы против джунгарских поработителей. Для него подлинный герой тот, кто "помнит о своей нации".

После февральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в состав областного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности он не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пути (февраль 1917-1924) Жумабаев стремится отказаться от стереотипов в своем мировоззрении. Он занимается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием "Педагогика". Магжан некоторое время был редактором газеты "Бостандык туы" ("Знамя свободы"), издававшейся в Омске, а с 1921 года - в Петропавловске.

Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1922 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-Сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве. Он сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Здесь же, в Ташкенте, а также в Казани в 1922-23 годах один за другим выходят в свет два сборника стихотворений Жумабаева, в которых проявились отличительные черты его дарования. Магжан принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. Он жадно следил за мировым литературным процессом, стремясь попасть в струю художественных течений современности. Подобно западным и русским символистам Жумабаев пытался заглянуть в "запредельный мир", где по его глубокому убеждению, таятся истинные идеи, он старался сосредоточиться исключительно на переживаниях, заменить образ символом.

В этот же период взлета начинается волна обвинений в национализме, пантюркизме, самолюбовании. Эти наветы продолжались и в период его учебы в 1923-26 годах в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В. Брюсовым, который высоко ценил талант казахского поэта. Параллельно Магжан работал в Московском Восточном издательстве. Летом 1927 года он возвращается на родину и занимается преподавательской деятельностью в Петропавловске, Боровом. В это время он создает ряд патриотических стихов, воспевающих новую жизнь. Жумабаев принимает активное участие в создании литературы для детей, пишет учебники.

В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева осудили на 10 лет лишения свободы, он отбывал наказание на Севере, затем в 1935 году благодаря ходатайству М. Горького был освобожден досрочно. Однако, пребывание на свободе длилось недолго. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, Жумабаев по приглашению С. Сейфуллина прибыл в Алма-Ату. 30 декабря 1937 года по злостному навету поэт вновь подвергается аресту. В ежовских застенках 19 марта 1938 года Жумабаев был расстрелян. В издании "Шыгармалары" ("Произведения"), подготовленном Институтом литературы и искусства Казахской Академии и вышедшем в свет в 1989 году, имеется приложение, содержащее статью Ж. Аймауытова о поэтике Магжана Жумабаева. Статья представляет собой текст выступления в 1923 году перед студентами Ташкента. Оценивая творчество Магжана, Аймауытов пытается защитить его, каким-то образом снять с поэта обвинения в самолюбовании, созерцании, идеализме, преклонении перед стариной и т. п. Печать времени на статье Аймауытова о Жумабаеве имеет не только негативный привкус.

Показывая, что гнет царизма не мог не пробудить в душе Магжана национального самосознания, Аймауытов относит его бурный рост к 1914-1915 годам. После Февраля творчество Жумабаева пронизывается гражданской ответственностью писателя перед народом. Его потрясает чувство безысходности. Переходя к чисто художественной оценке творчества Жумабаева, Аймауытов говорит: "Легкости, прозрачности стиха, его гармоничного воздействия на слух, изящества в оборотах, умения одним словом нарисовать картину стремился добиться и Абай, но никому не удавалось достичь такого словесного совершенства, какого достиг Магжан". И далее продолжает: "Какие ценности вечны, необманчивы, чисты в своей сути? Это природа. Природа, любовь, красота - вот нетленные ценности, которые поэты с незапамятных времен воспевают, перед чем они преклоняются, в чем находят отраду. Этому закону поэтического творчества следует и Магжан". В общем, Аймауытов характеризует Магжана как великого национального поэта. Его сила в том, что он ведет за собой подражателей, учеников, создал целое направление, школу.

"Среди современных поэтов большинство не могут уже писать, не заимствуя формы или внутреннего стихотворного строя Магжана. Кто бы ни писал, не может избежать того, чтобы не взять чего-нибудь из словесного массива Магжана. Даже не хочет сознательно взять, как бы против своей воли берет у него. Почему? Красивое, ладное, сильное, готовое слово само как бы подготовлено к тому, чтобы попасть на язык. Поэтому поэты, которые не возлюбили Магжана, все-таки следуют стилю Магжана, технике выражения. Если посмотреть, критически оценить тех поэтов, которые выступают прямо против Магжана, то можно увидеть, что они пользуются уже выработанными им формами. Те, которые раньше были наставниками Магжана, ныне, когда пишут, испытывают влияние своего ученика. Другими словами, на ниве поэтики после Абая внес новые формы, повел за собой учеников, создал школу как поэт вне сомнения Магжан. Именно он разнообразил после Абая размеры стиха".

В целом же, как поэт Жумабаев - мастер интимной лирики. Он боготворит дар любви как неземное счастье и радость. Он живописует саму страсть, ее яркую вспышку и бурное течение. Такие его стихотворения как "Мое желание", "И меня ты, смерть, убаюкай", "Люблю", "Эй, Сарсембай", "Темная буревая ночь" составили сокровищницу казахской поэзии. Отдавая дань символизму, Магжан подобно другим представителям этого направления сделал много полезного для развития литературы.

Литературное наследие Магжана Жумабаева выдержало испытание временем, оно органически вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эссе об одном из классиков гуманной педагогики

Магжан Жумабаев- великий национальный поэт.

Я – свет с Востока, радостный восход,
Мой голос сотрясает небосвод.
Над миром всем сгустился мрак ночной,
Дам миру свет я, Солнце вновь взойдет.

К своему великому стыду об этом великом человеке я не знала ничего. С великим наслаждением изо дня в день я знакомилась с жизнью и творчеством Магжана Жумабаева. Правильно говорят, что в жизни ничего не бывает зря, благодаря именно этим курсам самопознания я пополнила свой багаж знаний и с полной уверенностью могу сказать, что все мои уроки самопознания будут пронизаны жизнью таких великих людей, а ведь их так много!

Великий поэт, писатель Магжан Жумабаев (1893-1938) родился на берегах глубокого озера Сасык – коль, южная сторона которого густо заросла кугой. Отец Магжана, Бекен-ага,который тоже родился на берегах Сасыкколя.

Жену Бекена звали Гульсим-апай. Она родила ему семерых сыновей и двух дочерей.

Меня поразило то, что прожив всего 45 лет, Магжан достиг многого. Он начал получать знания с 4 лет. В их доме была домашняя школа, которую отец Бекен открыл для своих детей. Преподавал в этой школе башкир Ахитден Аханов, у которого не было никакой программы, но он обучал восточным языкам, тюркским, русскому языку, а также знакомил с географией и арифметикой.

Очень интересный и поучительный рассказ. Я как будто оказалась в том ауле, и, прожила короткую жизнь Шолпан, которая является главной героиней рассказа, падшая, с обывательской точки зрения, женщина . Глубокие переживания Шолпан о том, что не может зачать ребёнка, плавно переходят в другие психологические переживания, виновником которых (я так думаю) явился любовник героини.

Магжан, человек, который за свои 45 лет успел подарить свою любовь нескольким женщинам. Он знает, что нет ничего выше любви, заставил меня задуматься над вопросами верности, чести, любви, долга. Мне кажется, поэтому его героиня искупает право на любовь своей смертью (другого выхода нет). Может, я делаю неправильное сравнение, но ведь Магжану тоже суждено было заплатить жизнью за любовь к Казахстану.

Сейчас я часто слышу от знакомых речи о том, что нет идеалов, не на кого равняться, не с кого брать пример. В какой-то мере есть доля правды в этих словах. Но проблема в нас, в нынешней молодёжи. Всё больше не читающей массы, всё больше тех, кого не волнует будущее нашей нации. Если посмотреть в словаре, то можно увидеть следующее: идеал [греч. idéa — идея, образ] — образ человека, являющегося образцом для других. Личный образ моего героя Магжана достоин подражания. Перечитывая Магжана, я поняла, что вот он идеал патриота своей родины, высший образец нравственной личности . Когда я узнала о том, что в 19-м веке, когда не было технологий, которых сейчас сплошь и рядом, не была развита транспортная инфраструктура, Магжан получал знания, выезжая за пределы казахской степи, знал несколько языков, учился не только на своей земле, но и за рубежом- у меня как-будто появились крылья: ведь сейчас для развития, для самосовершенствования есть всё! Нужно брать пример именно с таких дальновидных, умных личностей как Магжан. Об его подвиге, об его произведениях нужно говорить на уроках - детям, на сборах - молодёжи, на собраниях рассказывать родителям!

В биографии поэта говорится о том, что Магжан 30 декабря 1937 года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года. Но, недавно по телевизору в новостях показали аксакала, который утверждает, что был в концлагере вместе с Магжаном, и что поэт умер в 1948 году. Это информация сейчас проверяется.

Поражает то, что прожив столь короткое время, Магжан пишет о любви и о ненависти, о природе и о мечтах, об идеях и о прекрасном будущем.

Для меня это великий поэт, у которого были свои мечты, но которые не претворились в жизнь из-за зависти, злости, которая убивает всё на своём пути. Слова великого Магжана вечны, хотя были долгое время в заточении. Его мудрые слова зажигают огонь, дарят людям свет , веру, стремление к лучшему.

50 лет молчали о том, что есть такой великий человек. Я считаю, что мы, учителя самопознания, должны говорить детям об этой легендарной личности, читать им его произведения, ведь он предвещал свободную жизнь своему любимому народу, о нём должно знать молодое поколение.

памятник Магжану Жумабаеву

Просветитель, поэт, новатор, переводчик классических произведений, литературовед Магжан Жумабаев начал литературную деятельность с юношеских лет. Казах с драматической судьбой мог бы подарить еще множество произведений, но был убит работниками НКВД в возрасте 44 лет. Узнайте, о чем писал автор, чем занимался помимо творчества, а также прочтите, какое наследие великий казах оставил будущим поколениям.

Магжан Жумабаев: творчество

В работах проявлялись восточные и европейские культурные традиции. Произведения из сборника поэт посвятил сложной доле казахского народа, произволу чиновников. Много работ автора передавали сложную судьбу казахских женщин. Также Жумабаев писал о необходимости всеобщего образования народа Казахстана, призывал нацию к просвещению, знаниям.

Вот некоторые стихи Магжана Жумабаева:

В это же время поэт пишет цикл стихотворений о Туркестане. В 1922‒1923 годах автор публикует два сборника стихов. В этих стихотворениях явственно видно слияние двух духовных потоков — Востока и Запада. Поэт пристально следил за мировой литературой и стремился внести в свои произведения современные художественные течения. Он концентрировался на переживаниях, заменял образы символами.

Но наиболее полно литературный талант раскрылся в лирических произведениях, в которых поэт воспевал любовь, счастье, пылкую страсть, радость. Вот некоторые из стихотворений, которые вошли в любовную лирику:

Эти и другие лирические произведения казахского поэта, которые описывают яркую вспышку и бурное развитие страсти, любви, стали изумрудами и бриллиантами в сокровищнице поэзии Казахстана.

Но о чем бы ни писал великий казахский поэт, в каждой строчке прослеживается его вера в великое будущее своего народа и его прогрессивное развитие, строителем которого он видел образованную молодежь Казахстана.

Магжан Жумабаев: наследие

Помимо творческой деятельности Мағжан Жұмабаев внес огромный вклад в просвещение казахского народа и в литературоведение. Именно эта многогранность выдающейся личности позволила ему активно заниматься журналистикой и работать на просветительской ниве.

Магжан Жумабаев: творчество и наследие

Помимо научных работ и литературоведения Магжан занимался переводом на казахский произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка, Вячеслава Иванова, Максима Горького и других классиков.

Огромный вклад внес Магжан Жумабаев в технику стихосложения. Он сделал казахский стих более стройным и музыкальным. Современные поэты Казахстана не могут писать стихотворные произведения на казахском без использования строя или стихотворных форм Жумабаева. Его техника выражения, особый ладный стиль, стихотворные размеры, которые поэт разнообразил после Абая, используются практически всеми казахскими поэтами.

Магжан Жумабаев, биография которого включает сложные периоды заключения и трагическую гибель в застенках НКВД, писал о завтрашнем дне казахского народа. Выдающийся педагог готовил к работе учителей, обучал детей, разрабатывал учебники, переводил детские книги классиков, писал собственные сочинения для малышей и взрослых.

Литературное наследие выдающегося казаха не кануло в лету. Его труды выдержали сложные испытания временем и органично вошли в историческое наследие поэтической культуры Казахстана, став неотъемлемой частью достояния казахского народа.



Мен жастарға сенемін!
Көздерінде от ойнар,
Сөздерінде жалын бар.
Жаннан қымбат оларға ар,
Мен жастарға сенемін!
Жас қырандар — балапан,
Жайып қанат, ұмтылған.
Көздегені көк аспан,
Мен жастарға сенемін!
Жұмсақ мінез жібектер,
Сүттей таза жүректер,
Қасиетті тілектер —
Мен жастарга сенемін!
Тау суындай гүрілдер,
Айбынды алаш елім дер,
Алтын Арка жерім дер,
Мен жастарға сенемін!
Қажу бар ма тұлпарға,
Талу бар ма сұңкарға?!
Иман күшті оларда,
Мен жастарға сенемін.
Алаш — айбынды ұраны,
Қасиетті құраны.
Алаштың олар құрбаны,
Мен жастарға сенемін!

М. Жумабаев



Магжан Бекенович Жумабаев родился 25 июня 1893 года в Полудинской волости Петропавловского уезда, Акмолинской губернии. Отец Бекен был крупным баем, при царской власти избирался волостным правителем.

В 1913 году будущий поэт поступил в Омскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году. В годы учебы Магжан Жумабаев большое внимание уделял изучению русской и зарубежной литературы. Завершив обучение в семинарии, Магжан Жумабаев возвращается в Петропавловск, где переживает невзгоды гражданской войны, работает преподавателем на педагогических курсах и, конечно, пишет стихи.

В 1927 году Магжан возвратился в Петропавловск и работал преподавателем в педагогическом техникуме и в советской партийной школе.

В 1929 году Магжан был арестован и осужден на 10 лет. В 1936 году по ходатайству Максима Горького поэт был досрочно освобожден.

30 декабря 1937 года Магжана вновь арестовали и уже 19 марта 1938 года расстреляли как "врага народа".

В 1961 году Магжан Жумабаев был реабилитирован, но его стихи оставались под запретом. В 1987 году его реабилитировали окончательно.

В 1993 году гуманитарному колледжу присвоено имя Магжана Жумабаева.

"Большой самобытный поэт, педагог, мыслитель, дважды репрессированный, подвергнутый унижениям, лишенный права писать, подобно яркому солнечному лучу вырывается на волю и озаряет всё вокруг себя ярким светом".

Магжан Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом. В то же время Магжан изучал общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и экзистенцистэнциализмом ХХ века.

Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1923 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-Сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве. Магжан сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Здесь же, в Ташкенте, а также в Казани в 1922-23 годах один за другим выходят в свет два сборника стихотворений Жумабаева, в которых проявились отличительные черты его дарования. Магжан принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. Он жадно следил за мировым литературным процессом, стремясь попасть в струю художественных течений современности. Подобно западным и русским символистам Жумабаев пытался заглянуть в "запредельный мир", где по его глубокому убеждению, таятся истинные идеи, он старался сосредоточиться исключительно на переживаниях, заменить образ символом.

Писатель Жусипбек Аймауытов, давая чисто художественную оценку в творчество Магжана Жумабаева, пишет: "Легкости, прозрачности стиха, его гармоничного воздействия на слух, изящества в оборотах, умения одним словом нарисовать картину стремился добиться и Абай, но никому не удавалось достичь такого словесного совершенства, какого достиг Магжан". И далее продолжает: "Какие ценности вечны, не обманчивы, чисты в своей сути? Это природа. Природа, любовь, красота - вот нетленные ценности, которые поэты с незапамятных времен воспевают, перед, чем они преклоняются, в чем находят отраду. Этому закону поэтического творчества следует и Магжан".

"Среди современных поэтов большинство не могут уже писать, не заимствуя формы или внутреннего стихотворного строя Магжана. Кто бы ни писал, не может избежать того, чтобы не взять чего-нибудь из словесного массива Магжана. Почему? Красивое, ладное, сильное, готовое слово само как бы подготовлено к тому, чтобы попасть на язык. Поэтому поэты, которые невзлюбили Магжана, все-таки следуют стилю Магжана, технике выражения. Если критически оценить тех поэтов, которые выступают прямо против Магжана, то можно увидеть, что они пользуются уже выработанными им формами. Те, которые раньше были наставниками Магжана, ныне, когда пишут, испытывают влияние своего ученика. Другими словами, на ниве поэтики после Абая внес новые формы, повел за собой учеников, создал поэтическую школу Магжан. Именно он разнообразил после Абая размеры стиха".

Жумабаев - мастер интимной лирики. Он боготворит дар любви как неземное счастье и радость. Он живописует саму страсть, ее яркую вспышку и бурное течение. Такие его стихотворения, как "Мое желание", "И меня ты, смерть, убаюкай", "Люблю", "Эй, Сарсембай" - составили сокровищницу казахской поэзии. Отдавая дань символизму, Магжан, подобно другим представителям этого направления, сделал много полезного для развития литературы.

Собрания сочинений: Жумабаев М. Собрание сочинений в 3-х томах, Алматы, Жазушы, 2002.

Читайте также: