Памятка как писать сочинение описание помещения

Обновлено: 05.07.2024

Комната, которую я занимаю, – просторная, светлая. Окна занавешены белоснежным тюлем в обрамлении портьер светлого коричневого оттенка. Обои, желтые с оранжевым, напоминают свет солнца, что всегда способствует хорошему настроению. Мебели – минимум. В левом углу – письменный стол, а возле него – комод. Шкаф и софа – справа, а возле двери стоит пуфик.

Стены увешаны разнообразными фото. На одних запечатлены собственные путешествия и походы, на других – достопримечательности городов русских, попавшие в объектив моего фотоаппарата. Красочные снимки рассказывают о спусках по рекам Карелии: потрясающие закаты и восходы, и пенные потоки, и радостные лица друзей у костра.

Все фото, как музейные экспозиции, время от времени обновляю. Для того чтобы друзьям было интересно бывать у меня, да и самому разнообразить жизнь. Знакомые называют визиты ко мне экскурсиями. А мне очень приятно их проводить.

План сочинения

Если выстраивать сочинение-описание своей комнаты, опираясь лишь на этот принцип, то повествование станет похоже на обычное перечисление предметов. Чтобы этого не произошло, обязательно пропишите план работы.

Описание комнаты — сочинение 6 класс

Не так давно в одной из новостроек наша семья приобрела жилье. Было радостно, что мне выделили отдельную комнату. Она небольшая, зато уютная, а поскольку окна выходят на юг, то здесь много света. Именно солнышко заставляет меня просыпаться утром, а потом уже заглядывает в родительские стекла.

У входа, справа, оборудован компактный спортивный уголок. Я сторонник здорового образа жизни, поэтому люблю физические упражнения, а по утрам не забываю делать зарядку. Ловкость и силу помогают укрепить турник в дверном проеме, пара гантелей и шведская стенка.

Пол устлан мягким и красивым ковровым покрытием. Люблю в жаркий полдень отдыхать, лежа прямо на нем. Мне очень комфортно в моей комнате, ведь только здесь можно найти столь необходимое уединение или же посидеть в компании друзей. Даже если мы веселимся и шумим, то это не мешает взрослым. Моя комната – это мой маленький замок.

Почему я люблю свою комнату

Есть много разных причин:

  • здесь я могу хорошо отдыхать, учиться, слушать музыку, и многое другое;
  • это личное мое пространство и я могу делать разную перестановку, так как это хочется мне;
  • я могу пригласить гостей и мы не будем никому мешать;
  • мне в ней удобно и я к ней привыкла.

Моя любимая комната — это для меня лучшее место где я могу проводить свое время.

Для многих детей предел мечтаний – это большая комната, в которой можно поместить половину замка. Но, увы, моя комната совершенно не такая. Она имеет небольшие размеры, но в детстве казалась совершенно бескрайней. Несмотря на ее маленький размер в ней я чувствую себя комфортно, так как смогла уместить все, что необходимо для своего творчества и полета мыслей.

Многие девочки очень сильно любят розовый цвет, но, видать, я была не такой как все и увлекалась темными тонами. Для того, чтобы моя жизнь не была однообразной при выборе обоев я отказалась от монотонного окраса, но моя мама думала совсем по — другому. Но несмотря на наши противоречия итог порадовал нас обеих. Одна стена была оформлена в изящную поляну с розами и это была моя маленькая победа.

С детства я предпочитала классику и строгость, это и отразилось на всех сферах моей жизни, даже на комнате. Все должно сочетаться друг с другом, рабочая зона отдельно от зоны отдыха. И в этом, наверное, огромный плюс. Я всегда могу найти в ней то, что мне надо, даже в шкафу платья висят так, чтобы зимой я не надела летнее платье и наоборот. В мелочах вся радость и многие этого не понимают, а мне от этого только лучше, потому что я могу радоваться, смотря на обычный цветочный горшок в котором растет домашний клен.

А компьютерный стол я поставила рядом с окном. Утром, смотря в него, не видишь ничего стоящего, но как только наступает ночь, мой город начинает загораться яркими красками, а еще можно открыть окно. Ветер, дующий из него, придает сил на творчество. И вроде бы все как всегда, ничего не меняется. Но если пофантазировать, то моя комната – большой замок, а под кроватью живут ужасные чудовища и если свесить ногу, то они обязательно ее схватят. Вроде бы детская фантазия, но, уже повзрослев, все равно боишься свешивать ноги.

Я живу с родителями в двухкомнатной квартире на 7 этаже. У меня отдельная комната. Раньше я жила в комнате с сестрой, но она вышла замуж и переехала жить к мужу. Теперь в комнате живу одна, и мне это очень нравится. Я могу расставить мебель, как мне хочется. Сложить вещи, где мне удобно. И никто не будет возражать.

Моя комната квадратная. В ней находится шкаф у стены, где лежат мои вещи и висят платья. Напротив, у окна письменный стол, на котором я делаю уроки. На нем стоит компьютер, на котором я играю. Иногда за столом я читаю, потому что мама ругается, когда я читаю лежа на кровати. Говорит, что так осанку испорчу и глаза сядут. А на столе стоит настольная лампа, которая хорошо освещает.

По бокам от стола стоят две кровати. Одна моя, а вторая сестры. Сейчас я на нее скидываю вещи, когда прихожу из школы.

Комната небольшая, но мне здесь очень нравится. Когда ясное небо, с утра сюда заглядывает солнце и будит меня своими лучами. Особенно это приятно весной, когда еще поют птицы под окном. За окном виден весь двор. Поэтому, иногда, я просто наблюдаю, что там происходит. Как по телевизору.

На стене над своей кроватью висят постеры певцов и групп, которые я слушаю. И еще небольшая картина, которая мне очень нравится. Там нарисован закат на море и корабль уплывающий вдаль. Иногда я на нее смотрю, и мне хочется сесть на него и уплыть, чтобы увидеть новые земли и познакомиться с новыми людьми. Я мечтаю, что когда вырасту, заработаю много денег, и буду путешествовать.

Ко мне в гости часто приходят подруги. И тогда мы садимся по кроватям и мечтаем вместе. Кто куда хочет, кто в Австралию, кто в Париж… А мы слушаем музыку и нам кажется, что мы уже плывем навстречу приключениям.

Я очень люблю свою комнату. Я здесь отдыхаю, читаю, делаю уроки и прячусь от родителей, если меня за что-то заругали.

Сочинение Моя комната (от имени мальчика) Как же я люблю свою светлую, просторную комнатку. Моя комната находится под самой крышей нашего дома, на мансардном этаже. Не могу передать, насколько там уютно и приятно находиться. В моей комнатке есть три небольших окошка, с красивыми ажурными занавесками, они выходят в наш красивый сад.

Летом приятно проводить время, наблюдая в окошко как цветут цветы и резвятся на свежем воздухе наши собаки. Зимой можно наблюдать необыкновенную картину, заснеженный сад и белое пушистое снежное покрывало устилающее тропинки. Ко мне часто после школы приходят друзья и мы играем, игрушек у меня много, особенно люблю коллекцию своих машинок.

Стены в моей комнате теплого оттенка, на полу мягкий пушистый ковер, а на потолке звездное небо. Имеется у меня также спортивный уголок, там расположена шведская стенка, веревочная лестница, турник, с папой вечерами, после того как сделано домашнее задание мы проводим там. Папа говорит, что к спорту нужно приучаться с детства, чтобы быть крепким и здоровым мальчиком.

В учебной части моей комнаты стоит письменный стол, за столом я делаю уроки, мама мне помогает и проверяет сделанные мною ошибки. На стене закреплено множество книжных полок. Еще на моем столе есть компьютер, в стаканчике стоят ручки, карандаши и фломастеры, люблю рисовать своими разноцветными фломастерами.

Свои рисунки я вешаю на стены, еще на стенах висят постеры с любимыми актерами и исполнителями.

С раннего детства меня приучили любить свою комнату, содержать ее в порядке и заботиться о своих игрушках. Я люблю погулять с мальчишками и девчонками на улице, но мне всегда приятно возвращаться в свою комнатку и проводить в ней время.

Чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Представляем вам несколько сочинений на любой вкус. Используйте эти сочинения, чтобы на их основе написать своё.

Сочинение — интерьер моей любимой комнаты

На одной из карт – наша область. Я люблю путешествовать, не выходя из дома, – находить города, реки, названия которых слышал, отмечать те места, где доводилось бывать.

Комната у меня очень уютная. Летом здесь чувствуется прохлада, поскольку солнце загораживают ветви каштанов, что растут под окном. Зимой воздух хорошо прогревается от горячей стены камина.

Мне очень нравится моя комната. И когда я надолго уезжаю, то скучаю и представляю, как возвращаюсь сюда вновь.

Как выглядит моя комната

Стены моей комнаты светло фиолетового цвета. Есть балкон и окно с видом на парк, где сидя в комнате можно любоваться природой. У окна у меня стоит стол и кресло, где я делаю уроки, играю компьютерные игры, читаю разные журналы, книги и многое другое. У стены находится большая и удобная кровать, над которой висит картина (очень красивый водопад). Мне очень нравятся картины на которых изображена природа: деревья, реки, озера, леса и тому подобное. В углу стоит тумбочка и там я держу все свои тетради, книги, журналы. Недалеко от тумбочки есть шкаф среднего размера. На полу застеленный теплый коричневый коврик, что очень хорошо вписывается в интерьер. Также у меня есть небольшое зеркало, которое висит на стене.

Ко мне в гости часто приходят друзья и я приглашаю их в свою комнату. Мы можем здесь вместе слушать разнообразную музыку, смотреть фильмы, пить чай, или просто разговаривать, обсуждать разные, интересные нам вопросы. В прошлом году здесь был ремонт, и после этого многое изменилось. Мы купили новые шторы, так как эти уже были немного старые и не подходили по цвету. А также поменяли местами кровать и шкаф. Мне еще хочется купить хорошее мягкое кресло, такое как есть в моей двоюродной сестры Кристины. Я часто здесь убираю и навожу порядок, чтобы всегда было чисто и приятно.

Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал, презентация.

Эпиграф к уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…” (М.Рощин)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Тема нашего урока “Описание помещения как приём характеристики его обитателя (хозяина)”, сегодня на уроке мы будем с вами учиться описывать помещение, его внутреннее пространство.

3. Вступительное слово учителя

– Помещение – тот кусочек действительности в пространстве которого чаще всего находится человек, оно постоянно его сопровождает. Это и квартира, комната, школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д. Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.

4. Работа с ключевым словом “интерьер”

– Каждое помещение имеет свой интерьер. С французского языка это слово обозначает “внутренний”. Этот термин пользуется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания. Различаются следующие типы интерьера: общественный, жилой, театрализованный, спортивный и т.д.

Рассмотрим домик Барби:

– Какой он? (Красивый, двухэтажный… То что находится внутри домика и будет составлять интерьер домика Барби.)

5. Работа с картиной Т.Н. Яблонской “Утро”

“Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит форма девочки, на столе кувшин, хлебница, ещё что – то, оставленные там накануне…

6. Работа с эпиграфом к уроку

– Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”:

У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. Через художественное описание (комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу.

Работа с текстами из художественной литературы в форме игры “Кто в домике живёт?”:

Текст 1. “И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.

В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.

– Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались?

– Нет, они не взорвались. Вот, гляди. И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона. На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок. “Очень одинокий петух”, – так называлась картина.

  1. Кто он, этот герой? (Карлсон – маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик.)
  2. Какие детали интерьера (обстановки) помогают нам понять характер героя? – Какими языковыми средствами обозначены говорящие детали? (В тексте преобладают слова с оценочным значением, уменьшительно – ласкательные суффиксы берут на себя смысловую нагрузку.)
  3. Определите порядок следования слов, почему автор выбирает предложения типа Что? – Где?

Текст 2. Жил-был в норе под землей…. (хоббит, но имени пока не нужно называть)

Нора начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посередине. Дверь отворяется внутрь, в длинный коридор, похожий на железнодорожный, но туннель без гари и дыма и тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хозяин норы очень любил гостей…”

  1. Кто живет в этом помещении?
  2. Какие детали обстановки помогают вам понять характер героя?

(Ответ: Да, ребята, это хоббит из сказки Джона Роналда Толкиена “Хоббит, или туда и обратно”. Герой её – удивительный и трогательный народец хоббит. Во всем любит порядок и основательность. Одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда), а обедают они, как правило, дважды в день, если получится).

Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…

Учитель: Представьте себе: повесть “Муму” вам ещё неизвестна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?

7. Работа над планом описательного текста

– Любое сочинение-описание пишется по плану. Составим план предыдущего текста (описание каморки Герасима).

Краткий план может быть таким:

Развёрнутый план описания может быть таким:

I.
II.

1.
2.
3.
4.
Маленькая, тесная комната.
Кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах.
Дюжий сундук.
Столик такого же крепкого свойства.
Прочный приземистый стул на трёх ножках.

8. Орфографическая работа по карточкам:

Карточка 1

Вставить пропущенные буквы:
Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, п..ртер, к..ртина, п..т..лок.

Карточка 2

Прочитайте и запомните написание слов:
Письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.

9. Работа с памяткой

Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).

Примерный план описания

  1. Размеры комнаты.
  2. Стены.
  3. Окно.
  4. Полы.
  1. Стол.
  2. Стулья.
  3. Диван.
  4. Шкаф.

III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).

10. Итоги урока

– Что мы узнали сегодня на уроке? (Ответы учещихся.)

11. Домашнее задание

– Напишите сочинение-описание помещения, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер …

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).

Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.

Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу, слева от…, возле, где-то и др.

В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.

Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

1) Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).

2) Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.

3) Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу, слева от…, возле, где-то и др.

4) В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.

5) Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

1) Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).

2) Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.

3) Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от…, налево от…, у окна, над столом, в углу, слева от…, возле, где-то и др.

4) В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.

5) Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Описание – это такой тип речи, где подробно рассказывается о предмете, его внешнем виде и свойствах.

Основной вопрос к тексту: какой?

Описание предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий.

Это был пример описания природы. Так же можно описать портрет человека, помещение и интерьер.

А с чего же начать описывать помещение?

Помещение – ограниченное пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение. Это и квартира, и комната, и школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д.

Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.

Каждое помещение имеет свой интерьер.

Интерьер бывает общественным, например, театр, концертный зал, либо жилой. Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.

Основа описания – это перечень признаков помещения и находящихся в нём предметов. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием их местоположения.

Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, - книжная полка; на стене – карта полушарий.

Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит школьная форма девочки, на столе кувшин, хлебница.

А теперь внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь.

Используйте слова – помощники:

ГДЕ? ЗДЕСЬ, ГДЕ-ТО, КОЕ-ГДЕ, ТУТ ЖЕ

ГДЕ? В ШКОЛЕ, В ЛЕСУ, В СЕЛЕ, В КАБИНЕТЕ

ГДЕ? СПРАВА, СЛЕВА, НАПРАВО, НАЛЕВО, НАПРОТИВ

ГДЕ? ОКОЛО НЕЕ, ВБЛИЗИ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОБЛИЗОСТИ, В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

Теперь перейдем к памятке “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, и вновь описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок).

А сейчас составим примерный план описания помещения. Сначала описываем само помещение:

И в конце пишем вывод – свое отношение к описываемому (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, и сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.

2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.

3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.

4. Написание сочинения – описания помещения.

Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.

У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…

Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…

Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.

К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.

Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.

Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?

Общее представление о помещении, доме, квартире;

Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.

Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.

Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.

Теоретический материал для углубленного изучения

Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.

Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите вариант ответа.

А) описание в официально-деловом стиле;

Б) описание в художественном стиле;

В) описание в разговорном стиле.

Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.

Правильный ответ: Б.

Выбор элемента из выпадающего списка

Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:

А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.

Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.

Читайте также: