Средневековое сочинение которое содержит запись важнейших событий по годам

Обновлено: 04.07.2024

Тест по истории Средних веков Живое Средневековье для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Средневековьем принято называть период времени:

1) I-IХ вв.
2) III-XI вв.
3) V-ХV вв.
4) VI-XIV вв.

А2. Значение Средневековья состоит в том, что в этот период:

1) возникло христианство
2) появились первые города
3) возникла историческая наука
4) появились существующие сегодня европейские языки и государства

А3. Свидетельства, помогающие узнавать о событиях прошлого, называют историческими:

1) загадками
2) вопросами
3) занятиями
4) источниками

А4. Сочинения, которые содержали в себе запись важней­ших событий по годам, назывались:

1) Библией
2) архивами
3) хрониками
4) рассказами

В1. Установите соответствие между историческим ис­точником и его типом. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Тип Исторический источник
А) вещественные
Б) письменные
В) изобразительные
1) икона
2) шлем
3) танец
4) указы правителя

Вариант 2

A1. Началом истории Средних веков принято считать:

1) основание города Рима
2) возникновение христианства
3) падение Западной Римской империи
4) перенос столицы Римской империи в Константинополь

А2. Значение Средневековья состоит в том, что в этот период:

1) возникло единое европейское сообщество
2) появились первые государства
3) появился Человек разумный
4) появилась письменность

А3. Специальные хранилища исторических документов называют:

1) источниками
2) раскопками
3) храмами
4) архивами

А4. Наука, занимающаяся поисками и изучением веще­ственных свидетельств прошлого, называется:

1) археологией
2) философией
3) античностью
4) древностью

В1. Установите соответствие между историческим ис­точником и его типом. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Тип Исторический источник
А) вещественные
Б) письменные
В) изобразительные
1) монета
2) наскальная живопись
3) религиозные обряды австралийцев
4) завещание богатого человека

Ответы на тест по истории Средних веков Живое Средневековье для 6 класса
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-4
А4-3
В1. А2 Б4 В1
Вариант 2
А1-3
А2-1
А3-4
А4-1
В1. А1 Б4 В2

Хроника (греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.

Хроника, как историческое произведение, появилась в поздней Римской империи и развивалась в Византии и Западной Европе. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом свя­зана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии. Следует отметить, что переводы не всегда адекватны оригиналу, нередки сокращения текста.



Хроники, создававшиеся на Руси, назывались хронографами.

Примечания

  • Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Хроника" в других словарях:

Хроника — ХРОНИКА. Термин этот употребляется в трех смыслах: как название для особого вида исторических сочинений, как обозначение чисто литературного жанра, наконец, как наименование особого отдела газет и журналов. В последнем смысле своем… … Словарь литературных терминов

хроника — и, ж. chronique f. > нем. Chronik, пол. chronika, kronika <гр. hronikos относящийся ко времени. 1. Запись исторических событий в их временнОй последовательности, производимая современником; летопись. БАС 1. Кроник, что чинилось в 1700 году… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ХРОНИКА — (греч., от chronos время). 1) изложение всемирных, местных или даже семейных событий в порядке последовательности их во времени. 2) газетный отдел: текущие события местной жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

ХРОНИКА — ХРОНИКА, хроники, жен. (греч. chronika). 1. Запись событий в хронологической последовательности (ист.). Средневековые хроники. Хроники Георгия Амартола. Русские хроники называются летописями. 2. Название литературных произведений, содержащих… … Толковый словарь Ушакова

ХРОНИКА — (греч. chronika от chronos время). 1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; Хроники Р. Холиншеда)2)] Литературный жанр повествовательного… … Большой Энциклопедический словарь

ХРОНИКА — жен., греч. временник, записки современника, летопись, бытопись. Хроническая болезнь, долговременная, ·противоп. острая, коей теченье держит сроки. Хронография, местная летопись, по годам; описанье, перечет событий, по времени. фический, к сему… … Толковый словарь Даля

хроника — ХРОНИКА, и, ж. 1. То же, что хроник. 2. Вино низкого качества, бормотуха. 3. Черт знает что; патология, хронический случай. Чего, так в девках и ходит? Ну, это уже хроника … Словарь русского арго

Хроника — (греческое chronika, от chronos время), 1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневекового исторического сочинения (русские летописи). 2) Литературный жанр повествовательное или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХРОНИКА — ХРОНИКА, и, жен. 1. Вид средневековой повествовательной литературы запись исторических событий в хронологическом порядке. Средневековые хроники. 2. Литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий, а… … Толковый словарь Ожегова

До нашего времени дошло порядка 5000 летописных списков XIV—XVIII веков. Списками их называют, потому, что эти рукописные книги были переписаны, списаны с другого источника (другой рукописной книги). Иногда разница между списками состоит только в небольшом числе орфографических ошибок, допущенных переписчиком при списывании.

Протографом называют летопись или какой-то иной текст, с которого переписывался текст изучаемой летописи.

Изводом называют одну или несколько очень близких вариантов летописей. Т.е. несколько книг, в которых написано почти одно и то же (±орфографические ошибки и мелкие разночтения).

Обычно в печатном виде публикуются летописные изводы, а в комментариях к ним указываются разночтения между разными экземплярами этих изводов.

Один извод от другого отличается уже, собственно, по смыслу. Но наибольшее количество различий наблюдается между летописями, составленными в разных регионах. Списки летописей по месту составления или по месту изображаемых событий иногда делятся на разряды. Существуют такие разряды "новгородские летописи", "псковские летописи" и т.д.

Любая дошедшая до нас летопись (древнерусская рукописная книга с погодными записями) относится к какому-то изводу. Обычно историки указывают на летописный извод, или даже на какое-то отдельное произведение "повесть", "поучение", "сказание", если оно записано в почти неизменном виде во многих летописях.

Наиболее древний летописный текст, дошедший до нас это, Новгородская первая летопись старшего извода в синодальном списке. Это пергаментная рукопись размером в четверть листа. Она хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов. Предполагается, что в первоначальном варианте в ней было еще 136 листов, но когда-то в древности они были утеряны, и до нас этот список дошел в таком вот урезанном виде.

Первая часть этой летописи была записана в дошедшем до нас виде в XIII веке (в 20-е или в 60-е годы - тут мнения источниковедов расходятся). Вторая часть этой летописи была в дошедшем до нас виде записана в XIV веке, около 1330 года. Далее идут приписки разными почерками о событиях 1331—1333, 1337, 1345 и 1352 годов. Таким образом, можно сказать, что древнейшая часть дошедшей до нас летописи дошла до нас в списке XIII века. А в целом НПЛ старшего извода в синодального списке была дописана в XIV веке.

В то же время, до нас дошло несколько более поздних (т.е. более "младших") списков новгородской первой летописи. Два древнейших из них относятся к XV веку. Эти 2 и еще 7 других дошедших до нас списков НПЛ младшего извода почти не отличаются между собой и именно поэтому объединены в один извод. Новгородская первая летопись младшего извода очень незначительно отличаются от НПЛ старшего извода. Но в НПЛ старшего извода нет большого куска из первой части, описывавшей события, происходившие ранее 1016 года. А в НПЛ младшего извода описание этих событий есть. Поэтому обычно принято публиковать НПЛ обеих изводов - старшего и младшего - в одном томе, чтобы и исследователи, и просто любознательные люди могли ознакомится и с древнейшим вариантом текста из НПЛ старшего извода, и с более полной версией текста из НПЛ младшего извода.

Две другие древнейшие из дошедших до нас летописей это летопись монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, датируемая 1377 годом), и Ипатьевская летопись начала XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). Именно эти летописи содержат самое древнее (дошедшее до нас) описание событий истории Руси до 1016 года. Поэтому часто именно Лаврентьевскую и Ипатиевскую летописи называют "древнейшими дошедшими до нас древнерусскими летописями".

Долгое время ученые-источниковеды считали первоисточником всех начальных сведений русских летописей так называемый "древний свод начала XII века", написанный в Киеве. Наиболее вероятным его создателем считался монах Нестор (сейчас ряд известных источниковедов опровергает мнение о том, что автором был именно Нестор, но дискуссия по этому вопросу пока продолжается).

Этот "древний свод XII века " и назвали по первым его строкам "Повесть Временных Лет" (ПВЛ). Иногда же его называют "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись". Это наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Он известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в орфографии.

С текста ПВЛ начинается текст большинства дошедших до нас летописей. Собственно, любая летопись писалась как история мира от его сотворения до нашего времени. Поэтому летописец сначала записывал древнейшие дошедшие до него сведения из других, более древних летописей, иногда соединяя сведения из нескольких имеющихся у него древних летописей, добавляя сведения из других имеющихся у него документов (договоров, законов и т.д.). О современных ему событиях, летописец добавлял и собственные сведения и сведения услышанные им от очевидцев. Порой в летопись добавлялись и художественные произведения: "поучения", "сказания" и т.д.

Таким образом, происхождение всех летописей можно представить как своего рода "куст", растущий из начального свода XII века (ПВЛ), к которому каждый следующий летописец дописывал какие-то свои сведения, создавая, таким образом, новую веточку на этом кусте. А его летопись, в свою очередь, могла послужить протографом (базовым текстом) для другой летописи, или источником для заимствования отдельных сведений в другую летопись.

Дальнейшее изучение и сопоставление летописей привело исследователей к идее о том, что и сам текст ПВЛ был составлен на основе еще более ранних, существовавших до него, летописей, естественно, с учетом имевшихся в распоряжении летописцев документов и устных преданий. Наиболее подробно вопрос происхождения текста ПВЛ исследовал в начале XX века академик А.А. Шахматов, создавший ставшую общепринятой схему сложения ПВЛ из предыдущих летописных и иных источников.

В целом же текст ПВЛ в той или иной редакции лег в основу всех русских летописей и был многократно переписан летописцами, в каждом регионе добавлявшими к изначальному тексту новые и новые погодные записи.

Собирать летописи для их изучения впервые в России начал в XVII в. историк Татищев. Но он не проводил, собственно, научного анализа текста, а просто компилировал сведения из различных летописей. По сути, Татищев был отчасти первым изучающим летописи историком, а отчасти — всё ещё летописцем-компилятором.

Так, например, до нас дошел список Иоакимовской летописи, сделанный Татищевым, в котором есть ряд уникальных сведений, касающихся ранней истории Древней Руси. В то время как сама Иоакимовская летопись утрачена. Логично было бы относиться к этому, Татищевскому, списку Иоакимовской летописи, не как к труду историка или писателя XVII-XVIII века, а как к еще одной русской летописи XVII-XVIII века, сделанной с более раннего, утраченного ныне протографа.

Первым, кто провел критический анализ русских летописей был приглашенный в Россию в XVIII веке немецкий историк Герхард Миллер. Он заложил основу русской школы критического анализа летописей. Разыскание и изучение летописей происходило весь XVIII и XIX век. В последние 100 лет почти никаких новых летописей не находится, но идет все более глубокое изучение найденного материала.

Издание Полного Собрания Русских Летописей (ПСРЛ) было начато в 1830 е годы. Издание это идет до сих пор. Наиболее древние и ценные летописи были изданы в XIX веке, а затем переизданы в XX. Некоторые летописи, особенно XVII-XVIII веков до сих пор не изданы в печатном виде. Но особого интереса для средневековой истории Руси они не представляют.

До нашего времени дошло порядка 5000 летописных списков XIV—XVIII веков. Списками их называют, потому, что эти рукописные книги были переписаны, списаны с другого источника (другой рукописной книги). Иногда разница между списками состоит только в небольшом числе орфографических ошибок, допущенных переписчиком при списывании.

Протографом называют летопись или какой-то иной текст, с которого переписывался текст изучаемой летописи.

Изводом называют одну или несколько очень близких вариантов летописей. Т.е. несколько книг, в которых написано почти одно и то же (±орфографические ошибки и мелкие разночтения).

Обычно в печатном виде публикуются летописные изводы, а в комментариях к ним указываются разночтения между разными экземплярами этих изводов.

Один извод от другого отличается уже, собственно, по смыслу. Но наибольшее количество различий наблюдается между летописями, составленными в разных регионах. Списки летописей по месту составления или по месту изображаемых событий иногда делятся на разряды. Существуют такие разряды "новгородские летописи", "псковские летописи" и т.д.

Любая дошедшая до нас летопись (древнерусская рукописная книга с погодными записями) относится к какому-то изводу. Обычно историки указывают на летописный извод, или даже на какое-то отдельное произведение "повесть", "поучение", "сказание", если оно записано в почти неизменном виде во многих летописях.

Наиболее древний летописный текст, дошедший до нас это, Новгородская первая летопись старшего извода в синодальном списке. Это пергаментная рукопись размером в четверть листа. Она хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов. Предполагается, что в первоначальном варианте в ней было еще 136 листов, но когда-то в древности они были утеряны, и до нас этот список дошел в таком вот урезанном виде.

Первая часть этой летописи была записана в дошедшем до нас виде в XIII веке (в 20-е или в 60-е годы - тут мнения источниковедов расходятся). Вторая часть этой летописи была в дошедшем до нас виде записана в XIV веке, около 1330 года. Далее идут приписки разными почерками о событиях 1331—1333, 1337, 1345 и 1352 годов. Таким образом, можно сказать, что древнейшая часть дошедшей до нас летописи дошла до нас в списке XIII века. А в целом НПЛ старшего извода в синодального списке была дописана в XIV веке.

В то же время, до нас дошло несколько более поздних (т.е. более "младших") списков новгородской первой летописи. Два древнейших из них относятся к XV веку. Эти 2 и еще 7 других дошедших до нас списков НПЛ младшего извода почти не отличаются между собой и именно поэтому объединены в один извод. Новгородская первая летопись младшего извода очень незначительно отличаются от НПЛ старшего извода. Но в НПЛ старшего извода нет большого куска из первой части, описывавшей события, происходившие ранее 1016 года. А в НПЛ младшего извода описание этих событий есть. Поэтому обычно принято публиковать НПЛ обеих изводов - старшего и младшего - в одном томе, чтобы и исследователи, и просто любознательные люди могли ознакомится и с древнейшим вариантом текста из НПЛ старшего извода, и с более полной версией текста из НПЛ младшего извода.

Две другие древнейшие из дошедших до нас летописей это летопись монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, датируемая 1377 годом), и Ипатьевская летопись начала XV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). Именно эти летописи содержат самое древнее (дошедшее до нас) описание событий истории Руси до 1016 года. Поэтому часто именно Лаврентьевскую и Ипатиевскую летописи называют "древнейшими дошедшими до нас древнерусскими летописями".

Долгое время ученые-источниковеды считали первоисточником всех начальных сведений русских летописей так называемый "древний свод начала XII века", написанный в Киеве. Наиболее вероятным его создателем считался монах Нестор (сейчас ряд известных источниковедов опровергает мнение о том, что автором был именно Нестор, но дискуссия по этому вопросу пока продолжается).

Этот "древний свод XII века " и назвали по первым его строкам "Повесть Временных Лет" (ПВЛ). Иногда же его называют "Первоначальная летопись" или "Несторова летопись". Это наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Он известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в орфографии.

С текста ПВЛ начинается текст большинства дошедших до нас летописей. Собственно, любая летопись писалась как история мира от его сотворения до нашего времени. Поэтому летописец сначала записывал древнейшие дошедшие до него сведения из других, более древних летописей, иногда соединяя сведения из нескольких имеющихся у него древних летописей, добавляя сведения из других имеющихся у него документов (договоров, законов и т.д.). О современных ему событиях, летописец добавлял и собственные сведения и сведения услышанные им от очевидцев. Порой в летопись добавлялись и художественные произведения: "поучения", "сказания" и т.д.

Таким образом, происхождение всех летописей можно представить как своего рода "куст", растущий из начального свода XII века (ПВЛ), к которому каждый следующий летописец дописывал какие-то свои сведения, создавая, таким образом, новую веточку на этом кусте. А его летопись, в свою очередь, могла послужить протографом (базовым текстом) для другой летописи, или источником для заимствования отдельных сведений в другую летопись.

Дальнейшее изучение и сопоставление летописей привело исследователей к идее о том, что и сам текст ПВЛ был составлен на основе еще более ранних, существовавших до него, летописей, естественно, с учетом имевшихся в распоряжении летописцев документов и устных преданий. Наиболее подробно вопрос происхождения текста ПВЛ исследовал в начале XX века академик А.А. Шахматов, создавший ставшую общепринятой схему сложения ПВЛ из предыдущих летописных и иных источников.

В целом же текст ПВЛ в той или иной редакции лег в основу всех русских летописей и был многократно переписан летописцами, в каждом регионе добавлявшими к изначальному тексту новые и новые погодные записи.

Собирать летописи для их изучения впервые в России начал в XVII в. историк Татищев. Но он не проводил, собственно, научного анализа текста, а просто компилировал сведения из различных летописей. По сути, Татищев был отчасти первым изучающим летописи историком, а отчасти — всё ещё летописцем-компилятором.

Так, например, до нас дошел список Иоакимовской летописи, сделанный Татищевым, в котором есть ряд уникальных сведений, касающихся ранней истории Древней Руси. В то время как сама Иоакимовская летопись утрачена. Логично было бы относиться к этому, Татищевскому, списку Иоакимовской летописи, не как к труду историка или писателя XVII-XVIII века, а как к еще одной русской летописи XVII-XVIII века, сделанной с более раннего, утраченного ныне протографа.

Первым, кто провел критический анализ русских летописей был приглашенный в Россию в XVIII веке немецкий историк Герхард Миллер. Он заложил основу русской школы критического анализа летописей. Разыскание и изучение летописей происходило весь XVIII и XIX век. В последние 100 лет почти никаких новых летописей не находится, но идет все более глубокое изучение найденного материала.

Издание Полного Собрания Русских Летописей (ПСРЛ) было начато в 1830 е годы. Издание это идет до сих пор. Наиболее древние и ценные летописи были изданы в XIX веке, а затем переизданы в XX. Некоторые летописи, особенно XVII-XVIII веков до сих пор не изданы в печатном виде. Но особого интереса для средневековой истории Руси они не представляют.

Читайте также: