Сочинение по атомной сказке

Обновлено: 28.06.2024

Основная цель урока анализа стихотворения Ю. Кузнецова " Атомная сказка": совершенствование навыков анализа стихотворения. Анализ поэтического произведения,как известно, не сводится к механическому фиксированию тропов, дети должны понимать их художественное назначение в конкретном произведении. Важно понимать, что название произведения тоже может помочь в понимании идеи произведения.

ВложениеРазмер
pisateli_poety_83.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юрий Поликарпович Кузнецов

Цель урока : развивать, совершенствовать умение анализировать стихотворение. Воспитывать внимание, интерес, любовь к родному слову, умение сочувствовать, сопереживать.

Словарь : ирония, сарказм, философский (вопрос)

Объявление темы и цели урока.

Тема нашего урока необычна: в ней заключен философский смысл. А какие вопросы называют философскими?

(те, которые содержат глубокую, жизненно важную идею)

(Чтение стихотворения учителем)

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! –

Положил он лягушку в платок

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

( Жалость к погибшему животному, негодование)

Да, такие сильные чувства охватывают читателя… А ведь поэт нигде не осудил прямо своего героя, не возмутился его жестокостью, не высказал вслух сочувствия к животному. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как сумел поэт придать такую силу самым простым словам.

(Иванушка-дурачок, Иван дурак) А как называют сказочного героя чаще? (Иванушка-дурачок) Почему?

Прочитайте первые две строфы стихотворения. Чем похоже начало стихотворения на народную сказку? (Сюжет, имя героя, радостное настроение, предвосхищение счастья).

Однако финал атомной сказки трагичен.

Вспомните, о чем дальше говорится в народной сказке. Чем, кем могла стать лягушка для царевича? (красавицей, женой, счастливой судьбой).

Зачем Иванушка взял лягушку с собой? Прочитайте .

Зачем Иванушка разрезал живую лягушку, пропускал ток через её тело?

(Он хотел быть ученым, хотел познать мир, узнать, как устроено тело лягушки)

Что Иван узнал о лягушке, а чего не узнал и никогда не узнает?

(Узнал, как устроен организм лягушки. Никогда не узнает, как она прекрасна, не поймет, что она могла бы стать его счастьем, его судьбой, смыслом жизни).

Почему он не смог узнать этого? (Потому что не любит лягушку, глух и слеп к её страданию)

Прочитайте два последних стиха. Какие слова, не являясь антонимами, противопоставлены друг другу? (познанье – дурак). Случайно ли эти слова поставлены рядом? (Нет. Познанье не делает героя умным, он остается дураком).

Почему так случилось? (Царевич не любит лягушку, не видит красоты природы, не любит природу, а любит только свои знания о ней).

Сделайте вывод: какова основная мысль (идея) стихотворения?

Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Записи в тетради:

Тема. Старая сказка на новый лад.

Идея: Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Эпитеты: белое царское тело, сребристый след судьбы . Почему прилагательное белое считаем эпитетом? Почему тело царское ? Возможно, намек на родство с царевичем?

Перечитайте первую строфу. В ней есть слово, настоящий смысл которого открывается нам только после прочтения всего стихотворения (Счастливая сказка.) Как вы считаете, это слово звучит серьезно, иронически или ирония возрастает до сарказма ?

Объясните смысл и роль метафоры: в каждой жилке стучали века.

Определите стихотворный размер. Какой темп, тон задает стихотворению анапест?

(Сделайте записи в тетради).

Как вы считаете, актуальна ли тема произведения сегодня? Чему учит, о чем заставляет задуматься стихотворение?

Хочешь, я расскажу тебе сказку? Увлекательную сказку, в которой нет ни слова выдумки: все чудеса – настоящие, приключения – на самом деле опасны, а герои – живут среди нас.



Жили в грифеле одного простого карандаша дружные атомы графита. Были они очень дисциплинированные и организованные и, в отличие от многих других атомов, располагались в строгом порядке – слоями.
Я думаю, что все атомы графита носили одинаковую одежду и ходили строем, а может, это такой специальный лагерь, вроде пионерского или бойскаутского, и атомы графита – на самом деле, воины вроде ниндзя, и жизнь их строго подчинена приказам.
Так или иначе, когда маленькая девочка начинала рисовать кошку или просто , атомы графита, отдав честь своему командиру, отделялись от грифеля ровными слоями, и на бумаге появлялся рисунок…

Вот и весь секрет: атомы друг за друга цепляются, если расстояние между ними не очень большое, на больших же расстояниях они друг друга не замечают.

Или вот ещё одна сказка, слушай…



атом кислорода. Беленький, кругленький и улыбчивый, носил панамку в жаркую погоду, тщательно чистил зубы утром и вечером – короче говоря, был очень приличным атомом. Подружился он с парочкой других, не менее приличных и положительных во всех отношениях атомами – водорода. Ну да, кислород и водород стали дружить, прямо не разлей вода! Кстати, вода в результате и получилась. Не верите – спросите у мамы. И пришло к ним в гости много атомов железа. Сами по себе, очень важные и нужные атомы. Казалось бы, все такие хорошие по отдельности, а как все вместе задружились, знаете, что получилось? Ржавчина.
Кстати, забыла спросить. А ты знаешь, что это такое – атомы?

Атом – это самая маленькая частичка вещества. Атомы совсем крошечные, меньше микроба. У каждого есть своё имя и номер. Взвесили атомы, расставили их по порядку и пронумеровали. Номер один – самый легкий, второй атом потяжелее, третий тяжелее, и так далее.

Или вот ещё сказка, не про атомы.



Жила себе в маленьком стеклянном домике ртуть. Домик у неё был узкий и тесный, и вообще это был носик градусника. Всё бы ничего, но время от времени в домике становилось нестерпимо жарко. И тогда ртуть начинала толстеть, ведь она родственница железа, а значит – тоже металл. А все вещества при нагревании расширяются.

– Что же мне делать?! – стонала ртуть, задыхаясь в душной стеклянной комнате. – Куда девалась моя тонкая талия?! Я сейчас лопну от жары! Дайте же мне выйти!

И начинала выбираться из и подниматься по лестнице – шкале с цифрами.

И когда мама забирает у тебя градусник, она смотрит, до какой черточки поднялась ртуть, и огорчается, если ртуть забралась очень высоко. Ну а потом берёт и трясёт градусник, чтобы ртуть спряталась обратно в свой домик. Потому что вверх по трубочке ртуть легко забирается сама, а вот вниз ей никак, даже если её остудят.

А хочешь сказку о том, как едет троллейбус? А о громе и молнии? А о том, что такое электричество? А о том, почему в термосе сохраняется тепло?

Жили на свете три основные частицы -
протон, нейтрон и электрон,
и были они внутри атома.
Хорошая это была квартира,
удобная и прочная.
Протон и нейтрон находились
внутри ядра атома, а электрон
вращался по орбите вокруг ядра.
Электрон легко покидал свой дом,
атом, и пускался в свободное плавание.
А мог и вернуться обратно.
При переходе с орбиты на орбиту,
атом излучает или поглощает квант света.
Это используется в лазерной технике.
Нейтроны и протоны в ядре атома
скреплены очень большими ядерными силами.
Чтобы разрушить ядро атома, нужна
очень большая энергия.
Если разрушить ядро атома на протоны и
нейтроны, то выделится большое количество энергии.
Всё это используется в атомной энергетике.
Все эти три частицы могут превращаться друг в друга.
Нейтрон вне ядра атома живёт недолго, около 15 минут,
А затем он распадается на протон, электрон и нейтрино.
Таковы законы природы, которые изучают учёные, физики,
превращающие сказку в быль.

Все эти три частицы могут превращаться друг в друга.
======
Что Вы имеете в виду?

Например, распад протона:
протон + энергия = нейтрон + позитрон + нейтрино
протон + электрон + энергия = нейтрон + нейтрино.
Протон превращается в нейтрон, и наоборот.
Спасибо за отклик.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Выявить традиции и новаторство в создании образа главного героя, познакомить учащихся с изменением образов устного народного творчества в современной литературе.

3. Воспитать бережное отношение к окружающему нас миру. Доказать важность духовных начал в жизни человека.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Слайд 1)
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Дать определения литературным понятиям: литературный процесс, традиция, новаторство.
  2. Назовите условия сохранения традиций.
  3. Перечислить основные составляющие волшебной сказки.

( Волшебство, табу, нарушение запрета, волшебные помощники). (Слайд 2)

( Иван – царевич спалил шкуру лягушки, то есть отказался от той жены, которая была предназначена судьбой и которую выбрал сам. За это и был наказан. Отправившись в путешествие, исправил свою ошибку и вернул жену.)

  1. Как вы считаете, почему отец дал сыновьям стрелы?

( Позволил совершить самостоятельный выбор. Но такой выбор требует от человека ответственность за свои действия).

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

( Сказка нас всегда чему-то учит, прививает нравственные нормы поведения, пробуждает совесть в наших душах).

Атом – война, развитие, непонятное, угрожающее, новизна, мироздание, уничтожение, наука, физика, холодно, сложно, бездушно, неизвестность

(от греч. atomos – неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

Физкультминутка (оздоровительно- гигиеническая). Представьте себе, что вы атом, часть огромного космоса. Ваша задача зарядиться энергией для того, чтобы наш урок прошел плодотворно, интересно. Сначала начинаем вращать головой, затем приводим в движение плечи, вращаем кисти рук, зажимаем и разжимаем кулачки. (Движения учащиеся начинают выполнять медленно, а затем убыстряют темп).

4.Работа над заглавием стихотворения.

(Взаимоисключающие понятия: атом – нечто холодное, бездушное, а сказка – родное, тёплое).

- О чём говорит название сказки, на какой лад настраивает читателей?

( Современная сказка, повествующая о науке).

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

( Жалость к лягушке)

- Какие слова особенно запомнились?

(Белое тело, электрический ток, дурак, улыбка).

1.Работа с глаголами. (Слайд 6)

Лексика, несущая положительные эмоции.

Лексика, несущая отрицательные эмоции.

Положил в платок

Отсутствие радости не свойственно народной сказке.

Передаёт сюжет фольклорной сказки

Создаётся образ нового героя: современного Иванушки.

- Чувствуется ли в стихотворении энергетика? Какого она характера?

(Агрессивная, атомная энергетика)

  1. На сколько частей можно разделить стихотворение? По какому принципу произведёте разделение? (Слайд 7)

(Сталкиваются душевное тепло и холодное безразличие, угрожающее опасностью).

4.Образ главного героя.

- Уже в самом начале стихотворения автор отмечает, что его история отличается от сказочной.

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

- Что же нового мы видим в образе главного героя?

* Ивр. ДУ два, двойственность, в сложных словах. В переводах Нового завета на греческий - Rhaka (рака): пусто (выражение презрения).

2. Меняется социальный статус героя: царевич превращается в учёного, пытающегося познать тайны мироздания, стремящегося управлять этим миром, царём природы. (Слайд 10)

( Герой не видит красоты природы, рассматривает её созданий лишь как материал для опытов во благо человечеству. Автор предупреждает: учёный, руководствующийся не сердцем, а только разумом, в погоне за изучением тайн Вселенной может этот мир разрушить, превратить в пустоту. При стремлении познать загадки устройства планеты учёным следует учитывать, как вторжение человека в законы природы отразится на будущем мироздания.)

- Согласны ли вы с такой позицией? (Слайд 11,12)

( Пример: атомные бомбы, запуск андронного коллайдера).

Физкультминутка (мимическая). Представьте себя Иванушкой, впервые встретившего лягушку, теперь покажите его состояние, когда вместо лягушки он увидел Василису Прекрасную. Передайте выражение лица учёного, проводящего операцию. (Ребята с помощью мимики показывают настроение героев).

5.Работа со словарём символов. Символическое значение образа лягушки у древних славян. (Слайд 13,14)

Согласно народным представлениям, в образе лягушки ярко выражено материнское начало. Восточные народы считали, что, если убить лягушку, можно ожидать смерть матери.

За лягушкой прочно закрепилась слава всезнающего, мудрого существа, способного предвидеть будущее.

Лягушка является символом земли, плодородия.)

6.Чем же опасен поступок современного Иванушки?

( Есть опасность уничтожения Земли).

- Рассмотрим стихотворение Ю. Кузнецова с позиции жанра волшебной сказки.

Табу (запрет) – человек должен жить в согласии с природой и не нарушать её законы.

- Одинаково ли представление о счастье у человека Древней Руси и человека современной России?

- Что же за намёк в себе хранят сказки?

Вывод: Ю.Кузнецов, основываясь на традиции фольклора, рисует образ современного героя, у которого совершенно другие цели в жизни, иное понимание границ добра и зла, иное представление о счастье. Иванушка-царевич вызывает у читателя симпатию своей простотой, душевностью. Современный Иван образован, но не понимает истинных ценностей. В его понимании, благо – это путь к познанию. Он не желает в этом мире быть зависимым от окружающей среды. Но всё же он получает господство мнимое, так как своими опытами нарушает естественную гармонию. Автор передает образ реалиста – прагматика, ставит перед читателем не только вопрос о НТР, но и вопрос более глубокий: куда приведёт нас развитие, к процветанию цивилизации или её гибели?

Читайте также: