Сочинение по адыгейской литературе партизан шыпхъу

Обновлено: 05.07.2024

Разработка урока изобразительного искусства для 5 класса посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тема Великой Отечественной войны 1941–1945 годов всегда актуальна и неисчерпаема по своей глубине, героике и политической значимости. Но находятся политики заново переписывающие историю, принижающие в ней роль нашего государства в победе над фашизмом, инициирующие перенос или разрушение памятников воинам-освободителям.

В таких условиях недопустимо забывать историческое прошлое нашей страны, героические подвиги дедов, отцов, матерей. На примерах их героических поступков необходимо воспитывать их такими же мужественными, преданными защитниками своей Родины. Одним из ярких примеров этого служит героический подвиг молодого политрука Хусена Андрухаева, который пожертвовал своей жизнью, чтобы приблизить победу в той страшной, жестокой войне.

Андрухаеву, как незаурядной личности посвящены многие произведения разных искусств. Художники Адыгеи запечатлели его образ в портретах, его подвиг передан в картинах выразительными средствами рисунка и живописи, человеческие качества Хусена Андрухаева воспеты в стихах поэтов. Этот богатейший материал необходимо использовать в воспитании патриотических чувств учащихся современной школы, формировании у них высокой нравственной, эстетической культуры. Предлагаемая методическая разработка урока, насыщенная достаточным набором дидактических материалов позволяет учителю интересно и содержательно провести урок изобразительного искусства накануне юбилейного праздника 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Тема: Образ Героя Советского Союза Хусена Андрухаева в искусстве Адыгеи

Цель: патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание учащихся средствами комплексного взаимодействия искусств.

  1. Раскрытие художественными средствами разных искусств образа Хусена Андрухаева, Героя Советского Союза и воспитание на его героическом подвиге патриотических чувств учащихся.
  2. Активизация эмоционально-чувственной сферы учащихся посредством включения в процесс художественного восприятия произведений разных видов искусства (изобразительного искусства, музыки, поэзии, художественной литературы).
  3. Формирование эстетического отношения школьников к работам художников, в которых раскрывается языком изобразительного искусства образ Хусена Андрухаева, его героический подвиг.

Оборудование занятия

Изобразительный ряд: репродукции с картин художников Адыгеи:

В.Ф. Баркин “Xусен Андрухаев”, A.M. Куанов “Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”, A.M. Берсиров “Шехурадж. Памяти Хусена”, А. Чечин “Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”, А.В. Россошанский “Рус! Сдавайся! Русские не сдаются!”.

Литературный ряд: стихотворения Xусена Андрухаева “Песня молодости”, “Летнее утро”; отрывок из книги К. Жанэ “Хусен Андрухаев”; поэма И. Машбаша “Память”.

Музыкальный ряд: ауди/грамзаписи песен “Священная война” (композитор А.В. Александров, поэт В.И. Лебедев-Кумач); “Гимн демократической молодежи”, “Дороги” (композитор А.Г. Новиков, поэт Л. Ошанин); “День Победы” (композитор Д. Тухманов, поэт В.Харитонов); звукозаписи музыкальных мелодий.

Музыкальная, проекционная аппаратура: магнитофон, электропроиг-рыватель, эпидиоскоп, мультимедийный проектор.

План-конспект урока “Образ Героя Советского Союза Хусена Андрухаева в искусстве Адыгеи”

После объявления учителем темы урока и небольшого вступления включается музыка песни “Священная война”, написанная композитором А.В. Александровым на стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача (“Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой. ”).

Учитель: (под затихающие звуки музыки) Музыка создает особое настроение, она переносит наше воображение на начало войны, когда на Белорусском вокзале в Москве перед отправкой эшелонов на фронт впервые прозвучала эта волнующая душу музыка песни “Священная война”. Своей одухотворенной чеканной мелодией она так захватила всех присутствующих, что Краснознаменному ансамблю песни и пляски пришлось исполнять ее пять раз подряд.

Музыка, как и пластические искусства, воодушевляла воинов на борьбу с коварным и сильным врагом. Миллионы встали на смертный бой с завоевателями и среди них – наш земляк, славный сын Адыгеи, Герой Советского Союза Хусен Андрухаев.

Его яркий, запоминающийся образ, который мы видим на этой репродукции, создал средствами рисунка и живописи старейший художник Адыгеи Виталий Баркин



На нас смотрит молодой политрук с живым проницательным взглядом. Выразительно на контрастном сочетании тени и света изобразил художник лицо героя. Оно внешне спокойно и красиво. Но фигура портретируемого динамична, она в движении. Андрухаев как бы на мгновение повернул голову в сторону зрителя, чтобы таким мы его и запомнили.

Ученик: Хусен Андрухаев прожил короткую, похожую на вспышку молнии жизнь. Ему исполнился двадцать один год, когда он совершил свой бессмертный подвиг.

Осень 1941 года. Враг, яростно наступая, бросал в бой новые и новые дивизии. Стойко сражались бойцы роты, политруком которой был Хусен Андрухаев. Они обороняли важный рубеж у донецкого села Дьяково. Бой был жестоким. Тяжело ранило командира роты. Командование принял Андрухаев.

Когда гитлеровцы окружили остатки роты, политрук приказал отходить. Всем до одного! Хусен, перебегая из ячейки в ячейку, бил по атакующим цепям из пулемета. Отлетела последняя стреляная гильза. Андрухаев взял противотанковые гранаты и поднялся на бруствер.

“Рус! Сдавайс!” – орали фашисты. В ответ им Хусен крикнул: “Русские не сдаются!” – и, подпустив немцев, разметал их гранатой и сам погиб. Было им уничтожено в тот миг около тридцати фашистов.

Учитель: Героический поступок Хусена Андрухаева запечатлен на картине художника А. Чечина “Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”. На этой репродукции с картины художника вы видите Андрухаева, изображенного в полный рост в минуту наивысшего внутреннего напряжения. Мгновение – и прогремит последний для него мощный взрыв.

Подвиг Хусейна Андрухаева воссоздал на своем полотне другой художник Адыгеи Александр Россошанский, который изобразил героя крупным планом в самую роковую секунду его жизни, когда он гибнет сам и уничтожает окруживших его фашистов



Ученик: Подвиг Хусена Андрухаева ярко отражен в посвященной ему поэме Аскера Гадагатля “Невеста друга”:

Сомкнулся круг
Как изо дна колодца,
Еще синеет небо вдалеке.
– Берите, гады! Русский не сдается!
Мой друг влетает в этот круг незримый
И, яркой вспышкой местность ослепя,
Уходит в небо горьким едким дымом,
И немцев подрывая, и себя. [5, с.40]

Все еще раз рассматривают репродукции с картин А. Чечина и А. Россошанского, содержание которых соответствует первому куплету отрывка из поэмы.

Объявляется минута молчания, посвященная памяти Хусена Андрухаева и всем погибшим в Великой Отечественной войне.

Ученица: Хусен Андрухаев стал первым писателем, получившим высшую воинскую награду – золотую Звезду Героя Советского Союза. 28 марта 1942 года газета “Правда” в передовой статье писала: “. никогда не сотрется в памяти подвиг доблестного сына советского народа младшего политрука Хусена Андрухаева, геройски погибшего в неравном бою с захватчиками. ”.

Учитель: Прошли годы, и именем героя названы улицы, школы, Адыгейское педагогическое училище (ныне педколледж имени Хусена Андрухаева), которое он перед войной заканчивал. О нем написаны песни, поэмы, книги. Ему посвящены картины, рисунки, памятники. Два памятника поднялись в Дьяково, над могилой воина – поэта, и в Хакуринохабле (Шовгеновске), где открыт мемориальный музей Хусена Андрухаева. А на этой фотоиллюстрации мы видим изображение памятника Хусену Андрухаеву адыгейского скульптора К.К. Сидошенко

Ученик: “Считайте меня живым. ” – так называется сборник стихов Андрухаева, выпущенный в 1976 году. Поэт остается жить в своих стихах. Они все прекрасны – как патриотические, так и лирические. Я прочту отрывки из стихотворения Хусена Андрухаева “Песня молодости” [1].

Под не громкое звучание марша “Гимн демократической молодежи” ученик декламирует стихи поэта – героя:

Сердце молодое веселится –
Все мы рады радостью одной.
И летит, крылатая, как птица,
Песня над свободною страной.
Этой песне юным сердцем вторю,
Гордости счастливой не тая:
В чистом небе и далеком море,
В щедром поле – молодость моя.
Если вдруг нежданно враг
нагрянет,
Как один прийдем на зов страны.
Весь народ стальной стеною встанет,
Заслоним Отчизну от войны.
Яростною молнией горячей
Мы врага испепелим дотла.
Чтобы нас, как мать – смеясь и
плача –
Родина героями звала.

Ученица: читает отрывок из лирического стихотворения Хусена Aндрухаева “Летнее утро”:

. А рожок пастуший
Проснется радостно,
И аул откликнется
На этот зов.
И земля, умытая
Росой прохладною.
Зазвенит
На тысячу голосов.

Учитель: Родиной Хусена Андрухаева является аул Хакуринохабль, который он очень любил и тонко чувствовал красоту окружающей его природы: неба, деревьев и, особенно, речки Шехурадж. О большой любви Хусена к своей родной природе хорошо написал в своих воспоминаниях его близкий друг – известный писатель Адыгеи Киримизе Жанэ.

Ученик: читает отрывки из книги К. Жанэ “Хусен Андрухаев”:

“Когда я рассказывал Хусену о своей речке Афипсе, то не жалел красок: и какая она полноводная и живописная, и какие огромные рыбы водятся в ней.

– Славная твоя речка Афипс, – соглашался Хусен, побывав у меня в гостях. – Но если бы ты увидел Шехурадж! В ней есть такое, что тебе и не снилось!

Я побывал в Шехурадже. Вроде бы такая же галька и такие же кусты лозняка на берегах, как и на Афипсе. Но четырнадцатилетний Хусен написал свои первые стихи не об Афипсе, и не о какой-либо другой реке, а про свой родной Шехурадж, на берегах которого прошло детство, откуда началась для него Родина” [7, с.7].

Учитель: Вот эта любимая Хусеном речка поэтично изображена нашим художником – графиком Абдулахом Берсировым. Этот лист так и называется “Шехурадж. Памяти Хусена”. Точную характеристику работе дал искусствовед Нурбий Ловпаче.

Демонстрируется репродукция с картины А. Берсирова “Шехурадж. Памяти Хусена”. Тихо звучит мелодия адыгейской национальной музыки.

Учитель: (цитирует Ловпаче) “Художник с такой любовью внимательно расчертил “штрихующей кистью” многочисленные элементы ландшафта, так стройно объединил и сгармонировал их золотисто-зеленой гаммой, в мягком колорите, что эта речка на переднем плане представляется самым уютным местом на земном шаре на фоне проносящихся вдали тысячелетий прошлого адыгского народа. Особенно выразительны, в смысле динамики времени и пространства, курганы и романтическое небо” [4, с. 5-6].

Продолжает тихо звучать мелодия адыгейской национальной музыки.

Ученица: Хусен Андрухаев был неравнодушен к своей природе и смотрел на нее таким вдохновенным, очарованным взглядом, каким показал его на своем портрете другой художник Адыгеи Аслан Куанов. Но этом портрете Андрухаев изображен в фас крупным планом без головного убора. Особенно привлекательны на этом портрете живые, добрые глаза поэта, говорящие нам о его поэтическом восприятии мира, большой любви к жизни и человеку.

Демонстрируется репродукция с портрета А. Куанова “Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”



Учитель: Этот интересный диалог о художественном образе в искусстве Хусена Андрухаева мы завершим чтением отрывка из большой посвященной ему поэмы, которую написал выдающийся современный писатель Адыгеи Исхак Машбаш. Она называется “Память” [10].

Память Герою Советского Союза Хусену Андрухаеву

Как мальчишка, стеснялся своих стихов,–
Словно слушаешь ты меня.
Там деревья свисают над самой водой.
И все время казалось мне:
Ты мне выйдешь навстречу такой молодой,
Не погибший еще на войне!
Там гортанную песню поет река.
И все время я жду и жду:
Ты прийдешь в гимнастерке политрука,
Как тогда в сорок первом году.

Тихо начинает звучать мелодичная адыгская музыка.

Демонстрируется портрет В. Баркина “Хусен Андрухаев”.

Демонстрируется портрет А. Куанова “Герой Советского Союза Хусен Андрухаев”.

Снова выставляется для обозрения репродукция с картины А. Берсирова “Шехурадж. Памяти Хусена.

Мелодия адыгейской музыки постепенно смолкает.

Заключительное слово учителя: На этом уроке мы познакомились с произведениями искусства, посвященные славному сыну Адыгеи Хусену Андрухаеву, участнику и Герою Великой Отечественной войны, отдавшему свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Светлая намять о его жизни, творчестве и героическом подвиге сохранится в наших сердцах и сердцах будущих поколений на многие века.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ.

Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ.

Ипсыхъо чъэрмэ

Мыжъор акъутэ.

Пхъэшъэбэ чъыгмэ

Пшысэр а1уатэ.

Гур агъэлъатэ

Ипшысэ нэфмэ,

Гур агъэк1эжьы

Ныбжьырэ шъофмэ!

Хэтрэ ц1ыфи къызщыхъугъэ лъэныкъо ыпсэ хэт1агъэу и1. Ар дышъэм нахь лъап1, ижь къабзэ уезэщрэп, ищытхъу ябгъа1о пш1оигъу, ихахъо удэгу1э. Ч1ыгум пэпш1ын щы1эп. Ч1ыгур — Ны. Ащ игъомы лэ куц1 тегъэш1ы, къытхилъ хьэрэ гушхуагъэм зытегъэ 1эты. И1 нэбгырэ пэпчъ ч1ы п1э рэхьатэу, псэм хэпчын умылъэк1ынэу щыщ хъугъэу ч1ыгу залэ — игумэк1и, игуш1уагъуи, игупшыси, инасы пи епхыгъэу, ылъэгупашъо нэсымэ 1эзэгъупс фэхъоу.

Тихэку ц1ык1у къэралыкъошхоу Урысыем хахьэ. Урысыер къэралыгъошхоу, хэку дахэу, баеу щыт.. Тарихъэу и1эмрэ, хъишъэу пылъымрэ зэрэдунаеу аш1огъэш1эгъонэу зэрагъаш1э. Ар бгъэш1эгъонэу щытэп, сыда п1омэ, уахътэ теш1эрэм пэпчъ тич1ыгу къыщыублагъэу тиц1ыфхэм анэсыжьэу нахь гъэш1эгъон горэ, нахь дахэ горэ ахэолъагъо.

Урысыем хэку ц1ык1у бэу зэтефыгъ, ахэмэ мэханэшхо я1, яш1уагъэ зэфэшьхьафи къэралыгъом къырагъэк1ы. Тэ ти Адыгэ Республики, ич1опс дахи, ич1ыгу баи иш1уагъэ къырегъэк1ы.

Тихэку ныбжьык1. Игъаш1э ц1ык1уми, иш1агъэ ины. Зызэхащагъэр илъэс т1ок1рэ тфырэ хъугъэ. Ау щытыми игимни , ибракъи, игерби,иконституции и1э хъугъэ.Тиреспубликэ къэралыгъуабзэу т1у щагъэфедэ:урысыбзэмрэ,адыгабзэмрэ. Ахэмэ фитыныгъэу я1эр зэфэдэ. Адыгеер бай, к1оч1эшху.

Мыщ лъэпкъ зэфэшъхьафыбэ щэпсэу. Ахэр бзэ эфэшъхьафхэмк1э мэгущы1эхэми,шэн-зек1ок1э зэфэшъхьафхэр я1эми , иякультурэхэмк1э зэтек1хэми зэрэлъытэх,зэдэ1ужьых,зэдаштэу 1оф зэдаш1э.Ащ уегъэгушхо ык1и уегъэгуш1о.

Ащ идэхагъэ орэдэу сыгу къе1ук1ы, огум ебыбэ, иджэрпэджэжь макъи къыслъэ1эсыжьы. Сыд фэдэрэ уахъти ар дахэ: бжыхьэми, к1ымафэми,гъэмафэми, гъатхэми. Чъыгхэр къэгъагъэмэ зызэлъаштэк1э, мэ1эш1оу къапихырэм гур къыдещае. Бзыу ц1ык1у макъэхэр зэпэджэжьхэу тыдэк1и къыщэ1ух. Сихэгъэгу к1асэ ц1ыф лъэпкъ зэфэшъхьафыбэ щэпсэу: адыги, урыси, ермэли, къумыкъуи, къэндзали, нэмык1хэри. Непэ тэ тищык1эгъэжьыр тищы1ак1э диштэу тинасып зиушхуныр, тиц1ыфышъхьэ бэгъоныр, тиуашъо шхъонт1эныр ык1и къэбзэныр. Тыгъэшхоу ташъхьагъы итыр къытэдэхаш1эу къытфепсыныр, т1э зэ¬к1эдзагъэу неущырэ мэфэ дахэр непэ зэдэдгъэпсыныр ары.

Урысыем ис лэпкъ зэфэшъхьафхэм я культурэхэри зэфэшъхьафых, я хабзэхэри дахэх, я шъуашэхэри гъэш1эгъоных. Тэ ти хэку ц1ык1у ахэмэ зэк1эми анахь баеу сэлъытэ.

Хэбзэ гъэш1эгъонхэри тилъэпкъ зэрехьэ. Нахьыжъым шъхьэк1афэ фаш1ы. Бзылъфыгъэм уасэу фаш1ырэр зэрэдунаеу ящысэ техып1. Силъэпкъ орэдхэр ижъык1э къыщыублагъэу ик1ас, щы1эныгъэм къыхэфэрэ лъэныкъо зэфэшъхьафхэм ахэр афэгъэхьыгъэх. Л1ыхъужъ орэди, ш1улъэгъу орэди, гухэк1 орэди, сэмэркъэу орэди ахэм къябэк1ых. Ау тикъэшъо орэдхэр зэхэзыхыхэрэм зыч1ып1э щысышъоу къахэк1ырэр мак1э. Тикъашъохэр зэфэшъхьафых: къэшъо псынк1эхэри, къэшъо шъабэхэри бэ мэхъух. Ти къашъохэр зыплъэгъук1э тилъэпкъ идэхагъи, ибаиныгъи, тишэн-хабзи, тилъэпкъ къырык1уагъэри ахэолъагъох.

Тэ тилъэпкък1э тынасыпыш1у , тымак1э нахь мыш1эми тыгук1э тыин. Анахь къэралыгъо инхэм ябгъаш1эми сыдрэ лъэныкъок1и тыбай. Ти къушъхьэхэр , ти мэзхэр , ти псыхъохэр , ти къащъохэр , ти орэдхэр - зыпэпш1ын зи щы1эп. Хьак1эу къытфак1охэри бэ , къанэу зыш1оигъоу къыхэк1хэри бэ.

Тилъэпкъ итэкъухьагъэ хъугъэ нахь мыш1эми, шэни хабзи ахэзыгъэп. Сыд фэдэрэ хэгъэгу пштагъэми тилъэпкъэгъоу ащыпсэухэрэр ахэош1ык1ы. Ахэм шэн гъэ1ылъыгъэ я1эу, зык1ыныгъэ ахэлъэу, ашъхьэ уасэ фаш1ыжьэу мэпсэух

Сыадыг зы1орэр адыга зэк1э?

Адыгэм къушъхъэхэр ыгу илъ,

Адыгэм дахэу щы1эр пыль.

Сэ зэрэслъытэмк1э адыгагъэ, адыгэ-хабзэ, адыгэ-нэмыс зып1орэм, ащ зэк1э къыхеубытэ: узэрэпсэущтыри, узэрэзек1ощтыри, зызэрэпш1ыщтыри. А шапхъэхэр умыукъохэу, удэмыхэу ызыпсэушъук1э о у Адыг!

Адыгэ Республикэр ц1ык1уми идэхагъэ, иш1агэхэм и иц1ыфхэм Урысыер егъэбаи.

Об адыгейских писателях, участниках ВОВ, и адыгейской художественной литературе в годы ВОВ.

ВложениеРазмер
nauchno_prakticheskaya_konferentsiya_hegegu_zeoshhom_idzherpedzhezh.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хэгъэгу Зэошхом хъишъэу пылъым игугъу пш1ыщтмэ – ар гъунэнчъ. Ау зэошхом инэк1убгъохэм п1ун –гъэсэныгъэм мэхьанэшхо ащыря1эу щыт. А нэк1убгъохэм зэу къахэбгъэщмэ хъущт тхак1охэмрэ усак1охэмрэ тек1оныгъэм икъэгъэблэгъэнк1э 1ахьыш1оу халъхьагъэр. Тхак1охэр лэжьак1охэм рабочхэм аготэу нэмыц техак1охэм, апсэ емыблэжьыхэу, апэуцущтыгъэх якъарыук1и яакъылк1и. Ахэмэ якъэлэмыпэ къыч1эк1ыгъэ тхыгъэхэм ц1ыфхэм агу зыкъыригъэ1этыщтыгъ, бэнэным фищэщтыгъэх, апсэ емыблэжьэу пыим пигъэуцущтыгъэх яхэгъэгу гупсэ паек1э. Тэ тиадыгэ тхак1охэри ахэмэ ясатыр хэтыгъэх. Нэбгырэ 22 рэ тиадыгэ тхак1оу Зэошхом хэлэжьагъэх. Ахэр Пэрэныкъо Мурат, Лъэустэн Юсыф, Кэстэнэ Дмитрий, Еутых Аскэр, Андырхъое Хъусен. Мы зыц1э къес1уагъэхэр а лъэхъаным литературэм ч1ып1э гъэнэфагъэ щыря1эу щытыгъэх. Ау к1элак1эхэу зикъэлэмыпэ апэрэ тхылъхэр, усэхэр къызч1эк1ыгъэ тхак1охэри а зэошхом пэ1ууцуагъэх. Ахэр: Андырхъое Хъ, Кобл Б., Жэнэ Къ., Нак1э Шъ,Яхъул1э С., Хьэдэгъэл1э А. Уджыхъу Хъ, Уджыхъу А., Тыгъужъ Д. . Шъхьаплъэкъо Хь., Шэуджэн А., Джэнчэтэ М., Бахъукъо Е.,

1944 рэ илъэсым у1эгъэ хьылъэ телъэу заом къыхэк1ынэу хъугъэ Жэнэ Къырымызэ. Зэо мэш1уаем хэмытыгъэми къэлэмымрэ игущы1эрэ и1ашэу апэуцущтыгъ Къырымызэ нэмыц техак1омэ. Ащ иусэхэр тиц1ыфхэм, тихэгъэгу итек1оныгъэ фэгъэхьыгъэхэу, игущы1эр мэш1уащэм ипэш1эу тхэщтыгъ тхэк1о к1элак1эр. Жэнэ Къырымызэ итворчествэ нахь зызиушъомбгъугъэр зэоуж илъэсхэр ары. Опсэуфэ Жэнэ Къырымызэ тиц1ыф жъугъэхэми, сабыйхэми итхыгъэхэр афигъэхьыгъ, афигъэшъошагъ.

Мы непэ зигугъу тш1ыгъэ тхыгъэхэр еджап1э программэм хэхьагъэхэу ятэгъаш1э тик1элэеджак1омэ. Заом къинэу тиц1ыфмэ алъэгъугъэр, къафа1уатэзэ атхыгъэу щымытэу, ежь тхак1эхэр а къиным зэрэпхырык1ыгъэхэр ятхыгъэхэмк1э ягурыдгъа1озэ тик1элэеджак1омэ алъытэгъэ1эсы заом ихъишъэ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение на адыгейском языке "Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ". Сочинение написано ко Дню Республики. Участвовало в городском конкурсе сочинений. Удостоино Диплома II степени.

Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ.

Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ.

Ипсыхъо чъэрмэ

Мыжъор акъутэ.

Пхъэшъэбэ чъыгмэ

Пшысэр а1уатэ.

Гур агъэлъатэ

Ипшысэ нэфмэ,

Гур агъэк1эжьы

Ныбжьырэ шъофмэ!

Хэтрэ ц1ыфи къызщыхъугъэ лъэныкъо ыпсэ хэт1агъэу и1. Ар дышъэм нахь лъап1, ижь къабзэ уезэщрэп, ищытхъу ябгъа1о пш1оигъу, ихахъо удэгу1э. Ч1ыгум пэпш1ын щы1эп. Ч1ыгур — Ны. Ащ игъомылэ куц1 тегъэш1ы, къытхилъхьэрэ гушхуагъэм зытегъэ1эты. И1 нэбгырэ пэпчъ ч1ып1э рэхьатэу, псэм хэпчын умылъэк1ынэу щыщ хъугъэу ч1ыгу залэ — игумэк1и, игуш1уагъуи, игупшыси, инасыпи епхыгъэу, ылъэгупашъо нэсымэ 1эзэгъупс фэхъоу.

Тихэку ц1ык1у къэралыкъошхоу Урысыем хахьэ. Урысыер къэралыгъошхоу, хэку дахэу, баеу щыт.. Тарихъэу и1эмрэ, хъишъэу пылъымрэ зэрэдунаеу аш1огъэш1эгъонэу зэрагъаш1э. Ар бгъэш1эгъонэу щытэп, сыда п1омэ, уахътэ теш1эрэм пэпчъ тич1ыгу къыщыублагъэу тиц1ыфхэм анэсыжьэу нахь гъэш1эгъон горэ, нахь дахэ горэ ахэолъагъо.

Урысыем хэку ц1ык1у бэу зэтефыгъ, ахэмэ мэханэшхо я1, яш1уагъэ зэфэшьхьафи къэралыгъом къырагъэк1ы. Тэ ти Адыгэ Республики, ич1опс дахи, ич1ыгу баи иш1уагъэ къырегъэк1ы.

Тихэку ныбжьык1. Игъаш1э ц1ык1уми, иш1агъэ ины. Зызэхащагъэр илъэс т1ок1рэ тфырэ хъугъэ. Ау щытыми игимни , ибракъи, игерби,иконституции и1э хъугъэ.Тиреспубликэ къэралыгъуабзэу т1у щагъэфедэ:урысыбзэмрэ,адыгабзэмрэ. Ахэмэ фитыныгъэу я1эр зэфэдэ. Адыгеер бай, к1оч1эшху.

Мыщ лъэпкъ зэфэшъхьафыбэ щэпсэу. Ахэр бзэ эфэшъхьафхэмк1э мэгущы1эхэми,шэн-зек1ок1э зэфэшъхьафхэр я1эми , иякультурэхэмк1э зэтек1хэми зэрэлъытэх,зэдэ1ужьых,зэдаштэу 1оф зэдаш1э.Ащ уегъэгушхо ык1и уегъэгуш1о.

Ащ идэхагъэ орэдэу сыгу къе1ук1ы, огум ебыбэ, иджэрпэджэжь макъи къыслъэ1эсыжьы. Сыд фэдэрэ уахъти ар дахэ: бжыхьэми, к1ымафэми,гъэмафэми, гъатхэми. Чъыгхэр къэгъагъэмэ зызэлъаштэк1э, мэ1эш1оу къапихырэм гур къыдещае. Бзыу ц1ык1у макъэхэр зэпэджэжьхэу тыдэк1и къыщэ1ух. Сихэгъэгу к1асэ ц1ыф лъэпкъ зэфэшъхьафыбэ щэпсэу: адыги, урыси, ермэли, къумыкъуи, къэндзали, нэмык1хэри. Непэ тэ тищык1эгъэжьыр тищы1ак1э диштэу тинасып зиушхуныр, тиц1ыфышъхьэ бэгъоныр, тиуашъо шхъонт1эныр ык1и къэбзэныр. Тыгъэшхоу ташъхьагъы итыр къытэдэхаш1эу къытфепсыныр, т1э зэ¬к1эдзагъэу неущырэ мэфэ дахэр непэ зэдэдгъэпсыныр ары.

Урысыем ис лэпкъ зэфэшъхьафхэм я культурэхэри зэфэшъхьафых, я хабзэхэри дахэх, я шъуашэхэри гъэш1эгъоных. Тэ ти хэку ц1ык1у ахэмэ зэк1эми анахь баеу сэлъытэ.

Хэбзэ гъэш1эгъонхэри тилъэпкъ зэрехьэ. Нахьыжъым шъхьэк1афэ фаш1ы. Бзылъфыгъэм уасэу фаш1ырэр зэрэдунаеу ящысэ техып1. Силъэпкъ орэдхэр ижъык1э къыщыублагъэу ик1ас, щы1эныгъэм къыхэфэрэ лъэныкъо зэфэшъхьафхэм ахэр афэгъэхьыгъэх. Л1ыхъужъ орэди, ш1улъэгъу орэди, гухэк1 орэди, сэмэркъэу орэди ахэм къябэк1ых. Ау тикъэшъо орэдхэр зэхэзыхыхэрэм зыч1ып1э щысышъоу къахэк1ырэр мак1э. Тикъашъохэр зэфэшъхьафых: къэшъо псынк1эхэри, къэшъо шъабэхэри бэ мэхъух. Ти къашъохэр зыплъэгъук1э тилъэпкъ идэхагъи, ибаиныгъи, тишэн-хабзи, тилъэпкъ къырык1уагъэри ахэолъагъох.

Тэ тилъэпкък1э тынасыпыш1у , тымак1э нахь мыш1эми тыгук1э тыин. Анахь къэралыгъо инхэм ябгъаш1эми сыдрэ лъэныкъок1и тыбай. Ти къушъхьэхэр , ти мэзхэр , ти псыхъохэр , ти къащъохэр , ти орэдхэр - зыпэпш1ын зи щы1эп. Хьак1эу къытфак1охэри бэ , къанэу зыш1оигъоу къыхэк1хэри бэ.

Тилъэпкъ итэкъухьагъэ хъугъэ нахь мыш1эми, шэни хабзи ахэзыгъэп. Сыд фэдэрэ хэгъэгу пштагъэми тилъэпкъэгъоу ащыпсэухэрэр ахэош1ык1ы. Ахэм шэн гъэ1ылъыгъэ я1эу, зык1ыныгъэ ахэлъэу, ашъхьэ уасэ фаш1ыжьэу мэпсэух

Сыадыг зы1орэр адыга зэк1э?

Адыгэм къушъхъэхэр ыгу илъ,

Адыгэм дахэу щы1эр пыль.

Сэ зэрэслъытэмк1э адыгагъэ, адыгэ-хабзэ, адыгэ-нэмыс зып1орэм, ащ зэк1э къыхеубытэ: узэрэпсэущтыри, узэрэзек1ощтыри, зызэрэпш1ыщтыри. А шапхъэхэр умыукъохэу, удэмыхэу ызыпсэушъук1э о у Адыг!

Адыгэ Республикэр ц1ык1уми идэхагъэ, иш1агэхэм и иц1ыфхэм Урысыер егъэбаи.

Открытый урок по теме А. Шогенцукова

Нэрылъагъу пособиехэр : Щоджэнц I ык I у Алий и портретыр, тхылъхэм я выставкэ, плакатхэр.

Урокым и ек I уэк I ык I эр.

I . Къызэзгъэпэщ дакъикъэ.

II . Урок блэк I ам яджар къэпщытэжын.

1.Инд. опрос карточкэк1э гъэлэжьэн (нэрыбгит I ым Щоджэнц I ык I у Алий и биографиер ятхыж).

2. Фронтальнэ опрос .

-Сыт у/лэжь. фи I ар?

-Хэт Щоджэнц I ык I у Алий? Сыт а тхак I уэм хужыф I эфынур?

-( Щоджэнц I ык I у Алий тхак I уэщ, усак I уэщ. Адыгэ литературэм зи ц1эр дыщэпск1э хэзытха усак1уэщ.)

- Сыт хуэдэ тхыгъэ хэр итхауэ фщ1эрэ фэ?

3.Егъэджак1уэм и псалъэхэр.

Пэжщ Щоджэнц I ык I у Алий хэлъхьэныгъэшхуэ хуищ1ащ ди адыгэ литературэм зыригъэужьын папщ1эк1э. И тхыгъэхэм куэду феджэнущ ищхьэ классхэм.Абы и тхыгъэ налкъутхэр дунейм къызэрытехьэрэ зэманыф1 дэк1а щхьэк1э, я пщ1эр, я мыхьэнэр, лъэпкъ тхъылъеджэм хуи1э лъагъуныгъэр нэхъ лъагэ хъуа ф1эк1а, зык1и нэхъ къэлъэхъшакъым . Абыхэм я жьы къабзэм, я бзий нэхум ноби добжьыф1э, догъагъэ адыгэ литературэр, абы и дэтхэнэ ехъул1эныгъэми на1уэу хыболъагъуэ, а усак1уэ псэемыблэжым и 1эрык1хэр, езы зэман дыдэр зыпэмылъэщыфар. Усак1уэм и тхыгъэ хьэлэмэтхэр псэунущ зы адыгэ дунейм тетыху.

III .Бзэм зезыгъэужь лэжьыгъэ.

Адрей урокым зи гугъ дымыщ1ыфауэ, нобэ зы хьэлэмэт вжес1энщ.

Щоджэнц I ык I у Алий 1936 гъэм ди лъахэм щы1ащ. Апщыгъуэм ар 1ущ1ащ ди тхак1уэ, усак1уэ гъуэзэджэ Уэхъутэ Абдулыхьи. Ди Хэкур ф1ыщэу зэрилъэгъуар къригъэлъагъуэу, I эдииху чэщанэм и фэеплъу итхащ мы усэри фыкъеда1уэт.

I эдииху.

1. Салам узохыжыр Инжыджым,

Л1эщ1ыгъэ усэхэр жызы1эм,

Ижь 1уэры1уэтахэр зезыхьэм.

2. А псы уэрышхуэр зи лъабжьэм,

Шыху лъагъуэм хуэдэу щолъагъуэ,

Гъэмахуэ дыгъэм пэлыду

Абджыфэм ещхьу къы1уедзэ.

3.Сэ а псы ябгэм и нэзу

Пшэр зи т1ысып1эм сытетщ.

Пшэ гуп хъар п1ащ1эхэр си щхьэгум

Къытелъ сф1эщ1ыжу гъунэгъущ.

IV . Темэщ1эм елэжьын.

1. Хэзышэ псалъэ .

2. Словарнэ лэжьыгъэ.

Хэт дауэ къыгуры1уа мы псалъэхэр тхыгъэм фыщеджэм .

· Пут – 16 кг.

· Пщ1анэ - гъавэ къэк1агъэщ1э щхъуант1э

· Даущ ерухэр - губжь зыщ1эту 1эуэлъауэу ежэх псы

· Нэкъыф1эщ 1- нэм илъагъу псори

· Дестынэ - зы гектар

· Сарыкъ - хьэжы пы1э

· Ят1э щыкъыр - ят1э тыкъыр

· Къэлътмакъ зэпедзэк1 – къэп л1эужъыгъуэ, хъуржынит1 зэпыту

· Лэп1анк1э – шэмэдж зэрагъэжан

· Л1ыщ1э – бийм пщ1эк1э хуэлажьэ ц1ыху.

· Къулъшыкъу - пщэдджыжьым сыхьэтыр 9- хэм деж

· Дзэху удз – лъэдий захуэу дэжей удз.

V . Темэщ1эр гъэбыдэжын.

- Ат1э, псори феджауэ солъытэ, ауэ нэхъ къыхэгъэбелджылык1ауэ иныкъуэм загъэхьэзыращи девгъэдэ1ут. Иужьк1э мис мы упщ1э фхуэзгъэувхэм жэуап къефтыфын папщ1э.

1. Фэ щымыуауэ къэфлъытэрэ Хьэмид суд пащхьэм имыхьэу хьэжым зэрыгуры1уар?

2. Федэ1уа иужьк1э хьэжым хар-кэ етын. Хьэсет хар-кэ етын.

2. Хьэмидрэ Хьэжымрэ я зэпсэлъэныгъэмэр инсценировать ящ1.

3. Еджак1уэхэм падзэ.

4. Мурат, Хьэсет Мусэ сымэ я зэпсэлъэныгъэр.

5. Пщы1эм хьэжыр къызэрытехьам щ1эдэ1ун.

4. Хьэжымрэ Хьэмидрэ я зэпсэлъэныгъэр инсц-ть щ1ын.

VI .Урокыр гъэбыдэжын .

Упщ1э згъэувахэу щытахэм и жэуап ирегъэтыжын:

1. Фэ щымыуауэ къэфлъытэрэ Хьэмид суд пащхьэм имыхьэу хьэжым зэрыгуры1уар?

2. Хьэжым хар-кэ ирегъэтын. Хьэсет хар-кэ ирегъэтын.

3.Псори хьэлэмэту къывгуры1уащ.

Ауэ сыхуейт къэвгъэлъэгъуэжыну тхак1уэм къигъэлъэгъуа худ.1эмалхэр?

- Сыт пейзажк1э зэджэр?

- Сыт олицетворенэк1э зэджэр?

- Сыт метафорэк1э зэджэр?

4 . Оценкэ гъэувын.

VII . У\л ятын.

Нэхъ уигу щ1ыхьа 1ыхьэм сурэт хуэщ1ын; тхыгъэм и щ1агъым щ1эт упщ1эхэм жэуап етын.

Читайте также: