Сочинение на тему страшное в искусстве отталкивает или привлекает

Обновлено: 30.06.2024

1. Иногда всякая мерзость помогает нашему извращенному мозгу получить необходимую дозу стресса
Еще одна причина - желание расслабиться. Напряжение, растущее в повседневных узких рамках приличий, дресскодов и этикетов, рано или поздно должно куда-то вылиться. Отпустить себя, проявить себя и помочь себе порой можно только залипнув на что-нибудь неприглядное.

Замешана в нашей любви к отвратительному и сложная человеческая физиология. Наш организм якобы сам зачастую проявляет чрезвычайную любовь и нежность ко всякой гадости, даже если мы пытаемся удержать его на поводке. Отсюда ковыряние в носу (только не говорите, что вы никогда этого не делали) и прочие постыдные штуки, которые люди творят, когда думают, что на них никто не смотрит.

Психологи объясняют, что этот страх присущ каждому из нас, но проявляется по-разному, в зависимости от особенностей психики.

Короче, смотреть всякую жуть - нормально: это значит, что вы познаёте самих себя, испытываете какие-то сильные эмоции в реальной жизни или просто проверяете себя на прочность.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Биологи и когнитивисты считают, что представления о гармонии заложены в наш мозг, позволяя нам чутко реагировать на красоту форм в природе. Предположительно, яркие цвета нравятся нам, потому что умение их различать — один из адаптационных механизмов, которые позволили нашему виду выжить. Нам интуитивно приятны симметричные лица и гармоничные узоры, а изображение радостных, позитивных сюжетов вызывает закономерное удовольствие.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Источник: New York Observer

Однако в европейской культуре художественная концепция безобразного появилась куда раньше, чем современное искусство.

Философы и богословы о безобразном

Помимо теории прекрасного, отражённой в философских концепциях и произведениях искусства, всегда продолжала существовать и теория безобразного, в рамках которой уродливое и некрасивое могло быть сюжетом, достойным изображения. Безобразное как предмет искусства вызывает интерес уже у средневековых людей — если речь идет о талантливом изображении, вполне передающим идею безобразия. В том случае предметом восхищения будет не само страшное или отталкивающее изображение, а мастерство, с которым оно выполнено.

Средневековый богослов Бернард Клервосский, выступая с обличениями против причудливых изображений в монастырских помещениях, оставил по-своему поэтичное описание того, что оскорбило его чувства:

Для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле — много голов. Здесь, глядишь, у чет­вероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого. Здесь зверь — спереди конь, а сзади — половина козы, там — рогатое животное являет с тыла вид коня. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестро­та самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не раз­мышлять о законе божьем, поучаясь.

Отношение Бернарда амбивалентно: с одной стороны, он порицает демонстрацию таких причудливых чудовищ, отвлекающих от благих помыслов, с другой стороны, признаёт магнетическую силу изображений.

Фома Аквинский сформулировал классическое средневековое толкование проблемы безобразного. Если красота понимается как нечто цельное, пропорциональное и ясное (именно эти требования чаще всего предъявлялись к прекрасному средневековыми искусствоведами), то не-красотой следует считать то, что лишено этих качеств. Недостаточная проявленность божественной составляющей в вещах и будет безобразием.

Николай Кузанский, развивая антропоцентрическую, светскую проблематику, утверждал, что источником безобразного может оказаться сам человек. Являясь зеркалом для прекрасного и божественного, безобразное человек воспроизводит самостоятельно за счёт несовершенства своей души. Безобразный нравственно человек может породить нечто безобразное и отталкивающее или признать нечто таковым.

Марсилио Фичино, напротив, полагал, что безобразное может существовать вне человеческого сознания, являясь частью природы, за счёт свойств самой материи. В этом случае миссией художника-творца будет воссоздание прекрасного, восстановление гармонии и красоты.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

По мнению авторов Абердинского бестиария, гиена — нечистое животное, поскольку чередует мужскую и женскую природу.

Источник: The University of Aberdeen

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Ватикан оцифровывает тысячи редких манускриптов

Еще один частый сюжет миниатюр, росписей и лепнины храмов — сцены адских видений, чтобы грешник не забывал, к чему идёт дело. Самые пугающие (и особенно тщательно исполненные с художественной точки зрения) изображения связаны с дьяволом и грядущим Апокалипсисом.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Однако антропоцентрическая модель предусматривала интерес к человеку и, соответственно, личностное переживание страданий.

Если в Средние века на вопрос смотрели с назидательной стороны, то художников Возрождения стали интересовать и сугубо живописные моменты: верная передача анатомии, перспектива. Возросшее внимание к телесности проявилось в изображениях страдающих святых — это был легальный способ рисовать обнажённые человеческие тела и обращать внимание на физические переживания.

Этим объясняется тенденция к некоторой эстетизации телесных мучений святых. Выверенные композиции, изящные позы мучеников — вот приметы подобных изображений. Телесная красота стала предметом внимательного рассмотрения. Художественная культура этой эпохи отражает интерес к человеку в самых разных проявлениях, в том числе и в страдании.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Существует ещё одна область эстетического опыта, отчасти примыкающая к безобразному — но без такой мрачной окраски. Этот опыт был востребован и в Средние века, когда все предметы таили символические значения, и в культуре Возрождения с её интересом к разнообразным явлениям материального мира. Речь идёт о категории удивительного, причудливого и диковинного.

Страсть к коллекционированию диковин, которой отличались и естествоиспытатели, и монархи, демонстрирует желание прикоснуться к тайнам мироздания. Например, в коллекции императора Рудольфа II находились как произведения искусства, так и фрагменты тел легендарных животных. Магическое и научное, символическое и эстетическое — в кунсткамерах эти понятия тесно сплетались.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Книга для возбуждения исторического любопытства

Сегодня мы имеем доступ к любому визуальному материалу, а люди прошлых эпох располагали куда меньшим его количеством. Низкая социальная мобильность, оседлый образ жизни большинства людей и неграмотность не позволяли расширять картину мира. Поэтому новые образы — в картинках или рассказах — были очень востребованы и производили потрясающее впечатление.

Истории странствий в далеких землях были очень популярным средневековым жанром. В рассказах о путешествиях на восток фигурирует множество вымышленных существ, которые, не являясь откровенно пугающими и безобразными, остаются при этом легендарными и нарушают обычные каноны. Рассказы сопровождались соответствующими изображениями, сделанными в соответствии с услышанным. Восхищение, вызываемое этими образами, носят эстетический характер — притом, что многие изображаемые существа или явления вовсе не красивы. Сопутствующая им развлекательная сила, предложение зрелища, легендарный статус — вот то, что влечёт к ним зрителя.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и черный рог; кусают они, скажу я вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают.

Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное?

Церковь, наука и образование

На миниатюрах в книгах по географии и истории изображались легендарные существа — единороги, крылатые и бескрылые драконы, кинокефалы (псиглавцы), циклопы, одноногие исхиаподы. Классический эстетический канон в изображениях существ, без сомнения, искажён: вряд ли кому-то пришло бы в голову назвать привлекательными персонажей с лицом, расположенным на груди.

В то же время, они не несут угрозы, которая присуща изображениям адских мук, и будят интерес. Легко представить ренессансного школяра, который, раскрыв рот, жадно разглядывает такие изображения.

Эстетическое чувство было сложным и неоднозначным в разные эпохи — включая те, когда создавались книжные миниатюры и классические полотна.

Взглянув на вещи глазами людей другого времени, мы заметим, что им тоже были хорошо знакомы сложные переживания на грани отторжения и интереса, любопытство исследователя и восхищение художественным талантом мастера, что бы тот ни изобразил.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов




Вот текст, написанный моей любимой Елизаветой Пономаревой для проекта "Ресурсная психология" (оригинал). Если буквально, то он как бы не про картины совсем, но вы читайте его и прилагайте описанное к истории искусства.

. Почему мы любим острый перец, фильмы ужасов и американские горки? .



Всего они исследовали 29 вариантов популярных, безобидных, но, если задуматься, каких-то странных человеческих увлечений: от, извините, ковыряния в носу, которое по идее, должно быть отвратительно и самому организатору раскопок, и всем зрителям, до пристрастия к черному кофе без сахара. Надо отметить, что ученые сознательно не стали учитывать объективно опасные занятия, типа экстремального спорта, или те, с которыми они бы погрязли в дискуссиях – вроде садомазохизма в сексуальной сфере.

Удовольствия такого рода объединяет явление, названное гедонистическим перевертышем (hedonic reversal). Организм (мозг) изначально интерпретирует получаемый опыт, как угрожающий (горю! помираю! зомби атакуют!), но потом осознает, что его надули, опасности нет, и на радостях награждает человека ощущением удовольствия.




Когда речь идет о физических ощущениях, например, о боли при массаже или жжении от острой пищи, то любителю важно остановиться на грани, на краю до лично невыносимого уровня. В случае такого мазохизма никто не хочет, например, вывихнуть ногу в спортзале. Вот пропотеть хорошенько – это да.


Самым заметным и любимым у опрошенных учеными людей разделом легкого мазохизма оказалась человеческая тяга к грусти: грустной музыке, фильмам, картинам, любовь поплакать над печальной книгой. Среди мужчин оказался чуть выше интерес к алкоголю с горьким вкусом, а среди женщин – как раз к печальным впечатлениям. Почему – ученые, конечно, не рискнули ответить, но, наверное, несложно придумать собственную теорию на этот счет. (Наверное, стоит уточнить, что с алкоголем как раз с зависимостью все в полном порядке, но исследователей интересовал только выбор горьких напитков, когда, казалось бы, можно пить и не горькие).

Они также отыскали ощущения, которые, кажется, ни у кого не вызывают подобного рода гедонистических перевертышей. Например, это боль в животе в отличие от мышечной боли, или тошнота, в отличие от жжения. Возможно, дело в том, что тут слишком высока вероятность, что тело право – раз болит живот, значит, что-то и правда, плохо, и дистанцироваться и получить удовольствие не получится.


А еще есть подозрение, что это чисто человеческая фишка. С фильмами или анекдотами проверить сложно. Но выяснилось, что собаки и свиньи, живущие в сельской Мексике, хоть и едят острый перец регулярно, среди объедков человеческой еды, не выбирают острое, когда у них есть альтернатива. В отличие от людей.

Так что, если кто-то упрекнет вас за безвредные, но якобы странные вкусы, и скажет, мол, что за мазохизм – гордо отвечайте, он самый! Только легонький. Он, между прочим, свидетельствует об упорной работе над собой и победе сознания над телом. Кстати, они там не посчитали баню с вениками, видимо, потому что опрашивали американцев. А ведь это же оно самое!

Тупой Бот

Почему отталкивающее не отталкивает, а вызывает сложные смешанные эмоции, которые порой бывают интереснее впечатления от "нормы"? Какой спектр эмоций это вызывает лично у вас? Что вас привлекло, когда вы впервые столкнулись с данным видом искусства?
Изучаю эстетику и визуальное восприятие, поэтому интересуюсь.

Влад Майсов

Сложно объяснить, но попробую.. В этом есть некое смещение форм восприятия.. Что то по типу "другой" грани одного карандаша.. Свежо и, признаться, честно.. Это цепляет.. И еще.. человека невольно привлекает изрядавонвыходящее.. будь то рисунок, жест или какое либо действие.. Вопрос лишь в глубине этого отталкивающего.. :))

Денис Желнин

такое искусство гораздо обьективнее обычного. взгляд на один сюжет всегда как минимум с двух точек- с одной стороны выявление уродства и мерзости, а с другой стороны красота и гармония. Такое искусство гораздо сложне простых пейзажонатюрмортов, тут мало простого созерцания, надо и подумать и прочувствовать, оно обращается сразу к нескольким точкам восприятия, отчего и завораживает, либо наоборот, резко отталкивает. НО не оставляет равнодушным.

Тупой Бот

Немного впечатлений. Просматриваю альбомы группы. Изображение монстра в обычных фентези иллюстрациях не обязательно отвратительно. У художников, представленных здесь, концепция в глубине ужаса, в попадании на какие-то точки восприятия. Сочетание деталей, которое мозг в первый момент пытается отторгнуть. Очень резкая грань реальности, через которую преломляется гармония. Ощущение открытой двери. Смешной эффект получается: без достаточного мастерства не достигается нужная степень воздействия, а без "недотянутого" уровня "жути" работа с такой заявкой смотрится плоско или как надуманная игра разума. В случае, если художнику удалось поймать это ощущение - зритель словно переходит за грань смерти или увечия по классике древних инициаций. Современная культура, видимо, создает такую потребность на фоне общего упрощения и глянца. Желание сорвать обертку и показать, что стоит за пустотой. Мда, мысли есть, выражать не умею.

2 Влад - на ваш взгляд, изображение может достигнуть того уровня, что мозг уже исключительно отторгнет, или "нет предела совершенству"? Да, при том, что нарисовано оно тоже человеком..

2 Денис - да, по пунктам совпадает восприятие. Объективность, сложность, попадание, видимо, на архетипы. Вам встречались работы, которые лично вас исключительно отталкивали, не привлекая ничем? Простите за вопрос, интересно свойство феномена. Мне пока не попадались, но я не так много видел.

Денис Желнин

Влад Майсов

Timur el_Gato Zeleev'y:

Посты №№5 и 6 как ответ на Ваш вопрос.. Иными словами, грань между отталкивающим и откровенной пардон мерзостью, существует.. Хотя это все лишь мое личное мнение.. Ни для кого не секрет, что каждый человек индивидуален.. Соответственно и грань каждого отдельно взятого человека тоже.. Вот такие дела.. :)

DELETED

Мне кажется, что эстетика, красота – это область искусства, а формы, в которые может быть воплощено искусство, многообразны. Красоту можно увидеть везде в комке грязи или прекрасной девушке, это не важно, это всего лишь разнообразие нашего мира и любой мотив может послужить импульсом для творчества. Человек же, который обращает основное внимание на сюжет, предмет изображения, мне кажется, пропускает как раз самое главное, этот огромный пласт невербальной информации, заложенный в соотношении цветов, фактуры, динамики композиции и еще, наверное, множества вещей, сложно поддающихся описанию.

DELETED

ну. если что-то притягивает, то оно не может быть отвратительным по определению. Другое дело, если это отвратительно для другого, но это его личная извращенность и ограниченность.

Читайте также: