Сочинение по адыгейской литературе 7 класс

Обновлено: 20.05.2024

5 II. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Требования к результатам освоения учебного предмета Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своей родине, прошлое и настоящее народов, населяющих малую родину-адыгею; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Адыгеи, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5) смысловое чтение; 6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - 5 -

6 7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 8) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); Предметные результаты: 1) осознание значимости чтения и изучения адыгейской литературы для своего дальнейшего развития 2) понимание адыгейской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 4) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции Результаты освоения учебного предмета Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - 6 -

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Нормативной правовой базой для составления данной программы стали следующие документы:

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 4.

Программа предусматривает ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Рабочая программа по адыгейской литературе в 7 классе создана на основе авторской программы под редакцией Н.И. Кесебежевой, Н.А. Кияровой.

Изучение курса реализуется через учебник -хрестоматию для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Программа рассчитана на 68 часов. (2 ч. в неделю).

- ознакомление с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи;

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее;

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;

- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;

- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Основные линии программы:

1. Развитие творческой деятельности.

2. Развитие восприятия произведения;

3. Развитие литературоведческих понятий;

4. Развитие речевых умений.

Планируемые результаты соответствуют поставленным целям и задачам.

Учащиеся через изучение курса адыгейской литературы должны приобщиться к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее. У учащихся должен сформироваться интерес и уважение к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре. Посредством изучения адыгейской литературы у учащихся разных национальностей должны сформироваться доброжелательные, дружеские отношения. Учащиеся получат возможность

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

1. Полноценное восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Содержание учебного предмета.

Программа для 7 класса отражает основные направления работы:

1. Тематика чтения.

2. Развитие устной и письменной речи.

3 . Элементы литературоведческого анализа текста.

Программа состоит из следующих разделов:

Произведения устного народного творчества.

Адыгейская литература .

Введение. (2 ч.).

Символы России и Республики Адыгея: герб, флаг и гимн.

Прослушивание гимнов России и Республики Адыгея. О чем заставляют задуматься гимны России и Республики Адыгея?

Выучить наизусть тексты гимнов России и Республики Адыгея.

I . Произведения устного народного творчества (3 ч.)

Нартский эпос. Устное народное творчество. Фольклор и его основные жанры. Выражение в произведениях фольклора нравственных идеалов народа.

Образ Бадыноко-Шабатнуко в пщинатле — большой эпической поэме, как олицетворение мужества и отваги. Народная оценка героя и способы ее выражения.

II . Адыгейская литература (59 ч.)

Литература как словесное искусство и как учебный предмет. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. Художественная литература в жизни человека.

Ахмед Джанхотович Хатков

Картины природы в творчестве Хаткова. Создание художественного образа, языковые особенности. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.

Тембот Магометович Керашев

Понятие о национальном характере в литературе.

Тема, идея, основные образы романа.

Сопоставление героев. Создание литературного очерка.

Мурат Салихович Паранук

Стилистический анализ фрагментов сказки.

Поэтический образ Родины в лирике поэта. Музыкальность и поэтическая глубина изображения.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Цуг Алиевич Теучеж

Автобиографичность произведения. Сложность человеческой судьбы автора.

Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью).

Юсуф Ибрагимович Тлюстен

Мысль автора о моральной ответственности человека (Асхада) за свое поведение и окружающий его мир. Меняющийся внутренний мир героини (Сурет). Мастерство писателя в построении сюжета.

Автор - образ - читатель: как создает героя автор и как создает героя читатель.

Дмитрий Григорьевич Костанов

Историческая основа и народно-поэтические истоки рассказа. Героический характер в литературе. Герой и читатель. Патриотический пафос произведения.

Самостоятельно подобрать из рассказа цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос.

Сафер Махмудович Яхутль

Выражение патриотических чувств автора средствами поэзии.

Стилистический анализ фрагментов стихотворения.

Хусен Борежевич Андрухаев

Тема Родины в лирике поэта. Роль личности в истории.

Чтение и обсуждение стихотворений.

Киримизе Хаджимусович Жанэ

Человек и природа. Богатство внутреннего мира главных героев рассказов.

Написание аннотации литературного произведения.

Исхак Шумафович Машбаш

Хазрет Ахметович Ашинов

Тема Великой Отечественной войны. Горечь и боль утраты близких на войне. Уважение к прошлому, историческая память в рассказе. Творческая мастерская. Рассказать о своей бабушке.

Хамид Яхьевич Беретарь

Тема гражданской войны в поэме. Роль личности Хакурате в истории народа.

Пшимаф Карбечевич Кошубаев

Жизнь аула под оккупацией немецко-фашистских захватчиков. Героизм и стойкость членов семьи в борьбе с врагом. Творческое задание. Рассказ о героях Великой Отечественной войны города Майкопа.

Нальбий Юнусович Куек

Особенности сонета как жанра. Причины его популярности. Анализ ритмического, строфического и идейного своеобразия сонетов. Изобразительно-выразительные средства художественной (поэтической) речи.

Выделить основные изобразительно-выразительные средства литературного произведения.

Обращение к предку как к истокам становления личности автора. Язык поэтического произведения.

Руслан Махмудович Нехай

Образ девушки, матери, сестры. Честь как нравственное понятие. Тонкий психологизм лирики Нехая.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Автор и его герой. Особенности поэтической речи поэта.

Подбор рифмы для стихотворения. Создание стихотворения по заданным рифмам. Сочинение стихотворения.

Нурбий Нухович Багов

Стихотворная речь и стихотворные размеры как способ точной передачи мыслей и чувств автора. Мотивы единства красоты природы и красоты человека в стихотворении.

Как рождается стихотворение.

III . Развитие речи (4 ч.)

Ритм. Стихотворная речь и стихотворные размеры как способ более точно
передать мысли и чувства автора.

Сочинение-миниатюра на любую тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Везет он винтовки

И шепчет маршрут,

Как заветное имя.

Творческое задание.

Рекомендации для проверяющих

Максимальное количество баллов за работу – 59б.

1.Кто является основоположником адыгейской литературы?
Ответ: Т. Керашев. (1 балл)

2. Назовите автора и композитора Гимна Республики Адыгея

Ответ (Автор – И. Ш. Машбаш, Композитор – У. Х. Тхабисимов) (2 балла)

3. Объясните значение слов

Ответ: А) Лагун –женская половина дома

Б) Хабар – новость

В) Унаутка – прислуга

Г) Бедак – деревянное ведро

Д) Чарыки – мягкая обувь 5 баллов

Ответ: Лаба (1 балл)

5. Укажите название стихотворения и его автора.

Мое сердце, светящее нежно.

Мой язык – моя радость и стон.

Моя вера, любовь и надежда,

Его силою сам я силен.

Б)Да, могло быть и так!

Полюбил этот край

Сердцем горца и брата –

Ты не сможешь пройти

Мимо щедрого дара природы –

Возрожденного к жизни народа.

В) Если я рожден в ауле,

Как же горы не любить мне,

Что стоят на карауле

Всех времен и всех событий.

В). Андрухаев Х. Б. «Кавказ

(1б – название стихотворения, 1б. –автор. Мах – 6 баллов).

6. Узнайте героя по описанию. Назовите автора и название произведения.

Везет он винтовки

И шепчет маршрут,

Как заветное имя.

Творческое задание.

Напишите сочинение-миниатюру мое любимое произведение адыгейской литературы.

Оригинальность создаваемого текста Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение на адыгейском языке "Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ". Сочинение написано ко Дню Республики. Участвовало в городском конкурсе сочинений. Удостоино Диплома II степени.

Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ.

Адыгэ Республикэр Урысыем щыщ.

Ипсыхъо чъэрмэ

Мыжъор акъутэ.

Пхъэшъэбэ чъыгмэ

Пшысэр а1уатэ.

Гур агъэлъатэ

Ипшысэ нэфмэ,

Гур агъэк1эжьы

Ныбжьырэ шъофмэ!

Хэтрэ ц1ыфи къызщыхъугъэ лъэныкъо ыпсэ хэт1агъэу и1. Ар дышъэм нахь лъап1, ижь къабзэ уезэщрэп, ищытхъу ябгъа1о пш1оигъу, ихахъо удэгу1э. Ч1ыгум пэпш1ын щы1эп. Ч1ыгур — Ны. Ащ игъомылэ куц1 тегъэш1ы, къытхилъхьэрэ гушхуагъэм зытегъэ1эты. И1 нэбгырэ пэпчъ ч1ып1э рэхьатэу, псэм хэпчын умылъэк1ынэу щыщ хъугъэу ч1ыгу залэ — игумэк1и, игуш1уагъуи, игупшыси, инасыпи епхыгъэу, ылъэгупашъо нэсымэ 1эзэгъупс фэхъоу.

Тихэку ц1ык1у къэралыкъошхоу Урысыем хахьэ. Урысыер къэралыгъошхоу, хэку дахэу, баеу щыт.. Тарихъэу и1эмрэ, хъишъэу пылъымрэ зэрэдунаеу аш1огъэш1эгъонэу зэрагъаш1э. Ар бгъэш1эгъонэу щытэп, сыда п1омэ, уахътэ теш1эрэм пэпчъ тич1ыгу къыщыублагъэу тиц1ыфхэм анэсыжьэу нахь гъэш1эгъон горэ, нахь дахэ горэ ахэолъагъо.

Урысыем хэку ц1ык1у бэу зэтефыгъ, ахэмэ мэханэшхо я1, яш1уагъэ зэфэшьхьафи къэралыгъом къырагъэк1ы. Тэ ти Адыгэ Республики, ич1опс дахи, ич1ыгу баи иш1уагъэ къырегъэк1ы.

Тихэку ныбжьык1. Игъаш1э ц1ык1уми, иш1агъэ ины. Зызэхащагъэр илъэс т1ок1рэ тфырэ хъугъэ. Ау щытыми игимни , ибракъи, игерби,иконституции и1э хъугъэ.Тиреспубликэ къэралыгъуабзэу т1у щагъэфедэ:урысыбзэмрэ,адыгабзэмрэ. Ахэмэ фитыныгъэу я1эр зэфэдэ. Адыгеер бай, к1оч1эшху.

Мыщ лъэпкъ зэфэшъхьафыбэ щэпсэу. Ахэр бзэ эфэшъхьафхэмк1э мэгущы1эхэми,шэн-зек1ок1э зэфэшъхьафхэр я1эми , иякультурэхэмк1э зэтек1хэми зэрэлъытэх,зэдэ1ужьых,зэдаштэу 1оф зэдаш1э.Ащ уегъэгушхо ык1и уегъэгуш1о.

Ащ идэхагъэ орэдэу сыгу къе1ук1ы, огум ебыбэ, иджэрпэджэжь макъи къыслъэ1эсыжьы. Сыд фэдэрэ уахъти ар дахэ: бжыхьэми, к1ымафэми,гъэмафэми, гъатхэми. Чъыгхэр къэгъагъэмэ зызэлъаштэк1э, мэ1эш1оу къапихырэм гур къыдещае. Бзыу ц1ык1у макъэхэр зэпэджэжьхэу тыдэк1и къыщэ1ух. Сихэгъэгу к1асэ ц1ыф лъэпкъ зэфэшъхьафыбэ щэпсэу: адыги, урыси, ермэли, къумыкъуи, къэндзали, нэмык1хэри. Непэ тэ тищык1эгъэжьыр тищы1ак1э диштэу тинасып зиушхуныр, тиц1ыфышъхьэ бэгъоныр, тиуашъо шхъонт1эныр ык1и къэбзэныр. Тыгъэшхоу ташъхьагъы итыр къытэдэхаш1эу къытфепсыныр, т1э зэ¬к1эдзагъэу неущырэ мэфэ дахэр непэ зэдэдгъэпсыныр ары.

Урысыем ис лэпкъ зэфэшъхьафхэм я культурэхэри зэфэшъхьафых, я хабзэхэри дахэх, я шъуашэхэри гъэш1эгъоных. Тэ ти хэку ц1ык1у ахэмэ зэк1эми анахь баеу сэлъытэ.

Хэбзэ гъэш1эгъонхэри тилъэпкъ зэрехьэ. Нахьыжъым шъхьэк1афэ фаш1ы. Бзылъфыгъэм уасэу фаш1ырэр зэрэдунаеу ящысэ техып1. Силъэпкъ орэдхэр ижъык1э къыщыублагъэу ик1ас, щы1эныгъэм къыхэфэрэ лъэныкъо зэфэшъхьафхэм ахэр афэгъэхьыгъэх. Л1ыхъужъ орэди, ш1улъэгъу орэди, гухэк1 орэди, сэмэркъэу орэди ахэм къябэк1ых. Ау тикъэшъо орэдхэр зэхэзыхыхэрэм зыч1ып1э щысышъоу къахэк1ырэр мак1э. Тикъашъохэр зэфэшъхьафых: къэшъо псынк1эхэри, къэшъо шъабэхэри бэ мэхъух. Ти къашъохэр зыплъэгъук1э тилъэпкъ идэхагъи, ибаиныгъи, тишэн-хабзи, тилъэпкъ къырык1уагъэри ахэолъагъох.

Тэ тилъэпкък1э тынасыпыш1у , тымак1э нахь мыш1эми тыгук1э тыин. Анахь къэралыгъо инхэм ябгъаш1эми сыдрэ лъэныкъок1и тыбай. Ти къушъхьэхэр , ти мэзхэр , ти псыхъохэр , ти къащъохэр , ти орэдхэр - зыпэпш1ын зи щы1эп. Хьак1эу къытфак1охэри бэ , къанэу зыш1оигъоу къыхэк1хэри бэ.

Тилъэпкъ итэкъухьагъэ хъугъэ нахь мыш1эми, шэни хабзи ахэзыгъэп. Сыд фэдэрэ хэгъэгу пштагъэми тилъэпкъэгъоу ащыпсэухэрэр ахэош1ык1ы. Ахэм шэн гъэ1ылъыгъэ я1эу, зык1ыныгъэ ахэлъэу, ашъхьэ уасэ фаш1ыжьэу мэпсэух

Сыадыг зы1орэр адыга зэк1э?

Адыгэм къушъхъэхэр ыгу илъ,

Адыгэм дахэу щы1эр пыль.

Сэ зэрэслъытэмк1э адыгагъэ, адыгэ-хабзэ, адыгэ-нэмыс зып1орэм, ащ зэк1э къыхеубытэ: узэрэпсэущтыри, узэрэзек1ощтыри, зызэрэпш1ыщтыри. А шапхъэхэр умыукъохэу, удэмыхэу ызыпсэушъук1э о у Адыг!

Адыгэ Республикэр ц1ык1уми идэхагъэ, иш1агэхэм и иц1ыфхэм Урысыер егъэбаи.

Читайте также: