Сочинение по творчеству горького

Обновлено: 08.07.2024

1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
2. "Безумство храбрых" и "мудрость жизни" в произведениях М. Горького.
3. Пафос романтических произведений Горького.
4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
7. Трагические судьбы "людей дна" в произведениях М. Горького.
8. "Человек" в произведениях М. Горького ("Фома Гордеев", "На дне" и др.).
9. "Свинцовые мерзости" русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького "На дне".
12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького "На дне".
13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького "Мать".
14. "Очень своевременная книга" и "Несвоевременные мысли" М. Горького (по роману "Мать" и "Несвоевременным мыслям").
15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе "На дне"),
17. "Человек- вот правда!" (по пьесе "На дне").
18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина".
19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне".
20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе "На дне".
21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?

23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: "Каждый сам себе судьба" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергилъ").

24. Устарел ли Максим Горький?

По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.

ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ

СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ"

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой.
Беранже


Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо

куда полезнее усыпительных гуслей.
Л. Леонов

I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди "с солнцем в крови" герои ранних произведений писателя.
II. Человека Горький ищет везде, даже "на дне" жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина - основной драматургический конфликт пьесы.
V. Жизненная философия Луки: "Не всегда правдой душу вылечишь". Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди "странники" и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь "устроиться" в ней, "приспособиться". Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о "праведной земле").
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин - обличитель лжи как "религии рабов и
хозяев", прибежища нищих духом. Правда Сатина - "бог свободного человека", правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
VII. Человек Луки - отдельная, конкретная личность ("я всякого уважаю"), Человек-Сатина - это общность людей, человечество ("Это не ты, не я, не они. нет! Это - ты, они, старик" Наполеон, Магомет. в одном").
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки - это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
XI. Гуманизм Горького в пьесе "На дне", философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.

ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) - для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых. Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: "Он очень одинок, хотя никогда не бывает один", "в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает". И уж совсем красноречивый вывод: "у старого медведя на губе кольцо".
II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ. Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества. Вероятно, написано талантливо.
III. Романтические песни "Старуха Изер-гиль" - все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, "цветистый" язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты"). "Свинцовые мерзости русской жизни" и в то же время "здоровое, яркое, творческое", что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. "Дачники", "Дети солнца", "Васса Железнова", увиденные по телевизору, достаточно интересны. "На дне" - пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники - живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту ("молодец старик").
VI. Больше всего спорить хочется с романом "Мать". Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый "забрызгать кровью небеса" во имя идеи) - абсолютно неприемлема для меня. Думается, что "своевременность" этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно "Дело Артамоновых", "Жизнь Клима Самгина", последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.

VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто "сделал себя сам". Как это ни банально звучит, в разное время
Горький был разным (это доказывают его "Несвоевременные мысли"), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.

РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО

Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий. Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
А. Н. Толстой

I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль - герои, зовущие к подвигу.
II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко - подвиг есть следствие огромной любви к людям.
IV. "Безумство храбрых" и "мудрость жизни" в ранних произведениях А. М. Горького.
V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся - "свободная стихия". Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка - смерть, Уж - Сокол, Ларра - Данко, Буревестник-- глупый пингвин и т. д.).
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

Место человека в обществе – одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей. В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек – неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества. Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.

сочинение по творчеству горького

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

сочинение человек в творчестве горького

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

жизнь и творчество горького

Сочинение по творчеству Горького − 11 класс

Вариант 1

Я очень люблю творчество Максима Горького. В своих произведениях писатель поднимает достаточно важные проблемы, которые актуальны и в современном мире.

Каждое произведение уникальное и особенное, заставляет задуматься и вдохновляет на изменения в себе. Главным заданием творчества писателя я считаю изучение человека, исследование внутреннего мира в разных жизненных ситуациях.

В первом из них писатель рисует образы смелых, сильных духом и свободных людей. Главными героями рассказа стали цыгане, которые всегда считались романтичным образом воли и страсти. Достаточно интересно показана проблема любви. Несмотря на всю красоту и нежность этого чувства, именно оно может отобрать свободу. В рассказе показана борьба между любовью и желанием быть вольным. Как бы странно это не звучало, трагедия гибели героев воспринимается как победа воли и жизни.

Именно из-за таких интересных исследований человеческой души мне больше по душе раннее творчество Горького: романтические произведения, в которых главные герои ищут себя, свое место в жизни, в любой ситуации остаются настоящими людьми с чувством собственного достоинства.

Вариант 2

Первые произведения Максима Горького дают читателю возможность познакомиться со взглядами писателя на мир в процессе становления его личности, знакомят нас с его пониманием жизни и чувств в этот непростой период. Раннее творчество М. Горького отличается тем, что в это время писатель создавал преимущественно рассказы романтического характера с целью побудить людей к действиям, изменить преобладавшее тогда пассивное, наблюдательское отношение к жизни.

Для достижения своей цели писатель создал собирательный образ героического человека,

который стал центральным во всех его ранних рассказах. М. Горький подарил своим персонажам неутолимую жажду жизни и полную самоотверженность. Каждый из его героев готов совершить любой подвиг ради своего народа, потому что считает своим долгом служить ему во благо.

Наглядным примером романтического произведения раннего периода в творчестве М. Горького является рассказ “Старуха Изергиль”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, а какие черты, наоборот, отталкивают. Устами старухи

Изергиль писатель рассказывает нам несколько историй.

На первый взгляд, эти истории не имеют ничего общего, но все они воспевают любовь и осуждают негативные человеческие качества. При этом каждый персонаж понимает и интерпретирует любовь по-своему. Так, бесстрашный молодой человек Данко искренне любил свой народ, поэтому не мог видеть его мучения и пожертвовал собой ради счастья других людей. М. Горький одобряет подвиг Данко, призывая всех быть такими же мужественными, восхищаясь способностью героя по-настоящему и бескорыстно любить. В образе Данко мы видим духовно богатую личность.

Другая история, с которой нас знакомит старуха Изергиль, описывает поступки негативного персонажа. Ларра был сыном орла, гордой и независимой птицы. Образ орла выбран М. Горьким не случайно, ведь именно эта птица ведет самостоятельный образ жизни высоко в горах, вдали от людей. Всю жизнь орла сопровождает одиночество, и смерть настигает его одного. Ларра был настоящим эгоистом. С помощью этого персонажа писатель осуждает тех, кто отказывается от других людей – друзей, родных, своего народа. Ларра так высоко задрал голову, что не видел никого кроме себя и не замечал своих проступков. Однако такой образ жизни рано или поздно вызывает невыносимую тоску и приносит одни страдания.

Мотив любви к свободе прослеживается в истории Радды и Лойко – вольных цыган, которые предпочли вечную свободу горячей земной любви. Идея жизни ради подвигов обрамляется историей жизни самой старухи Изергиль. Она рассказывает о себе как о женщине, которая никогда не была рабыней сложившейся ситуации, потому что смело выбирала свободу.

М. Горький сумел в своих рассказах передать энергию стойких, сильных морально людей, которые больше жизни ценили свободу. Писатель восхищается созданными характерами, побуждая людей творить, создавать, приносить радость окружающим, используя все существующие возможности.

Тема свободы

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

творчество максима горького

“Человек в творчестве Горького” — сочинение

Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, которую непременно нужно заслужить. Писатель всегда относился к людям, как к великой загадке. Именно поэтому в центре практически каждого его произведения стоит человек, со своими мыслями, проблемами, хорошими и плохими качествами.

М. Горький часто задавал себе вопрос, что именно отличает настоящего человека с большой буквы? Ответ легко можно найти в его произведениях: гордость, чувство свободы, умение жить, ставить перед собой цели и достигать иx, жертвовать собой благих целей.

Я полностью согласна с М. Горьким в его высказывании, что человек – это звучит гордо. Но только человек настоящий, свободолюбивый, тот, который имеет чувство собственного достоинства, ставит перед собой высокие цели и талантливо достигает их.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.


Сочинения по творчеству Горького М.

М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный Олимп. Все потому, что уже в первых своих произведениях он выступил новатором. Горьковеды уже в 20–30‑е годы заговорили о горьковском этапе в русской литературе XX века. Во многом они оказались правы.

Главный мотив в этих произведений — это жажда подвига, стремление посвятить свою жизнь, свои свободолюбивые порывы людям.

Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество, невозможность счастья. Они становятся рабами этого чувства, готовы отдать за свободу жизнь, но утрачивают способность жертвовать чем-то ради любимого человека.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы. ” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!” Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”.

Главная заслуга писателя заключается в том, что хилым персонажам с несчастными душонками, пытающимся разобраться в собственных болячках, он противопоставил героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигу во имя высокой идеи. Данко отдает свою жизнь ради спасения других людей. Ведущие образы написаны ярко, колоритно. Это герои не типические, как в литературе критического реализма, они просты, статичны, без развернутой предыстории и психологических характеристик.

Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Являясь представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и понимал родной язык, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений. В своих произведениях писатель отразил эпоху, в которую жил. Особенно это проявляется в его ранних рассказах. Молодой Горький ощущает в себе призвание литератора и пишет несколько романтических произведений, где выступает как автор и оригинальный рассказчик.

Он занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого направления значимость его очень велика.

Автобиографический герой-выходец из низов, который стремится к новым открытиям и познаниям. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его необыкновенное восприятие природы вносит в рассказы романтическое начало, радость, необычность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…”

Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этим мудрым человеком, потому что главное для него “ходить…”, “учиться и учить”.

Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.

Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.

Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности. В каждом из рассказов Горького присутствует тема свободы и силы человеческого духа. Каждый персонаж в рассказах постоянно сохраняет собственный жизненный принцип, жизненную позицию. Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, а всё остальное отрицают и игнорируют.

Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.

О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.

Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует спокойствие и сбалансированность жизни.

Таким образом, ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели. Я впервые увидел произведения, где рассказчик является непосредственным участником событий, а от его позиции зависит дальнейший сюжет рассказа.

В высказываниях Толстого, что весьма примечательно, мало мест; занимают суждения о литературе. Горький замечает по этому поводу:

Образ человека в позднем творчестве

романтическое творчество горького

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

Человек в творчестве Горького — это, прежде всего, свободолюбивая личность, независимый индивидуум. Писателю был интересен внутренний мир людей, он с завидным постоянством размышлял над их мечтаниями и стремлениями. Все персонажи прозаика живут на рубеже столетий, XIX и XX века, в период мощных политических потрясений. Но, как и люди любой другой эпохи, они имеют право выбора — соблюдать мораль или быть примитивными.

На примере этих двух произведений можно проследить внутреннюю эволюцию самого М. Горького. В начале жизни он думал, что борьба и жертвенность для всеобщего блага есть высший идеал. На закате творческого пути понимал — при самых сложных обстоятельствах нужно сохранять честь и не опускаться до инертного бессмысленного существования. При этом автор учитывал влияние непреодолимых жизненных обстоятельств: Мировая революция, никчемная политика государства, сложная экономическая ситуация. Горький преклонялся перед человеком творческим, способным ставить высокие цели и с упорством их преодолевать. Такой человек, в понимании писателя, звучит гордо!

Другие сочинения: ← Критика о повести Детство Горького↑ ГорькийЧто лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне? →

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

Правда и вымысел в автобиографическом произведении

Автобиография

– литературный жанр, описание автором своей жизни; произведение, где под видом описания жизни героя выводится жизнь самого писателя.

Героя зовут Николенька, автора – Лев. Если бы Толстой рассказывал о самом себе, героя звали бы его именем. Лев Николаевич потерял маму, когда был совсем маленьким, практически младенцем, герой Николенька – в 11 лет. Зачем писатель, рассказывая о самом себе, меняет имя героя и обстоятельства жизненной драмы? Это его литературная задача. Герой должен встретиться со смертью матери, когда он готов эту трагедию осмыслить. Тема Льва Толстого – мучительное взросление, расставание со счастливой жизненной порой (см. рис. 3).


И у Алексея Максимовича многое воспроизведено подлинно, а многое сочинено. Современная литература сочетает правду и вымысел, в ином случае не получится выразить глубинное содержание, рассказать о взрослении человеческой души, о пути к самому себе.

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Художественное исследование прошлого для Горького в те годы становится необходимой предпосылкой понимания современности. С этой точки зрения автобиографическая тема была для Горького темой глубоко современной. Он придавал тогда вообще особое значение автобиографическим произведениям, рассказу о жиз­ненных судьбах русских людей из народа.

Центральная проблема

В автобиографических повестях тема народной действительности и тема автобиографическая, художественно воплощающая глубинные процессы, происходящие в русской народной жизни и сознании русского человека, неотделимы

Не случайно старый Каширин называет ее матерью. Горький создал поэтический, величественный образ Матери

Новаторство

Вторая часть трилогии–вдохновенный рассказ о людях земли русской – плотниках, каменщиках, грузчиках, иконописцах,– в ко­торых скрыты самобытные качества художников, поэтов, философов, артистов.

В годы этих скитаний рождается у Алексея Пешкова чувство огромной любви к человеку

В процессе познания жизни в сознании Алексея преодолевается разрыв между мечтой и действительностью. В поисках героического он обращается уже не только к книгам, песням, сказкам, но к самой жизни. Пешков приходит к мысли, что правда жизни – в идеалах народа.

В повестях органически сочетаются трезвое видение мира с про­никновенным лиризмом, автобиографический, почти документальный рассказ с образами огромного обобщающего значения, передающими предгрозовую атмосферу русской жизни 1910-х годов.

[1] Горький М.

Собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 441.

[2] Горький М.

Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 496–497.

[3] Горький М.

Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 154.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Тема свободы

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.

Образ человека в позднем творчестве

Ведение

Многие авторы в созданных произведениях рассказывают о той жизни, которую они сами прожили. Их повести, рассказы, романы могут многое сказать нам о своих создателях. Одним из таких писателей и был Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении — Алексей Максимович Пешков).

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

История создания

Место человека в обществе – одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей. В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек – неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества. Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.

сочинение по творчеству горького

Жизнь и творчество

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

сочинение человек в творчестве горького

"Детство"

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

жизнь и творчество горького

Тема свободы

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

творчество максима горького

Легенда о Данко

Характерные черты этого персонажа – любовь к людям и самоотверженность. В этом образе заключается идея, которой подвержено раннее творчество Горького. Кратко о Данко можно сказать, что этот герой воспринимает свободу как возможность помогать людям, жертвовать собой для их спасения.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.

 творчество горького кратко

Образ человека в позднем творчестве

романтическое творчество горького

"На дне"

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

Читайте также: